симбагаев рамзан рашидович биография
Р.Симбагаев: В Чеченской Республике увеличилось количество раскрываемых преступлений
Органы предварительного следствия, воссозданные в Чеченской Республике в 1999 году, являются неотъемлемой частью правоохранительной системы и в этом направлении за последние годы проделано немало работы. О том, какие задачи сегодня стоят перед следствием и какие результаты достигнуты им за последние годы, рассказывает заместитель министра – начальник Следственного Управления Министерства внутренних дел по Чеченской Республике полковник юстиции Рамзан Симбагаев.
— Рамзан Решидович, как Вы оцениваете оперативную обстановку в республике?
— Вы знаете, ни для кого уже не секрет, что для мирного развития Чеченской Республики как полноправного субъекта Российской Федерации за последние годы были созданы все необходимые для этого условия. И стало это возможным благодаря нашему лидеру – Главе ЧР Герою России Рамзану Ахматовичу Кадырову. Он – один из немногих, кто смог добиться настоящей, искренней поддержки со стороны населения. Люди поддерживают Рамзана Ахматовича за проводимый им курс, начатый еще первым Президентом ЧР, Героем России Ахмат-Хаджи Кадыровым. Этот курс направлен на созидание и консолидацию общества, возрождение национальных и религиозных традиций, поддержание добрососедских отношений с другими субъектами России, а также на налаживание взаимовыгодных экономических и культурных связей с зарубежными государствами.
Своевременные и адекватные меры реагирования правоохранительных органов и силовых структур по выявлению и ликвидации бандформирований, в том числе в рамках проведения контртеррористических операций и комплекса специальных профилактических мероприятий, достигнутые результаты в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, восстановлении социально-экономической сферы в Чеченской Республике способствовали снижению уровня террористической угрозы и нормализации обстановки на ее территории.
— Тем не менее, Чеченская Республика в прошлом году продолжала привлекать к себе внимание со стороны журналистской братии…
— В целом оперативная обстановка в Чеченской Республике в 2012 году оставалась стабильной и подконтрольной правоохранительным органам. Вместе с тем, факторами, осложняющими обстановку, продолжали являться попытки ее дестабилизации со стороны участников незаконных вооруженных формирований, действующих как на территории Чеченской Республики, так и в сопредельных с ней субъектах. Однако, несмотря на это, в 2012 году в нашем регионе было отмечено снижение числа совершенных преступлений – на 7,9% меньше, чем в 2011 году. На мой взгляд, произошла неплохая динамика в положительную сторону, что и было отмечено как Главой ЧР Р. Кадыровым, так и министром внутренних дел по ЧР Р. Алхановым.
— Какие результаты работы следственных органов Вы бы отметили, оглядываясь на итоги прошлого года?
— Всего в производстве органов предварительного следствия находилось 2444 уголовных дела, что на 349 дел меньше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом в прошлом году завершено расследованием 1441 уголовное дело, из которых 718 дел было окончено производством. Доля уголовных дел, направленных на рассмотрение в суд, составила 99,3% от числа оконченных, а его массив – 713, то есть на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года. По результатам рассмотрения направленных нами в суд уголовных дел к ответственности было привлечено 827 лиц, совершивших преступления. В основном, уголовные дела направлялись по кражам, на втором месте были преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, мошенническими действиями, дорожно-транспортными происшествиями и т.д.
Стоить отметить, что в числе приоритетных задач органов предварительного следствия, правоохранительных органов и силовых структур республики остается борьба с преступлениями, совершенными несовершеннолетними и при их участии. В этом направлении в 2012 году в производстве находилось 66 (АППГ – 68) уголовных дел данной категории. Из них 42 дела были направлены в суд, в том числе 23 уголовных дела с обвинительным заключением в отношении 25 обвиняемых и 19 – с постановлением о прекращении уголовного преследования. Это связано с тем, что в отношении несовершеннолетних обвиняемых были поданы ходатайства в суд о применении к ним принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с ч.1 ст.427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
— Взаимодействуют ли органы предварительного следствия с кем-либо в своей работе?
— Конечно! Я считаю это одним из главных факторов успешной работы, где бы то ни было. Поэтому нами принимаются все необходимые меры, направленные на повышение уровня взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, в том числе, в раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет. Для активизации этой работы, а также повышения уровня указанного взаимодействия во всех отделах МВД России по районам (городам) Чеченской Республики созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы. В состав таких групп входят следователи, оперативные сотрудники, участковые уполномоченные полиции и эксперты-криминалисты. Так, в 2012 году в ходе расследования было раскрыто 409 преступлений, в том числе 80 – прошлых лет. Помимо этого, в целях повышения уровня взаимодействия проводятся совместные семинары-совещания, а также направлен ряд информационных писем в оперативные службы МВД по ЧР, где указываются недостатки в организации взаимодействия и, соответственно, меры по их устранению.
