Съемная лебедка на машину
Съемная лебедка. Муки выбора и установка.
Началось все с первой крепкой посадки авто в снегу… не дури ради, а эксперимента для. В ходе эксперимента было определено, что Амарок, плотно сидящий в глубоком снегу на мостах, защитах и запасном колесе, закрепленном под кузовом вытащить в однуху не самая простая задача. Пока супруга каталась на лыжах, я осваивал копку снега в промышленных масштабах саперной лопаткой!, оставшейся от Йети, и тешил себя мыслью, что я всего лишь в 25 км от города и до ближайщей прикатанной лесной дороги мне копать не далеко.
Чтобы просто съехать с места я копал час.
В тот момент я твердо убедился в мысли о необходимости «орудия судного дня», так как мы частенько выезжаем одной машиной, а зачастую и без пассажиров. На роль такого орудия как нельзя кстати подошла именно лебедка.
Далее началось изучение вопроса, особенностей автомобиля. Было установлено, что лебедка и площадка для ее установки добавляет на нос около 50 кг веса, при установке в штатный бампер, и около 100кг при установке совместно с силовиком. В штатном бампере лебедку было тяжело обслуживать, а силовик стоил денег, была неясная ситуация с ГИБДД, и в обоих вариантах лебедка подвергалась постоянным воздействиям окружающей среды. Кроме того, добавление веса на носу при сохранении показателей работы подвески требовало внесения изменений в подвеску — а это уже приличные финансовые траты.
В результате, учитывая особенности эксплуатации, голос жабы и мое извечное стремление к универсальности был утвержден вариант со съемной лебедкой с креплением в американский квадрат.
Далее начался подбор самой лебедки. Требования были предъявлены очень простые:
1. Тяговые показатели, соответствующие массе автомобиля.
2. Возможность последующего ремонта.
3. Минимальный вес и габариты.
4. Разумная цена.
5. Неплохие отзывы.
Под мои критерии подошла лебедка китайской мануфактуры 4×4 9000 с укороченным барабаном, укомплектованная 16- метровым синтетическим тросом, радио и проводным пультами.
Корзина для установки лебедки была взята Стократовская с авито и дополнена синтетическим клюзом.
Параллельно с приобретением лебедки, ее доставкой, заменой корпуса блока соленоидов из-за рукожопых сотрудников ТК(еще раз спасибо продавцу 4×4 tur( 4x4tur ) за оперативное решение проблемы), приобретением площадки были установлены и сами квадраты (www.drive2.ru/l/7119026/).
Кроме механического крепления лебедки к авто необходимо было обеспечить электропитание лебедки.
Если установку универсального силового разъема («розетки») на носу авто решить не сложно — хоть просто «хвостом» под капот, хоть стационарно установленным разъемом с крышкой, то проведение проводки на корму авто можно выполнить в нескольких вариантах:
1. Иметь удлинитель для силового кабеля длиной, обеспечивающей переброску розетки с переднего крепежа к корме авто.
Этот вариант имеет право на жизнь — не требует протяжки проводов назад, но тяжел для использования зимой, так как кабель замерзает и теряет гибкость.
2. Провести кабель от аккума по раме и выполнить на корме вторую розетку. Минусами данного решения являлось то, что нужно было выполнить некоторую работу по протяжке кабеля, потенциальная возможность повреждения кабеля и наличие лишнего +го провода под нагрузкой под всей машиной.
3. Провести кабель под обивкой салона и выполнить на корме вторую розетку. Этот вариант для пикапа не сильно удобен в связи с коротким салоном).
Остановился на втором варианте. Возможность повреждения снивелировали укладкой в прочной гофре, а от постоянно запитанного напрямую с аккума проводника решили постановкой ключа на + провод.
В итоге из 3х силовых разъемов с крышками, ключа на 175А от Стократа, 15м силового кабеля КГ35 с наконечниками 35 на 8, проложенном в красной и черной гофре ПВХ и кучи стяжек смонтировали годную системы электропитания для лебедки.
