съемки фильма опасно для жизни

Нетипичная комедия Гайдая «Опасно для жизни»: как снимали и за что критиковали фильм легендарного режиссера?

съемки фильма опасно для жизни

Спартак Молодцов – главный герой фильма – педант и ответственный гражданин. Поэтому, увидев оборвавшийся провод, который может кому-то навредить, мужчина тут же принимается «спасать» людей. Так начинается комедия Леонида Гайдая, снятая в 1985 году. Главные роди в фильме исполнили Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Лариса Удовиченко.

Нужно отметить, что этот фильм зрители, как правило, не относят к классике Гайдая. Когда картина вышла в прокат, она собрала у советских экранов лишь 20,5 миллионов зрителей и заняла 16 место в рейтинге фильмов того года. Критики писали, что «Опасно для жизни» сильно отличается от предыдущих работ Гайдая: мол, фильму не хватает эксцентрики, знаменитых погонь и типичных режиссерских деталей. Тем не менее незамысловатый сюжет фильма и простой юмор полюбился многим. В материале «МИР 24» читайте подборку интересных фактов о фильме «Опасно для жизни» и о том, как проходили его съемки.

Смотрите комедию «Опасно для жизни» в пятницу, 19 февраля, в 17:00 на телеканале «МИР».

Факт № 1

В 1982 году на экраны вышла лента «Спортлото-82», ее тоже снял Гайдай. Много говорили о том, что эта картина была заказной и что именно с этого фильма Гайдай на некоторое время растерял свою режиссерскую хватку. Некоторые поклонники творца объясняют это тем, что комедия стала 13-й по счету в фильмографии режиссера. Тем не менее в свой год «Спортлото» стало лидером проката. Несмотря на критику этой ленты, через три года Гайдай вернулся с новым сценарием фильма, который написал и собирался снимать сам. Это и была лента «Опасно для жизни».

Факт № 2

Режиссер не долго думал, кого звать на роли в свой новый фильм. Все актеры были из «типично гайдаевского набора». В итоге главного персонажа – Спартака Молодцова – сыграл Леонид Куравлев, а алкоголиком-интеллигентов стал Георгий Вицин. Примечательно, что актеру, который никогда не пил в жизни, так мастерски удавались роли именно алкоголиков. В эпизоде появился Сергей Филиппов – для него роль придумали прямо во время съемок. Была там еще одна второстепенная героиня – секретарша, ящик стола которой всегда был наполнен шоколадками – ее сыграла Марина Поляк, жена бывшего министра культуры Михаила Швыдкого.
съемки фильма опасно для жизни

Факт № 3

Примечательно, что начальство одобрило не всех актеров, поставленных Гайдаем на роли в фильме. Художественной комиссии категорически не нравилась здесь игра Леонида Куравлева. А Татьяну Кравченко, исполнившую роль Тамары, и вовсе называли однообразной и примитивной. Несмотря на противоречия, фильм в итоге приняли и даже дали ему положительную оценку. Комиссия оценила, что фильм содержит гражданскую тему и при этом является в меру смешным.

Факт № 4

Гайдай придумал для фильма забавный сюжет, но, как оказалось, заставить зрителя смеяться – не было его главной целью. Как отмечал сам режиссер, в этом фильме он намеренно отказался от типичных приемов, свойственных его фильмам. Речь идет о броских аттракционах, каламбурах, погонях. Это-то как раз и не смогли принять критики. Однако Гайдай настаивал: картина должна была получиться нравоучительной. Главная мысль заключается в том, что порой только неравнодушие окружающих может спасти от бед.

Факт № 5

Не свойственным Гайдаю здесь оказался и выбор локаций для съемок. Во время подготовки предыдущих фильмов группа моталась по разным местам. Здесь же все натурные съемки прошли всего в двух местам: большая часть сцен была отснята в городе Черновцы, а отдельные эпизоды снимали в Каменц-Подольском. Города эти не были раскиданы по стране – оба находятся на юго-западе Украины. Там фильм снимали примерно два месяца. Затем группа вернулась в Москву, чтобы доснять оставшиеся сцены в павильонах.

