сестра шерлока холмса актеры
Элементарно, Брекзит: рецензия на фильм «Энола Холмс»
Новый фильм от Netflix про младшую сестру Шерлока Холмса с Милли Бобби Браун в главной роли.
Трейлер
Кадр из фильма «Энола Холмс»
Торговая марка «Шерлок Холмс» давно стала раем для интерпретаторов — произведения Дойла уже находятся в общественном доступе, то есть под закон об авторском праве не попадают, но при этом уже полтора века не теряют актуальности. Поэтому у нас есть и эксцентричные «Холмс и Ватсон», и меланхоличный «Мистер Холмс», бойкий сериал «Шерлок» и ревизионистское «Элементарно». Среди всех вариаций на тему «Энола Холмс» — основанная на одноимённой серии книг — выглядит далеко не самой радикальной. Она ведь и не про Шерлока вовсе, а про его маленькую сестру, о которой Конан Дойль почему-то забыл упомянуть.
Кадр из фильма «Энола Холмс»
Причём фигура Шерлока как таковая здесь не то чтобы сюжетно важна. Очевидно, что Энола Холмс могла бы быть и, например, Энолой Смит, и смысл бы от этого не потерялся — всё та же авантюрная подростковая история в декорациях XIX века. Тут, в общем-то, и детективной интриги особо нет, а дедукцией главная героиня не блещет, предпочитая решать задачи более эмоциональным и прорывным путём. В чём, отчасти, и заключается замысел картины: даже Шерлок тут предстаёт персонажем более чувствующим, совсем не холодным и не циничным.
Холмс здесь важен в первую очередь как точка отсчёта, как патриархальный символ, позволяющий Эноле реконтекстуализировать миф о детективе с точки зрения феминистской оптики — провозглашающей не только женское над мужским (забавно, что это уже вторая итерация Конана Дойла, в которой у Шерлока из ниоткуда возникает более умная во всех отношениях сестра), но и чувственное над рациональным. Причём в книгах про Энолу Шерлок и вовсе был показан как лютый шовинист, а вот в экранизации фокус немного сбился: кумира миллионов побоялись выставлять в плохом свете, и в итоге мразью выставлен только Майкрофт — чванливый ультраправый аристократ.
Кадр из фильма «Энола Холмс»
Сама по себе идея такой интерпретации — не плохо и не хорошо, в конце концов, что поделать, подобные сюжеты диктует дух нашего времени. Другой вопрос, что, сделай «Энола Холмс» всё правильно, никто бы и не заметил влияния «левой оптики», а нужные смыслы незаметно для зрителя усваивались вместе с задорным адвенчурным сюжетом. Но как лёгкое подростковое кино она работает лишь отчасти — да, всё красочно, весело, и драматург Джек Торн явно знает, как писать такие зефирные костюмные приключения (он же сделал «Аэронавтов» и «Тёмные начала»), а режиссёр Гарри Брэдбир разбавляет пафос комичными разрушениями четвёртой стены (приём, который он явно подсмотрел у сериала «Дрянь», где сам работал, и который в «Эноле Холмс» очень быстро надоедает). И всё же здесь слишком заметно верховенство смысла над действием.
Впрочем, и линия с виконтом в итоге заканчивается таким зумерским морализаторством: мол, старикам пора бы уже уйти на покой и не мешать молодым решать судьбу страны. В целом, справедливое замечание, но это не значит, что ради него костюмную адвенчуру надо превращать в метафору борьбы с Брекзитом. Но тут уж, как говорится, у кого что болит — а у либерально настроенных британских творцов сейчас у всех болит одно и то же.