сияние стэнли кубрик актеры
КИНОАЛЬМАНАХ: «СИЯНИЕ» 1980 г.
Продюсер Ян Харлан во время кинофестиваля «Ретроспектива Стэнли Кубрика» в Санкт-Петербурге в апреле 2014 года заявил, что Джек Николсон был единственной кандидатурой на роль Джека Торрэнса. Тем не менее, до этого многие источники показывали, что Кубрик на эту роль рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого видел в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был недостаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим. Между тем, сам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил своё убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид.
В книге действуют живые кусты-животные, которые двигаются только тогда, когда на них не смотрят. Однако Кубрик поменял их на большой лабиринт из живой изгороди из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым. На строительство декораций снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола. Сам лабиринт был построен в натуральную величину на аэродроме возле «Elstree studios», причём в нём действительно можно было заблудиться.
На роль Дэнни пробовалось пять тысяч мальчиков со всего Среднего Запада. До Дэнни Ллойда на эту роль претендовал мальчик из фильма «Близкие контакты третьей степени» Кэри Гуффи, но его родители отказались давать согласие, едва ознакомившись со сценарием.
По данным исследования сайта Play.com самым страшным моментом в истории кинематографа была признана сцена из фильма «Сияние», когда Джек Торренс выламывает топором дверь в ванную.
Стэнли Кубрик хотел снимать фильм в хронологическом порядке. Учитывая различные декорации, подготовленные для фильма, и действие, постоянно перемещающееся из одной декорации в другую, абсолютно все съёмочные площадки и декорации, сделанные для картины, должны были быть доступны для съёмок в любое время. Поэтому все павильоны студии «Elstree Studios» были заняты только декорациями «Сияния». Съёмки начались 1 мая 1978 года и закончились в апреле 1979 года. Когда съёмочный процесс уже близился к концу, на студии начались съёмки 5-й части эпопеи «Звёздных войн» «Империя наносит ответный удар» и искусственный горный снег, которым застлан отель «Оверлук», позже использовался для съёмок эпизодов на планете Хот. Стивен Кинг, присутствовавший на съёмках «Сияния», посетил съёмочную площадку «Войн» и пообщался с режиссёром Ирвином Кершнером. В дальнейшем это отразилось в романе «Оно», где Кершнер был выведен в качестве персонажа по имени миссис Керш, которая «говорит, как Йода».
Фильм был снят камерой классического формата 1,37:1 со скрытым кашетированием для печати в кашетированном формате 1,85:1. Прокатные фильмокопии для кинотеатров США были изготовлены с этим соотношением сторон, а европейские — с более популярным в Европе 1,66:1. Впоследствии, при изготовлении VHS и DVD-релизов, в соответствии с последней волей Кубрика, изображение кадра негатива было использовано полностью, чтобы заполнить телевизионный кадр 4:3. Поэтому, на этих видеокопиях видны части изображения, обрезанные в кинотеатральных версиях. В релизах Blu-Ray фильм распространяется в формате 16:9, близком к первоначальному замыслу.
Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977). По словам актрисы Анжелики Хьюстон, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съёмок, он падал в кровать и немедленно засыпал. А Шелли Дювалл до того вымоталась во время съёмки сцены, где Венди запирает Джека в продуктовом складе, что с ней чуть не случился обморок от перенапряжения.
Во время съёмок актёры иногда подавали собственные идеи для тех или иных сцен. Например, сцена, где Джек, разминаясь, бросает теннисный мяч в стену, была придумана Джеком Николсоном. В сценарии она была описана просто — «Джек не работает». А идея, что Дэнни шевелит указательным пальцем каждый раз, когда говорит с Тони, была предложена самим Дэнни Ллойдом.
По словам Шелли Дювалл, её роль требовала такого постоянного стрессового состояния, что в какой-то момент из-за огромного количества дублей она уже не могла больше плакать. Чтобы добиться от неё нужного результата, Стэнли Кубрик перед началом съёмок потребовал от всей съёмочной группы, чтобы никто на съёмках не симпатизировал, не поддерживал и не говорил комплименты Шелли. Сам же Кубрик придирался к любым мелочам в её актёрской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии. Доходило даже до того, что режиссёр в присутствии всей съёмочной группы кричал на Шелли, что она впустую тратит его время и время съёмочной группы. Позднее Дювалл согласилась, что Кубрик сделал всё возможное, чтобы добиться от неё максимально правдоподобной актёрской игры, и она нисколько не винит его за использованные методы.