— Немалую роль при этом играет и проводимая профилактическая работа…
— Безусловно. В практической деятельности мы используем методические рекомендации и обзоры Следственного департамента МВД России. Ежеквартально проводим анализ состояния профилактической работы органов предварительного следствия. Помимо этого, выработаны и доведены до сотрудников органов предварительного следствия управленческие решения по повышению эффективности профилактической деятельности. Так, за прошлый год представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, внесены по 933 уголовным делам, в том числе по 725 оконченным производством, из них 43 – о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Кроме того, наши следователи используют ещё и непроцессуальные формы профилактики преступлений, например, такие как выступления в средствах массовой информации.
— Насколько известно, особый подход требует расследование уголовных дел, связанных с террористической и коррупционной направленностью. Как обстоят дела в этом направлении?
— Данные направления в деятельности органов и подразделений внутренних дел Чеченской Республики, в том числе органов предварительного следствия, по-прежнему остаются актуальными и являются одними из приоритетных. Нашим управлением проводится колоссальная работа, направленная на улучшение результативности и качества расследования уголовных дел по борьбе с терроризмом и экстремизмом. В прошлом году по этому направлению в производстве органов предварительного следствия по линии МВД по ЧР находилось 148 (АППГ-152) уголовных дел террористической направленности, связанных с деятельностью НВФ. Из них 144 дела было принято к производству, а окончено и направлено в суд 62 уголовных дела. При этом к уголовной ответственности привлечено 69 лиц и дела в отношении них направлены в суд.
Касательно материалов коррупционной направленности, скажу, что в МВД по ЧР функции координации деятельности по борьбе с коррупцией возложены на одноименный отдел, входящий в структуру Управления экономической безопасности и противодействия коррупции. С учетом комплексного характера проблемы и в целях объединения усилий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией функционирует также Межведомственная рабочая группа при прокуратуре ЧР по противодействию коррупции в органах государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органах. В ее состав входят представители различных заинтересованных министерств и ведомств. Что же касается статистических данных, то в прошлом году в производстве у нас находилось 24 уголовных дела коррупционной направленности, из которых 8 дел в отношении 8-ми обвиняемых было окончено производством с последующим направлением в суд.
— Рамзан Решидович, благодарю Вас за содержательную беседу. Что бы Вы пожелали жителям республики?
— Спасибо. Пользуясь случаем, я бы хотел обратиться ко всем жителям нашей республики, чтобы они не совершали противоправных действий. Соблазн получения материальной или иной выгоды может быть очень велик, но помните, что эта выгода никогда не сравнится с жизнью за решеткой. Очень хочется верить, что настанет время, когда преступность будет сведена до минимума. Мира и благополучия всем вам!
М. Нухаев, пресс-служба МВД по ЧР, газета «Вести республики» №50 (1983) от 15.03.2013г.
Структура
364024, г.Грозный, ул.Башаева, 7
Тел.: 29-05-38
364905, г.Грозный, пр. Х. Исаева, 21
Тел.: 29-64-28
364905, г.Грозный, пр. Х. Исаева, 21
Тел.: 29-64-12; 62-40-15
364905, г.Грозный, пр. Х. Исаева, 21
Тел.: 29-64-39.
364905, г.Грозный, пр. Х. Исаева, 21
Тел.: (8712) 29-62-00
364905, г.Грозный, пр. Х. Исаева, 21
Тел.: 29-64-27.
E-mail: mvd95@mvd.gov.ru
364020, г.Грозный, ул. Алтайская, 17
Тел.: 22-33-91
3640905, г.Грозный, пр.Исаева, 21
Тел.: 62-40-06; 29-64-45 (приемная)
3640905, г.Грозный, пр.Исаева, 21
Тел: 29-64-53
364020, г. Грозный, ул. Алтайская, 17
Тел.: 22-35-75; 22-27-57;
29-61-29 (Дежурная часть)
364905, г. Грозный, пр.Х. Исаева, 21
Тел.: 29-64-36
364020, г.Грозный, пр. Исаева, 21
Тел.: 29-61-67; 29-61-68
364020, г.Грозный, пр. Исаева, 21
Тел.: 29-64-51
3640024, г.Грозный, пр.Исаева, 36
Телефон: 29-61-86
E-mail: cpechr@mail.ru
3640905, г.Грозный, пр.Исаева, 21
Тел.: 62-40-05
364000, г. Грозный, ул. Мичурина, 191
тел:. 33-35-54
364060, г.Грозный, ул. им. Умара Садаева, д.11 «а»
Тел: (8712) 29-65-89; факс; (8712) 29-65-90
364000, г.Грозный, ул. им. Виктора Кон-Калика, 60
Тел.: 29-72-03
Об использовании информации сайта
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Р.Симбагаев: «В Чеченской Республике увеличилось количество раскрываемых преступлений»
Органы предварительного следствия, воссозданные в Чеченской Республике в 1999 году, являются неотъемлемой частью правоохранительной системы и в этом направлении за последние годы проделано немало работы. О том, какие задачи сегодня стоят перед следствием и какие результаты достигнуты им за последние годы, рассказывает заместитель министра – начальник Следственного Управления Министерства внутренних дел по Чеченской Республике полковник юстиции Рамзан Симбагаев.
