сестра коко шанель биография
История Коко Шанель
Престижный журнал Тайм в период с 1998 по 1999 годы потратил год на составление рейтинга ста самых влиятельных людей ХХ века. Люди, оказавшие большое влияние на формирование столетия, были разделены на несколько категорий: лидеры и революционеры, художники и исполнители, строители и титаны, ученые и мыслители, а также персонажи и иконы.
Люди ХХ века
Первое место составители рейтинга единодушно отдали Альберту Эйнштейну, сделавшему весомый вклад в науку и технику, а вот в рубрике «журналистов и историков» возникли некоторые разногласия. В рейтинг не попали такие имена, как Элвис Пресли, Пабло Пикассо и Индира Ганди. Однако, несмотря на критику, там фигурировали такие личности, как Гитлер и Ленин, действительно оказавшие большое влияние на мир. В то же время, в списке нет других диктаторов, к примеру, Иосифа Сталина.
В сотне самых влиятельных личностей ХХ века есть только десять женщин и всего один дизайнер. Честь представлять моду предоставили уникальной Коко Шанель.
Первая мировая война (1914-1918) укоротила женские юбки, а мадемуазель Шанель превратила их в стильную и сексуальную часть женской одежды.
История успеха Коко Шанель
Первые модельеры появились еще в XVIII веке, но их слава была известна только среди аристократии и ограничивалась границами дворца. В основном это были те, кто обслуживал французский двор, к примеру, Франсуа Леклер и Мари Мадлен Дюшат. Первым модельером, который пользовался большим международным признанием и спросом, являлась Роза Бертин, которая «одевала» королеву Марию Антуанетту. Однако только в середине XIX века дизайнеры, подтверждающие свои бренды, имели много клиентов и создавали творения моды с явными отличиями.
Первый – англичанин Чарльз Фредерик Уорт. Он считается «отцом» высокой моды. Среди его знаменитых клиентов были принцесса Сиси, актриса Сара Бернар и императрица Франции Евгения де Монтихо.
ХХ век принес в сектор моды такие имена, как Валентино, Диор, Прада, Оскар де ла Рента, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран, Вера Ванг. В середине столетия даже создались критерии, по которым не только определяли дизайнеров, представителяющих «высшую моду», но и создающих ощущение класса, неповторимости и роскоши.
Одним из дизайнеров, идущим по стопам Уорта была Коко Шанель. Ее история похожа на сказку про Золушку. Коко начинала с нищеты и достигла роскошной жизни в пятизвездочном отеле Ритц. В течение почти шести десятилетий она доминировала в Парижской высокой моде. До ее появления дамы сдерживали дыхание под давлением узких корсетов и терялись среди множества слоев юбок. Шанель поменяла это и ввела свой женственный стиль, в котором доминировало маленькое черное платье, костюм, женские брюки и сумки с ручкой. Кристиан Диор позже про нее сказал: “с черным свитером и десятью рядами жемчуга она произвела революцию в моде”.
Биография Коко Шанель
Габриэль Боньер Шанель родилась 19 августа 1883 года. в городке Сомюр, расположенном на левом берегу реки Луара. Ее отец – Альбер – амбулаторный торговец и свободолюбивая душа. Ее мать, Жан Дюваль, работала прачкой. Габриэль была вторым ребенком из пяти, и к моменту ее рождения ее родители еще не вступили в брак. Сами документы вокруг ее появления на свет противоречивы и содержат технические ошибки, так как тогда никто не собирался регистрировать появление маленькой девочки.
После рождения их второго ребенка Альбер и Жан наконец вступили в брак. Во время их совместной жизни у них родилось три девочки – Антуанетта, Габриэль и Юлия, а также два мальчика – Альфонс и Люсьен.
Коко Шанель в детстве
О ранней жизни Габриэль почти ничего не известно. Она сама отвергала любые попытки журналистов и биографов получить более подробную информацию. Обычно Габриель махала рукой и говорила, что ничего интересного не было. Когда же она делилась даже небольшой скудной информацией, то обычно смешивала реальность и вымысел.
Они жили очень бедно, и Габриэль чувствовала себя несчастной. Шанель с сожалением вспоминала свою мать, отмечая, что та потратила свою жизнь на человека, которого любит.
