сестра михаила ефремова биография
Анастасия Ефремова
Анастасия Олеговна Ефремова. Родилась в 1956 году в Москве. Российский театральный критик. Дочь актера и режиссера Олега Ефремова.
Анастасия Ефремова родилась в 1956 году в Москве.
Семейная жизнь ее родителей не сложилась. У обоих были романы на стороне. Однажды ее мать изложила свои приключения в личном письме и случайно забыла исписанные листы на кровати, а отец нашел. Спустя три года совместной жизни родители Анастасии расстались. Ее мать тогда пыталась покончить с собой: перерезала вены на руках и горле, но ее успели спасти. Позже, чтобы скрыть шрамы, ей всю жизнь приходилось носить множество серебряных браслетов.
Анастасия Ефремова в молодости
В школе училась плохо. Она признавалась: «В школьные годы я много читала, а к наукам интерес так и не возник. В результате в пятом классе я вообще перестала заглядывать в учебники и отсиживалась «на камчатке»». С трудом окончила восемь классов. Аттестат зрелости получила в рабочей школе молодежи. Первым местом ее работы была справочная «Аэрофлота». Затем устроилась секретарем в цирк на Цветном бульваре.
Анастасия Ефремова и отец Олег Ефремов
Анастасия Ефремова работает театральным критиком и редактором журнала. Ездит по России в качестве рабочего критика, отсматривает спектакли, пишет рецензии. Сотрудничает с Союзом театральных деятелей, куда ее пригласил Александр Калягин.
Личная жизнь Анастасии Ефремовой:
Старший сын Анастасии Ефремовой был назван в честь отца. Однако он погиб спустя два года после смерти знаменитого деда. Молодой человек не дожил четырех дней до сдачи экзаменов на актерский факультет ВГИКа, на 29-м километре Ярославского направления Московской железной дороги, недалеко от дачи в Валентиновке он попал под поезд и трагически погиб. Олегу был всего 21 год.
Анастасия Ефремова и Михаил Ефремов
Фильмография Анастасии Ефремовой:
последнее обновление информации: 24.10.2020
Ефремова Анастасия Олеговна
Биография Ефремовой Анастасии Олеговны
Ефремова Анастасия Олеговна − театральный критик, дочь знаменитого российского актера Олега Ефремова, основатель фонда имени своего отца.
Настя является ровесницей легендарного столичного театра «Современник», поскольку родилась в год его создания (1956).
К большому сожалению Анастасии, отец ушел из семьи, когда ей было всего три года. Мать, сценаристка Ирина Мазурук, горевала недолго и в скором времени нашла себе нового мужа. Узнав об этом, Олег Николаевич примчался, схватил девочку на руки и поехал с ней в загс. Как оказалось, его возмутило решение супруга бывшей жены удочерить Настю. Однако ничего поделать он уже не мог: родители были в разводе, дочка осталась с мамой, а отец пустился в «свободное плавание».
Тогда актер решил хотя бы записать Анастасию на свою фамилию. Дело в том, что в документе, выданном после рождения ребенка, отсутствовала запись об отце. В результате Олегу Николаевичу удалось добиться своего, и дочь стала носить не только отчество папы, но и его прославленную фамилию.
Со сводным братом Мишей у Насти установились прекрасные отношения: они систематически гуляли вместе, бывали на различных аттракционах и в музеях. Их дружба не померкла и по сей день.
Естественно, кончина Олега Николаевича стала для Насти страшным ударом. Папа был для нее всем, и Анастасия Олеговна остро переживала трагедию. Однако жизнь продолжалась, и постепенно отходила от потрясения. Но память о дорогом отце и любимом миллионами зрителей актере не угасала. Олег Ефремов оставил после себя заметный след в российском кинематографе, однако Настя решила приложить усилия для более прочного закрепления его в истории.
Ефремовой не сиделось на месте, ее часто можно видеть в разных городах России. Анастасия Олеговна стала посещать спектакли провинциальных театров и писать рецензии на постановки.
Анастасия Ефремова
Биография
После смертельного резонансного дорожно-транспортного происшествия с участием Михаила Ефремова летом 2020-го его ближний круг хранил достаточно продолжительное молчание. Только спустя несколько месяцев на откровенный разговор о ДТП единокровного брата решилась Анастасия Ефремова. Она заявила, что будет защищать актера всегда, призвав публику и коллег сначала досконально разобраться во всем, прежде чем лить помои на обвиняемого.
Детство и юность
Олега Ефремова с фактической второй женой Ириной Мазурук познакомила Галина Волчек. В то время девушки дружили, и будущий главреж «Современника» подумала, что эти двое талантливых людей могут стать парой. И не ошиблась.
Артист сыграл пышную свадьбу со сценаристом, когда еще официально являлся мужем Лилии Толмачевой — супруги расстались, но дружили всю жизнь. Новые отношения просуществовали всего 3 года, и в них 9 ноября 1957-го родилась дочь Настя.