Фотография 1921 года в концовке фильма подлинная с единственным изменением: голову Джека Николсона «прикрутили» к телу другого человека. Изначально Стэнли Кубрик намеревался собрать массовку и сделать фотографию, однако позднее он решил, что лучше подлинной фотографии ничего быть не может. В свою очередь другая подлинная фотография «Identical Twins, Roselle, New Jersey, 1967» Дианы Арбус послужила вдохновением для кадра с дочерьми Грэйди.
В качестве камео можно увидеть дочь Стэнли Кубрика, Вивиан Кубрик, в сцене вечеринки. Она одета в чёрное платье и сидит на правой стороне дивана, ближайшего к бару, куда подходит Джек.
Для съёмок сцены, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, были сделаны облегчённые двери, которые Джек Николсон, работавший добровольцем в пожарной службе, ломал слишком легко. После нескольких дублей пришлось делать новые, более тяжёлые и массивные двери. В итоге сцену снимали три дня, а Николсону пришлось разломать около 60 дверей.
В качестве внешнего вида отеля «Оверлук» на панорамных кадрах заснят отель «Тимберлайн-Лодж» в Орегоне. Все внутренние сцены были сняты в декорациях на «Элстри-Студиоз» в Англии, ни одна из которых не имеет ничего общего с реальным внутренним интерьером этого отеля. Для сцены снаружи, где показана местность с лабиринтом, тоже была построена декорация, за основу которой была взята южная часть «Лодж». В реальности «Тимберлайн-Лодж» расположен на пологом склоне и у его входа есть крыльцо с каскадом ступеней. Декорации зала «Колорадо» были основаны на интерьере отеля «Авани» в Йосемитском национальном парке. Люстры и окна до сих пор почти идентичны тем, что там есть. От декорации зал отличается в основном тем, что камин расположен в нём в совсем другой стороне и отсутствием лестницы. Вестибюль «Авани» также послужил основой вестибюля «Оверлука» с красными колоннами. Декорации зала «Колорадо» впоследствии использовал Стивен Спилберг в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Два лифта из сцены с потоками крови тоже были скопированы с лифтов из «Авани».
Фразу, которую Джек раз за разом набивает на пишущей машинке — «All work and no play makes Jack a dull boy» («Сплошная работа и отсутствие развлечений превращают Джека в зануду»), специально для иностранных версий Кубрик напечатал на соответствующих языках и потом снял на плёнку, кадры из которой пошли в соответствующие версии. В итальянской это — «Il mattino ha l’ oro in bocca» («Тот, кто рано встаёт, встречает золотой день»), в немецкой — «Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen» («Никогда не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать сегодня»), в испанской — «No por mucho madrugar amanece mas temprano» («От того, что встанешь ни свет ни заря, рассвет не наступит раньше»), во французской — «Un ‘Tiens’ vaut mieux que deux ‘Tu l’auras’» («Птица в руке стоит двух в кустарнике»). В Италии, Германии, Испании и Франции версии с соответствующими кадрами, помимо кинопроката, выходили на видео и транслировались по телевидению, но на DVD были изданы только версии с кадрами английского текста.
Фильм стал одним из первых, в съёмках которых была использована система стабилизации камеры «Стэдикам». Некоторые сцены, в которых камера движется (проезды Дэнни по коридорам на велосипеде, прогулка Дэнни и Вэнди по лабиринту, Дэнни там уже убегает от Джека), сняты с применением этого устройства. Изобретатель системы Гарретт Браун (англ. Garrett Brown) принял полноценное участие в съёмках как один из операторов, о чём опубликовал статью в журнале «American Cinematographer». Почти все кадры с Дэнни были сняты «от бедра» — то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни (позднее Стивен Спилберг использовал такой эффект в своём знаменитом фильме «Инопланетянин»). Для съёмок этих сцен Гарретт Браун закреплял камеру «Стэдикам» в специальной люльке, подвешенной к горизонтальному штативу, который крепился к поясу Брауна. Благодаря этому он во время съёмки мог свободно ходить, выпрямившись в полный рост, а камера была расположена на уровне его коленей. В перерывах между съёмками Браун вынимал камеру из люльки и сажал туда Дэнни Ллойда, так как мальчик весил почти столько же, сколько камера.
