сева кулагин биография друг высоцкого
Лучший друг Высоцкого так и не пережил его гибели (ФОТО)
Со дня смерти актера Всеволода Абдулова 27 июля исполняется ровно десять лет.
Абдулов родился в актерской семье 29 декабря 1942 года. Его отец Осип Абдулов играл в театре Моссовета с Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской. Сам Всеволод грезил о МХАТе, однако при поступлении его приняли в ГИТИС и Школу Вахтангова, а в заветном вузе отказали. Однако упорный абитуриент познакомился с Владимиром Высоцким, обучившим его некоторым хитростям актерского мастерства. В результате Всеволод Абдулов во МХАТ все же попал. С этих пор обоих актеров будет связывать самая крепкая дружба.
Осенью 1977-го с Всеволодом Абдуловым стряслась беда. Возвращаясь со съемок в Баку, он 6 раз подряд перевернулся на своем автомобиле. 21 день артист пробыл в коме, считался безнадежным, однако выкарабкался. Тем не менее, восстанавливаться пришлось долго, начались серьезные проблемы с памятью. Тут Абдулову вновь на помощь пришел Высоцкий, предложив другу сыграть малодушного милиционера Петра Соловьева в сериале «Место встречи изменить нельзя».
Смерть Высоцкого стала большим ударом для Всеволода Абдулова. Актер еще заметнее замкнулся в себе, принципиально отказался писать мемуары и давать интервью на эту тему. С годами состояние его здоровья ухудшалось: вновь ухудшилась память, началась гангрена желудка. 25 июля 2002-го года после очередного посещения памятника Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре актер потерял сознание, а через два дня скончался в больнице. Похоронен на Введенском кладбище. В конце 2011-го года вышел фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», который Никита Высоцкий поставил по мотивам истории, рассказанной ему именно Всеволодом Абдуловым.
25 июля 2002 года Сева Абдулов пришел на Ваганьковское кладбище на могилу своего лучшего друга Володи Высоцкого. Он приходил сюда каждый год, хотя лет с того черного дня, когда он потерял своего друга, прошло немало, но именно в этот день ему вдруг стало плохо, а к вечеру он уже был госпитализирован. Через два дня Всеволода Абдулова не стало.
Вы спросите, почему я начал свой псто с Абдулова, а не с Володи, чей уход из жизни до сих пор заставляет болеть сердце у всех, кто вырос под его песни и восхищался его игрой в кино и в театре? И ведь именно сегодня день памяти Володи Высоцкого и писать нужно о нем, но знаете, я тут перевернул до кучи материалов и наткнулся на поразительный рассказ Александра Пороховщикова, который моментально окунет вас в атмосферу того времени и той богемной жизни, в которой жил, творил, задыхался, но все равно жилы рвал ради искусства Володя Высоцкий. Так вот:
Помню, после смерти Володи Сева приходил ко мне на дачу, садился на веранде, наливал рюмочку и, глядя в одну точку, мог просидеть так целый день. Тосковал по Володе. А если бы у Высоцкого было столько друзей при жизни, сколько их стало после его смерти, думаю, он был бы сейчас жив. (с)
» Свадьба»
Мама Всеволода, Елизавета Моисеевна Метельская, которую смолоду и до последних дней все близкие называли Елочкой, тоже была актрисой. В молодости она была чудо как хороша: золотоволосая блондинка с серо-голубыми глазами, статная, с потрясающим профилем, сияющей улыбкой, очень остроумная, радушная хозяйка и одновременно гранд-дама с изысканной манерой речи, с прекрасным французским языком…
Выйдя замуж за Осипа Абдулова, оставила сцену. «Актер в семье должен быть один, – считала она. – Если кто-то из нас действительно актер, то это, безусловно, Осип»
Вот такая у Севы мама
Двери роскошной квартиры Абдуловых в актерском доме на улице Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) всегда были открыты для друзей. Стены украшали многочисленные фотографии корифеев театра, знаменитых писателей, музыкантов, художников с дарственными надписями. Здесь, в гостиной, отделанной бревнами – под деревенскую избу, хозяев частенько навещали Вахтангов и Завадский, Мейерхольд и Зощенко, Ахматова и Плятт, Олеша и Светлов, Марецкая и Михоэлс… Словом, вся творческая элита той эпохи.Так что Сева рос в удивительной атмосфере семейных вечеров, о которой можно было только мечтать.
