секреты подростков 1980 актеры
Поколение блейзера: интервью с актерами сериала «Трудные подростки»
«Трудные подростки» — еще один российский хит видеосервиса more.tv после «Чик» и «Психа». Два сезона набрали более 100 миллионов просмотров. Буллинг, абьюз, отрицательные модели поведения — сериал подробно описывает многослойный мир поколения. Актеры проекта, отлично понимающие своих героев, рассказали о том, что делает обычных подростков трудными.
«Трудные подростки» — история опального футболиста Антона Ковалева, который выходит на свободу после тюрьмы. Туда он попал из‑за пьяного дебоша в кафе. Чтобы восстановить репутацию, Ковалев идет работать в Центр воспитания трудных подростков. Там ему выдают группу из очень непростых подопечных. У каждого — сложный характер и судьба.
— Что, как вам кажется, делает подростков трудными? Почему их можно так назвать?
Владимир: «Трудный» — это лишь клише, которое просто заюзано и все. Это обычный подросток. Такими их делает жизнь и отношение к ним. Возможно, когда их родители были маленькими, у них были проблемы, а теперь они сами проецируют агрессию на собственных детей.
Мила: Это неудобные люди.
Свят: Неудобный человек — тот, сопротивляется, идет против общепринятых моральных устоев.
Алена: Не такой, как все. Он ни хороший, ни плохой, просто не вписывается в общепринятый формат.
Мила: Все идет из семьи. Бывают такие ребята, которые видят только отрицательную модель поведения. Они думают, что все так живут.
Свят: Меня тоже родители наказывали до слез и синяков на заднице, но я вырос и понимаю, что я так не хочу воспитывать своих детей.
Владимир: А кого‑то бьют ремнем по любому поводу. Я недавно видел ситуацию: мама на сына орала, потому что он неправильно надел маску. Как будто нельзя ребенку спокойно объяснить.
— Может ли в примерной семье появиться трудный ребенок?
Свят: А я вырос в среде, где пятиклассники дерутся с восьмиклассниками просто потому, что кто‑то на кого‑то не так посмотрел.
— Вы все рассказываете грустные истории, но это, наверное, потому, что вы все родились в 90-е.
Настя: Я выросла в хорошей семье. Да, не в полной. Мой отец погиб, когда мне было два года. Но мои бабушка, дедушка и мама всегда были мне настоящими родителями. Так сложилось, что проблем и конфликтов в семье не было. Но благодаря сериалу я поняла многих ребят, почему они совершают те или иные поступки, которые не нравятся обществу.
Правильно Вова сказал, что они трудные, потому что их так называют в обществе. Трудно — это в первую очередь для взрослого, который забирает своего нетрезвого несовершеннолетнего ребенка с очередной тусовки.
И у некоторых есть очевидные причины быть трудными. Эти причины показаны в нашем сериале, я не буду их все перечислять. Например, родители с алкогольной или наркозависимостью или отсутствие родителей. Да, таким ребятам надо помогать. Но им самим просто нужно быстрее взрослеть и помогать самим себе.
Вот кто действительно не вызывает уважения, это подростки, которые становятся трудными в благополучных семьях. Они становятся такими от скуки, пресыщения.
— Вам всем пишут поклонники сериала? Они воспринимают вас как персонажей и поэтому просят помощи?
Свят: Они ищут внимания, им не хватает любви. Мне пишут: «Мне плохо, я хочу уйти из жизни». Ты не можешь это проигнорировать.
— А вдруг это фейк?
Свят: Я этого не знаю, но чувствую какую‑то ответственность. Если я это пропущу, то сам потом буду мучиться. Я себя загрызу. Я разговариваю с ними, а через месяц они мне пишут счастливые, что все налаживается. И мне от этого очень хорошо.
— Это же дети. Они всегда жестокие.
Алена: Дети очень жестокие. Я была в такой же ситуации. И ты чувствуешь ответственность. В тебе ищут руку помощи.
Владимир: По факту объяснять — это работа родителей, а не наша. Объяснять, что в таком теле ты родилась. Что надо забить на дебилов, которые над тобой издеваются. Что нужно любить себя. Мы им не родные люди, мы не знаем их проблем, мы можем помочь только поддержкой и вниманием, но они нас забудут через пару лет, а родители будут всегда.
