сефиры древа жизни описание

Древо Сефирот. Основы

Древо Сефирот или Древо Жизни – это древняя эзотерическая система, в которой отображен принцип развития всего Мироздания. Оно состоит из 10 Сефирот, которые последовательно эманируют друг из друга подобно тому, как заполняются чаши фонтана.

Эти 10 Сефирот отображают 10 вселенских сил, 10 сфер бытия, или 10 ипостасей Бога, как их еще называют. Между собой они соединены связями, называемыми «путями».

10 Сефирот Древа Жизни:

Правая сторона Древа – мужская. Ее называют колонной Милосердия. Левая сторона – женская. Она называется колонной Правосудия. В центре Древа, где происходит взаимодействие этих противоположностей расположена колонна Равновесия.

Дерево Сефирот построено по принципу иерархии: вверху расположены самые тонкие и первичные силы, внизу – самые грубые и плотные. Вся система Древа условно разделена на 4 мира (сверху вниз): Божественный мир, мир Престолов, мир Ангелов и мир Материи.

сефиры древа жизни описание

Начало

Исток Древа Сефирот находится наверху. Первая Сефира — Кетер в переводе означает «Корона». Она отображает Первопричину, из которой рождается мир. Этой сфере бытия соответствует то, что духовные учения называют Создателем, Абсолютом или Творцом. В мифологии – это Верховный Бог, породивший свет и остальной пантеон богов.

А вот научный мир, в частности приверженцы Теории Большого Взрыва, называют это состояние Вселенной «сингулярностью». Сингулярность представляет собой Точку, в которой сосредоточена вся будущая Вселенная. Все ее частицы связанны в этой точке между собой сверхплотными связями. Эти связи настолько плотные, что даже о частицах, как о частностях, неправильно говорить. В это мгновенье все, что только может быть, находится в Абсолютном Единстве вне времени и пространства.

Последняя Сефира Древа – Малкут — находится в самом основании Древа Сефирот и обозначает материальный мир. Малкут – это реализация на уровне физики. В эзотерической системе Древа Сефирот Малкут соответствует наша планета – Земля. В бытовом смысле эта Сефира обозначает достижение результата или цели.

Идея, незримо зародившаяся в сознании Творца «Кетер», на конечном этапе превращается в материализовавшуюся форму «Малкут» — мир природы. Именно отсюда начинает человеческая душа свой путь восхождения к Творцу. Если путь от Кетер к Малкут был путем сотворения всего сущего, то путь от Малкут к Кетер – путь эволюции сознания: от человека к Богу.

Вообще, эзотерический смысл Древа Сефирот обнаруживается во многих сферах деятельности человечества. Построенное на Универсальных Законах Мира, Древо работает по аналогии. Как в масштабах Вселенной, так и в масштабах души человека. Как в материальном мире, так и в духовном.

Принцип творчества Бога и человека один: первична идея. Но идея без реализации может так и остаться идеей, незримой и непроявленной. Для реализации же идеи необходимо еще два элемента: материя и приложенное действие. Например, в вашем сознании может появиться сюжет рассказа. Но пока этот рассказ только в вашем сознании, он не существует на материальном уровне. И свидетелем его существования являетесь только вы сами. Автором рассказа будет считаться тот, кто не только придумал, но и отобразил сюжет в символах, придал идее форму в виде четкой последовательности букв.

Древо Сефирот и Неделимая Троица

Идея, энергия и материя в форме первых трех Сефирот составляют божественную неделимую Троицу в Древе. Идея возникает в Сефире Кетер, как замысел. Действие, как активная мужская сила отражено в Сефире Хохма в образе Великого Отца. Соответственно, материя в образе Великой Матери, символизирует Бина — женскую пассивную силу, противоположную силе мужской и активной.

Древние видели аналогию создания Вселенной в сакральном принципе зачатия жизни: Великий Отец закладывает свое семя (идея) в тело Великой Матери (материя). Зачатие происходит посредством Святого Духа (действия). И вскоре на свет появляется божественное дитя (результат).

Образ божественного младенца на Древе Сефирот расположен в Тиферет, что значит «Красота». Эта Сефира – центр всей системы. Она являет собой гармонию и любовь. И ей соответствует миссия Христа Спасителя. И если в Неделимой Троице «Отец, Сын и Святой Дух» Кетер – есть образ Бога Отца, то Тиферет – образ Бога Сына.

Соответствие миров Древа в энергоструктуре души

Как я писала в других статьях, энергоструктура души многомерна, и на теле человека каждый ее слой имеет проекцию, именуемую чакрой. В свою очередь, каждая чакра может быть соотнесена с уровнем на Древе Сефирот.

Таким образом Малкут как Сефира материального мира соотносится с физическим телом человека. Проекцией Малкут в энергоструктуре является чакра «Муладхара», расположенная в основании позвоночника.