Когда Габриэль было 12 лет, ее мать Жан Дюваль умерла от туберкулеза. В этот трудный для семьи момент ее отец, Альберт, бросает их. Двух мальчиков отправили работать на другую семью, а три девочки были отправлены в приют в Обазине. Время от времени они также укрывались у своих теток, которые относились к ним крайне холодно.
В некоторых своих воспоминаниях Габриэль иногда описывала, что ее отец не оставил их, а просто отправился искать свою удачу в Америку. В других случаях она оправдывает поступок отца, отождествляя себя с его желанием свободы, и убеждена, что в подобной ситуации поступила бы так же.
В целом, первые 18 лет жизни Габриэль Боньер Шанель проходили без семейного уюта, любви и тепла.
От трудной юности Габриэль получила то, что, находясь в приюте, она получила свои первые уроки рукоделия и шитья. Впоследствии именно они послужили причиной коренных изменений в ее жизни.
Габриэль Коко Шанель
Когда Габриэль исполнилось 18 лет, она покинула монастырь и отправилась в Париж. Там сперва работала продавщицей в магазине, а затем кабаре-певицей в кафе «Ротонда», где часто останавливались кавалерийские офицеры. Во время ее короткой музыкальной карьеры Габриэль приняла сценическое имя — “Коко”, взятое в одной из песен, которую она любила исполнять, – “Qui Qu’a Vu Coco?” («Кто видел, Коко»).
Любовники Коко
В это время у нее начинаются отношения с разными богатыми мужчинами. Среди них богатые ловелазы Этьен Балсан и Артур „Бой“ Капел. Вскоре Коко живет вместе с Бальзаном в его шато. Тот балует ее роскошным образом жизни, приемами, дорогими драгоценностями и платьями.
Позже она знакомится с любовью своей жизни – англичанином Артуром Каппелем однако, который знакомит Габриэль с разными теологиями и литературой. Они стали любовниками и жили вместе в Париже. Про Артура она говорила: „он был моим отцом, моим братом, моей семьей“.
Их романтичные отношения развивались очень бурно. Артур Каппель пользовался особым вниманием со стороны дам. Пока они вместе, он обманывал ее много раз, но Коко утверждала, что ее это не беспокоило. Их отношения длились 9 лет, даже тогда, когда он женился. Все закончилось в 1919 году смертью Артура Каппеля в автокатастрофе.
Потеря любимого человека – один из самых тяжелых моментов в жизни Коко. Спустя годы она вспоминала, что „с потерей Капелла потеряла все“. Хотя после этого у нее было много отношений, в том числе с женщинами, она никогда не выходила замуж, и ни к кому другому не испытывала такие сильные чувства.
Несмотря на то, что она не была обделена мужским вниманием и богатыми любовниками, Коко всегда предпочитала быть самодостаточной и самой зарабатывать на жизнь.
Шляпки Коко Шанель
Ее страсть к моде начиналась с изготовления шляп. Первоначально она делала их в парижской квартире Бальсана, а ее другие любовники были первыми клиентами. В 1910 году. она приобретает лицензию для мастерской шляпы и благодаря финансовой поддержки как Балсана, так и Каппеля, открыла свой первый бутик на улице Камбон в Париже.
Из-за высокой арендной платы три года спустя, ей пришлось переместить свой бизнес в город Довиль. В это время она не имела права шить одежду, так как не имела нужной лицензии. Но Коко нашла решение, начав создавать одежду из джерси, ткани, которая до того времени использовалась в основном для изготовления мужского нижнего белья и одежды для бедных.
Сестры Коко Шанель
С самого начала карьеры Коко Шанель, рядом с ней была ее младшая сестра Антуанетта, чье имя фигурирует в списке ее первых сотрудников. Они были очень сплочены до конца Первой мировой войны, когда Антуанетта вышла замуж за канадского летчика и уехала с ним. Через несколько месяцев после свадьбы молодая невеста убегает от своего мужа и живет в Буэнос-Айресе. Сестры больше не виделись.
Бизнес Коко Шанель
Хотя в личном плане жизнь Коко наполнена слезами, в бизнесе она добилась значительного успеха. То, что начиналось как бутик с шляпами и несколькими свитерами из джерси, переросло в мини-империю моды.