Факт № 6

В кинематографе часто бывает такое, что стоящие рядом кадры снимаются в разных локациях. И если в фильме нам показывают, как герой идет по городу, а затем куда-то поворачивает, то на самом деле дорога могла выглядеть совершенно по-другому. Так было и в картине «Опасно для жизни». Гайдай чередовал локации из двух разных городов. Например, кафе «Родничок» находится в Каменц-Подольском, радом с ним возвышается очень узнаваемая местная достопримечательность – гончарная башня XVI века. А вот следующую за этим сцену, где происходит оцепление, снимали уже в Черновцах. Затем герой идет по аллее к музыкально-драматическому театру, который тоже находится в Черновцах. Там же располагался и пруд, и тот самый оголенный провод. В фильме можно увидеть еще несколько узнаваемых мест этого небольшого города – здание областной администрации, оно же «Дом со львами» и ратуша на Центральной площади.

Факт № 7

Сцена, в которой милиционер, проводив Чоколова, возвращается к кафе и оглядывается, снимали уже в Каменце. Получается, что сцены, снятые в этом городе, были совсем незначительными – их можно было бы снять и в Черновцах, не переезжая. Тем не менее у режиссера был на этот счет свой замысел, который не могли разгадать даже его ассистенты. Согласно одной из версий, режиссер просто любил те места и экскурсии по ним. Ведь на самом деле фильм с таким сюжетом можно было снять где угодно. Но режиссер выбрал именно эти места, поскольку они связаны с его молодостью. Он хотел, чтобы группа не сидела на месте, а имела возможность хотя бы немного попутешествовать.
съемки фильма опасно для жизни

Факт № 8

Поклонники творчества Гайдая знают, что он работал в творческом тандеме с Александром Зацепиным. Композитор написал музыку к абсолютному большинству фильмов режиссера. Однако лента «Опасно для жизни» стала исключением. В ней звучат композиции Максима Дунаевского. Дело в том, что в 1982 году Зацепин уехал во Францию, а вернулся лишь в 1986. Тогда-то он и продолжил писать музыку для Гайдая. Так, в следующем фильме режиссера «На Дерибасовской хорошая погода» вновь звучит уже знакомая мелодика Зацепина.

Источник

Нетипичная комедия Гайдая «Опасно для жизни»: как снимали и за что критиковали фильм режиссера?

съемки фильма опасно для жизни

Спартак Молодцов – главный герой фильма – педант и ответственный гражданин. Поэтому, увидев оборвавшийся провод, который может кому-то навредить, мужчина тут же принимается «спасать» людей. Так начинается комедия Леонида Гайдая, снятая в 1985 году. Главные роди в фильме исполнили Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Лариса Удовиченко.

Нужно отметить, что этот фильм зрители, как правило, не относят к классике Гайдая. Когда картина вышла в прокат, она собрала у советских экранов лишь 20,5 миллионов зрителей и заняла 16 место в рейтинге фильмов того года. Критики писали, что «Опасно для жизни» сильно отличается от предыдущих работ Гайдая: мол, фильму не хватает эксцентрики, знаменитых погонь и типичных режиссерских деталей. Тем не менее незамысловатый сюжет фильма и простой юмор полюбился многим.

В 1982 году на экраны вышла лента «Спортлото-82», ее тоже снял Гайдай. Много говорили о том, что эта картина была заказной и что именно с этого фильма Гайдай на некоторое время растерял свою режиссерскую хватку. Некоторые поклонники творца объясняют это тем, что комедия стала 13-й по счету в фильмографии режиссера. Тем не менее в свой год «Спортлото» стало лидером проката. Несмотря на критику этой ленты, через три года Гайдай вернулся с новым сценарием фильма, который написал и собирался снимать сам. Это и была лента «Опасно для жизни».

Режиссер не долго думал, кого звать на роли в свой новый фильм. Все актеры были из «типично гайдаевского набора». В итоге главного персонажа – Спартака Молодцова – сыграл Леонид Куравлев, а алкоголиком-интеллигентов стал Георгий Вицин. Примечательно, что актеру, который никогда не пил в жизни, так мастерски удавались роли именно алкоголиков. В эпизоде появился Сергей Филиппов – для него роль придумали прямо во время съемок. Была там еще одна второстепенная героиня – секретарша, ящик стола которой всегда был наполнен шоколадками – ее сыграла Марина Поляк, жена бывшего министра культуры Михаила Швыдкого.