А теперь, сплетницы, вопрос. Помните, финальный кадр показывает стену отеля с фотографиями, на которых изображены наиболее значимые события из жизни отеля. На коллективной фотографии, изображающей бал, состоявшийся в 1921 году, среди толпы людей присутствует улыбающийся Джек. Кто-нибудь понял, что это значит? Может быть, в книге это как-то объясняется, если в ней есть этот момент.
Чтобы не было совсем страшно, гифка со съемок:
Обновлено 28/12/14 02:06:
Вот кажется и ответ на мой вопрос про фото: После ссоры с женой Джек заходит в Золотой зал отеля со словами «я бы душу сейчас отдал за глоток выпивки». Неожиданно в зале он обнаруживает знакомого бармена Ллойда, а пустой бар оказывается полон выпивки. Бармен наливает ему, и Джек, не обнаруживший в кармане денег, не замечает, что за выпивку продал душу.
Сияние
«Сияние» — культовый фильм ужасов Стэнли Кубрика по одноимённому роману Стивена Кинга. Люто, бешено любим и столь же люто и бешено ненавидим зрителями, а также самим автором исходного произведения. Последнее, впрочем, совершенно неудивительно, так как Кубрик, сукин такой сын, не только изменил до неузнаваемости замысел автора и свёл к минимуму мистический элемент, но вдобавок умудрился практически затмить славу оригинального романа! Семнадцать лет спустя мэтр ужасов и примкнувший к нему Мик Гэррис попробовали отыграться, выпустив «правильную» и дотошную экранизацию романа, однако их усилия оценили лишь самые принципиальные фэны Кинга. Нет, сериал получился неплохой, добротный, но рядом с версией Кубрика он смотрится стандартной мистической страшилкой (в чём роман обвинить было никак нельзя).
А вот фильм Кубрика прочно вошёл в историю, заняв первое место в рейтинге самых страшных фильмов, стал объектом для подражания и угнездился в массовом сознании, разойдясь на фотожабы, мемы и цитаты не хуже комедий Гайдая: трудно найти того, кто не помнил бы пробитую топором дверь, кровь, хлещущую из лифта, «редрам», «А вот и Джонни!»… Выкусите, хейтеры.
После попытки 1997 года никто больше не смел подступиться к шедевру Кубрика, и только в 2019 году вышел сиквел фильма (снова по роману Кинга) — «Доктор Сон».
Содержание
Сюжет [ править ]
Жил-был нормальный мужик по имени Джек Торренс с женой-крас… ну, во всяком случае, милой и доброй. А также сынком лет пяти, которого временами мучили странные припадки и приступы ясновидения. Зарабатывал себе и близким на хлеб Джек писательством, что означает — не зарабатывал ни хрена. С такого горя конкретно побухивал, мог сгоряча «приласкать» жену и сына тяжелой рукою, но в итоге надёжно завязал.
А поскольку кушать самому и кормить семью таки надо, устроился Джек на зиму смотрителем в роскошный отель высоко в горах Колорадо. Отель, надо сказать, с давней и богатой историей по части убийств и разврата. Прошлый смотритель, некто Делберт Грейди, вооружившись топором, зарубил жену и дочек-близняшек, после чего снес себе макушку выстрелом из ружья, но Джек-то не настолько поехавший, верно?
Итак, семья заселилась в отель, несмотря на жуткие видения будущего, терзающие малыша Дэнни. Старенький чернокожий повар Дик Холлоран, наделённый точно таким же даром, который он называл «сиянием», предупредил Дэнни, чтобы тот, ежели что случится, мысленно позвал его. И позвать в конце концов пришлось, ибо чертовщина в отеле воистину вышла за всякие рамки, а Джек стал всё многозначительнее поглядывать на топор…
Что особенного в более чем двухчасовом фильме про алкаша с топором? [ править ]
Из простейшей истории (ещё больше упрощённой при переносе на экран) Кубрик создает потрясающее по силе полотно бытового безумия. Отель «Оверлук» со всем его холодным великолепием и призраками былой роскоши — кривое зеркало души протагониста, воплощенных грёз писателя-неудачника, прозябающего в безвестности с дурнушкой-женой и странным ребёнком. Блеск, или, если хотите, «сияние» этих грёз — обратите внимание, сколь многозначно это слово в картине Кубрика! — вкупе с чувством вины и ощущением собственной никчёмности, желания чего-то добиться в жизни, ослепляет Джека, выжигает разум, совесть и любовь к своим близким, которые становятся обузой, помехой в погоне за призрачной мечтой. «Ты станешь сверхчеловеком, таким же как мы, одним из нас, — нашёптывают Джеку давно почившие кинозвёзды и акулы бизнеса, — надо только отбросить условности и мораль, преступить черту, оставить позади безрадостное прошлое…». Итог закономерен: потерявший человеческий облик Джек, заблудившись в зеленом лабиринте, словно в темных закоулках собственного больного разума, гибнет в тщетной попытке добраться до недосягаемого «сияния» в конце туннеля.
Сияние (фильм)
Стэнли Кубрик
Дайана Джонсон
Венди Карлос
Рэйчел Элкинд
The Producer Circle Company
Peregrine Productions
Hawk Films
2 октября 1980 (Великобритания)
144 минуты (американская)
Соединенные Штаты Великобритания
Джек Николсон
Шелли Дюваль
Скэтмен Крозерс
Дэнни Ллойд
Содержание
Сюжет [ ]
Проходит месяц, и писательский проект Джека идет в никуда. Тем временем, Дэнни и Венди веселятся и идут в лабиринт живой изгороди отеля; Джек обнаруживает модель этого лабиринта, видя Венди и Дэнни внутри него, в одном из холлов отеля. Венди обеспокоена тем, что телефонные линии отключены из-за сильного снегопада, и у Дэнни есть более пугающие видения. Со течением времени Джек постепенно начинает вести себя странно и разочарованно, часто склонный к вспышкам насилия. Любопытство Дэнни по поводу номера 237, наконец, берет верх над ним, когда он видит, что комната была открыта. Позже Дэнни появляется с синяками на шее и явно травмированный, заставляя Венди думать, что Джек злоупотреблял Дэнни.
Джек забредает в Золотой зал отеля, где он встречает призрачного бармена Ллойда (Джо Тёркел) который подает ему бурбон со льдом. Джек жалуется бармену на свои отношения с Венди. После этого Венди появляется и извиняется за обвинение Джека, объясняя, что Дэнни сказал ей, что «сумасшедшая женщина в одной из комнат» была ответственна за его травмы. Джек исследует номер 237 и сталкивается с призраком по имени Лоррейн в виде молодой обнаженной женщины в ванной комнате, имеющей ванну, которая выходит и целует его. Во время этого поцелуя она превратилась в довольно старую гниющую женщину, которая прогоняет Джека, посмеиваясь над его неверностью. Джек говорит Венди, что ничего не видел. Венди и Джек спорят о том, следует ли Дэнни удалить из отеля, и Джек возвращается в Золотой зал, теперь заполненный призраками, имеющими костюмированную вечеринку. Здесь он встречает того, кого он считает призраком предыдущего смотрителя, Грейди (Филип Стоун), который говорит Джеку, что он должен «проучить» свою жену и ребенка. Позже Джек саботирует двустороннее радио отеля и снегоход, отрезая связь и доступ к внешнему миру.
Тем временем во Флориде у Холлорана появляется предчувствие, что в отеле что-то не так, и он летит обратно в Колорадо для расследования. Дэнни начинает отчаянно выкрикивать слово » ЯНЗЕР «и впадает в транс, теперь называя себя «Тони». Венди обнаруживает пишущую машинку Джека и то, что он печатал бесконечные страницы повторяющейся рукописи «Работа и отсутствие развлечений делают Джека занудой», отформатированной в разных стилях. В ужасе она сталкивается с Джеком и он нападает на нее, но она сбивает его с ног бейсбольной битой и запирает в кладовке кухни. Джек разговаривает через дверь с Грейди. Тот говорит ему, что его жена «обскакала его» и считает мистера Торранса слишком мягкотелым. Джек просит последнего шанса, после чего Грейди отпирает дверь, освобождая его.
Дэнни пишет » ЯНЗЕР » помадой на двери спальни Венди, что означает слово «резня», написанное задом наперед, как видно из зеркала. В этот момент Джек, вооруженный пожарным топором, начинает рубить дверь, ведущую в жилые помещения его семьи. В отчаянном маневре Венди отправляет Дэнни через окно ванной комнаты, но не может пролезть через него сама. Затем Джек начинает рубить дверь ванной топором и ухмыляется через дыру, которую он сделал, крича знаковую реплику «Вот и Джонни!», но отступает после того, как Венди рубит ему руку мясницким ножом. Услышав шум мотора снегохода, который Холлоран одолжил, чтобы подняться на гору, Джек выходит из комнаты и начинает бродить по отелю, устраивая засаду и убивая Холлорана топором в вестибюле. Затем Джек преследует Дэнни в лабиринте живой изгороди, следуя по его следам, но вводится в заблуждение, когда Дэнни удается пройти назад по своим собственным следам и он прыгает за угол, покрывая свои следы снегом. Венди и Дэнни убегают в снегокате Холлорана, в то время как Джек медленно замерзает до смерти в снежном лабиринте.
