сэмюэл смайлс жизнь и труд или характеристики великих людей
Беседы с мудрецами Самюэл Смайлс
Сегодня наш неутомимый медиум вызвал дух английского писателя и просветителя
Самюэла Смайлса (1812– 1904) и вступил с ним в беседу, которую мы вам представляем:
М.– Уважаемый сэр, Вы прожили долгую плодотворную жизнь и покинули этот мир всего за восемь лет до столетнего юбилея, завоевали необычайную популярность как просветитель и философ-моралист. Кто, как не Вы, может ответить нам на основной вопрос любого человека: как стать счастливым?
С.С. – Счастье есть продукт здоровья, а потому каждый человек должен стараться, чтобы физические расстройства были не более как исключительными явлениями.
М.– Некоторые стараются изо всех сил, но не всех Бог наградил крепким здоровьем. Конечно, здоровому человеку легко быть жизнерадостным.
С.С. – Жизнерадостность – это не только признак здоровья, но еще и самое действенное средство, избавляющее от болезней.
М.– Ну, не всякую болезнь можно вылечить одной жизнерадостностью, еще желательно, чтобы повезло с врачом. Хотя, конечно, депрессия всегда усиливает болезненное состояние.
И с ней трудно бороться.
С.С. – Веселый человек создает себе веселый мир, мрачный человек создает себе мир мрачный.
М.– Разве мир вокруг нас не есть объективная реальность?
С.С. – В жизни есть всегда две стороны – светлая и мрачная, на любой из которых мы можем сосредоточить свой взгляд.
М.– Это верно. Значит, если стараться видеть только светлую сторону жизни, можно стать веселым и счастливым?
С.С. – Веселость означает довольный собой ум, чистое сердце и добрый характер.
М.– Однако, жизнь часто преподносит такие сюрпризы, что и человеку, обладающему всеми этими счастливыми качествами, трудно удержаться от уныния.
С.С. – Главный секрет сохранения веселости состоит в том, чтобы не позволять мелочам тревожить нас и вместе с тем ценить те маленькие радости, которые выпадают на нашу долю.
М.– Маленькие радости доступны каждому, а как достигнуть высшего наслаждения?
С.С. – Истинный источник наслаждения находится только на путях долга. Наслаждение приходит как венец каждого правого дела.
М.– Боюсь, не каждый способен подняться до такого наслаждения. Для этого надо быть благородным человеком с высокими идеалами.
С.С. – Кто исполняет свой долг – тот является одним из великих мира, наравне с теми, кого мир привык считать великими.
М.– Конечно, солдат, отдавший жизнь за родину, выполняет свой долг, но люди почитают только полководцев. А ведь полководцем надо родиться?
С.С. – Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.
М.– Значит ли это, что чем сильнее воля, тем возвышенней человек?
С.С. – Воля, рассматриваемая независимо от направления, есть не более, как постоянство, твердость и настойчивость. Но очевидно, что при неправильном направлении крепкая воля может оказаться, в сущности, силой зловредной.
М.– Действительно, волевой злодей – страшная сила. А если он еще и гений?
С.С. – Гений всегда внушает удивление, но характер прежде всего вызывает уважение к себе.
М.– А гений и злодейство совместимы?
С.С. – Умственные способности иногда бывают соединены с самым дурным нравственным характером – с низким раболепием к людям, занимающим высокие места, и с высокомерием к тем, кто ниже положением. Человек может подняться до высшей степени совершенства в искусстве, литературе и науке, и, однако же, в честности, добродетели, правдивости и чувстве долга стоять гораздо ниже иного бедного и неграмотного крестьянина.
М.– Возможно, чтобы вести себя достойно, человек должен прежде всего уважать себя, не так ли?
С.С. – Самоуважение есть нравственное здоровье.
М.– А научиться уважать себя и других можно только в хорошем обществе, но ведь оно встречается редко. Как быть?
С.С. – Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен.
М.– Вы правы. Причем, на протяжении всей жизни.
С.С. – Книги – лучшие товарищи старости, в то же время они – лучшие руководители юности.
М.– Как Вы думаете, если иметь хорошую библиотеку, досуг и душевный покой при наличии всего самого необходимого, то и старость не так страшна, как ее малюют?
С.С. – Вечерние часы жизни могут быть даже самыми прекрасными, подобно тому, как красивейшие лепестки цветка распускаются последними.
М.– Вы меня утешили. Однако в старости следует быть менее расточительным, чем в молодости. Обычно ей присуща некоторая бережливость.
С.С. – Бережливость может считаться дочерью благоразумия, сестрою умеренности и матерью свободы.
М.– При таких родственниках можно прожить очень долго.
С.С. – Число годов свидетельствует о длине жизни; жизнь человека измеряется тем, что он в ней сделал и почувствовал.
М.– Чувствовать способен каждый человек, но не каждый может создать нечто такое, что останется после него.
С.С. – Самый ценный взнос, какой может сделать человек на пользу потомству, – это служить своей жизнью примером благородного характера.
