система универсальных нравственных требований и норм поведения реализуемых в процессе жизни
Этика деловых отношений: принципы, направления
Сущность этики деловых отношений
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемом в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделает одну из сфер общественной жизни
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственно выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, организации в целом
Этика включает в себя систему специфических направлений, нравственных требований и норм, поведения, т. е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности
Для установления приятных и полезных деловых, взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием, как в бытовой, так и в деловой обстановке
Практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики
Основные принципы этики деловых отношений
В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современнее этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:
1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании
Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что
это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению
Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель
Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе
представлены минимальные моральные нормы общества
В качестве главных принципов Международного бизнесавыделены следующие:
Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:
Этика и этикет деловых отношений
От отношений, которые установлены внутри организации, во многом зависит ее дальнейшая деятельность и успешность развития. Для того, чтобы осуществлять эту деятельность на должном уровне каждый сотрудник вне зависимости от того какую должность он занимает, обязан соблюдать основные принципы этики деловых отношений. Этичным считается такое поведение менеджера или всей компании, когда оно способствует развитию, не нарушая каких-либо этических норм. Иными словами, поведение каждого сотрудника это образ всей организации в целом, и от его умения строить общение будет зависеть отношение к организации деловых партнеров, клиентов и окружающих
Этика деловых отношений в организации строится на ряде принципов:
менеджер обязан терпимо относиться к моральным устоям, существующим в других странах и регионах;
в работе менеджера при принятии решений должны разумно сочетаться индивидуальное и коллективное начала;
поскольку соблюдение этических норм базируется на социально-психологических методах, то для получения нужного результата необходимо их длительное применение
Этика бизнеса и деловых отношений, как и любая часть культуры, предполагает наличие определенных норм и правил. В бизнесе эти правила выглядят следующим образом:
Будьте пунктуальны. Любое опоздание сотрудника мешает работе всей организации и характеризует его как личность, на которую нельзя положиться. Рассчитывать время на выполнение определенной задачи, а также выделять запас времени на случай возникновения проблем, крайне важно для делового человека
Не стоит говорить лишнего. У каждой организации есть свои секреты. Многие сотрудники при приеме на работу подписывают договор о неразглашении тайн компании. Этого же правила стоит придерживаться в вопросах личной жизни коллег по работе
Учитывайте интересы третьих лиц. Успех ведения дел заключается в учете мнения партнеров, клиентов и коллег. В работе нельзя зацикливаться лишь на своих интересах и необходимо терпимо относится к тем, кто мыслит иначе
Одежда должна соответствовать дресс-коду компании. В любой организации необходимо выделяться не одеждой, а трудоспособностью. Речь должна быть грамотной. Умение говорить влияет на его образ в глазах окружающих. Деловые люди обязаны владеть искусством риторики и уметь убеждать своих собеседников
Этика деловых отношений должна соблюдаться всеми сотрудниками организаций. Для успешной и плодотворной деятельности компании, руководители должны установить позитивные отношения с подчиненными и внедрить правила этики, основанные на истинных человеческих ценностях, которые будут соблюдаться внутри организации. В конечном итоге организация должна стать единым организмом, идущем к общей цели, а соблюдение этики бизнеса и деловых отношений будет прекрасной помощью в формировании команды единомышленников и профессионалов своего дела
Сущность этики и психологии деловых отношений
1.1. Сущность этики деловых отношений
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Термин «психология» образован от двух древнегреческих слов psyché (душа) и logos (знание, учение) и в буквальном переводе означает «наука о душе». Психология изучает свойства, механизмы и закономерности развития и существования души, или психики.
Психика – душевный мир человека, который является каждому из нас в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, страхов, фантазий и т.п.
Психология деловых отношений – это учебная дисциплина о психологических аспектах тех отношений, в которые всегда включен человек и которые сопровождают нашу жизнь ежесекундно.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга. Причем этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.
Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.
Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т. е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.
Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.
Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?
Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.
Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил — личный или деловой.
Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.
Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.
Сущность этики деловых отношений.
Тема 1. Природа и сущность этики деловых отношений.
1. Сущность этики деловых отношений.
2. Основные принципы этики деловых отношений.
3. Закономерности межличностных отношений.
4. Этические проблемы деловых отношений.
Сущность этики деловых отношений.
Слово «этика» означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель, дав название «науке о добродетели»- этика. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль [1].
Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле.
Учёные, занимающиеся проблемами морали, пытаются систематизировать моральные убеждения и их социальные проявления таким образом, чтобы эта система включала аргументированный набор правил и концепций. Таким образом, можно сделать вывод: мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Различают этику общечеловеческую и профессиональную этику.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определённых видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере.
Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса[2].
Соответственно, этика деловых отношений – одна из сфер общественной жизни, которая, базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, имеет свои отличительные особенности.
Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г.[3] придерживаются следующего определения этики деловых отношений: «система универсальных и специфических, нравственных требований и норм поведения, реализуемых в одной из сфер общественной жизни – профессиональной деятельности».
Этика деловых отношений как область специального знания возникла во второй половине XX века. Её появление обусловлено потребностью в теоретическом осмыслении моральных норм и отношений, которые сложились в такой сфере человеческой деятельности, как предпринимательство.
Необходимо отметить, что процесс формирования нравственных норм, действующих и в мировом, и в отечественном бизнесе происходил гораздо раньше: по мере развития предпринимательства образовывались и этические аспекты деловых отношений.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время всё большее внимание. Это выражается в увеличении объёма обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.).
Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится её «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнёр или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно. Если этичное поведение становится естественным и ненарочитым, это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отрабатываются в процессе систематического тренинга. Причём этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и любой ситуации, складывающейся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга. Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.
Ещё раз подчеркнём, что этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят своё отражение в служебной этике.
Нормы – это общепринятые способы овладения ценностью, то, что человек для этого, и правила его поведения в процессе достижения цели[4]. Другими словами – нормы правила человеческого взаимодействия, или «правила игры» в человеческом театре.
Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведёт себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное, не исключает, например, определённую твёрдость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе.
Известна древняя мудрость: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведённого высказывания, т.е. другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?
Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия. Рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.
Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими чёткими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти своё воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причём в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.
Частный вариант беседы – телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил – личный или деловой.
Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.
Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применяемые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищённость и т.п.
Элементы деловой этики формируют сущность и развитие этики деловых отношений. Важнейшими элементами являются следующие:
Моральные нормы общества – это одна из форм нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определённому обществу или его части. Например, важнейшей моральной нормой для делового сообщества является «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.
Правила поведения – это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека как в постоянных, так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут приходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная дилемма решается в пользу морального выбора.
Принципы делового общения – основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес-сообществе, принимаются и закрепляются в каком-либо документе (харте, кодексе, договоре, соглашении и др.). Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства.
Закономерности межличностных отношений – это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов. Закономерности межличностных отношений представляют собой универсальную основу для формирования делового общения.
Личные и трудовые права сотрудника – необходимые компоненты философии (морального кодекса) организации, отражающей основные принципы существования предприятия. Например, права на оплату труда, обеспечивающую достойное существование для себя и своих семей; на личную неприкосновенность; уважение человеческого достоинства, чести и репутации; свободное развитие личности; на защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную и семейную жизнь и др.
Стиль руководителя – совокупность методов и приёмов управления, присущих определённому типу руководителя. Как элемент деловой этики, стиль руководства соотносится с определёнными нравственными правилами поведения и принципами взаимоотношений с сотрудниками, партнёрами, другими руководителями и подчинёнными.
Культура управления как технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно-деловой сфере.
Деловая философия – система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.
Служебные взаимоотношения – совокупность моральных и административных правил, обусловливающих характер отношений руководителя и подчинённого, сотрудников, партнёров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнёрства.
Разрешение конфликтов – технология нивелирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.
Каждый элемент деловой этики имеет собственное значение. Однако, вступая в процессе реальной жизненной практики предпринимательства во взаимодействие друг с другом, они приобретают дополнительный смысл и образуют сложную систему отношений, формирующих деловую этику.
Теоретические основы принципов этики деловых отношений
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни.
Работодатели уделяют всё большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приёме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.
Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так организации в целом.
Использование норм и правил этики деловых отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики, являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработанны в процессе систематического тренинга. Причём этот тренинг предполагает использование как специальных обучающих практических занятий в рамках той или иной образовательной программы, так и в любой ситуации, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности, для отработки навыков этики взаимоотношений. Например, изучив правила проведения деловой беседы или телефонных переговоров, можно использовать любую беседу в качестве тренинга.
Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.
Ещё раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений, основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят своё отражение в служебной этике.
Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищённость и т.п.
Современная деловая этика, по мнению многих учёных, должна основываться на трёх важнейших положениях:
В работе американского социолога Л.Хосмера сформулировать современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отделённой целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов. Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском городе Ко «Принципы бизнеса». В декларации предпринята попытка объединить основаны восточной и западной деловых культур, её инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений.
Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.