Алена: Это должна быть безусловная любовь от родителей. Потому что, когда тебя не любят, конечно, у тебя будут комплексы. Плюс общество указывает тебе на твои недостатки.
Настя: Идеальная формула — когда тебя любят родители, ты сам классный ребенок, у тебя нет времени на всякую дурь и ты кладешь на мнение своих сверстников.
Мила: В этом смысл пубертата, когда ты думаешь, что родители ничего не понимают, и начинаешь искать авторитет среди сверстников, которые эти комплексы и навешивают.
Владимир: Этот период нужно просто пережить. В школе на обществознании нам говорили, что на 70% на тебя влияет общество, а на 30% — уже родители. Так что если ты изначально принимаешь нестандартные решения, то ожидай, что все будут либо над тобой подшучивать, либо не понимать.
Свят: Я иногда звоню маме по видеосвязи и спрашиваю о ее делах. Она улыбается и говорит, что все хорошо. Потом делаю паузу и еще раз спрашиваю, а она начинает плакать.
— Вы много рассказываете о неуверенности в себе и о том, чтобы преодолеть себя, доказать кому‑то что‑то.
Мила: Мне вообще не нравится слово «доказывать». Оно меня бесит просто. У меня были токсичные отношения, я пыталась все время соответствовать идеалам партнера и пыталась в них вписаться. Когда я буду воспитывать своего ребенка, я покажу ему, что для того, чтобы его любили, нужно просто быть собой.
Настя: Если ты не скажешь обществу, какой ты, то никто об этом никогда не узнает.
— При этом вы все пришли к актерскому мастерству, помогает ли оно вам реализовываться?
Алена: Ну, помимо того, что всю жизнь сцена вела меня к себе… На самом деле, когда мне было 15 лет или даже меньше, я пришла в актерское агентство на мастер-класс. В конце женщина, которая его вела, спросила нас, почему мы решили стать актерами. Я слышала ответы: об автографах, о славе, о том, чтобы показывали по телевизору, о том, что это престижно. Мы отвечали по очереди, поэтому у меня было время подумать. Я честно задала себе вопрос: действительно, почему я здесь? И поняла, что хочу помогать людям.
Я обычная девочка из самой обычной семьи, моя мама — кондитер, бабушка — продавец мороженого. И я хотела своим примером показать людям, что не важно, как ты выглядишь и из какой ты семьи. Ты можешь добиться всего. Не важно, что говорит общество. Только ты решаешь, кто ты есть.
Свят: Я случайно попал в профессию. Я жил в Калининграде и хотел быть профессиональным танцором. В девятом классе отец сказал мне, что я буду дворником, если не выберу себе профессию. С чего вдруг дворником? Я не понимал это тогда, а сейчас тем более не понимаю. Начал смотреть, куда я могу попасть. Открыл список профессий в интернете и был шокирован их количеством. Я совершенно не понимал, чем эти люди занимаются.
Единственное понятное для меня слово, которое там было, — танцор. Нашел «Тодес» Аллы Духовой и решил туда попасть. Понял, что надо ехать в Москву. Но потом понял, что у меня нет денег и мне нужен какой‑то вуз, где мне дадут общежитие и я смогу ничего не делать, а все свободное время заниматься танцами. В 10-м классе в Калининграде я случайно попал в театральную студию и после школы поехал поступать в театральный. В первый год меня не взяли.
Я думал, зачем я здесь. Только вчера я ответил себе на этот вопрос. У нас с Милой был показ самостоятельных отрывков по Булгакову. Впервые за четыре курса я наконец-то понял, что делаю в этой профессии. Это чувство, с которым я хожу уже несколько дней, не описать словами. Это был катарсис. Впервые перед выходом на сцену я думал не об интонациях, не о тексте, а том, что я сейчас выйду и поделюсь с людьми историей, в которой они должны узнать себя.
Мила: Не знаю, что сказать. Я случайно попала в театральную студию и занималась там с первого по одиннадцатый класс. Сейчас мне нравится социальная тема в кинематографе. Я не люблю комедии, фэнтези, не понимаю этого. Я люблю всякую жесть, хотя у меня благополучная семья. Очень люблю Ларса фон Триера, Звягинцева, Хлебникова, Сигарева, Балабанова…
— Звягинцев, кстати, когда‑то работал дворником, так что подняться всегда можно…
Мила: Не то чтобы я наслаждаюсь «Грузом 200», но после просмотра я хожу под впечатлением несколько дней. Я очень хочу сниматься в подобном фестивальном кино. Я понимаю, что там мало денег, но для меня это не имеет особого значения.