съемки фильма опасно для жизни

Примечательно, что начальство одобрило не всех актеров, поставленных Гайдаем на роли в фильме. Художественной комиссии категорически не нравилась здесь игра Леонида Куравлева. А Татьяну Кравченко, исполнившую роль Тамары, и вовсе называли однообразной и примитивной. Несмотря на противоречия, фильм в итоге приняли и даже дали ему положительную оценку. Комиссия оценила, что фильм содержит гражданскую тему и при этом является в меру смешным.

Гайдай придумал для фильма забавный сюжет, но, как оказалось, заставить зрителя смеяться – не было его главной целью. Как отмечал сам режиссер, в этом фильме он намеренно отказался от типичных приемов, свойственных его фильмам. Речь идет о броских аттракционах, каламбурах, погонях. Это-то как раз и не смогли принять критики. Однако Гайдай настаивал: картина должна была получиться нравоучительной. Главная мысль заключается в том, что порой только неравнодушие окружающих может спасти от бед.

Не свойственным Гайдаю здесь оказался и выбор локаций для съемок. Во время подготовки предыдущих фильмов группа моталась по разным местам. Здесь же все натурные съемки прошли всего в двух местам: большая часть сцен была отснята в городе Черновцы, а отдельные эпизоды снимали в Каменц-Подольском. Города эти не были раскиданы по стране – оба находятся на юго-западе Украины. Там фильм снимали примерно два месяца. Затем группа вернулась в Москву, чтобы доснять оставшиеся сцены в павильонах.

В кинематографе часто бывает такое, что стоящие рядом кадры снимаются в разных локациях. И если в фильме нам показывают, как герой идет по городу, а затем куда-то поворачивает, то на самом деле дорога могла выглядеть совершенно по-другому. Так было и в картине «Опасно для жизни». Гайдай чередовал локации из двух разных городов. Например, кафе «Родничок» находится в Каменц-Подольском, радом с ним возвышается очень узнаваемая местная достопримечательность – гончарная башня XVI века. А вот следующую за этим сцену, где происходит оцепление, снимали уже в Черновцах. Затем герой идет по аллее к музыкально-драматическому театру, который тоже находится в Черновцах. Там же располагался и пруд, и тот самый оголенный провод. В фильме можно увидеть еще несколько узнаваемых мест этого небольшого города – здание областной администрации, оно же «Дом со львами» и ратуша на Центральной площади.

Сцена, в которой милиционер, проводив Чоколова, возвращается к кафе и оглядывается, снимали уже в Каменце. Получается, что сцены, снятые в этом городе, были совсем незначительными – их можно было бы снять и в Черновцах, не переезжая. Тем не менее у режиссера был на этот счет свой замысел, который не могли разгадать даже его ассистенты. Согласно одной из версий, режиссер просто любил те места и экскурсии по ним. Ведь на самом деле фильм с таким сюжетом можно было снять где угодно. Но режиссер выбрал именно эти места, поскольку они связаны с его молодостью. Он хотел, чтобы группа не сидела на месте, а имела возможность хотя бы немного попутешествовать.

съемки фильма опасно для жизни

Поклонники творчества Гайдая знают, что он работал в творческом тандеме с Александром Зацепиным. Композитор написал музыку к абсолютному большинству фильмов режиссера. Однако лента «Опасно для жизни» стала исключением. В ней звучат композиции Максима Дунаевского. Дело в том, что в 1982 году Зацепин уехал во Францию, а вернулся лишь в 1986. Тогда-то он и продолжил писать музыку для Гайдая. Так, в следующем фильме режиссера «На Дерибасовской хорошая погода» вновь звучит уже знакомая мелодика Зацепина.

Источник

Съёмки фильма «Опасно для жизни!» в Каменце-Подольском

съемки фильма опасно для жизни
Автор фотоснимков Александр Карельский

Фильм «Опасно для жизни» режиссёра Леонида Гайдая снимался в августе-сентябре 1984 года в городах Черновцы и Каменец-Подольский.

В Каменце-Подольском было снято всего два маленьких эпизода и приезжала на эту съёмку, кроме актёров, лишь небольшая часть группы: режиссёр Леонид Гайдай, оператор Виталий Абрамов, художник Феликс Ясюкевич и помощник художника Александр Карельский.

Сцена была снята около ресторана «Стара фортеця» в Старом городе.
В кадр попал сам ресторан, расположенный в здании бывшей Большой ремесленной синагоги (19 век) и Резницкая (Гончарская) башня стоящая рядом.
В этом же ресторане питались члены съёмочной группы и актёры.

