Съемочный кран на авто
Как снимают погони: что такое «русская рука» и почему она не такая уж русская
Приветствую, уважаемые читатели!
Я уверен, что с результатами работы этого хитрого устройства знаком любой, кто не провел последние три десятка лет в глухой лесной берлоге. Эффектнейшие эпизоды кинопогонь, захватывающие спортивные кадры, рекламные ролики для самых крутых автомобилей – все это появляется на свет в последние годы при помощи одного довольно непростого изобретения.
Деятели киношной и рекламной индустрии называют его «русская рука» – russian arm. Представляет он собой вариацию на тему операторского крана с весьма продуманной системой стабилизации: она обеспечивает стабильность картинки даже в том случае, если камеракар, на котором закреплен кран, ломится по бездорожью – снимая, например, очередной эпизод из Бондианы или кадры для военного боевика.
Про камеракары – чуть позже, а пока давайте попробуем разобраться, почему «русская рука» получила именно такое имя, и кто в ответе за революцию в современном кинематографе. История эта началась в середине семидесятых, когда выпускник Ленинградского института киноинженеров Анатолий Кокуш начал работать на киевской киностудии им. Довженко. Как и для других героев наших историй, для Анатолия это стало реализацией давней мечты: фотографией и кино он увлекался с детства.
Как он сам отмечал позже, процесс операторской работы в 70-х был довольно примитивным, и именно расширением возможностей съемки на аппаратном уровне Анатолий и занимался в лабораториях киностудии. Одной из главных его разработок, которая позже и определила всю жизнь инженера, стала система стабилизации, избавляющая камеру от лишней тряски (а второй по значимости – система дистанционного управления камерой). Созданная Кокушем стабилизирующая «голова» позволила, грубо говоря, надеть камеру на кран, а кран – на автомобиль, реализовав тем самым эффект полета.
Но к идее симбиоза машины и камеры Анатолий придет годы спустя. В 1990 году он зарегистрирует в Украине свою компанию Filmotechnic и начнет поиск потенциальных клиентов чуть ли не по всей территории бывшего Союза. После нескольких лет работы с разнокалиберными телестудиями Анатолий отправится попробовать свои силы в Голливуде. Самым сложным, как оказалось, было убедить местных боссов, что и в экс-СССР могут придумывать что-то заслуживающее внимания: первое время американские партнеры, которых Кокушу удалось найти, даже просили его не общаться с потенциальными клиентами на тематических выставках, чтобы не выставлять напоказ украинское происхождение изобретений.
Как раз на одной из таких выставок Кокуш познакомился с членами съемочной группы «Титаника» – и, как говорится, проснулся знаменитым. Несколько эпизодов для знаменитого фильма сняли с применением оборудования, разработанного украинцем, и сотрудничество с Джеймсом Кэмероном стало для Анатолия, по сути, пропуском в мир большого кино. Сейчас на счету «Фильмотехника» – десятки работ с законодателями мод в коммерческом кинематографе от «Форсажей» и «Миссия: невыполнима» до «Пиратов Карибского моря» и «Людей Икс», и можно утверждать со 100-процентной уверенностью, что вы, уважаемые читатели, видели минимум один эпизод, снятый при помощи разработок Анатолия. Ну, или до сих пор сидите в своей лесной берлоге.
Беспристрастности ради не преминем упомянуть еще одну версию событий. Согласно альтернативному раскладу, технологии Кокуша основываются на идеях киноинженера из Москвы, выпускника Бауманки Льва Евстратова. Якобы трехосный гиростабилизатор был разработан группой студентов, куда входил и Евстратов, еще в конце 70-х годов. Первое его применение, по некоторым данным, связано со съемками Олимпиады-80, а на киностудию Довженко стабилизатор попал несколькими годами позже, где и оказался в руках Анатолия – который якобы просто нашел ему удачное коммерческое применение.