— Рамзан Решидович, как Вы оцениваете оперативную обстановку в республике?
— Вы знаете, ни для кого уже не секрет, что для мирного развития Чеченской Республики как полноправного субъекта Российской Федерации за последние годы были созданы все необходимые для этого условия. И стало это возможным благодаря нашему лидеру – Главе ЧР Герою России Рамзану Ахматовичу Кадырову. Он – один из немногих, кто смог добиться настоящей, искренней поддержки со стороны населения. Люди поддерживают Рамзана Ахматовича за проводимый им курс, начатый еще первым Президентом ЧР, Героем России Ахмат-Хаджи Кадыровым. Этот курс направлен на созидание и консолидацию общества, возрождение национальных и религиозных традиций, поддержание добрососедских отношений с другими субъектами России, а также на налаживание взаимовыгодных экономических и культурных связей с зарубежными государствами. Своевременные и адекватные меры реагирования правоохранительных органов и силовых структур по выявлению и ликвидации бандформирований, в том числе в рамках проведения контртеррористических операций и комплекса специальных профилактических мероприятий, достигнутые результаты в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, восстановлении социально-экономической сферы в Чеченской Республике способствовали снижению уровня террористической угрозы и нормализации обстановки на ее территории.
— Тем не менее, Чеченская Республика в прошлом году продолжала привлекать к себе внимание со стороны журналистской братии…
— В целом оперативная обстановка в Чеченской Республике в 2012 году оставалась стабильной и подконтрольной правоохранительным органам. Вместе с тем, факторами, осложняющими обстановку, продолжали являться попытки ее дестабилизации со стороны участников незаконных вооруженных формирований, действующих как на территории Чеченской Республики, так и в сопредельных с ней субъектах. Однако, несмотря на это, в 2012 году в нашем регионе было отмечено снижение числа совершенных преступлений – на 7,9% меньше, чем в 2011 году. На мой взгляд, произошла неплохая динамика в положительную сторону, что и было отмечено как Главой ЧР Р. Кадыровым, так и министром внутренних дел по ЧР Р. Алхановым.
— Какие результаты работы следственных органов Вы бы отметили, оглядываясь на итоги прошлого года?
— Всего в производстве органов предварительного следствия находилось 2444 уголовных дела, что на 349 дел меньше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом в прошлом году завершено расследованием 1441 уголовное дело, из которых 718 дел было окончено производством. Доля уголовных дел, направленных на рассмотрение в суд, составила 99,3% от числа оконченных, а его массив – 713, то есть на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года. По результатам рассмотрения направленных нами в суд уголовных дел к ответственности было привлечено 827 лиц, совершивших преступления. В основном, уголовные дела направлялись по кражам, на втором месте были преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, мошенническими действиями, дорожно-транспортными происшествиями и т.д.
Стоить отметить, что в числе приоритетных задач органов предварительного следствия, правоохранительных органов и силовых структур республики остается борьба с преступлениями, совершенными несовершеннолетними и при их участии. В этом направлении в 2012 году в производстве находилось 66 (АППГ – 68) уголовных дел данной категории. Из них 42 дела были направлены в суд, в том числе 23 уголовных дела с обвинительным заключением в отношении 25 обвиняемых и 19 – с постановлением о прекращении уголовного преследования. Это связано с тем, что в отношении несовершеннолетних обвиняемых были поданы ходатайства в суд о применении к ним принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с ч.1 ст.427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
— Взаимодействуют ли органы предварительного следствия с кем-либо в своей работе?
— Конечно! Я считаю это одним из главных факторов успешной работы, где бы то ни было. Поэтому нами принимаются все необходимые меры, направленные на повышение уровня взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, в том числе, в раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет. Для активизации этой работы, а также повышения уровня указанного взаимодействия во всех отделах МВД России по районам (городам) Чеченской Республики созданы постоянно действующие следственно-оперативные группы. В состав таких групп входят следователи, оперативные сотрудники, участковые уполномоченные полиции и эксперты-криминалисты. Так, в 2012 году в ходе расследования было раскрыто 409 преступлений, в том числе 80 – прошлых лет. Помимо этого, в целях повышения уровня взаимодействия проводятся совместные семинары-совещания, а также направлен ряд информационных писем в оперативные службы МВД по ЧР, где указываются недостатки в организации взаимодействия и, соответственно, меры по их устранению.