Она считалась нежеланным ребенком: отец жил театром, а мать решилась рожать, оказавшись в безвыходном положении по состоянию здоровья (наличие одной маточной трубы). При этом девочке хватало любви главы семейства, а заботы той, что подарила жизнь — нет. И этот факт закалил характер, превратив ее в настоящую железную леди.
Зато бабушка Анна Дмитриевна с дедушкой Николаем Ивановичем души не чаяли во внучке. Последний, руководствовавшийся принципом «любить надо самого маленького», с удовольствием купал ее и гулял с ней.
Когда в семье вдруг появился Михаил, Анастасия не пребывала в восторге, старалась привлечь к себе внимание взрослых, уходя с дачи в лес и устроив переполох. Впрочем, в дальнейшем брат с сестрой стали не разлей вода и поддерживали друг друга.
Что касается общего родителя, то тот относился к детям одинаково, никого не выделяя. С ним у наследницы было полное взаимопонимание.
«У меня с мамой совсем испортились отношения, и пропало взаимопонимание. Я позвонила папе: «Можно я у тебя поживу?». Он сразу согласился: «Ну конечно, только скажи Алле». Алла тогда уехала на гастроли. Как только она вернулась, мы ей сказали, и года 3 я там прожила, пока не въехала в собственную квартиру», — рассказывала Ефремова в интервью.
Знаменитой фамилией она гордилась всегда и, не стесняясь, пользовалась при каждом удобном случае. Например, при поступлении на театроведческий факультет ГИТИСа, где училась вместе с режиссером Владимиром Беляковичем, однажды предложившим ей роль в своем спектакле «Чайка».
Личная жизнь
Первая попытка сестры Михаила Ефремова устроить личную жизнь не увенчалась успехом. Брак распался вскоре после свадьбы, но в нем Анастасия в 1982-м успела родить сына Олега, названного в честь отца.
Наследник впоследствии поступил в Школу-студию МХАТ, но учеба не ладилась, и студент то бросал университет, то вновь возвращался. К сожалению, в возрасте 21 года юноша, планировавший покорить ВГИК, трагически погиб, попав под колеса скорого поезда в конце июня 2003-го.
В середине 80-х женщина вышла замуж во второй раз. Избранником оказался Андрей Нестеров, перешедший из Щукинского училища в экономический вуз и в 90-х переквалифицировавшийся в предпринимателя. 7 августа 1987-го супруги приветствовали дочь Ольгу, в дальнейшем выпустившуюся из «Щуки» и прослужившую 2 сезона в Вахтанговском театре.
Сейчас продолжательница актерской династии Ефремовых вместе с мужем Алессандро Сини живет в Испании. Там она занимается воспитанием сына Арсения и танцами. А также снимается в кино (в том числе и в России) и пробует себя в качестве модели, балуя подписчиков в «Инстаграме» стильными фотографиями. В 1995-м семья пополнилась Викентием, окончившим Московский приборостроительный техникум при РГТЭУ.
20 декабря 2016-го в программе «Наедине со всеми» гостья рассказала Юлии Меньшовой, что давно живет одна на даче в Валентиновке и наслаждается одиночеством.
Карьера
Несмотря на то, что Настя с детства обожала читать, искренний интерес к наукам у нее так и не возник. В 5-м классе она и вовсе перестала интересоваться предметами, за что девочку через 3 года отчислили из учебного заведения. Доучиваться пришлось в Школе рабочей молодежи.
Трудовую биографию девушка начала со справочной «Аэрофлота», затем там же объявляла рейсы. Впоследствии она заняла должность секретаря в цирке на Цветном бульваре. Окончив ГИТИС, выпускница, сознательно обойдя актерский путь, искренне надеялась, что отец возьмет ее к себе, устроив в литературную часть МХАТа. Но тот отказал, зная, что наследница обладает патологической ленью.
В итоге Анастасия Олеговна почти десятилетие прослужила завлитом московского театра «Эрмитаж», при содействии Александра Калягина попала в Союз театральных деятелей и работала редактором журнала «Страстной бульвар-10», где публиковала рецензии на спектакли российских театров.
Кроме того, театральный критик является одним из основателей благотворительного фонда Олега Ефремова и фестиваля «ПостЕфремовское пространство», учрежденного в память об отце.
Анастасия Ефремова сейчас
До рокового 8 июня 2020-го, когда Михаил Ефремов устроил смертельное ДТП, его единокровная сестра спокойно жила на даче, где проводила счастливое время за чтением детективов и прогулками с собакой.
После трагического случая Анастасия Олеговна долго отказывалась от любых комментариев по просьбе актера. Но, желая защитить родного человека, в последних числах августа она все же пришла в студию программы «Звезды сошлись» на НТВ с заявлением:
«Я не знаю, кто сидел за рулем. Конечно, там сидел другой человек. Я сейчас не имею с ним прямого общения. С ним могут разговаривать жена и дети. Я его в суде видела. Он подавлен был в первые дни. К последнему заседанию собрался. Есть много людей, которые его любят, так что не надо вешать на него все».
