съемки фильма нюрнберг актеры
Камера, мотор, скандал: как проходят съемки фильма «Нюрнберг» в Калининграде
Читайте Каскад.тв в
Калининград в очередной раз стал площадкой для съемок фильма. На территории музея изобразительных искусств снимают картину «Нюрнберг». И работа у съемочной группы началась со скандалов и ссор с калининградцами.
Причина шумихи – съёмки фильма «Нюрнберг», что развернулись на территории музея изобразительных искусств.
По его словам, Калининград идеально подошел для съемок исторического кино.
Схожесть с реальными Нюрнбергскими зданиями подтверждают и другие актеры. По их словам, при такой архитектуре и графика не понадобиться.
Как рассказали создатели фильма, больше года они провели в ожидании съемок. Работа началась еще в 2018 году, но потом случился локдаун, и на время о работе пришлось забыть.
В основу сценария фильма «Нюрнберг» легла книга Александра Звягинцева «На веки вечные». Действие разворачивается спустя полгода после капитуляции Германии, когда начинается суд над нацистскими преступниками. По словам режиссера, хоть фильм и исторический, но отступления от реального хода событий он допускает.
Заметили ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Съемки фильма нюрнберг актеры
РИА Новости
Режиссер Николай Лебедев, автор «Легенды № 17» и «Звезды», снимает «Нюрнберг» — большое кино о главном судебном процессе над нацистами. В проекте участвуют Сергей Безруков, Евгений Миронов, Сергей Кемпо, Любовь Аксенова и множество иностранных артистов.
О фильме, в котором обещают соединить шпионский детектив, романтическую драму и триллер, но при этом восстановить историческую справедливость, снова напомнив, кто победил во Второй мировой, — в материале РИА Новости.
Эмоции и расчет
Вокруг Сергея Безрукова, стоящего на трибуне, бегают осветители, гримеры, помощники режиссера. Актер, уткнувшись в бумажки, бурчит что-то себе под нос. Но как только звучит команда «Мотор!», мгновенно преображается. Перед публикой, собравшейся в огромном зале с массивными дубовыми панелями и плотно задернутыми шторами, — главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Руденко.
Голосом, в котором звучит металл, он чеканит фразу: «Вместе с Гитлером они были готовы поработить все человечество. Но история рассудила иначе».
В перерыве Безруков признается: сдерживать эмоции трудно.
«Мешает говорить спазм в горле — от слез, — я понимаю, что творили нацисты… Я ведь вырос в Советском Союзе, и меня воспитали так, что я горжусь своими дедами, которые проливали за победу кровь».
Сцена и правда тяжелая: Руденко демонстрирует аудитории жуткие доказательства зверств нацистов: сумки, перчатки, абажуры — из человеческой кожи.
«Когда я смотрел хронику, меня поразило спокойствие преступников, их невозмутимость», — говорит актер. Он подчеркивает, что правосудие совершилось во многом благодаря его герою, Руденко.
Внешне Безруков не особо на него похож. И даже имитировать манеру речи советского прокурора — высокий тембр, темп, легкий украинский акцент — артист не стал. «Моя задача — создать образ человека, от которого исходит мощь и уверенность, передать характер», — объясняет он.
Переписать историю
«Я думал, что эта тема раз и навсегда закрыта. Но оказалось, нет, — рассуждает Евгений Миронов. — Вроде бы есть огромное количество документального материала. Тем не менее сегодня многие почему-то «забыли», кто был жертвой, а кто — преступником».
Он играет полковника Мигачева — правую руку главного обвинителя от СССР Романа Руденко. Персонаж вымышленный (как выразился режиссер — «беллетристический»), но для развития сюжета крайне важный. Лебедев пригласил Миронова на проект одним из первых, и актер начал сниматься еще в карантинной Праге в апреле. «Попали в самый разгар пандемии. Зато группа очень сплотилась», — отмечает Миронов.