1. Вид на кафе и башню

съемки фильма опасно для жизни

2. Вывеска кафе «Родничок» закрыла существующую «Ресторан «Стара фортеця»

съемки фильма опасно для жизни

3. Чоколов (Георгий Вицын) выходит из кафе

съемки фильма опасно для жизни

4. Посетители и персонал покидают здание после известия о бомбе

съемки фильма опасно для жизни

съемки фильма опасно для жизни

6. Около кафе стоит военный уазик, грузовик с песком и милицейские автомобили. Это опять Каменец-Подольский

съемки фильма опасно для жизни

7. Сотрудники милиции задерживают Чоколова (Г. Вицина)

съемки фильма опасно для жизни

8. Милиционеры провожают Чоколова за ограждение оцепления. Справа актёр Михаил Кокшенов

съемки фильма опасно для жизни

10. Сцена с группой людей, стоящих за периметром оцепления, снята в Черновцах

съемки фильма опасно для жизни

11. Милиционер, проводив Чоколова, возвращается к кафе и оглядывается, услышав реплику Чоколова. Этот кадр снова из Каменца.

съемки фильма опасно для жизни

Кам мы видим по хронометражу, каменецкие эпизоды в фильме продлились лишь несколько минут, учитывая вставки сцен, снятых в Черновцах.

Казалось бы, сцены, связанные с кафе, можно было снять на основном месте съёмок фильма, в Черновцах. Но Леонид Гайдай по каким-то своим соображениям принял решение выехать в Каменец-Подольский.

Во время посещения Каменца-Подольского помощник декоратора Александр Карельский сделал ряд фотоснимков

Задержание Чоколова
12.
съемки фильма опасно для жизни

Георгий Вицын выходит из кафе
14.
съемки фильма опасно для жизни

21. Вид на каньон реки Смотрич

съемки фильма опасно для жизни

Вышедший на экраны в 1985 году фильм «Опасно для жизни!» посмотрело 20,5 млн. зрителей

22. Страницы из журнала «Советский экран», № 11, 1985 год.

Источник

Опасно для жизни.

«ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ».

Несмотря на то что многие критики не оставили камня на камне от фильма «Спортлото-82», его успешный прокат позволял надеяться на то, что Гайдай не станет обращать внимание на критические выпады в свой адрес и снимет еще одну эксцентрическую комедию на современном материале. Но режиссер пошел другим путем. Темой своей следующей ленты он действительно выбрал современность, но от эксцентрики почти отказался, из-за чего картина получилась, наверное, самой скучной комедией Гайдая.

Идея фильма «Опасно для жизни» родилась в те достопамятные времена, когда страной правил Юрий Андропов. Продержавшись на своем посту чуть больше года (с ноября 1982 г. по февраль 1984 г.), Андропов запомнился прежде всего тем, что в бытность его генсеком в стране впервые за долгие годы пытались навести хоть какой-то порядок. Это тогда началась борьба с коррупцией в верхних эшелонах власти, а внизу — борьба за трудовую дисциплину (последняя кампания порой напоминала театр абсурда: в будние дни днем дружинники врывались, например, в кинотеатры и переписывали паспортные данные всех, кто находился в зале, чтобы потом выяснить на каком основании люди в рабочее время смотрят кино). Короче, главной темой андроповского правления была борьба за законность, дисциплину и порядок. Это время и родило на свет сценарий О. Колесникова и Р. Фурмана под названием «Высокое напряжение опасно для жизни», где речь шла о принципиальном чиновнике Спартаке Молодцове, который, обнаружив на земле упавшую опору линии высоковольтной электропередачи, делает все от него зависящее, чтобы авария не привела к человеческим жертвам.

24 Ноября 1983 года сценарно-редакционная коллегия творческого объединения комедийных и музыкальных фильмов ознакомилась со сценарием «Высокое напряжение…» и дало по нему положительное заключение. Сценарий послали наверх — в Главную сценарную редакционную коллегию, но там ответ был иным: из-за того что для полнометражного фильма в сценарии не хватает содержания, авторам предлагалось поработать над ним еще. В конце декабря к работе над сценарием подключился Гайдай. В итоге 6 февраля 1984 года состоялось новое обсуждение доработанного сценария, которое завершилось полной победой авторов — произведение приняли. С 13 марта сценарий был запущен в режиссерскую разработку, с середине мая — в подготовительный период.