Впоследствии женщина делилась в интервью собственным видением произошедшего и сообщала журналистам о намерении обратиться в Европейский суд, недовольстве защитой Эльмана Пашаева и самочувствии брата в изоляторе.
Но нервы изменили железной леди, когда в октябре Мосгорсуд смягчил артисту срок с 8 всего до 7,5 лет. Мысли по этому поводу дочь Олега Ефремова публиковала на личной странице в «Фейсбуке», в итоге не сдержавшись и пожелав смерти от коронавирусной инфекции адвокату Александру Добровинскому.
Династия Ефремовых: сколько всего актёров было в этой семье
Его герои всегда были любимы и близки народу, однако актёрство стало для Олега Ефремова лишь ступенью к чему-то более важному в его жизни. Удивительным образом он умел собирать вокруг себя единомышленников и создавать маленькие «государства». Так был создан «Современник», а потом заиграл новыми красками легендарный МХАТ, куда Ефремова, как актёра, поначалу не приняли. Он поклялся въехать туда на белом коне и, спустя годы, выполнил свое обещание.
Однако была ещё одна «империя», которая проявилась не благодаря, а скорее вопреки его усилиям. Это актёрская династия Ефремовых. На собственную семью Олег Николаевич всегда смотрел со стороны, как бы из-за кулис, — процентов девяносто его времени занимала работа. Даже если он и находился дома, то мысленно всегда был где-то на репетиции. В конце концов, и жены, и дети приняли его таким, каким он был. Его многочисленные потомки удивительно похожи между собой, коллеги о них в шутку говорят: «Ефремовская порода».
Кажется, к концу жизни родоначальник династии начал осознавать, что недодал многого близким. К сожалению, даже гению дана всего одна жизнь и она сложилась так, как это было нужно. Ефремову прощали все. Он не был фальшивым человеком, говорил правду, какой бы горькой она ни была. От этого страдали многие, но и для самого Олега не проходило бесследно.
Олег и Ольга Ефремовы — дедушка и внучка
Родители и детство Олега Ефремова
Жили Ефремовы в большой коммунальной квартире на Арбате. В раннем детстве Олег дружил с Сережей Шиловским — пасынком Михаила Булгакова, и имел честь общаться с самим писателем. Правда, тогда он еще не понимал весь масштаб его личности.Николай Иванович Ефремов, отец Олега, трудился бухгалтером. По долгу службы он был отправлен в Воркуту и работал там в системе ГУЛАГа. Чуть позже к нему переехала жена Анна Дмитриевна с сыном.
Олег Ефремов с родителями Николаем Ивановичем и Анной Дмитриевной и сыном Михаилом
Уже тогда у 14-летнего мальчишки начали проявляться лидерские качества. Однако энергия пошла совсем не в то русло. Олег общался там с заключенными и их детьми, рано научился пить и курить. Когда же он практически сколотил банду из юных уголовников, отец от греха подальше отправил семью назад в Москву.
К счастью, ошибки отрочества быстро забылись и Олега увлек театр. Как бы ни складывалась его личная жизнь, родители были всегда рядом и поддерживали его. Они воспитывали и его детей — своих внуков. Николай Иванович прожил до 93-х лет и все время трогательно заботился о сыне. Когда его не стало, Ефремов осознал, насколько на самом деле он стал одинок.
Николай Иванович Ефремов с сыном Олегом и внуком Михаилом
Герман Меньшенин — двоюродный брат Олега Ефремова
Олег является родоначальником своей актёрской династии, однако в юности он оказался не единственным в семье, кто выбрал эту профессию. У Ефремова был двоюродный брат Герман Меньшенин (1927-1994), его ровесник. С детства они устраивали дома театральные представления, сами мастерили декорации.
Меньшенин был актером, а позже и режиссером провинциальных театров. Его помнят в Ярославле, Самаре, Нижнем Новгороде, Воронеже.
Молодые Олег Ефремов и Герман Меньшенин на театральной сцене
Женщины в жизни Олега Ефремова
Впервые Ефремов женился очень рано, в студенчестве. Избранницей стала однокурсница Лилия Толмачёва. Супруги прожили вместе всего полгода, неустроенный быт и амбиции обоих сделали свое дело. Лилия после окончания школы-студии МХАТ уехала работать в Саратов, а Олег остался в Москве. Однако в главный театр страны его не взяли.
Ефремов оттачивал свое актерское мастерство на сцене Центрального детского театра, а также занимался преподавательской деятельностью. Конечно, это был не его масштаб, а потому очень быстро он собрал вокруг себя команду талантливых единомышленников и создал новый театр — «Современник».