— Немалую роль при этом играет и проводимая профилактическая работа…
— Безусловно. В практической деятельности мы используем методические рекомендации и обзоры Следственного департамента МВД России. Ежеквартально проводим анализ состояния профилактической работы органов предварительного следствия. Помимо этого, выработаны и доведены до сотрудников органов предварительного следствия управленческие решения по повышению эффективности профилактической деятельности. Так, за прошлый год представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, внесены по 933 уголовным делам, в том числе по 725 оконченным производством, из них 43 – о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и при их участии. Кроме того, наши следователи используют ещё и непроцессуальные формы профилактики преступлений, например, такие как выступления в средствах массовой информации.
— Насколько известно, особый подход требует расследование уголовных дел, связанных с террористической и коррупционной направленностью. Как обстоят дела в этом направлении?
— Данные направления в деятельности органов и подразделений внутренних дел Чеченской Республики, в том числе органов предварительного следствия, по-прежнему остаются актуальными и являются одними из приоритетных. Нашим управлением проводится колоссальная работа, направленная на улучшение результативности и качества расследования уголовных дел по борьбе с терроризмом и экстремизмом. В прошлом году по этому направлению в производстве органов предварительного следствия по линии МВД по ЧР находилось 148 (АППГ-152) уголовных дел террористической направленности, связанных с деятельностью НВФ. Из них 144 дела было принято к производству, а окончено и направлено в суд 62 уголовных дела. При этом к уголовной ответственности привлечено 69 лиц и дела в отношении них направлены в суд.
Касательно материалов коррупционной направленности, скажу, что в МВД по ЧР функции координации деятельности по борьбе с коррупцией возложены на одноименный отдел, входящий в структуру Управления экономической безопасности и противодействия коррупции. С учетом комплексного характера проблемы и в целях объединения усилий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией функционирует также Межведомственная рабочая группа при прокуратуре ЧР по противодействию коррупции в органах государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органах. В ее состав входят представители различных заинтересованных министерств и ведомств. Что же касается статистических данных, то в прошлом году в производстве у нас находилось 24 уголовных дела коррупционной направленности, из которых 8 дел в отношении 8-ми обвиняемых было окончено производством с последующим направлением в суд.
— Рамзан Решидович, благодарю Вас за содержательную беседу. Что бы Вы пожелали жителям республики?
— Спасибо. Пользуясь случаем, я бы хотел обратиться ко всем жителям нашей республики, чтобы они не совершали противоправных действий. Соблазн получения материальной или иной выгоды может быть очень велик, но помните, что эта выгода никогда не сравнится с жизнью за решеткой. Очень хочется верить, что настанет время, когда преступность будет сведена до минимума. Мира и благополучия всем вам!
М. Нухаев, пресс-служба МВД по ЧР
Газета «Вести республики» №50 (1983) от 18.03.2013г.
Криминологические проблемы изучения и предупреждения преступлений, связанных с похищением человека : по материалам Южного федерального округа Симбагаев, Рамзан Решидович
Содержание к диссертации
1. Похищение человека как криминологическая проблема 16
2. Ретроспективный анализ становления уголовно-правовых мер борьбы с похищением человека в России 49
3. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с похищением человека в Южном федеральном округе 82
4. Социально-демографические и нравственно-психологические характеристики преступника и жертвы похищения 99
Глава II. Основы предупреждения преступлений, связанных с похищением человека в южном федеральном округе 119
1. Обстоятельства, влияющие на распространенность похищений человека и их особенности в Южном федеральном округе 119
2. Социальная обусловленность и содержание предупреждения похищения человека в Южном федеральном округе 136
3. Концептуальные направления совершенствования деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений, связанных с похищением человека в Южном федеральном округе 155
Актуальность темы исследования. Современный этап социального развития субъектов Российской Федерации обусловливает сложные процессы, связанные с совершенствованием общественных отношений, поиском перспективных направлений разрешения общественно-политических и экономических противоречий. Вместе с тем, помимо общих причин, детерминирующих криминализацию общества в целом, существует и специфический комплекс взаимодействующих криминогенных факторов, определяемых некоторыми характерными чертами региональной преступности. Их исследование важно не только с точки зрения практической борьбы с преступностью, но и для развития и углубления основ теории криминологической детерминации региональной преступности.
Таким образом, изучение влияния криминогенных факторов на состояние борьбы с преступностью, отражающих особенности той или иной местности, выступает необходимым условием повышения ее эффективности, готовности правоохранительных органов к принятию адекватных мер в целях своевременного выявления, предупреждения, раскрытия, расследования преступлений и розыска преступников.
