сельский блогер aidar kalimullin
Сельский тиктокер Айдар Калимуллин: как покорить миллион деревенскими зарисовками
Интервью тиктокера aidarkin — о любимых животных и Первом канале, о механизмах «ТикТока» и башкирской деревне
Айдар Калимуллин из деревни Копей-Кубово Буздякского района Башкортостана снимает забавные вайны о своем зверье и хозяйстве, которые набрали на платформе «ТикТок» почти 1 млн подписчиков, а в «Инстаграм» — более 150 тысяч. В интервью «Реальному времени» сельский блогер рассказал о своей главной мечте, трудностях сельской жизни, приглашениях на Первый канал, положительных сторонах пандемии COVID-19 и самом популярном у поклонников зверье.
«Где родился — там и пригодился»
— Айдар, почему 25-летний парень живет в деревне Копей-Кубово Буздякского района Башкортостана? Чем вас привлекает именно деревня, а не городские возможности?
— Когда я закончил 11 класс, то решил: где родился — там и пригодился. С детства я рос с животными, которых очень любил. Так что поступил в Башкирский аграрный университет по специальности «зоотехник». И после окончания вуза вернулся обратно в родной Буздякский район в надежде найти здесь работу. Тем более дома осталось хозяйство, так что рассчитывал параллельно помогать маме. Я объездил все места, которые смог, но работу найти не удалось — мне только все лапшу на уши навешали, мол: «Жди-жди, что-нибудь найдем, не охота упускать такой кадр».
В принципе, я изначально планировал вернуться в родную деревню после окончания учебы. Потому что чувствую, что это мое.
— Вам нравится именно сельский уклад жизни, природа, близость к животным — или что?
— Я не люблю всякую суету. Когда выезжаешь в город — там всегда шумно, все куда-то спешат. А тут, в деревне, уединение, природа, спокойствие. Встал, сделал свои дела, отдохнул. А летом и весной вообще прекрасно. Весна — это вообще отдельная тема. Когда все расцветает — это мне по душе.
— Вы говорите, что в деревне: встал, сделал свои дела, отдохнул. Можете кратко описать, как проходит ваш день?
— Встаешь всегда по-разному — в зависимости от времени года. Зимой можно встать и в 9—11 часов. Летом — пораньше, часов в 6, особенно если нужно выгонять стадо. Потому что коровы уже в 7 часов выходят на выгул, а до этого их нужно подоить.
— Вы сами доите?
— Нет, моя мама этим занимается. Но когда она уезжает по делам, я тоже справляюсь. Сейчас вручную доить не надо — есть специальный доильный аппарат. Все очень просто — процесс автоматизирован. Включил — и через 5 минут все готово.
Зимой коровы в сарае. Корма у них в достатке. Хоть до обеда можно не вставать.
— В своих роликах вы пропагандируете и даже в какой-то степени романтизируете жизнь на селе. Но если вслед за вами молодежь поедет в деревню, то с какой жизнью и проблемами они там столкнутся?
— В первую очередь, в деревне никогда не надо лениться. Тут ленивым точно не проживешь. Потому что тут ты сам себя кормишь. В городе ты посидел в офисе, поработал, в магазин зашел и купил, что нужно. А тут ты сам на себя работаешь и сам себя кормишь. Если хорошо поработал — и мясо будет, и картошка. Но все это огромный труд. В первую очередь, не надо лениться.
В сельском хозяйстве нет выходных — это еще одна большая трудность. Просто так сорваться и уехать отдыхать ты не можешь, если за твоим хозяйством никто не будет следить. Ладно у меня мама старательная, помогает во всем. Мы с ней вместе ведем все хозяйство. Если мне куда-то надо, с друзьями встретиться, то все остается на ней, и она справляется.
«Не хочу отходить от деревенской тематики в «ТикТоке»
— Если посмотреть на ваши соцсети, то вы присутствуете практически на всех платформах. Разве что на YouTube дело продвигается не столь активно…
— Да, я стараюсь взаимодействовать со всеми платформами. Что уж не загрузить видео на другие платформы, раз я это уже снял? Но сама загрузка видео дается нелегко, потому что у нас и в деревне, и в поселке скорость интернета оставляет желать лучшего. Это занимает большое количество моего времени.
