сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого
Контрольно-имерительные материалы в формате ЕГЭ для 11 класса, по теме «Роль экономики в жизни общества»
Содержимое публикации
Тест: «Роль экономики в жизни общества».
Экономические пропорции устанавливаются на основе централизованного планирования
Производственные технологии длительное время не меняются
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Материальные отношения, моральные отношения, производственные отношения,политические отношения, общественные отношения, правовые отношения.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам постиндустриального общества.
1) преобладание удаленных коммуникаций; 2) защита интеллектуальной собственности; 3) специализация производства; 4) промышленный переворот; 5) рост влияния СМИ; 6) глобальные информационные сети.Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.
2) Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.
3) Связи между сферами жизни общества многообразны.
5. Выберите верные суждения о потребностях и их видах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
2) К первичным потребностям относят физиологические потребности индивида. 3) Потребность в знаниях и творческой деятельности относят к социальным потребностям личности.
4) Потребности являются одним из мотивов деятельности.
5) Удовлетворение материальных потребностей людей связано с функционированием экономической сферы общества.
6. Установите соответствие между социальными институтами и потребностями коллективов, общества в целом, которые они удовлетворяют:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) упорядочивать общественную
Б) социализировать детей и подростков
В) обеспечивать общественную
Г) создавать средства существования
Д) организовывать познавательный процесс
7. Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Сферы жизни общества
А) призвана интегрировать общество на основе учета интересов различных групп
Б) охватывает финансовые институты
В) включает отношения, складывающиеся в системе материального производства
Г) охватывает отношения общества с внешней природной средой
Д) включает институты государственной поддержки нуждающихся групп населения
1) участие в международном разделении труда
2) внедрение компьютерных технологий
3) повышение производительности труда
4) интенсификация производства
5) преобладание занятых в сфере информационных технологий и сфере услуг
6) государственная поддержка непрерывного образования
9. Выберите верные суждения об экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств.
2) Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни населения страны.
3) Такие экономические факторы, как условия жизни, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство, оказывают большое влияние на рождаемость.
4) Ускорение или замедление темпов экономического развития не связано с общей численностью населения, его плотностью, темпами его роста.
5) Уровень развития экономики страны не оказывает влияние на формирование социальных общностей и процессы стратификации.
10. Выберите верные суждения о государстве в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Государство в условиях рыночной экономики не должно заботиться о создании условий для экономического роста.
2) Одной из функций государства в условиях рыночной экономики является создание ее правовой базы.
3) Экономические функции государства в рыночной экономике определяются потребностями ее нормального функционирования, обеспечения конкуренции и частного предпринимательства.
4) В странах с рыночной экономикой не существует государственная собственность.
5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффектов.
11. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели
Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов
В) в хозяйствах области завершаются посевные работы
Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии
Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов
12. В государстве А. развивается производство и осуществляется научно-технический прогресс. Какая дополнительная информация позволит установить, что экономика этого государства является рыночной? Запишите цифры, под которыми она представлена.
1) растет численность работников промышленных предприятий
2) существует конкуренция производителей товаров и услуг
3) доходы граждан облагаются налогами
4) фундамент экономики составляет частная собственность
5) покупательная способность населения постепенно возрастает существуют законы, регулирующие хозяйственную деятельность
13. Что из перечисленного ниже относится к социально- экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на охрану здоровья
2) право избирать и быть избранным
3) право на социальное обеспечение по возрасту
4) гарантии судебной защиты
5) право выбирать язык общения
14. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
8) производительные силы
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Тест: «Экономический рост и развитие»
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Основной фактор производства
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Стагнация, экономический цикл, экономический кризис, оживление экономики, рецессия.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к проявлениям интенсивного пути развития сельского хозяйства.
I) механизация; 2) расширение посевных площадей; 3) повышение энерговооруженности; 4) увеличение числа работников; 5) совершенствование агротехнологии.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.
5. Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Сфера жизни общества
А) призвана интегрировать общество на основе учета интересов различных групп
Б) охватывает финансовые институты
В) включает отношения, складывающиеся в системе материального производства
Г) охватывает отношения общества с внешней природной средой
Д) включает институты государственной поддержки нуждающихся групп населения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой
6. Лектор охарактеризовал постиндустриальное общество как общество непрерывного образования. Найдите в приведенном списке другие признаки постиндустриального общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание и развитие информационной инфраструктуры
2) религиозное мировоззрение
3) формирование сетевых сообществ
4) компьютеризация производства
5) рост городов и городского населения
6) преобладание сферы услуг в экономике
7. Выберите верные суждения об экономическом росте и развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Под экономическим ростом понимается увеличение количества денег в обороте.
2) Одним из показателей экономического роста является прирост валового внутреннего продукта.
3) С переходом к постиндустриальному обществу приоритетным становится производство товаров, а не услуг.