Силовой разъем спереди установили стационарно в решетку радиатора, сзади – на кронштейне за задним бампером, ключ- под капотом. Для монтажа ключа понадобилась площадка из фанерки и металлический кронштейн, выполненные по месту и покрашенные с балончика.
Все наконечники обжимались спецклещами и закрывались термоусадкой.
Съемная лебедка панацея или зло?
Выгулял тут на природе «Шпунтика» – надо было отснять пару карточек для партнеров. Аппетит нагулял, скажу я вам, адский. Объясню почему…
Выставляю автомобиль так, чтобы можно было немного подтянуться для кадра. Достаю из багажника площадку под съемную лебедку. Волоку ее к носу. Именно волоку, так как вес площадки с лебедкой весьма не маленькая даже для здорового мужика.
Несомненный плюс то, что эта лебедка лежит в гараже и в багажнике только по необходимости. Тяжесть снаряда будет отличным стимулом не застревать, это гарантировано.
Подсоединив цепи к буксирным проушинам и провода к АКБ пошел цеплять трос. По идее, в этот момент площадка должна была утонуть в грязи, повиснув на цепях.
Натянув трос площадка поднялась и потащила УАЗик куда надо. Это понятно, проверяли уже. Но вот я для себя так и не могу понять, есть ли смысл во внешней лебедке? Мне кажется лучше ее под бампер спрятать.
Есть еще один вариант…
Чтобы поставить такую площадку надо иметь установленный квадрат. У меня уже стоит такой под штатным бампером. Поэтому не проблема.
Недостаток в том, что открыть багажник при установленной лебедке нельзя, а значит ехать с площадкой в квадрате можно, но не залезая в багажник. Это касается Патриота. Например, на пикапах это будет совершенно не проблемой.
Плюс, это возможность ехать с установленным и не надо в грязь бросать. А если квадрат стоит впереди как на Пикапе, то еще и вперед можно ставить.
Вопрос на засыпку: Что по вашему мнению лучше, иметь съемную лебедку или стационарную? Что лучше, поработать физически или возить лишний вес?
Я же просто уложил лебедки в багажник и поехал дальше… на таких колесах по песочку – ха… 🙂
Комментарии 152
Зло конечно. Те кто поездили с нормально установленной лебедкой, даже не посмотрят в сторону съемных.
Да вообще бред какой-то. я понимаю когда люди раз в 10 лет собирутся на рыбалку и не хотят стационарно лебедку ставить, но тем кто по бездорожью ездит хотя бы раз в месяц — вообще смысла нет юзать съемную. гораздо надежнее поставить стационарно и использовать по необходимости. Так у них еще и ценник конский… за безродный китай съемный просят как за отечественный спрут. который гораздо надежнее и мощнее.
Есть такое дело. Если уже сел и глубоко, то начинается веселье )
Согласен полностью. Себе спрут стационарно поставил в бампер и все проблемы решены. кроме лебежения назад, но оно и не пригодилось бы мне ни разу… Всегда вперед себя вытаскивал.
Хорошая лебедка. И конечно же лучше ставить стационарно. А еще лучше в силовик)
тут без вопросов, только стационар, плюхнулся в грязь и ищи потом этот забитый глиной квадрат, лишнее в багажнике не к чему, и тяжёлое, и наилутьший вариант(в бампер)…
Бампер зачетный. А лебедку каждый для себя выбирает. Если нет сил ее таскать то и смысл что она есть не большой.
Ого сколько спортсменов :0) Съемная для туристов-грибников и фанатов дачного спорта. Им 2 раза в год вытянутся, да еще пару раз по хозяйству потаскать…и техрегламенту оттопырить средний палец правой руки по локоть…А культуристы4х4, таскать по буеракам 50 кило лебедки туда-сюда? Присылайте видео, интересно же…
Видел неоднократно как народ пользуется съемными лебедками… правда видел это все в формате соревнований… и это очень грустное зрелище, т.к. уже все в грязи и в грязи с ней волтузиться нужно… ездить с ней сразу — не вариант, страдает геометрия… это если не брать массу ее и прочее.