— Почему наибольшего успеха вам удалось добиться именно в «ТикТок»? Вы уже скоро пробьете миллион…
— Да, до миллиона мне осталось всего 40 тысяч подписчиков. Но в последнее время на этой платформе у меня появилось много конкурентов. Всем очень стала нравиться тема сельского хозяйства, и все активно начали снимать. Но раньше, до меня, этого в «ТикТоке» не было. Я, можно сказать, основатель, первопроходец в этой тематике. На заре я был очень популярен, но сейчас активность в приросте подписчиков падает. Я не могу сказать, с чем это связано. Может быть, алгоритмы «ТикТока» как-то изменились.
Но я не хочу отходить от деревенской тематики. Когда я учился в городе и мы снимали маленькие скетчи, вайны, они не пользовались большой популярностью. Потому что уже тогда были блогеры-миллионники и все смотрели их, было очень трудно подняться. В 2015 году видеоролик, где мы с моим псом Графом скачем на лошади, стал таким популярным, что нас заметили на Первом канале. Редакторы передачи «Пусть говорят» увидели видео на YouTube и пригласили на съемки. Мне удалось лично пообщаться с Андреем Малаховым. Эта поездка смотивировала меня снимать дальше. Я подумал: если я, обычный парень, снял видео, которое на YouTube всего за один день набрало под 50 тысяч просмотров, и меня пригласили на Первый канал, то надо продолжать снимать дальше.
Сельский тиктокер Айдар Калимуллин: как покорить миллион деревенскими зарисовками
Интервью тиктокера aidarkin — о любимых животных и Первом канале, о механизмах «ТикТока» и башкирской деревне
Айдар Калимуллин из деревни Копей-Кубово Буздякского района Башкортостана снимает забавные вайны о своем зверье и хозяйстве, которые набрали на платформе «ТикТок» почти 1 млн подписчиков, а в «Инстаграм» — более 150 тысяч. В интервью «Реальному времени» сельский блогер рассказал о своей главной мечте, трудностях сельской жизни, приглашениях на Первый канал, положительных сторонах пандемии COVID-19 и самом популярном у поклонников зверье.
«Где родился — там и пригодился»
— Айдар, почему 25-летний парень живет в деревне Копей-Кубово Буздякского района Башкортостана? Чем вас привлекает именно деревня, а не городские возможности?
— Когда я закончил 11 класс, то решил: где родился — там и пригодился. С детства я рос с животными, которых очень любил. Так что поступил в Башкирский аграрный университет по специальности «зоотехник». И после окончания вуза вернулся обратно в родной Буздякский район в надежде найти здесь работу. Тем более дома осталось хозяйство, так что рассчитывал параллельно помогать маме. Я объездил все места, которые смог, но работу найти не удалось — мне только все лапшу на уши навешали, мол: «Жди-жди, что-нибудь найдем, не охота упускать такой кадр».
В принципе, я изначально планировал вернуться в родную деревню после окончания учебы. Потому что чувствую, что это мое.
— Вам нравится именно сельский уклад жизни, природа, близость к животным — или что?
— Я не люблю всякую суету. Когда выезжаешь в город — там всегда шумно, все куда-то спешат. А тут, в деревне, уединение, природа, спокойствие. Встал, сделал свои дела, отдохнул. А летом и весной вообще прекрасно. Весна — это вообще отдельная тема. Когда все расцветает — это мне по душе.
— Вы говорите, что в деревне: встал, сделал свои дела, отдохнул. Можете кратко описать, как проходит ваш день?
— Встаешь всегда по-разному — в зависимости от времени года. Зимой можно встать и в 9—11 часов. Летом — пораньше, часов в 6, особенно если нужно выгонять стадо. Потому что коровы уже в 7 часов выходят на выгул, а до этого их нужно подоить.