В конце 20-х годов у Коко Шанель уже был собственный дом моды, парфюмерная лаборатория, швейная мастерская и ювелирный магазин. На нее работало более 2000 сотрудников.
Методы кроя Коко Шанель были уникальны: она не рисовала эскизы, а набрасывала соответствующий кусок ткани на конкретный манекен, а затем вырезала одежду, согласно модели. Введенный ею стиль, является одновременно и практичным, и элегантным. Она создавала женские спортивные костюмы, рубашки-туники и приталенные купальники.
Женская сумочка через плечо
Хотя она изобрела женские брюки, Коко считает, что женщина гораздо лучше выглядит в юбке или платье, а желание иметь более практичную женскую сумку приводит к нововведению – бретелям. Вдохновение для них, Коко срисовала из военных сумок. Так появились сумки для ношения на плече с ее логотипом – анаграммой первых букв имени дизайнера.
История создания маленького черного платья
Новый аромат Габриэль Шанель
Один из любовников Коко Шанель – великий герцог Димитрий Павлович, помимо предложения дополнить ассортимент модной одежды мотивами русского фольклора, познакомил ее со знаменитым мастером парфюмерии – Эрнестом Боксом. Их совместная работа создала знаменитый и по сей день аромат – Шанель номер 5.
До того времени запахи духов были имели моно-ароматы, но Шанель сделала настоящую революцию в парфюмерии и представила аромат смеси нескольких ингредиентов, одним из которых является жасмин.
Коко считала, что число 5 приносит ей удачу и поэтому дает это имя новому аромату. В основном, она представляет свои коллекции на пятый день пятого месяца года. И по сей день считается, что это одни из лучших духов в мире.
Коко Шанель в годы войны
В 20-х годах у Коко начался длинный роман с герцогом Вестминстером-Хью Гросвенером. Именно он познакомил ее с английской аристократией и самим Черчиллем. Известный премьер-министр был очень впечатлен этим знакомством и считал ее одной из самых сильных и умных женщин, которых он когда-либо встречал.
Вторая мировая война (1939-1945) застала Коко Шанель на вершине славы, но этот период стал черным пятном в биографии Шанель.
Несмотря на то, что она закрывает свои бутики, Коко решила не покидать французскую столицу. На протяжении всего периода она жила в отеле Ритц и имела отношения с высокопоставленными военными из „СС“. Поговаривают, что у нее даже был роман с начальником внешне-политической разведки Вальтером Шелленбергом.
В конце войны Коко была арестована Комитетом общественной морали и обвинена в коллаборационизме. Через несколько часов она была выпущена после личного вмешательства Уинстона Черчилля.
Некоторые считают, что Коко работала агентом и была освязной между английской и немецкой разведками. Однако Франция не простила Шанель, и она отвергается обществом.
Послевоенная мода
После войны начинают появляться много новых дизайнеров моды, на некоторых из которых Коко относится с насмешкой. Про дам, одетых в модели Кристиана Диора, она говорила: “Посмотрите, насколько нелепы женщины в одежде, созданной мужчиной, который не знает женщин, никогда не имел ее, но мечтает быть такой”.
В 50-е годы Коко Шанель вернулась из своего “изгнания„ в Швейцарии и после 20 лет затишья, в 1954 году, она представляет новую коллекцию модной одежды. Журналисты и эксперты моды были шокированы и возмущены. Однако вскоре оказалось, что они глубоко ошибались.
Простота и элегантность в стиле Шанель
Уникальность Шанель заключается именно в простоте ее моделей и их вечной элегантности. Несмотря на то, что Париж ее отверг, остальной мир приветствовал ее овациями.
Шанель олицетворяет огромные успехи в США. Именно Коко создала знаменитый розовый костюм, который Жаклин Кеннеди носила во время покушения на своего мужа – президента Джона Кеннеди.
Шанель неустанно творила до самой смерти 10 января 1971 года. Она тихо ушла во сне в возрасте 87 лет в своей роскошной квартире в отеле Ритц.
Бренд Коко Шанель
После ее смерти бренд Коко Шанель испытывал некоторые трудности и вышел из тени в 1983 году, когда главным дизайнером дома моды стал знаменитый Карл Лагерфельд. Считается, что именно он возвратил блеск Шанель. В 2014 году бренд оценивался более чем в 7 млрд. долларов.