Про Олега уже тогда говорили, что у него есть высокопоставленный покровитель — Екатерина Фурцева, с чьей легкой руки он потом стал и руководителем МХАТа.
Олег Ефремов и Лилия Толмачёва на сцене «Современника»
Пригласил Ефремов к себе в команду «Современника» и Толмачёву. Они ещё несколько лет не могли официально развестись, так как это навредило бы карьере обоих. Не принято было это в обществе. Пошли слухи, что театр Олег создал специально для неё, хотя тогда он уже был в отношениях Ириной Мазурок — матерью их дочери Анастасии. Как бы заранее проведя черту под судьбой своего первого мужа, Лилия говорила о нем так:
Женщины, как алкоголь, ему были нужны, чтобы поддерживать себя в творческом накале.
Романы Ефремова — не предмет нашего рассказа. Дело это неблагодарное, можно обидеть не только тех, кого перечислим, но и тех, кто по каким-то причинам не попадет в этот список. Слишком все запутанно было в его личной жизни. Нам больше интересны дети — продолжатели династии Ефремовых. И было их у Олега двое — старшая Анастасия и младший Михаил.
Олег Ефремов и Ирина Мазурок
С Ириной Мазурок Ефремова познакомила Галина Волчек. Девушкой она была непростой, дочерью известных конструкторов. Ирина окончила сценарный факультет ВГИКа и была одаренной писательницей. В общем, с Олегом они друг друга стоили.
Он тогда переехал жить к новой пассии в просторную квартиру её родителей, которые Олега обожали. В 1956 году родилась дочь Анастасия — ровесница «Современника». Однако на Ирине Ефремов так и не женился. Сначала не мог расторгнуть предыдущий брак, а потом уже и не надо было. Мазурок, как и все женщины Ефремова, страдала от отсутствия внимания с его стороны. Оба стали вести двойную жизнь. Когда Насте было три года, громко разошлись, после чего Ирина об Олеге и не вспоминала. Она была женщиной творческой, интересной, еще несколько раз выходила замуж. К сожалению, не стало Ирины очень рано — в 49 лет.
Анастасия Ефремова — дочь Олега Ефремова и Ирины Мазурок
С дочерью же связи Ефремов никогда не терял. Она часто бывала у бабушки и дедушки, а позже пару лет до замужества жила в новой семье отца с Аллой Покровской и осталась очень благодарна мачехе за терпение и понимание.
История Анастасии находится несколько в тени её младшего брата Михаила. Они оба впервые появились в фильме «Дни хирурга Мишкина» (1976), однако актёром стал только Михаил. Уже тогда Настя поняла, что эта профессия не для неё и выучилась на театроведа. Позже вышла замуж и родила троих детей. Старших назвала в честь отца — Олег и… Ольга, младший получил редкое имя Викентий.
Анастасия Ефремова с младшим сыном Викентием
Сама Анастасия на какое-то время осела дома, занималась дачей, которую получил отец, выращивала там цветы. Олег Николаевич, глядя на все это великолепие, шутил: «Настя, это у тебя от безделья». Такой он был человек, со временем близкие перестали на это обижаться. Дочь его боготворила и сейчас бережно хранит наследие отца.
Михаил и Анастасия Ефремовы
Михаил и Анастасия всегда жили дружно. Он защищал её от дворовой шпаны, а она прикрывала его шалости. Свои трогательные отношения они перенесли и во взрослую жизнь. Когда кому-то из них трудно, другой всегда придет на помощь.
Олег Ефремов-младший и Ольга Ефремова
…И приходилось порой очень непросто. Через два года после ухода отца не стало и Олега Ефремова-младшего. Молодой человек много метался по жизни: поступил в школу-студию МХАТ на продюсерское отделение, потом понял, что это не его. Поездил по миру и принял решение пойти по стопам деда. Однако этому не суждено было случиться. Олегу был всего 21 год.
Тогда Анастасию очень поддержал брат Михаил. В своем интервью она говорила о нем так:
Сейчас мы с Мишей — самые близкие люди. По-прежнему, если мне нужен совет или просто плохо, я всегда могу ему позвонить. И услышать в трубке знакомые отцовские интонации…
Всё-таки в семье Анастасии есть актриса — дочь Ольга. Впервые эти задатки в ней увидел именно дед, он обратил внимание на её прекрасную пластику. Как единственную на тот момент внучку, он часто баловал её, привозил подарки.
Ефремова (ранее она носила фамилию отца — Нестерова) окончила Щукинское училище, служила в Вахтанговском театре, снимается в кино. С детства она много общается со своим дядей Михаилом, он дает Ольге советы, но тут ей повезло — не критикует как своих сыновей-актеров.
Ольга Ефремова с дедом Олегом Николаевичем
Алла Покровская и Олег Ефремов
Последней женой Олега Ефремова стала актриса Алла Покровская, с которой он работал в «Современнике». Они были вместе целых 12 лет, Ефремов позже признавался, что именно с Аллой мог бы прожить всю жизнь. Она же говорила, что однажды ей просто не хватило ни мудрости, ни сил жить с гением. Оба остались одиноки до конца дней.