Как бы там ни было, в 2006 году за свои разработки Кокуш получил технического «Оскара» американской Киноакадемии, и одной из причин для его вручения стала как раз «русская рука». Операторский кран, который монтируется на автомобиле, вместе со всем оборудованием может весить до нескольких тонн, поэтому в качестве «колесной платформы» чаще всего используются внедорожники. Они и операторское железо выдержат, и разместить команду в салоне позволят.
В подавляющем большинстве случаев для работы с russian arm требуется экипаж из трех человек. Это умелый водитель, способный держать машину в нужной для съемки позиции, сам оператор, управляющий камерой, и техник-инженер. Но оборудование с течением времени неизбежно совершенствуется, и сейчас «русскую руку» нередко устанавливают и на двухместные суперкары. Увешанный железом Lamborghini выглядит, конечно, странновато, но зато позволяет вести съемку на более высоких скоростях. А чем быстрее – тем эффектнее, верно?
Суперкар еще и, как правило, ниже, чем внедорожник и, соответственно, меньше лезет в кадр. А чтобы минимизировать блики, отражения и цветовые рефлексы, камеракары обычно красят в черный или темно-серый матовые цвета. А краны и прочие монтажные рамы для таких съемочных машин обычно делают из легкого, но прочного и жесткого карбона. Поэтому порой стоимость установленного на камерасуперкар оборудования сравнима с ценой самой машины. Но в США уже разработан целый ряд недорогих аналогов изобретения Кокуша, которые продаются как кит-комплекты и могут устанавливаться на любую машину.
Ну, и напоследок еще одна забавная деталь. «Русская рука» – на самом деле вовсе не «русская рука». Анатолий Кокуш изначально назвал свое изобретение «автороботом», а словечко russian arm прилепилось к нему уже в Голливуде: скрыть славянское происхождение изобретателю так и не удалось.
Очень надеюсь, что данный материал Вам понравился!
Всем спасибо и до новых встреч.
Комментарии 50
Ну надо же! Только вчера смог выложить фоточки съёмок с русской рукой, в которых участвовал (NDA закончился) в инстяшечку, и тут такой пост на глаза попадается))))
Обычно экипаж такой штуки: водитель-каскадёр, оператор камеры и оператор телефокуса.
Кстати на фото с X5 — это не «рука», а просто пригрипованная голова с камерой.
И опять же, та рука, с которой мы имели честь работать, называется «русской» по праву, ибо производится в Туле.
Рекомендую!
Ну вобщем-то не знаю на сколько все то что описано тут правда. Потому что у нас на территории находится контора, которая делает сами головки гиростабилизации. И их основатель, окончил универ по похожей специальности. При этом у них никто не знает об описанном тобой человеке )
С директором Тульской конторы моя мать работала в середине 90-х годов.
Один из моих друзей у них работает инженером. Бошку собирают в течении полугода, неспеша.
В Тульской области есть конкуренты, вроде как они скопировали чертежи.
На самом деле устройство довольно сложное, очень много мелких деталей, вся обработка ручная. Много ювелирки. Электроника местами на макетных платах. Но оно работает и хорошо работает.
www.leskovcamera.ru
вот это как то больше похоже на правду
собственно с их сайта
В 2001г. Евстратов Лев Николаевич
(1958 года рождения, г. Тула. К.т.н., в.н.с кафедры «Гироскопические приборы» МГТУ им.Н.Э. Баумана), работая в американской компании «Chapman Leonard Studio Equipment» (Голливуд, Калифорния, США), обратился к землякам с просьбой разработки, изготовления и поставки уникальной кино- и телесъёмочной техники. Его образование, репутация и опыт работы в СССР (1977-1991), в последующем на телевидении России (1991-1996) и за рубежом (1996-2001), позволили привлечь небольшие средства американских работников кино в Тулу (2002) для совместной разработки, создания и начала эксплуатации в Голливуде гиростабилизированных операторских дистанционно управляемых кранов «Первенец» (Russian Arm в последствии – Ultimate Arm), головок «Первенка» (LevHead-1) и других экспериментальных изделий.