Жизнь Шанель вдохновила многих на создание биографических публикаций, постановок и фильмов. Среди известных работ – бродвейский мюзикл «Коко», в котором роль дизайнера играет Кэтрин Хепберн и фильм “Коко до Шанель” (2009 год), где Одри Тоту «превратилась» в Габриэль. Сама Коко подвела итог своей жизни и творчества словами: „чтобы быть незаменимыми, вы всегда должны быть разными“.
История бренда Нина Ричи
Трагическая история Зельды и Скотта Фицджеральд
Коко Шанель: «я одна с моими миллионами»
Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.
Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.
Детство и юность в монастыре
Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.
«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?
Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.
Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.
Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.
Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.
С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.
После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.
Мое одиночество сделало меня сильной личностьюCoco Chanel
В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.
Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!
Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.
Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.
Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».
Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.
Выдающиеся женщины 20 столетия Коко Шанель
Коко Шанель женщина, кардинально изменившая моду ХХ века, родилась отнюдь не в роскоши. Ее полное имя Габриэль Бонёр Шанель она родилась 19 августа 1883 года в Сомюре во французской долине Луары. Габриэль появилась на свет в работном доме, ее родители не состояли в браке. Отец был базарным торговцем она и ее четверо братьев и сестер большую часть детских лет провели на рынках Западной Франции, где отец выручал гроши за свой товар.
Для женщин из низов времена были тяжелые, они считались существами второго сорта, не имели избирательного права, обязаны были обслуживать мужчин и часто не имели иного выбора, кроме низкооплачиваемой работы в качестве домашней прислуги или поденщицы. На такое будущее могла рассчитывать Габриэль, но когда ей было 12 лет, все изменилось.
Зимой 1895 года неожиданно умирает мать, отец перебирается в соседний городок Абазин и разделяет семью. Сыновей он направляет жить на фермы в семьи работников, а дочерей в приют. С тех пор Габриэль больше не видела отца. В самом большом приюте в Абазине за сотнями детей зачастую брошенных родителями присматривали строгие монахини.
Одри Хепберн: биография, история жизни, лучшие роли
В приюте ее тоже обучали шить, но Луиза показывала, как применять фантазию и при помощи оборок и складок, украсить самую простую шляпку. В конце лета Габриэль приходилось возвращаться к суровым порядкам монахинь. Когда исполнилось 18 лет ей дали выбор, стать монахиней или покинуть приют. Габриэль не собиралась провести всю жизнь в монастыре.
Она отправилась навестить своих тетушек в город Мулен. Там же поступила в пансион для благородных девиц Нотр-Дам. Поскольку у Габриэль не было средств на оплату учебы ее приняли на благотворительных началах, но относились совершенно не так, как к ученицам из обеспеченных семейств. Через 2 года двадцатилетняя девушка считалась готовой к самостоятельной жизни. В 1903 году Габриэль предложили место швеи в ателье, она понравилась хозяину, поскольку умело обращалась с ниткой и иголкой.
Это была хорошая работа для девушки такого скромного происхождения, как Габриэль, но она не видела будущего в этом занятии. Мулен был гарнизонным городом, и расквартированные солдаты искали развлечений, где возможно. Габриэль стала привлекать внимание некоторых молодых офицеров, приходивших в ателье с заказами. Они приглашали девушку и ее тетушку Одриенну в местное варьете.
Здесь будущее, казалось Габриэль куда притягательней. Варьете не отличалось особой изысканностью, между номерами зрители могли поучаствовать в представлении, и вскоре Габриэль оказалась уже не в зале, а на сцене.
Репертуар ее был ограничен всего двумя песнями «Кукареку» и «Кикавю Коко», скоро зрители прозвали ее малышкой Коко. В лучах сцены швея Габриэль могла быть кем-то другим, она постепенно превращалась в Коко Шанель и этот сценический образ, привлекал к себе внимание.
Молодость и Этьен Бальсан
После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.
Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.
Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.
Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делалиCoco Chanel
Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!
Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.
Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.
Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».
Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым.Coco Chanel
ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.
Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.
Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.
В биографии Шанель авторства Гиделя Анри это событие не упомянуто, но сама Габриэль в автобиографичной книге «Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самою» более откровенна.
С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».
СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ
У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.
Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.
Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.
Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.