М.– Уважаемый сэр, благодарю Вас за то, что уделили нам внимание. На прощание дайте совет потомкам, как прожить достойно и счастливо.
С.С. – Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.
Мозговое / умственное переутомление у творческих людей по Самуэлю Смайлсу
Данная статья относится к Категории: Отдых и релакс
«Многие писатели, работавшие ради хлеба насущного, ради денег или ради известности, страдали иногда в большей или меньшей степени «недугом учёных», morbus eruditorum. Он совершенно не зависит от пристрастия к наркотическим средствам, а является просто следствием умственного переутомления. Ведь чем нежнее инструмент, тем легче он расстраивается. Даже врачи, хорошо понимающие, к чему ведет переутомление мозга, иногда так же пренебрегают своим здоровьем, как люди, работающие из-за куска хлеба.
Галлер всегда предавался напряжённой умственной работе. Он жил в своей библиотеке, ел и спал, не выходя иногда оттуда по целым месяцам. Биша также сократил себе жизнь чрезмерным усердием к труду. Его силы были до такой степени подточены, что случайное падение на голову жестоко потрясло весь организм этого ученого; после того он уже не мог оправиться и умер тридцати одного года.
Физиолог д-р Тодд сократил себе жизнь необычайной преданностью науке. Привыкнув вставать в шесть часов утра, он посвящал два или три часа умственным занятиям, после чего наскоро проглатывал свой завтрак и шел навещать пациентов, на что у него уходила большая часть дня. Поздно вечером, совершенно измученный физически, он обедал, а затем садился работать над своей «Энциклопедией анатомии и физиологии» или над «Физиологической анатомией и физиологией человека», которые были напечатаны им одновременно. Конечно, никакой организм не выдержал бы такого телесного и умственного напряжения; мозг Тодда был переутомлен, тело оставалось без упражнения, а желудок обременялся пищей, которой не мог переварить. И таким образом этот блестящий, полезный деятель медицины скончался пятидесяти лет.
Бессонница, как было сказано выше, есть один из видов расплаты за мозговое переутомление; её обыкновенно сопровождает угнетенное состояние духа, часто переходящее в глубокую меланхолию. Сэр Исаак Ньютон в письме к Локку сообщает, что он «не спал и часа в ночь две недели подряд, а пять дней не смыкал даже глаз». Это произошло частью по причине продолжительных занятий знаменитого учёного, частью же от горя по поводу пожара, уничтожившего его лабораторию и рукописи. Вследствие этого удара он подвергся временному помешательству, от которого, однако, поправился после нескольких месяцев отдыха.
Пинель между тем находил, что изучение точных наук предохраняет от умственного расстройства, конечно, если занятия ведутся правильно и без чрезмерных усилий. Умственное равновесие легко нарушается чрезмерными и продолжительными научными занятиями, точнее говоря, злоупотреблением способностью мышления; забывая умеренность в умственном отношении, мы действуем так же опрометчиво и вредим себе, как при телесных излишествах.
Недостаток естественного отдыха ведёт у некоторых натур к ипохондрии и меланхолии. Мысли и чувства принимают у них болезненное направление, и все окружающее как будто заволакивается перед ними густым туманом. Чосер в своём «Сне», где играет роль Бланка герцогиня Глостер, рисует себя жертвой нервной меланхолии, происходящей от обычной бессонницы, к которой примешивается боязнь смерти.
Блез Паскаль, автор «Мыслей», которого Бейль характеризует «как одного из тончайших умов всего мира», до такой степени утомил свой мозг чрезмерными занятиями, что впал в жестокую меланхолию. Ему представлялось, будто бы вокруг него зияет огненная бездна, куда он рискует упасть каждую минуту. Он умер тридцати девяти лет от органической болезни мозга, что ясно показало вскрытие.
Наполеон придумал отличный способ избавиться от галлюцинаций. После усиленной работы он давал себе усиленный отдых. Смоллет был подвержен бессоннице и страдал расстройством пищеварения, почему и отправился за границу ради перемены воздуха и места. Он одинаково страдал телом и душой. Куда бы он ни являлся, этот человек видел везде только себя. Он ничем не был доволен, всё ему казалось неинтересным. Он не находил красоты в Венере Медицейской во Флоренции, тогда как римский Пантеон напоминал ему только «обширное место петушиного боя, открытое сверху». Он вернулся в Англию и издал описание своих путевых впечатлений.
Самуэль Смайлс, Сочинения в 2-х томах. Жизнь и труд, или Характеристики великих людей, Том 2, М., «Терра», 1997 г., с. 236-239.
Изображения в статье
Сэмюэл Смайлс — шотландский писатель и реформатор / Public Domain
Image by www_slon_pics from Pixabay
Image by PublicDomainPictures from Pixabay
Image by TheAndrasBarta from Pixabay
Найдены дубликаты
Всё хорошо в меру. Я вот любил программировать до потери пульса. Перетрудился.
И заболел. И с тех пор пишу на пикабу всякую чушь.
