сказка раз два горе не беда актеры и роли
Раз, два — горе не беда! (фильм)
Раз, два — горе не беда! | ||||||
Жанр | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
режиссер: | Михаил Юзовский | |||||
сценарий: | Юлий Ким | |||||
видеооператор: | Владимир Сапожников | |||||
композитор: | Ромуальдас Гринблат | |||||
художник: | Дмитрий Богородский | |||||
жанры: | фэнтези, мюзикл, семейный | |||||
Дата выхода | ||||||
на DVD: | 9 июля 2009 г. | |||||
Дополнительная информация | ||||||
Возраст: | 12+ | |||||
Длительность: | 1 ч. 49 мин. | |||||
Отзывы о фильме Раз, два — горе не беда! | ||||||
Он награждает тезку орденом с жемчугами, назначает фельдмаршалом и предлагает в жены собственную дочку Марию-Луизу. Но солдат неожиданно отказывается от всего. Видео к фильму «Раз, два — горе не беда!», 1988Отзывы критиков о фильме «Раз, два — горе не беда!», 1988Напишу сегодня о том фильме, который смотрел когда-то в детстве, а сейчас, в 35 лет, наткнулся на его упоминание, когда искал, как снимались советские фильмы. Так вот, тема сегодня — сказка (или не такая уж и сказка), после просмотра которой, я уверен, не один советский ребёнок просыпался в своей кроватке, слыша в ушах злобный хохот бронированного чудовища. Я не хочу вставать в позу олда, классического сорокалетнего старика с «раньше было лучше» и не дай б-г, «какую страну развалили!», нет, но этот фильм снят действительно круто. Лубочные картинки жизни русской деревни и царского двора с примесью иронично показанной клюквы и ездящих сами собой печек в первой половине фильма контрастируют с картинами войны, которая показана во второй. И вот тогда фильм, по-моему, вообще перестаёт быть детским. В кадре дым от пиротехники, горящие декорации и неумолимо движущееся чудовище, вышедшее из под контроля, с которым уже не могут сладить ни противники, ни те, кто его выпустил с последней командой «убивать всех и ломать всё». Меняется музыка, даже манера съёмки, начинают преобладать общие планы. Фильм, замечу, сняли люди, которые хоть и были в то время детьми, но войну всё-таки застали, наверное поэтому и не стали снимать для детей игровую войнушку, они сняли всё реально и страшно. Действительно страшно. Независимо от голливудских кинодеятелей и многих наших подражателей, Юлий Ким и Михаил Юзовский ещё в 1988-м году уловили, что монотонная и неостановимо, но неотвратимо наступающая на зрителя угроза, действует сильнее, чем скример из-за угла. И те самые просыпавшиеся в кроватках с криком советские дети, надо думать, почувствовали это на своих собственных маленьких шкурках. Особым достижением было бы, если бы кто остался заикой после этого фильма. Кто бы что не писал про советское кино, но Карбарас в фильме «Раз-два, горе не беда», реально страшный. Когда солдат Иван должен был подобраться к нему на пять шагов под шквальным огнём из пушек. Нет, серьёзно, это не детское кино, там даже намёков нет. Эти сцены сопоставимы со сценами из военных фильмов. Конечно, после просмотра мозг как всегда найдёт слабые места в любой идее. Почему, например, было не обойти его сзади — никто даже не попытался это сделать и т. д. Но это больше для самоуспокоения. Фильм ведь иносказателен, как мы уже договорились, и главная его идея при всей её простоте, не доходит до людей во всём мире и не берётся ими, как побуждение к действию. Конечно же, не надо стараться затоптать, победить, уничтожить, стереть с лица земли того, кто даже ещё не твой враг — врагом он станет ровно с того момента, как начнётся процесс уничтожения, или он будет врагом объявлен — а просто того, чья позиция отличается от твоей. Никого и никогда не доводило ни до чего хорошего следование идеям войны и насилия. Для кого это новость? К сожалению, глядя на происходящее в обществе сейчас, понимаешь, что оно опять сворачивает куда-то не туда, опять начинаются потрясания ядерными ракетами, миллиардные военные бюджеты и угрозы радиоактивным пеплам. А ведь простой детской сказкой (или не детской) дети страшного военного поколения пытались показать поздним советским детям другую, правильную идею. Не смогли, судя по всему, а очень старались. — Пап, ну ты прям как ребенок. — Что? Издеваетесь?! Умные все стали, да? Ну давайте — умничайте! А я в монастырь уйду! Всем, ну или почти всем зрителям, известны сказки о бравом Солдате. О том, как он умудрился сварить кашу из топора и о том, как он раздобыл волшебное огниво. А также сказки, где он благодаря хитрости, смекалки и щепотки везения умудрялся победить