Продолжающееся разрастание криминального насилия в отдельных субъектах Российской Федерации является одной из тревожных тенденций региональной преступности. Преступления становятся все более жестокими, не снижается количество преступных посягательств, совершаемых против свободы, чести и достоинства личности. В то же время сложившаяся неблагоприятная ситуация в стране способствует нарастанию социальной напряженности, вызывает у граждан чувство тревоги за свою жизнь и одновременно порождает у них отношение к насилию как к обыденному явлению.
В 2004 г., как и в 2003 г., зафиксирован рост преступлений, связанных с похищением людей. Если в 1995 г. на территории России было
указанной деятельности также не соответствует требованиям, предъявляемым к работе правоохранительных органов в современных условиях, по усилению защищенности граждан от криминальных посягательств.
В силу повышенной криминогенной опасности похищения человека и того факта, что это преступление относится к преступлениям террористического характера, борьба с ним на сегодняшний день в ЮФО является одним из условий укрепления законности и правопорядка в регионе, а также приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы диссертационного исследования, поскольку в нем намечены основные направления разрешения этих проблем.
Степень научной разработанности данной проблемы. Ученые-
юристы уделяли и уделяют значительное внимание криминологическим
аспектам изучения и предупреждения преступлений, связанных с
похищением человека. Определенный вклад в развитие теоретических и
прикладных проблем борьбы с данным видом преступлений внесли Г.А.
Аванесов, Ю.М. Антонян, И.А. Анфиногенова, В.В. Вандышев, Л.Д. Гаухман,
А.Н. Дубровина, В.И. Зубкова, В.А. Климов, Д.А. Корецкий, Т.Я. Кукузов,
В.П. Лавров,
Н.Э. Мартыненко, А.С. Михлин, О.А. Попов, И.М. Тяжкова и некоторые другие. Вопросам оперативно-розыскной профилактики похищения человека посвящены работы Р.А. Адельханяна, С.С. Галахова, Т.З. Имакова, A.M. Колова, Р.Э. Оганяна.
Однако в трудах указанных авторов обозначенные проблемы рассматривались без учета региональных особенностей подготовки и совершения похищения человека в ЮФО, характеристики причинного комплекса, провоцирующего совершение данных преступлений. Вместе с тем оперативная обстановка, связанная с похищением человека и
преступлениями, сопутствующими ему, имеет сильно выраженные региональные особенности, и лидирует в этом отношении ІОФО.
Диссертант отмечает, что комплексных исследований данной проблемы в криминологическом аспекте применительно к специфике 1()(1)() еще не проводилось. В связи с этим можно констатировать, что криминологические проблемы похищения человека с позиции региональных особенностей ЮФО подвергнуты теоретическому анализу с недостаточной полнотой.
Объектом диссертационного исследования являются закономерности преступности, связанной с посягательством на личную свободу человека (но материалам Южного федерального округа), и общественные отношения, обеспечивающие защиту личной свободы человека.
Цель исследования предопределила следующие теоретико-прикладные задачи, решение которых и составляет содержание работы:
— изучение концептуальных положений о понятии, сущности и содержании криминологических проблем, связанных с похищением человека;
— историко-правовой анализ проблемы похищения человека;
— изучение региональных особенностей современной
криминологической характеристики рассматриваемых преступлений,
совершаемых в ЮФО;
— комплексный анализ региональных факторов, влияющих на
тенденции преступности, связанной с похищением человека;
— исследование региональной специфики социально-демографической
и нравственно-психологической характеристики преступника и жертвы
похищения;
— разработка рекомендаций, способствующих развитию
криминологических исследований в сфере противодействия похищению
человека в ЮФО;
— определение концептуальных направлений совершенствования
предупреждения похищения человека в ЮФО и сопутствующих ему
преступлений.
Методология и методика исследования. В диссертационном исследовании автор пользуется диалектическим методом научного познания объективной действительности, а также методологическими положениями, разработанными отечественными и зарубежными учеными в обласги философии, социологии, теории государства и права, уголовного права и криминологии. Применяются и частнонаучные методы криминологии, социологии (анкетирование, экспертные оценки), статистики, в том числе логический, исторический, сравнительный анализ.
Нормативной базой настоящего исследования являются Конституция Российской Федерации, международные нормативно-правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативные акты правоохранительных органов Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования. Достоверность и обоснованность выводов, предложений и рекомендаций, сформулированных по результатам
диссертационного исследования, обеспечиваются комплексным характером сбора эмпирического материала. Для получения максимально разносторонней и полной информации были использованы: данные государственной статистической отчетности, отражающие состояние борьбы с похищением человека в России и ЮФО; архивные уголовные дела (всего по специально разработанной анкете автор изучил 101 дело); результаты формализованного опроса 334 сотрудников из числа оперативно-начальствующего состава, в чью компетенцию входит организация работы по борьбе с похищением человека. Опросом охвачены оперативные сотрудники всех 12 субъектов ЮФО.