Меня зовут Demodex, я работала в поликлинике, дежурила ночами в отделении, дома проводила 2-3 дня за историями и книгами. Теперь пишу чушь в комментариях на пикабу
Потрясающа фраза «сократил свою жизнь», а автор знал сколько должны прожить
Я надеялась, тут обозначены проблема, причина, ввод. А по факту вырванные имена с какими-то мутными описаниями
Умственная активность важна, особенно для людей с интеллектуальной нагрузкой. Но она должна включать нестандартные для данного человека виды нагрузки
Архитектор может порешать химические задачки. Его мозг офигеет, и это продлит «молодость» нервной системы
Вы ещё Ленина вспомните. Последние 4 года своей жизни строго отдых.
Очередной пост про осень
Про Принцессу инков, СССР и тараканов
Автор: Ася Бажутина.
Уникальный голос в почти 5 октав принадлежал экзотической певице Име Сумак. Родилась она 13 сентября 1922 года в горном селении Ичокан на севере Перу. Родители владели ранчо и были простыми работягами. Настоящее имя – Зоиля Аугуста Императриц Каварри Дель Кастильо. Будущая Богиня Анд была младшей из шести детей.
В начале пубертата начал формироваться её великолепный голос. Поскольку жила она на ранчо и консерваторий не кончала©, нотам и вокалу никто её не учил. Ну, кроме певчих птиц, которым она подражала, напевая старинные народные песни. «Учителей у меня не было. Единственный мой учитель — это Има Сумак. Я сама поставила себе голос, когда ещё была маленькой девочкой».
На самом деле был еще кое-кто, кто научил и нотам, и вокалу, и поставил голос. Её муж – композитор и дирижер Мойзес Виванко. Человек, который возведет её на пьедестал почёта и дважды попытается сбежать от эксцентричной дивы. Второй раз, в 1965 году – успешно.
Тогда же, в 40-х годах, Има и придумала себе псевдоним (потому что родители были против такой работы, и вообще, против того, чтобы она уезжала из дома). Вы же знаете, родители – всегда такие родители. Тем более, что правительство Перу официально подтвердило, что она является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков.
Има с мужем гастролировали сначала по Южной Америке, исполняя традиционную перуанскую музыку, затем метнулись в Нью-Йорк, и гринго «пропали», увидев её потенциал, экзотическую внешность и услышав мощный диапазон: без особых трудностей певица могла переходить от баритона к сопрано. Монссерат Кабалье, кстати, обладала только четырьмя октавами.
Студия звукозаписи ‘Capitol Records’ мгновенно заключила с ней контракт в 1950 г. Впервые за историю звукозаписи вышедший диск «Voice of Xtabay» без всякой рекламы становится бестселлером. Продано 100 000 копий.
Выступив с оглушительным успехом в концертном зале Hollywood Bowl, Има Сумак становится звездой мировой величины. Далее следуют слава, гастроли, записи, съемки.
Однако талант и состояние «без тараканов» две вещи несовместные. Публичные скандалы мужу (из-за влияния на творчество), публичные скандалы менеджерам (из-за нежелания соответствовать голливудским стандартам красоты), бесконечные истерики, из-за которых лопались струны на гитаре и разбивались пресловутые стаканы. Отмена концертов, если публика недостаточно аплодировала. Срыв записей.
Чтобы не платить налоги (все же так делают), в начале 60-х годов Сумак с супругом отправились в мировое турне… на 5 лет. Вместо 2 недель в СССР, они остались там на полгода. Хрущев очень полюбил звезду, к ней относились, как к королеве, гонорары выплачивались из государственных денег. Тур пользуется огромным успехом, Има Сумак путешествует на частном самолете. Она поёт «Подмосковные вечера» по-русски (ну почти, сами послушайте). Выступает в 40 городах России. В общей сложности она дает 186 концертов почти для 20 миллионов человек. Но внезапно все окончилось, Диву выслали (и хорошо, что не в GULAG), а её творчество оказалось строго запрещено. Кто-то скажет, что она поссорилась с КГБ, но нет. Дело оказалось в пресловутых тараканах. Не тех, головных, а в обычных таких насекомых, населивших номер Имы в гостинице. Крик, который звезда подняла, был услышан Хрущевым в Кремле (ну еще бы, такой-то голосина!). Любитель кукурузы сильно обиделся, и советские слушатели лишились концертов. А Има – гражданства СССР.
Тем не менее, в советском научно-фантастическом кинофильме «Планета бурь» голос Имы Сумак работал на саундтрек вместо синтезаторов и прочих компьютерных обработок. И эффект действительно был фантастичным. Если бы Люк Бессон знал!
В 70-х карьера певицы пошла на спад, она вернулась на родину и жила в уединении, иногда участвуя в публичных мероприятиях. «Я пела и путешествовала всю свою жизнь, раздала миллионы автографов и позировала для миллиона фотографий. Это было здорово, но теперь у меня есть другие приоритеты», — говорила она в интервью.
В конце 90-х случился небольшой повторный всплеск известности, Има довольно много выступала, благо здоровый образ жизни ей позволял: не ела мяса, питалась фруктами и овощами, вставала в 5 утра.