всякую сказочную нечисть, будь то Змей Горыныч или Баба-Яга. И не знаю как у вас, дорогие друзья, а у меня всегда возникал вопрос — а откуда же пришел солдат, ну или куда он путь то свой держит? И благодаря данной сказке мне удалось удовлетворить свое любопытство, ведь тут нам показываются Солдата, который, что называется, остепенился. Он служит царю-батюшке, живет с матерью и братом и мечтает о том, чтобы жениться на прекрасной Маруси. Ммм? О нет, Маруся не является дочкой короля. Это простая девушка из народа, которая всем сердцем любит Ивана-Солдата. Вот только подобный расклад многих людей не устраивает. И в первую очередь он не устраивает царя-батюшку, который по достоинству оценив заслуги Ивана, захотел перевести героя из солдат в фельдмаршалы, после чего выдать за него замуж свою дочку Марию-Луизу. И с точки зрения царя — все хорошо и все правильно. Иван — парень хоть куда, надежный защитник, человек с добрым сердцем, да и народ его любит. В общем этакая надежда и опора державы. А то что Иван любит «какую-то там» Марусю, то это не в счет. Царь приказал, а раз так то все должны его слушаться. Вот только Солдат не абы кто, а потому он отказывается от высокого звания и подает в отставку. Царь, понятное дело в ярости. Как это так! Ему отказали! Ну ничего, бравых защитников в Тридевятом царстве хватает. Да вот хотя бы брат Ивана — Фома, который все мечтал совершить какой-нибудь подвиг. И дочурку свою король выдаст за… да вот хотя бы за заморского принца Жан-Жана. Хотя нет, за него не надо. Фигляр какой-то, да и ведет себя как малое дитя, обижаясь на безобидные подтрунивания. Ну вот, войну объявил и грозится каким-то там Купоросом… Карборасом, во! Ну что ж надо Ива… Фому звать. Он то вмиг Карборасу рога то посшибает! Приблизительно с этого и начинается еще одна сказка за авторством Михаила Юзовского. И подобно тому, как сам Юзовский повзрослел со времен «После дождичка в четверг», так и его произведение ориентировано не столько на детей, а сколько на зрителей постарше. О нет, в фильме будет яркие и запоминающиеся герои, каждый со своей правдой, врезающиеся в память песни, и яркие костюмы, и качественные диалоги с не менее качественным юмором, но мораль, что вложена в сию сказку адресована прежде всего взрослым. И заключается она в том, что война — это страшно. Да, безусловно, в нашей стране было снято великое множество фильмов, повествующих о войне и о том, сколько страшное это явление, но подобное крайне редко подавалось посредством сказки, отчего данная мораль бьет наповал. Ведь, как скажет впоследствии король Жан-Жан в исполнении Караченцова: «Он просто хотел припугнуть всех, немного похулиганить, а потом спрятать Корбараса в ту самую табакерку из которой его достали». Да вот только войну невозможно замести под половик с видом будто ничего и не было. Она пронесется по миру и никто не сможет отсидеться в безопасности. Именно по этой причине Иван, услышав о том, что грядет война, повторил эту фразу с едва скрываемым ужасом. Ведь он то человек тертый, все в мире повидал и в войне, скорей всего, ему уже доводилось участвовать. В тоже самое время Фома, который рос в тени брата, воспринимает подобную новость с энтузиазмом. Ведь для него это возможность себя проявить и всем доказать, что он первый парень на деревне. Таким образом зритель видит происходящее с двух разных сторон — умудренный жизненным опытом Иван, что мечтает о мире и покое, и сильный Фома, что страдает от юношеского максимализма и пытается идеализировать войну: «Вот я на нее пойду и сразу же стану мужчиной. Люди меня начнут уважать». И ведь образы получились такими знакомыми и такими настоящими, что впервые увидев данную сказку следишь за приключениями обоих героев. И к Фоме можно относится с негативом, но одного у него не отнять, он прикидывается силачом без мозгов, но он не обделен интеллектом и его поступок в финале картины это отлично продемонстрирует — хитрый и расчетливый человек. Мне он напомнил Гастона из «Красавицы и чудовища»… возможно лишь мне. Впрочем, другие герои данной истории вызывают не меньше чувств и эмоции. Что царь Иван в исполнение Табакова и который по своим повадкам напоминает самодержца из реальной истории, а именно Леонида Брежнева. Та же любовь к орденам, та же манера речи и поцелуи, как проявление сильных чувств. Что мама Марьи в исполнении Елены Санаевой — хитрая и расчетливая женщина, делающая все для собственной выгоды и не считаясь ни с чьим мнением. Но все они меркнут по сравнению