Олег всегда являлся для нее другом, наставником и отцом её сына Михаила, который родился у них в 1963 году. Покровская и сама была великолепным педагогом и воспитала целую плеяду современных актеров. Не стало её в 2019 году.
Олег Ефремов и Алла Покровская
Михаил Ефремов — сын своего отца
Кому от отца доставалось больше всего, так это Михаилу. Его талант проявился очень рано. Говорят, как актёр он Олега Николаевича даже превзошел. Сын поступил в школу-студию МХАТ и всегда находился в поле зрения Ефремова-старшего, который поблажек ему никогда не делал. Однажды даже выгнал из театра за драку — так было нужно, так правильно.
Три поколения Ефремовых: Николай Иванович, Олег Николаевич и Михаил Олегович
По наследству сыну достался и перфекционизм, и обостренное чувство справедливости. Михаил в студенчестве даже пытался создать Второй Современник, однако уже тогда понял, что даром убеждать и руководить не обладает. Он прекрасный актер, оратор, балагур и душа компании, но умение вести за собой людей осталось талантом его отца. Хотя ряд режиссерских работ в биографии Михаила присутствует.
К сожалению, от отца Михаилу передался не только талант, но и кое-какие пороки. Олег мог держать их если не в тайне, то по крайней мере не на виду. Сын же часто попадает в поле зрения репортеров. Однако некоторые слухи о нем явно преувеличены, как Ефремов однажды сказал:
Я бы уже давно умер, если бы пил каждый день.
От четырех браков у Михаила шестеро детей, двое из них уже состоялись как актеры.
Никита Ефремов — внук своего деда
Самым известным из младшего поколения Ефремовых является Никита. История отношений его родителей выглядит несколько запутанной. Однако принимая во внимания характер Михаила и то, что шел 1988 год — пожалуй, самое свободное время в нашей стране, то все не так уж и странно.
Никита Ефремов с матерью Асей Воробьевой и в юности
Его мать Асия (Ася) Воробьева — дочь Роберта Бикмухаметова, известного филолога, профессора МГУ. До Ефремова она была замужем за сыном еще одного известного актера — Антоном Табаковым. Именно он познакомил жену с Михаилом, какое-то время она проработала под его руководством в Современнике-2. Нет, не актрисой, а литературным редактором. Там же у них начался роман, в результате которого и родился первый сын Ефремова. Говорят, из-за того, что развод с Табаковым еще не был оформлен, Никита в первый год жизни носил именно его фамилию.
Ефремовым Никита стал несколько позже, когда был уже школьником. Увы, в детстве он немного общался с великим дедом, хотя из всех внуков именно он похож на него больше всего.
Никита и Михаил Ефремовы на театральной сцене
Николай Ефремов — сын Евгении Добровольской и Михаила Ефремова
Брак Ефремова и Добровольской был союзом двух сильных и творческих личностей, он продлился довольно долго, однако пришел к своему закономерному финалу. В 1991 году у них родился сын.
Николай окончил ГИТИС, дебютировал в кино еще ребенком в фильме «Дунечка» (2005), где играл вместе с отцом. Ныне успешно работает в театре и кино.
Михаил и Николай Ефремовы
Помимо старшего брата Никиты по отцовской линии у Николая еще три сестры и брат: Анна-Мария (от брака Михаила Ефремова с актрисой Ксенией Качалиной), а также Вера, Надежда и Борис (от брака с Софьей Кругликовой).
В 2019 году произошло радостное событие: у Николая родилась дочь и первая внучка Михаила. Её назвали Аллой, в честь любимой матери и бабушки актеров, ушедшей за полгода до этого события.
Сестра Михаила Ефремова: «Я бы сама отсидела за брата»
Анастасия Ефремова рассказала о своем видении ситуации
Она не сразу решилась на разговор о своих отношениях и о ситуации с братом.
Из досье «МК»: «Анастасия Ефремова — дочь Олега Ефремова и сценаристки, журналистки, актрисы Ирины Мазурук (брак они не регистрировали). Пара рассталась, когда Анастасии было три года. Олег Ефремов был женат на актрисах Лилии Толмачевой и Алле Покровской, в браке с которой родился Михаил Ефремов».
— У вас с Мишей приличная разница в возрасте, которая особенно сильно ощущается в детстве. Он – твой младший брат. Можешь сказать, когда вы стали друзьями?
— Шесть лет – действительно серьезная разница. Скажу честно: меня не обрадовало его появление на свет. Я вообще не верю, когда дети просят у родителей братика или сестричку. На мой взгляд, просить себе конкурента довольно странно. Но меня же не спросили.