При проведении диссертационного исследования использовались также информационные, статистические и аналитические материалы ГУ МВД России по ЮФО, Организационно-инспекторского департамента МВД России, Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, ГИАЦ МВД России, характеризующие современное состояние работы по борьбе с похищением человека.
Научная новизна диссертационного исследования. Поднятые автором проблемы как самостоятельные категории применительно к региональным особенностям ЮФО не были объектом проводившихся ранее криминологических исследований. Кроме того, настоящая работа в определенной степени позволила определить новые подходы к решению оперативно-служебных задач, стоящих перед правоохранительными органами, по комплексному использованию их превентивных возможностей в борьбе с похищением человека в ЮФО.
Анализ научных трудов, посвященных данной проблеме в ЮФО, показал, что они охватывают отдельные стороны правовых и криминологических проблем, связанных с похищением человека, по, как правило, применительно только к их деятельности в период межнациональных конфликтов либо к особенностям их функционирования на территории Чеченской Республики в рамках проведения
контртеррористической операции. В целом же данная проблема в предлагаемом аспекте исследованию не подвергалась. Поэтому, не ставя перед собой задачу рассмотрения всех проблемных вопросов предупреждения данных преступлений и изучения причин, их детерминирующих в ЮФО, основное внимание было сосредоточено па тех позициях, которые представляются наиболее важными и актуальными для практики, но в то же время недостаточно полно отраженными в специальном литературе.
Проведенное исследование позволило сформулировать отдельные теоретические выводы и разработать некоторые перспективные направления совершенствования деятельности правоохранительных органов по похищению человека применительно к региональным особенностям ЮФО.
Теоретическая значимость исследования. Теоретические положения диссертационного исследования, предложения по совершенствованию организационных основ предупреждения преступлений, связанных с похищением человека, и нормативно-правовой урегулирован і юсти формируют научно-методическую базу для разработки конкретных мер, направленных на повышение ее качества в ЮФО. Выделенные в исследовании отдельные теоретические и прикладные основы предупреждения преступлений позволяют восполнить пробелы, имеющиеся в этой деятельности.
Практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение стоящей перед обществом, государственными институтами, правоохранительными органами и общественными организациями задачи по предупреждению преступлений, связанных с похищением человека в ЮФО. Этому подчинены и многие теоретические выводы и положения, на основе которых сформулированы и внедрены предложения о применении их в деятельности правоохранительных органов в ЮФО, учебном процессе в образовательных учреждениях.
По результатам исследования разработаны рекомендации, направленные на совершенствование предупреждения преступлений в целом.
Прикладное значение диссертации состоит также в том, что ее положения могут быть использованы для разработки нормативно-правовых актов, регулирующих предупреждение преступлений, и проведения дальнейших научных исследований.
Основные положения, выносимые па защиту:
деятельности правоохранительных органов; негативное влияние межэтнических и межнациональных конфликтов (в ряде случаев имеющих характер военных действий) на территории Северо-Кавказского региона.
3. Ретроспективный анализ правовых норм, определяющих уголовную
ответственность за похищение человека, социальная опасность
рассматриваемого преступления, а также общественно-политическая
обстановка в ЮФО позволяют установить цели и задачи государственной
политики в сфере предупреждения данных преступлений, которые могут
быть сформулированы следующим образом:
разработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений;
решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;
— обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства
граждан, усиление ответственности за разжигание национальной розни.
5. Анализ взаимосвязи характерных элементов состава рассматриваемых
преступлений на основе их территориальных особенностей приводит к выводу,
что концентрация их в том или ином районе ЮФО обусловлена относительной
легкостью перемещения, удержания похищенных лиц и реализации умысла с
использованием географических различий местности регионов.
Вместе с тем, являясь сложным в организационном плане, такое преступление, как похищение человека, состоит из ряда этапов, которые являются необходимым и универсальным условием подготовки и совершения каждого такого преступления. Их наличие обосновывается на страницах диссертационного исследования.
6. Проведенное исследование показало, что вероятность лица оказаться
жертвой преступления в немалой степени зависит и от его морально-
нравственных качеств. Так, наличие компрометирующих данных
существенно повышает вероятность лица стать жертвой рассматриваемого
преступления. Уверенность похитителей в том, что потерпевший не станет
сообщать о случившемся и выполнит предъявленные требования, укрепляет
их в преступных намерениях.