по мне так стационар гораздо удобнее.
функционал съема, типа поставить сзади и тянуть назад — да, есть такое. Так и головой думать один шут нужно куда ехать, независимо от наличия/отсутствия лебедя… кстати, у меня синтетика Dinema и я ее крайне редко снимаю с барабана — ей тоже 3 года, и исправно пока служит
5 лет езжу со съемной лебедкой (квадраты), плюсы категорически перевешивают минусы. О минусах говорят, как правило, те, кто либо никогда не пользовались съемной лебедкой, либо пользовались плохо реализованным решением. Итак, из ПЛЮСОВ:
— лебедка лежит в салоне и а) не пачкается ежедневной дорожной грязью б) не привлекает внимания (в свете последних событий в т.ч. ГИБДД). Разумеется, используется синтетика, так вот — синтетику крайне не рекомендуется мочить лишний раз так как потом требуется сушить, и те, кто её используют, ездят со снятым тросом, а трос наматывают перед поездкой — ну и чем это так уж принципиально отличается от установки лебедки? В моем случае трос всегда сухой, чистый и намотан
— лебедку можно ставить и вперед, и назад. Большинство тех, у кого лебедка установлена стационарно, она стоит только впереди. Но по моей практике достаточно часто (где-то в половине случаев) целесообразно лебедиться не вперед, а назад, и затем попробовать другую траекторию. Те, у кого лебедка только впереди, этой возможности лишены, им приходится лезть только вперед. Да, можно поставить ДВЕ лебедки, но это уже другая тема
Из МИФОВ:
— «застряли, а лебедку не поставить» — ни разу не случалось. Во-первых, если вы встряли так, что впереди вертикальная стена, болото или еще что-то подобное, что мешает вам поставить лебедку — так не лучше ли вылезти назад? Иначе лебедка может и не помочь. Вылезли назад, еще раз подумали, если других вариантов нет — переставили вперед, полезли
— «лебедка завалена шмурдяком, будете доставать, спальники упадут в болото» — а не заваливайте её вещами, найдите удобное место. К примеру, у меня она лежит за водительским сиденьем квадратом под сиденье, достается одной рукой стоя не подножке не выходя из машины (это если вдруг там выйти некуда). Туда же она и кладется после использования — на резиновый коврик с высокими бортами
Из МИНУСОВ:
— с установленной спереди лебедкой по дорогам общего пользования лучше не ездить (например, у меня в таком положении закрывается передний номер). Но снять и убрать лебедку — минутное дело
— блок управления находится на лебедке и его нельзя убрать куда-то повыше — это не знаю как обойти
Лебедки 12000, 15000 и т.п. в качестве съемной, конечно же, не подходят. Только максимально облегченные варианты!