Своими помощниками Гайдай выбрал уже хорошо знакомых нам профессионалов: главным оператором — Виталия Абрамова, главным художником Феликса Ясюкевича, звукооператором — Раису Маргачеву. А вот композитор был новый: место Александра Зацепина, с которым Гайдай проработал ровно двадцать лет и снял девять фильмов, занял весьма популярный в те годы молодой композитор Максим Дунаевский.

25 Июня состоялся просмотр кинопроб на главные роли. На роль Спартака Молодцова претендовали сразу четыре актера: Леонид Куравлев, Сергей Никоненко, Михаил Кононов и Владимир Ильин. Победил Куравлев. На главную женскую роль — жены Молодцова Катерины — пробовались две актрисы: Лариса Удовиченко (после неудачи с пробами в «Спортлото-82» Гайдай, видимо, чувствовал вину перед ней и пригласил пробоваться снова) и Ирина Азер. Победила Удовиченко. На роль Чоколова пробовались трое: Георгий Бурков, Станислав Садальский и Георгий Вицин. Победил Бурков, но впоследствии его заменили Вициным. На другие роли были утверждены: (Тамара) Татьяна Кравченко, Нина Гребешкова (Зинаида Петровна), Владимир Носик (Максим), Борислав Брондуков (Переделкин), Михаил Кокшенов (милиционер Рокотов), Тамаз Толорая (Кипиани), Максим Раевский (Климентий), Лев Поляков (начальник милиции), Андрей Гусев (лейтенант милиции Анисимов), Нина Маслова (дама с собачкой), Сергей Филиппов (деликатный мужчина), Муза Крепкогорская (шахматистка).

ЭКСПЕДИЦИЯ В ЧЕРНОВЦЫ.

Натурные съемки фильма начались 1 августа в городе Черновцы Черновицкой области Украинской ССР (группа разместилась в клубе Черновицкого университета). Там снимались эпизоды: дорога у пустыря, родник, пустырь у провода, улицы города, двор детсада, у кафе, у милиции, двор управления, аэродром, Горэнерго. До 17 августа были сняты сцены: проезды по городу, у оторванного провода, встреча Молодцова с Тамарой и Кипиани, встреча Тамары с Кипиани и др.

12 Сентября состоялся просмотр отснятого материала в объединении. Было отмечено, что из актеров хорошо работает Вицин, а вот Куравлеву не хватает глубины и комедийных красок. 30 сентября состоялся очередной просмотр нового материала, в его заключении отмечалось: «Рекомендуем обратить внимание съемочной группы на некоторые крупные планы Л. Куравлева и особенно на исполнительницу роли Тамары артистку Т. Кравченко, которая, на наш взгляд, однообразна и местами несколько примитивна. Желательно поискать краски для героини, способствующие создать этот образ более глубоким и выразительным…».

В Черновцах группа пробыла почти два месяца, после чего вернулась в Москву, где продолжила съемки в павильонах. С 26 ноября начался монтаж фильма, который продлился до конца января 1985 года. 6 февраля фильм был принят генеральной дирекцией киностудии «Мосфильм», 14 февраля — Госкино СССР. Как отмечалось в заключении: «Эта лента Л. Гайдая продолжает традицию лучших его комедий: она содержит гражданственную тему и вместе с этим смешна, изобилует удачными эксцентричными номерами».

САМЫЙ СКУЧНЫЙ ФИЛЬМ ГАЙДАЯ.

Фильм вышел в прокат в августе 1985 года и собрал среднюю кассу: 16-е место, 20,5 миллиона зрителей. Для какого-нибудь другого режиссера эти показатели, может быть, и приемлемы, но только не для классика отечественной кинокомедии Гайдая. К примеру, Эльдар Рязанов за первую половину 80-х снял два новых фильма, и каждый из них вновь заставил говорить о нем, как о выдающемся мастере. В 1983 году мелодрама «Вокзал для двоих» заняла в прокате 3-е место (35,8 млн зрителей), в 1984 — экранизация «Бесприданницы» А. Островского под названием «Жестокий романс» (15-е место, 22 млн зрителей). На Всесоюзном кинофестивале в 1983 году Рязанову был вручен специальный приз и диплом за весомый вклад в развитие отечественной кинокомедии.