Персонажи [ ]
Факты [ ]
Европейская версия [ ]
Для его выхода в Европе Кубрик вырезал около 25 минут из фильма. Вырезанные сцены включали более длительную встречу между Джеком и Уотсоном в отеле, Дэнни посещал врач (Энн Джексон), включая ссылки на Тони и то, как Дэнни был однажды избит Джеком в пьяной ярости, больше кадров попыток Холлорана добраться до отеля во время метели, включая последовательность с дежурным гаража (Тони Бертон), расширенные диалоговые сцены в отеле и сцену, где Венди обнаруживает группу скелетов в вестибюле отеля во время кульминации. Джексон и Бертон приписываются в европейской печати, несмотря на то, что их сцены были вырезаны из фильма. По словам Харлана, Кубрик решил вырезать некоторые последовательности, потому что фильм был «не очень хорошо принят», а после Warner Bros. пожаловались на его неоднозначность и длину. Российский дубляж фильма был сделан в 2014 году студией Пифагор и только на Европейскую версию.
Сцена, где Джек одержимо пишет на пишущей машинке «Работа и отсутствие развлечений делают Джека занудой», была снята, меняя язык машинописи на итальянский, французский, испанский и немецкий, потому что фильм будет дублироваться на этих языках в своих странах:
Итальянский: Il mattino ha l’Oro in bocca («Утро имеет золото во рту», эквивалент английской пословицы «Ранняя пташка ловит червяка»)
Испанский: No por mucho madrugar amanece más temprano («Проснувшись раньше, вы не заставите рассвет наступить раньше.»)
Немецкий: Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen («Не откладывайте на завтра то, что вы можете сделать сегодня»)
Французский: Un «Tiens» vaut mieux que deux «Tu l’Auras» («один ‘ Ваш ‘ лучше, чем два ‘У вас будет это’ «)
В итальянской версии Николсон был дублирован Джанкарло Джаннини; Кубрик послал ему поздравительное письмо за его отличную работу в качестве актера голоса.
Два альтернативных варианта были использованы в рекламном ролике британского телевидения.
Сияние (фильм)
Стэнли Кубрик
Роберт Фрайер
Жан Хэрлан
Мэри Лиа Джонсон
Венди Карлос
Рэйчел Элкинд
«Сияние» (англ. The Shining ) — культовый [1] фильм ужасов Стэнли Кубрика, снятый в 1980 году по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга. Несмотря на множество негативных рецензий в год выхода на экраны, «Сияние» регулярно фигурирует в списках наиболее значимых и высокохудожественных фильмов жанра, а также в списке лучших фильмов по версии IMDb.
Содержание
Сюжет
Единственным другом Дэнни является воображаемый мальчик Тони, который якобы живёт у Дэнни во рту. Тони может предвидеть будущее и показывать Дэнни сцены из прошлого. Родители рассматривают Тони не более как плод детского воображения.
Мать застаёт Дэнни в трансе и показывает врачу, но тот никаких физических расстройств не находит. Из разговора с матерью выясняется, что странности с ним начали происходить после того, как его отец напился и вывихнул ему руку. Теперь Джек бросил пить, пообещав, что если он возьмёт в рот хоть каплю, жена имеет право бросить его.
Семья переезжает в гостиницу в день закрытия сезона, где для них проводят экскурсию. Шеф-повар, негр Дик Хэллоран (Скэтмен Крозерс), обладая даром телепатии, угадывает в мальчике родственную душу, и, оставшись с ним наедине, рассказывает Дэнни о том, что некоторые люди наделены «сиянием», то есть могут видеть больше, чем другие. Дэнни спрашивает, есть ли в отеле что-нибудь, чего следует опасаться, и Дик советует ему избегать комнаты 237.