— Вы сами доите?
— Нет, моя мама этим занимается. Но когда она уезжает по делам, я тоже справляюсь. Сейчас вручную доить не надо — есть специальный доильный аппарат. Все очень просто — процесс автоматизирован. Включил — и через 5 минут все готово.
Зимой коровы в сарае. Корма у них в достатке. Хоть до обеда можно не вставать.
— В своих роликах вы пропагандируете и даже в какой-то степени романтизируете жизнь на селе. Но если вслед за вами молодежь поедет в деревню, то с какой жизнью и проблемами они там столкнутся?
— В первую очередь, в деревне никогда не надо лениться. Тут ленивым точно не проживешь. Потому что тут ты сам себя кормишь. В городе ты посидел в офисе, поработал, в магазин зашел и купил, что нужно. А тут ты сам на себя работаешь и сам себя кормишь. Если хорошо поработал — и мясо будет, и картошка. Но все это огромный труд. В первую очередь, не надо лениться.
В сельском хозяйстве нет выходных — это еще одна большая трудность. Просто так сорваться и уехать отдыхать ты не можешь, если за твоим хозяйством никто не будет следить. Ладно у меня мама старательная, помогает во всем. Мы с ней вместе ведем все хозяйство. Если мне куда-то надо, с друзьями встретиться, то все остается на ней, и она справляется.
«Не хочу отходить от деревенской тематики в «ТикТоке»
— Если посмотреть на ваши соцсети, то вы присутствуете практически на всех платформах. Разве что на YouTube дело продвигается не столь активно…
— Да, я стараюсь взаимодействовать со всеми платформами. Что уж не загрузить видео на другие платформы, раз я это уже снял? Но сама загрузка видео дается нелегко, потому что у нас и в деревне, и в поселке скорость интернета оставляет желать лучшего. Это занимает большое количество моего времени.
— Почему наибольшего успеха вам удалось добиться именно в «ТикТок»? Вы уже скоро пробьете миллион…
— Да, до миллиона мне осталось всего 40 тысяч подписчиков. Но в последнее время на этой платформе у меня появилось много конкурентов. Всем очень стала нравиться тема сельского хозяйства, и все активно начали снимать. Но раньше, до меня, этого в «ТикТоке» не было. Я, можно сказать, основатель, первопроходец в этой тематике. На заре я был очень популярен, но сейчас активность в приросте подписчиков падает. Я не могу сказать, с чем это связано. Может быть, алгоритмы «ТикТока» как-то изменились.
Но я не хочу отходить от деревенской тематики. Когда я учился в городе и мы снимали маленькие скетчи, вайны, они не пользовались большой популярностью. Потому что уже тогда были блогеры-миллионники и все смотрели их, было очень трудно подняться. В 2015 году видеоролик, где мы с моим псом Графом скачем на лошади, стал таким популярным, что нас заметили на Первом канале. Редакторы передачи «Пусть говорят» увидели видео на YouTube и пригласили на съемки. Мне удалось лично пообщаться с Андреем Малаховым. Эта поездка смотивировала меня снимать дальше. Я подумал: если я, обычный парень, снял видео, которое на YouTube всего за один день набрало под 50 тысяч просмотров, и меня пригласили на Первый канал, то надо продолжать снимать дальше.
«Я снимаю это от души»: блогер из Башкирии стал популярен благодаря видео о сельской жизни
Проснулся знаменитым. Айдар Калимуллин из деревни Копей-Кубово Буздякского района решил не просто выкладывать в «Инстаграме» фотографии и записывать короткие видео, а в простой и, главное, смешной форме рассказывать о сельской жизни. Такой подход понравился подписчикам, и за короткое время их количество перевалило за 90 тысяч человек.
Каждый ролик, записанный Айдаром Калимуллиным, собирает в «Инстаграме» десятки тысяч просмотров. Сам блогер признается, что сценарий он никогда не сочиняет, просто снимает всё, что делает у себя во дворе. Убирает снег, кормит домашний скот, собирает куриные яйца, играет с любимой собакой. И делает это от души и с чувством юмора.
Я сам родился в деревне, всё это вижу, живу этим. Я хочу донести это до людей, чтобы они тоже увидели. Чтобы они рвались в деревню. Потому что сейчас молодёжь в основном уезжает в какие-то города, и это всё не ценится.
Айдар Калимуллин, блогер
Айдар – выпускник Аграрного университета, по специальности – зоотехник. Но диплом парню пока не пригодился: работы в родном районе он не нашел. Решил применить полученные знания в своём подсобном хозяйстве. При этом стать популярным блогером и не мечтал. Всё изменил вот этот ролик, на котором он, пока ещё никому не известный сельский парень, скачет верхом на лошади в компании своего пса.
Как-то загрузил это видео в YouTube, и как-то понеслось, всем понравилось. Я дальше начал записывать про эту собаку и про коня, как мы вместе скачем.
Айдар Калимуллин, блогер
Сейчас главная звезда влогов – индюк, который фигурирует во многих роликах и, судя по комментариям, очень нравится подписчикам. Появится он и в новом клипе, который Айдар уже снял и сейчас монтирует. Параллельно рассуждает о хейтерах, которые сравнивают его с другими блогерами и считают, что парень просто скопировал чужую идею.
У разных людей разная подача, так скажем. Изюминка в чём? Скорее всего, как пишут в комментариях, в простоте и в любви к животным. Я не просто так снимаю, я снимаю это от души. Вот из-за этого, мне кажется, меня народ так полюбил.
Айдар Калимуллин, блогер
Для многих известных блогеров раскрученная страница – основной источник заработка за счет рекламы. Но о монетизации своего аккаунта Айдар Калимуллин пока ещё серьезно не задумывался. Главное – показать своим фолловерам, которых уже почти 100 тысяч, все прелести жизни за пределами города.
Во дворе у сельского блогера настоящая фабрика звёзд. Кошки, собаки, коровы, лошади, курицы и главная знаменитость – индюк по кличке Чужой. Именно умение преподнести сложные деревенские будни смешно и по-простому сделало Айдара Калимуллина популярным в социальных сетях. Останавливаться на достигнутом он не намерен, в планах и дальше рассказывать о сельской жизни своим подписчикам, которых с каждым днём становится всё больше.
«Баба-слесарь и человек-жиза»: как блогеры «из народа» набирают миллионы просмотров и зарабатывают десятки тысяч рублей в TikTok
«Человек-жиза», «баба-слесарь», «сельский блогер» — это не супергерои из русских комиксов, а прозвища новых героев TikTok, которые снимают эпизоды из своей жизни и без вложений в раскрутку, технику и команду, а также без поддержки профильных агентств набирают в соцсети миллионы просмотров. «Люди устали от идеальных картинок красивой жизни, а TikTok позволяет пользователям показать свое истинное «я». Повседневная жизнь — одна из самых популярных категорий видео, так как сообщество платформы ценит искренность и ищет ее», — объясняет феномен популярности «народных» блогеров Кристина Еремеева, руководитель пресс-службы TikTok в России. Рекламодателей правда жизни тоже привлекает — авторы подобных страничек получают заказы от AliExpress, «Л’Этуаль», Aviasales и других крупных брендов.
Forbes поговорил с тремя популярными тиктокерами новой волны и выяснил, как им удалось заинтересовать миллионы людей бытовыми сценками и превратить кустарные съемки «на старенький смартфон» в основной источник дохода.
Контент по-деревенски
Айдар — единственный мужчина в семье: отец умер, когда мальчику едва исполнилось три года. В детстве он хотел стать космонавтом, потому что родился 12 апреля. Когда подрос, мечтал о театральных подмостках и игре в кино. Но жизнь на природе и постоянное общение с животными изменили планы — Калимуллин поступил в Башкирский государственный аграрный университет на факультет биотехнологии и ветеринарной медицины, магистратуру которого окончил в 2019-м. Стипендии на жизнь не хватало, поэтому после пар подрабатывал разнорабочим за 500-600 рублей в день.
«Мама боится, что доходы от рекламы обратно отнимут, и считает меня бездельником»
Калимуллин думал, что высшее образование поможет найти работу, но поиски оказались тщетными: «Объездил весь район, всех предпринимателей. Сказали — жди». По словам блогера, работу ему так никто до сих пор и не предложил. «Я шесть лет свои потерял. И никому я не нужен», — вздыхает Айдар. Он отправился домой, чтобы заниматься хозяйством. Доход приносили мелкие подработки: наколоть дрова, попасти коров.
Еще на первом курсе Айдар начал делиться публикациями с зарисовками деревенской жизни в Instagram: выкладывал селфи с лошадью, фотографировал кроликов, показывал деревенские скачки и уборку сена. В 2015-м ролик, где Калимуллин скачет верхом на лошади вместе с собакой, попал в YouTube и набрал 50 000 просмотров. Ведущий тогда еще «Первого канала» Андрей Малахов пригласил Калимуллина в передачу «Пусть говорят» (записи нет в открытом доступе, сохранилось короткое видео, которое блогер записал во время встречи с ведущим). Айдар стал героем рубрики «Аффтар жжот», посвященной авторам «взорвавших интернет» роликов. После эфира об Айдаре вышло еще несколько материалов в СМИ, а количество подписчиков в Instagram выросло до 18 000 (сейчас 113 600).
Это дало стимул снимать дальше, но сохранить взрывной рост не получалось. «Снимал я не деревенскую жизнь, а всякие вайны молодежные. Хотел пробиться в этом направлении, но, видимо, таких роликов было полно и конкуренция была большая. Поэтому ничего не выходило», — анализирует Калимуллин. Он вернулся к формату влогов о будничной жизни в селе: «Я не сдавался, у меня это в крови. Снимал, снимал, снимал, снимал. Хоть и просмотров было мало. Начал снимать деревенскую жизнь, потому что остальные ниши были заняты — танцы, тудым-сюдым, а про деревню я ничего не видел».
В сентябре 2018 года Калимуллин завел аккаунт в TikTok и начал публиковать там тот же контент, что в Instagram. Здесь ролики сразу стали набирать тысячи просмотров, а отдельные видео вроде колки дров на скорость — сотни тысяч. Появился азарт.
У Айдара нет четких рубрик: видео с животными чередуются с разговорными роликами, в которых он обращается к подписчикам, и приколами, в которых обыгрываются сельские реалии. Встречаются танцы и репортажи с работы, полезные советы и видео по мотивам трендов площадки.
За первый месяц он привлек 120 000 подписчиков. «В TikTok пользователи могут найти контент, который отражает их собственную жизнь, и узнать в роликах себя, или же, наоборот, открыть для себя авторов с другим культурным бэкграундом. Горожанам, например, любопытно узнать о жизни парня с фермы», — объясняет интерес к такого рода контенту Еремеева. С ней соглашается Рустем Богданов, основатель продюсерского центра ПЦ, который специализируется на TikTok: «Айдар чудесно передает атмосферу Башкортостана и рассказывает про лайфхаки для деревенских — никогда не знаешь, в какой момент жизни эти советы тебе пригодятся, поэтому с интересом досматриваешь».
В марте прошлого года ролик Калимуллина про уборку рабочего стола набрал 5 млн просмотров. В момент публикации блогер был в кафе с девушкой и друзьями. «Я смотрю, прям на глазах растет [число подписчиков] — плюс 5000, плюс 10 000. Я был в шоке», — вспоминает он. За ночь ролик получил 1 млн просмотров, а аккаунт — несколько сотен тысяч подписчиков. «Хайпанул», —констатирует Айдар.
«Люди устали от идеальных картинок красивой жизни, а TikTok позволяет пользователям показать свое истинное «я»
Калимуллин стал получать заказы на рекламу — в основном от местных предпринимателей, которые продают товары для животных или деревенских нужд (Айдар уверяет, что соседи по селу знают о TikTok и обращаются к нему с предложениями сами). Одна публикация обходится компаниям в 7000 рублей, блогерам — в 3000-5000 рублей. Блог стал для Калимуллина основным источником дохода — приносит в месяц от 20 000 рублей. «Это средняя зарплата по Башкирии», — не без гордости уточняет блогер.
За год число его подписчиков выросло вдвое. Но Калимуллин недоволен — считает, что у него застой, потому что на съемки остается мало времени. Мать не одобряет его увлечение, «гонит работать», когда видит с камерой. По словам блогера, она опасливо относится к доходам от рекламы — боится, что «обратно отнимут», — считает сына бездельником и мечтает, чтоб он наконец нашел «нормальную работу с трудовой [книжкой]».
Но у Калимуллина другие планы. Он собирается использовать блог, чтобы заработать стартовый капитал и «замутить бизнес» — собственную ферму. «А пока я живу сегодняшним днем», — заключает блогер, прерывая разговор, чтобы вернуться к жизни за кадром.
Лайфхач в бич-магазе
36-летняя Юлия Тамко из уральского города Алапаевск, в блогерской среде известная как «баба-слесарь», привлекла 856 000 подписчиков полезными лайфхаками и бытовыми зарисовками из своей жизни. Про TikTok ей рассказали дети, а нащупать нишу помогла лень. Прозвище она дала себе сама — «я ведь правда баба и правда слесарь».
Юлия с детства любила работать руками. Отучилась в колледже на портного, потом поступила в институт на технолога деревообрабатывающей промышленности, но учебу не закончила. И в 25 лет начала учиться заново — заочно на юриста в Уральском государственном педагогическом университете.
С подросткового возраста Тамко сама себя обеспечивала: работала официанткой, швеей-мотористкой, делопроизводителем и бухгалтером на аутсорсе. После трех лет в декрете устроилась в строительную компанию, где отвечала «за бумажные дела».
Однажды она проходила мимо своих детей (двух дочерей, сейчас им 8 и 10 лет) и заметила, что они не могут оторваться от «ерунды» YouTube-блогеров. Дети возразили, что Юлия ничего не понимает и что «блогеры крутые». Тогда Тамко решила доказать, что может быть не менее интересной и что блогером стать легко — «чтобы дети больше уважали».
В августе 2019-го она скачала TikTok. Когда вводила фамилию, случайно ошиблась — написала «Тако», но исправлять на стала. Сначала придумывала юмористические сценки, которые разыгрывала с детьми, но вскоре «устала придумывать дичь» и начала снимать все подряд.
«У меня была тяга к тому, чтобы инструментами поработать. Мы дачу своими руками построили и баньку»
Юлия показывает в кадре свою работу, снимается в спецовке, делится полезными в быту лайфхаками — они составляют примерно две трети ее контента. Например, как выбрать арбуз и нарезать его леской или как избавиться от паразитов на грядках. Рассказывает о находках в бюджетных магазинах. Снимает и просто эпизоды из жизни: как готовит еду, общается с дочкой — часто без глубокомысленного содержания. Отличается фирменными словечками: арбуз у нее — «жарбуз», магазин — «бич-магаз», лайфхак — «лайфхач», закуски — «хавчик», бьюти-рубрика — «бьюти-херути». При этом в разговоре с Forbes Тамко жаргон не использует — признается, что намеренно утрирует речь в кадре, потому что в TikTok «на то, чтобы зацепить зрителя, есть всего минута».
Зрителям полюбился такой контент. Ролик, где Юлия показывает, как своими руками сделать бассейн с подогревом из нержавеющей емкости, за день посмотрели 200 000 раз (всего 700 000) — это дало приток в 7000 подписчиков. Следующий хит — репортаж про дешевый продуктовый магазин, «куда другим стыдно ходить», за день набрал около 1 млн просмотров (сейчас 1,4 млн).
К ноябрю на Тамко подписались 180 000 человек. Она стала получать первые рекламные заказы — например, от онлайн-школы, название которой блогер не хочет афишировать и которая предложила записать серию видеоуроков о том, как быстро раскрутиться в TikTok с нуля. На этом сотрудничестве Юлия заработала 200 000 рублей.
К февралю число подписчиков выросло до 300 000, к середине июня — до 800 000. «Люди любят смотреть на чужую жизнь», — смеется Юлия. Богданов из ПЦ объясняет успех Тамко тем, что она показывает авторские, мало кому известные лайфхаки, которые нельзя найти в интернете, поэтому «появляется доверие и интерес смотреть еще».
К блогеру начали обращаться и крупные бренды: сеть «Л’Этуаль» (в компании не ответили на запрос Forbes), для которой Юлия сняла ролик в стиле «ожидание и реальность» о том, как выглядит девушка-слесарь; и платформа «AliExpress Россия» — Тамко периодически делится с подписчиками их промокодами. «Покупки становятся спонтанными — пользователь видит товар в ленте, в контенте блогеров и лидеров мнений. Если контент хороший, промомеханика хорошо работает, а блогер знаком и ему можно доверять, то человек совершает покупку, — комментирует причину сотрудничества Надежда Егорова, директор направления social e-commerce AliExpress Россия. — Пользователи устали от навязчивой рекламы, бесконечных рассказов о преимуществах продукта и идеального контента, об идеальной жизни. Поэтому и появился тренд на «настоящий» контент, который показывает жизнь как она есть: неидеальную, но такую близкую и многогранную».
Реклама у Тамко обходится компаниям в 5000 рублей за один ролик, другим тиктокерам — в пять раз дешевле. Еще один источник дохода — консультирование: Юлия предлагает начинающим блогерам разбор их профиля. За анализ сильных и слабых сторон и советы о том, куда стоит двигаться, она берет 1500 рублей. Услугу за пять месяцев купили 80 человек. По словам Тамко, в среднем ее совокупный заработок в TikTok составляет 70 000 рублей в месяц.
Сейчас Юлия готовит новый авторский курс по TikTok и копит деньги на заветную мечту — кругосветное путешествие в доме на колесах, который уже куплен и ждет открытия границ.
Магия «иууу»
Таланов собирался стать программистом — в 2012-м поступил в Казанский федеральный университет (КФУ) на соответствующий факультет, но через полгода понял, что ему «не хватает креатива», и перевелся на маркетолога. Параллельно с учебой играл в студенческой команде КВН «Трое из ларца».
Чтобы оплачивать учебу в магистратуре (Таланов продолжил учиться в КФУ на специалиста по связям с общественностью), он подрабатывал в местном креативном агентстве и на фрилансе продвигал казанские кафе и кальянные. Каждый проект приносил в среднем 20 000-30 000 рублей в месяц.
«Дима четко подмечает каждую деталь жизни и адаптирует эти детали под тренды»
Параллельно штурмовал соцсети. Сначала завел паблики во «ВКонтакте» про литературу и юмор, но на них подписывались только друзья. Тогда Дмитрий решил «реализовать свой творческий потенциал» через «видосики в Instagram». В то время у него было около 800 подписчиков — близкие друзья и знакомые.
Снимал юмористические скетчи — вайны, которые тогда были в моде. Разбирал смешные рифмы музыкантов, тексты хитов, разыгрывал сценки в духе КВН. Но такой контент ему не нравился, признается Таланов: «Я плохой актер — мог придумать шутку, но отыграть ее голосом плохо получалось». Он завел новый аккаунт, стал продвигать его с помощью таргетированной рекламы и хештегов и довел число подписчиков до 7000.
Летом 2019-го университетский друг посоветовал Таланову присмотреться к TikTok — загружать туда те же ролики, что он снимал для Instagram. К тому времени Дмитрий придумал персонажа — тетю Любу, — наряжался в женский халат и делал на голове тюрбан из полотенца, не сбривая бороду, — которая высказывает ироничные мнения о современной музыке. За неделю в TikTok на него подписались 25 000 человек. Но персонаж быстро наскучил Таланову: он решил, что смотрится в роли неорганично, и забросил съемки.
Однако через несколько месяцев блогер все же нащупал концепцию по душе — короткие ролики без закадрового голоса, в которых под один и тот же трек обыгрываются типичные жизненные ситуации. Дмитрий признается, что подсмотрел формат у зарубежного микроблогера, ника которого не помнит, но настаивает, что «докрутил идею».
Контент он стал разделять на несколько постоянных рубрик. «Иууу» — когда происходит что-то неприятное, например, берешь палочками ролл, а он падает в соевый соус. «Это боль» — законы подлости: причесался, надел толстовку, волосы снова спутались. «Магия» — когда получается что-то, что не могло произойти: выдавил зубную пасту из пустого тюбика. «Зачем мы это делаем» — просто нелепые мелочи, например, когда люди приклеивают жвачку за ухо. «Просто кайф» — приятные вещи: в жару разулся и зашел в воду помочить ноги. «Тупые вопросы» — человек приходит в гости в квартиру и спрашивает: «Есть туалет?» Наконец, рубрика «Предотвращение фейлов» — когда успеваешь остановиться за секунду до катастрофы: постелить салфетку, чтобы при переливании из одной кружки в другую жидкость не растеклась по столу. В каждом «рубрицированном» ролике по 3-5 сценок соответствующей тематики.
У каждой рубрики свое узнаваемое музыкальное сопровождение, подходящее по смыслу: у «Иууу» одноименный звук, у «Магии» — кавер на музыкальную тему из «Гарри Поттера» и т.д. Сюжеты блогер берет из своих наблюдений. «У меня мышление направлено на постоянное написание материала, все-таки я в КВН играл. Я был больше автором, чем актером, и у меня мозг просто так работает», — объясняет Таланов. Снимает он в основном дома, без дополнительных декораций и реквизита.
«Это жизнь просто. Все люди с этим сталкиваются, у меня интуитивно понятный юмор»
К началу мая 2020-го его страница в TikTok набрала 100 000 подписчиков. На самоизоляции появилось больше свободного времени, поэтому он стал снимать чаще — по два-три видео в день. Ролики стали часто попадать в рекомендации, благодаря чему видео Таланова набирали от 1,5 млн до 5 млн просмотров. За следующий месяц число подписчиков выросло в десять раз — до 1 млн человек, к 11 июля перевалило за 2 млн. Еремеева из TikTok и Богданов из ПЦ считают, что динамика Дмитрия не похожа на накрутку — набрать больше 2 млн подписчиков за два месяца без рекламы в соцсети «вполне реально». «Это жизнь просто. Все люди с этим сталкиваются, причем не только в России, а вообще везде. У меня интуитивно понятный юмор», — объясняет свою популярность сам Таланов. По его словам, статистика профиля показывает, что 64% зрителей — иностранцы.
Монетизировать внезапно свалившуюся на него миллионную аудиторию Дмитрий еще толком не успел. За свою бытность блогером он заработал 76 000 рублей — 75 000 из них заплатил за интеграцию Aviasales, еще 1000 — другой блогер (его имя Таланов не называет). «Мы обратили внимание на Диму по трем причинам: жизненный и близкий людям контент — мы тоже привыкли со своими пользователями говорить на одном языке; охват — видео Димы стабильно набирают от 1 млн просмотров; автономность — Дима собирает большое количество просмотров в TikTok, но до сих пор работает не через блогерское агентство. Это быстрее, дешевле и качественнее с точки зрения выстраивания отношений», — отмечает Дарья Назарова, маркетинг-менеджер Aviasales.
В июне 2020 года Таланов отказался от маркетинговых подработок и сфокусировался на TikTok. Он признается, что использует площадку как трамплин для главной цели — стать сценаристом для телевизионных и YouTube-проектов и развить сообщество блогеров в Казани: «У меня нет тяги к публичности. Для меня до сих пор очень и очень тяжело, когда люди просят со мной сфоткаться. Я не понимаю этого, потому что не делаю ничего особенного — просто снимаю видосики в TikTok».