Далее на Древе мы видим три Сефиры: Есод, Нецах и Ход, относящиеся к миру Ангелов или Форм. Центральная Есод — астральный мир. В ней происходит взаимодействие двух противоположных сил: Нецах – чувств и Ход – интеллекта. Проекцией астрального мира на теле человека является чакра «Свадхистана», расположенная в районе половых желез и ответственная за желания, эмоции и наслаждения.

Центр Древа – Сефира Тиферет. В энергоструктуре человеческой души ее проекция также занимает центральную роль. Тиферет находится в мире Творения и обозначает духовную красоту. Проекция на теле человека этого мира находится в районе солнечного сплетения и соответствует сразу 2-ум чакрам: Манипуре и Анахате, являющихся источником жизненной энергии и безусловной любви.

Сокрытая Сефира Даат, что означает «Знание» соответствует «Аджне», чья проекция на теле расположены в районе межбровья. Этот энергоцентр ответственен за интуитивные прозрения и наития. На Древе Сефирот этот центр находится на границе двух миров. Эту границу называют «Бездной». Бездна отделяет смертные миры от бессмертных. Таким образом, именно здесь осуществляется встреча вечного и тленного.

Самая верхняя Сефира – Кетер, соответсвует чакре «Сахасрара», которая открывает сознанию связь с космосом. Уровень Сахасрары – это уровень воссоединения с Творцом, возвращение в исходное состояние Единства.

В заключении, стоит сказать, что система Древа Сефирот содержит в себе гораздо больше информации, чем удалось изложить в одной статье. Здесь заключены ответы на многие вопросы мироздания, отображены алгоритмы эволюции, как общества, так и отдельного человека, как всего мира, так и отдельного государства. По путям Древа ищущие поднимаются своим сознанием к Истине. И по тем же путям идет обычный человек, проживая свою жизнь и делая повседневный выбор. Древо – это древняя всеобщая формула Мироздания, которую так безуспешно пытаются найти в мире науки, и уже давно нашли в мире эзотерики.

Источник

Сефирот – этапы сотворения мира. Описание каждой сефиры

сефиры древа жизни описание

В основе Древа Жизни лежат десять эманаций, которые называются Сефирот. В магической каббале понятие Сефирот употребляется во множественном числе, а понятие Сефира – в единственном. Каждая Сефира имеет определенное имя, значение и множество соответствий. Сефирот представляют собой 10 этапов сотворения мира, от самых абстрактных уровней бытия до вполне реальных материальных уровней. Впервые имена и описания десяти Сефирот были приведены в книге «Сефер Йецира», но со временем каждая из этих эманаций была доработана и у них появились дополнительные атрибуты.

Ниже представлен краткий обзор каббалистических соответствий для каждой из 10-ти Сефирот на Древе Жизни.

Кетер (Корона)

Имя Бога: Эхейе («Я есмь»); архангел: Метатрон; чин ангелов: Хайот га-Кадеш (Святые Живые Существа); части тела: макушка; символ: свастика.

Сефира Кетер является первым проявлением бытия, которое возникло из небытия, она целостная, ей не характерна двойственность. Это своего рода чистый и неразбавленный источник, из которого эманировали все остальные Сефирот. Кетер называется Короной Создания, но эта Сефира также была создана бесконечным и непознаваемым (непроявленным) Божеством, и поэтому все 10 Сефирот являются равными по степени важности. Кетер является источником всех эманаций, представляя таким образом единство самого Божества.

Кетер является неделимым Единым Богом, а непроявленное Божество за ним – неделимое Ничто. Кетер, таким образом, можно рассматривать как слияние и проявление невидимой завесы, которая окутывает Древо Жизни и содержит чистую сущность Единого Истинного Бытия.

Хокма (Мудрость)

Имя Бога: Яхве (Иегова), или Ях; архангел: Рациил; чин ангелов: Офаним (Колеса); части тела: правая сторона головы; символ: Зодиак.

Хокма является активным проявлением единства, это воля к созданию множественности из единства. Это активное мужское начало, а Кетер объединяет все Сефирот. Хокма – это мудрость, проявление разума Божества как первой мысли, и именно это проявление является импульсом для достижения единства и его осмысления. Она представляет собой естественный процесс духовной мудрости, достигшей своего наивысшего выражения. Хокма – это также видение Бога (как и Кетер) лицом к лицу и Божественный Свет, который возникает в результате этого единения.

Бина (Понимание)

Имя Бога: Яхве Элохим; архангел: Цафкиель; чин ангелов: Аралим (Престолы); части тела: левая сторона головы; символ: Сатурн.

Бина – это первая из всех Сефирот форма; она принимает неуправляемую энергию Хокма и облачает ее в форму, отражающую единство источника. Развитие подразумевает ограничение, поэтому пассивная женская сила Бина создает первую архетипическую форму и структуру, а также первые законы. Это первая женская Сефира, она заключает в себе все возможные формы проявления женского принципа и олицетворяет архетипическое лоно, из которого исходит все живое.