После школы Сева подает документы во все театральные вузы Москвы. Его приняли в ГИТИС, Вахтанговскую школу, а вот со студией МХАТа были проблемы, но ему хотелось только туда. На его счастье, выпускники студии ревностно следили за абитуриентами, которые завтра, возможно, придут учиться у их Мастера. «Володя… при всей своей загруженности – госы, спектакли – прибегал посмотреть на новеньких, – вспоминал Абдулов. – Углядел меня, наверное, на первой консультации, подошел. Пытался помочь, учил кое-каким тонкостям… И если бы не его помощь, не видать мне Школы-студии, как марсианской пыли…
Высоцкий, разумеется, тотчас познакомил его со своими друзьями с Большого Каретного. «Там, – вспоминал Абдулов, – была блестящая компания: Кочарян, Утевский, Макаров, Шукшин, – но им всем еще только предстояло состояться…» А в доме на Немировича-Данченко уже Высоцкий, по мнению Абдулова, «находил… то, к чему подсознательно стремился. Весь этот дом – легенда, сейчас он увешан мемориальными досками, а в те годы все эти люди были живы, встречались во дворе, запросто заглядывали друг к другу в гости. Когда Володя попал в театр Пушкина, там играла Фаина Раневская. Их тогда разделяла невероятная дистанция, а в этот дом она приходила запросто, как и он, и они общались на равных. Наконец, в нашем доме ему было просто хорошо…»
Вот этот дом
По окончании училища Всеволод стал полноправным актером МХАТ имени Горького. Сева говорил:
«Я в артисты пошел не за аплодисментами и признанием, а чтобы получать удовольствие от лицедейства… Я – счастливый человек. Что бы ни случилось, как бы тяжело ни было, что бы ни происходило, – у меня есть профессия, которая для меня в с ё. Своим любимым делом я начал заниматься бесплатно. А когда за это еще и платят… Это невероятное стечение обстоятельств, мне повезло. Никогда не нужно выбирать то, что тебе не нравится, но считается престижным, или то, что сейчас нужно. Или то, что тебе советуют другие. Ты должен собраться со своими мыслями и четко понять, что хочешь именно ты. Иначе испортишь себе всю жизнь…»
! Вот где сейчас встретишь таких людей? Да ещё в актерской среде?
Многим друзьям Севы повезло не в пример больше, чем ему. Зависти к ним он не знал, он их любил. И они его любили. И в общении с ним черпали вдохновение. Это необычайно важно: иметь рядом с собой не просто понимающего и готового помочь, это само собой, но именно вдохновляющего человека… Может поэтому и любил его Володя и песни для него писал. Вот эту, например:
В 1970-м, когда Марина Влади и Высоцкий решили узаконить свои отношения, свидетелем со стороны невесты выступил московский корреспондент парижской газеты «Юманите» Макс Леон, а от жениха, естественно, Всеволод Абдулов. Тогда, 13 декабря, он был свидетелем, а затем, вплоть до самого последнего, смертного часа Высоцкого, ангелом-хранителем этой удивительной супружеской пары.
Слухи и сплетни, постоянно сопровождавшие Высоцкого, разумеется, так или иначе доносились и до Марины Влади. Она же доверяла только информации от Севы. Когда в критических ситуациях ей в Париж звонил Абдулов, она бросала все и летела на помощь. Именно ему выпала тяжкая участь ранним утром 25 июля 1980 года сообщить Марине Влади, что она уже вдова…
Севу привезли в местную больницу, где три недели он пролежал без сознания, «мозг был полностью залит кровью». Врачи к нему даже подходить боялись, говорили, что все бессмысленно и шансов нет. Мама без конца повторяла, как заклинание:»Он выживет, мой мальчик. Не может такого быть, чтобы я потеряла и третьего сына»
О случившемся под Тулой Высоцкий ничего не знал. В то время он с Мариной как раз был на Таити и, лишь вернувшись в Париж для завершения работы над пластинками, позвонил в Москву домой Любимову. К телефону подошла мама Юрия Петровича, Владимир поинтересовался, что нового в театре, вообще, какие новости. Потом спросил, как там Сева? А она заплакала: «Уже все!»