Умерла Богиня Анд 1 ноября 2008 года в доме престарелых в Лос-Анджелесе от рака. Ей было 86 лет. Тело Имы Сумак покоится на кладбище Hollywood Forever в секторе «Святилище воспоминаний» (Sanctuary of Memories).
Некоторые из композиций, исполненных Имой Сумак:
Автор: Ася Бажутина.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Когда просто поздно вышла с работы
Несколько дней подряд. 😩
Пояснительная бригада для тех, кто забыл все на свете (в том числе из-за того, что тоже поздно вышел): низшая ступень пирамиды Маслоу физиологическая. Включает в себя потребность есть-пить, спать и размножаться (не, слишком трудозатратно)
Метод локусов, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника.
Человеческий мозг — это пустой чердак.
Мне кажется, что после сериала Шерлок про эту технику знают все. Но статей на эту тему мало, и мне показалось, что они либо сумбурно-сложные, либо упрощённые до степени невозможности практического применения. Ниже мой вариант рассказа об этой технике.
Примерно 2000 лет назад был написан старейший учебник риторики на латинском языке «Риторика для Геренния». Сохранилось около 100 средневековых рукописей этого произведения. Рукопись переписывалась и перепечатывалась. В ней содержалось первое известное описание мнемонической техники — метод локусов (locus — местоположение).
За 2000 лет у техники было очень много названий, самые популярные из которых:
Метод локусов, дворец памяти, чертоги разума, пространственная мнемоника.
Сама техника очень простая:
Дворец памяти — некое пространство с определёнными статичными объектами, которое человек может воссоздавать в своём воображении. Вы представляете себе помещение, которое хорошо знаете. А в этом помещении уже представляете себе слова. И тогда их запомнить легче.
Например, если попытаться запомнить пять слов в конкретном порядке:
арбуз, мороженное, жираф, книга, зубная щётка
то окажется, что легче сделать это не держа их в голове, как бы на весу, а разложить по полочкам. Представьте себе шкаф. Большой книжный шкаф.
1. На верхней полке будет лежать арбуз. Он готов скатиться со шкафа.
2. Но ему мешает подоткнутый рожок мороженого. Скоро оно дотает, и арбуз скатится со шкафа.
3. Мороженное капает на большого плюшевого жирафа, который стоит полкой ниже.
4. Растаявшее мороженое стекает по шее жирафа, растекается лужицей и портит книгу, на которой стоит жираф.
5. Полка под ними выглядит странно, это будто кафельная полка из ванной комнаты, там лежит мыло, бритва, ещё какие-то мелочи и в отдельном сверкающем стакане стоит зубная щётка.
Вот теперь я не забуду эти пять слов.
Или вернее — этим техника и уникальна — я их забуду. А потом просто посмотрю на эту картинку, на этот книжный шкаф со странной туалетной полкой и арбузом наверху. И сразу всё вспомню. Ещё и в нужном мне порядке.
Это просто шкаф. У него восемь полок. Не так уж много. Ещё есть пространство на самом шкафу и под шкафом. И четыре ножки, у которых что-то может стоять. Вот примерно 12 — 20 мест, куда я могу легко что-то сложить и запомнить это. Главное — правильно это уложить.
Сам этот шкаф может стоять в комнате, оборудованной так, как мне хочется.
Важно, чтобы была некоторая неподвижная основа. И вот на её фоне уже можно будет оперировать разными образами. Как аппликация. Я книжный человек — и образ книжного шкафа мне ближе и приятнее, чем любой другой. Но это может быть и платяной шкаф, и открытый стеллаж, и холодильник, и что угодно ещё. Всё зависит от того, что вам легче представить, легче взять основой.
Именно для лёгкости использования в качестве основы часто выбирают какое-то реальное место, которое хорошо знают. Например, комнату, в которой жили, стол, за которым работали. Но. Совершенно не обязательно, чтобы это место существовало в реальности. Можно хорошо знать и придуманное место. Его можно даже придумать вовсе — с нуля. А можно взять за основу придуманное кем-то другим место.
Метод локусов — это умственный конструкт, который предоставляет место для хранения информации.
Его называют «умственной прогулкой», так как при достаточном навыке можно создать несколько комнат с сундучками и шкафчиками, которые позволят всё удобно разложить и ходить между этих овеществлённых воспоминаний. При этом места — не ограничено. Можно создавать целые города. Можно быть архитектором без границ и рамок, примерно как в фильме «Начало» / «Inseption».
Пространство может хранить огромное количество информации. Кому-то легче запоминать маленькие вещи и хранить их в шкафу. Но то же самое можно делать из воспоминаний — например, улицу с магазинами/заведениями.
В моём примере со словами:
арбуз, мороженное, жираф, книга, зубная щётка
это было бы примерно так:
Вот я иду по улице, которую знаю. Например по ВДНХ — Выставке достижений народного хозяйства.
1. Сначала я прохожу лоток с арбузами. Странно он выглядит, будто с рынка сюда попал.
2. Рядом мороженщик продаёт мороженое со старомодной советской тележки, стоя в сугробе среди лета.