Хесед (Милосердие)

Имя Бога: Эль; архангел: Цадки-эль; чин ангелов: Хашмалим (Сверкающие Существа); части тела: правое плечо; символ: Юпитер.

Хесед называют восприемлющим разумом, поскольку она получает мудрость и понимание со стороны Божественной Триады, тем самым способствуя их слиянию и образуя основу для окончательного процесса проявления. Хесед представляет самый высший уровень сознания, поэтому она формирует структуры, которые ведут к появлению ментальных форм и созданию физической материи. Кроме того, в ее основе лежит процесс, который начинает инкарнацию существ, являющихся сочетанием разума и материи. Хесед представляет собой силу Божественной Любви (в виде милосердия), а также волю к существованию, и эти две силы объединяются, чтобы определить божественное предназначение для всех последующих созданий. Эта судьба является конечной реализацией внутреннего духовного источника, и его призыв вернуться к великой славе единства всего сущего (Кетер).

Хесед есть сила искупления. Она вкладывает все, что проходит через нее в память источника, поскольку является связующим звеном между духовным источником и всеми проявлениями. Хесед – это платформа, которая находится перед великой пропастью, называемой Большой Бездной, и представляет процесс перехода из мира Сефирот в мир сотворения Вселенского Разума и источника сознания.

Гебура (Могущество)

Имя Бога: Элохим Гебор; архангел: Самаэль; чин ангелов: Серафим (Огненные Духи); части тела: левое плечо; символ: Марс.

Гебура означает силу, которую она использует разумно и справедливо, но это сила ограничения. Гебура принимает понимание Бина и превращает его в архетипическую истину и духовные ценности, очищая формы и атрибуты от всяких иллюзий и несовершенств. Вместе Гебура и Хесед продвигают только идеальные образы, образовавшиеся из источника, и, таким образом, Гебура выступает в качестве регулятора безграничной творческой энергии, полученной от Хесед. Появившиеся в Бина ограничители судьбы переносятся в Гебура, и поэтому милость и сострадание (Хесед), а также строгость и правосудие (Гебура) сохраняют первозданные ментальные формы, которые отделяются от духа, чтобы оставаться сбалансированными и целостными.

Тиферет (Красота)

Имя Бога: Элоа Ва Даат; архангел: Рафаил; чин ангелов: Мелаким (Цари); части тела: сердце; символ: Солнце.

Тиферет действует как основная уравновешивающая и гармонизирующая сила в той системе реальностей, которые символически представлены Путями и Сефирот. Тиферет отражает свет Кетер (Единство) в план разума, становясь Логосом, или Словом (Божественная директива Абсолюта). Мысли и действия, которые поддерживают его, объединены в синтезе. Именно поэтому эта сфера и называется Примиряющим Разумом и является сердцем (ядром) Божества.

Божественный план Божественной Триады гармонично проявляется в Тиферет, и поэтому он также означает красоту, представляя собой идеальное ментальное отражение Божества во всей его благодати и идеальной симметрии. Тиферет символизирует возрождение и перерождение, которое связано с восходящим процессом эволюции, и одновременно является окончательным выражением совершенного единства до падения в низшие миры проявленного бытия, которое представляет собой нисходящий путь инволюции.

Нецах (Победа)

Имя Бога: Иегова Цебаот; архангел: Ханиэль; чин ангелов: Элохим (Боги); части тела: правая рука; символ: Венера.

Нецах является источником всех тайн, будучи оккультным разумом и первым проявлением низшего ума, для которого характерными являются творческое воображение и вдохновение. Нецах представляет собой баланс сил и форм, который управляет созданием, воспроизводя видение торжествующей красоты, представляющей его духовный опыт. Красота – это совершенство формы и сущности, и именно в пределах влияния этой Сефиры архетипические ментальные образы приобретают свою идеальную форму – область платонических идеалов. Нецах, по сути, активизирует магический процесс трансформации и перехода, поскольку именно из этих двух методов примирения духа и материи происходят все физические проявления. Эта Сефира также играет роль лидера, побуждающего людей объединиться в борьбе за поставленную цель и приступать к действиям.

Ход (Слава)

Имя Бога: Элохим Цебаот; архангел: Михаэль; чин ангелов: Бени Элохим (Сыны Бога); части тела: левая рука; символ: Меркурий.

Ход – это сфера интеллекта, языка и рационального мышления. Она начинается там, где идеализированная форма Нецах преобразуется в четкие формы ментального восприятия. И если Нецах воспринимается как искусство, то Ход – как наука, поскольку эта Сефира имеет дело с конкретной апперцепцией материальной Вселенной. Кроме того, для нее характерна сложность и симметрия области ментального мира. Ход представляет собой своего рода огромное увеличительное стекло, через которое можно рассмотреть как основные структуры, принципы и законы большого космоса, так и те, которые работают на внутриатомном уровне. Это также первый упорядочивающий принцип, на основе которого чистые идеалы структурируются в рамках целостной иерархии восходящих и нисходящих уровней сознательного бытия.