Группа тульских инженеров и мастеров, возглавляемая Орловым Василием Анатольевичем и под техническим руководством Евстратова Л.Н. создала и поставила в Голливуд ряд уникальных сложных прецизионных изделий для управления движением камер. Очевидно, что у туляков не было никакого опыта работы на съёмочной площадке или эксплуатации подобной техники. Был только один путь их обучения: Евтратов Л.Н. писал им свой опыт работы в США и принципы работы и устройства техники. Она создавалась на лучшей элементной базе и на основе опыта работы с лучшими режиссёрами и кинематографистами мира. Пригодился опыт работы Евстратова Л.Н. со студентами (1981-1987) и преподавания в Бауманке (1988-1996, курс «Гиростабилизация оптических приборов»). Работа уникального коллектива «Лескова» в Туле с Евстратовым Л.Н. (Los Angeles, California) сложилась «через интернет». В 2006м году Американская Академия кино отметила нас Оскаром за создание съёмочного комплекса Ultimate Arm и LevHead.
Стоит добавить — изначально Russian Arm нельзя было купить — только аренда с командой. Видимо, боялись китайского ксерокса. Не знаю, как сейчас (я из этой темы ушёл лет 7 назад), но раньше скопировать Russian arm в США не получалось. Ибо полностью аналоговая схема стабилизации. Все попытки скопировать не «держали» камеру.
Сейчас есть даже открытые проекты 🙂 Правда для любительской техники, возможно для профессиональной точности не хватит
Скопировать скорее всего не получалось, потому что серьезно этим не занимались.
Вложений много, а рынок сбыта очень узкий
В оборонке это все было сделано в черти каких бородатых годах.
То, что отрабатывает дрожь рук не всегда отработает дрожь дороги.
Да и DSP вперёд шагнули за эти годы, может теперь и хватит быстродействия в цифре…
мощи процов хватало уже в нулевых, да даже в 90х
Думаю там основная проблема крутящем моменте на двигателях
Потому что да, согласен. От дороги перегрузки намного больше чем от рук ну или от вертолета(коптера)
Операторский кран с камерой Russian Arm
Результаты работы операторских кранов с гидравлической стабилизации заметны во многих экшен-фильмах. Качественное оборудование не просто избавляет от тряски вне зависимости от скорости передвижения автомобиля или оператора, но и позволяет с разных ракурсов получать изображение на видео. Операторский кран с камерой Russian Arm используется на множестве производств, что значительно улучшает качество фильмов, вне зависимости от бюджета и того, что предполагается снимать.
Конструктив Russian Arm
Описание операторского крана Russian Arm
Операторский кран с камерой Russian Arm представляет собой оборудование для захвата изображения, которое устанавливается на телескопической «руке» с несколькими секциями. Система крепится на крышу заранее подготовленного автомобиля, обычно внедорожного класса, который способен выдерживать повышенную массу конструкции без потери скорости, из-за чего может пострадать динамика снимаемого материала.
Russian arm на базе Audi Q7
Телескопическая система активно применяется для съемки различных Action сцен, включая сложные варианты погонь и гонок, происходящих на высокой скорости. Используется кран более 30 лет, причем активно его стали использовать в Голливуде.
Среди особенностей работы стоит назвать потребность помимо привлечения профессионального водителя, способного вести автомобиль ровно на высокой скорости, требуется также привлечение камера-ассистент, контролирующий фокус камеры, а на заднем сидении оператор крановой установки и специалист по контролю за стабилизированной головкой.
Russian Arm на базе Audi
Кто изобрел Russian Arm
История создания телескопического операторского крана восходит к 1970 годам, когда в МВТУ имени Баумана старались приспособить военную технологию для использования в различных гражданских задачах. В этот период был разработан первый трехосный гиростабилизатор класса 1ГСП. А в 1977 году к группе конструкторов присоединился Лев Евстратов, который затем повлияет на распространение технологии в Голливуде.