Начало восхождения
В монастыре Коко Шанель дали рекомендацию, которая помогла ей устроиться на должность помощницы бельевого торговца в маленьком магазине. В то же время она пела и танцевала в кабаре, пробовалась в театре, но не преуспела в этом. В одном из кафе к ней и пристало прозвище Коко, потому что девушка любила петь песни «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».
Несмотря на отсутствие особенного успеха, кабаре дало возможность Коко Шанель приблизиться к той жизни, о которой она грезила: именно там ее увидел состоятельный отставной офицер Этьен Бальзан, который был настолько очарован девушкой, что увез ее в свой дом, оказавшийся настоящим замком.
Коко долго привыкала к роли офицерской любовницы, ей все время чего-то недоставало. Однажды она поняла, что хочет быть модисткой. Этьен над этим лишь посмеялся, однако свел ее с Артуром Кэйпелом, английским промышленником, и тот согласился поддержать идеи Шанель, несмотря на отсутствие у нее нужного опыта.
Близкие люди Артура называли его Боем. Несмотря на молодость, он был успешным предпринимателем, умевшим продвигать дела. Кроме того, он тоже интересовался модой, и с его помощью Коко Шанель смогла открыть свой первый шляпный магазин для парижанок. Дело оказалось успешным. Прошло три года, и у нее открылся второй магазин, уже в городе Довиль.
Артур Кейпел и курортный бизнес
В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.
Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.
Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.
Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.
По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.
Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.
Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.
В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!
К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.
Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.
В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.
РОТШИЛЬДЫ – ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА
В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.
Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.
Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.
Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!
Не считать же тканью джерси, которая традиционно используется в производстве мужских кальсон! Но дизайнер скупает все рулоны материала и начинает трудиться над новыми фасонами.
Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.
Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!
Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».
Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ
В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!
В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».
Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядетьCoco Chanel
Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.
Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.
Начало карьеры
Когда Габриель достигла совершеннолетия, для нее началась новая самостоятельная жизнь. Она сама должна была зарабатывать себе на проживание. Ее творческая биография началась с того, что она устроилась работать продавщицей в магазин одежды. В свободное время Габриель Шанель пела в кабаре. Голос у девушки был хороший. Она исполняла модные в то время песни, где были слова: «Ко ко ри ко» и «Кью куа ву Коко». От этих слов у нее вместо имени появилось личное прозвище: «Коко».
День рождения Коко – 19 августа говорит о том, что эта женщина рождена под огненным знаком Льва. Этим объясняется большая целеустремленность, неутомимость в достижении своей цели, а также страстность и темпераментность. Такие женщины обычно являются привлекательными, однако они не менее коварны. Часто используют любовь мужчин в своих корыстных целях.
Коко Шанель в молодости
Точно такой была и Коко. Она не достигла большой певческой карьеры. Однако во время своих выступлений привлекла внимание богатого мужчины. Он предложил красотке уехать с ним, обещал золотые горы.
Девушка, выросшая в бедности и лишенная любви и внимания, откликнулась на его предложение. И вот она уже едет в Париж с офицером Этьеном Бальсаном.
Коко еще не понимала того, что вовсе не желание жениться привлекло к ней богатого офицера. До нее еще не дошло едкое слово: «содержанка», которым женщину будут называть до конца ее жизни. Но использовать любовь Этьена в своих корыстных целях Коко уже догадалась.
Коко Шанель и ее знаменитые духи Шанель №5
Любимой женщиной офицера назвать Коко Шанель тогда было трудно, но любимой игрушкой – вполне. Хотя не стоит забывать, что только благодаря этому человеку она обрела перемены в своей нелегкой биографии, свободу и душевный покой: не надо было ломать голову над раздумьями, как заработать очередной кусок хлеба для себя и голодных братьев и сестер. Любила ли она этого красавца-офицера, была ли счастлива с ним в личной жизни, сказать трудно. Скорее всего, просто поймала плывущую удачу за хвост.
В то время Коко все чаще мечтала о карьере модистки. Ей в голову приходили грандиозные планы по осуществлению своей мечты. Однажды Коко посвятила своего любовника в ход своих размышлений и планов. Но он не разделил ее мечтаний, не поддержал, а лишь рассмеялся. Красивая, избалованная девочка – вот кем была для него Шанель и не более того. Этьен не видел в ней творческого потенциала, не верил в развитие ее творческой биографии. Однако, поскольку она все же настаивала, он познакомил девушку с предприимчивым англичанином, который и стал ее спонсором.