Йесод (Основа)

Имя Бога: Шаддаи Эль Хай; архангел: Гавриил; чин ангелов: Керубим (Силы); части тела: гениталии / анус; символ: Луна.

Йесод – это основная структура, которая воплощает в себе всю материальную Вселенную. Она находится ближе всего к нашему повседневному опыту; ее структуры и силы формируют то основание, на котором держится наш материальный мир. Она проявляется в анимационной жизнеспособности и динамических качествах, связанных с живыми существами. Эта Сефира представляет собой объединенные энергии, которые связывают идеализированные формы и ментальные структуры с фактическим материальным миром.
Йесод – это большой физический организующий принцип, пространственная сетка или скелетная структура, которая является фундаментом материального мира. Именно здесь действуют законы, управляющие всеми физическими объектами во времени и пространстве.

Малкут (Царство)

Имя Бога: Адонай га-Арец; архангел: Сандалфон; чин ангелов: Ашим (Души Огня); части тела: ноги; символ: Сфера элементов.

Малкут – Сефира пространства (материя) и времени (изменения), в которой нисходящая по Древу Божественная Энергия приобретает проявление на физическом плане. Все, что относится к Малкут, рождается, а затем распадается и умирает или переходит в другие, менее сложные формы. В Малкут эволюция и инволюция достигают самого высокого уровня выражения, так как именно здесь дух оживляет и наполняет материю, подготавливая ее к имманентной эволюции и возвращению к божественному источнику.

Источник

Сефиры древа жизни описание

сефиры древа жизни описание

Соотношение Сефир и карт Таро

Древо Сефирот состоит из 10 Сефир, каждая из которых представляет собой мощную энергию, аккумулятор чистого состояния – 10 первичных качеств состояния Бога, качеств Мира.

Сефиры имеют следующие первичные качества:

• Кетер – качество первичного творения;

• Есод – форма (когда процесс принимает форму);

• Малькут – царство, материальность.

Соединение двух качеств в Древе Сефирот представляет энергию Аркана. Энергии Арканов описаны в картах Таро и собраны в 78 состояний, отсюда и 78 карт в колоде.

Колода карт Таро условно разделена на 22 старших Аркана и 56 младших Арканов. Каждый Аркан дает определенное состояние. Переходы между Сефирами, дающие смесь двух Сефир, – это и есть старшие Арканы.

Когда человек включается в старший Аркан, он начинает думать и действовать по присущему этому Аркану алгоритму. События жизни идут по этому Аркану. Кроме того, каждый Аркан влияет и на физическое тело человека, начинающего отрабатывать те или иные энергии, события и ситуации в своей жизни.

Если брать уровни Древа Сефирота, каждый Аркан можно условно привязать к какому-либо мировосприятию. Самое низкочастотное из них соответствует эфирным планам до сефиры Есод. Есод – это переход с физического плана, восприятие мира форм.

На этом уровне человек начинает воспринимать мир духов: на физическом плане замечать паранормальные явления, ощущения – и чувствовать этот мир богаче.

Семнадцатый, девятый и четвертый – «разделяющие» Арканы, проработка каждого открывает новые возможности и способности.

На схеме Древа Сефирот (см. с. 11) до семнадцатого Аркана идет эфирный, или физический, план – то, что человек может ощущать.

Выше (до девятого Аркана) – нижний астрал – это мир духов: мертвых или духов Стихий. Это мир эмоций, образов, которые впоследствии через форму переходят на физический план.

Выше девятого Аркана – мир верхнего астрала. Это мир света, высокочастотная область, где находятся в основном учителя. Это верхний слой сознания планеты.

Выше четвертого Аркана находится ментальный план. Это чистая информация, там нет образов и форм, поэтому человек прорабатывать ментальный план не может – он начинает воспринимать эту информацию на более низких уровнях, переводить информацию в образы.

сефиры древа жизни описание

Три столба Древа Сефирот

Древо Сефирот разделено на три столба: правый столб Строгости, средний столб Власти, левый столб Милосердия. В левой стороне миры более подвижны, более многообразны – это Стихия Воздуха. В правой стороне Стихия Воды – миры более «жесткие» и стабильные. В правой стороне больше фиксация на прошлое, в левой – на будущее. Средний столб – Огонь и Земля – воспринимается как информация и энергия.

Сефиры – это базовые, первичные энергии. При настройке на определенную Сефиру человек получает свойственное ей качество, направление деятельности.

Кетер (Корона)
При работе с Кетер человек получает огромную энергию, великую силу. Входя в Сефиру, ощущается очень сильный толчок энергии действия. Прилив первичной энергии настраивает на творение – можно фактически с нуля создать какую-то ситуацию.

Хокма (Мудрость)
Хокма дает человеку мудрость, то есть понимание, как выбрать лучшее из того, что есть, и создать из этого что-то принципиально новое. Это состояние понимания и владения миром. Оно используется для развития творческих способностей, для интуитивного движения вперед и для осознания направленности своего пути, своего предназначения.