Что касается фильма «Опасно для жизни», то мнения критики о нем были полярные. Приведу отрывки из некоторых рецензий.

«Советский экран» (1985, № 21), А. Зоркий: «Вы заметите, однако, что в сравнении с прежними лентами в «Опасно для жизни» меньше эксцентрики. Нет знаменитых погонь. Реже встречаются типично гайдаевские детали… Разок-другой вдруг рявкнет каменный лев вслед пробегающему персонажу… Разок-другой грянет призывным грузинским многоголосьем распахнутый чудо-чемоданчик… Почернеет и съежится цветок, на который упали капли «бормотухи»… Но подобных, чисто гайдаевских штрихов здесь меньше. И все же режиссер вместе со своими молодыми соавторами оказался не менее эксцентричным в главных сюжетных ходах…».

«Тагильский рабочий» (14 сентября), А. Егорова: «Новый фильм Леонида Гайдая, сохраняя стиль предыдущих его постановок, привлекает новым поворотом темы — весьма серьезной и общественно значимой. И, между прочим, он очень даже зовет призадуматься. О том, как опасны для жизни разгильдяйство и безответственность на любом уровне, если они становятся чуть ли не нормой поведения…».

«Труд» (29 сентября), Е. Белостоцкая: «Комедийные трюки в фильме есть! Но только рассчитаны на весьма невзыскательного зрителя. Один персонаж спотыкается о сбившейся ковер, другой чуть не втыкает палку в собственный глаз, третий со звоном прикладывается к каменному льву. Молодцова под занавес купают в фонтане жидкой грязи. Не правда ли, очень содержательный юмор.

Если бы мне сказали, что Леонид Гайдай снимет комедию, в которой оглупление героев выйдет за все возможные пределы комедийной условности, где шутки будут подобны тумакам, которыми когда-то осыпали «рыжих» в дешевых цирках, или что во время демонстрации его комедии в зале будет тоскливая тишина, я бы ответила, что этого не может быть. Увы, это есть».

Источник

Пятёрка худших фильмов Гайдая

съемки фильма опасно для жизни
Леонид Гайдай рядом со своим портретом.

Леонид Гайдай, безусловно, подарил зрителю просто россыпь замечательных комедий. «Деловые люди», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и другие его фильмы, как говорится, навечно вошли в золотой фонд советского кино. И однако, увы, нельзя сказать, что Гайдай держал до самого конца уровень качества комедий, который сам же очень высоко и поднял. В итоге последние его фильмы колеблются в диапазоне от «плохо» до «очень плохо». Какие же фильмы сложно отнести к лучшим комедиям Гайдая? Вот пять очень посредственных его фильмов.

5-е место: «По улицам комод водили», 1979 год

съемки фильма опасно для жизни

Фильм состоит из девяти новелл. Вообще-то, этот фильм мог бы претендовать и на 1-е место. Однако, поскольку Леонид Гайдай был в этом фильме не главным режиссёром, а только художественным руководителем, поместим этот фильм на 5-е место (впрочем, не исключено, что по результатам Гайдай сам вычеркнул себя из списка режиссёров, увидев, что получилось). Провал полный. Обилие великолепных актёров: Куравлёв, Крамаров, Быков, Этуш, Демьяненко, Басов, Филиппов, Тихонов и мн.др. А в итоге – очень-очень унылый фильм с натужными шутками и нелепым сюжетом. Для Гайдая участие в таком… эээ… кино, было уже тревожным звоночком. Правда в следующем, 1980 году, он снял весьма неплохую комедию «За спичками», но она, похоже, стала его лебединой песней.

4-место: «Спортлото-82», 1982 год

съемки фильма опасно для жизни

По поводу этого фильма можно спорить. Считать ли этот фильм худшим из золотого периода Гайдая или лучшим фильмом из его периода «всё хуже и хуже». Скорее всё же это было началом нового периода – съёмка киношлака. Потому что комедия, в которой главные герои не выдавили из себя ни единой запоминающейся шутки и играют очень бесцветно, а все более или менее забавные моменты держатся на шутках второстепенных персонажей – дуэт Пуговкина и Кокшёнова – даже условно-хорошим назвать сложно. И это наверное первый фильм, в котором вместо классического гайдаевского очень динамичного темпа развития сюжета, началось заполнение пустых мест совершенно ненужными длиннотами для того, чтобы довести фильм до полного метра. Такой монтаж был характерен для очень многих второсортных советских фильмов. Но Гайдай до 1982 года отличался быстрым действием, можно даже сказать, переизбытком действия. А в «Спортлото-82» порой хочется заснуть. В общем, 4-е место в рейтинге худших.