В целом признаками виктимного поведения объекта похищения могут быть:
— деятельность в сфере распределения кредитов, финансовых средств,
материальных ресурсов и т.п.;
-деятельность, затрагивающая экономические интересы определенных лиц;
— конкурентные отношения между организованными преступными
группами за передел сфер влияния и источников доходов;
наличие компрометирующих материалов на потерпевшего;
участие потерпевшего в криминальных сделках, сотрудничество с преступными группировками, невыполнение финансовых обязательств и т.п.
7. Автор предлагает свою формулировку термина «предупреждение
похищения человека» (см. с. 149) как деятельность правоохранительных
органов, основанную на законодательной, ведомственной нормативной и
научной основе деятельность по практическому воплощению в жизнь задач, стоящих перед ним в соответствии с их компетенций, в целях защиты жизненно важных потребностей общества в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
8. Изучение практики реализации функции предупреждения похищений человека позволило автору обозначить и обосновать наличие определенных этапов такой деятельности: В зависимости от начала такой деятельности диссертант предлагает выделить в ней следующие этапы: ранний, непосредственный, поздний и последующий.
Учитывая масштаб мероприятий по реализации этапов предупредительной функции правоохранительными органами, диссертант выделяет три режима в их организации.
Первый режим. Для него характерно повседневное целенаправленное предупредительное воздействие на лиц, в нем нуждающихся, и осуществление за ними необходимого контроля. В этом режиме устраняются причины и условия, способствующие совершению преступлений, планируются и проводятся выступления в средствах массовой информации и т.п.
Второй режим. Осуществляется при проведении целевых комплексных операций по предупреждению похищений человека. В рамках второго режима ужесточается контроль за лицами, представляющими профессиональный интерес для оперативных подразделений. В этих целях разрабатываются оперативно-розыскные мероприятия но инициативному поиску в местах концентрации преступного элемента, определяются криминально опасные объекты и прилегающие к ним территории, требующие привлечения дополнительных сил и средств правоохранительных органов.
Третий режим. Может осуществляться в условиях резкого обострения криминальной обстановки, а также в рамках непрогнозируемого роста совершения преступлений в целом и при совершении особо тяжких
преступлений, межнациональных конфликтов и экологических катастроф. Здесь предпринимаются меры по активизации реализации следственных и оперативных материалов в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений; разобщению преступных групп и сообществ; но ужесточению мер контроля над определенными категориями лиц, представляющими оперативный интерес.
9. Работа правоохранительных органов по профилактике преступлений разнообразна по направлениям, уровням, видам, формам, методам. В условиях криминогенной обстановки в ЮФО предупреждение похищения человека имеет свою специфику. С учетом этого работа по предупреждению похищения человека, осуществляемая всеми компетентными в этом правоохранительными органами в ЮФО, должна складываться из следующих основных этапов:
разработка и осуществление общих направлений предупредительной деятельности на основе анализа состояния, структуры и динамики похищений человека и преступлений, с ними связанных (в целом по ЮФО и конкретным регионам);
конкретизация общих оперативно-профилактических и комплексных планов, «приземление» их до регионального уровня и этнических особенностей лиц, проживающих в конкретном регионе;
организация правовой пропаганды и работа со средствами массовой информации;
4) организация индивидуально-воспитательной работы с лицами,
состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел;
5) предупреждение похищений человека со стороны лиц, о преступных
намерениях которых становится известно правоохранительным органам;
6) раскрытие уже совершенных похищений человека с целью
недопущения подобных преступлений;
7) работа с конкретными лицами, как правило, ранее судимыми за корыстно-насильственные преступления или преступления против личности, с целью недопущения совершения ими новых похищений человека.
Апробация результатов исследования. Содержащиеся в диссертации теоретические выводы и методические рекомендации использовались при подготовке научно-методических разработок и учебно-методических материалов для юридических факультетов высших учебных заведений.
Теоретические положения и практические рекомендации были апробированы в выступлениях диссертанта на 7 всероссийских и международных научно-практических конференциях, 5 научно-практических семинарах-совещаниях, «круглых столах» и брифингах с участием научных и практических работников.
Положения, выводы и рекомендации исследования опубликованы в трех научных статьях общим объемом 1,45 п.л.
Материалы диссертационного исследования используются в деятельности практических органов, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, что подтверждается соответствующими актами.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов, заключения, литературы. Структура, последовательность и характер изложения материала диссертации обусловлены стремлением создать целостное представление о теоретических, правовых, организационных и тактических проблемах борьбы с похищением человека и на этой основе предложить направления ее совершенствования.
Похищение человека как криминологическая проблема
Современный этап развития российского общества характеризуется сложными процессами, проблемными ситуациями, а формы их разрешения нередко оказываются тесно связаны с таким сложным социальным явлением, как преступность.
Помимо общих причин, детерминирующих криминализацию общества в целом, существует и специфический комплекс взаимодействующих криминогенных факторов, определяющих некоторые особенности структуры современной преступности. Распад Союза ССР в 1991 г. повлек за собой резкое изменение криминологической обстановки в стране и нормативно-правовой базы, регламентирующей общественные отношения в сфере охраны правопорядка.
Существенным фактором демократизации российского общества и формирования правового государства выступает конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности. Между тем формальное признание самых широких прав и свобод не означает одномоментного появления у человека возможности в полном объеме пользоваться лежащими в их основе благами. Необходим эффективный социально-юридический механизм реализации прав и свобод, включающий гарантии их обеспечения и защиты, которые непосредственно воплощаются в деятельности конкретных государственных органов, в том числе правоохранительных органов, их следственных и оперативных подразделений.
На современном этапе развития России гарантии прав и свобод личности и связанная с ними законотворческая и правоприменительная практика предполагают повышенное внимание к их соблюдению, а также определенное переосмысление ранее существовавших стереотипов в их реализации. Это диктуется, прежде всего, разрывом с тоталитарным прошлым, глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями, принципиальным обновлением законодательства, наконец, потребностью приведения правогарантирующих функций тех или иных органов Российского государства в соответствие с конституционными и международными стандартами в области соблюдения прав человека.
Изучение их деятельности в рассматриваемом аспекте актуализируется уже предоставленными им широкими полномочиями в сфере защиты человека, его прав и свобод от преступных и других посягательств. При этом проблемой остаются обоснованность и соразмерность демократическим нормативно-правовым установлениям использования указанными органами мер принуждения, что нередко сопряжено с известными ограничениями ряда прав и свобод граждан.
Современное состояние, ближайшие и отдаленные перспективы совершенствования государственных структур, призванных осуществлял, защиту прав и свобод граждан, не внушают обоснованного оптимизма. Разумеется, работа по оздоровлению ситуации в сфере государственной правоохранительной деятельности должна продолжаться. По для эгого необходимо время, причем достаточно длительное, а права и свободы граждан нуждаются в безотлагательной защите. Пассивное ожидание возможных положительных результатов по созданию действительно эффективной государственной правозащитной системы было бы в данном случае недопустимо. И в этой ситуации важным представляется формирование правовой среды, в рамках которой гражданин располагал бы реальными возможностями для защиты от преступных на него посягательств.
Необходимо указать еще на один важный практический аспект данной проблемы. Увеличивающиеся масштабы преступности и все возрастающая сложность решаемых задач, предопределяют необходимость разработки и внедрения в правоохранную деятельность нетрадиционных форм и методов борьбы с преступностью.
Ретроспективный анализ становления уголовно-правовых мер борьбы с похищением человека в России
Обстоятельства, влияющие на распространенность похищений человека и их особенности в Южном федеральном округе
Социальная обусловленность и содержание предупреждения похищения человека в Южном федеральном округе
Последние десятилетия ознаменовались качественными изменениями в характере и структуре преступности в нашей стране. Наряду с бурным увеличением числа преступлений стало иным соотношение различных категорий правонарушений, наметился все возрастающий рост тяжких и особо тяжких преступлений. В России появились новые ВИДЕЛ противоправных деяний, которые ранее вообще не встречались либо наблюдались в единичных случаях. Одним из таких преступлений стало похищение человека.
Сам факт роста числа похищений человека деморализует население Северо-Кавказского региона и соседствующих с ним территорий, обостряет у людей чувство страха и незащищенности. Близкие и друзья похищенных подвергаются длительной психологической пытке, так как не знают, жива ли жертва, а если жива, то где и в каких условиях она содержится, каково состояние ее здоровья, вернется ли она. Кроме того, если похищается основной кормилец семьи, то его семья зачастую оказывается в трудном социально-экономическом положении. К нравственным страданиям добавляется также опасение того, что членов семьи может постичь та же участь, а поиски похищенного человека могут подвергнуть их еще большему риску. К тому же эти страхи подкрепляются запугиваниями со стороны похитителей. Особую тревогу вызывает интенсивное распространение связанного с похищением людей криминального насилия. Даже вырвавшись на свободу, жертвы похищения долгое время испытывают на себе физические и психические последствия этой формы издевательства над человеческой личностью, жестокости пыток, которым они подвергались.
Проблемы предупреждения похищения человека рассматриваются самыми различными отраслями юридической науки, однако центральное место в ее исследовании принадлежит криминологии. Именно поэтому в целях правильного уяснения сути теории предупреждения преступлений в целом необходимо кратко остановиться на анализе отдельных концептуальных подходов ученых-криминологов к обозначенной проблеме.
Наиболее активно концепция профилактики преступлений как одно из основополагающих направлений в борьбе с преступностью стала развиваться, с начала 60-х гг. XX в.