После происшествия в комнате 237 Дэнни начинает говорить голосом Тони. Его мать, обеспокоенная этим, хочет поговорить с Джеком и спускается в холл — его «рабочий кабинет». Она обнаруживает, что все, что написал Джек за месяц работы — одна бессмысленная фраза, повторенная множество раз на каждой отпечатанной странице. Венди в недоумении. Внезапно появляется Торренс. Он взбешен, обвиняет жену и требует отдать ему биту.
Он подходит к своей жене и говорит ей «не бойся, я не трону тебя, а просто вправлю тебе мозги». Та бьёт его бейсбольной битой, которую она взяла на всякий случай, заметив, что муж стал слишком странным. Упав с лестницы, Джек теряет сознание и жена запирает его в кладовке с едой. Затем к нему являются духи, которые настоятельно рекомендуют завершить своё намерение.
Выбравшись из заточения, Джек поднимается наверх и при помощи топора врывается в комнату, где прятались его жена и сын. Однако Венди удается спрятаться в ванной и открыть небольшое окошко, ведущее на улицу. Венди помогает Дэнни вылезти через окно, и когда Джек, прорубив дверь, пытается войти внутрь, ранит ему руку кухонным ножом. В это время повар, с которым ранее сумел связаться Дэнни, использовав свой дар, наконец приезжает к отелю и заходит внутрь. Джек отвлекается, оставляет жену и идет искать повара. Тем временем Венди выходит из комнаты в поисках сына.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Джек Николсон | Джек Торренс Джек Торренс |
Шелли Дюваль | Венди Торренс Венди Торренс |
Дэнни Ллойд | Дэнни Торренс Дэнни Торренс |
Скэтмен Крозерс | Дик Хэллоран Дик Хэллоран |
Барри Нельсон | Стюарт Улман Стюарт Улман |
Филип Стоун | Дилберт Грэйди Дилберт Грэйди |
Джо Тёркел | Бармен Ллойд Бармен Ллойд |
Энн Джексон | доктор |
Тони Бертон | Ларри Дуркин Ларри Дуркин |
Лия Белдам | девушка в ванной |
Билли Гибсон | старуха в ванной |
Барри Деннен | Билл Уотсон Билл Уотсон |
Дэвид Бакст | Лесник #1 |
Лесник #2 | |
Мэннинг Редвуд | |
Лиза Барнс | дочь-близняшка Грэйди |
Робин Паппас | медсестра |
Над фильмом работали
История создания
Трейлер
Подготовка к съёмкам
На роль Джека Кубрик рассматривал кандидатуры Роберта Де Ниро, которого он наблюдал в «Таксисте», и Робина Уильямса, которого видел в сериале «Морк и Минди». Впоследствии он отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был недостаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим. Во время подготовок к съёмкам Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил своё убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актёра с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид. [4] Стивен Кинг также не одобрил Шелли Дювалл на роль Венди. По мнению Кинга, Венди — это стереотипная блондинка, никогда раньше не сталкивавшаяся с настоящими трудностями в жизни. По мнению же Кубрика, Шелли слишком ранимая и повидавшая многое в жизни, что является полной противоположностью образа в представлении Стивена.
Изначально Ллойда (бармен) должен был сыграть Гарри Дин Стэнтон, однако он не смог принять участия в съёмках из-за занятости на съёмках «Чужого».
В книге действуют живые кусты-животные, которые двигаются только тогда, когда на них не смотрят. Однако Кубрик поменял их на большой лабиринт из живой изгороди из-за того, что подобный спецэффект казался ему малоосуществимым. На строительство декораций снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола. Сам лабиринт был построен в натуральную величину на аэродроме возле «Elstree studios», причём в нём действительно можно было заблудиться.
На роль Дэнни пробовалось пять тысяч мальчиков со всего Среднего Запада. До Ллойда на эту роль претендовал мальчик из фильма «Близкие контакты третьей степени» Кэри Гуффи, но его родители отказались давать согласие, едва ознакомившись со сценарием.
Создание музыки
Венди Карлос и Рэйчел Элкинд написали электронный саундтрек к фильму, который практически полностью был отвергнут Стэнли Кубриком. Из их саундтрека в фильме сохранились только музыка на начальных титрах и ещё несколько незначительных элементов по ходу действия фильма.
Съёмки
Стэнли Кубрик хотел снимать фильм в хронологическом порядке. Учитывая различные декорации, подготовленные для фильма, и действие, постоянно перемещающееся из одной декорации в другую, абсолютно все съёмочные площадки и декорации, сделанные для картины, должны были быть доступны для съёмок в любое время. Поэтому все павильоны студии «Elstree Studios» были заняты только декорациями «Сияния». Съёмки начались 1 мая 1978 года и закончились в апреле 1979 года.