Потребность в использовании крана появилась в 1980 году, когда СССР принимал Олимпиаду. У сотрудников телевидения появилась проблема в съемке гонок на яхтах, которые производились в столице Эстонии. Одна из камер должна была снимать с катера с оператором, однако из-за сильных перепадов высот, видеофрагменты оказались слишком рваными.
В результате МВТУ имени Баумана совместно с научно-исследовательскими институтами, занимавшимися разработкой техники. Именно тогда был собран гиростабилизатор класса 2ГСП (гиростабилизированная платформа 2 поколения).
Первоначально подобная система использовалась для создания гиростабилизаторов для танков Советской Армии, чтобы обеспечить возможность стрельбы на ходу. Аналог активно применялся при производстве основных боевых танков серии Т-80 и их модификаций, чтобы гарантировать нормализацию прицела, стабильность при движении. В результате использования системы, разработанной в МВТУ имени Баумана, удалось существенно повысить удобство экипажа.
Производство Russian Arm
Производство операторских систем этого класса в основном индивидуальное. Однако, в Голливуде компания Фильмотехника предлагает несколько вариантов сборки операторского крана Русская Рука.
Заказать сборку уникальных кранов или доставку предлагается в:
Готовые стабилизированные системы также изготавливаются на территории Российской Федерации. Главным директором Тульского центра изготовления является Василий Орлов, а изготовление ведется вручную компанией ООО «Лесков».
Особенностями именно операторского крана, который изготавливается согласно изобретениям российских инженеров из МВТУ имени Баумана заключается в том, что удалось минимизировать вес конструкции, уменьшить конструкцию, чтобы не добавлять противовес.
Например, на большинстве современных операторских кранов масса противовеса достигает 300 килограммов, из около 350 общей, что приводит к снижению уровня стабилизации при движении транспорта, поэтому относительно старые системы, например, использовавшиеся в Голливуде для съемки и красивых облетов камерой, оснащенные полноценным гироскопом не могли использоваться из-за повышения центра тяжести.
На текущий момент для производства подобных систем используются электронные гиростабилизаторы, которые по сравнению с традиционными механическими системами стали существенно легче, что позволило создать решение без существенного смещения центра массы вверх, снизило требования к квалификации производимого оборудования.
Идея по созданию стационарной конструкции на основе операторского крана с камерой Russian Arm принадлежит одному из старейших пилотов подобных автомобилей, используемых для съемки – Дину Бэйли. Это требовалось для достижения стабильного передвижения на бездорожье.
Чтобы обеспечить улучшение стабилизации, в конструкцию стрелы добавили возможность «изгиба», причем в месте центрального шарнира. Это позволило при наезде на различные неровности дорожного покрытия обеспечить практически идеальную амортизацию.
Главной частью конструкции является гиростабилизированная головка, основным элементом которой является электронный акселерометр или датчик положения. Требования к производству модулей головку очень высоки, отклонения при передвижении по неровностям на скорости до 90 километров в час за период 10 минут не должны превышать 1 градуса по всем осям.
Подобные головки изготавливаются в Туле, Японии, Китае и США, однако стоимость одного датчика может быть очень высокой. Дополнительно электронная головка передает различные команды сервоприводам, которые и удерживают камеру в строго зафиксированном положении.
Количество сервоприводов варьируется от 2 до 6 на одну ось в зависимости от производителя и различных факторов, например, длины стрелы, массы камеры, особенностей снимаемой сцены.
Как выглядит, основные технические параметры
Операторский кран, оснащенный камерой, Russian Arm представляет собой уникальную комбинацию между гиростабилизированной головкой Flight Head VI поколения на конце системы, а также гиростабилизированным краном с удаленным контролем.
Система обеспечивает множество преимуществ, например, безопасное управление путем использования джойстика на консольной панели внутри профессионально подготовленного транспортного средства, которое используется для погонь.
Операторский кран мобильного базирования Russian Arm представляет собой телескопическую систему с противовесом и изменяемым плечом. Крепление производится на крышу автомобиля, при условии, что транспортное средство способно выдерживать массу конструкции.