— синтетика
— капролоновый клюз
— площадка без ручек, только самое необходимое
Не вижу необходимости самому наступать на чужие грабли)
У меня синтетический трос лет шесть стоит. Первоначально стирал, потом забил. Предпочитаю ездить так, чтобы лебедкой не пользоваться. А посему именно съемная лебедка мне в этом совсем не помощник. Множество всяких всячин происходит, с которыми Вы, возможно, не сталкивались. Зато я знаю минимум двух людей, которые это пережили и не вернутся более)
Странная логика… «Предпочитаю ездить так, чтобы лебедкой не пользоваться. А посему именно съемная лебедка мне в этом совсем не помощник.» А помощник — стационарная, выходит…
Т.е., ставим стационарную именно для того, чтобы ею не пользоваться…
У мня она штатно как бы, для начала) Но можно сказать и так. Например, я иногда вожу с собой корзину сцепления в сборе. Авось не пригодится)
5 лет езжу со съемной лебедкой (квадраты), плюсы категорически перевешивают минусы. О минусах говорят, как правило, те, кто либо никогда не пользовались съемной лебедкой, либо пользовались плохо реализованным решением. Итак, из ПЛЮСОВ:
— лебедка лежит в салоне и а) не пачкается ежедневной дорожной грязью б) не привлекает внимания (в свете последних событий в т.ч. ГИБДД). Разумеется, используется синтетика, так вот — синтетику крайне не рекомендуется мочить лишний раз так как потом требуется сушить, и те, кто её используют, ездят со снятым тросом, а трос наматывают перед поездкой — ну и чем это так уж принципиально отличается от установки лебедки? В моем случае трос всегда сухой, чистый и намотан
— лебедку можно ставить и вперед, и назад. Большинство тех, у кого лебедка установлена стационарно, она стоит только впереди. Но по моей практике достаточно часто (где-то в половине случаев) целесообразно лебедиться не вперед, а назад, и затем попробовать другую траекторию. Те, у кого лебедка только впереди, этой возможности лишены, им приходится лезть только вперед. Да, можно поставить ДВЕ лебедки, но это уже другая тема
Из МИФОВ:
— «застряли, а лебедку не поставить» — ни разу не случалось. Во-первых, если вы встряли так, что впереди вертикальная стена, болото или еще что-то подобное, что мешает вам поставить лебедку — так не лучше ли вылезти назад? Иначе лебедка может и не помочь. Вылезли назад, еще раз подумали, если других вариантов нет — переставили вперед, полезли
— «лебедка завалена шмурдяком, будете доставать, спальники упадут в болото» — а не заваливайте её вещами, найдите удобное место. К примеру, у меня она лежит за водительским сиденьем квадратом под сиденье, достается одной рукой стоя не подножке не выходя из машины (это если вдруг там выйти некуда). Туда же она и кладется после использования — на резиновый коврик с высокими бортами
Из МИНУСОВ:
— с установленной спереди лебедкой по дорогам общего пользования лучше не ездить (например, у меня в таком положении закрывается передний номер). Но снять и убрать лебедку — минутное дело
— блок управления находится на лебедке и его нельзя убрать куда-то повыше — это не знаю как обойти
Лебедки 12000, 15000 и т.п. в качестве съемной, конечно же, не подходят. Только максимально облегченные варианты!
— синтетика
— капролоновый клюз
— площадка без ручек, только самое необходимое
Понравился ваш отзыв. Воодушивил. Можете посоветовать какие модели из легких и достаточно мощных?
На привязи, или все плюсы и минусы подвесных лебёдок.
Вшивый – о бане, а я – снова о лебёдках. Одним из самых главных событий прошедшего марта-апреля стали большие сравнительные испытания переносных электролебёдок. Первый подобный тест в русскоязычной внедорожной журналистике. Многие тут уже о нём слышали, а некоторые даже мне помогали, за что всем участвовавшим еще раз огромное спасибо.
Мы собрали семь популярных моделей разных марок и конструкций с заявленной тягой от 6000 до 9500 фунтов. Стендовые и полевые работы заняли немало времени, обработка полученных материалов тоже затянулась. Но я помню своё обещание. Так что садитесь поудобнее – рассказ тоже будет долгим. Потому что получился не совсем классический сравнительный тест в привычном понимании этого слова, а полноценное научно-практическое исследование.
Согласитесь, для внедорожника лебёдка – великая вещь. Вот только оборудовать автомобиль ею стационарно многие из эпизодических покорителей офф-роуда психологически не готовы. Лебёдку мало просто купить – её ещё надо правильно установить, безопасно проложить и подключить силовые провода… А тут ещё техрегламент с внесением изменений на голову свалился. Ради трёх-четырёх поездок в год всё это кажется слишком сложным и неоправданно дорогим. Самым простым выходом тут видится переносная лебёдка. Привязал к машине за штатные проушины, подцепил провода – и вуаля! Хочешь – тяни вперёд, хочешь – назад! Вот только когда начинаешь работать, всё оказывается совсем не так, как ожидаешь.