Помню, как Мишу впервые привезли на дачу. Думаю, я стала его воспринимать его, когда ему было 5-6 лет, с ним уже можно было общаться. Он у нас пацан ранний. Я, конечно, не была такой сестрой, которая в музей бы водила, но брала Мишу с собой в Парк культуры, мы катались на карусели.
— Тебе никогда не казалось, что папа больше любит Мишу?
— Никогда. Тут, с одной стороны, и мудрость нашего папы. Правда, не думаю, что он сознательно так себя вел. Его слишком мало оставалось для нас. Я никогда не чувствовала, что кого-то он любит больше, а кого-то – меньше. Мне его хватало. Я не жадная.
— А к жене Олега Николаевича и Мишиной маме – Алле Покровской у тебя не было ревности?
— Аллочка не тот человек. Я к ней испытываю пожизненную благодарность. Прекрасно понимаю, что ей не могло доставить радость появление взрослой падчерицы. Мы одно время жили рядом на «Аэропорте», я у них появлялась, и общение, конечно, происходило, но примерно в двадцать лет я переехала на какое-то время к папе, и это, конечно, не могло понравиться его жене. Но она была человеком такой тончайшей душевной организации, что я ни разу этого не почувствовала.
— Почему ты переселилась к папе?
— Потому что у меня с мамой совсем испортились отношения, и пропало взаимопонимание. Это случилось буквально в полчаса. Я позвонила папе: «Можно, я у тебя поживу?» Он сразу согласился: «Ну, конечно, только скажи Алле». Аллы в тот момент не было, она уехала на гастроли. Как только она вернулась, мы ей сказали, и года три я там прожила, пока не въехала в собственную квартиру.
— Три года – это долгий срок. А ты же девушка с характером!
— Мне кажется, что я ангел. Но в данном случае ангелом была Аллочка, за что ей вечная благодарность.
— Как бы ты определила главное качество Миши?
— Он за справедливость. Он бесстрашный и какой-то неудержимый творец. Очень добрый и очень надежный. И еще почти исчезнувшие из нашего обихода слова «порядочность» и «благородство» – тоже о Мише. Это могут подтвердить сотни людей, которым он помогал. Он никого не предал и не бросил. В наше время тотальных подстав это бросается в глаза.
— Случались ли в твоей жизни ситуации, когда Миша тебя реально спасал?
— Ну, не до такой степени, что спасал, но защищал он меня всегда и ото всех – от дедушки, папы, в семейных делах. Доходило до смешного. Редко бывало, когда папа решал нас повоспитывать. Как-то он пришел очень недовольный из театра – что-то там не клеилось, и позвал нас: «Идите сюда оба! Встаньте!» И Мишка тут же сказал: «Пусть она-то сядет!» В этом он весь!
— Хорошо, когда в жизни есть человек, которому можно позвонить в любое время. Миша входит в этот круг?
— Я бы не сказала. У меня есть знание, что, если будет какой-то край, то смогу, конечно. Он поможет. Просто есть люди, более для этого приспособленные, менее занятые, которые всегда выслушают. Последним таким человеком была для меня Нина Дорошина (большая любовь Олега Ефремова – Е.С.), которой я могла позвонить в любое время суток. И ей было всегда интересно. Она ни разу не сказала: «Ой, Настя, я себя плохо чувствую». А потом ты входишь в возраст, когда появляется какая-то броня, и понимаешь, что никого не надо грузить своими проблемами.
— Когда был самый страшный день в твоей жизни – ты потеряла сына – Миша был рядом с тобой?
— Плохо помню первые моменты. Просто закрылась у меня память, я была в каком-то бессознательном состоянии. Но после похорон, на следующий день, когда я была одна, Миша приехал и, что называется, весь вечер выступал на манеже. Он меня отвлекал, что-то изображал. Думаю, что он больше ради собственного спокойствия приехал – посмотреть и убедиться, что я не наложила на себя руки и существую.
— А он когда-нибудь делился с тобой своими проблемами – личными, профессиональными?
— Конечно, хотя у него и без меня единомышленников достаточно. Иногда он звонил мне ночами, но это не было практикой. Миша – настоящий мужик, крепкий, сильный, никогда не жалующийся. Жаловаться – это вообще не про Ефремовых.
— Можешь сказать, за что ты Мише благодарна?
— Когда речь идет о единственном брате, я благодарна просто за то, что он есть. Даже не ему, а папе и Алле за то, что они его родили. Очень приятно дочкой Ефремова быть. Папа ушел, а я так плавно перешла под лучи славы теперь уже Миши – продолжаю в них греться.
— Насть, мне казалось, вы с Мишей были на разных политических платформах. Ты – патриот, а он – «Гражданин поэт» со стихами в жанре политической сатиры, казалось, был на другой стороне. Это не мешало тебе?
— Абсолютно нет. У меня вообще нет никакой позиции. Да и Миша – не политическая фигура. Насколько я понимаю, враждебной реакции со стороны властей его деятельность не вызывала. Это очень легко было прекратить каким-то простым звонком, а не такой чудовищной историей.