Russian Arm на базе Mercedes
Операторский кран награжден несколькими наградами, включая технический Оскар Американской Академии Кинокритиков. Система производится в 2 различных вариантах:
Система используется для проведения съемок со сложной постановкой, где планируется использовать передвижные транспортные средства, включая:
Контроль за поворотом подвижной головки с камерой осуществляется из кабины автомобиля, на крыше которого закреплен кран.
Операторский кран мобильного базирования Russian Arm оснащен панорамной головкой, которая стабилизируется в 3 плоскостях. Конструкция крепится на телескопической или дискретной стреле крана, что обеспечивает стабильное изображение без тряски, срывов кадров и другой информации даже на больших скоростях и при съемке в условиях сложных дорожных условий.
Систему допускается использовать на большинстве транспортных средств, при условии, что крыша способна выдерживать вес конструкции без сминания металла или других дефектов. Для упрощения переходов при съемке, кран оснащен возможностью быстрого выстрела, при сохранении точности и плавности при остановке.
Конструкция оснащена универсальной системой для проведения совершенно различных видов съемок на скорости автомобиля, катера, байка или другого средства до 90 километров в час. А благодаря повышенной доступности ракурсов при работе профессионального оператора и повышенной мобильности крановой системы с камерой, удается обеспечить уникальные ракурсы для съемки при полном отсутствии тряски или других дефектов, даже при остановке.
Для полной подготовку телескопического операторского крана потребуется затратить от 2 до 3 часов, в зависимости от вида транспорта, условий съемки и других условий. При съемках, в зависимости от региона используются различные модификации операторского крана с гиростабилизацией.
Технические характеристики крана
К перечню основных технических свойств операторского крана относят:
В съемках каких фильмов и в каких сценах использовался.
Впервые активно использовать операторскую систему с камерой стали активно использовать в Голливуде в 2003 году, когда система начала активно использоваться для съемки картины «Нью-Йоркское такси», где снимали сцены передвижения и различные объекты.
Отснятый при помощи этой системы материал официально был признан лучшим, среди всех отснятых сцен погонь, а затем начали активно использовать систему в съемках множества других картин. Среди них наиболее известными стали:
Современная система продолжает модифицироваться и улучшаться, что позволяет снизить вероятность тряски, повысить качество съемки, скорость выстрела стрелы и другие показатели.
Интересные факты о Russian Arm
Среди интересных фактов, которые можно выделить о Russian Arm отмечают:
Одним из самых быстрых автомобилей, на который установлена система является Ferrari 360 в корпусе Modena, с которой сняты некоторые части корпуса. В результате автомобиль способен разгоняться и снимать сцены на скорости до 250 километров в час. Затем начали использовать Audi R8 с десятицилиндровым двигателем и Lamborghini Huracan, способные достигать ещё большей скорости.
Съемочный кран на авто
«СИНЕМА-КРАН»: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВИДЕОСЪЁМКА
МЕРОПРИЯТИЙ С ОПЕРАТОРСКИХ КРАНОВ
БЛАГО ДАРИМ ВАМ ЗА ВИЗИТ НА САЙТ НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ!
Простые модели операторских кранов сейчас стали доступны для приобретения практически любому желающему. Но, только опытные мастера, имеющие многолетний опыт работы в данной сфере, могут предложить Заказчику ту самую «волшебную» картинку, которую мы привыкли видеть в кино.
Именно этот факт и позволяет сегодня ведущим компаниям сферы индустрии кино, уверенно чувствовать себя на рынке и по-прежнему использовать кран для съёмки как инструмент получения контента высокого уровня мастерства.
С уважением к Вам, Управляющий и главный режиссёр Компании «СИНЕМА-КРАН» Владимир Пономаренко |
АРЕНДА ОПЕРАТОРСКОГО КРАНА
СЕКЦИОННЫЙ КРАН
ПРИ КИНО СЪЁМКЕ
Возможно арендовать операторский кран без персонала и с персоналом (оператор крана, оператор камеры, техник).
ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ОПЕРАТОРСКОГО КРАНА
ПЕРЕДАЁТ ЗРИТЕЛЮ ВЕСЬ МАСШТАБ ДЕЙСТВИЯ | ОХВАТЫВАЕТ ПАНОРАМУ СОБЫТИЯ НА 360 ГРАДУСОВ | СОВМЕСТИМ СО ВСЕМИ МОДЕЛЯМИ ВИДЕО и ФОТО КАМЕР | ГАРАНТИРОВАННО ПЛАВНО ВЕДЁТ ОБЪЕКТ ПО ТРАЕКТОРИИ |
РАБОТАЕТ В СОСТАВЕ ПЕРЕДВИЖНОЙ СТУДИИ И КАК ОТДЕЛЬНАЯ КАМЕРА | СЪЕМКА НА ПЛОЩАДКАХ, ГДЕ ЗАПРЕЩЕНЫ ПОЛЁТЫ КВАДРОКОПТЕРАМ | ТРАНСПОРТИРОВКА ЛЮБЫМ ТРАНСПОРТОМ НА ЛЮБЫЕ РАССТОЯНИЯ | ВСЕПОГОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ, 1 ЧАС НА СБОРКУ |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕЛЕЙ НАШИХ ОПЕРАТОРСКИХ КРАНОВ
ДАННЫЕ / МОДЕЛЬ | МОБИЛЬНЫЙ КРАН | КОНЦЕРТНЫЙ КРАН | КИНО КРАН |
Макет модели | |||
Вынос стрелы | от 1,80 м до 3,30 м | от 2,30 м до 8,50 м | от 3,60 до 14,70 м |
Нагрузка на головку | до 7 кг | до 7 кг | до 40 кг |
Секции | масштабируемые, сборные | телескопические, жёсткие | |
Прочие характеристики | ПОСМОТРЕТЬ ПОДРОБНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИХ И СЕКЦИОННЫХ ОПЕРАТОРСКИХ КРАНОВ |
* Представлены наши различные модели секционных и телескопических операторских кранов. Точная модель и вид операторского кино крана для видеосъёмки определяется в момент размещения заказа. При заказе определённых моделей кранов для видеосъемки, возможна их аренда только с нашим персоналом.
КОМАНДА «СИНЕМА-КРАН» В ЦИФРАХ
ОПЫТ | ОТСНЯТО | ВЫПОЛНЕНО «ПОД КЛЮЧ» |
10+ лет | 1,5k | 150+ |
НАЛАЖЕНО СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОПЕРАТОРСКИХ КРАНОВ | МЕРОПРИЯТИЙ РАЗНОГО ПРОФИЛЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД, КАЧЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ, В ЧИСЛЕ КОТОРЫХ СОБЫТИЯ МИРОВЫХ МАСШТАБОВ |
НАШЕ ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО – НАШ ОПЫТ!
МЫ НЕ АРЕНДУЕМ ТЕХНИКУ И НЕ ПЕРЕПРОДАЁМ УСЛУГИ СОТРУДНИЧАЕМ ПО СИСТЕМЕ «ПОД КЛЮЧ» БЕЗ СКРЫТЫХ РАСХОДОВ СОДЕРЖИМ И ОБНОВЛЯЕМ СОБСТВЕННЫЙ СКЛАД КИНО ОБОРУДОВАНИЯ ГОТОВЫ ВСЕГДА ПРИЙТИ К ВАМ НА ПОМОЩЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ СЪЁМКИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ |
«СИНЕМА-КРАН»: НАМ ДОВЕРЯЮТ, ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!
5 ШАГОВ УСПЕШНОЙ СЪЁМКИ С КРАНА
ВЫБЕРИ СВОЙ ПАКЕТ УСЛУГ
«ПОСТАНОВКА» | «ТИПОВОЙ» | «ТОП» | «VIP» |