сербский актер в российском кино
Не Милошем единым: сербские актеры, покорившие российский кинематограф
А вы могли бы с ходу назвать семерых сербских актеров, снявшихся в известных российских фильмах?
Катарина Радивоевич
Звезда сербского кино Катарина Радивоевич в 2008 году сыграла у самого Алексея Балабанова в его картине «Морфий», снятой по мотивам одноименного рассказа Михаила Булгакова. Главный герой – молодой врач Михаил Поляков, незаметно пристрастившийся к наркотику, зависимость от которого разрушает его личность и в конечном итоге приводит к гибели. Причем все это происходит на апокалиптическом фоне разгорающейся революции. Катарина исполнила роль хищной обольстительницы графини Екатерины Карловны, в связь с которой Поляков вступает, находясь под воздействием морфия.
Даниела Стоянович
Уроженка сербского города Ниш Даниела Стоянович с 2000 года живет в Санкт-Петербурге и регулярно снимается в российском кино, преимущественно в сериалах. Даниела – жена скрипача культовой российской рок-группы «Аквариум» Андрея Суротдинова. Среди ее наиболее ярких работ участие в фильмах «Мосгаз» (2012), «Палач» (2014), «Паук» (2015), «Шакал» (2016), «Операция «Сатана» (2018) и «Формула мести» (2019). Все эти сериалы объединены общими персонажами, один из них – Маргарита Карпухина (впоследствии — Черкасова, когда выходит замуж за главного героя всех шести фильмов, следователя Ивана Черкасова) в исполнении Даниелы Стоянович. Сюжет основан на реальных событиях – расследовании крупных преступлений (убийств, совершенных маньяками, ограблений, деятельности преступных группировок), в 60-70-ых.
Милан Марич
Один из самых перспективных сербских актеров молодого поколения, Милан Марич снялся в главной роли в российско-сербско-польском фильме «Довлатов» (2018) режиссера Алексея Германа-младшего. Лента рассказывает о шести днях из жизни советского диссидента, писателя Сергея Довлатова. Все события происходят незадолго до эмиграции его друга, поэта Иосифа Бродского, в ноябре 1971 года, примерно за год до эмиграции самого Довлатова в США. На примере личности писателя рассказывается о советских людях, не согласных с режимом по идеологическим причинам и вынужденных идти против системы. Фильм получил высокие оценки критиков и был удостоен награды независимого жюри на 68-м Берлинале.
Милена Радулович
Восходящая звезда сербского и российского кино. Дебютировала в российском кино в 2019 году, в эпическом блокбастере «Балканский рубеж», где сыграла одну из центральных женских героинь – Ясну Благоевич, врача и возлюбленную главного героя, персонажа Антона Пампушного. Уже в ноябре того же года Милену можно было увидеть в эпизодической роли в биографической спортивной драме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», а в ноябре 2020 года на российские экраны вышел фантастический триллер «Кольская сверхглубокая». Милена исполнила в этой картине главную роль, а для роли ей пришлось овладеть русским языком на очень хорошем уровне.
Подробнее: «Культурная сверхглубокая»: как россияне сербку на дно спустили
Иван Босильчич
Российским дебютом Ивана Босильчича стал сериал «Гостиница Россия» (2017), где сербский актер исполнил роль никарагуанца Мануэля. Иван уже несколько лет строит успешную карьеру в России, поэтому постоянно ездит по маршруту Белград-Москва-Санкт-Петербург. Уже скоро на экраны выйдет новый сериал «Казанова в России», где персонаж Босильчича сыграет посланца Ватикана, который должен очаровать всех дам русского двора.
Петар Зекавица
Российский актер сербского происхождения Петар Зекавица снялся в более чем 80 фильмов и сериалов. Удивительно, но этот уроженец Белграда впервые в своей карьере сыграл на сербском языке в сериале «Государственный служащий» (Државни службеник) в 2019 году, а недавно сыграл и эпизодическую роль немца в фильме «Дара» из Ясеноваца». Из-за своей внешности Петра Зекавицу иногда называют главным немцем российского кино.
В Москву Петар приехал в 13 лет. Актерское образование у него не первое — по первому образованию Зекавица — политолог. Интересно, что учился Петар в Гавайском Тихоокеанском университете в США. В 1998 году он снял свой первый фильм в Гонолулу, затем жил и работал в Нью-Йорке, а вернулся в Москву только в 2002 году.
Этого замечательного сербского актера вы могли видеть в таких известных российских фильмах и сериалах, как «Не родись красивой», «Кремлевские курсанты», «Матч», «Сталинград», «Переводчик», «Духлесс-2», «Паук», «Жги!», «За гранью реальности», «Садовое кольцо», «Мертвое озеро», «Союз Спасения» и др.
Милош Бикович
Затем вместе с уже упомянутым Данилой Козловским он снялся в мелодраме «Духless 2» (2015). С тех пор карьера сербского актера шла только в гору. Достаточно перечислить основные полнометражные фильмы с участием Милоша — «Лед», «Балканский рубеж», «Кома», «За гранью реальности», «Холоп», «Отель Белград», а также сериалы «Отель Элеон», «Гранд», «Крылья империи» и «Магомаев», чтобы оценить масштаб его успеха в России.
О феномене Биковича уже написано много и на русском, и на сербском языках, в том числе авторами «Балканиста». Мы же просто еще раз отметим, что Милош не только сербский талант, который снимается в кассовом российском кино, но и настоящий посол сербской культуры, благодаря усилиям которого двусторонние культурные связи интенсивно развиваются, а миллионы россиян так или иначе за эти годы соприкоснулись с братской страной на Балканах.
Подробнее: Милош Бикович — наш «главный русский» в кино
Подписка на новости
Подпишись, чтобы получать на почту уведомления о новых статьях
Милош Бикович: фильмы, биография, личная жизнь. Бикович и Аглая Тарасова
Милош Бикович: его фильмы и биография. Детство актёра, как он начал сниматься в российском кино? Милош Бикович и Никита Михалков. Личная жизнь. Милош Бикович и Аглая Тарасова: какие у них отношения? С кем встречается Милош Бикович? Кто озвучивает Милоша Биковича для российских фильмов? Фото Биковича в инстаграме.
Милош Бикович: биография, начало карьеры
Милош Бикович родился 13 января 1988 года в Белграде. Его родители развелись, когда Милошу было 6 месяцев. Будущего актёра воспитывала мать, учитель-дефектолог. Когда Биковичу было 11, Белград подвёргся НАТОвским бомбардировкам в ходе Косовской войны. Милош хорошо запомнил, как посреди ночи прятался с матерью и старшим братом в бомбоубежище. Этот опыт позднее помог ему при работе над сербско-российским фильмом «Балканский рубеж».
Милош Бикович в фильме «Балканский рубеж». Кадр из фильма
В 13 лет Бикович записался в школьный театральный кружок, а чуть позже стал ведущим детской телепрограммы. После школы Милош поступил в Белградский университет искусств. Со второго курса Бикович снимался в сербских сериалах, но известность пришла к нему после главной роли в фильме «Монтевидео: Божественное видение» (Montevideo, God Bless You!), где Милош сыграл легендарного югославского футболиста Александра Тирнанича, собирающего команду для поездки на чемпионат мира 1930 года.
Милош Бикович в фильме «Монтевидео: Божественное видение». Кадр из фильма
Милош Бикович и Никита Михалков. Почему Милош Бикович стал сниматься в российских фильмах
Милош Бикович в фильме «Солнечный удар». Кадр из фильма
Милош Бикович и Никита Михалков. Фото: Instagram
«Холоп». В каких фильмах играет Милош Бикович
В 2015 году Бикович снялся в драме «Духless 2», где сыграл мажора Романа Белкина, друга главного героя (Данила Козловский).
Милош Бикович и Саша Бортич в фильме «Духless 2». Кадр из фильма
В том же году он появился на экранах в фильме Резо Гигинеишвили «Без границ», где сыграл футболиста. Милошу сильно помог опыт, полученный при работе над картиной «Монтевидео».
Милош Бикович в фильме «Без границ». Кадр из фильма
Бикович также снимался в российских сериалах. Его можно было увидеть в многосерийной исторической драме «Крылья империи», где сербский актёр играл офицера-белогвардейца, сражающегося на стороне Красной армии.
Милош Бикович в сериале «Крылья империи». Кадр из сериала
Милош продемонстрировал комедийный талант, сыграв в сериале «Отель «Элеон»», спин-оффе популярного ситкома «Кухня». Бикович сыграл Павла Аркадьевича, племянника владелицы отеля Элеоноры Андреевны (Елена Ксенофонтова), который не слишком успешно пытался управлять заведением после того, как его тётка отошла от дел.
Милош Бикович в сериале «Отель
В 2017 году Милош сыграл фигуриста, партнёра Аглаи Тарасовой в мелодраме «Лёд».
Милош Бикович и Аглая Тарасова в фильме «Лёд». Кадр из фильма
В 2019 году Бикович появился на экранах в боевике «Балканский рубеж», где сыграл озлобленного сербского полицейского, и в ставшей кассовым хитом комедии «Холоп», где ему досталась роль безнравственного мажора, которого отец-олигарх решил перевоспитать необычным способом.
Милош Бикович в фильме «Холоп». Кадр из фильма
Кто озвучивает Милоша Биковича
Милош хорошо владеет русским языком, но всё же говорит по-русскии с лёгким акцентом. В сериале «Отель «Элеон»» персонажу Биковича прописали в биографии сербские корни, оправдывающие его специфическое произношение, но в некоторых других проектах Милоша переозвучивали актёры дубляжа.
К сожалению, даже сам Милош не знает имя молодого российского актёра, который озвучил его персонажа в драме «Солнечный удар». Зато известно, что в фильме «Духless 2» Бикович говорит голосом актёра Григория Калинина,
Григорий Калинин в сериале «Склифосовский». Кадр из сериала
а в комедии «Холоп» ему подарил свой голос Сергей Габриэлян-младший.
Сергей Габриэлян-младший в фильме «Горько!». Кадр из фильма
Следует отметить, что в настоящее время Бикович может говорить по-русски без акцента. В мелодрамах «Без границ» и «Лёд» Милош сам озвучивает своих героев.
Милош Бикович и Аглая Тарасова. С кем встречается артист?
На съёмках мелодрамы «Лёд» Милош Бикович познакомился с российской актрисой Аглаей Тарасовой. По сюжету фильма герои Биковича и Тарасовой выступают в паре и даже целуются, но затем персонаж Милоша бросает свою партнёршу. Бикович встречался с Аглаей в течение года после окончания съёмок, они вместе посещали светские мероприятия и даже жили под одной крышей, но в 2018 году пара объявила о расставании. Некоторые поклонники Милоша подозревают, что актёры не были по-настоящему влюблены и просто разыгрывали отношения ради пиара картины.
В любом случае Тарасова была далеко не первым увлечением сербского актёра. В 2015 году Бикович встречался с моделью и актрисой Сашей Лусс, сыгравшей главную роль в боевике Люка Бессона «Анна» (Anna). Этот роман также просуществовал всего год.
После расставания с Аглаей Тарасовой Милош начал встречаться с сербской моделью Барбарой Таталович, совместные фото с которой актёр часто выкладывал в инстаграм. Барбара сыграла эпизодическую роль в сериале «Магомаев», где Милош перевоплотился в знаменитого советского певца.
В конце декабря 2019 года актёр заявил в интервью, что его сердце вновь свободно, так что в настоящее время Милош Бикович ни с кем не встречается.
Российское гражданство Милоша Биковича
В марте 2020 года на премьере фильма «Отель «Белград»», Милош Бикович сказал корреспонденту портала «Собеседник», что не нуждается в гражданстве России.
— Я и без паспорта чувствую себя здесь, как будто я дома, — заявил тогда актёр. — Быть сербом в России — это очень круто. Ты вроде и свой, но всё-таки немножко европеец. Или по-другому: европеец, но всё-таки свой. Меня здесь очень хорошо приняли, но нет никакой причины стараться стать русским. Я и так достаточно русский, оставаясь при этом сербом.
Вместе с тем, 24 февраля 2020 года на на официальном интернет-портале правовой информации был выложен указ президента России №116, которым Милош Бикович, в числе прочих, был принят в гражданство Российской Федерации.
— Больше семи лет я участвую в культурной жизни России. Для меня это благословение и источник счастья. Все это время я чувствую себя активным членом российского общества, теперь это закреплено официально. Это большая честь, что сегодня я могу сказать: Россия — моя Родина! — написал об этом актёр в инстаграме.
Как сербские актеры завоевывают российский кинорынок
Автор фото, Film «Dovlatov»/»Led»
Успех к Милану Маричу (слева) и Милошу Биковичу пришел в России
Российская киноиндустрия на подъеме, и все больше сербских актеров снимаются в российских фильмах.
Три дня спустя единственный представленный Россией фильм в официальной программе Берлинского кинофестиваля «Довлатов» Алексея Германа-младшего очаровал критиков. А главные роли в обеих картинах сыграли сербские актеры: Милош Бикович и Милан Марич.
Российская киноиндустрия переживает в последнее время своего рода бум. Наряду с весьма успешными фильмами, которые показываются на престижных кинофестивалях, она стала производить все больше и больше просто крепких коммерческих картин, нацеленных на массовую аудиторию.
Этот огромный рынок привлекает стареющих голливудских звезд, таких как Арнольд Шварценеггер, Антонио Бандерас и Джон Малкович, а с другой стороны, дает возможность молодым сербским актерам поработать в России.
Автор фото, Film «Led»
Милош Бикович сыграл одну из главных ролей в фильме «Лёд» (в кадре вместе с Аглаей Тарасовой)
Начало этой тенденции положил Милош Бикович, сначала снявшийся у Никиты Михалкова в «Солнечном ударе», а затем получивший главную роль в триллере «Духлесс-2». Впечатлившись его «убедительной игрой», режиссер Олег Трофимов и продюсер Александр Андрющенко пригласили его на одну из главных ролей в фильме «Лёд».
По его мнению, впереди у Биковича успешная карьера в России, потому что он очень тщательно подходит к роли и в то же время обладает шармом европейского актера.
Гордана Милевчич из актерского агентства «ГМ Продакшн»
«Мост между Россией и Европой»
Гордана Милевчич из хорватского города Сплит живет в России с 1978 года и в течение последних восьми лет возглавляет актерское агентство. До этого она была продюсером нескольких кино- и телефильмов и по просьбе нескольких актеров стала их агентом.
Поначалу она работала с актерами из бывшего Советского Союза, однако сейчас представляет интересы целого ряда актеров из бывшей Югославии, таких как Катарина Радивоевич, Себастьян Кавацца и Горан Богдан.
Она говорит, что актеры из бывшей Югославии востребованы, поскольку считается, что, будучи выходцами с Балкан, они «понимают русскую душу» и в то же время знают, как принято вести себя в Европе, так что представляют собой своего рода «мост между Россией и Европой».
К тому же актерская школа в Сербии основана на методе Станиславского, что очень ценят российские режиссеры.
Главная роль в фильме «Довлатов» стала первой серьезной проверкой для Милана Марича, который получил ее по чистой случайности. Его коллега, живущая в Санкт-Петербурге, увидела пьесу «Голод», в которой играл Марич, и уговорила его послать свои фотографии в кастинговое агентство.
В ходе подготовки к съемкам Марич погрузился в книги Довлатова и был ими полностью очарован из-за умения писателя «быть остроумным, способным раскусить человека и описать его в двух предложениях».
Марич считает, что ему повезло поработать с таким творчески одаренным режиссером, как Герман, который работает со многими актерами не из России. А что касается проблемы акцента, то в России она решается с помощью дубляжа. У актера, который дублировал Марича в этом фильме, очень похожий голос.
Авторы фильма «Лёд» сделали то же самое, даже несмотря на то, что Милош Бикович свободно говорит по-русски и хотел, чтобы в фильме звучал его собственный голос. Однако поскольку в фильме он играет известного русского фигуриста, то, как полагает режиссер Андрющенко, даже самый незначительный акцент все равно будет заметен.
Как поясняет агент по кастингу Горана Милевчич, российские кинорежиссеры поняли, что сербские актеры, которые обычно хорошо говорят по-английски, очень быстро осваивают русский и потому опережают на российском рынке других европейских и голливудских актеров.
«Русских и сербов объединяет непосредственность»: Милош Бикович о работе с Кустурицей, жизни в России и женщинах
— В прокат выходит «Балканский рубеж». Каково было сниматься в фильме о военных действиях, которые стали частью вашего детства (речь идёт о конфликтах в Югославии)?
— Тут нужно понимать, что российский зритель это будет воспринимать одним способом, а сербский — совсем другим. Потому что это часть нашей истории. Это такой шрам наш общий (сознательно и подсознательно), сербского народа.
Если вы делаете такое кино, я уверен, что многие люди скажут: «Это было не так». Или скажут: «А надо было делать вот об этом». Там настолько всё насыщено событиями, что, я думаю, нужен не один фильм, а 50. И 50 фильмов тоже не расскажут правду.
Очень важно заговорить на эту тему. Фильмы имеют такую возможность — перевоплощать историю в общественный опыт, опыт народа. Тогда это превращается даже в мудрость.
Важно снимать и обрабатывать свою историю с нынешней точки зрения. Обрабатывать, во-первых, чтобы, её не забыть, а во-вторых, чтобы она вернулась к тем поколениям, которые об этом не знают.
— Вы говорите, что фильм по-разному воспримут российские зрители и сербские. А как его будут смотреть западные зрители?
— Если вообще посмотрят. Я не считаю, что на Западе с радостью будут показывать этот фильм. Я не знаю, как будут реагировать. Думаю, наверное, будут те, кто скажет: «Вот эта часть — русская пропаганда». А другие скажут: «Погоди-погоди, значит, может, всё не так, как нам показывали до сих пор?»
— Какая роль отведена вашему герою?
— Он работает в сербском МВД. Это один из тех полицейских, которые служили в Косове. Им было особенно трудно, потому что у них не было военной техники, они находились под ударом.
Когда наши солдаты под давлением и бомбёжкой ушли из Косова, мой персонаж решил остаться. Дальше, чтобы не раскрывать сюжет, скажу лишь, что это человек, который поступал по совести, с очень трагической, сложной судьбой.
— В фильме небольшую роль сыграл Эмир Кустурица. На площадке вы взаимодействовали в формате «актёр — актёр»?
— Я помогал режиссёру в сербской части фильма, чтобы она была убедительной, так как оказался единственным из продюсеров, кто говорил на сербском. Кроме, конечно, моего коллеги Миодрага (актёра Миодрага Радонича. — RT).
Я смотрю — у Кустурицы там была пара фраз. Он говорит фразу, потом поворачивается: «Ну, как, ты доволен?» Спасибо, это большая честь! Эмир показал своё отношение к истории, к России и к молодым коллегам. Просто показал, что большой человек — простой.
— Вы хотели бы сняться в его фильмах?
— Да. Эмир — один из таких редчайших людей, которые масштабом немножко опережают время.
Мы обсуждали проекты. Я не хочу об этом заявлять, потому что это будет очень громко. Может быть, на это потребуется время. Мы обсуждали и даже договаривались. Сейчас уже идут переговоры с третьими партнёрами, так как мы хотим делать картину в России, то есть делать российско-сербский фильм.
— На 2020 год запланирован выход сиквела спортивной драмы «Лёд». В первой части вы сыграли одну из центральных ролей. Мы увидим вашего героя в продолжении?
— Не знаю. Со мной продюсеры не контактировали. Значит, если они планируют снимать, то, наверное, без меня. Я думаю, что даже они сейчас пока тоже не знают и решают.
Ребята, которые делали «Лёд», — мои друзья. И Врубель, и Андрющенко, и «Водород» весь как компания, и Бондарчук как некий супервизор этого всего (продюсеры Михаил Врубель, Александр Андрющенко и Фёдор Бондарчук. — RT), и продюсер, и Олег Трофим — режиссёр фильма. Я их всех очень полюбил. Поэтому я очень рад, что делается продолжение, даже если меня там не будет. Я считаю, что это одно из здоровых направлений в российском кино.
— С кем из российских режиссёров вы хотели бы поработать?
— Я хотел бы повторить работу с Олегом Трофимом. С Никитой Сергеевичем (Михалковым. — RT), конечно. Может, со Звягинцевым.
Я пробовался в разных жанрах. Но сейчас хочется испытать новые границы, делать более серьёзное кино, более фестивальное. Я знаю, что это не так просто. Но я достаточно, мне кажется, за эти годы показал, что расту в новых обстоятельствах, и я это доказал себе. Я считаю, это очень важно. Очень трудно актёру перейти из одного амплуа в другое, в том числе в продюсерское.
— У вас также есть режиссёрский опыт — вы сняли музыкальный клип. Хотели бы вы развиваться в этой профессии?
— Я бы свою работу не назвал режиссурой. Это будет обида для моих друзей — настоящих режиссёров. Но да, хотелось бы пробовать. Я экспериментировал — это не то, детская работа. Просто доказал, что умею держать камеру в руках, чтобы она не тряслась.
Ещё надо поднабрать опыта и образования. Сначала нужно спродюсировать несколько важных проектов и доказать, что я правильно за камерой выбираю тематику, преподношу её зрителю и подбираю сотрудников.
Я пока это всё делаю не один: как продюсер и сопродюсер, наблюдаю. Только со следующего проекта я буду единственным продюсером. Я говорю про фильм, который мы снимем в Белграде.
Рабочее название теперь такое — «Отель «Белград». Этот фильм, романтическая комедия, как я надеюсь, наилучшим образом покажет Белград российскому зрителю. Картина, мне кажется, удвоит или утроит количество русских туристов в Сербии.
— На какой стадии находится проект «Тесла», автором и инициатором которого вы выступили?
— На стадии переговоров, потому что эту схему выстроить непросто. Точно могу сказать, что сербское телевидение заинтересовано и подключается, что у нас есть российские партнёры, ещё мы ждём подтверждения от голливудского партнёра.
Это тема, которая интересует всех: и верхушку правительства Сербии и, как мне кажется, продюсеров на Западе. Ведь именно Тесла привёл нас ко второй технологической революции.
— Сам проект планируется как фильм или мини-сериал в стиле фэнтези?
— Вся жизнь Теслы — фантастика и мистика. Много выдумывать не надо. Теслу всё время считали, может быть, иллюзионистом, но у него были и результаты. Мне кажется, это хорошая платформа для выстраивания интересного персонажа в кино.
— В 2019 году должен выйти ещё один фильм с вашим участием — «Холоп». О чём он?
— «Холоп», мне кажется, — очень успешная комедия. Я посмотрел фильм и знаю все эти шутки — мне смешно. Думаю, что автор проделал очень хорошую работу.
Фильм про московского мажора, отец которого не знает, что с ним делать, и решает отправить его на эксперимент по исправлению личности. Герой каким-то путём попадает в прошлое, где становится холопом. Думаю, хорошее кино получилось.
— Актуальна ли для Сербии проблема золотой молодёжи?
— Нет, у нас проблема в том, что молодёжь уезжает из Сербии в другие государства. Из-за ситуации после всех этих войн страна не так быстро может оправиться. Так что золотой молодёжи у нас единицы.
— Вы сейчас очень популярны и в России, и в Сербии. Как вы думаете, где у вас всё-таки больше поклонников?
— Больше в России. И я удивился, когда в Казахстане не смог пройтись по улице: люди хотели со мной сфотографироваться, останавливали меня. Первый раз в жизни я приехал в страну, где никогда не был, и меня там узнавали.
В Сербии меня просто дольше знают — часто показывали по телевизору. В России ещё есть люди, которые вообще не сталкивались со мной.
Это очень странно, когда я говорю про себя и свою популярность. Я чувствую себя немножко дураком.
— Отличается ли организация кинопроизводства в России и Сербии? Где вам работается комфортнее?
— Мы одинаково неорганизованны. Так что это наша общая черта. В России становится всё больше хороших продакшенов и киноиндустрия развивается быстрее, чем в Сербии.
Кинобизнес — дорогой спорт. Чтобы сделать кино, нужны деньги. Денег в России больше, и рынок тоже больше. Поэтому кино снимается чаще, люди чаще ошибаются и чаще учатся на своих ошибках. Кино развивается здесь быстрее.
Наши ребята в Сербии обслуживают голливудский продакшен. Порой у этих людей есть опыт, которого нет у россиян. Из-за этого у нас одинаковый уровень, но чуть-чуть различается подход. Думаю, через 10—15 лет Россия будет развиваться ещё больше.
— Прежде всего это большая честь и кредит, который нужно в будущем вернуть. Но и «охрабрение».
Я считаю, что у нас очень много общего. Сербия и Россия — как две ветви одного дерева. Чем ближе мы к нашим корням, тем ближе мы друг к другу. И чем ближе мы друг к другу, тем ближе к нашей истории. Потому что она общая.
Например, сербский принц — святой Савва — ушёл в монахи. Его вдохновил, сформировал его мировоззрение и сознание русский монах.
У первого русского царя Ивана Великого была бабушка-сербка — Анна Якшич. Она его учила читать житие святого Саввы Сербского из царской летописи. И святой Савва Сербский вдохновил русского царя устроить царство по модели Неманичей — нашей царской семьи.
Последний русский император вступил в Первую мировую войну, защищая Сербию, и закончилось это революцией. Для многих русских в моменты, когда Россия не была их отечеством, им стала Сербия, приняла их. Для России это была трагедия, а для Сербии — спасение, поскольку мы потеряли треть населения в Первую мировую войну. Мы приняли этих людей, и они сразу получили статус, который у них был — я про белую эмиграцию в XX веке. Всем выделили зарплаты.
Эта дружба на протяжении всего тысячелетия даёт очень хорошую основу. Я считаю, что международные отношения можно устраивать только через такие связи, какие существуют в Сербии и в России. Настоящие братские, культурологические, духовные связи. Это не то же самое, что глобализм, когда существует только интерес. Интерес уходит — появляется вражда.
— Что нам следует делать, чтобы эти связи не терялись?
— Вкладывать в культуру и беречь историю через культуру. Культура — фронт, в котором защищается человеческая душа. Если создавать проекты, которые будут говорить о настоящей ценности, объединяющей Европу и Россию, думаю, можно и начать двигаться в сторону прогресса в отношениях.
— Находясь в России, по чему сербскому вы больше всего скучаете? По языку, по кухне?
— По кухне нет. По языку тоже нет. Я скучаю по людям и местам. По погоде. Приезжайте в Сербию — увидите. У нас в марте уже лето. Поэтому это в первую очередь.
Белград такой уютный для жизни! То, что мы считаем пробками, в Москве — светофор. В Белграде можно сделать тысячу вещей и вернуться домой обедать. В Москве, если что-то пошёл делать, ты там остался.
— Немного о русских женщинах. Бытует мнение, что они менее эмансипированы, чем на Западе. Вы так не считаете?
— Это слово (эмансипация. — RT) имеет разные значения. Вы думаете, что боретесь за свои права, вы сейчас отстаиваете свои права, а может быть, просто что-то теряете.
Я не думаю, что женщины в России на шкале эмансипации находятся ниже. И я не думаю, что женщина должна следовать каким-то западным или восточным примерам, как надо жить. Она не должна ничего. Она должна иметь право.
Но с этим «иметь право» начинается диктат: если женщина этого не делает, она несчастлива, что она не состоялась. Это неправда. Потому что успешная жизнь, как все мы знаем, — не большие деньги, не дорогая машина, не карьера. Я не считаю, что женщина должна следовать каким-то стандартам эмансипации. Если сама не хочет, конечно.
— Что, на ваш взгляд, объединяет русских и сербов? И какие между этими нациями есть различия?
— Объединяет нас мировоззрение и система ценностей. Даже некоторых сербов и русских объединяет больше, чем сербов и русских внутри своего собственного народа. Объединяет нас любовь к жизни, к веселью, к контактам — непосредственность. Темперамент. Объединяет нас некое культурное духовное наследие.
Эта разница рождает множество других. Русские, например, могут поругаться. Они поругались, уехали в другой район Москвы или в другой город — и никогда больше не встретились. В Сербии некуда, просто некуда ругаться! Пространства нет. Поэтому люди ссорятся и потом снова возвращаются.