Вопреки распространённому мнению, что подвесная электролебёдка – не более чем входной билет для новичков в мир серьёзного офф-роуда, это такой же полноценный инструмент, требующий серьёзного с собой обращения, как и стационарная. Она даже еще более сложна и капризна в работе. Прежде чем разматывать трос, лебёдку надо достать и подключить. Когда багажник завален всяким барахлом по самую крышу, а машина сидит в чавкающей жиже глубже бамперов, это становится отдельным приключением. Следующий сюрприз: помогать колёсами крайне не рекомендуется. Иначе есть риск при выходе из засады размолотить обвисшей лебёдкой бампер, а то и натворить чего похуже, если она попадёт под передний свес ко всяким там радиаторам, тягам, поддонам и редукторам.
Как ни странно, при всех своих минусах, у подвесной лебёдки есть одно огромное преимущество в работе перед стационарной: ею куда проще тащить машину вбок. Например, вылезая из колеи или разворачивая засевшую машину. Обычно в такой ситуации трос стремится накрутиться на одну сторону у самого края барабана, и его то и дело приходится перематывать. Подвесную лебёдку можно сразу направить в нужную сторону под нужным углом, зацепив ветви крепления к машине несимметрично, и тогда трос будет наматываться равномерно.
В ходе испытаний сама собой сложилась формула правильной подвесной лебёдки. Прежде всего, она должна быть лёгкой, а потому в качестве основы конструкции площадка предпочтительнее полноценного каркаса. Быстрота и мощь тоже важны, но в куда меньшей степени, чем при стационарной установке. Трос – только синтетический: он легче, не требователен к равномерности намотки витков и не стремится соскользнуть по барабану петлями при ослаблении нагрузки. При этом он должен быть прочным. В качестве крепления к машине тоже оптимален толстый синтетический трос – он удобнее, легче и прочнее цепей, более распространённых в данном качестве. При этом и на лебёдке и на машине должны быть по две точки крепления.
Для переноски и хранения подвесной лебёдке нужна непромокаемая сумка, если вы не хотите класть в чистый багажник бесформенный кусок грязи. И чтобы эту сумку попусту не пачкать, но при этом носить лебёдку во время работы с места на место со всеми удобствами, на площадке имеет смысл сделать две верёвочные ручки. Такой длины, чтобы было удобно таскать и одному и вдвоём. Из семи испытанных нами моделей ни одна не оказалась идеальна. Но у каждой нашлись свои достоинства.
Стендовые замеры в лаборатории «4×4 Тур», за которые отдельная огромная благодарность 4x4tur Андрею Форосенко, показали, что производители бюджетных лебёдок автомобильного класса сильно скромничают, занижая максимальную тягу на этикетке. Как вы думаете, сколько в реальности смог развить самый дешевый образец среди наших испытуемых (Running Man 6000)? Просьба не ходить за ответом по ссылке ниже, к таблицам с результатами замеров, а просто предположить.
С чем связана такая скромность? Вряд ли с незнанием сборщиками истинных характеристик используемых комплектующих. Могу предположить, что слепленным из чего ни попадя лебёдкам специально закладывают такой запас прочности, чтобы у них появился хоть какой-то ресурс. А ограничителем по максимуму тяги служит… этикетка, психологически заставляющая выбирать такой «винч» для «Джимника», а не для грузовика, который она тоже будет способна таскать до какой-то поры. В случае, если этикетка не сработала, сработает вторая ступень предохранителя – штатный трос. В большинстве случаев он порвётся задолго до.
Да и вообще в подвесном варианте мериться максимальной тягой нет никакого практического смысла: все автомобильные лебёдки уравняла… прочность цепей. Но, может, оно и к лучшему. Машина целее будет. В зависимости от качества сварки каждого конкретного звена и распределения нагрузки на две ветви крепления, цепи начинают рваться при тяге от 3500 кгс.
Скорость работы в случае переносной лебёдки – понятие очень абстрактное. Потому что с тем, как быстро крутится барабан, время преодоления засады связано тут довольно слабо. Тяговый механизм нужно еще её достать, прикрепить к машине, сходить зацепить трос, а если засадный кусок длинен, то ещё перецепиться к следующему якорю раз-другой-третий и, возможно, дать возможность аккумулятору подзарядиться после больших нагрузок. Но и это ещё не всё – после работы лебёдку следует убрать, по возможности, почистив. И только тогда можно ехать. Всё это требует времени, которое зависит от удобства, массы, усилия свободной размотки и рабочих токов.
Среди испытанных нами моделей по скорости намотки троса лидирует Tungsten 8000. Он немного опережает оказавшуюся неожиданно быстрой 4х4 9000, та с ещё меньшим отрывом обгоняет Running Man 6000, а тот тянет слегка быстрее чем Runva 9500 и СМ 6000, показавшие практически одинаковый четвёртый результат. Но строго математически вся разница от первого до четвёртого места укладывается в 25%. Да и в абсолютных величинах наши лебёдки, по спортивным меркам, показывают довольно посредственные результаты. ATV-модели ещё медленнее. И если T-Max ATW 6000 проигрывает старшим совсем незначительно, то «Стократ 6.0» отстаёт в два раза. Правда, при этом он существенно экономичнее всех остальных по энергопотреблению.
С другой стороны, на стороне ATV-лебёдок как минимум двукратное преимущество в массе, которое даёт выигрыш во времени подготовки к работе и уборки после неё. Работать с ними ощутимо легче, а потому быстрее. К тому же у них очень лёгкая свободная размотка, особенно у T-Мах, где барабан вращается на шарикоподшипниках. И если усилие в районе 6 кгс, которое придётся преодолеть пользователям большинства автомобильных моделей, участвующих в тесте, еще не очень сильно затормозит процесс, то результат лебёдки «4х4» может свести на нет всю идею свободной размотки троса. 13,5 кгс – это не ошибка в таблице и не поломка механизма. Это конструктивная особенность: в режиме свободной размотки здесь отключается всего одна ступень планетарного редуктора. Позже, на скользкой глине в горку, эту лебёдку мы разматывали втроём, потому что двое слишком сильно буксовали ногами, а один просто не справлялся.
При таких затратах сил и времени, совершенно очевидно, что переносная лебёдка – это решение не для спорта. Зато, когда не тикает секундомер, «переноска» может быть разумным и осознанным выбором тех, чья машина конструктивно не очень приспособлена к установке металлоконструкций внутри бампера, но периодически выезжает на тяжёлое бездорожье. Она может быть подспорьем в хозяйстве клубного организатора покатушек, помогая ему в извлечении из грязи неподготовленных одноклубников, застрявших там, куда сложно подъехать другим. Она может быть единым «внедорожным проездным» для владельца нескольких машин, на каждой из которых у него есть равные шансы съехать с асфальта и застрять. В общем, вариантов, зачем и кому нужна такая вещь, немало.
Осталось только ответить на вопрос, какую именно лебёдку выбрать. И тут у меня сразу несколько ответов. Потому что всё зависит от целей и условий. Одно дело – кататься большой весёлой компанией на полноприводной «Газели», другое – путешествовать в одиночку на маленьком, но полноценном внедорожнике и третье – буксовать возле дачи на каком-нибудь самоходном недоразумении в компании кошки и рассады. Да и бюджет по нынешним временам тоже играет не последнюю роль.
А за всякими подробностями, цифрами и сравнениями я лучше отправлю вас к полному тексту, написанному по итогам тестов и размышлений над ними. Опять же и фотографий в несколько раз больше туда уместилось. Там, кстати, тоже можно оставлять комментарии и отмечать – понравился или не понравился материал.