серова актриса советского кино личная жизнь
Валентина Серова
Валентина Васильевна Серова (урождённая Половикова). Родилась 23 декабря 1917 года (по другим данным 10 февраля 1919) — умерла 11 декабря 1975 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Мать — Клавдия Половикова (в девичестве Диденко), актриса.
Отец — Василий Половиков (настоящая фамилия Половык, 1893—1966), инженер-гидролог, был репрессирован.
Мать, будучи актрисой, для более красивого звучания (а, возможно, и чтобы как-то дистанцироваться от репрессированного супруга) поменяла фамилию мужа Половык на Половикова.
В раннем детстве Валентина воспитывалась в семье деда и бабки на хуторе Пасуньки у города Валки.
Когда ей исполнилось 6 лет, они с матерью переехали в Москву. К слову, Валентина очень долго не могла избавиться от украинского говора.
В десять лет девочка вышла на сцену студии Малого театра в спектакле «Настанет время» по драме Ромена Роллана. Её дебютом была роль мальчика по имени Давид — сына главной героини спектакля, которую играла её мать.
Впоследствии Валентина училась актёрской профессии у своей матери в Центральном техникуме театрального искусства в 1933—1934 годах. Так как в техникум принимали только с 16 лет, она подчистила свою метрику, исправив день рождения на 23 декабря 1917 года. С тех пор именно эта дата стала считаться официальным днём рождения Валентины Серовой.
Профессиональную карьеру Серова начала на подмостках Центрального ТРАМа (ныне театр Ленком), где работала с 1933 по 1941 год, а затем в 1943—1950 и в 1959—1964 годах. Первая роль в этом театре — Любовь Гордеевна в пьесе Островского «Бедность не порок».
Валентина Серова в молодости
В кино дебютировала в 1934 году с роли Груни Корнаковой в детстве в картине «Груня Корнакова». Правда, впоследствии этот эпизод в фильм не вошёл.
С конца 1930-х и до конца 1940-х годов Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского Союза. В своём первом вышедшем на экран фильме «Строгий юноша» А. Роома она ещё фигурирует как Валентина Половикова.
Следующий фильм К. Юдина «Сердца четырёх» с Серовой и Целиковской, играющими двух сестёр, был снят в 1940 году, премьера в Доме кино состоялась в мае 1941-го, но из-за войны на экраны кинотеатров он вышел только в начале 1945-го.
Во время войны Валентина Серова сыграла главную женскую роль в фильме «Жди меня» по пьесе Симонова. Съёмки проходили в Алма-Ате, куда эвакуировали Ленфильм и Мосфильм. В Москве она в тот период стала актрисой театра драмы под руководством Н. М. Горчакова.
Помимо съёмок в кино, до войны, а также в первые послевоенные годы Серова была ведущей актрисой театра Ленинского комсомола, где исполняла роли в таких спектаклях, как «Зыковы», «Как закалялась сталь», «Парень из нашего города», «Под каштанами Праги», «Так и будет», «Сирано де Бержерак», «Русский вопрос» и других.
В 1946 году Серова снялась в фильме «Композитор Глинка» в роли жены Глинки. В роли Пушкина там снялся кумир 30-х и 40-х годов – Петр Алейников. Фильм был неудачным, но Серова получила за эту роль звание лауреата Сталинской премии.
Ещё в конце 1940-х актриса стала злоупотреблять алкоголем, что негативно сказалось как на её браке с Симоновым, так и на работе в театре. После рождения дочери она не стала возвращаться в Ленком, а устроилась в Малый театр, чему поспособствовал Константин Симонов. Традиции этой труппы во многом отличались от того, к чему привыкла Серова в Ленкоме.
Найти своё место в академическом театре с традиционно классическим репертуаром ей было нелегко. Валентине Васильевне дали только одну роль — актрисы Коринкиной в пьесе «Без вины виноватые». Однако в один из вечеров она не явилась на спектакль, её срочно заменила другая актриса, и в театре разразился скандал. Через некоторое время эту историю разбирал товарищеский суд, и в результате Серовой пришлось уйти из Малого.
Она перешла в Театр имени Моссовета, где отслужила около семи лет и была довольно плотно занята в репертуаре, хотя практически не получала заметных ролей.
Одной из её удач в тот период стала роль Лидии в спектакле «Сомов и другие» по Горькому. Эту роль Валентина Васильевна играла в очередь с Любовью Орловой. Один или два раза во время болезни Орловой она заменяла её в спектакле «Лиззи Маккей». Из театра Моссовета Серова ушла так же, как и из Малого: во время гастролей в Ленинграде она вместе с одним из коллег злоупотребила алкоголем, что стало впоследствии предметом разбирательства в коллективе.
В связи с тем, что этот инцидент был уже не первым, актрисе предложили уволиться.
Через некоторое время ей удалось вернуться в Ленком, на сцену которого она выходила в 1960-е, исполняя уже возрастные роли. Последним местом работы Серовой стал Театр-студия киноактёра, где она девять лет играла одну роль — Марию Николаевну в спектакле «Русские люди» по пьесе Симонова.
В кино после «Бессмертного гарнизона» у Серовой были только две небольшие роли — в фильмах «Кремлёвские куранты» 1970 года и «Дети Ванюшина» 1973-го.
В 1967 году она снималась в картине Самсона Самсонова «Арена», но от роли при монтаже осталось несколько кадров.
Смерть Валентины Серовой
Последние годы ее жизни ничем не напоминали о том, что когда-то эта всеми брошенная женщина принадлежала к элите. Она была не столько постаревшая, сколько сломленная и спившаяся. Все те люди, кто пил за ее здоровье в хлебосольном симоновском доме, теперь отвернулись от нее. Она узнала и безработицу, и нужду, и унижения.
Числясь в Театре киноактера, каждое утро она звонила диспетчеру и спрашивала, есть ли для нее работа. И каждое утро получала ответ: «Нет, Валечка, для вас работы нет». Ее дочь вспоминала, что в те годы Серова была ожесточенной, совершенно потерянной, загнанной в угол. К ней приехал ее сын, Анатолий, – такой же алкоголик, как и мать. Он умер за полгода до нее. Похоронили его в Монино, под Москвой, где он жил с новой женой. Серова не была на похоронах – она была уже в бессознательном состоянии.
Ни некрологов, ни статей в газетах не последовало – лишь коротенькое извещение в газете «Вечерняя Москва». Симонов прислал к гробу 58 роз.
Похоронена на 25-м участке Головинского кладбища рядом с отцом.
Валентина Серова
Рост Валентины Серовой: 166 сантиметров.
Личная жизнь Валентины Серовой:
Трижды была замужем.
Серова забеременела. Она надолго запомнила тот день, когда он ушел на свое последнее задание – вместе со знаменитой летчицей Полиной Осипенко. В тот день у нее была премьера. Играли пьесу Максима Горького «Зыковы». Когда она приехала в театр гримироваться, она заметила, что за кулисами полно военных и все как-то странно на нее смотрят. Иван Берсенев, художественный руководитель театра, зашел к ней в гримуборную и сообщил, что она стала вдовой. Но она все равно вышла на сцену, чтобы не срывать премьеру.
Уже после его смерти Серова она родила сына, которого назвала Анатолием.
Потом Сталин часто приглашал ее в Кремль, где она сидела рядом со вдовой Валерия Чкалова, Ольгой Эразмовной.
Валентина Серова и Анатолий Серов
Почти сразу после гибели второго мужа, ей стал уделять внимание поэт Константин Симонов. Сначала он посещал все ее спектакли и сидел в первом ряду с цветами, писал ей записки с просьбой о встрече. Это продолжалось довольно долго. Однажды, после долгих раздумий, она написала ему: «Позвоните мне. В. Серова».
Их отношения развивались по нарастающей. В 1941 году на страницах «Правды» было опубликовано ставшее знаменитым стихотворение «Жди меня» с посвящением – «B.C.». В 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением – «Валентине Васильевне Серовой». В годы войны театр был эвакуирован в Фергану. Там Серова почти ежедневно получала от Константина Симонова письма.
В 1943 году Серова согласилась стать женой Симонова.
В 1950 году у них родилась дочь — Мария Симонова.
Валентина Серова и Константин Симонов
Брак продлился до 1957 года. Семейная жизнь не складывалась. Симонов услал нелюбимого им сына Серовой Анатолия в интернат далеко за Урал. Валентина Васильевна из-за этого очень казнила себя, не могла простить этого ни себе, ни мужу.
После развода Симонов сразу женился вновь – на интеллектуалке Ларисе Алексеевне Гудзенко, вдове поэта Семена Гудзенко и дочери генерала Жадова. А Серова осталась одна, она уничтожила почти весь свой архив. У нее забрали дочь – она воспитывалась у бабушки, Клавдия Половикова даже судилась с Серовой из-за нее. Маша рвалась к матери и по достижении совершеннолетия вернулась к ней. Обожая мать, Мария Кирилловна не могла жить с ней рядом.
Кстати, незадолго до смерти Серова призналась дочери, что во время войны у нее был короткий роман с маршалом Константином Рокоссовским. По ее рассказу, однажды в одном из госпиталей, где на излечении находился высший комсостав, ее попросили выступить в отдельной палате. Там был Рокоссовский. В 1968 году, услышав по радио о смерти Рокоссовского, она разоткровенничалась перед дочерью, но не вдавалась в детали.
Фильмография Валентины Серовой:
1935 — Строгий юноша — Лиза
1939 — Девушка с характером — Катя Иванова
1941 — Сердца четырёх — Галина Сергеевна Мурашова
1941 — Весенний поток — Надя Кулагина
1943 — Жди меня — Лиза Ермолова
1946 — Глинка — Мария Петровна Иванова (Глинка)
1950 — Заговор обречённых — Кира Рейчел
1956 — Бессмертный гарнизон — Мария Николаевна
1967 — Арена — жена клоуна
1970 — Кремлёвские куранты — Забелина
1973 — Дети Ванюшина — Кукарникова
В 2005 году на основе биографии Валентины Серовой был снят телесериал «Звезда эпохи», где роль Серовой (в сериале Седовой) сыграла актриса Марина Александрова.
кадры из сериала «Звезда эпохи»
Тайна смерти актрисы Валентины Серовой: в убийстве подозревают собутыльника сына
Жизнь одной из первых красавиц советского экрана завершилась трагически
45 лет назад не стало любимицы советских зрителей, популярнейшей в 1930-е – 1950-е гг. актрисы Валентины Серовой. В жизни этой звезды экрана были по-настоящему трагические моменты, а последние ее годы превратились в настоящий кошмар. Итогом стала гибель, которую многие называют убийством.
Кадр из фильма «Девушка с характером»
Официально Валентина Серова не имела звания Народной артистки СССР (была всего лишь Заслуженной). Однако в предвоенные и послевоенные годы ее популярность в стране была по-настоящему всенародной. Эта актриса входила тогда в триумвират самых красивых героинь экрана Советского Союза – вместе с Любовью Орловой и Мариной Ладыниной.
Однако не на пустом месте родилась народная поговорка: не родись красивой, а родись счастливой. Счастья, полноценного женского счастья, Валентине Серовой была отмерена судьбой очень скупая доза.
В 19-летнем возрасте она влюбилась в героя военных действий, летчика-испытателя Анатолия Серова, которого лично знал и ценил Сталин. Их бурный роман, едва возникнув после первого знакомства, уже через считаные дни кончился свадьбой. Но семейная идиллия продлилась совсем недолго. Ровно через год, в мае 1939-го, лихой «сталинский сокол» разбился во время очередного испытательного полета на истребителе.
Валентина Сергеевна узнала об этой трагедии прямо во время спектакля, где играла главную роль. Однако у нее хватило мужества и воли доиграть все свои сцены до конца, не подав никому вида. А еще через несколько месяцев у молодой вдовы родился сын, которого она назвала в честь отца Анатолием.
Забыть своего погибшего избранника Серова долго не могла. Однако постепенно у нее стали развиваться отношения с известным советским литератором Константином Симоновым.
Успешный, обласканный властью поэт и драматург, влюбившись в Серову еще в предвоенном 1940-м, повел настоящую долгую осаду этой красавицы: посещал все спектакли с ее участием, красиво ухаживал, дарил букеты цветов, посвящал ей свои новые стихотворения, в том числе то, которое стало одним из признанных «гимнов» Великой Отечественной – «Жди меня».
В этом браке Валентина была любима, но сама, как уверены многие знавшие ее, лишь разрешала Симонову любить себя, не питая к нему чувств столь же глубоких, как к Анатолию Серову когда-то.
На протяжении последующих нескольких лет Симонов и Серова считались самой блестящей парой в Союзе, самой благополучной. Однако за внешним благополучием скрывались немалые проблемы. У Симонова не сложились отношения с ребенком Валентины Васильевны от первого брака, и он настоял, чтобы этого подростка с непростым характером и слишком вольными привычками отправили в интернат. Решающее значение в принятии такого решения сыграл криминальный «подвиг» Анатолия: мальчишка в компании приятелей поджег чью-то дачу.
Родившуюся у «золотого семейства» в 1950-м дочку Машу спустя несколько лет тоже разлучили с матерью: ее забрала на воспитание бабушка. А по прошествии еще некоторого времени, в 1957-м Константин Симонов ушел от Серовой и вскоре официально оформил развод с ней.
Причиной таких бед, обрушившихся на Валентину Васильевну, стала ее прогрессирующая пагубная привычка – увлечение алкоголем. Начиналось все с приятных застолий, устраивавшихся на даче Симонова. Потом спиртное показалось женщине хорошим способом «нейтрализовать» воспоминания о первой, так и не забытой ею любви, о неурядицах и конфликтах, возникающих на работе…
Но такая «палочка-выручалочка», вывернувшись, ударила больно. Регулярные «тонизирующие» дозы вина становились все больше, а вместе с их увеличением все хуже становились дела актрисы на ее профессиональном поприще. Развивающийся алкоголизм лишь ускорял естественный процесс неизбежного с возрастом увядания природной красоты. А потеря такого сокровища, столь важного для актрисы, стала сказываться на востребованности Серовой у режиссеров театра и кино. Ей доставалось все меньшее ролей, они становились все более эпизодическими… Метод борьбы с такой напастью сама Серова находила лишь единственный – при помощи все того же алкоголя.
Губительная спираль год от года раскручивалась. В тех случаях, когда Валентине Васильевне все-таки удавалось выйти на сцену, ее внешний вид вызывал у зрителей удивление, даже шок: «Это та самая Серова? Не может быть! Где же былая красота?»
К началу 1970-х экс-звезда числилась в труппе Театра-студии киноактера, где она играла всего в одном спектакле. А в фильмографии Серовой в этот период прибавились только две эпизодические роли в фильмах «Кремлёвские куранты» и «Дети Ванюшина».
Даже возвращение в дом старшего сына не спасло женщину. Анатолий за прошлые годы изрядно хлебнул лиха. Парень в интернате получил от сверстников отнюдь не правильное воспитание. Работать он не хотел, вдобавок был вспыльчив, не воздержан в своих поступках, увлекался спиртным… Весь этот «букет» приводил лишь к возникновению скандалов с матерью. А в 1974-м 35-летний Анатолий Серов умер от алкоголизма.
Ее видели живой последний раз 10 декабря 1975 года: Серова пришла в театр получить свою скудную зарплату. После этого Валентина Васильевна исчезла. Несколько дней спустя одна из знакомых актрисы, продолжающих еще пытаться поддерживать с ней отношения, забеспокоилась: на ее телефонные звонки Серова упорно не отвечала. Предчувствуя неладное, женщина отправилась домой к актрисе и обнаружила в коридоре квартиры ее тело.
Валентина Серова
Биография
Валентина Серова была одной из самых популярных актрис Советского союза конца 30-х-начала 40-х годов. Когда на экраны вышел фильм «Девушка с характером», зрители брали кинотеатры штурмом. Валентина Васильевна выбирала и мужей себе под стать – не менее знаменитых. Эту женщину стоит благодарить за рождение трогательного стихотворения «Жди меня», дающее силы миллионам мужчин во время сражений на полях Великой Отечественной.
Детство и юность
Валя родилась в украинской семье в Харькове. Отца Василия Половикова, инженера-гидролога, репрессировали. Мама Клавдия Половикова была актрисой, на воспитание дочери не хватало времени, поэтому Валентина росла у бабушки с дедушкой.
Когда девочке исполнилось 6 лет, она вместе с мамой отправилась в столицу России. Клавдия Михайловна устроилась в один из московских театров. Валя познакомилась с очаровательной атмосферой театральной жизни и влюбилась в актерскую профессию. Однажды ей даже доверили воплотить на сцене образ мальчика Давида в спектакле «Настанет время» с мамой в главной роли.
Валентина Серова в молодости
Карьеру Валентина Васильевна начала с театральной сцены, входила в состав труппы сегодняшнего Ленкома (раньше этот храм Мельпомены именовался как Центральный ТРАМ).
Фильмы
Серова дебютировала в картине «Груня Корнакова» (1934), где перевоплотилась в главную героиню в юности. Но зритель так и не увидел девушку на экранах, эпизод с ее участием вырезали. Затем она появилась в драме «Строгий юноша», которую снял в 1936 году Абрам Роом. Ей отвели второстепенную роль Лизы, в титрах еще была прописана как Половикова, а на пленке блистала яркой брюнеткой. Широкой публике лента была представлена лишь к середине 70-х годов, а до этого пылилась на полке с вердиктом «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма».
Валентина Серова в фильме «Девушка с характером»
Восхождение на вершину славы и зрительской любви Валентины Васильевны началось с фильма «Девушка с характером». Молодой симпатичной актрисе постановщик Константин Юдин преподнес главную роль отважной Кати Ивановой, работницы зверосовхоза. Валентина предстала перед зрителем белокурой миловидной красоткой. У актрисы появилась армия поклонников, мужская половина восхищенно вздыхала, женская – пыталась подражать.
Спустя год Константин Юдин вновь позвал Валентину Серову на съемочную площадку своего нового фильма «Сердца четырех». В легкой, водевильной комедии она разделила пьедестал двух главных героинь с Людмилой Целиковской – девушки играют сестер Мурашовых, строгую Галину и ветреную Шурочку.
Валентина Серова в фильме «Сердца четырех»
Примечательно, что эта художественная работа тоже попала на экраны кинотеатров не сразу после производства, теперь уже по вине разгоревшейся войны с фашистами. Показывать столь легкомысленную ленту в тяжелые для страны времена посчитали кощунством. Премьера состоялась накануне победы, в начале 1945-го, и добавила бонусов в копилку успехов Валентины Васильевны.
Валентина Серова в фильме «Весенний поток»
Серова украсила неподражаемой игрой и обаянием фильм Владимира Юренева «Весенний поток» (1941). Здесь актриса перевоплотилась в воспитанницу детского дома, которая, став учительницей, возвращается в родную школу и ставит на путь истинный самого безнадежного подопечного.
Затем в карьере Валентины Серовой потянулась череда работ на военную тематику. Самой яркой картиной с ее участием, тронувшей зрителей до глубины души, стала постановка Александра Столпера «Жди меня». Режиссер взял за основу одноименную пьесу Константина Симонова. Актриса примерила образ Лизы Ермоловой, вопреки здравому смыслу не желающей верить в гибель мужа на войне и верно дождавшейся его возвращения.
Валентина Серова в фильме «Жди меня»
В 50-х и 60-х годах Серову стали редко приглашать в кино. Список картин пополнялся медленно – звезда экранов не могла справиться с пережитыми трагедиями и пристрастилась к алкоголю. Лента о защитниках Брестской крепости «Бессмертный гарнизон» стала последней серьезной работой. После женщина получила три небольшие роли – в драме «Арена» (1967), «Кремлевские куранты» (1970) и «Дети Ванюшина» (1973).
Личная жизнь
Личная жизнь Валентины Серовой сложилась трагично. В 1938 году девушка вышла замуж за Анатолия Серова, легендарного летчика, прославленного героя гражданской войны в Испании. Счастье молодой семьи длилось недолго, через год пилот разбился на учениях. Вместе с ним погибла известная летчица Полина Осипенко.
Валентина Серова и Анатолий Серов
Валентина Васильевна была уже беременная, спустя несколько месяцев после страшной трагедии родила сына, который получил имя в честь отца. Анатолий Серов-младший в молодости побывал в колонии, а когда вернулся на родину, начал сильно пить. Мужчина умер в 36 лет.
Второго мужа актрисы тоже знала вся страна. Звезда советских экранов стала супругой и музой писателя Константина Симонова. Но и этот брак оказался несчастным. Напряжение в паре появилось после того, как муж настоял, чтобы сына Серовой отправили в интернат – общий язык отчим и пасынок не находили.
Валентина Серова и Константин Симонов
В 1941 году Симонов, попав случайно с фронта в Москву и сидя на даче у Льва Кассиля, на одном дыхании написал стихотворение «Жди меня», ставшее гимном женской верности. Константин Михайлович посвящал супруге пьесы и сборники стихов.
В конце войны поползли слухи, что любимая женщина изменяет с военачальником Константином Рокоссовским. Это тоже увеличило трещину в союзе Симонова и Серовой. Отношения разрушала и пагубная привычка актрисы: после смерти первого мужа Валентина Васильевна начала крепко выпивать.
Валентина Серова и Константин Рокоссовский
Однако, несмотря ни на что, брак продержался 15 лет. В 1950 году родилась дочь Мария, которая выросла у матери актрисы. Клавдия Половикова отсудила все права у Серовой на наследницу. Валентине приходилось унижаться, в письмах просить о редких встречах с дочерью.
В 1957 году Константин Симонов и Валентина Серова расстались. Подруга и коллега по цеху Римма Маркова вспоминала, что после разрыва с мужем женщина начала еще больше пить, в итоге ни один театр не желал с ней сотрудничать. Дочь Маша, живя у бабушки, тоже мечтала вернуться к матери, что и сделала, как только ей исполнилось 18 лет. Но жить рядом с сильно пьющим человеком так и не смогла.
Смерть
Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года. Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило – актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Сама умерла Валентина Васильевна, или ей помогли, так и осталось тайной.
Валентина Серова в последние годы
Звезду, ярко блиставшую на экранах 30-х годов, хоронили скромно. О смерти узнали только читатели газеты «Вечерняя Москва» из мизерного, незаметного некролога. Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.
Валентина Серова и Константин Симонов
Валентина Половикова родилась в 1919 году в Харькове, в семье театральной актрисы. В десятилетнем возрасте она впервые вышла на сцену в Москве в спектакле, где главную роль играла ее мать. Для поступления в Центральный техникум театрального искусства девочке не хватало лет, она подчистила метрику и с тех пор официально годом ее рождения считается 1917.
Дебют в кино состоялся в 1934 году, однако в окончательный вариант фильма «Груня Корнакова» сцены с участием Валентины не вошли.
Звучную фамилию Серова Валентина получила от своего первого мужа, выдающегося летчика-испытателя, Героя Советского Союза, участника войны в Испании Анатолия Серова. Их роман развивался столь стремительно, что заявление в ЗАГС они отнесли через восемь дней после знакомства.
Анатолий и Валентина Серовы
Валентина обожала своего мужа, но счастье их было недолгим: в мае 1939 года Серов вместе с выдающейся летчицей Полиной Осипенко в процессе освоения «слепых полетов» погибли в авиакатастрофе. Прах обоих летчиков захоронен в Кремлевской стене. Беременная Валентина в 22 года осталась вдовой. Сына, родившегося через три месяца после смерти отца, Валентина в его память назвала Анатолием.
С сыном Толей. 1939 год
Актриса становится частой гостьей в Кремле, где на правительственных приемах Сталин сажает ее и вдову Валерия Чкалова рядом с собой. Во время одной из встреч с сильными мира сего Валентина неожиданно попросила предоставить ей новую квартиру вместо той, в которую она с Анатолием въехала незадолго до его гибели. Просьба актрисы была, разумеется, удовлетворена. Знакомые удивлялись — как можно пятикомнатные хоромы в Лубянском проезде, принадлежавшие ранее репрессированному маршалу Егорову, поменять на двухкомнатную квартиру на Никитской. Валентина молчала в ответ. Не объяснять же каждому, как это больно — возвращаться в квартиру, где каждый угол напоминает о так трагически закончившейся любви.
Чтобы забыться, все свое время Валентина старалась проводить в Театре имени Ленинского комсомола, где ее очень ценили и доверяли только главные роли. В 1940 году она начала играть в спектакле «Зыковы». Роль Павлы удалась ей, как никакая другая. Но что-то мешало актрисе полностью отдаваться чувствам своей героини. Впоследствии она вспоминала, что ей очень мешал один из зрителей. На каждом спектакле «Зыковых» этот молодой человек с букетом цветов сидел в первом ряду и испытующим взором следил за ней. Как позже выяснилось, он не пропускал вообще ни одного ее спектакля. Это был начинавший тогда входить в моду поэт Константин Симонов.
Кирилл Симонов родился в 1915 году. Его мать Александра Леонидовна Оболенская, по второму мужу Иванишева, происходила из знатного княжеского рода. Симонов никогда не вспоминал о своем настоящем отце, но всегда с почтением и любовью отзывался об отчиме, блестящем офицере, герое японской и германской войн. Кирилл Симонов получил хорошее образование. Повзрослев, юноша изменил свое имя на Константин, потому что не выговаривал звуки «р» и «л» (совсем маленьким мальчиком, подражая отчиму, он решил побриться опасной бритвой и неосторожно чиркнул себе по языку). Переехав с родителями в Москву, он устроился рабочим на Межрабпомфильм. Тогда же юноша начал писать стихи.
К тому времени, когда Симонов встретил Валентину Серову, он уже был женат на Евгении Ласкиной. В 1939 году у них родился сын Алексей. Брак казался удачным, но новая любовь Симонова разрушила отношения супругов.
Первая супруга Симонова Евгения Ласкина с сыном Алексеем
Он ушел из семьи, хотя Валентина была категорически против этого. Несмотря на близкое знакомство с писателем, красивая актриса оставалась холодна к нему, и он, бросая вызов судьбе, решил стать своим человеком в театре. Специально для Валентины Симонов написал пьесу «История одной любви», где Серова сыграла главную роль.
В 1940 году Симонов написал пьесу «Парень из нашего города». Прототипами главных героев стали Валентина Серова (Валя) и ее муж Анатолий (Лукашин). Но актриса отказалась играть в новом спектакле. Слишком тяжела была боль утраты от потери любимого мужа. Сердце Серовой все это время оставалось незанятым — актриса могла предложить Симонову только искреннюю дружбу. Некоторое время спустя писателю удалось добиться расположения ее сына Толика. И материнское сердце дрогнуло.
Валентина Серова с сыном и Константином Симоновым
Симонов был умным человеком, обладающим прекрасной интуицией. Он понимал, что, сумев войти в жизнь любимой женщины, так и не смог полностью покорить ее сердце. Поэт любил искренне, не обращая внимания на сплетни и слухи..
Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.
Нередко Валентину Серову за глаза называли красавицей «с подмоченной репутацией». О ее похождениях и громких романах судачили все кому не лень. Коллеги по театру и знакомые считали актрису ветреной и пустой, поскольку она не умела и не хотела сдерживать свои порывы и страсти. Но молодой поэт любил ее именно такой, вопреки всему, вопреки самому себе. Их роман сразу же стал достоянием общественности.
Симонов и Серова не спешили узаконить свои отношения. Несколько лет они прожили в гражданском браке. Васька, как называл ее Константин Симонов, принимала его ухаживания, делила с ним постель, но говорить «люблю» не торопилась. Можно предположить, что интуитивно Серова понимала, что их чувства изначально обречены на неудачу. Они были настолько разными, что им противопоказано было быть вместе.
Когда началась война, Симонов стал военным корреспондентом. Васька проводила его на фронт. Осенью 1941 года Симонов написал свое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное В. С. (Валентине Серовой).
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Война стала для Симонова временем, когда его лирические произведения достигли абсолютной вершины. В 1942 году был опубликован сборник стихов «С тобой и без тебя», посвященный любимой женщине. Эту книгу невозможно было достать. Закаленные в боях воины и хрупкие девушки от руки переписывали стихи из этого сборника, учили их наизусть, посылали своим любимым. Но критикам того времени не понравился образ героини сборника «С тобой и без тебя» — не любящей, не доброй, не преданной, а злой, ветреной, колючей женщины. Валентина Серова никогда не была роковой, коварной обольстительницей, от скуки играющей человеческими судьбами и легко разбивающей сердца. Просто она не могла полюбить поэта так, как он ее. В каждом стихотворении чувствовалась боль любящего, но не познавшего ответную любовь сердца. Автор, он же лирический герой, стремился к родству душ, а получал лишь ночную страсть, тающую под утро.
Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы,
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы.
Симонов ощущал себя ненужным, отвергнутым, но не сдавался, пытаясь завоевать самое главное — женскую любовь.
В годы войны театр, где работала Серова, переехал в Фергану. Там актриса почти каждый день получала он Симонова письма. Одна из ее подруг С. Бирман писала Валентине, что та «должна быть внимательнее к Симонову, что такими людьми бросаться нельзя и надо перестать слушаться только себя». Но Валентина Серова жила, согласуя жизнь лишь со своими эмоциями, и ничего не могла с этим поделать.
В 1942 году актриса встретила новую любовь. За годы, прошедшие после войны, правда и вымысел о ней сплелись настолько тесно, сейчас уже практически невозможно установить истину. Ранней весной 1942 года Валентина Серова в составе бригады артистов участвовала в концерте, организованном для пациентов одного из московских госпиталей. Там же, в отдельной палате, находился Константин Рокоссовский, получивший серьезное осколочное ранение.
Талантливую актрису попросили выступить перед ним, и она не задумываясь согласилась. Так произошло их знакомство, которое переросло в большое красивое чувство. Серова буквально потеряла голову, да и будущий маршал был от нее без ума. Ради своей новой любви Валентина Васильевна была готова бросить все: гражданского мужа, театр. Но, в отличие от нее, Рокоссовский прекрасно понимал всю зыбкость их отношений. Хотя кремлевская верхушка сквозь пальцы смотрела на фронтовые увлечения своих полководцев, но этот случай был особенный, в нем в качестве любовницы выступала знаменитая актриса, связанная с известным поэтом. К тому же, если Серова не была официально замужем, то у Рокоссовского были жена и дочь, оставшиеся в Киеве, от которых долгое время не было никаких известий..
Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть.
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.
Выписавшись из госпиталя, Константин Рокоссовский переехал с вещами на квартиру Серовой. Но их совместная жизнь оказалась очень короткой — вместе они прожили всего несколько месяцев. Их надеждам на счастливую жизнь вместе не суждено было сбыться: нашлись жена и дочь будущего маршала. А сам военачальник по личному распоряжению Сталина был досрочно отправлен на фронт. Злые языки утверждали, что на фронтовых дорогах часто встречали прославленного боевого командира, в машине которого ехала «девушка с характером». Сталину не понравился этот громкий и скандальный роман. Во время личной встречи с Рокоссовским вождь всех народов задал вопрос: «Как вы полагаете, чья жена артистка Серова?» Генерал ответил: «Константина Симонова». «Вот и я так думаю», — ответил Сталин. Серова осталась с Симоновым, а Рокоссовский — с женой и дочерью. Любовный треугольник, который в шутку называли ССР (Серова, Симонов, Рокоссовский) распался. После разрыва с дорогим Костей Серова еще долго хранила золотые часы с надписью: ВВС от РКК, пропавшие из ее квартиры в 1975 году.
Известный писатель сразу же сделал Валентине Серовой предложение, которое она приняла. Трудно объяснить причины этого поступка. Прекрасные стихи влюбленного поэта, желание простого женского счастья, уюта, отца для подрастающего сына или тот факт, что Рокоссовский никогда не сможет быть с ней рядом, повлияли на ее решение.
До конца войны Константин Симонов, часто выезжающий по делам газеты на фронт, чуть ли не ежедневно писал любимой жене: «Нет жизни без тебя. Не живу, а пережидаю и считаю дни. Верю, как никогда, в счастье с тобой вдвоем. Я так скучаю без тебя, что не помогает никто и ничто. » В 1943 году вышел на экраны фильм «Жди меня», сценарий для которого написал К. Симонов. Благодаря этой кинокартине актриса при жизни стала живой легендой.
Симонов, оказавшись мудрее всех, простил свою музу. Ведь он, в отличие от других, умел ждать. Его брак с Серовой казался образцовым. Оба были красивы, знамениты, обласканы Сталиным. Супруги переехали в роскошную квартиру на улице Горького, где один зал только занимал около 60 кв. метров. На даче в Переделкино специально для Серовой оборудовали бассейн, казавшийся немыслимой роскошью в то голодное время.
В 1946 году актриса получила Сталинскую премию за роль в фильме «Композитор Глинка» и удостоилась звания заслуженной артистки СССР. Симонов был просто счастлив. Его мечта почти осуществилась: Серова любила его. Об этом популярный поэт писал в одном из своих писем: «Я счастлив, что исполняется сейчас, когда ты меня любишь. то, о чем я тебе самонадеянно и тоже упрямо говорил. когда ты меня не любила, и может быть, правильно делала, потому что без этого не было бы, может быть, той трудной, отчаянной, горькой и счастливой нашей жизни этих пяти лет».
В то время, когда казалось, что все несчастья остались для семьи Симонова—Серовой позади, они вошли в самую сложную фазу своих взаимоотношений. Известный писатель и поэт, главный редактор журнала «Новый мир», любимец Сталина Симонов стал выездным. Чтобы упрочить взаимоотношения в семье, он взял жену в Париж, куда был отправлен проводить кампанию по возвращению на родину эмигрантов. Это был не очень честный политический ход. Многие из тех, кто возвращался, заканчивали свою жизнь в лагерях. На одном из обедов, где Симонов уговаривал всех вернуться, его пригласили к телефону. И тогда Валентина Васильевна тихо произнесла: «Не слушайте его». Возможно, именно поэтому Бунин и остался, тем самым сохранив себе жизнь. Серова всегда говорила только правду. И это стало ее самой большой бедой.
После войны началась вторая волна борьбы с космополитизмом, в которой Симонов вынужден был принять активное участие. Он выступил на открытом собрании, когда вышло постановление о литературных и театральных критиках. Валентина Васильевна очень переживала из-за происходящего, ведь большинство из тех, кого клеймил ее муж, были ее друзьями. Не обладая сильной волей, она так и не смогла уйти от мужа, постепенно вступив на путь саморазрушения. К этому ее подтолкнула и трагедия, случившаяся с сыном.
Анатолий с детства был предоставлен самому себе. Его воспитанием занималась не мать, а специально нанятые няньки. Отчим относился к нему прохладно, если не сказать с неприязнью. Характер у парня был сложным, дерзким и упрямым. Мальчишка плохо учился, прогуливал школу. Часто, становясь свидетелем веселых застолий, он так и засыпал за столом под звон бокалов. В 14 лет Анатолий начал выпивать. А спустя некоторое время вместе с компанией таких же шалопаев, как и он сам, разгоряченный спиртным, ограбил и поджег чужую дачу. Анатолия Серова отправили в колонию. А Симонов даже пальцем не пошевелил, чтобы чем-нибудь помочь своему пасынку. Это была его роковая ошибка. Серова так и не смогла простить этого ни мужу, ни себе. Из колонии Анатолий вернулся еще более нервным и неуправляемым. Он продолжал пить и хулиганить. А лишившаяся духовной опоры мать не в состоянии была с ним справиться. К тому же в театре для нее почти не осталось ролей. Типаж «девушки с характером» ушел в прошлое.
Изменить в своей жизни что-нибудь к лучшему Валентина Серова самостоятельно уже не могла. Поэтому актриса с помощью вина пыталась укрыться в мире иллюзий. Оставаясь подолгу дома одна, Валентина Серова больше не придерживалась никакой нормы. В 1948 году пагубная’ привычка превратилась в болезнь. «Что с тобой случилось? — писал в одном из писем жене Симонов. — Почему все сердечные припадки, все внезапные дурноты всегда в мое отсутствие? Не связано ли это с образом жизни? У тебя, как я знаю, есть чудовищная русская привычка пить с горя, тоски, хандры, с разлуки...»
Карьера Серовой как актрисы завершилась в 50-е годы.
В 1950 году у Серовой и Симонова появилась на свет дочь Мария. Став взрослой, она рассказывала: «Впервые увидев меня, отец глубокомысленно заметил моей матери: «Черненькая, значит моя». Судьба сыграла с Валентиной Серовой злую шутку. День рождения Маши — 11 мая — совпал с днем трагической гибели ее мужа Анатолия. К сожалению, даже рождение дочери не смогло упрочить брак Симонова и Серовой.
По настоянию мужа актриса поступила в труппу Театра имени Моссовета. Там она сыграла немало ролей, но, к сожалению, не все они соответствовали ее таланту. Большим успехом стала работа актрисы в фильме «Бессмертный гарнизон», снятом по сценарию ее мужа. Режиссер же всем сердцем возненавидел актрису, считая, что она срывает съемку, приезжая в нетрезвом виде. Но после завершения работы признался: «Актриса Серова талантливая, тут ничего не скажешь». Симонов был счастлив, услышав об успехах жены.
Тогда Симонов написал последнее, посвящённое бывшей возлюбленной стихотворение, больно ранящее её сердце:
Я не могу тебе писать стихов —
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало…
Упрёки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не даёт стихов тебе писать.
В 1956 году известная некогда актриса сделала очередную попытку взять себя в руки и поступила на работу в Театр-студию киноактера. Единственное, что ее могло спасти, была работа. Но каждый день она слышала одно и то же: «Нет, Валечка, для вас ничего нет». Серова верила, что все еще нужна. Она отправила открытое письмо в ЦК КПСС: «Простите меня за настырность, но больше нет сил висеть между небом и землей. Всю грязь, которую на меня вылили, я не могу соскрести с себя никакими усилиями, пока мне не помогут сильные руки, которые дадут работу и возможность прежде всего работой доказать, что я не то, чем меня представляют. Помогите. Глубоко уважающая Вас В. Серова».
Ее лишили родительских прав. Дочь Мария почти все время проживала у бабушки. Как-то удержаться на плаву и не опуститься окончательно бывшей актрисе помогал ее отец. Он нашел для дочери лучших врачей, убедил Симонова разрешить ей видеться с Машей. Его стараниями Валентине Васильевне было позволено ежемесячно снимать со сберкнижки небольшие суммы, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Актрисе удалось устроиться в Ногинский театр. Очень часто она выходила на сцену подшофе, чем развлекала «театралов», приехавших поглазеть на пьяную Серову, посплетничать и посмеяться. Весной 1960 года актриса подала иск о возврате ребенка, добившись того, чтобы после окончания учебного года дочь вернулась к ней. Пройдя через все препоны, Серова вновь поступила на работу в Ленком. Но от нее осталась лишь жалкая тень. Не могла Валентина Васильевна наладить контакт и с дочерью. За чередой горьких разочарований последовал очередной срыв.
В 1966 году умер отец Валентины Васильевны. Потеряв последнюю надежду, она ушла в запой. В 1968 году скончался Рокоссовский. Мария Симонова, вспоминая о том времени, писала, что увидела на лице матери «страшную маску горя и скорби».
В 1975 году от алкоголизма умер сын Серовой Анатолий. Ему не исполнилось тогда и 36 лет. Незадолго до смерти он решил восстановить отношения с матерью и принес ей огромный букет роз. Но один из проходимцев, живущих в ее квартире, не пустил его на порог. На похоронах сына Валентина Васильевна так и не появилась, уйдя в очередной запой.
Перед самой смертью Константин Симонов уничтожил все письма и фото, все записи, которые свидетельствовали о его мучительной любви к прекрасной актрисе, объяснив дочери: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом. Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни. И самым большим горем. »