Высоцкий тут же помчался в «Ле Бурже», кружным путем улетел в Москву, а уже из Шереметьева на «Мерседесе» рванул прямо в Ефремово, где в местной больничке отходил после реанимационных процедур Всеволод. «Я… в сознании, в плавающем, слабом сознании, но уже соображал, – рассказывал Абдулов. – Вдруг вбегает ко мне медсестричка, совершенно обезумевшая, и кричит: «К вам Высоцкий!» Он рванул дверь на себя и ворвался. С одной стороны, это был ужас и кошмар, что он уже не застал… А с другой, он же к умирающему…Значит, надо сделать хорошую мину при плохой игре. И поэтому – остановившиеся, оцепеневшие глаза… Слава богу, меня на мой идиотский розыгрыш хватило секунд на 30. Я вскочил. А он: «Сволочь! Убью. »
Осенью, поздравляя с 50-летием Олега Николаевича Ефремова, Высоцкий не удержался, чтобы не вплести в свою юбилейную оду легкий, прозрачный, невидимый для непосвященных, недвусмысленный упрек:
Более двух лет Всеволод Абдулов находился в тяжелом состоянии. Вернуть его к жизни можно было только работой. Однажды Высоцкий привез другу сценарий к фильму, который собирался снимать Станислав Говорухин. Ну, вы уже поняли, да? «Место встречи изменить нельзя». Друг предложил Абдулову выбрать из имеющихся в сюжете персонажей, того, кто ему более интересен. У актера был большой выбор. Но он отдал предпочтение роли негодяя и предателя. На вопрос «А если я не поправлюсь к началу съемок?» Высоцкий ответил вполне серьезно: «Не имеешь права!».
И Сева сыграет Соловьева просто блестяще.
Сева Абдулов никогда не давал интервью о Владимире Высоцком. Швырял телефонную трубку, едва журналисты приставали к нему с вопросами об этом. У них с Володей была добрая и бескорыстная дружба. Когда после смерти Высоцкого выстроилась непристойная очередь из желающих оказаться посмертно «лучшим другом» ушедшего поэта, при упоминании имени Всеволода Абдулова все они стыдливо умолкали, признавая единодушно это право за ним. Их имена прочно связаны. Пожалуй, он был единственным другом Высоцкого, кто никак не эксплуатировал их отношений. Ни до, ни после смерти Володи.
И только Никите Высоцкому Сева уступил, а в конце беседы сказал: «Когда я в детстве читал легенды про рыцарей Круглого стола, то и не представлял, что одного из них однажды встречу. Мне было 17 лет, когда я узнал Володю. И я по сей день продолжаю верить в этих рыцарей, в настоящую дружбу, потому что узнал его. Смешного, невозможного, заводного, наивного, мудрого.»
Сева Абдулов обещал пережить Высоцкого на три дня. Исполнил. Почти. Уйдя из жизни через 22 года и три дня. Вот такая история.
Высоцкий. Глава 71. Сева
Чуть ли не каждый, кому довелось в жизни хоть как-то пересечься с Владимиром Высоцким, постарался оставить уж если не мемуары, то воспоминания о тех встречах, о дружбе, о совместной работе.
Так или иначе, высказались фактически все. Всеволод Абдулов был единственным, кто не стал писать ничего. Наверное, потому и был самым близким другом Высоцкого.
Иркутск, 1976 год. Фото Леонида Мончинского
Однажды Абдулова все-таки уговорили, и он взял бумагу, ручку и написал: «Я познакомился с Владимиром Высоцким…», но потом скомкал лист, выбросил в корзину и навсегда отказался от этой мысли.
Остались лишь несколько интервью и документальных съемок, где Абдулов c невероятным теплом вспоминает друга. И еще – множество свидетельств близких людей, в один голос говоривших, что не было в жизни Севы человека более важного и дорогого, чем его друг Володя: слушать
Фрагмент д/ф «Всенародный Володя», реж. Вадим Рощин, 1998 г.
Известно, какое огромное влияние на Высоцкого оказала компания друзей с Большого Каретного, сколько актеров, писателей, режиссеров и просто замечательных людей входило в тот круг.
Но гораздо меньше – и незаслуженно – говорят о другой компании и другом дружеском круге. Это друзья прекрасного артиста театра Моссовета Осипа Абдулова, отца Севы, которые приходили в его дом и годы спустя после смерти Осипа Наумовича.
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий на устном выпуске журнала «Театр».
Москва, ЦДРИ, 30 ноября 1979 года. Фото Валерия Смирнова
С тех пор как Сева и Володя подружились, Высоцкий бывал в этом доме множество раз.