Коко Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество
После знакомства с Артуром Кейпелом в личной жизни Коко произошли большие изменения. Она по-настоящему влюбилась в этого мужчину и переехала жить к нему. Более того, Коко Шанель утверждала, что Артур – и есть любовь всей ее жизни. Единственный мужчина, которого она любила по-настоящему.
Кроме того, он стал для нее не только очередным любовником, но и другом и помощником в открытии собственного бизнеса. Именно благодаря помощи богатого англичанина, в 1910 году Коко открыла собственный салон в Париже, где стала продавать шляпки. Кстати, он действует до сих пор. На фото тех лет в своих шикарных шляпках Коко Шанель просто неподражаема. Бог даровал этой женщине и красоту, и ум, и талант. Однако это не всегда говорит о счастливой личной жизни.
Знакомство с творческой элитой и меценатство
Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».
Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.
Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!
Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!
Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.
Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.
Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.
Бренд Коко Шанель
После ее смерти бренд Коко Шанель испытывал некоторые трудности и вышел из тени в 1983 году, когда главным дизайнером дома моды стал знаменитый Карл Лагерфельд. Считается, что именно он возвратил блеск Шанель. В 2014 году бренд оценивался более чем в 7 млрд. долларов.
Жизнь Шанель вдохновила многих на создание биографических публикаций, постановок и фильмов. Среди известных работ – бродвейский мюзикл “Коко”, в котором роль дизайнера играет Кэтрин Хепберн и фильм “Коко до Шанель” (2009 год), где Одри Тоту «превратилась» в Габриэль. Сама Коко подвела итог своей жизни и творчества словами: „чтобы быть незаменимыми, вы всегда должны быть разными“.
«Шанель № 5» и маленькое черное платье
Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.
Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.
5 мая 1921 года «Шанель №5» представляются публике.
– Куда нужно наносить духи?
– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, –
скажет их создательница.
Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?
Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.
Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.
В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.
ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ
За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.
Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.
«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.
Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.
У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатлениеCoco Chanel
Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».
Габриэль Коко Шанель
Когда Габриэль исполнилось 18 лет, она покинула монастырь и отправилась в Париж. Там сперва работала продавщицей в магазине, а затем кабаре-певицей в кафе “Ротонда”, где часто останавливались кавалерийские офицеры. Во время ее короткой музыкальной карьеры Габриэль приняла сценическое имя – “Коко”, взятое в одной из песен, которую она любила исполнять, – “Qui Qu’a Vu Coco?” (“Кто видел, Коко”).
Любовники Коко
В это время у нее начинаются отношения с разными богатыми мужчинами. Среди них богатые ловелазы Этьен Балсан и Артур „Бой“ Капел. Вскоре Коко живет вместе с Бальзаном в его шато. Тот балует ее роскошным образом жизни, приемами, дорогими драгоценностями и платьями.
Позже она знакомится с любовью своей жизни – англичанином Артуром Каппелем однако, который знакомит Габриэль с разными теологиями и литературой. Они стали любовниками и жили вместе в Париже. Про Артура она говорила: „он был моим отцом, моим братом, моей семьей“.
Их романтичные отношения развивались очень бурно. Артур Каппель пользовался особым вниманием со стороны дам. Пока они вместе, он обманывал ее много раз, но Коко утверждала, что ее это не беспокоило. Их отношения длились 9 лет, даже тогда, когда он женился. Все закончилось в 1919 году смертью Артура Каппеля в автокатастрофе.
Потеря любимого человека – один из самых тяжелых моментов в жизни Коко. Спустя годы она вспоминала, что „с потерей Капелла потеряла все“. Хотя после этого у нее было много отношений, в том числе с женщинами, она никогда не выходила замуж, и ни к кому другому не испытывала такие сильные чувства.
Несмотря на то, что она не была обделена мужским вниманием и богатыми любовниками, Коко всегда предпочитала быть самодостаточной и самой зарабатывать на жизнь.
Шляпки Коко Шанель
Ее страсть к моде начиналась с изготовления шляп. Первоначально она делала их в парижской квартире Бальсана, а ее другие любовники были первыми клиентами. В 1910 году. она приобретает лицензию для мастерской шляпы и благодаря финансовой поддержки как Балсана, так и Каппеля, открыла свой первый бутик на улице Камбон в Париже.
Из-за высокой арендной платы три года спустя, ей пришлось переместить свой бизнес в город Довиль. В это время она не имела права шить одежду, так как не имела нужной лицензии. Но Коко нашла решение, начав создавать одежду из джерси, ткани, которая до того времени использовалась в основном для изготовления мужского нижнего белья и одежды для бедных.
Герцог Вестминстерский
В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!
С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.
Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!
Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчинCoco Chanel
Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.
Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.
БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ
В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.
Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.
Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.
Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.
Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.
Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином?Coco Chanel
Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.
Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!
Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.
Париж
Встреча с Этьеном Байсаном открывала дверь в другой мир. Военный, аристократ по происхождению, он обладал огромным наследством и славным характером. Их отношения завязались в той самой «Ротонде».
Переехав в его загородный дом, юная провинциалка получила доступ к светской жизни, но так и не стала законной спутницей Этьена.
Когда Габриэль Шанель, фото в молодости которой представлено вашему вниманию в статье, задумала открыть ателье, Байсан отказал ей в кредите, но предоставил свою парижскую квартиру для этих целей.
Несмотря на тёплые отношения, Этьен никогда не признавался в любви и не горел желанием жениться. Его чувства воспылали, когда любовница ушла к другому. Другой был его ближайшим другом.
Вторая Мировая война
С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.
В 1943 году она ищет встречи с Уинстоном Черчиллем. Шанель хочет убедить его поддержать идею англо-германских переговоров. Операция под грифом «секретно» получила название «модная шляпка», но так и не состоялась из-за болезни премьер-министра. Позже Шанель получает от него записку – «занимайтесь модой, политика не для вас».
После освобождения Парижа начинают действовать «комитеты по чистке», которые обвиняют Шанель в коллаборационизме и арестовывают. Благодаря заступничеству влиятельных персон, через пару часов она получает свободу. Шанель решает уехать в Швейцарию.
Начало дизайнерской карьеры
Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и смогла дать волю своему вкусу и способностям, уже ничто не могло ее остановить – ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности – ввела в моду женские брюки, то самое маленькое черное платье. Созданный ей стиль позднее назвали «простая роскошь» – для того, чтобы одеваться в стиле Шанель, нужен в первую очередь вкус, а не огромные деньги.
Коко Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество
Но у клиенток Габриэль деньги водились, и они с радостью покупали шляпки и одежду у оригинальной модистки. Очень скоро бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Сама Шанель стала первой портной, которая вошла в высшее общество, а не была прислугой у богатых заказчиков. Ее друзьями становились композиторы, балетмейстеры, художники, режиссеры, предприниматели. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став притягательной личностью международного масштаба.
Коко Шанель уделяли внимание высокопоставленные аристократы. К примеру, женщина входила в круг общения Великого российского князя Дмитрия и английского герцога Вестминстерского. Ее руки пытались добиться многие успешные мужчины, однако ее по-настоящему волновало только свое дело. На предложение герцога Вестминстерского Коко ответила, что герцогинь Вестминстерских может быть много, а вот Шанель такая одна.
Коко Шанель и герцог Вестминстерский Хью Гросвенор
В возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Она одевалась с чувством абсолютной свободы и купалась в славе. Именно в это время ей восхищались больше всего. Годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.
И если в Первую Мировую войну дизайнер сумела остаться на плаву, то после объявления Второй Мировой войны в 1939 году Шанель пришлось закрыть все свои салоны – в такое время моде не было места. Несмотря на оккупацию Парижа, Коко осталась на это время во французской столице и даже сумела вызволить из плена своего племянника.
Коко Шанель вынуждена была покинуть родную Францию на 10 лет
В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной морали женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером Гансом Гюнтером фон Дюнклегом. Вскоре ее освободили по просьбе Черчилля с условием того, что она покинет Францию. Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет. По версии исследователя Хэла Вогана, Шанель не только была любовницей пособника нацизма, но и поставляла информацию немецкому правительству. Интервью Коко Шанель французскому телевидению (1969)
Возвращение в мир моды
В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”
71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».
Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообщеCoco Chanel
Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет — она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!
Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классикуCoco Chanel
Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».
В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.
Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.
Коко Шанель в годы войны
В 20-х годах у Коко начался длинный роман с герцогом Вестминстером-Хью Гросвенером. Именно он познакомил ее с английской аристократией и самим Черчиллем. Известный премьер-министр был очень впечатлен этим знакомством и считал ее одной из самых сильных и умных женщин, которых он когда-либо встречал.
Вторая мировая война (1939-1945) застала Коко Шанель на вершине славы, но этот период стал черным пятном в биографии Шанель.
Несмотря на то, что она закрывает свои бутики, Коко решила не покидать французскую столицу. На протяжении всего периода она жила в отеле Ритц и имела отношения с высокопоставленными военными из „СС“. Поговаривают, что у нее даже был роман с начальником внешне-политической разведки Вальтером Шелленбергом.
В конце войны Коко была арестована Комитетом общественной морали и обвинена в коллаборационизме. Через несколько часов она была выпущена после личного вмешательства Уинстона Черчилля.
Некоторые считают, что Коко работала агентом и была освязной между английской и немецкой разведками. Однако Франция не простила Шанель, и она отвергается обществом.
Послевоенная мода
После войны начинают появляться много новых дизайнеров моды, на некоторых из которых Коко относится с насмешкой. Про дам, одетых в модели Кристиана Диора, она говорила: “Посмотрите, насколько нелепы женщины в одежде, созданной мужчиной, который не знает женщин, никогда не имел ее, но мечтает быть такой”.
В 50-е годы Коко Шанель вернулась из своего “изгнания„ в Швейцарии и после 20 лет затишья, в 1954 году, она представляет новую коллекцию модной одежды. Журналисты и эксперты моды были шокированы и возмущены. Однако вскоре оказалось, что они глубоко ошибались.
Последние дни
Ее утро начиналось в отеле «Ritz», куда на 9-00 являлся визажист, вооруженный тушью и губной помадой. Женщина, не использовавшая косметику, по мнению Шанель, слишком высокого мнения о себе.
С безупречным маникюром и макияжем Коко «выходила в свет»:
Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте.Coco Chanel
До конца своих дней Шанель посвящала себя любимому делу. 10 января 1971 года Шанель умирает от сердечного приступа.
Похоронена она в Лозанне (Швейцария), под знаком льва: на барельефе на ее могиле запечатлены пять львиных голов.
Рост, вес, возраст. Годы жизни Коко Шанель
Эту женщину знают все в мире, поэтому хотят знать про нее все, начиная историей ее процветания и заканчивая такими параметрами, как рост, вес, возраст. Сколько лет Коко Шанель было, когда она ушла в мир иной, тоже вопрос очень интересный и популярный.
Коко Шанель появилась на свет в 1883 году, поэтому на момент смерти в 1971 ей исполнилось восемьдесят семь лет. По знаку Зодиака женщина относилась к страстным, огненным, чувственным и искренним Львам. Восточный гороскоп подарил будущему модельеру знак Козы, который поражает окружающих своими перепадами настроения, склонностью к творчеству, утонченностью, элегантностью и влюбчивостью.
Согласно старым фотографиям рост Коко Шанель составлял всего метр и шестьдесят девять сантиметров. Вес известного модельера постоянно менялся в зависимости от моды, однако, он всегда был очень мал – пятьдесят четыре килограмма. Коко считала, что вес женщины должен быть, как у птички, а талия, как у осы.
Возвращение
В 1954 году, спустя 15 лет после закрытия Дома, она вернулась. Но сенсация закончилась провалом – публика не приняла коллекцию. Шанель рвала и метала. Не могла она уступить первенство Диору, нью-лук которого парижанки ценили за пышность, нарочитую декоративность и яркие краски. Коко всегда пропагандировала сдержанную роскошь и мечтала не о сезонном стиле, а о благородной классике.
С мрачным остервенением она принялась за создание второй коллекции и вышла победительницей. Она добилась признания, потеснив мужчин, царивших в то время на Олимпе моды.
Коко взошла, чтоб больше никогда не спускаться с подиумов. Она вернула в моду удобство, красоту и элегантность. Её стиль – это вечная классика, признак хорошего вкуса, гимн простоте и роскоши, свобода быть собой.