— Тем не менее, сразу заговорили о том, что Мише не простят его политической позиции. Тебе не кажется, что его участие в проекте Андрея Васильева «Гражданин поэт» сыграло свою роль…
— Я не знаю. Мне все равно не хотелось бы, чтобы из Мишки делали политическую фигуру. Не думаю, что это правильно. Но, с другой стороны, какие-то уши все равно из этой истории торчат. Потому что кто-то должен был все эти камеры выключить. Это может сделать только облеченное властью лицо…
— Плохие вести доходят быстро. Как ты узнала о страшной катастрофе на Смоленской?
— Узнала только утром, потому что я на ночь ставлю телефон на бесшумный звонок. Рано утром механически включаю звук, и телефон начинает звенеть от сообщений. Я давно уже перевела всех на режим написания, а не звонков. Открываю сообщения и читаю: примите соболезнования, примите соболезнования… Это были чудовищные моменты.
У меня ноги отнимаются, понимаю, что встать не могу, а потом до меня доходит, что Миша жив. А я поняла, что что-то случилось именно с ним: младший сын со мной, Олечка с моим внуком в Италии, значит, Мишка. (Голос дрожит). И, конечно, я тут же погрузилась в выяснения, насколько это было возможно. С тех пор я в теме и посоветовала бы быть в теме всем остальным. Сегодня мой знакомый написал: «Вот вы все, кто выступает в защиту Ефремова, сошли с ума?» Может, вы вникнете, ведь история очень неординарная. Вы получили ее с экранов телевизора. А если хотя бы стенограммы суда почитать? Там много неоднозначного, что при таком очевидном ДТП, казалось бы, быть не должно…
— Общественное мнение сразу развернулось против Михаила Ефремова…
— Это мнение тех, кто получил информацию с трех-четырех телевизионных каналов, и им этого оказалось достаточно. Люди от Миши не отвернулись, его не разлюбили. Мне пишут, звонят – в Интернете создано несколько групп в его поддержку.
— Знаю, но меня все равно поражает, как быстро переменился вектор! Еще недавно любимого, по сути, народного артиста, готовы распять…
— Я думаю, что пандемия что-то подорвала в психологическом сознании людей и что-то с нами сделала. Хотя мы сильные.
Моя дочь живет в Италии, их там совсем подкосило, потому что они привыкли жить красиво и радостно. Про это, кстати, Мишкин замечательный спектакль «Амстердам», который передает ощущение растерянности, которое испытывает его герой, простой русский мужик, в толерантной столице Голландии. И вот на такой почве нас окунули в пандемию.
— Чья позиция стала для тебя болезненной? От кого ты не ожидала?
— Из тех, кто был на этих эфирах? Не могу же я их рассматривать всерьез! Вот один завсегдатай ток-шоу вспоминает, как на него когда-то Ефремов дыхнул перегаром, и его чувствительная натура до сих пор не может этого забыть. У нас ведь страна непьющая! Сейчас посадят Мишку, и можно закрывать бары, рестораны, винные отделы – больше ведь никто не пьет! А сколько народу передавлено за эти три месяца, пока он сидит!
— Ты очень долго молчала. Ни комментариев, ни интервью – ничего…
— Это была Мишина просьба – никаких комментариев. В первый же день мы создали закрытую группу, куда сообщили: никаких комментариев. Да и нечего было говорить.
— Многие делятся, что на ток-шоу ты держишься очень агрессивно и даже нагло. Понятно, что так считают люди, которые тебя совсем не знают. Но факт остается фактом: ты занимаешь позицию не обороны, а наступления.
— Это мой брат, и я буду защищать его в любых ситуациях. На этих передачах они же рта не дают открыть. Я успеваю сказать два-три предложения. По-моему, я остаюсь в рамках, не веду себя, как многие, которые орут: «Он – мразь!» И даже: «Он – врожденная мразь!» То есть он таким родился!
Бог с Жириновским, он пожизненный клоун, но все эти люди, естественно, подобраны специально для контраста, они несут такое с экранов федеральных каналов, что мне за них становится крайне неловко. И с ними я полемизировать не собираюсь. И еще эти странные представители как бы актерского цеха. Я не говорила никаких обидных слов и никого не обзывала. Мне хотелось, чтобы люди задумались, прежде чем 3 месяца лить помои на человека, не попытавшись даже разобраться. И даже если он виноват, это не повод топить его. Он не намеренный убийца.
— Была ли у тебя хоть одна возможность словом перемолвиться с братом?
— Нет, как только это случилось, естественно, я сразу схватилась за телефон, но с Мишей уже не было связи. Потом арест – и все.
— Наверное, невыносимо было видеть его на скамье подсудимых…
— Сердце разрывалось. А когда его мимо проносят в здание суда, а потом выносят на носилках на расстоянии вытянутой руки… Лучше бы я за него отсидела. Он в этой жизни нужнее. И своим детям, и как фигура гражданского характера. Многие люди хотят помочь и готовы за него пойти в тюрьму. И деньги предлагают, но мы не идем на это, чтобы избежать провокаций.