Принципы деловых отношений
Принципы гражданина России
Принципы гражданина Земли
В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных взаимоотношений. Под закономерностью межличностных отношений понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и накладывающая значительный отпечаток на его характер.
Закономерности межличностных отношений можно рассматривать в качестве психологических закономерностей управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выполнении функций управления, выраженных в различных организационных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и т.п. Учёт особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию, причём такая оценка особенно важна во взаимоотношениях руководителя и подчинённого. Адекватная оценка ситуации даёт возможность сформировать эффективную линию поведения, включить в действие необходимые в данный момент правила этики делового общения.
Следует заметить, что закономерности межличностных отношений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности. Кроме того, представленные закономерности межличностных отношений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности. Кроме того, представленные закономерности не исчерпывают всего набора психологических закономерностей управленческой деятельности. Рассмотрены лишь те из них, которые оказывают непосредственное влияние на формирование этических установок во взаимоотношениях людей.
Одной из основных является закономерность неопределённости отклика или, другими словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.
Изучение механизма данной закономерности позволяет ответить на ряд вопросов, которые нередко возникают в процессе межличностных отношений: почему другой человек не сделал того, о чём вы его просили или на что указывали? Почему ваши слова, действия, указания обидели другого человека, причём неожиданно для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или указывали?
Механизм действия закономерности неопределённости отклика в своей основе формируется под влиянием взаимосвязей, описанных в одной из теорий мотивации, а именно в теории ожидании Виктора Врума. Она базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определённой цели. Он должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведёт к удовлетворению или приобретению желаемого. Модель мотивации по Вруму сводиться к тому, что уровень, действующий в той или иной управленческой ситуации мотивационной силы определяется совокупностью вероятностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:
Кроме вышеназванной закономерности межличностных отношений действует закономерность неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки. Её смысл состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека, а также самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточной для принятия серьёзных решений относительно этого человека и относительно самого себя.
Действие этой закономерности указывает на то, что любой человек, производящий оценку результатов труда, профессионального поведения, личностных качеств других людей (коллег, подчинённых, руководителей, внешних партнёров), должен соблюдать максимальную взвешенность и корректность. При этом следует иметь ввиду, что любая оценка на данный конкретный момент времени не может быть окончательной. Любой человек, подвергающийся оценки, обладает возможностью развития и изменения своих с способностей, личностных свойств и мотивационных установок. Необходимо также учитывать, что в конкретный момент времени человек может находиться в таком физическом, эмоциональном состоянии, которое в целом нехарактерно для него и может измениться достаточно быстро.
Особенности проявления рассматриваемой закономерности следует учитывать при проведении формальных (организационно-регламентированных) процедур оценки, например, при проведении аттестации персонала, а также в оценке текущих явлений в процессе профессиональной деятельности.
Следует помнить, что человек меняется в соответствии с законом возрастной асинхронности (т.е. в любой момент времени индивид определённого возраста может находиться на разных уровнях физического, интеллектуального, эмоционального развития). Кроме того, человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности. Часто человек пытается показать себя другим людям не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он бы он хотел, чтобы его видели другие.
В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания. Важнейшими среди них являются:
Важное значение в межличностных отношениях имеет закономерность искажения смысла информации. Она действует объективно и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и выходе любого процесса. Влияние данной закономерности особенно характерно для управленческой информации, циркулирующей в рамках одной или нескольких организаций.
В основу действия данной закономерности заложены такие обстоятельства, как многовариантность трактовки понятийного состава языка, на котором передаётся информация, а также различия в восприятии информации разными людьми и даже одним человеком в разные моменты времени. Многовариантность трактовки понятийного состава языка связана с тем, что управленческая информация передаётся естественным языком и это предопределяет возможность различного толкования одного и того же сообщения. Различия в восприятии информации обусловлены различным уровнем физического, эмоционального и мотивационного состояния людей, разрабатывающих, принимающих и передающих информационные сообщения. Более того, как уже отмечалось, каждый человек в конкретный момент времени может отличаться по своему состоянию от предыдущего или последующего периода.
Однако сами люди предают очень большое значение психологической безопасности и самозащите от посягательств на неё. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение личностного статуса, собственного достоинства человека.
В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятельности можно выделить несколько видов безопасности:
Все перечисленные виды безопасности важны и значимы для человека. Как уже отмечалось, очень часто окружающие пренебрегают психологической безопасностью других людей, что проявляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека.
Следует помнить, что каждый из нас активно или пассивно пытается защититься от этих посягательств. Вне зависимости от того, в какой форме такая защита происходит, она нарушает нормальные, полезные взаимоотношения людей, создаёт между ними барьеры в общении.