4) Экстенсивный экономический рост достигается за счет развития техники.
5) Интенсивный экономический рост связан с подъемом производительности труда.
8. Выберите верные суждения об экономическом росте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономический рост представляет собой количественное изменение производственной системы страны.
2) Экстенсивный экономический рост сопровождается качественными совершенствованиями в структуре и функциях производственной системы того или иного уровня.
3) Интенсивный экономический рост происходит без качественного изменения производственных систем.
4) Экономический рост может происходить без развития: увеличивается количество товаров, но отсутствуют качественные изменения производства.
5) Факторами экономического роста в том числе являются количество и качество природных и трудовых ресурсов.
9. В государстве А. развивается производство и осуществляется научно-технический прогресс. Какая дополнительная информация позволит установить, что экономика этого государства является рыночной? Запишите цифры, под которыми она представлена.
1) растет численность работников промышленных предприятий
2) существует конкуренция производителей товаров и услуг
3) доходы граждан облагаются налогами
4) фундамент экономики составляет частная собственность
5) покупательная способность населения постепенно возрастает
6) существуют законы, регулирующие хозяйственную деятельность
10. Экономисты утверждают, что в основе экономического роста в стране Z лежали интенсивные факторы. Выберите в приведенном списке факторы, которые могли быть названы экономистами, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) расширение территории
2) введение в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей
3) оснащение промышленных предприятий новой техникой
4) использование ресурсосберегающих технологий
5) массовая переподготовка персонала промышленных предприятий и сферы услуг
6) приток экономически активного населения из-за границы
11. Установите соответствие между типами экономического роста и факторами, влияющими на экономический рост: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Факторы экономического роста
Типы экономического роста
А) вовлечение в оборот новых земель
Б) повышение квалификации работников
В) использование передовых методов агротехники
Г) совершенствование технологии производства
12. Установите порядок фаз экономического цикла, начиная с экономического подъема.
2) Экономический подъем
3) Экономический спад
13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Список терминов: 1) экономический рост 2) товары и услуги 3) ресурсы
4) государственный бюджет 5) экономическая система
6) производственные технологии 7) занятость населения
8) социальная дифференциация 9) безработица
Ключ к тесту: «Экономический рост и развитие».
Сферы общественной жизни
6 класс, 8 класс, 10 класс
Подсистемы общества
Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.
Для анализа сложноорганизованных систем есть специальное понятие «подсистема».
Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.
По сути термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» равнозначны, их можно использовать для обозначения одного и того же.
Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.
Экономическая сфера общественной жизни
Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.
Основные элементы экономической сферы:
Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.
В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
Политическая сфера общественной жизни
Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.
Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.
Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.
Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.
У социальной сферы есть две формы:
Духовная сфера общественной жизни
Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.
Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.
При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.
Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.
Таблица с примерами сфер общественной жизни
Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы
Отношения в процессе производства, обмена и потребления.
Отношения по поводу права собственности.
Отношения в процессе предпринимательской деятельности.
Взаимосвязь государства и экономики.
Заводы, фирмы, банки, биржи и др.
Отношения по поводу власти и управления обществом.
Отношения человека и государства.
Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.
формы государственной власти;
Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.
Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.
социальная мобильность и социальные лифты;
национальные отношения; семья.
Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.
Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).
Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.
Сферы жизни общества: понятие, примеры, классификация
Приветствую Вас, друзья!
Человеческое общество – это сложная система, в которой протекает огромное количество разнообразных процессов. Для того, чтобы было проще и удобнее исследовать эти процессы, общество принято делить на четыре подсистемы, которые называются сферами общественной жизни. Сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, подробно рассмотрим каждую из них и выясним, какие социальные институты существуют для управления ими.
Сферы жизни общества: что это такое?
Сферы жизни общества – это достаточно независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности. Если рассматривать общество как систему, то сферы жизни являются его подсистемами. Термины «сферы общественной жизни» и «подсистемы общества» являются равнозначными и могут использоваться для обозначения одного и того же понятия.
Существует 4 основных сферы:
У каждой из перечисленных сфер есть три обязательных атрибута:
Эти атрибуты есть у каждой из сфер жизни общества. К примеру, в духовной сфере институты – это просветительские организации, церкви, СМИ и прочее, деятельность – это создание или распространение духовных ценностей, а отношения – это соответствующие связи и взаимодействия между людьми.
Далее разберем каждую из сфер подробнее, узнаем, какие задачи решаются в рамках каждой из сфер.
Социальная сфера
В данную подсистему человеческого общества входят все связи и отношения, возникающие между людьми в рамках их общественной и личной жизни, а также отношения между людьми и их социальными группами. Данная сфера решает следующие задачи:
Деятельность социальной сферы направлена на создание здоровой социальной обстановки, в которой каждый человек сможет в полной мере удовлетворять свои социальные потребности. Поскольку в современном мире социальная жизнь общества регулируется государством, достижение высокого уровня благосостояния людей полностью зависит от государственной социальной политики.