— Он изменился за это время?
— Похудел, собрался. Мы, Скорпионы, умеем рассыпаться и собираться. Конечно, с его ранимостью это непросто. Он себя грызет и корит. Для меня очевидна самая главная вещь, что он действительно ничего не помнит. Это я точно знаю. Он лишен возможности следить по Интернету за международными расследованиями, а то, что он видит, не может не привести в ужас.
— Ты видела его когда-нибудь в состоянии беспамятства?
— В таком состоянии – нет. Никто не скрывает: он выпивал, и в эту пандемию особенно. Конечно, он мне звонил почти каждую ночь. Веселый, заводной – он из тех, кого спать невозможно уложить. Рассказывал какие-то смешные вещи, мы всегда общались на волне юмора.
Последний раз мы говорили за два дня до катастрофы. И тот коктейль, который в нем обнаружили, никого не заинтересовал. Просто сделали вывод о том, что он не только алкоголик, но и наркоман. Зачем человеку, чей любимый напиток – виски, который он всегда пьет, занюхивать, закусывать его кокаином и в 9 вечера засовывать в себя сильнейшее снотворное, которое отбивает память? И это еще самая маленькая странность. Когда человек ничего не помнит, а ему доносят какие-то сомнения, кто же не схватится за такую возможность не быть виновником смерти человека? Не делайте из Миши врожденного зверя, которому все человеческое чуждо. Не чуждо.
— Все сходятся в одном: адвокат Пашаев сыграл в этом процессе самую неприглядную роль…
— Это был Мишин выбор, хотя не понимаю, мог ли он в этом состоянии принимать такие решения. Думая обо всей ситуации, я вижу непростительную небрежность со всех сторон. И со стороны следствия, и суда, и Пашаева, который пренебрегал очень многими вещами, потому что он вечно куда-то торопился и раздражал судью просьбами о переносе слушаний из-за участия в другом процессе, где его очень ждут. А ведь речь идет о человеческой жизни.
У меня в жизни было одно судебное дело, касавшееся клеветнической статьи в одной газете – оно длилось полгода. А тут все с дикой скоростью! Заседания каждый день, постоянные упреки судьи: «Вы затягиваете процесс!» А почему было не провести парочку других важных экспертиз?
— В этом процессе был некий налет театральности: какие-то колдуны, шаман…
— Не знаю, откуда они взялись. Кто это делал, пусть будет на его совести. Я состою в контакте с группой поддержки, там разные люди. Некоторые действительно путают любовь к Мише с ненавистью к Путину, были люди, которые просто ходят в суд вместо театра…
— Чтобы понять, что представляет собой человек, достаточно проехать с ним в качестве пассажира. Манера и стиль вождения говорят об очень многом. Ты сидела рядом с Мишей, когда он был за рулем?
— Неоднократно. С сыном, к примеру, не могу ездить – нервов не хватает. Он гоняет. С мужем не могла ездить. Моя подруга, тишайший, деликатный, интеллигентный человек, когда садится за руль, почему-то сразу топит 80. Я всю жизнь за рулем, свой стиль называю «троллейбус». Все правила соблюдаю. Единственное, не пристегиваюсь. И Миша такой же, с ним спокойно, он никогда не лихачит. Вот Евгений Евстигнеев готов был жить в гараже и сутками возиться с машиной. А Мишка – не автомобильный человек. Даже эта машина попала к нему после того, как в рекламных целях была предоставлена. Но на метро он не может – слишком узнаваемый.
— Ты понимаешь, как он мог сесть за руль в таком состоянии?
— Нет. У него все штрафы за неправильную парковку, потому что он не умеет телефоном платить. Как и я, кстати. Он никогда не бывает один: всегда есть рядом люди, которые вызовут такси или сами отвезут, как этот парень-бармен, который сказал: «Сколько раз я Мишку отвозил!» И Татьяна, его директор, и Соня, когда она в Москве. Огромная странность для всех, кто его знает.
— Если бы Олег Николаевич был жив, все развивалось бы по-другому?
— Не бросили бы они его никогда в жизни. Но не стала бы ни Аллочка со своей невероятной порядочностью, ни мудрый мой папа оголтело защищать: «Мой сын невиновен, и все!» Папа бы разобрался. Но какие-то все нелюбопытные, включая судью! Даже не могут выяснить точный год рождения погибшего Захарова!
— Настя, есть ли вопрос, на который ты все это время безрезультатно пытаешься найти ответ?
— Таких вопросов слишком много, понимаешь? Вот первые кадры этой аварии. Снимает стационарная камера, но почему же она останавливается? Не случилось бы всей этой грязной суеты на тему: было или не было? И никто на этот вопрос ответить не может…