У меня внутреннее ощущение, что я не пропаду, поэтому у меня нет нужды цепляться за «говнопроекты». У меня нет желания хвататься за роли, где тебе придется смеяться над словом «жопа». Хочу играть роли, которые акцентируют внимание на серьезных социальных темах.
— Вова, ну а ты?
Владимир: У меня все обычно. Я хотел стать спортсменом, получил КМС. Так вышло, что на четыре года я все-таки стал профессиональным футболистом в мини-футболе. Потом я сломал колено. Мне собрали его по кусочкам, девять месяцев я восстанавливался, а в это время в школе начались всякие конкурсы.
У нас класс был такой, что с дикцией все нормально было только у меня и еще у одного человека. И меня пригласили в городской дом культуры. А в моем городе на 15 тысяч человек, если ты выступаешь в доме культуры, то ты звезда. Я прочитал стих, после этого меня позвали выступить на Дне города. Я приезжаю на репетицию, там детский спектакль, я никогда не учил больше половины страницы, а там несколько листов. Мы начали репетировать, и мне понравилось.
Тогда как раз был тот момент, когда я не мог понять, чего же я хочу, и мне стало интересно. Мы репетировали два месяца, я играл Петрушку в пьесе «Приключения дурочки Нюрочки». Был мой первый выход на сцену, софиты светят три-четыре часа, на мне пластиковый костюм, и тут я понимаю, что начинаю дымить. Выкрутился как‑то. Раз сыграл, два сыграл, начал заниматься в театральной студии. А потом так и остался в театре.
— Настя, ты хотела заниматься печатной журналистикой, а что было между игрой в театре и мечтой о печати?
Настя: Я исполняю запросы вселенной. (Смеется.) Все так, как должно быть. Просто я давала очень много возможностей и себе, и вселенной выбирать. Я занималась журналистикой, танцами, рисованием, играла в рок-группе, ходила в музыкальную школу и даже думала поступать на факультет ракетостроения. Однако актерская профессия победила. Но кто знает, может, я еще построю пару ракет.
— Есть ли у каждого из вас что‑то общее с вашими героями?
Алена: Конечно. Я ни разу не пила и не курила, но дралась, когда отстаивала свою позицию. Это была защита. Я не была плохой девочкой, я всегда была чем‑то занята, танцевала, играла в театре. Моя героиня Женя другая. Она прожигает жизнь. Не могу сказать, что мы с Женей [сильно] похожи, я была другой. Повторюсь, Женя — это я и есть, но в некоторых моментах мы не сходимся.
Мила: Я много дралась в школе, особенно в начальной. Я была заводилой, но, мне кажется, какой‑то тупой. Мы били одного мальчика, потому что от него плохо пахло, это было очень жестоко. Я не понимаю, что мной руководило. Сейчас, конечно, мне за это стыдно. У него была очень сложная семья, мама-алкоголичка. А мы это знали и все равно продолжали издеваться.
— Судя по тому, что ты рассказываешь, он сильно отличался от вас.
Свят: Отличался он, а в этой ситуации трудными оказалась как раз масса.
— Вот такие люди потом и пишут вам в инстаграме.
— Проживали ли ситуации, похожие на те, что есть в сериале?
Владимир: Когда ты живешь в закрытом военном городке, как я, и в большом городе — это разные миры. Военные, танки гоняют по улице, и ты знаешь абсолютно всех, а все знают тебя. У нас было две школы: вторая и третья, куда делась первая — никому не известно. Мы дрались школами, наши районы были разъединены так: верх, низ и «девятки» — единственные две девятиэтажки на весь город.
В 11 лет мама отвезла меня в Уфу. В плане наркооборота там все было гораздо проще. Тогда все не так прятали, как щас. Я тогда считывал всю эту историю. Мой герой тоже барыга, и он сразу это обозначает. Он интересен тем, что о нем совершенно ничего не известно. Ты сразу начинаешь о нем что‑то додумывать. Но мы похожи тем, что не пытаемся влиться в коллектив.
Свят: Проживал ли я похожие ситуации, как мой герой? Да. Первый раз я напился, когда был в пятом классе. Я до сих пор помню, как иду домой и у меня половина тела в грязи. Я был настолько пьяным, что в обнимку с одноклассником упал в грязь на стройке. Я жестко бухал блейзер и ягу с пятого по седьмой класс, докуривал бычки.
В глазах взрослых, как мне кажется, я не был трудным подростком. Для семьи я был хорошим сыном, проблем особо не доставлял, так, по мелочи. В девятом классе я очень сильно избил парня, это произошло при учителях и при всех учениках, не обошлось без разборок завучей, родителей, директора, угроз полицией. В моменте ты не понимаешь, зачем это делаешь, просто чувствуешь внутреннюю потребность решить проблему и наказать человека, а другого решения просто не видишь. Сейчас я, конечно, уже не дерусь и все решаю словами.
Настя: Был момент, когда мне хотелось пойти тусить куда‑то со своими сверстниками, но мои родители взяли меня под контроль. Прошло время, и я поняла, что это и правда нерационально. В этом нет развития. Хорошо, что я не накосячила.
17 знаменитых детей-актеров тогда и сейчас
В жизни этих детей было приключение — они снимались в настоящем кино, а потом стали знаменитыми на весь Советский союз. Правда, мало кто из них в результате стал профессиональным актером. Мы решили поинтересоваться, что они делают сегодня.
Маша Старцева сейчас специализируется на русской художественной культуре первой половины XVIII века. Пишет книги, статьи, читает лекции.
Трогательный Вася Петров долгое время искал себя в бизнесе, а сейчас учит детишек в школе «Киноостров».
Петя Васечкин, который лихо отплясывал в фильме, сейчас работает хореографом-постановщиком, некоторое время был ведущим шоу «Танцы», сейчас числится в судейской команде шоу «Ты супер! Танцы». Нам хорошо известен как Егор Дружинин.
Генка Петров пытался поступить в театральный, но не прошел, поэтому отслужил в армии и долгое время работал водителем-экспедитором в одной из минских фирм. Чем занимается сейчас, точно неизвестно.
Джейн осталась верной семейному ремеслу балерины из рода Плисецких — Мессереров. На сцене она была известна под именем Анны Плисецкой и активно выступала до 2007 года. Сейчас занимается постановкой спектаклей.
Майкл, будучи в жизни Филиппом из династии скульпторов Рукавишниковых, также стал продолжателем семейного дела.
Сейчас ему 43 года.
Иванушка снимался в кино много, но с разным успехом. Последняя крупная роль выпала ему в 2006 году в фильме «Граффити». Умер в 2010 году.
Сейчас занимается в основном производством комедийных сериалов. Он — режиссер сериалов «Физрук», «Восьмидесятые», «Адаптация» и пр.
Озорной Гек Финн стал известным актером Владиславом Галкиным. К сожалению, он умер в 2010 году от сердечной недостаточности.
Был мастером спорта по самбо и конному спорту, в декабре 2011 года умер от сердечной недостаточности.
Мальчик с сачком, повзрослев, работал очень разнообразно: грузчиком в винном магазине, уборщиком в подмосковной психиатрической клинике, продавцом мороженого, сторожем, дворником. Много пил, умер в 2006-м.
Сыроежкин и Электроник изредка появляются в кино в эпизодических ролях, но больше занимаются бизнесом. Правда, дела не всегда идут хорошо.
Братьям сейчас 51 год.
Подружка Алисы сейчас живёт в Вашингтоне, работает бизнес-консультантом и организует концерты симфонической музыки и спектакли.
Алексей Фомкин кадр: Студия Горького
У Коли жизнь не задалась, учиться ему было неинтересно, актерская карьера не пошла. В последние годы жизни он уехал в деревню, работал мельником, погиб во сне во время пожара.
Алиса стала биохимиком и работает начальником производства иммунно-биологических препаратов. В 2013 году родила вторую дочку.
Красная шапочка из фильма « Про Красную Шапочку »
Красная шапочка снялась в паре десятков фильмов, сейчас работает теле- и радиоведущей.
20 самых ярких детских ролей
Чтобы стать актером, не обязательно годами осваивать профессию и получать дипломы и сертификаты. Да что там высшее образование – актером можно стать, не окончив начальную школу!
Эллиотт
Кадр из фильма «Инопланетянин»
Главный коммерческий хит 1980-х был в первую очередь фильмом о причудливом заглавном существе – застрявшем на Земле инопланетном исследователе. Но для того, чтобы убедить маленьких и взрослых зрителей в «реальности» созданной бутафорами куклы-марионетки, режиссеру Стивену Спилбергу нужно было окружить И-Ти актерами, которые бы смогли «продать» публике обаятельного монстрика. И десятилетний Генри Томас мэтра не подвел. Он не только убедил зрителей в существовании И-Ти, но и создал запоминающегося персонажа – маленького мальчика, тяжело переживающего уход из семьи отца и остро нуждающегося в новом, удивительном друге. Таком, как пришелец из космоса.
Джейми Грэм
Кадр из фильма «Империя Солнца»
Задолго до того, как Кристиан Бейл записался в Бэтмены и в Американские Психопаты, уэльский актер сыграл главного героя в военной драме Стивена Спилберга. Фильм рассказывал о мальчике из состоятельной британской семьи, который оказывается в Шанхае в начале Второй мировой войны и становится пленником оккупирующей прибрежный Китай японской армии. Спилберг рассматривал эту картину как прелюдию к «Списку Шиндлера», и хотя «Империя Солнца» была лентой эпического размаха, ее главной художественной задачей было передать чувства и переживания 12-летнего ребенка в еще недавно непредставимой для него жизненной ситуации. Маленький Кристиан столь блестяще справился с этой «миссией», что Национальный совет кинокритиков США, ежегодно награждающий ленты примерно в тех же категориях, что и голливудская Киноакадемия, специально для него придумал награду «Лучшая игра несовершеннолетнего актера».
Кадр из фильма «Кудряшка Сью»
Сценарист и режиссер Джон Хьюз всегда был мастером эмоциональной манипуляции зрителями, и его последняя режиссерская работа стала великолепной демонстрацией этого таланта Хьюза. Семейная комедия «Кудряшка Сью» рассказывает о двух бродягах, маленькой девочке и взрослом мужчине, которые зарабатывают на жизнь мелкими махинациями. И хотя это подчеркнуто дурацкая, наивная и неправдоподобная история с «сахарным» хеппи-эндом, в персонажей «Кудряшки» невозможно не влюбиться. Особенно в заглавную 9-летнюю героиню Элисон Портер с ее огромными глазами и копной кудрявых волос. Она запоминается куда лучше, чем сюжетные повороты ленты.
Коул Сир
Кадр из фильма «Шестое чувство»
Обычно, когда главную роль в фильме играет Брюс Уиллис, другие актеры могут расслабиться и утонуть в его харизме. Но в «Шестом чувстве» М. Найта Шьямалана детский психолог в исполнении Уиллиса – лишь формальный главный герой. Основная драматическая нагрузка падает не на него, а на маленького мальчика, с которым доктор Кроу работает. И персонаж 10-летнего Хейли Джоэла Осмента оказывается куда более интересным, ярким и сложным героем, чем его лечащий врач. Кроме того, это ведь Коул, а не Кроу видит мертвецов, донимающих мальчика, который наделен парапсихическим шестым чувством…
Эдди Логгинс
Кадр из фильма «Бумажная луна»
Когда голливудцы берутся за экранизацию книги, где центральный персонаж – маленький ребенок, они порой увеличивают возраст персонажа, чтобы работать с актером хоть немного взрослее, чем должно быть по исходному сюжету. «Бумажная луна», однако, была тем уникальным случаем, когда создатели фильма сделали героиню не старше, а моложе, чтобы двух центральных персонажей смогли сыграть отец и дочь – Райан О’Нил и Тейтум О’Нил. Казалось бы, это был рецепт провала, поскольку актерский талант не всегда передается по наследству и поскольку трудно было ожидать, что 9-летняя Тейтум справится с образом девочки, которая в романе Джо Дэвида Брауна на три года старше. Но малышка оказалась столь ярка, безупречна и многообразна в роли осиротевшей девочки, которая во время Великой депрессии путешествует по Америке с бывшим любовником ее матери (и вероятным отцом Эдди), что она получила «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана! Это и сейчас голливудский рекорд.
Флора МакГрат
Кадр из фильма «Пианино»
Когда Джейн Кэмпион подбирала ведущую актрису на роль в исторической мелодраме о немой пианистке, она очень хотела, чтобы Аду МакГрат сыграла Сигурни Уивер. Но звезда отказалась от роли в «Пианино» по личным причинам, и роль получила Холли Хантер. Это существенно осложнило для Кэмпион поиски актрисы на роль дочери Ады и ее переводчицы с языка жестов, поскольку нужно было найти девочку маленького роста, которая была бы правдоподобна в роли дочери женщины ростом 157 см. Тем не менее 11-летняя Анна Пакуин во время кастинга обошла около 5 тысяч юных соперниц. А после выхода картины обе актрисы за их эмоциональнейшую игру были удостоены «Оскаров». Хантер получила «Оскар» за ведущую роль, а Пакуин – за роль второго плана.
Хашпаппи
Кадр из фильма «Звери дикого юга»
Когда Голливуд осыпает похвалами «этническую» актрису, всегда возникает подозрение, что белокожие знаменитости всего лишь замаливают свою давнишнюю историческую вину и что похвалы не вполне заслужены. Тем более когда речь идет не об опытной и заслуженной исполнительнице, а о 6-летней дебютантке, сыгравшей в эксцентричной артхаусной ленте. Но Кувенжаней Уоллис в роли Хашпаппи – это в самом деле само необузданное очарование, само воплощение энергии и житейских воззрений обитателей маленького сообщества в глубине штата Луизиана. «Звери дикого Юга» принесли Уоллис номинацию на «Оскар» за лучшую ведущую женскую роль, и это была вполне заслуженная честь. Которая заодно поставила голливудский рекорд в категории «самая юная актриса, номинированная на “Оскар” за лучшую главную роль».
Клаудия
Кадр из фильма «Интервью с вампиром»
Юным актерам трудно приходится на съемках. Но по крайней мере обычно они играют вариации на тему самих себя – маленьких детей в большом взрослом мире. Однако у Кирстен Данст в «Интервью с вампиром» была куда более сложная задача. Ее героиня Клаудия – «вечный ребенок», 300-летняя женщина, которая выглядит как маленькая девочка, потому что ее превратили в вампира, когда она была малышкой. Это уникальный в своем роде персонаж и сложная даже для взрослого исполнителя задача. Данст же справилась с ней, когда ей было всего 12 лет. И она была удостоена номинации на «Золотой глобус». Возможно, ее игра была бы оценена еще выше, если бы фильм Нила Джордана был «серьезной» драмой, а не экранизацией романа Энн Райс.
Коротышка
Кадр из фильма «Индиана Джонс и Храм Судьбы»
В современной Америке принято кривить губы по поводу второго фильма Стивена Спилберга об Индиане Джонсе, поскольку эта лента неуважительно относится к индийским традициям и верованиям и изображает культ богини Кали куда более жутким, чем он есть на самом деле. Мы, однако, полагаем, что все нации, даже «экзотические», имеют право на безумные культы – вполне возможно, искажающие подлинные традиции ради мегаломании их лидеров. Поэтому у нас нет особых претензий к «Храму Судьбы», и мы обожаем эту увлекательную ленту и ее восхитительного маленького героя – китайского спутника Индианы Джонса по прозвищу Коротышка, который ничуть не менее энергичен и обаятелен, чем персонаж Харрисона Форда. Отличная работа 12-летнего вьетнамца Джонатана Ке Куана, который позднее снялся в спилберговском проекте «Балбесы».
Буратино
Кадр из фильма «Приключения Буратино»
Девятилетний Дима не хотел становиться кинозвездой. Отчаянно не хотел. Когда его заприметили на занятиях школы фигурного катания и пригласили на пробы, он соврал, что у него болит живот, – так сильно он боялся идти на студию. Но бабушка все же привела его на «Беларусьфильм», и обаятельный мальчик с задорной улыбкой, изначально намеченный на роль Арлекина, получил заглавную роль Буратино в двухсерийном телемюзикле Леонида Нечаева. Так родилась легенда советского детского кино. После этого Иосифов сыграл еще в нескольких детских фильмах, а повзрослев, стал актером и режиссером. Однако его до сих пор порой находят поклонники «Приключений Буратино», чтобы взять автограф и поблагодарить за одно из самых светлых детских воспоминаний.
Венсдей Аддамс
Кадр из фильма «Семейка Аддамс»
Киноремейк телевизионного ситкома 1960-х стал прокатным хитом, но в прессе был встречен без большого энтузиазма. Знаменитый критик Роджер Эберт, например, заметил в своей рецензии, что картина Барри Зонненфельда могла бы быть намного смешнее и с большей фантазией и изобретательностью подойти к осовремениванию классической истории о странной «готической» семейке, которая обожает все то, от чего у обычных американцев из среднего класса волосы встают дыбом. Но при этом Эберт похвалил игру 10-летней Кристины Риччи в роли Венсдей Аддамс, старшей дочери героев. И он был в этой похвале не одинок. Едва ли не все, кто когда-либо писал о «Семейке Аддамс», отмечали Венсдей с ее своеобразной внешностью и висельным юмором, и девочка стала «иконой» альтернативных подростков.
Кевин МакКаллистер
Кадр из фильма «Один дома»
Даже когда маленькие дети исполняют главные роли, их редко оставляют на экране в одиночестве. Они играют либо вместе с другими детьми, либо в компании взрослых актеров, и это отчасти упрощает их задачу, поскольку им не нужно «тащить» фильм в одиночестве. Но когда картина называется «Один дома», полагаться на напарников невозможно. И хотя у 9-летнего Маколея Калкина в фильме было немало сцен с взрослыми, львиную долю роли он исполнил один на один с камерой. И парнишка стал мировой комедийной сенсацией. Вся планета, кроме стран социалистического лагеря, где картину Криса Коламбуса увидели лишь несколько лет спустя, до слез смеялась над проделками маленького мальчика, которого семья забыла дома в Америке, когда отправилась на Рождество во Францию.
Самара
Кадр из фильма «Звонок»
Мы редко отмечаем в наших хит-парадах ремейки – тем более голливудские ремейки замечательных азиатских лент, созданные лишь потому, что американские зрители брезгуют смотреть иностранное кино. Но мы не смогли включить в этот перечень японский «Звонок» Хидео Накаты, поскольку в нем призрачную девочку, убивающую людей, играла взрослая актриса. А вот у Гора Вербински в его ремейке все по-честному. Самара погибла еще до того, как стала подростком, и в голливудской ленте ее сыграла 11-летняя Дейви Чейз. Которая сделала это ничуть не менее зловеще, чем ее «великовозрастная» дальневосточная коллега.
Сергей Сыроежкин и Электроник
Кадр из фильма «Приключения Электроника»
Когда режиссер Константин Бромберг начинал работать над экранизацией повестей Евгения Велтистова о школьнике и его «клоне»-роботе, он предполагал, что обе роли сыграет один мальчик. Но затем он осознал, что у героев окажется столько совместных сцен, что будет куда проще, если Сережу и Электроника сыграют братья-близнецы. Правда, при этом требовались ребята, которые будут уметь петь, танцевать, играть на гитаре, ездить на мопеде… И еще у них должна была быть яркая внешность. Всего съемочная группа отсмотрела около 400 пар, прежде чем остановилась на 12-летних Володе и Юре Торсуевых. И после премьеры трехсерийной телевизионной ленты ребята проснулись знаменитыми на весь СССР. Помнят и любят их и сейчас, хотя больше взрослые, чем дети.
Матильда
Кадр из фильма «Леон»
Натали Портман сыграла главную женскую роль в трилогии приквелов «Звездных войн», и можно было бы предположить, что именно эта работа станет главным юношеским достижением израильско-американской красавицы. Но нет – Падме Амидала не затмила в зрительских глазах актерский дебют 12-летней Портман в триллере Люка Бессона. И когда мы сейчас вспоминаем ранние роли звезды, о Матильде мы думаем с куда большей симпатией. Хотя она не борец за все хорошее против всего плохого, а ершистая девчонка, которая хочет отомстить бандитам за гибель своих родных и которая становится протеже профессионального убийцы. И тем не менее, несмотря на отсутствие в фильме Бессона космических приключений и запредельных причесок и платьев, Матильда – куда более яркий персонаж, чем Амидала. Такой вот экранный парадокс…
Гарри Поттер
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»
В истории кино немало продолжительных киносериалов, в которых годами и десятилетиями снимались одни и те же актеры. Но «поттериану» с ними не сравнить. Это цикл из восьми лент, который прослеживает жизнь юного волшебника со времени его приглашения в школу магии и до кульминационной битвы уже взрослого парня со зловещим Волан-де-Мортом. За вычетом двух последних лент, каждый фильм цикла соответствует году жизни Гарри Поттера, и, соответственно, юные актеры сериала росли вместе со своими персонажами, пройдя путь от 11-летних ребят до старших подростков. Это была невероятно сложная задача, и создатели цикла были готовы заменить тех, кто «сломается» или не справится с требованиями, налагаемыми ролью. Но Дэниелу Рэдклиффу замена не понадобилась. Он с честью выдержал это многолетнее испытание – хотя и обзавелся по дороге алкоголизмом.
Елена Бессольцева
Кадр из фильма «Чучело»
Советское кино так сильно любило детей, что трудно было вообразить ленту, в которой дети были бы злодеями или антигероями. Но Ролан Быков решился нарушить традицию и снять откровенное кино по мотивам повести Владимира Железникова о школьной травле девочки, которую одноклассники считают предательницей и доносчицей. Когда режиссер искал актрису на главную роль, он сперва видел Лену невинной жертвой с открытым лицом. Поэтому он с порога забраковал фотографию Кристины Орбакайте, даже не видя девочки вживую. Но потом Быков понял, что будет куда достовернее, если в лице Лены будет «умная хитринка», воспринимающаяся как признак коварства девочки и ее способности на предательство. Так что Орбакайте получила заглавную роль, и Лена до сих пор остается главным вкладом в искусство дочери Аллы Пугачевой и одним из ярчайших образов советского детского кино.
Риган МакНил
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
Когда стало известно, что Уильям Фридкин готовится к экранизации популярного мистического романа Уильяма Питера Блэтти о священниках, которые пытаются изгнать демона из тела маленькой девочки, некоторые из родителей юных актрис, по возрасту и внешности способных претендовать на роль несчастной жертвы, запретили своим дочерям посещать прослушивания. Они боялись, что «демонический» образ их психологически травмирует. Напротив, мать Линды Блэр привела свою дочь на прослушивание, хотя агент девочки об этом не договаривался, и настырность миссис Блэр принесла плоды. 12-летняя Линда получила роль Риган и вместе с ней видное место в истории современных голливудских хорроров. На съемках, правда, девочке пришлось нелегко – многие ее трюки были физически трудными или просто омерзительными (вроде «демонической рвоты»).
Алиса Селезнева
Кадр из фильма «Гостья из будущего»
Абсурдно называть Наталью Гусеву «секс-символом» советского кино (побойтесь бога, девочке было 12 лет во время съемок «Гостьи из будущего»!), но те, кто так говорят, не слишком далеки от истины. Хотя Гусева не была сексапильной в том смысле, в каком бывают сексапильны взрослые актрисы, после выхода сериала Павла Арсенова в нее влюбилось все юное мужское население СССР. Буквально все. Потому что девочек с такими глазами и такими лицами в нашем кино до «Гостьи» не было. Мало того, Алиса Селезнева еще и символизировала светлое коммунистическое будущее, которое детям в середине 1980-х еще не казалось недостижимым. Пожалуй, это был последний искренний всплеск советского экранного оптимизма – и героиня Гусевой была его живым воплощением.
Минди МакРиди/Убивашка
Кадр из фильма «Пипец»
Экшен-комедия Мэттью Вона – это история обычного старшеклассника Дейва Лизевски, который решает стать супергероем, хотя не имеет никаких суперспособностей, кроме ослиного упрямства. Но когда «Пипец» начал свою рекламную кампанию и добрался до киноэкранов, зрители обсуждали отнюдь не приключения и переживания героя Аарона Джонсона. Все их внимание было сосредоточено на главной героине ленты – 12-летней Минди МакРиди, которую ее отец-полицейский превратил в машину смерти для истребления мафии. Агрессивность девочки и ее эффектные трюковые сцены поражали воображение куда сильнее, чем потуги Дейва. Хлоя Грейс Морец после этой ленты немедленно превратилась в одну из самых востребованных актрис своего возраста.