Экономическая сфера
В данную подсистему входят отношения, связанные с созданием, распределением и потреблением материальных благ. Экономическая сфера жизни общества включает в себя такие элементы как:
Экономическая сфера выполняет важную функцию, без которой не могут существовать остальные сферы – она обеспечивает их производством материальных средств, необходимых для их функционирования. К этой подсистеме общества относятся промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская система и прочие отрасли.
Политическая сфера
В задачи данной подсистемы входит управление государством и обеспечение безопасности его гражданам. Политическая сфера должна обеспечивать условия для нормального протекания процессов, относящихся к остальным сферам.
Слово «политика»позаимствовано из греческого языка. Оригинальное слово πολιτικη (читается как «политики») образовано от слова πόλης («полис»), которое переводится как «город». В античные времена политикой называлось управление государством, но позже этим словом стали обозначать политические процессы вообще.
Политическая сфера включает в себя следующие элементы:
Основными субъектами политической сферы являются политические организации, которые формируются вокруг определенных идей. Процессы, происходящие внутри этих организаций и политически активных социальных групп приводят к тому, что культурные нормы, обычаи и традиции формируют систему взглядов, от которых зависит политическая сфера жизни.
Духовная сфера
Данная сфера является наиболее обширной и включает все нематериальные ценности, имеющие значение для общественной жизни. Основными её составляющими являются:
Духовная сфера не связана с удовлетворением повседневных потребностей человека. Она направлена на развитие, совершенствование или получение эстетического удовольствия.
Потребности, относящиеся к духовной сфере, не являются биологическими и не даны человеку от природы. Согласно теории Маслоу, они формируются у него благодаря социализации и проявляются только тогда, когда базовые биологические потребности удовлетворены.
Интересно, что духовная деятельность приносит человеку удовольствие и когда он производит духовные ценности, и когда он потребляет (читает, изучает) духовные ценности, произведённые кем-то другим.
Институты, регулирующие сферы жизни общества
Социальный (общественный) институт – это форма организации взаимоотношений людей, сформировавшаяся исторически или созданная целенаправленно. Классическим примером института является семья – форма отношений между близкими людьми, которая практически во всём мире устроена одинаково.
Каждая из сфер имеет свои социальные институты, призванные управлять протекающими в ней процессами и регулировать отношения внутри неё. Рассмотрим основные институты каждой из подсистем современного общества.
Заключение
Существует 4 сферы жизни общества, которые достаточно независимы и в то же время тесно связаны между собой. Для любого государства важно, чтобы каждая из этих сфер была достаточно развита, поскольку упадок в любой из них довольно быстро приводит к упадку и в остальных.
От политической подсистемы зависит, насколько хорошо управляется страна и насколько защищенным чувствует себя население, а от экономической подсистемы зависит материальное обеспечение всех процессов в обществе. Не менее важными являются также социальная и духовная сфера, поскольку они помогают человеку самореализоваться, найти своё место в жизни и стать полноценной ячейкой общества.
Сферы жизни общества (подсистемы общества).
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Сферы жизни общества (подсистемы общества).« из раздела кодификатора (1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы)
Содержание:
↑ Подсистемы общества
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема».
Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определённые группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.
Так же как и каждый человек вращается в различных сферах своей жизни (учеба, работа, семья), так и общественная жизнь представлена различными сферами деятельности людей. Выделяют четыре основные подсистемы или сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная.
Основные сферы общественной жизни | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения | Заводы, фирмы, банки, биржи и др. |
Социальная | Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий | Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др. |
Политическая | Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями | Парламент, правительство, партии, общественные организации и др. |
Духовная | Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др. |
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.
↑ Экономическая сфера общественной жизни
Основными элементами экономической сферы являются:
Данная сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ является одним из основополагающих факторов жизнедеятельности людей. В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.
↑ Политическая сфера общественной жизни
↑ Социальная сфера общественной жизни
С одной стороны, социальная сфера представляет собой общество в целом, включая в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет. С другой стороны, это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (например, образование, транспорт, здравоохранение, общественное питание, связь и т.п.).
↑ Духовная сфера общественной жизни
Итак, все сферы жизни общества взаимосвязаны друг с другом, общество не смогло бы нормально функционировать без какой-либо одной. Упадок в какой-либо одной сфере может привести к упадку всего общества.
И наконец, все сферы жизни общества взаимообуславливают друг друга. Так, например, развитие хозяйственной отрасли страны (экономическая сфера) невозможно без четкого управления (политическая сфера) или мирные взаимоотношения народов (социальная сфера) невозможны без определенных религиозных, культурных и нравственных убеждений (духовная сфера).