Мы настраиваемся на Хокму, когда начинаем просчитывать варианты; когда старое не устраивает и хочется найти что-то новое. Тело становится очень активным, подвижным, готовым к изменениям. Сознание способно выдать новый вариант разрешения какой-то ситуации, возможно, несколько экстравагантный, но зато эффективный. Результат будет всегда хорошим, но непредсказуемым.

Бина (Разум)
Бина – разум, информация, понимание. Эта Сефира учит устанавливать причинно-следственные связи, раскладывать информацию по полочкам, анализировать накопленный опыт. Поэтому восприятие мира в Сефире Бина усиливается и детализируется.

Мы включаемся в Сефиру, когда необходимо разобраться в каких-то делах, что-то изучить, проанализировать. Бина заставляет людей думать, знание помогает действовать, объяснять.

Хесед (Милость)
Хесед – милосердие, сочувствие. С помощью этой Сефиры человек учится понимать людей, следовательно, становится более гибким и приспособливаемым. Благодаря чему он легко может войти в любую группу, в любую ситуацию. С одной стороны, человек оказывается самодостаточным, ему комфортно и наедине с самим собой, с другой – он может установить гармоничные отношения с любым собеседником. Эта сефира тренирует восприимчивость, чувствительность к миру.

Настраиваясь на Сефиру, мы ощущаем связь с миром, гармоничные отношения с окружающими. Тело становится спокойным, внутреннее состояние – уравновешенным, но получает динамику. При настройке на других людей вы направляете их в будущее, даете им путеводный свет, в состоянии помочь уже просто своим присутствием.

Гебура (Строгость)
Гебура – строгость, жесткое состояние. В этой Сефире происходит, можно сказать, «чистка» сознания и организма, так как человек начинает осознавать нормы и законы, понимать, что правильно, а что – нет. После этого он может качественно строить свою жизнь по строгим законам, дающим серьезную защиту от всевозможных неприятностей.

Но желательно входить в это состояние только в крайних ситуациях, так как излишняя жесткость может отпугнуть окружающих. С помощью этой Сефиры можно разрывать нежелательные отношения. Зато при лечении она действует очень эффективно, так как все органы быстро возвращаются к нормальному состоянию, соответственно, естественному закону.

В настройке «Сефира» мы ощущаем сильное «выпрямляющее» воздействие и четко представляем себе свою правильную жизнь. При подготовке к работе необходимо сделать тело мощным, структурированным.

Источник

Орден Восточных Тамплиеров

Ordo Templi Orientis

Ложа Убежище Пана

Pan’s Asylum Lodge

Орден Восточных Тамплиеров

Ordo Templi Orientis

Учение о десяти сефирот

Сефирот (ед.ч. сефира) — в каббале: 10 атрибутов/эманаций, посредством которых Айн Соф (Беспредельное) открывает само себя и непрерывно творит как физический мир, так и последовательность более высоких метафизических миров (седер гишталшелус).

В ходе исторического развития каббалы различные школы предлагали разные варианты расположения сефирот, в каждом из которых на первый план выходят те или иные духовные аспекты системы. Традиционное количество эманаций — десять, о чем утверждает еще «Сефер Йецира»: «Десять сефирот из пустоты, десять, а не девять, десять, а не одиннадцать». В некоторых схемах присутствует не десять, а одиннадцать сефирот, но две из них (Кетер и Даат) рассматриваются как бессознательное и сознательное проявления одного и того же принципа, и, таким образом, категорий все равно остается десять. В каббалистических текстах описывается функциональная структура сефирот как проводников божественной творческой силы, благодаря которым Творению открываются непостижимая сущность Бога.

Первая сефира обозначает Божественную Волю, которая превыше разума. Вторая сефира обозначает Божественный Разум, а последующие сефирот описывают сознательные Чувства Бога, первичные и вторичные. Третья сефира, Бина, считается «женской»; женское начало в каббале понимается как сосуд, который принимает в себя свет мужского начала, питает его, взращивает в себе и в результате порождает низшие сефирот. В последней сефире, Малкут, женское начало предстает как Шехина — Божественное Присутствие. Человеческая душа в каббале рассматривается как зеркало Бога (в соответствии с Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»). В более широком смысле все творения понимаются как отражения своего первоисточника — системы сефирот. Таким образом, сефирот описывают не только процесс творения, но и духовную жизнь человека и составляют концептуальную парадигму для истолкования любого явления. Эта взаимосвязь между человеческой душой и Богом дает одну из двух основных каббалистических метафор для описания Божества (второй метафорой служит образ света — «Ор», или «Аур»). Система сефирот соотносится со строением человеческого тела и лежит в основе еще одной системы — так называемых парцуфим («ликов» Божества). За каждой сефирой скрыта определенная движущая сила, понять которую проще всего через соотнесение с определенным психологическим состоянием в сфере человеческого духовного опыта.