Готовясь к роли, он пересматривал хронику, изучал архивы. «Здесь важно, что именно советская сторона настояла на суде по всем правилам. Чтобы это был процесс, а не просто месть. И это заслуживает уважения», — подчеркивает актер.
Лебедев, по его словам, «большой мастер саспенса». И перфекционист — чтобы идеально снять одну сцену, может потребовать до 20 дублей.
Кстати, благодаря «Нюрнбергу» Евгений Миронов впервые пересекся в одном фильме с Сергеем Безруковым — до этого в кадре они, оказывается, не встречались.
Рождение мира
«Общий язык с Сережей у нас образовался сразу, мы ничего не искали», — отвечает режиссер Николай Лебедев на вопрос, как ему работается с Безруковым. С такой же теплотой он отзывается и об Игоре Петренко, который играет небольшую, но важную роль — коменданта одного из районов Берлина.
Затем — за границу, в Нюрнберг — город, где немецкий фашизм формально и начался (в 1933 году там состоялся первый съезд нацистской партии), и закончился. «Но, знаете, меня интересовали не монстры, которых судили (хотя они, конечно, все равно обладали особой харизмой, иначе не повели бы за собой столько людей), а то единение, что было в мире», — уточняет Лебедев.
На высшем уровне
Лебедев начал писать сценарий в 2019 году. Опирался на документальные исследования и роман «На веки вечные» писателя и юриста, одного из руководителей Всемирной ассоциации прокуроров Александра Звягинцева, изучавшего Нюрнбергский процесс более 40 лет.
На съемочную площадку в Москве приезжал председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. А в эпизоде появится руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский. Как историк-специалист по военной форме и наградам, он оценил скрупулезную и точную работу художника по костюмам Сергея Прилепы.
Такая заинтересованность на высшем уровне понятна — ведь это первое в России художественное кино, целиком посвященное последней и главной битве с фашизмом.
Но, по словам Лебедева, он понимал, что сам по себе суд не может быть в центре внимания. Поэтому сценарий писал целых два года. Книга Звягинцева скорее роман-хроника, в котором события подаются с документальной точностью. А режиссер хотел сделать ленту интересной не только для историков, но и для обычного зрителя.
Так в картине появилась молодая пара: военный переводчик Волгин (Сергей Кемпо) и Лена (Любовь Аксенова).
«Мне важно, чтобы актеры обладали сильной и светлой энергией, потому что она заставляет аудиторию сопереживать. Кемпо и Аксенова как раз такие», — говорит Лебедев.
Для 36-летнего Сергея, актера Театра имени Ермоловой, это первая большая роль в кино, хотя у Лебедева он уже появлялся — в «Легенде № 17» и в «Экипаже». В этом проекте ему пришлось говорить по-немецки.
Кемпо признается, что поначалу учить текст на чужом языке было сложно, но поставить произношение и грамматику помогли коллеги из Германии.
Команда фильма многонациональная — из девяти стран, много зарубежных актеров. Речь в перерывах и в кадре звучит на нескольких языках. Как, собственно, и было на «суде народов».
Актриса Любовь Аксенова раскрыла закулисье съемок фильма «Нюрнберг»
«Я живу в энергосберегающем режиме, специально мало ем, почти ни с кем не общаюсь»
С актрисою Любовью Аксеновой мы встретились на «Мосфильме», где проходили съемки большой международной картины «Нюрнберг» Николая Лебедева. Это первый игровой полнометражный фильм, посвященный Нюрнбергскому процессу. Любовь играет там русскую девушку Лену, которую главный герой — советский переводчик Игорь Волгин — случайно встретил на улице немецкого города.
Фильм «Гроза». В роли Катерины.
Только теперь выяснилось, что Любовь Аксенова могла бы сыграть Маргариту в экранизации «Мастера и Маргариты», которую должен был осуществить Николай Лебедев, пока не ушел на новый проект. А на роль Ивана Бездомного претендовал ее партнер по «Нюрнбергу» — актер Театра им. Ермоловой Сергей Кемпо.
Николай Лебедев считает, что кино — это энергия, которую приносят его создатели, и в первую очередь актеры. По этому принципу он их и подбирал — как носителей светлой и сильной энергии, способной проникнуть в зрительный зал. В Сергее Кемпо и Любови Аксеновой, сыгравших роли молодых героев, он увидел сходство с их персонажами. В Любе его привлекло сочетание хрупкости и мощного человеческого стержня, пылкости и рассудочности. Ее героиня — обычная девушка, поставленная в необычные жизненные обстоятельства.
«Люба Аксенова — уже опытная актриса, много снималась. Я пытаюсь вывести ее из зоны комфорта, чтобы она открыла в себе что-то новое. В ней есть сила, нежность и упорство, что отвечает стальному, но в то же время хрупкому характеру героини», — сказал «МК» Николай Лебедев после того, как была снята одна из сцен в павильоне «Мосфильма».
Любовь Аксенова окончила ГИТИС, снималась у Михаила Сегала в «Рассказах» и «Глубже!», сыграла Катерину в «Грозе» по Островскому, которую режиссер Григорий Константинопольский перенес в наши дни. Несмотря на молодость, в ее фильмографии уже 55 картин: «Содержанки», «Родина», «Хождение по мукам», «Салют 7», «Обнимая небо», «Гуляй, Вася!», «Мажор». Любовь сыграла главную женскую роль в хите «Майор Гром. Чумной доктор», который попал в топ Netflix. Она на редкость хороша собой и не раз объявлялась разными изданиями не только самой популярной, но даже самой сексуальной актрисой российского кино.
Разговариваем мы с актрисой в перерыве между съемками в гримерной «Мосфильма».
С Сергеем Кемпо и Николаем Лебедевым на съемочной площадке фильма «Нюрнберг». Фото: «Синема Продакшн»
— Ваши коллеги только что рассказали, какая вы профессиональная актриса, как можете помочь партнеру в трудную минуту. Оказывается, достаточно касания, одного слова, и все встает на места.
— Наверное, вам сказал это Сережа Кемпо? Я не думаю, что делаю что-то особенное. Для меня важно чувствовать того, кто рядом со мной в кадре. Существуют разные факторы, тревожащие и отвлекающие нас от работы. Для актера — это обычно что-то личное, принесенное из бытовой жизни. Они мешают работать. Важнее всего — концентрация, нужно находиться «в моменте». Также для меня важно, чтобы тот, кто рядом со мной в кадре, тоже был включен. А что лучше всего возвращает в момент? Физическое действие. Взаимоотношения Волгина, которого играет Сергей Кемпо, и Лены, на мой взгляд, должны быть чистыми и искренними. Поэтому взяться за руки или обняться перед сценой — это лучшие способы вернуться в момент.
Мне интересно работать над этим проектом. Во-первых, потому, что история Лены, персонажа, которого я играю, по-настоящему захватывающая. На ее долю приходятся испытания послевоенного времени. Сейчас я оставлю подробности ее истории в тайне. Пусть героиня пока будет загадкой для зрителя. А второе, что вызывает у меня вдохновение и интерес, — это работа с режиссером картины Николаем Лебедевым. Мы познакомились с ним несколько лет назад на пробах к другому фильму.
— К «Мастеру и Маргарите»?
— Да, и у нас сложились теплые, дружеские отношения. Спустя время меня позвали на пробы «Нюрнберга», но еще не утвердили на роль. На пробах я предложила свое видение персонажа Лены, но тогда оно казалось слишком смелым и не подошло первоначальной концепции. Фильм почти начали снимать, но съемки остановились из-за коронавируса. Время карантина создатели картины провели с пользой. Сценарий еще тщательнее проработан, и от этого фильм усложнился в постановке. Героиня Лена тоже изменилась за время карантина, и мои предложения оказались уместны. Так я оказалась на проекте.
— Не знала, что вы должны были сыграть Маргариту, но по дороге на «Мосфильм» почему-то подумала о том, что вы могли бы ею стать. Переживаете, что такая роль от вас ушла?
— Зачем? Поверьте, лучше идти дальше, и обязательно случится что-то хорошее. Николай Лебедев — очень чуткий и внимательный режиссер. Он понимает все, что я делаю в кадре, даже без слов. Мы будто начинаем общаться на ином языке. Поворот, вздох — он все считывает. Атмосфера на площадке теплая, душевная и в то же время профессиональная.
— Присутствие интернациональной команды сильно структурирует вашу жизнь? Если перерыв на обед назначен на 14 часов, то это закон?
— Подобного масштаба картина впервые в моей практике. Этот фильм — подвиг продюсеров Эльмиры Айнуловой, Марии Журомской, Аркадия Фатеева. Ведь организовать съемки в других странах, привезти иностранных артистов в Россию в столь сложное время, и весь остальной масштаб — это колоссальный труд. Мы снимали в России и Чехии. Очень любопытно было взаимодействовать с иностранными актерами. Например, Йоахим Пауль Ассбёк помогал мне с произношением фраз на немецком языке, а Шарлотта Харвурд и Дэниел Бернс обладают невероятным чувством юмора. Они всегда знают, что сказать, чтобы рассмешить. Многонациональная команда и путешествия во время съемок — не то что побуждают к пунктуальности и тайм-менеджменту. В моей работе эти качества важны всегда.
С Сергеем Кемпо на съемках «Нюрнберга». Фото: «Синема Продакшн»
— Погружаясь в историческую среду, что чувствуете? Это совсем другая жизнь?
— Конечно. Понять, как жили и чувствовали себя люди в других исторических обстоятельствах, непросто. Чтобы прочувствовать это состояние, я специально внедряю в свою жизнь некоторые ограничения. Например, не беру на площадку телефон, чтобы минимизировать соприкосновение с современными технологиями. В кармане ношу только маленький плеер с музыкой, чтобы настраиваться. А чтобы лучше понять состояние Лены, я начала специально ограничивать себя в еде. Это сказывается не только на худобе, но и на моей психике, отражается на внутреннем самочувствии, появляется напряжение. Я верю, что все это помогает добиться достоверности. Сейчас я живу в энергосберегающем режиме. Из-за того, что мало потребляю пищи, стараюсь спать больше, чтобы максимально выкладываться на площадке. Почти ни с кем не общаюсь, стараюсь меньше себя развлекать. Съемки идут уже полгода. Конечно, полностью отказаться от техники сложно. Документальное кино и музыка всегда помогают собраться. Еще я наслаждаюсь декорациями. Они очень позволяют морально встроиться в эпоху, в которой происходит действие фильма.
— Все эти полгода вы больше ни с кем не работали?
— У меня было два с половиной месяца перерыва. В один из них я участвовала в съемках другого проекта. А все остальное время — да, сосредоточилась на «Нюрнберге».
— Говорят, что завтра у вас сложный день? Будет сниматься эротическая сцена?
— Я не считаю съемку откровенных сцен сложной. Меня намного больше беспокоят драматические монологи и то, что происходит между героями. Как будут снимать сцену, я примерно представляю. Николай Лебедев все подробно рассказал. Я доверяю ему и нашему оператору Иреку Хартовичу. А мой партнер Сергей — настоящий профессионал.
— Интересный он актер.
— Уникальный. Это его первая главная роль в большом кино у большого режиссера, и я считаю, что он отлично справляется с такой ответственностью. И человек он хороший, с чувством юмора. Лично мне нравится одно его качество — у Сергея на все есть своя точка зрения, но он не вступает в споры, а с уважением относится к мнению других. Это редкость в наше время. Мне приятно с ним общаться.
В центре Калининграда начались съёмки исторической драмы «Нюрнберг» режиссёра Николая Лебедева. В качестве декораций для фильма используют бывшее здание кёнигсбергской биржи на Ленинском проспекте. Корреспондент Калининград.Ru побывал на площадке и рассказывает, как проходит съёмочный процесс.
В основу фильма лёг роман «На веки вечные» писателя Александра Звягинцева, который рассказывает историю любви на фоне Нюрнбергского процесса. Главные роли в ленте исполняют Сергей Кемпо и Любовь Аксёнова. Также в фильме сыграют другие известные российские актёры, среди которых Евгений Миронов, Алексей Бардуков, Игорь Петренко и Сергей Безруков. Кроме того, в кино задействовали множество артистов из Европы и США.
В Калининграде ведутся экстерьерные съёмки. Для этого рядом с бывшей кёнигсбергской биржей, которая в фильме станет Дворцом правосудия в Нюрнберге, построили декорации 1940-х годов: ретроавтомобили, таблички на немецком, караульные будки. Вокруг площадки выставили свет и зелёные экраны для замены фона. В процессе задействована большая массовка.
«Гражданские — слева, военные — справа!» — звучит в микрофон команда массовке, и толпа людей в одежде середины прошлого столетия начинает подниматься по лестнице в здание, где по фильму проходит военный трибунал над нацистскими преступниками.
Калининград — это очень кинематографичный и прекрасный город, со своей историей и замечательными ландшафтами. Я также был в Светлогорске и других местах региона — это очень интересные съёмочные площадки, и я давно к ним присматривался. Мы хотели бы снимать в реальном Дворце правосудия, однако пандемия не позволяет этого делать. Мы ездили в Нюрнберг и смотрели это здание, но я думаю, что ваше даже больше подходит с точки зрения интонации. Сохранившееся и содержащееся в таком хорошем виде здание [биржи] служит нам большим подспорьем. Потому что нам важно снимать там, где это будет убедительно выглядеть, — сказал режиссёр Николай Лебедев.
В работе над «Нюрнбергом» задействована интернациональная команда. Как поясняют создатели, это крупный международный проект, в котором принимают участие Россия, Германия, Чехия и Великобритания. Помимо Калининграда съёмки проходили в Праге и в Москве.
Строились невероятной красоты декорации зала №600. Я когда-то был в этом музее в Нюрнберге, и могу сказать, что наши художники проделали феноменальную работу. Вы увидите это в фильме — просто не придраться. До каждой щепочки, до каждого уголочка сделано так, как было на самом деле, — подчеркнул актёр Алексей Бардуков, который играет сотрудника штаба советской разведки.
Строительство декораций возле бывшей биржи заняло почти неделю. Сам съёмочный процесс продлится ещё три-четыре дня. Как рассказала руководитель Фестивальной дирекции Ольга Каверзина, предварительный бюджет работы в Калининграде составляет 25 миллионов рублей. Кинопроизводители могут рассчитывать на возврат части затрат по программе рибейтов.
Кинопроизводители смогут вернуть от 20 до 40%. Это зависит от нескольких факторов. Например, я увидела на площадке резервистов (местные актёры массовки, которые находятся в резерве, — прим. Калининград.Ru), значит, они получают уже плюс три процента. Если они вдруг проведут в Калининградской области предпремьерный показ, то это ещё плюс пять процентов. Они обсуждали возможность показа в «Янтарь-холле». Поэтому весной следующего года нас ждёт уже две премьеры — это «Хочу замуж» с Милошем Биковичем и, возможно, «Нюрнберг», — пояснила Каверзина.
Отметим, что механизм рибейтов ввели в Калининградской области в 2016 году. Кинопроизводители могут вернуть не менее 20% расходов, если выберут для съёмок фильмов территорию региона. Средства на компенсацию затрат выделяют из областного бюджета.