И если его друзья с Большого Каретного были либо его ровесниками, либо ненамного старше, и широкая известность для большинства из них была еще впереди, то у Абдуловых собирались великие и заслуженные, титаны нашего театра и кино, и Высоцкому было невероятно интересно с ними. При этом и они его встречали благосклонно, нередко просили спеть и хорошо известно, как любили песни Высоцкого, например, Фаина Раневская и Ростислав Плятт.
Станислав Говорухин, Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
Москва, VIII Международный кинофестиваль, 7-21 июля 1973 года. Фото Бориса Кремера
Высоцкий обожал Севину маму Елизавету Моисеевну.
Она принимала его буквально как родного сына и так же быстро подружилась с Мариной Влади, с которой они разговаривали на французском, а Марина называла Елизавету Моисеевну – Елочка: слушать
Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.
Владимир Высоцкий, Марина Влади и Всеволод Абдулов на теплоходе «Шота Руставели» во время круиза по крымско-кавказской линии, август 1973 года
В этом же доме, у мамы Абдулова, Володя и Марина пережили не только те романтические мгновения, но и один из самых страшных эпизодов в своей жизни.
Когда во время дружеской вечеринки у Высоцкого пошла горлом кровь, а врачи «скорой» не хотели забирать Володю, потому что опасались просто не довезти его до больницы. Если бы не решительность Марины, Высоцкий погиб бы еще тогда, в 1969-м.
Всеволод Абдулов — свидетель на бракосочетании Владимира Высоцкого и Марины Влади.
Москва, 1 декабря 1970 года. Фото Макса Леона
Но этот страшный случай был все-таки лишь эпизодом.
И Володя, и Марина всегда вспоминали дом Абдуловых не просто с теплотой, а и с невероятной нежностью. И несмотря на какие-то размолвки и даже ссоры, именно словом «нежные» можно охарактеризовать отношения Всеволода Абдулова и Владимира Высоцкого: слушать
Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.
Друг Высоцкого Леонид Мончинский сказал однажды прекрасные слова: «Володя мог быть за Севу, мог быть против Севы, но никогда – без Севы».
И когда другие просто грустно разводили руками, мол что с ним поделаешь, это же Высоцкий, Сева своих рук не опускал и старался помочь Володе в любых передрягах. Но надо сказать, что и сам Абдулов регулярно попадал в разные лихие переплеты. Даже если не считать двух страшных автомобильных аварий, он все время что-нибудь себе ломал и калечил. В 1972 году Абдулов сломал руку. Высоцкий написал тогда знаменитую «Балладу о гипсе». И 28 февраля того же 1972 года исполнил ее в гостях у Александра Скосырева.
Фрагмент чернового автографа песни «Нет острых ощущений…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.55, л.4
Парадокс в том, что при всей человеческой близости и нежности дружбы, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов очень мало пересекались именно как актеры, досадно редко работали вместе.
В прошлой Главе мы уже вспоминали про «Место встречи изменить нельзя», где они вместе играют в трех эпизодах, и играют так, что эти кадры можно пересматривать бесконечно.
Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
В редакции газеты «Ставропольская правда», 28 сентября 1978 года.
Фото Михаила Колесникова
Кстати, известно, что во время съемок «Места встречи» режиссер Станислав Говорухин иногда уезжал по другим делам, и тогда на площадке его подменял Высоцкий.
И Всеволод Абдулов вспоминал, как менялась в такие дни вся работа: слушать
Фрагмент телепрограммы «Нет, ребята, всё не так…», 1997 г.
Но еще до «Места встречи» у Севы и Володи была потрясающая совместная работа над пластинкой «Алиса в стране чудес»: слушать
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий.
Ставрополь, городской цирк, сентябрь 1978 года
Однако, кроме «Алисы» и «Места встречи» мало кто вспомнит что-то еще из совместных работ Высоцкого и Абдулова.
Между тем были и две работы на радио, об одной из которых знают сегодня, пожалуй, лишь знатоки творчества Высоцкого: слушать
«Альта – пароль срочного вызова».
Радиоспектакль по пьесе «Красная капелла», которую написали Том Фетисов и Сергей Демкин. Посвящалась она антифашистам, в годы войны помогавшим Красной Армии. В спектакле помимо Абдулова и Высоцкого участвовали Сергей Цейц, Алексей Кузнецов, а текст от автора читал Ростислав Плятт: слушать
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий.
Кисловодск, в «Музыкальной раковине» парка им. Горького, 27 сентября 1978 года. Фото Геворга Далалояна
Владимир Высоцкий в этой постановке играл писателя Адама Кунгофа, а Всеволод Абдулов – поэта Арвида Харнака.
Хотя в реальной жизни Арвид Харнак был большим чиновником в министерстве экономики рейха, и сведения, которые он передавал в Москву, были действительно крайне важными. Но постановщик радиоспектакля вообще всех персонажей зачислил в поэты и писатели. Пьеса и ее радиоверсия не стали выдающимися событиями, но Абдулов и Высоцкий свои роли сыграли с удовольствием. Хотя бы просто потому, что имели возможность работать вместе: слушать
Станислав Говорухин, Марина Влади, Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов.
Москва, VIII Международный кинофестиваль, 7-21 июля 1973 года. Фото Бориса Кремера
Можно и не представлять актеров, чьи голоса сейчас звучали.
Голос Высоцкого все и так прекрасно узнают. Но и голос Всеволода Абдулова нам знаком не меньше. Именно голос. Хотя далеко не все этот голос идентифицировали именно с ним.
После автокатастрофы осенью 1977 года он так и не смог восстановиться полностью.
Ему физически было тяжело работать на сцене, а в кино его почти не снимали. Но голос Абдулова продолжал звучать.
Владимир Высоцкий, Всеволод Абдулов, Николай Тамразов, Николай Пальцев, первый секретарь крайкома ВЛКСМ и др.
Ставрополь, 20-27 сентября 1978 года
Абдулов очень много работал на радио и озвучил невероятное количество фильмов и мультфильмов.
Ребята, которые росли в конце 80-х – начале 90-х, конечно, помнят «Чип и Дейл спешат на помощь», «Черепашек-ниндзя», «Черный плащ». Те, кто старше, слышали его голос в «Списке Шиндлера», «Зеленой миле», «Парке Юрского периода». Он успел поработать даже над озвучкой «Властелина Колец» и «Гарри Поттера». Не говоря уже о множестве тогдашних сериалов. Это была работа на износ, но в 90-х годах актеры были счастливы и такой работе. И голос Всеволода Абдулова невольно стал одним из голосов того времени. И он отдавался этой работе полностью.
Но тем не менее, что-то очень важное уже навсегда сломалось в его душе после смерти лучшего друга.
И об этом прямо говорит его дочь Юлия Абдулова: слушать
Фрагмент телепрограммы «Как уходили кумиры», 2006 г.
Однажды Высоцкий написал Абдулову: «Я не предполагал, что друг может быть так необходим».
И Всеволод Абдулов мог бы сказать про Высоцкого, конечно, те же самые слова.
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий.
Ставрополь, городской цирк, сентябрь 1978 года
Смерть Высоцкого действительно поделила его жизнь на до и после: слушать
Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.
Это случилось 27 июля 2002 года.
Юлия Абдулова успела попрощаться с отцом. А когда она спускалась по лестнице в больнице, зазвонил телефон, и ей сообщили, что у нее родился внук. Внука назвали Володей: слушать
Фрагмент телепрограммы «Две жизни Всеволода Абдулова», 2012 г.
Всеволоду Абдулову было не просто тяжело – физически больно вспоминать друга и говорить о нем.
Он, само собой, не исполнял его песен. Но однажды, в самом первом фильме, посвященном памяти Высоцкого, снятом Натальей Крымовой, Сева прочел две строфы из стихотворения, которое считается последним стихотворением Владимира Семеновича. Послушайте – и вы все поймете: слушать
Фрагмент документальной видеопрограммы «Мне есть что спеть…», реж. Александр Ковановский, Игорь Рахманов, 2004 г.
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Николая Исаева и Валерия Басина.
Артур Макаров, Всеволод Абдулов, Григорий Антимоний. Москва, начало 80-х (фото из архива Григория Антимония)
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий работали вместе и еще над одним радиоспектаклем.
Он назывался «Зеленый фургон».
Именно в этой постановке они в первый и последний раз спели вместе.
Фрагмент документальной видеопрограммы «Мне есть что спеть…», реж. Александр Ковановский, Игорь Рахманов, 2004 г.
Всеволод Абдулов и Владимир Высоцкий на устном выпуске журнала «Театр».
Москва, ЦДРИ, 30 ноября 1979 года. Фото Валерия Смирнова
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копия автографа предоставлена Сергеем Жильцовым
Дела! (посв. Всеволоду Абдулову): слушать (Москва, для Константина Мустафиди, апрель 1974 года)
Фрагмент фильма «На завтрашней улице» (1965)
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.