с Митькой, шутом. Так вот, Мичислав Юзовский (Не иначе как сын режиссера) создал яркий образ человека, который придуривается, дурачится, но при этом говорит окружающим правду-матку в лицо. А потому неудивительно, что царь Иван прислушивается к тому что говорит шут куда чаще, чем к словам своих доверенных советников. Ведь говорит герой Мичислава Юзовского сплошь правильные вещи. Итог? Яркая, интересная и неглупая сказка. В которой поднимаются весьма серьёзные темы и та же сцена с живой водой, а вместе с ней и песня, получились незабываемы. Стоит ли смотреть данный фильм? И смотреть и пересматривать. Ведь перед нами одна из последних сказок ушедшей эпохи. Эпохи, когда люди еще верили в чудеса, а кинематографисты снимали фильмы не ради денег и славы, а ради любви к искусству. Пока не поздно — спасайте мир! Нельзя нам больше терпеть…Царь Иван — простой как валенок отец народа, даже немного быдловатый, зато понятный народу; капризный как ребенок, но по-видимому искренне считающий, что царствует на благо народу. Собирательный образ царей, советских правителей и, как мы теперь видим, современных чиновников и президентов. «Глупость? А хоть бы и глупость, да не простая, а царская». Фраза не в бровь, а в глаз, в дальнейших комментариях не нуждается. Король Жан-Жан — тщеславный император-завоеватель: «Если к вашему царству приложить руки, может получиться приличная страна». Ничего не напоминает? Лично мне — еще как. И не США, как может показаться на первый взгляд, а любых наших заклятых друзей, стремившихся завоевать нашу страну или как минимум лезть во все государственные дела и диктовать что Россия «должна» или «не должна» делать, чтобы стать «цивилизованной страной». И в то же время, как выясняется, способный на человечность (спасающий Ивана, пожертвовав воду вместе со всеми) и на самоиронию (сцена «Жан-Жан по-вашему Иван Иваныч»). Иван — воплощение русской воинской доблести и вообще положительного образа русского человека, простоты, но никак не недалекого «русского Ваньки», а именно в хорошем смысле простой — не привыкший стелиться перед власть имущими, говорящий правду в глаза и помимо всего прочего не страдающий комплексами из-за «негероического» имени (думаю, многие предпочли бы быть Георгиями Победоносцами или Ричардами Львиное Сердце) и просто богатырь на Руси. Многим не помешало бы запомнить фразу, которую он говорит в начале фильма: «Слово дают не для возврату, а окончательно». Маша-Лиза — отнюдь не ванильная красотка, какими обычно представляют принцесс, а вполне мудрая и, что забавно, дерзковатая девица, которая не отступает от своего решения, верная Даниле (сомневаюсь я, что многие на ее месте остались бы верными «технику-графу» и не купиться на заморского жениха). Данила — само собой Данила-мастер. Шут Митька — выражаясь по-современному, тролль. Причем всех и вся — и короля, и царя и даже простых людей. «Ура, ура, ура и все, а ты пшёл вон отсюда». Для 80-х годов очень остро звучала фраза «вы предложили, они поддержали, а царь-батюшка утвердил». В общем, полностью оправдывает свое амплуа. Князь — типичный карьерист и царедворец, не лишенный обаяния (возможно потому что его играет Семен Фарада). Фома — вот этот персонаж для меня лично очень неоднозначен. «Первый парень на деревне» и вместе с тем младший брат, постоянно завидующий герою старшему брату («потому что родился раньше, все пенки ему»), не знающий куда девать силу из-за чего постоянно ломает сараи, раскидывает своих, чтоб чужие боялись и так далее. Ведь именно из-за его ложного героизма и сильнейшей жажды стяжать хоть часть славы происходит самое страшное — выходит из строя Карбарас, а такое происходит всегда, когда русский человек находит вход в сложную ситуацию, чтобы героически из нее выйти. Именно поэтому Фому жаль — сила есть, ума нет потому и силу девать некуда и серьезные отношения с женщиной не складываются. Однако видно, что он по-своему Ивана любит — очевидно, что ему небезразлична оценка брата его поведения на поле битвы, да и видно, что в критический момент он без колебаний отдал умирающему брату свою долю живой воды (впрочем, остается открытым вопрос случайно ли он споткнулся, поднося кубок или хотел его разлить, а может быть это был «внутренний враг», который толкнул его под локоть, тот же, что пел «не давай живую воду»). В целом, несмотря на кажущуюся комичность и детскость, проблемы поднимаются отнюдь не детские: война из-за амбиций, понимание того, что война не может оставаться на уровне «пошумели, разошлись, сыграли свадьбу», самопожертвование, умение оставаться собой и не отступать от своего слова, жизнь ради материальных благ, а ради совести и многое другое, что многим кажется смешным и надуманным. Нам бы поле перейтиЧто со мной поделать, люблю сказки. Эта — одна из любимых с детства. И чем больше я её смотрю, тем больше нахожу в ней смыслов и идей. Несмотря на то, что сказки традиционно ассоциируются у нас с примитивной моралью и стереотипными чёрно-белыми персонажами, этот фильм получился, на мой взгляд, очень ярким, интересным, добрым и глубоким. Актёрский состав — истинное украшение фильма. Особенно пара Табаков-Караченцев, их Иван Иванович и Жан Жан отлично сыграли своенравных, порой недалёких, но в то же время таких узнаваемых сказочных персонажей. Смотреть на них — одно удовольствие. Шут Митька также получился очень выразительным. Никто из главных действующих лиц не выделялся особенно, но каждый привнёс какую-то изюминку в роль. В сказке много сюжетных линий и на самом деле поднимается много довольно серьёзных проблем. Отношения братьев, один из которых дико завидует другому и в то же время беспокоится о нём, проблема истинного и ложного героизма, тема войны, развязанной из-за чьей-то прихоти, любви, конечно же, — фильм очень насыщен, и при этом все линии искусно сплетены, перетекают одна в другую и завершаются, как положено, полной победой добра. Привлекает внимание оформление костюмов: соединение аляповатого стиля народной игрушки и европейских пышных платьев освежает сказку, как и вообще появление средневековых рыцарей, лекарей и других интересных мелочей. Хотелось бы отметить некоторые просто красивые сцены: Иван в красной рубахе идёт по заросшему маками полю, рыцарь снимает рогатый шлем и тоже оказывается человеком, способным на поступок, Фома без колебаний отдаёт брату живую воду… Такие мелочи рассыпаны по фильму, именно они придают сказке глубину притчи. Все песни, на мой взгляд, тоже пришлись к месту. Чего стоит только этот вкадчивый шёпот: «Не давай живую воду…» Просто мурашки, будто подленький голос идёт не с экранов телевизора, а звучит внутри тебя самого. И последняя песня настраивает на какой-то грустно-умиротворённый лад и выражает что-то такое своё, родное, чему трудно найти название. Но это всё суховатое перечисление фактов, а если говорить о впечатлениях, то сказка учит добру и состраданию, учит видеть человека даже по врагах, учит жить в мире и любить свою землю. А что ещё нужно детям? Да и взрослым тоже. Кому с нами по пути… Я свидетель того, что было после съёмок этого фильма.Место проведения съёмок — Крымские горы, Долгоруковская яйла (СССР, Украинская СССР, Крымская область, Симферопольский район, по прямой на карте — километров 6 северо-восточнее от с. Перевального, по-сути над, как я знаю, самой большой в Европе — Красной пещерой). Примерные географические координаты места, в котором или в округе которого были съёмки фильма: Тогда здесь был военный полигон для танковой части (из-за Украины её казармы теперь заброшены, разграблены, разрушены). Но последствия и танковых учений, и съёмок этого фильма, безусловно, остались. Ущерб природе налицо. Как это ни странно, для того времени, в газете «Крымская правда» об этом тогда всё-таки сказали. А я и мои друзья своими глазами видели: — сожжённые огнемётом при съёмках макеты «сгоревших домов» (разрисованная фанера); — сожжённую и изрытую для съёмок почву (природа); — остававшиеся после съёмок «скалы» (каркас был покрыт тканью, это было обмазано штукатуркой светло-серого цвета); — оставался «БАРБАРАС» или чуть иначе названный в фильме «механизм», управляемое «чудовище», он, надо сказать, весьма массивный в размерах — высотой примерно в 3-этажный дом, а основой этого макета, для его движения, был большой грузовик. Сам же итог съёмок фильма — он весьма далёк от шедевров советского кинематографа в сказках, хотя смотреть можно. Но лучше бы нашим кинематографистам всё-таки беречь природу, при съёмках фильмов. Да и снимали бы получше, поинтереснее. Как раньше! Фэнтези Раз, два — горе не беда! появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Михаил Юзовский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Владимир Фёдоров, Виктор Бунаков, Наталья Крачковская, Олег Табаков, Гелена Кирик, Елена Кондулайнен, Андрей Соколов, Татьяна Пельтцер, Николай Караченцов, Марина Яковлева, Георгий Мартиросян, Владимир Епископосян, Семен Фарада, Елена Санаева, Юрий Чернов. Раз, два — горе не беда! (фильм)
|