В философии хасидизма, стремившейся интегрировать мистический опыт в повседневное состояние близости к Богу (двекут), подробно исследуются эти психологические соответствия сефирот и роли, которые они исполняют в деле человеческого служения Богу в земном мире.

Десять сефирот

Слово «сефирот» буквально означает «число/исчисление», но в ранних каббалистических текстах предлагались и другие варианты этимологии: корень этого слова связывался со словами «сефер» («книга, текст»), сиппур («рассказ»), саппир («сапфир, сияние, небесное светило»), сепар («граница») и «сафра» («писец»). Таким образом, в каббале термин «сефира» несет в себе сложные коннотации.

Сефирот считаются откровениями Воли Творца (рацон). Это не десять различных «божеств», а десять способов, которыми единый Бог открывает свою Волю в собственных эманациях. В каббалистическом учении Моисея Кордоверо первой сефирой названа Кетер (сефира Божьей Воли). Она превыше сознания и служит посредником между Богом и другими сефирот, входящими в сферу сознания. Внутри самой Кетер выделяются различные уровни, отражающие внутреннюю (сокровенную) и внешнюю Волю Бога. Самые глубинные и потаенные уровни Кетер, в некоторых контекстах именуемые «непостижимой головой» или «непостижимым началом», непосредственно связаны с Айн Соф — божественной сущностью. В последовательности эманаций Бог остается неизменным: меняется лишь способность воспринимать Бога. Во избежание еретических предположений о множественности богов в каббале постоянно подчеркивается это различие между понятиями «маор» (божественная сущность, букв. «светило») и «ор»/«аур» («свет»). В XII веке некоторые раввины критиковали каббалистов, приписывая им попытки подорвать концепцию монотеизма. Однако множественность эманаций релевантна лишь с точки зрения тварного мира, а беспредельная божественная сущность остается единой во всем их многообразии.

Перечни сефирот

Десять сефирот — это пошаговый процесс проявления божественного замысла в творении. Полные их перечни присутствуют уже в книге «Зогар» и других средневековых каббалистических текстах. Считается, что этимология названия каждой сефиры указывает на различные нюансы ее значения. Эта прямая связь между объектами тварного мира (как духовными, так и физическими) и их названиями на иврите естественно вписывается в каббалистическое учение о том, что творящей силой выступает метафорическая речь Бога (как в первой главе Книги Бытия). Первую попытку рационального и систематического изложения каббалистических теорий предпринял Моисей Кордоверо (XVI век), который перечисляет все десять сефирот, от высшей до низшей:

Категория

Сефира

2. Хокма («Мудрость»)
3. Бина («Понимание»)

(Первичные чувства)
4. Хесед («Доброта»)
5. Гебура («Суровость»)
6. Тиферет («Красота»)
(Вторичные чувства)
7. Нецах («Вечность»)
8. Ход («Великолепие»)
9. Йесод («Основание»)
(Орудие деятельного проявления)
10. Малкут («Царство»)

В более поздней, но относящейся к тому же XVI столетию трансцендентной каббалистической схеме Исаака Лурии список сефирот несколько отличается от вышеприведенного: Кетер в нем отсутствует, зато присутствует Даат, которая понимается как осознанное проявление бессознательной Кетер. В этих расхождениях отразились средневековые споры о том, следует ли отождествлять Кетер с Ор Эйн Соф («беспредельным светом») или же она представляет собой первую проявленную сефиру. Исаак Лурия рассматривает Кетер как источник внутреннего света сефирот, но в перечень сефирот как сотворенных атрибутов (сосудов) не включает, считая ее слишком возвышенной.

Категория

Сефира

1. Хокма («Мудрость»)
2. Бина («Понимание»)
3. Даат («Знание»)

(Первичные чувства)
4. Хесед («Доброта»)
5. Гебура («Суровость»)
6. Тиферет («Красота»)
(Вторичные чувства)
7. Нецах («Вечность»)
8. Ход («Великолепие»)
9. Йесод («Основание»)
(Орудие деятельного проявления)
10. Малкут («Царство»)

Описания

Кетер — «Венец»: божественная воля к творению; беспредельный свет Творца. Еврейское божественное имя «Эхейе Ашер Эхейе» («Я есмь то, что Я есмь»).
Хокма — «Мудрость»: первая вспышка замысла, еще не подверженная никаким ограничениям; свет как мужское начало; божественная реальность; первое откровение; творение, возникающее из пустоты.
Бина — «Понимание»: сосуд понимания, который вмещает в себя беспредельный свет Хокмы и наделяет его осознанием ширины и глубины; женское начало, порождающее чувства; разум; понимание, порождающее тешуву (искреннее раскаяние) и возврат к Богу.
Даат — «Знание»: центральное состояние единства десяти сефирот, именуемое также Древом Жизни.
Хесед — «Доброта»: благодать безграничной щедрости; Божья любовь; вдохновение.
Гебура — «Суровость»: сила; правосудие; намерение; сдержанность; страх Божий.
Тиферет — «Красота»: симметрия; сострадание как точка равновесия между Хесед и Гебурой.
Нецах — «Победа».
Ход — «Великолепие»: отступление; самоотдача; искренность.
Йесод — «Основание»: преданность поставленной задаче; память; связное знание.
Малкут — «Царство»: женский сосуд, вынашивающий мужские энергии «эмоциональных» сефирот и претворяющий их в действие; превращается в Кетер — источник Воли — для последующее, более низкого уровня Творения; достижение цели; осуществление божественного замысла.

Взаимовключенность сефирот

Первой основой для гармоничного взаимодействия сефирот стало включение в каждую из них аналогичной подсистемы из десяти сефирот. Так, например, Хесед заключает в себе внутреннюю Хесед, внутреннюю Гебуру (символ которой — суровость ради любви, как в случае, когда отец наказывает ребенка) и так далее. В каждую из семи эмоциональных сефирот вложено по семь внутренних эмоциональных сефирот, что в общей сложности дает 7х7=49 эмоциональных состояний. На этом основывается каббалистическая интерпретация мицвы (заповеди) об отсчете Омера — 49 дней духовной подготовки между праздниками Песах и Шавуот. Песах празднуют в память об исходе из Египте, а в еврейском мистицизме Египет (др.-евр. «Мицраим», что значит «ограничения») символизирует испытания, которые необходимо преодолеть на пути духовного развития. В каббале и хасидизме исход из Египта превращается в ежедневный «духовный исход», совершаемый на протяжении 49 дней подготовки к празднику Шавуот — празднику дарования Торы на горе Синай. Каббалисты советуют в каждый из дней Омера сосредоточиваться на определенном аспекте одной из сефирот. В ходе очистительного процесса тешувы (возвращения к Богу) человек исследует поочередно все свои духовные качества и тем самым готовится заново пережить дарование Торы.

Дни отсчета Омера

Подразделения сефирот

Песах: первый день исхода из Египта

Хесед сефиры Хесед

Гебура сефиры Хесед

Тиферет сефиры Хесед

Йесод сефиры Малкут

Малкут сефиры Малкут

праздник Шавуот: дарование Торы на горе Синай

Два способа расположения сефирот: круговой (иггулим) и вертикальный (йошер)

Для описания сефирот используется два способа их расположения: «круговой» и «вертикальный». Эти две конфигурации восходят к средневековым каббалистическим теориям и книге «Зогар». В более поздней лурианской каббале XVI века они стали рассматриваться как две последовательные стадии эволюции сефирот, относящиеся к начальному периоду Творения. В учении Исаака Лурии эта эволюция занимает центральное место в метафизическом процессе тиккун («исправления»).

Иггулим: круговая схема

На одной из двух возможных схем расположения сефирот представлены в виде концентрических окружностей, эманирующих к центру от периферии — вездесущего и всеобъемлющего Божества. На этой схеме могут также обозначаться четыре мира в составе седер гишталшелус («порядка миров») или даже пять (с добавлением Адама Кадмона как наивысшего из миров). Они также располагаются в последовательности от периферии к центру, обозначающему низший из всех, физический мир. В каждом из миров присутствуют десять сефирот — десять ступеней, ведущих к очередному, более низкому миру в цепи Творения. Круговая схема отражает последовательный характер эманации: десять сефирот представлены на ней как звенья цепи, нисходящей от божественного сознания в проявленный мир.
Пространство, окружающее схему иггулим, — это бесконечная божественная реальность (Айн Соф). Внешняя окружность, согласно учению Лурии, очерчивает тот «участок», который возник в результате цимцум («стяжения»). Каждый последующий мир в цепи эманаций дальше от Бога и метафорически меньше, чем предыдущий. Внутри каждого из миров эманация проходит через десять сефирот, причем последняя сефира (Малкут — осуществление божественного замысла) каждого данного мира становится первой сефирой (Кетер — божественной волей) мира, следующего за ним в цепи Творения. Вертикальная черта от периферии к центру всей системы окружностей обозначает путь нисходящей эманации и сжатия; в лурианской каббале это так называемый кав («луч») изначального ор/аур («света»).

Йошер: вертикальная схема

На другой, более известной схеме сефирот располагаются в виде древа, состоящего из трех столпов. Правый столп символизирует духовную силу расширения, левый — ее противоположность, силу ограничения. Срединный столп олицетворяет равновесие и синтез этих двух противоположных сил. Соединительные линии на схеме йошер — это особые связи, или духовные потоки, между сефирот. Они называются двадцатью двумя соединительными путями и соответствуют двадцати двум буквам древнееврейского алфавита. В каббале буквы еврейского алфавита рассматриваются как своего рода каналы или проводники духовной жизненной силы. Это представление восходит к библейскому рассказу о сотворении мира, которое совершается посредством десяти «изречений» Бога («Да будет…»). В каббалистической теологии буквы алфавита — это имманентные духовные силы, непрерывно воссоздающие всё бытие. Пути подразделяются на три группы, соответствующие трем категориям букв.