3. Дальше — тир. Все призы одинаковые — это плюшевые жирафы. Мишени — тоже жирафы. Ну и чего мелочится, лоточник, продающий пульки — тоже жираф.
4. Дальше книжные развалы с дисками и книгами, какие были в Олимпийском.
5. Ну и наконец, огромная зубная щётка заменяет собой ракету перед павильоном космонавтики.
То, что лежало в шкафу — теперь представляет из себя целую улицу, с клумбами и фонтанами.
Человек запоминает местоположение объектов на определённой улице и гуляет среди этих локаций, когда требуется вспомнить что-то. Можно дополнять и усложнять объекты. Например. Арбузов должно быть — 12, мороженых — 2, жирафов — 7, книжек — 30, а щёток — 5.
1. И вот арбузы сложены в горку, в которую воткнут ценник на жёлтой картонке, на нём написано — «12». Двенадцать.
2. Мороженщик обзаводится братом-близнецом, как из сказки «двое из ларца, одинаковых с лица!». Два.
3. Пульки продаются по семь штук. Семь.
4. Книги лежат равносторонними (10×10×10) треугольниками. Тридцать.
5. А лучи звёзд на окрестных фонтанах — это теперь зубные щётки. Пять.
Чем лучше знакома изначальная локация, тем легче к ней что-то присовокупить. Например, я уже вижу эти звёзды на фонтанах. Их не надо придумывать. Они там есть. Надо только их превратить в звёзды из зубных щёток. Я уже знаю, что пульки там продаются по семь. Так это на самом деле или нет — неважно. В моих воспоминаниях так.
Нужно будет присовокупить ещё данных, я придумаю, как это сделать ещё. У продавцов появятся имена и личности, они обрастут подробностями — они запомнятся мне. Сами. Их не надо будет держать в оперативной памяти. Помнить будет другой раздел мозга. Так запоминать гораздо легче.
Выберите пространство, которое вы превратите в свой дворец памяти. Улица? Дом? Комната? Шкаф? Лучше взять место, которое вы знаете, так чтобы его не надо было придумывать. Чтобы была прочная основа!
Создайте локусы. Найдите предметы, которые не меняют своего места.
Фонтан, холодильник, аквариум. Постарайтесь установить как можно больше таких вот «базовых» объектов.
Погуляйте там. Представьте выбранное пространство. Представьте себя внутри него. Походите там. Убедитесь, что вы знаете, что где, не плутаете и путаете, не переставляете холодильник то туда, то сюда. Удостоверьтесь, что вам есть куда развивать локус. Что шкафам есть куда надстраиваться, полкам продолжаться, а дверей достаточно, чтобы создавать дополнительные залы и комнаты. Те, кто практикуют, в скором времени понимают, что, начав с маленького помещения, они уже ходят по огромному дворцу.
Как пользоваться — показывал примерами со шкафом и с улицей. Кому как удобнее.
Десяток универсальных советов:
Ароматы очень прочно связаны с памятью. Используйте это.
За основу возьмите нечто хорошо знакомое. Или из жизни. Или из сериала. Или из игры. Или из книги. Место, с которым ваш мозг уже хорошо знаком. Оно должно стать отправной точкой. Первым локусом.
Этим словом обозначается витрина для вещей. В примере № 1 локус это громадный книжный шкаф. В примере № 2 локус это улица выставки достижений народного хозяйства. Сам дворец это большой локус. В нём есть локусы меньше — комнаты. В них локусы меньше — витрины, шкаф и пр.
Большинство из нас выросли, живут и работают в очень маленьких помещениях, привыкли перемещаться в ещё более крохотных машинах или вагонах, взглядом привычны к более плотной застройке, чем к простору полей и долин. Поэтому начинал бы я с маленького помещения. Со временем становится понятно, что гораздо эффективнее использовать большое — огромное, как музей — помещение, где есть анфилады комнат и выходы во внутренние дворы и на улицу.
Человек сразу является хорошим маркером. Кроме того, реальных людей лучше всего обозначать, собственно, людьми. Может быть с подчёркнутыми деталями одежды или внешности, чтобы было легче их запомнить. С визуализацией их характерных привычек и особенностей.
6. Размер вещей в локусе.
Не обязательно соответствовать реальности. Если вам надо запомнить что-то, можно делать это больше. Нужно делать это больше. Размер может подчёркивать важность. Большой человек — теперь реально может быть трёхметровым. Мелкая сошка — полметра. Смартфон — размером с дверь. Зато всё видно.
7. Разнообразие локусов.
К вашим услугам все цвета мира. Все особенности. Все размеры. Наконец-то не мешают ни законы оптики, ни законы физики, ни этот надоедливый здравый смысл. Используйте это. Не делайте одинаковых локусов. Делайте залы с максимально разными стенами и оформлением. Так ваш мозг не будет тратить ресурс на мелкие детали. Ему сразу будет понятно, что он в зелёной комнате, где всё заросло папоротниками, или в лиловой комнате с огромными люстрами, или в горчичной комнате, одна стена которой превращается в пляж.
8. Очерёдность в локусе — книга.
Мы читаем — слева направо и сверху вниз. Соответственно, располагать предметы в локусе нужно точно так же. Чем ближе к входу в локус, тем раньше слово. Чем выше — тем раньше. Чем левее — тем раньше. Словом, как в книжке: первая страница раньше (ближе к началу) пятой, первая строчка раньше (выше) пятой, первое слово раньше (левее) пятого.
9. Очерёдность локусов — анфилада.
Я не случайно сказал, что комнаты лучше располагать анфиладами. Иногда придётся проходить через залы, в которых вам ничего не нужно. Прыгать и телепортироваться не надо. Всегда ходите одними и теми же маршрутами. Даже если их несколько. Проходите через залы последовательно. Если вы будете пропрыгивать какой-то локус, то он может скоро исчезнуть из памяти.
Тренировка метода локусов заключается в том, что время от времени вам нужно будет гулять по своему дворцу, перебирать свои вещи. На мой взгляд это больше всего похоже на посещение музея и осмотр — иногда беглый, иногда тщательный — тех экспонатов, что там хранятся.
Вот, пожалуй, и всё, что я знаю об этой технике ))
Если кому есть что добавить — буду рад!
Два поста на пикабу, которые поднимают эту тему:
Устала
Про регулярность
Посему, дорогу осилит идущий. Степ бай степ, судари и сударыни, как говорил один боцман у нас в Варзеа-Гранди.
И да пребудет с нами сила.
«Расскажи шахтерам. »
Я тут с френдом поспорил на тему «Расскажи шахтерам, как ты устал в офисе!» Мол, да где ты там устал, целый день бумажки перекладывая да на кнопочки нажимая? Я уже говорил на эту тему, но, видимо, стоит поговорить еще раз.
Человеческий организм формировался в условиях, когда ему приходилось много и тяжело работать физически. Проходить и пробегать десятки километров в день. Таскать и ворочать тяжелое. Копать, двигать, волочить, собирать, пилить, точить, растирать, мастерить. И механизмы защиты от физического переутомления у нас предусмотрены от природы. Это не значит, что человек в принципе не способен надорваться и уработаться насмерть: в определенных условиях еще как способен, человеческая воля не ведает границ. Но, в общем, в штатной ситуации человек, который слишком устал физически, рано или поздно упадет и волей-неволей будет вынужден отдохнуть. Кроме того, физический труд осязаемо ограничен во времени: вот ты несешь пятидесятикилограммовый мешок, а вот ты его донес и можешь расправить плечи. Шахтер, вернувшийся со смены, может лечь и отдохнуть. Может и не ложиться, но, как бы то ни было, он уже не на работе. И не вернется на работу, пока снова не спустится в шахту.
Препод, к которому хотелось идти на пары
Тревожное творчество
Один парень, которого я консультирую, профессионально занимается музыкой. Недавно на консультации он сказал, что ему тяжело начинать писать новые треки. Он очень боится ошибиться и постоянно думает:
Такой «страх белого листа» часто встречается у писателей. Это наглядный пример тревоги – желания контролировать неопределённое будущее и сразу получить лучший результат. У меня тоже раньше бывало так. Самый простой способ преодолеть этот страх – закрепить убеждение:
– Ты должен (!) ошибаться.
Лучше спокойно написать 10 плохих текстов за день, но научиться чему-то, чем написать один хороший текст за месяц, страдая от тревоги и перфекционизма. Где-то я читал, что похожий метод использовали известные писатели Ильф и Петров. Когда они писали «12 стульев», то подолгу не могли начать главу. А в какой момент решили: начнём писать, как получается, а потом просто удалим первый абзац.
Больше всего тревога боится опыта. Любого опыта, хорошего или плохого. Он в любом случае окажется лучше, чем десяток тревожных вопросов в голове.
Кстати, я написал этот текст довольно быстро, но знали бы вы, как выглядел первый абзац в самом начале…
Похоже на саундтрек к файтингу
Усталость «здоровая» и «больная»
Утомляемость – это физиологическое состояние, то есть вполне естественное и нормальное. Обратите внимание на его критерии:
• возникает после нагрузки
• быстро же проходит после отдыха или сна
• не требует специальной помощи
Случается такое сплошь и рядом, вот самые частые причины:
• чрезмерные нагрузки, любые – физические, психические, умственные
• систематическое недосыпание (обратите внимание – не бессонница, когда времени для сна достаточно, только вот сна нет или он неполноценен, а именно недостаточное время для сна)
• адаптация к новым климатическим условиям
• смена часовых поясов
А вот что такое астеническое состояние(больная усталость):
• связь с нагрузкой отсутствует
• длится долго – месяцы или годы
• не проходит после отдыха
• требует врачебной помощи
По логике вещей обычная усталость наступает к вечеру, а к утру проходит. А усталость болезненная может быть сразу при пробуждении. Но даже в этом случае мало кто считает, что что-то не так и игнорирует до последнего. «Последнее» — это тот момент, когда становятся явными симптомы того заболевания, астения при котором была только верхушкой айсберга.
Заболевание – почти любое, потому что почти при всех хронических болезнях есть астения, возникающая от аутоинтоксикации (или самоотравления) продуктами нездорового обмена веществ.
Астеническое состояние(больная усталость) всегда складывается из трех компонентов:
• Постоянное чувство усталости
• Заболевание, лежащее в основе
• Реакция на происходящее
Последнее – чуть ли не самое субъективно тяжелое. Мало того, что преследует усталость, так еще и добавляются мысли о том, что не справляюсь с эмоциями, раздражаюсь или «торможу», да и вообще не справляюсь с жизнью, раз не могу себе позволить нормально отдохнуть и восстановиться.
А вот «психиатрический список» заболеваний, лежащих в основе: психозы, употребление психически активных веществ, травмы головы с поражением головного мозга, но самое частое – тревожные расстройства и депрессии, чаще всего с бессонницей.
Начинается «психиатрическая» астения обычно с раздражительности, сверхвозбудимости, головных болей, потливости и нарушений засыпания. В голове крутятся навязчивые мысли и представления, мешающие уснуть. Это первая фаза. Через некоторое время наступит вторая – с вялостью, слабостью и дневной сонливостью. Это уже сигнал того, что адаптивные возможности организма на пределе, на возбуждение уже нет сил, ресурсы израсходованы.
А теперь про то, как можно помочь себе самостоятельно. Это касается обычной усталость, признаки её смотри выше. Вот что нужно:
• Нормализовать режим дня и режим нагрузок и отдыха.
• Прекращение употребления токсических веществ (курение, алкоголь).
• Изменение рациона питания в сторону увеличения белковых продуктов (мясо, соя, бобы), продуктов, богатых витамином В (яйца, печень), триптофаном (хлеб грубого помола, сыры, бананы, индейка), витаминами (черная смородина, шиповник, черноплодка, цитрусовые, яблоки, киви, клубника).
• Прием витаминов группы В с потенциирующим их действие витамином С и адаптогенов (женьшень, аралия маньчжурская, родиола розовая, китайский лимонник и др.)
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
Синдром эмоционального выгорания — это психологическая реакция человека на долгосрочное эмоциональное переутомление, проявляющееся в потере интереса к жизни. Такая реакция может «созревать» месяцами и даже годами.
СЭВ может наступить практически у любого человека, и развивается он по следующему сценарию (хотя человек не всегда проходит все ступени):
— Решение работать больше
— Пренебрежение своими потребностями
— Непонимание конфликта (человек не понимает корня проблемы своего плохого самочувствия)
— Изменение ценностей (теряет друзей, семью, оставляет любимые занятия и т. д.)
— Отрицание нависших проблем (цинизм, агрессия и разочарование становятся очевидными)
— Социальная изоляция (при этом появляется почва для алкоголизма, наркомании и т. п.)
— Заметные изменения в поведении
— СЭВ (мысли о самоубийстве, полное умственное и физическое истощение).
Причины возникновения СЭВ:
Причиной возникновения СЭВ является стресс, вызванный обычно слишком насыщенной жизнью: большим количеством встреч, заседаний, проектов, нереальными сроками выполнения обязательств, второстепенными и ненужными делами, отвлекающими от основной работы, а также многими другими факторами, влияющими на жизнь человека в нашем перенасыщенном информацией и технологиями мире. Стресс сам по себе обычно не вызывает больших проблем, но в отношении длительных и многочисленных стрессов каждый из нас имеет свои пределы устойчивости, и когда мы переходим их, то оказываемся на грани переутомления.
Как бороться с СЭВ или предупредить его:
1. Проанализируйте свои мотивы в жизни. Обычно учителя, врачи, менеджеры и представители других профессий, часто и много общающиеся с людьми (пациентами, учащимися, клиентами и т. д., которые не всегда ведут себя «хорошо»), вынуждены вести себя учтиво и вежливо по долгу службы, не испытывая настоящей любви к людям. Со временем стимул (зарплата, карьера и др.) «любить» людей ослабевает или исчезает, и человек дает волю своим настоящим чувствам. Если такое отношение не меняется, человек вынужден менять работу, надеясь, что когда то он окажется в таком месте, где «любить» других нужно будет не так часто или попадутся такие люди, которых любить будет легко. Как же научиться по настоящему любить людей?
2. Упростите свою жизнь. Телевидение, интернет, мобильные телефоны и другие средства массовой информации помогают нам в работе, но одновременно через них поступает масса бесполезной для нас информации. Это отвлекает нас от наших прямых обязанностей, занимает время и ум, и, в конечном счете, создается впечатление, что мы сильно перегружены.
3. Выделяйте время для отдыха. Отдавайте предпочтение полезному физическому труду, при котором разум отдыхает: работе в саду или огороде, разведению цветов, ремёслам, прогулкам в парке или в лесу и т.п. Отдых на лоне природы оказывает восстанавливающее действие. Избегайте длительного просмотра телепередач или интернет-сёрфинга.
4. Придерживайтесь здоровых привычек в питании. Употребляйте в основном растительную пищу, избегайте стимуляторов кофе, чая, алкоголя и острых специй. Важно ежедневно употреблять 6-8 стаканов воды.
5. Вырабатывайте привычки регулярности в жизни в отношении режима сна и употребления пищи.
6. Не ограничивайте себя во сне. В среднем человеку необходимо спать 7-8 часов в сутки.
7. Отдыхайте хотя бы один раз в неделю. Человеку необходимо время для восстановлении духа, души и тела.
8. Не давайте обещаний, которые вы не сможете сдержать. Перегружая себя, мы становимся раздражительными и агрессивными, потому что чувствуем давление невыполненных обещаний.
Про разницу между депрессией, хронической усталостью и привычкой страдать
Постараюсь соорудить годный пример.
Назовем пример гендерно нейтрально: Мася.
(Это не эталон психического здоровья, а просто случайный пример.)
В нормальном состоянии Мася может: четыре часа работать, закончив список намеченных дел, пару часов осваивать новые навыки и тут же их применять. Пару-тройку часов с удовольствием валять дурака – писать в соцсети, смотреть сериал. Получает удовольствие от секса и комплиментов, не лень ходить на тренировки. Любит играть с собакой, ужинать в ресторанах с друзьями и половиной. Может выпить бокал вина ради социализации или для вкуса за ужином. Если Масю вдруг обольет машина и обругает ее водитель – Мася ответит ему соразмерно, выругается, в зависимости от темперамента, степени загрязнения и своих планов – либо так и пойдет, либо вернется домой переодеться. Напишет гневный пост, потом расскажет кому-то и постепенно забудет, вернувшись в норму. Вечером Мася устает и спокойно засыпает. Если ночью вдруг будет пожар – Мася подскочит, схватит близких, деньги, документы, ноутбук – и выбежит из квартиры.
Теперь Мася в хронической усталости. Если в результате длительного стресса и переработок у Маси разовьется синдром хронической усталости – Мася будет все время хотеть спать и тупить. Мася может сидеть на работе сутками и никаких дел не закончить. Все раздражает, но сил кричать нет, поэтому слезливость и капризность. Никакие новые навыки Мася вкурить не может. В постели сразу засыпает. Если Масю обольет машина и обругает водитель – Мася просто побредет дальше, не в силах сильно реагировать. Мася избегает социализации, потому что хочет спать. Если близкие приготовят любимое блюдо – Мася порадуется. Если Мася поспит все выходные, а еще лучше месяц на даче в тишине и покое – то с каждым днем она все радостнее будет играть с собакой.
Мася не хочет умереть. Она хочет, чтобы ее все оставили в покое. Если кто-то даже спросит: «Тебя что, машина облила?» – Мася вздохнет, махнет рукой и пробурчит что-то неопределенное. Может, немного всплакнет – но после этого тут же уснет. Если ночью вдруг пожар – Масю разбудят и потушат близкие, вытаскивая наружу.
Теперь привычка страдать.
Тип 1: Мася четыре часа тратит на то, чтобы объяснить, как страдает, потому что не может сделать работу, а потом еще несколько часов социализироваться и писать об этом в соцсети. Если Масю обольет машина и обругает водитель – это даст Масе энергии на много дней вперед, чтобы рассказывать об этом в красках всем встречным и знакомым, каждому по нескольку раз. Если Масю оставить в одиночестве и покое – начинает страдать, что все покинули. Если же вдруг ночью случится пожар – Мася будет кричать громче всех и требовать спасения в первую очередь, потому что с ней всегда что-то случается. Пока близкие собирают ценные вещи и эвакуируются – Мася голосит.
Ключевое отличие привычки страдать: на драму жертвенности тратится столько сил, сколько вполне бы хватило на работу, учебу и самореализацию.
Тип 2: Мася работает, воспринимая каждое задание как наказание. Два часа уходит на борьбу с обидой. Все оскорбляет и все против. Все хотят на@бать и бросить. Машина облила – это всегда бывает только с Масей. Случился пожар – стоять смотреть, как горят документы и деньги, – потому что доля такая.
Если у человека есть силы горячо спорить со всеми вокруг, что у него нет никаких сил, – привычка страдать детектед.
Иногда привычка все время страдать правда приводит к депрессии. Все по тому же принципу 10 000 часов. На что потратил, в том и гений.
Бонус: апато-абулический синдром.
UPD. Иногда люди вполне искренне и желая лучшего, исходя из своего опыта, дают советы от других состояний. Как человеку, который не может дверь открыть, – протягивать свой ключ. На вот, мол, у меня всегда открывает. Человеку с хронической усталостью действительно надо отдыхать и сократить дела до минимума. Человеку в депрессии нужны терапевт и лекарства. Человеку с привычкой страдать нужно прекратить подкреплять это поведение – то есть делать все за него. Это его единственный шанс измениться, если окружающие перестанут ему ресурсы поставлять в обмен на жертва-шоу «Я самый несчастный человек в мире!».