В качестве внешнего вида отеля «Overlook» на панорамных кадрах заснят отель «Timberline Lodge» в Орегоне. Все внутренние сцены были сняты в декорациях на «Elstree Studios» в Англии, ни одна из которых не имеет ничего общего с реальным внутренним интерьером этого отеля. Для сцены снаружи, где показана местность с лабиринтом, тоже была построена декорация, за основу которой была взята южная часть «Lodge». В реальности «Timberline Lodge» расположен на пологом склоне и у его входа есть крыльцо с каскадом ступеней.
Декорации зала «Колорадо» были основаны на интерьере красивого отеля «Ahwahnee» в Йосемитском национальном парке. Люстры и окна до сих пор почти идентичны тем, что там есть. От декорации зал отличается в основном тем, что камин расположен в нём в совсем другой стороне и отсутствием лестницы. После выхода картины множество людей приходило туда, чтобы спросить: «Это — „Сияющий отель“?» Вестибюль «Ahwahnee» также послужил основой вестибюля с красными колонами в фильме. Декорации зала «Колорадо» впоследствии использовал Стивен Спилберг в «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
Начальные панорамные кадры снимались в национальном парке Глейшер в штате Монтана. Озеро с маленьким островком, над которым проносится камера в самом первом кадре, — это расположенное там же Озеро Св. Мэри.
Когда съёмочный процесс уже близился к концу, на студии начались съёмки 5-й части эпопеи Звёздных войн «Империя наносит ответный удар» и искусственный горный снег, которым застлан отель «Оверлук», позже использовался для съёмок эпизодов на планете Хот. Стивен Кинг, присутствовавший на съёмках «Сияния», посетил съёмочную площадку «Войн» и пообщался с режиссёром Ирвином Кершнером. В дальнейшем это отразилось в романе «Оно», где Кершнер был выведен в качестве персонажа по имени миссис Керш, которая «говорит, как Йода».
Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова-ластик» (1977). [4]
Во время съёмок актёры иногда подавали собственные идеи для тех или иных сцен. Например, сцена, где Джек, разминаясь, бросает теннисный мяч в стену, была придумана Джеком Николсоном. В сценарии она была описана просто — «Джек не работает». А идея, что Дэнни шевелит указательным пальцем каждый раз, когда говорит с Тони, была предложена самим Дэнни Ллойдом.
По словам Шелли Дювалл, её роль требовала такого постоянного стрессового состояния, что в какой-то момент из-за огромного количества дублей она уже не могла больше плакать. Чтобы добиться от неё нужного результата, Стэнли Кубрик перед началом съёмок потребовал от всей съёмочной группы, чтобы никто на съёмках не симпатизировал, не поддерживал и не говорил комплименты Шелли. Сам же Кубрик придирался к любым мелочам в её актёрской игре, постоянно поддерживая её во взвинченном состоянии. Доходило даже до того, что режиссёр в присутствии всей съёмочной группы кричал на Шелли, что она впустую тратит его время и время съёмочной группы. Позднее Дювалл согласилась, что Кубрик сделал всё возможное, чтобы добиться от неё максимально правдоподобной актёрской игры, и она нисколько не винит его за использованные методы.
Фотография 1921 года в концовке фильма подлинная с единственным изменением: голову Джека Николсона «прикрутили» к телу другого человека. Изначально Стэнли Кубрик намеревался собрать массовку и сделать фотографию, однако позднее он решил, что лучше подлинной фотографии ничего быть не может.
Тони Бертон, сыгравший Лари Даркина, принёс на съёмочную площадку шахматы. Стэнли Кубрик, заядлый шахматист, не мог их не заметить. Несмотря на то, что съёмки заметно отставали от графика, Кубрик остановил съёмки на один день и весь день проиграл в шахматы с Тони. Бертон выиграл только одну партию, однако Кубрик поблагодарил его, сказав, что он давно не играл против такого сильного соперника.
Сценарий фильма был настолько существенно изменён во время съёмок, что Джек Николсон перестал читать новые версии, а читал только новые страницы, которые ему нужно было сыграть в следующей сцене.
Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране хлещет кровь. Два лифта из этой сцены были скопированы с лифтов из «Ahwahnee».
Вдохновением для кадра с двумя девочками-близнецами в коридорах отеля послужила фотография «Identical Twins, Roselle, New Jersey, 1967» Дианы Арбус.
В декорациях зала «Колорадо», где работает Джек, из-за интенсивной высокой температуры, производимой осветительными приборами, которые изображали солнечный свет за окнами, случился пожар. К тому времени почти все сцены в нём были сняты.
К моменту выхода фильма на экраны организация MPAA уже успела сделать постановление, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, которые не имеют возрастных рейтингов. Официальный рекламный ролик «Сияния» как раз состоял из одной сцены, снятой единым ракурсом, где кровь заливает холл гостиницы. Поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода.
В качестве камео можно увидеть дочь Стэнли Кубрика, Вивиан Кубрик, в сцене вечеринки. Она одета в чёрное платье и сидит на правой стороне дивана, ближайшего к бару, куда подходит Джек.
Для съёмок сцены, где Джек выламывает дверь в ванную комнату, были сделаны облегчённые двери, которые Джек Николсон, проработавший добровольцем в пожарной службе, ломал слишком легко. После нескольких дублей пришлось делать новые, более тяжёлые и массивные двери. В итоге сцену снимали три дня, а Николсону пришлось разломать около 60 дверей.
Художественные приёмы
Фразу, которую Джек раз за разом набивает на пишущей машинке — «All work and no play makes Jack a dull boy» («Сплошная работа и отсутствие развлечений превращают Джека в зануду»), специально для иностранных версий Кубрик напечатал на соответствующих языках и потом снял на плёнку, кадры из которой пошли в соответствующие версии. В итальянской это — «Il mattino ha l’ oro in bocca» («Тот, кто рано встаёт, встречает золотой день»), в немецкой — «Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen» («Никогда не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать сегодня»), в испанской — «No por mucho madrugar amanece mas temprano» («От того, что встанешь ни свет, ни заря, рассвет не наступит раньше»), во французской — «Un ‘Tiens’ vaut mieux que deux ‘Tu l’auras’» («Птица в руке стоит двух в кустарнике»). К сожалению, данные кадры считаются почти что утерянными, потому что в Италии, Германии, Испании и Франции на данный момент фильм выпускается только с кадрами английского текста.
Как и в книге, в сценарии была сцена, в которой Джек находит альбом с газетными вырезками об отеле. По неизвестным причинам эта сцена так и не была должным образом снята, однако альбом всё же можно увидеть в кадре. Он лежит рядом с пишущей машинкой в сцене, когда Джек сообщает Венди о том, чтобы она его никогда не беспокоила в то время, как он работает.
Почти все кадры с Дэнни сняты, что называется, «от бедра», то есть на уровне глаз ребёнка. Кубрик сделал это для того, чтобы показать окружающую обстановку именно с точки зрения Дэнни. Позднее такой эффект использовал Стивен Спилберг в своём знаменитом фильме «Инопланетянин».
Саундтрек
The Shining OST (1980)
Награды и номинации
Награды
Номинации
Читатели журнала Entertainment Weekly поставили картину на 9-е место в списке самых страшных фильмов всех времён. [4] По версии «Американского института кино», в 2001 кино «Сияние» заняло 29-е место в списке «100 самых остросюжетных американских фильмов двадцатого века». В 2003 году персонаж Джек Торренс занял 25-е место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев». По версии Channel 4, в 2003 году картина возглавила список «100 самых страшных фильмов всех времён». По версии «Total Film». В 2004 году «Сияние» заняло 5-е место в списке «Лучших фильмов ужасов по версии „Bravo TV“», в 2005 году фильм занял 6 место в списке «100 самых страшных моментов в кино».
Вырезанные сцены
Версию, в которую входят вырезанные сцены, ошибочно считают режиссёрской, хотя перечисленные ниже сцены являются как раз сценами из театральной версии. Недовольный отзывами критики и сборами после премьеры Кубрик вырезал все эти моменты и смонтировал новую версию, которая пошла в европейский прокат. Именно поэтому очень часто полная версия фильма ошибочно считается режиссёрской. В дальнейшем эти самые сцены были вставлены в европейский видео-выпуск фильма.
Сборы
Сборы фильма составили 44 017 374$ при бюджете в 19 000 000$. До того, как в 1990 году вышел «Мизери», «Сияние» было самой прибыльной экранизацией Кинга.