3-место: «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992 год

съемки фильма опасно для жизни

Это последний фильм Гайдая. Но, пожалуй, не самый его худший фильм. Фильм «Не Дерибасовкой» просто плох. Плох он тем, что не смешон совершенно. А это комедия. Видимо по законам жанра не может 70-летний человек снимать искромётные комедии. Однако всё же приза «самый плохой фильм Гайдая» «На Дерибасовской» не берёт, поскольку в своё время был довольно необычным взглядом на происходящее в стране. То есть как комедия – фильм, безусловно, очень плох. Но как некое свидетельство эпохи, представляет некоторый интерес. Итог – 3 место в списке худших.

2-место: «Частный детектив, или Операция «Кооперация»», 1989 год

съемки фильма опасно для жизни

Просто очень плохой фильм и совершенно убогая комедия. Если не знать, что этот фильм снял Гайдай, можно подумать, что это снимал какой-то начинающий режиссёр без каких бы то ни было намёков на чувство юмора. Совершено явная аллюзия на «Операцию Ы» – за счёт обыгрывания слова «операция». Но даже язык не поворачивается сравнивать эти два фильма. Проблемой Гайдая стало то, что он превратился в заложники образа своего главного героя. Он как прилип к образу молодого парня – Шурика, так никак и не мог от него отлипнуть. В «Спортлото-82» он пытался снять нового Шурика – получилось плохо. В «Частном детективе» – ещё хуже. Харатьян конечно бодрый малый. Но у старого Гайдая – это совершенно очевидно – в 1989 году не было никакого понимания того, как должен вести себя молодой человек этого времени. Тогда как во времена «Операции Ы» Гайдай очень хорошо чувствовал своего главного героя. Ну и конечно в «Частном детективе» совершенно вымученный сюжет. Можно в этом обвинять сценариста Аркадия Инина, но… Он просто был советским человеком с советским менталитетом, а попытался написать комедийный детектив чуть ли не в духе американского «Смертельного оружия» (с поправкой на убогий советский бюджет). Ничего удивительного, что результат оказался очень плохим. В принципе, можно назвать «Операцию Кооперацию» самым плохим фильмом Гайдая, если бы в активе режиссёра не было ещё одного фильма.

1-место: «Опасно для жизни!», 1985 год

съемки фильма опасно для жизни

Этот фильм смотреть по настоящему больно. Больно, что режиссёр, снявший когда-то жемчужины советской комедии, выдавил из себя это убожество. В фильме «Опасно для жизни» уныло всё: сюжет, игра актёров, шутки. Вернее, строго говоря, шуток в этой «комедии» вообще нет. Есть какие-то фразы и действия, которые подаются в фильме как шутки, но которые не вызывают даже тени улыбки. В общем фильм – сплошной унылый самоповтор Гайдая на фоне очень плохого сюжета. Леонид Куравлёв, Георгий Вицин, Сергей Филиппов фильм не спасают. Может лучше всего в нём сыграл именно Вицин. При просмотре на сцены с его участием возникает некоторая аллюзия на ранние фильмы Гайдая с участием «троицы». Мол, вот Трус, который остался без Бывалого и Балбеса и теперь промышляет сбором бутылок в скверах. Немного даже грустно. Наверное это единственная роль фильма, которая хоть чего-то стоит. Всё остальное – ужасно. Главный герой в исполнении Леонида Куравлёва настолько шаблонно бездарен, что плакать хочется. И удивительно, что в том же самом году Куравлёв работал в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», где отлично сыграл весёлого циника Дятлова. Лёгкая комедия «Самая обаятельная и привлекательная» малоизвестного режиссёра Геральда Бежанова, у которого в активе до этого вообще не было ни одной комедии, легко кладёт на лопатки комедию маститого мастера Гайлая «Опасно для жизни!». Зачем Гайдай снял этот ужасный фильм? Неизвестно. В общем, очень печально, что знаменитый режиссёр снял эти фильмы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *