семейная жизнь наташи ростовой и пьера безухова
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»
«Война и мир» — фундаментальное произведение Льва Николаевича Толстого, в котором насчитывается более пятисот действующих лиц. Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе являются одними из центральных персонажей, любимыми самим автором.
К финалу эпопеи они обрели взаимное счастье, но путь к созданию семьи не был простым. Героям пришлось пройти через взросление, неизбежно связанное с разочарованием и страданием.
Описание Наташи Ростовой
Наталья Ильинична Ростова впервые представляется читателю девочкой 13 лет. Она не красавица в привычном понимании этого слова, что иллюстрирует цитата из произведения: «черноглазая, с больши́м ртом, некрасивая». Однако её сияющие глаза и внутренние качества привлекают к ней внимание. Наташа обладает открытым сердцем, она очень любит свою семью, не обходят её стороной и подростковые чувства, объектами которых поочерёдно становились несколько молодых людей:
Такой список для тех, кто не знаком с полноценным сюжетом произведения, может показаться крайне негативно характеризующим девушку. Но как раз страдания этих незрелых влюблённостей во многом помогли Наташе научиться чувствовать по-настоящему, подготовили к роли жены и матери.
Совместная жизнь героев
Семья Безуховых обзавелась четырьмя детьми, и жизненные направления супругов неизбежно и круто изменились. Наташа, воспитанная родителями в атмосфере любви и понимания, выйдя замуж, приложила все силы к тому, чтобы и её взаимоотношения с супругом и детьми были гармоничными и полноценными. Ради этого она отказалась от забот о собственной внешности и манерах. Все прошлые увлечения, например, пение, она променяла на уход за детьми и мужем, отдавая всю себя семье.
Окружающие отмечали эту метаморфозу в Наташе, говоря, что после замужества женщина опустилась. Однако автор придал этой характеристике глубину. Жена Безухова осталась прекрасной, только теперь её красота заключалась в естественности. Отказавшись от себя само́й и растворившись в семье, она обрела гармонию, научилась понимать мужа без слов.
Женитьба не прошла бесследно и для Пьера. Успокоив смятенную душу, он обрёл загадочный дар — научился видеть в каждом человеке что-то хорошее и достойное. Любовь Наташи и Пьера сделала их обоих увереннее, и они неосознанно делились счастьем с окружающими.
Таким образом, Л. Н. Толстой написал поистине уникальный роман. Другие произведения зачастую просто заканчиваются свадьбой, что само по себе считается счастливым финалом. Автор «Войны и мира» пошёл дальше, раскрыв секрет долгих и благополучных отношений.
Конечно, не стоит забывать, что это было лишь одной из огромного количества тем монументального романа, повествующего не только о любви мужчины и женщины, но и о патриотизме, позволившем силам российской регулярной армии и казаков одержать победу в Отечественной войне 1812 года.
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»
Вступление
В романе «Война и мир» Наташа и Пьер являются центральными героями. На их долю выпало множество испытаний, которые они должны были преодолеть, чтобы в конце произведения обрести личное счастье.
Характеристика Наташи Ростовой
Наташа вряд ли смогла бы поразить кого-либо чертами своего лица. Но, отсутствие внешней привлекательности с лихвой компенсируется в героине красотой внутренней. Не случайно Толстой часто обращает внимание читателя на «сияющие» глаза Наташи. Ведь глаза, как известно, – отражение человеческой души.
Главное достоинство Наташи – это способность любить. Она любит своих родителей, сестру и братьев. Затем, почувствовав внутреннее богатство Андрея Болконского, она отдаёт сердце ему. В конце романа читатель имеет возможность наблюдать за тем, как зарождается и крепнет любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова.
Наташа любит природу и свой народ. Ей нравится слушать песни дядюшки, девушка сама с удовольствием пускается в пляс. «Она умела понять всё то, что было … во всяком русском человеке». Любовь и сострадание к простым людям заставляет Наташу уговорить мать отдать раненым подводы. А ведь на них находился небогатый скарб разорённых Ростовых, в том числе и её приданое.
Характеристика Пьера Безухова
С Пьером Безуховым читатель впервые встречается в салоне Шерер. От остальных представителей света его отличает взгляд, умный и наблюдательный. Именно этот взгляд вызывает беспокойство хозяйки светского салона.
Жизнь Пьера полна резких поворотов и превратностей. Из незаконного сына вельможи он неожиданно превращается в богача и самого завидного жениха столицы.
Пьер доверчив, поэтому часто становится добычей пронырливых и нечистоплотных людей. Так, на время он сводит дружбу с Долоховым и Курагиным, которые используют его в своих интересах. Попадает под влияние князя Василия, который почти насильно женит его на своей дочери. Герой получает в жёны первую красавицу, Элен Курагину. Счастлив ли он? Вначале ему кажется, что да. Со временем становится ясно, что Пьер и его жена – полные антиподы. У Безухова за не слишком привлекательной внешностью прячется прекрасная душа. А у ослепительной Элен душа отсутствует вовсе.
Несчастливый брак толкает Пьера на путь нравственных исканий. Он пытается изменить мир к лучшему и вступает в масонскую ложу. Но, здесь его ждёт разочарования. Все идеи, которые проповедуют масоны – лицемерные разговоры. Оказывается, что только Пьер всерьёз готов к реальным преобразованиям.
Знакомство героев и развитие их отношений
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».
Любовь Наташи и Пьера
Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. Тем ценнее для них оказывается это новое чувство. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.
В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».
Заключение
Своё сочинение на тему: «Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» хочется закончить цитатой: «Радостно осознавать, что люди достойные, которых так долго испытывала судьба, получают в конце пути заслуженную награду».
Семейные отношения Наташи и Пьера Безухова
Характеристика Наташи Ростовой
Наташа вряд ли смогла бы поразить кого-либо чертами своего лица. Но, отсутствие внешней привлекательности с лихвой компенсируется в героине красотой внутренней. Не случайно Толстой часто обращает внимание читателя на «сияющие» глаза Наташи. Ведь глаза, как известно, – отражение человеческой души.
Главное достоинство Наташи – это способность любить. Она любит своих родителей, сестру и братьев. Затем, почувствовав внутреннее богатство Андрея Болконского, она отдаёт сердце ему. В конце романа читатель имеет возможность наблюдать за тем, как зарождается и крепнет любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова.
Наташа любит природу и свой народ. Ей нравится слушать песни дядюшки, девушка сама с удовольствием пускается в пляс. «Она умела понять всё то, что было … во всяком русском человеке».
Любовь и сострадание к простым людям заставляет Наташу уговорить мать отдать раненым подводы. А ведь на них находился небогатый скарб разорённых Ростовых, в том числе и её приданое.
Характеристика Пьера Безухова
С Пьером Безуховым читатель впервые встречается в салоне Шерер. От остальных представителей света его отличает взгляд, умный и наблюдательный. Именно этот взгляд вызывает беспокойство хозяйки светского салона.
Жизнь Пьера полна резких поворотов и превратностей. Из незаконного сына вельможи он неожиданно превращается в богача и самого завидного жениха столицы.
Пьер доверчив, поэтому часто становится добычей пронырливых и нечистоплотных людей. Так, на время он сводит дружбу с Долоховым и Курагиным, которые используют его в своих интересах. Попадает под влияние князя Василия, который почти насильно женит его на своей дочери. Герой получает в жёны первую красавицу, Элен Курагину. Счастлив ли он? Вначале ему кажется, что да. Со временем становится ясно, что Пьер и его жена – полные антиподы. У Безухова за не слишком привлекательной внешностью прячется прекрасная душа. А у ослепительной Элен душа отсутствует вовсе.
Несчастливый брак толкает Пьера на путь нравственных исканий. Он пытается изменить мир к лучшему и вступает в масонскую ложу. Но, здесь его ждёт разочарования. Все идеи, которые проповедуют масоны – лицемерные разговоры. Оказывается, что только Пьер всерьёз готов к реальным преобразованиям.
История Пьера Безухова
Последняя любовь Натальи, Пьер, тоже прошёл непростой путь к семейному счастью. Сам по себе он никогда не был любимцем женщин. Автор описывает героя такими эпитетами:
Однако неожиданно обретённое внушительное наследство делает мужчину выгодным женихом. В итоге он вынужден пережить огромное разочарование в своём первом браке, когда женится на легкомысленной светской красавице, интересующейся лишь материальным положением супруга.
Жена Безухова, которую звали Элен, быстро обзавелась любовником, чем вынудила Пьера участвовать в дуэли, а потом покинуть неверную супругу, оставив ей бо́льшую часть состояния. При всём этом женщина умудрилась поддерживать свою репутацию несчастной и брошенной жены.
Конечно, это было ударом для Безухова. Пытаясь забыться, он присоединился к масонам, но успокоения ему это не принесло. Тогда его постигла новая грандиозная идея — мужчина решил, что его предназначением является убийство Наполеона, однако и этот замысел не увенчался успехом.
Истерзанная душа Пьера нашла своё успокоение лишь ближе к концу романа. Встреча с Наташей подарила ему благодарную слушательницу, которой мужчина смог поведать о тяготах своей жизни. Сам он поддержал её в трагичной истории любви с Болконским, был одним из немногих, кто понял и простил девушку за то, что она влюбилась и хотела сбежать с недостойным кавалером.
Почувствовав друг в друге родственные души, молодые люди снова обрели жажду жизни. Зародившиеся отношения Пьера и Наташи Ростовой привели к объяснению, признанию в любви, а затем и к свадьбе. О том, какая семейная жизнь получилась у героев, рассказано в эпилоге.
Знакомство героев и развитие их отношений
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает внимание Пьера своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.
Совместная жизнь героев
Семья Безуховых обзавелась четырьмя детьми, и жизненные направления супругов неизбежно и круто изменились. Наташа, воспитанная родителями в атмосфере любви и понимания, выйдя замуж, приложила все силы к тому, чтобы и её взаимоотношения с супругом и детьми были гармоничными и полноценными. Ради этого она отказалась от забот о собственной внешности и манерах. Все прошлые увлечения, например, пение, она променяла на уход за детьми и мужем, отдавая всю себя семье.
Окружающие отмечали эту метаморфозу в Наташе, говоря, что после замужества женщина опустилась. Однако автор придал этой характеристике глубину. Жена Безухова осталась прекрасной, только теперь её красота заключалась в естественности. Отказавшись от себя само́й и растворившись в семье, она обрела гармонию, научилась понимать мужа без слов.
Женитьба не прошла бесследно и для Пьера. Успокоив смятенную душу, он обрёл загадочный дар — научился видеть в каждом человеке что-то хорошее и достойное. Любовь Наташи и Пьера сделала их обоих увереннее, и они неосознанно делились счастьем с окружающими.
Таким образом, Л. Н. Толстой написал поистине уникальный роман. Другие произведения зачастую просто заканчиваются свадьбой, что само по себе считается счастливым финалом. Автор «Войны и мира» пошёл дальше, раскрыв секрет долгих и благополучных отношений.
Конечно, не стоит забывать, что это было лишь одной из огромного количества тем монументального романа, повествующего не только о любви мужчины и женщины, но и о патриотизме, позволившем силам российской регулярной армии и казаков одержать победу в Отечественной войне 1812 года.
Любовь Наташи и Пьера
Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. Тем ценнее для них оказывается это новое чувство. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.
В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».
Характеристика героев
Любовь Наташи и Пьера стала мостом между ними, так как их мировоззрение отличалось. Благодаря своему чувству герои сблизились и обрели счастье.
Характерные черты графа
Пьер — это противоречивая натура. Он благороден, но подвержен кутежам, имеет слабый и мягкий характер. Это добрый, отзывчивый и доверчивый человек, но способен к внезапным бурным вспышкам гнева. Примерами могут стать ссора с Элен после дуэли, разговор с Курагиным после попытки увезти Наталью из Москвы. Его добрые намерения противоречат страстям, порой приводят к неприятностям (например, когда его выслали из Петербурга).
Безухов стремится сблизиться с народом. В его душе происходит борьба внутреннего и интеллектуального начала с чувствами и страстями. Герой обладает аналитическим складом ума, но легко поддается чужому влиянию. Он преданный, способен на сочувствие и сопереживание.
Эпизод в плену — важный момент в биографии персонажа. Его жизнь кардинально меняется, и Пьер обретает смысл существования. Он находит духовного наставника, благодаря которому понимает всю суть, осознает, что нужно принимать все с благодарностью, любить, растить детей и работать. Для графа открываются простые истины, он понимает, что все беды от излишества, а никак не от недостатка денег.
На примере жизни Безухова автор показывает, что люди должны искать, что-то делать, получать знания, ошибаться и снова идти дальше. Нужно жить не разумом, а эмоциями, слушать себя.
Герой понимает, что во время беды и страданий люди объединяются, отпадают межклассовые различия, все становятся едины. После плена главный герой осознает, что больше нечего бояться. Все самое страшное уже позади.
Качества Наташи
Наташа Ростова — олицетворение простоты и доброты. Даже взять отъезд из Москвы, когда она помогает раненым солдатам совершенно бескорыстно и готова пожертвовать чем угодно на благо других. Девушка растет в семье, где царит взаимопонимание, добродетель и любовь. В светском обществе доброе отношение к людям и любовь к Отчизне были показными чувствами. Наташа на этом фоне выделяется, так как не гонится за богатым кошельком. Она чиста и не лицемерна. Именно эти качества и привлекли в ней Болконского.
Героиня обладает жаждой жизни, но при этом боится быть отвергнутой и непонятой. В ее действиях нет агрессии и злобы, а только любовь. Наташа очень тяжело переживает утрату веры в мужчин. Она любит князя Болконского, ее чувства наполнены искренностью и добротой. Аргументом может стать эпизод с первой их встречи, где девушка очень добра и человечна по отношению к Андрею.
Наталья способна воздействовать на нравственную жизнь других героев, вдохновлять, делать лучше. У героини свои жизненные ценности, она считает своим долгом быть любящей женой и прекрасной матерью для ребенка, а также создавать и поддерживать семейный очаг. Можно выделить основные ее характерные черты:
Война не изменила Наталью. Она всегда оставалась доброй и великодушной, помогала людям и поддерживала их. Девушка хотела выйти замуж, создать семью. Семейной жизни — вот чего она желала.
После объяснения Пьера с ней, а затем и после того, как вышла замуж, все встало на свои места. Наташа стала рассудительной. В семье она проявила все свои нежные и безусловные чувства.
Отношения пары
Отношения Пьера и Наташи Ростовой сложились благодаря их характерам, духовному богатству. Они были добры и благородны.
После свадьбы семья Безуховых обзавелась 4-мя детьми, из-за чего произошло изменение их жизненных ориентиров. Жизнь наполнилась гармонией, все прошлые увлечения остались на заднем плане.
Девушка растворилась в семье, а Пьер после женитьбы стал замечать в каждом человеке хорошее и достойное. Пара делилась своим счастьем с окружающими.
Они стали не просто супругами, а верными друзьями, которые принимали участие в каждом мгновении жизни друг друга.
Два разных полюса объединились и создали прекрасную семью, достойную уважения. У них есть чему поучиться будущим поколениям.
Любовь Пьера Безухова к Наташе
Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе «Война и мир». Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.
Любовь Пьера Безухова к Наташе
война мир любовь безухов
Когда Наташе было плохо, она «рада была только Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе» (том 3). Он был единственный, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда Наташа мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил её. А Наташа боготворила его только за то, что он есть на свете и что он для неё единственное утешение. Он был ей дорог и жил в её сердце всё это время «Я сама не знаю, но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека» (том 3).
Пьер никогда не говорил ничего о своих чувствах к Наташе; Представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить» (том 3).
Пьер сохранил в себе любовь к Наташе, прошел с нею через многие препятствия, и, встретившись с Ростовой, он не узнал её. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить радость, в их сердцах проснулась любовь: «вдруг пахнуло и обдало давно забытым счастьем, и забили силы жизни, и овладело ими радостное сумасшествие». «Проснулась любовь, проснулась жизнь». Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Любовь Наташи была наградой Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, вошла в его жизнь, озаряя её теплом, ласковым светом. Наконец Пьер нашел счастье в жизни.
Подобные документы
Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого «Война и мир». Выделение темы родины в творчестве А. Блока.
контрольная работа [20,1 K], добавлен 31.05.2010
реферат [22,2 K], добавлен 21.12.2003
Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский — одна из самых трагических фигур романа «Война и мир». Постоянное развитие образа Пьера Безухова.
реферат [22,3 K], добавлен 14.11.2010
реферат [50,7 K], добавлен 29.09.2011
Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.
презентация [1,1 M], добавлен 30.06.2014
Изучение истории создания романа-эпопеи Л. Толстого «Война и мир». Исследование роли статичных и развивающихся женских образов в романе. Описания внешности, черт характера и мировоззрения Наташи Ростовой. Анализ отношений героини с Андреем Болконским.
презентация [1,5 M], добавлен 30.09.2012
Афанасий Фет как самый талантливый композитор среди поэтов, творчество последователей. Причины духовного падения Дмитрия Ионыча Старцева. Основания дружественных отношений Пьера Безухова и Андрея Балконского. Суть гуманизма творчества Достоевского.
контрольная работа [12,0 K], добавлен 29.06.2010
реферат [42,3 K], добавлен 08.09.2008
Особенности любовной лирики в произведении «Ася», анализ сюжета. Действующие лица «Дворянского гнезда». Образ тургеневской девушки Лизы. Любовь в романе «Отцы и дети». Любовная история Павла Кирсанова. Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви.
контрольная работа [57,3 K], добавлен 08.04.2012
Отношение автора к людям и событиям. Портреты действующих лиц, авторская интонация. Критерии добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми и обществом. Душевное богатство Наташи. Чудесный женский характер.
сочинение [9,9 K], добавлен 14.01.2007
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»: дружба, любовь, отношения, взаимоотношения
Пьер Безухов и Наташа Ростова. Фильм «Война и мир», 1967 г. |
Наташа Ростова и Пьер Безухов являются одними из главных героев знаменитого романа «Война и мир» Толстого.
В этой статье представлена история дружбы и любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова в романе «Война и мир»: описание отношений героев в цитатах, взаимоотношения на разных этапах, материалы для сочинений.
Смотрите:
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир»: дружба, любовь, отношения, взаимоотношения
«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства. » (том 2 часть 5 глава XIX)
«— А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! — сказала вдруг Наташа. » (том 1 часть 1 глава XVII)
««Как могут они быть недовольны чем-то, — думала Наташа. — Особенно такой хороший, как этот Безухов?»» (том 2 часть 3 глава XVII)
«— Вы ведь давно знаете Безухова? — спросил он. — Вы любите его?— Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.» (том 2 часть 3 глава XXIV)
«Эта девушка такое сокровище, такое. Это редкая девушка. » (том 2 часть 3 глава XXII)
«. — Я решительно не знаю, что́ это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что́ можно про нее сказать.
— Умна она? — спросила княжна Марья. Пьер задумался.
— Я думаю нет, — сказал он, — а впрочем да. Она не удостоивает быть умною. Да, нет, она обворожительна, и больше ничего.» (том 2 часть 5 глава IV)
Вскоре после возвращения в Россию Пьер женится на красавице Элен Курагиной, которую также знает с детства:
«. женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица. » (об Элен и Пьере, том 1 часть 3 глава I)
«Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.» (том 1 часть 3 глава II)
««Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер. » (том 2 часть 5 глава I)
«А вместо всего этого, вот, он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке. » (том 2 часть 5 глава I)
«— Где вы — там разврат, зло, — сказал Пьер жене.» (том 2 часть 5 глава XX)
«— Я? Я? Что́ я говорил вам, — вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. — Я всегда это думал. Эта девушка такое сокровище, такое. Это редкая девушка. Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь. И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
— Ну, ну, говорите, я очень рад, — говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея.» (том 2 часть 3 глава XXII)
«Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемою им Наташей и князем Андреем, своею противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее.»
«Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.» (том 2 часть 3 глава XXII)
«— Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, — сказал князь Андрей. — Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, — сказал он вдруг серьезно; — я уеду, Бог знает, что́ может случиться.
— Какое бы горе ни было, — продолжал князь Андрей, — я вас прошу, m-lle Sophie, что́ бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.» (Андрей говорит с Наташей и Соней, том 2 часть 3 глава XXIV)
«Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая-то судьба постоянно сводила его с нею.» (том 2 часть 5 глава XIX)
«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкою женщиной. Но ему всё-таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с бо́льшим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе. » (том 2 часть 5 глава XIX)
«Пьер в этот день обедал в клубе и со всех сторон слышал разговоры о попытке похищения Ростовой и с упорством опровергал эти разговоры, уверяя всех, что больше ничего не было, как только то, что его шурин сделал предложение Ростовой и получил отказ. Пьеру казалось, что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой.» (том 2 часть 5 глава XX)
«Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера. Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
— Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас — считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе — вспомните обо мне. — Он взял и поцеловал ее руку.» (том 2 часть 5 глава XXII)
«— Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
— Теперь куда прикажете? — спросил кучер.
«Куда?» спросил себя Пьер. «Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или в гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал. «
«. в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.» (том 2 часть 5 глава XXII)
«Она <Наташа>почти не выезжала из дому и из приезжавших к ним рада была только одному человеку — Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе. Но она не была даже благодарна ему за его нежность. Ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием. Пьеру, казалось, так естественно быть добрым со всеми, что не было никакой заслуги в его доброте.»
«. ей никогда в голову не приходило, чтоб из ее отношений с Пьером могла выйти не только любовь с ее или еще менее с его стороны, но даже и тот род нежной, признающей себя, поэтической дружбы между мужчиной и женщиной, которой она знала несколько примеров.» (том 3 часть 1 глава XVII)
«― Я сама не знаю, ― быстро отвечала Наташа, но я ничего бы не хотела сделать, чтò бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали. ― Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах.»
«― Да вы ― вы, ― сказала она, с восторгом произнося это слово вы, ― другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, чтò бы было со мною, потому что. ― Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась,, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.» (том 3 часть 1 глава XX)
«— Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего. — спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю!» хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
— Оттого, что мне лучше реже бывать у вас. Оттого. нет, просто у меня дела.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.» (том 3 часть 1 глава XX)
«Вызванный этим вопросом, Пьер поднял голову и почувствовал необходимость высказать занимавшие его мысли; он стал объяснять, как он несколько иначе понимает любовь к женщине. Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему.
Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому тем более над самим собою.» (том 3 часть 3 глава XXIX)
«Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.»
«В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного.» (том 4 часть 3 глава XII)
«В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.(том 4 часть 3 глава XI)
«Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и плача целовал его.» (освобожден из плена, том 4 часть 3 глава XV)
«В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. В тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Всё это Пьеру казалось тогда только странно.» (том 4 часть 4 глава XII)
«Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде.
Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям, — вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.» (том 4 часть 4 глава XIII)
«В конце января Пьер приехал в Москву и поместился в уцелевшем флигеле.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.» (том 4 часть 4 глава XV)
«И лицо <Наташи>, с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, — улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее, — яснее, чем самыми определенными словами, — он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.» (о любви Пьера к Наташе, том 4 часть 4 глава XV)
«Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что́ поглощало всё ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И эта в первый раз пришедшая ей мысль наполняла ее душу радостию.» (том 4 часть 4 глава XVII)
«И не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: всё то, что́ она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославле.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что́ она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.» (том 4 часть 4 глава XV)
«Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он всё ходил по комнате.
«Ну что́ же делать; уж если нельзя без этого? Что́ же делать?! Значит так надо», — сказал он себе и поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье — надо сделать всё для того, чтобы быть с ней мужем и женой», сказал он себе.» (том 4 часть 4 глава ХVІІІ)
«Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизнь. Просить руки ее теперь, я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность. возможность. ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, — сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.»
«— Я думаю о том, что́ вы мне сказали, — отвечала княжна Марья. — Вот что̀ я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей о любви. — Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела, по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.»
«— Поручите это мне, — сказала княжна Марья. — Я знаю.
— Я знаю, что она любит. полюбит вас, — поправилась княжна Марья.» (том 4 часть 4 глава ХVІІІ)1
«Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия.» (том 4 часть 4 глава XIX)
«С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно-насмешливою улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучек, и стриженый, с этой минуты что-то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое, проснулось в душе Наташи.
Всё: лицо, походка, взгляд, голос, — всё вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой, — сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения.
Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была очевидно так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.
Наташа с такою полнотой и искренностью вся отдалась новому чувству, что и не пыталась скрывать, что ей было теперь не горестно, а радостно и весело.» (том 4 часть 4 глава XX)
«— Мари, — сказала она, — научи, что мне делать: я боюсь быть дурною. Что̀ ты скажешь, то я и буду делать; научи меня.
— Да, — прошептала Наташа.» (том 4 часть 4 глава XX)
«Свадьба Наташи, вышедшей в 13-м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых. В тот же год граф Илья Андреевич умер и, как это всегда бывает, со смертью его распалась старая семья.» (Эпилог часть 1 глава V)
«Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила.» (Эпилог часть 1 глава X)
«Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка. Очень редко зажигался в ней теперь прежний огонь.»
«В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны.»
«Все, знавшие Наташу до замужства, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному. Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа. «
«Предмет, в который погрузилась вполне Наташа — была семья, т. е. муж, которого надо было держать так, чтоб он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить и воспитывать.» (Эпилог часть 1 глава X)
«Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом.» (Эпилог часть 1 глава X)
«Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прически, ее невпопад сказанные слова, ее ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине — были обычным предметом шуток всех ее близких.» (Эпилог часть 1 глава X)
«Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества, Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им.» (Эпилог часть 1 глава X)
— Нет, не то. Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно. Ну, да. » (Эпилог часть 1 глава XVI)
Это была история дружбы и любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого: описание отношений героев в цитатах, их взаимоотношения на разных этапах жизни, материалы для сочинений.