Антропоморфизм в каббале

Для описания природы Бога и отношений между Богом и тварным миром в каббале используются антропоморфические аналогии. На них основываются, в частности, метафоры отношений между телом и душой, функций или способностей человеческой души, формы человеческого тела и взаимодействия мужского и женского начал как божественных сил. При этом каббалисты постоянно подчеркивают, что все подобные метафоры следует понимать символически, вне всяких телесных, дуалистических, плюралистических или пространно-временных коннотаций. Как сказано в Талмуде («Берахот», 31b), «Тора говорит на языке Человека»: для описания тех или иных явлений приходится прибегать к понятиям, знакомым человеку по опыту земной жизни. Но всякую аналогию такого рода следует очищать от буквальных толкований, последовательно приближаясь к ее истинному смыслу.

Описание дольнего, материального мира в целом и человека в частности как «образа и подобия» мира горнего встречается не только в каббале, но и в библейских книгах, мидрашах, Талмуде и философской литературе иудаизма. Например, в Книге Иова, 19:26 содержится классическая метафора «…и я во плоти моей узрю Бога», а в Талмуде проводятся следующие аналогии: «Как душа проницает все тело… видит, но сама невидима…. питает все тело… чиста… пребывает в сокровенных пределах… единственна и неповторима в теле… не ест и не пьет… никто не знает, где ее место… так и Святой, да будет благословен Он». В каббале антропоморфные сравнения применяются особенно широко, и можно смело утверждать, что метафора Человека (наряду с метафорой Света) занимает в каббалистическом учении центральное место. Однако она не подлежит буквальному пониманию и используется лишь с ограничениями и оговорками: в частности, отмечается, что тело влияет на душу, тогда как мироздание не влияет на Бога. Кроме того, душа и тело происходят из разных источников, тогда как Бог вездесущ и извечен, а Творение порождено Богом и в сравнении с ним ничтожно.

Способности души и взаимосвязь мужского и женского начал

На схеме йошер — вертикальной схеме расположения сефирот — десять сефирот взаимодействуют между собой как парцуфим («лики» Бога). Каждая сефира воспринимает и проводит через себя влияние остальных. Эти горние взаимосвязи метафорически описываются как процессы, протекающие в человеческой душе, поскольку в тварном мире лишь Адам-Человек объемлет все силы мироздания, взаимодействующие в гармонии, тогда как и животные, и ангелы воплощают в себе лишь единичные инстинктивные устремления. Эта идея наряду с полным истолкованием сефирот как системы парцуфим вышла на первый план лишь в XVI веке, с развитием лурианской каббалы. Йошер, парцуфим и души израильтян в учении Лурии составляют вторичный мир «исправления» (тиккун), тогда как ангелы, животные и горние истоки всех прочих народов мира относятся к первичному миру «хаоса» (тоху). Стих 1:27 Книги Бытия («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их») в лурианской каббале соотносится не с первичным, а со вторичным миром тиккун. Божественные силы на схеме йошер описываются через способности человеческой души; при этом Бина-Понимание и Малкут-Царство-Шехина (Божественное Присутствие) олицетворяют женское божественное начало — принцип восприятия, питания и вынашивания.
В средневековой каббале считалось, что человек должен достичь йихуд — горнего соединения мужского и женского божественных начал. Йихуд позволяет Шехине, отделенной от Бога и сокрытой в физическом мире, воссоединиться со своим источником — «Святым, да будет благословен Он», то есть с трансцендентным горним Божеством. Причина этой отделенности Шехины и остановки «потока» (шефа) божественной энергии, изливающейся в земной мира, — грехи людей. И, напротив, праведность человека открывает путь к воссоединению и откровению Божества. Таким образом, Человек заключает в себе весь духовный космос и служит опорой Небес. В XVI веке перед исполнением мицвот (заповедей иудаизма) каббалисты из Сафеда возносили молитву, в которой Тиферет-Красота (центральная сефира Зеир Анпин — группы сефирот, олицетворяющих мужские чувства) соединялась с Малкут-Царством (Шехиной, женским началом): «Ради союза Святого, да будет благословен Он, с Шехиной Его; ради союза имени Йод и Хе с Вав и Хе, во имя всего Израиля». Эти четыре буквы Тетраграмматона, важнейшего из имен Бога, заключают в себе все горние сефирот.

Помимо способностей души, с горними божественными силами соотносились также различные физические органы: на схеме йошер взаимосвязи сефирот представали как подобия связей между частями человеческого тела. В этом контексте вертикальное расположение человеческого тела противопоставлялось горизонтальному, присущему животным. Соответствия между сефирот и органами тела таковы:

Сефира

Часть тела

Череп
Венец над головой
Даат элион («высшее знание»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *