сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.

Рыбы являются животными, приспособленными к жизни в воде. Они имеют обтекаемую форму тела, облегчающую их передвижение в водной среде. Поверхность тела большинства рыб покрыта чешуйным покровом, хорошо защищающим кожу и внутренние органы от повреждений. Жабры являются органом дыхания рыб. Рыбы набирают в рот воду и затем выталкивают ее наружу через щель под жаберной крышкой. Таким образом, вода, омывающая жабры, отдает кислород (газ, необходимый для дыхания рыбы) в кровь, протекающую по кровеносным сосудам, которыми обильно снабжены жабры. Отсюда кислород разносится кровью по всему телу.

Рыбы живут в воде. В природе встречаются самые различные воды: стоячие и текучие, пресные и соленые, разной температуры. Рыбы способны жить в самых разнообразных условиях: в реках и морях, в холодных и глубоких горных озерах, в мелких и заросших степных водоемах, даже в болотах.

Рыбы – животные холоднокровные, так как температура их крови не постоянна, а зависит от температуры воды, в которой они живут. При понижении температуры воды понижается и температура тела рыбы, рыба становится вялой, малоподвижной.

Одним из важнейших условий, без которого невозможна жизнь рыбы, является наличие достаточного количества растворенного в воде кислорода. Рыбы дышат воздухом посредством своих жабр. Через жабры кислород воздуха, растворенный в воде, проникает в кровь и разносится по всему телу. В воду кислород попадает из атмосферы (воздуха) или выделяется водными растениями. Это выделение кислорода растениями происходит в летний период при солнечном свете. Ночью же, в темноте, этот процесс приостанавливается. Зимой кислорода в воде меньше, так как доступ его из атмосферы прегражден ледяным покровом. Недостаток кислорода в воде в зимний период приводит к удушью рыбы, явлению, известному под названием замора. В такой период необходимо делать прорубь.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеется глубокая взаимосвязь между рыбой и средой, в которой она обитает.

Источник

Презентация на тему»Приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде. «

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок-исследование Учитель: Лоторева Л.В.

Неизвестно, кто первый открыл воду, но уж наверняка это сделали рыбы. Аркадий и Борис Стругацкие

План характеристики среды обитания Температура Плотность Влажность Освещенность Особые свойства Рыб более 25 тыс. видов – это больше, чем видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых.

Приспособленность внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Рассмотрите особенности внешнего строения рыб. Из каких отделов состоит тело? Как они соединены между собой? Определите форму тела. Какое значение имеет такая форма тела в жизни рыбы? Голова Туловище Хвост Задание №1

Плавники представляют собой тонкие складки кожи, поддерживаемые костными плавниковыми лучами.

Чем покрыто тело рыбы? Как располагается чешуя? Какое это имеет значение? Есть среди рыб голокожие? Задание №3

Рыбы без чешуи. Сом Налим

С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуи. Определите возраст рыбы. Что еще можно определить по чешуе? Задание №4

Определите окраску тела рыбы на спинной и брюшной стороне. Объясните различия. От чего зависит окраска тела? Задание №5

Покровительственная окраска позволяет быть незаметным на фоне окружающей среды.

Рассмотрите голову. Какие органы чувств расположены на голове? Есть ли веки? Почему? Задание №6

Орган зрения (Глаза) Орган обоняния (Ноздри) Орган слуха (Внутреннее ухо), Орган равновесия Орган осязания (усы) Органы вкуса (рот, губы, кожа ) Какое значение имеют эти органы в жизни рыб?

Верно ли выражение: «Нем как раба?» Им достался от природы Инстинкт пророчески-слепой Они им чуют, слышат воды… Ф.И.Тютчев Органы чувств

Найдите боковую линию. Какова ее роль? Задание №7

Сделайте вывод о приспособлениях рыб и жизни в воде. Обтекаемая форма тела Тело покрыто чешуей и слизью Покровительственная окраска Плавники – органы движения Своеобразные органы чувств, позволяющая ориентироваться в воде (боковая линия). Органы дыхания жабры.

Приспособления рыб к конкретным факторам среды Фактор водной среды Приспособления к ним Большая плотность Обтекаемая форма тела, расположение чешуи, слизь. Прозрачность Покровительственная окраска Способность растворять различные вещества. Обоняние и вкус Текучесть Органы боковой линии

Рекордсмены Китовая акула Длина: 18м. Бычок пандака Длина: около 1см. Если на одну чашу весов положить акулу, то на другую, чтобы уравновесить, нужно уложить 10 млн. бычков.

Скат мата длина до 6 м и вес до 4 т

Форма тела рыб 1.стреловидная 2.змеевидная 3.сжатая с боков 4.плоская 5.торпедообразная

Форма тела акула Конструкторы позаимствовали форму подводной лодки у самых быстрых пловцов.

Форма тела. Морской угорь Рыба-игла

Форма тела. Конек тряпичник Рыба-лист

Способы защиты. Окраска Камбала Рыба-клоун

Окраска подкаменщик щука

Движение. Прыгают по суше: илистый прыгун Извиваются как змеи: угри

Способы защиты. Колючки и шипы: ерш, окунь Электрический ток: скат, угорь

ТАКАЯ НЕПРОСТАЯ РЫБЬЯ ЖИЗНЬ!

Подведем итоги Спасибо за плодотворную работу

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Номер материала: ДБ-291194

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата

Время чтения: 1 минута

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях

Время чтения: 2 минуты

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Приспособления у рыб к водному образу жизни

Приспособления у рыб к водному образу жизни:

Обтекаемая форма тела – снижает трение при движении в воде

Чешуя. Выполняет защитную функцию. Благодаря черепицеобразному ее расположению, также снижается трение.

Слизь на чешуе – снижает трение, защита.
Плавники – для оптимального движения в воде. Среди плавников выделяют парные (брюшные, грудные) и непарные (анальные, хвостовые, спинные). Парные плавники расположены симметрично, имеют одинаковый размер и форму. Самые развитые мышцы и плавники это хвостовые. Именно за счет них рыба двигается. Остальные плавники нужны для маневрирования и равновесия.

Боковая линия – орган чувств, позволяющий рыбе определить направление течения и его скорость. Проходит вдоль всего тела сбоку.

Плавательный пузырь – это пузырь с воздухом, который позволяет рыбе менять глубину погружения. Если пузырь увеличивается в объеме, общая плотность рыбы падает, и она всплывает, и наоборот, при уменьшении пузыря, плотность рыбы увеличивается, и рыба погружается. По происхождению плавательный пузырь является выростом кишечника. На стадии малька рыба всплывает к поверхности, заглатывает ртом некоторое количество воздуха, после чего воздух попадает в отросток, и он теряет связь с кишечником, становится пузырем. Объем пузыря увеличивается, когда газы поступают из крови в пузырь, и уменьшается, когда из пузыря поступают в кровь. Плавательный пузырь отсутствует у придонных рыб, таких как скат и у акул.
Жабры. Орган дыхания, который фильтрует воду и всасывает из нее кислород. Состоит из жаберной дуги, жаберных тычинок и лепестков. Прикрыт для защиты жаберной крышкой, которая отсутствует у хрящевых рыб. У них отверстия жабры видны.

Наличие только внутреннего уха. Так как в воде звук распространяется хорошо, то рыбе достаточно внутреннего уха в костной стенке черепа.

Большое количество икры и наружное оплодотворение. Так как рыба размножается в воде, ей доступно наружное оплодотворение, при котором вероятность встречи сперматозоида и яйцеклетки не такая высокая, как при внутреннем (когда гаметы вводятся в половые пути), поэтому важно повысить эту вероятность путем образования большего числа гамет. Рыбы самцы выделяют молоки.

Комментарии:

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Источник

Конспект урока «Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Павловская средняя общеобразовательная школа №2

Павловского района Воронежской области

Тема: «Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде».

Учитель : Лоторева Л.В.

Сформировать знания учащихся о внешнем строении рыб в связи со средой обитания.

Продолжить формирование умений работы с натуральными объектами.

Продолжить формирование умений добывать знания в ходе исследования.

Формировать умение применять знания из области других образовательных дисциплин (физики, литературы, русскогоязыка) при объяснении биологических процессов.

Развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать любовь к природе, чувство восхищения ее творениями.

Живые рыбы в банке, сушеная рыба, лупы, пинцеты, чешуя;

1. Актуализация знаний.

Назовите среды обитания живых организмов?

— Какая самая древняя? Самая обширная? (водная)

— Назовите группы животных, обитающих в воде?

(простейшие, моллюски, ракообразные, рыбы, млекопитающие.)

Неизвестно, кто первый открыл воду,

но уж наверняка это сделали рыбы.
Аркадий и Борис Стругацкие

2.Определение темы урока. Постановка целей и задач.

Среди всех водных обитателей самые богатые по количеству видов – рыбы.

Рыб более 25 тыс. видов – это больше, чем видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых.

Я приглашаю всех совершить заочное погружение в водную стихию и исследовать приспособления рыб к жизни в этой среде. (слайд)

Тема урока. Надкласс рыбы. Внешнее строение как приспособление к жизни в водной среде.

3.Изучение нового материала.

(связь с физическими свойствами воды)

Какими особенными свойствами она обладает? (слайд)

(высокая плотность, высокое давление, нет резких колебаний…)

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм тела, множеству приспособлений к условиям обитания, как в строении, так и в биологических особенностях. В ходе исследовании мы выявим эти особенности. Сделать это мы можем в ходе лабораторной работы.

4.Лабораторная работа № 6.

Тема : Внешнее строение и способы передвижения рыбы.

Оборудование : Сушёная рыба, раба в банке, лупа, чешуя.

Рассмотрите особенности внешнего строения

Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите.

Как они соединены между собой?

Определите форму тела.

Какое значение имеет такая форма тела?

Как форма связана со свойствами воды?

Где границы отделов?

Что расположено под жаберными крышками?

Найдите у рассматриваемой рыбы плавники.

Рассмотрите работу плавников

Определите, какие парные, какие – непарные.

Заполните таблицу в тетради.

Какие свойства воды позволяют осуществлять работу этого органа ? ( межпредметная связь.)

Плавник представляют собой тонкие складки кожи, поддерживаемые костными плавниковыми лучами.

Чем покрыто тело рыбы? (чешуя, слизь).

Как расположена чешуя? (передний конец помещён в кожу, а задний налегает на чешую следующего ряда)

Есть ли среди рыб голокожие, то есть без чешуи?

Как у них защищено тело? (слизь. Она защищает рыб от редких колебаний температуры. А некоторые рыбы (линь, налим) выделяют в слизь ядовитые и раздражающие вещества, оберегающие их от паразитов и хищников.

Какие преимущества это дает для жизни в воде?

С помощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

Определите возраст рыбы.

Что еще можно определить по чешуе?( сообщение )

Чешуя. Можно ли определить возраст рыбы, узнать, сколько она прожила? Это можно сделать по некоторым костям и чешуе рыб. Рыба растет, но в течение года она растет неравномерно. Есть периоды замедленного и ускоренного роста рыбы, поэтому по мере ее роста на чешуе образуются кольца, по которым можно надежно определить возраст рыбы. У некоторых рыб – окуней, налима и других – такие же кольца можно наблюдать на жаберных крышках. Возраст акул и осетровых рыб удобнее всего проследить по костям плавников.

, Доп.материал.Чешую рыб используют для изготовления жемчуга . Ее собирают, кладут в раствор, в котором отделяется блестящее вещество чешуи. Из этого вещества делают жемчужный пат. Стеклянные бусы опускают в смесь жемчужного пата с лаком, и предметы получают блеск жемчуга.

Определите окраску рыбы на спинной и брюшной стороне.

От чего зависит окраска рыбы?(сообщение)

Покровительственная окраска позволяет быть незаметным на фоне окружающей среды.

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти клетки называется хромотофорами и содержать в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов. Встречается в них черный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.

У рыб, которые живут ближе к поверхности воды, оттенок синеватый или зеленоватый. У тех, кто обитает ближе ко дну, спина и бока обычно бурые. В океанских глубинах, куда не проникает свет, окраска у рыб чаще черная. У рыб, живущих в зарослях водных растений, тело покрывает полоски или пятна. Такая окраска помогает им маскироваться среди растений. У пресноводных хищников – окуня и судака – полосы поперечные. Окраска щуки зависит от того, в каком водоеме она водиться. У щуки, живущей в зарослях, там, где нет сильного течения, полоски более выражены.

Почему донные рыбы не могут быть светлыми?

(вода сильно преломляет и рассеивает световые лучи).

Какие органы чувств расположены на голове?

Какое значение они имеют в жизни рыб? (сообщение)

Есть ли веки? Почему?

Почему нет необходимости в наружном ухе?

(в воде хорошо распространяется звуковая волна,)

Найдите боковую линию.

Какова её роль? ( сообщение )

Почему возможна работа такого органа?

(вода текуча, межпредметная связь. )

Сделайте вывод о приспособлении рыб и жизни в воде:

Обтекаемая форма в воде.

Органы движения плавники.

Наличие чешуи и слизи.

Своеобразные органы чувств, позволяющие двигаться в воде (боковая линия).

Органы дыхания жабры.

Соотнесите эти приспособления и свойства воды.

Рыбы появились на Земле свыше 400 млн. лет назад. За столь долгий эволюционный срок они освоили все известные типы водоемов. В результате сформировалось многообразие жизненных форм, образа жизни, приспособлений.

Почетный титул самой большой рыбы принадлежит всем известной китовой акуле. Причем, это звание становится более весомым, если учесть, что китовая акула – самая большая рыба из всех когда-либо существовавших на земле. По крайней мере, пока эти данные никому не удалось опровергнуть. Вес этой рыбы достигает 30 т, а печень может весить около тонны.

Крошечная аквариумная рыбка пандау не больше муравья и весит 8г. Длина тела 0.8 мм. Некоторые модницы нося маленькие аквариума с пандау как серьги.

Обыкновенный сом весит до 200 кг, это одна из крупных пресноводных рыб. В1926 г была поймана белуга, которая весила 1228 кг, а икры – 246 кг.

В тропических водах атлантического океана обитает огромный скат манта, длина до 6 м, вес до 4 т.

2) продолжительность жизни

Продолжительность жизни у разных вид рыб весьма различна. Есть среди них долгожители (белуги живут более 100 лет). Рыбы некоторых видов погибают после первого нереста. Это, например, дальневосточные лососи, угри. Некоторые виды бычков живут около года, щуки, карпы – до 70 лет. Чаще продолжительность жизни не более 20 лет.

Много необычных названий рыб можно встретить в ихтиологических словарях. Они отражают форму тела, внешнее сходство с др. животным. Как вам рыба-старая жена, ворчун, хирург, удильщик?

Представьте, что вам предложат «хирурга пряного посола», «маринку в сливочном соусе»…

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение

– змеевидные (угри, мурены),

-плоские (скаты, камбала),

— дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба-луна),

-торпедообразные (акулы, тунцы),

-шарообразные (кузовок, рыба-шар)

Доп.материал, ( межпредметная связь.) с русским языком:

А как правильно произнести камбала| или ка|мбала?

Еще более невероятной кажется окраска рыб. (Сообщение)

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти клетки называется хромотофорами и содержать в себе зерна пигмента – чаще всего оранжевого, желтого и красного цветов. Встречается в них черный пигмент, и кристаллики гуанина, который может давать белые, серебристые и перламутрово-радужные тона. При объединении двух последних пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.

У рыб, которые живут ближе к поверхности воды, оттенок синеватый или зеленоватый. У тех, кто обитает ближе ко дну, спина и бока обычно бурые. В океанских глубинах, куда не проникает свет, окраска у рыб чаще черная. У рыб, живущих в зарослях водных растений, тело покрывает полоски или пятна. Такая окраска помогает им маскироваться среди растений. У пресноводных хищников – окуня и судака – полосы поперечные. Окраска щуки зависит от того, в каком водоеме она водиться. У щуки, живущей в зарослях, там, где нет сильного течения, полоски более выражены.

Было установлено, что все костистые рыбы, а по некоторым д анным и акулы, имеют различные цвета.

Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Некоторые используют плавники не только для плавания.

Анабас, или ползун, переползает из водоема в водоем при помощи сильных грудных плавников. Илистый прыгун прыгает по берегу, добывая пищу, и даже поднимается по растениям в мангровых зарослях.

Есть такие, которые летают по воздуху – тоже с помощью плавников. У них полет планирующий Они выскакивают из воды и преодолевают до 200 м, а с попутным ветром и больше. Чаще они проделывают это, спасаясь от хищников. Эту группу так и называют летучими.

Угорь плывет, извиваясь всем длинным, узким и гибким телом. Скаты (манта) могут парить в толще воды. по плавникам у низ проходят волны, так что движения напоминают «полет» в воде.

Электрический угорь из Амазонки бьет током с напряжением более 500 вольт ( межпредметная связь.) Местные жители перед тем как их ловить, загоняют стадо коров, чтобы угри истратили свой заряд.

О другом способе защиты вы узнаете из загадки.

И щука не проглотит ( ерш)

В последние десятилетия выяснилось, что и популярное выражение «нем как рыбы» не соответствует действительности. Рыбы вовсе не так молчаливы, как была принято считать. Они издают весьма разнообразные звуки.

Глаз рыбы имеет блестящую радужную оболочку и круглый хрусталик , который обеспечивает зрение на близком расстоянии. Рыбы различают форму и цвет предмета. Для обеспечения четкого изображения хрусталик удаляется и приближается к сетчатке так, как это происходит в фотоаппарате. Глаз фокусирует изображение благодаря изменению кривизны хрусталика.

даже движущуюся добычу .

Глаза у рыб хитроумно приспособлены к работе в воде. у рыб нет век, ни слезных желез, потому что не страдают от высыхания. Каждый глаз связан с мозгом независимо, что позволяет некоторым рыбам двигать каждым глазом отдельно. Особенно хорошо развито зрение у хищников, что помогает находить и ловить добычу.

А есть даже четырехглазые. Они плавают у самой поверхности воды. Их глаза поделены на 2 части, и это помогает одинаково видеть и в водной и воздушной среде.

Вкусовые органы некоторых рыб находятся на усах (сомы),у других на лучах плавников, а у многих по всему телу.

Рыбы способны чувствовать изменения магнитного и электрического полей, ориентируя тело вдоль силовых линий. Известно, что вокруг их тел образуются электрические поля, но они настолько слабы, что не воспринимаются животными. Когда рыбы держатся стаями, происходит суммация индивидуальных электрических полей и образуется общее поле стаи, достаточное для того, чтобы его почувствовал каждый член группы. Оно играет важную роль в согласовании поведения и пространственной ориентации всей стаи. Клетки, отвечающие за электромагнитное чувство рыб, расположены преимущественно на голове.

Что же касается вкусовой чувствительности в ее классическом
понимании, то она, вероятно, играет меньшую роль в жизнедеятельности обитателей вод. Только у некоторых видов (щуки, колюшки, двоякодышащие и др.) орган вкуса расположен в ротовой полости. У остальных клетки, воспринимающие вкус, рассеяны по всей поверхности тела, концентрируясь на голове, усиках и видоизмененных плавниках.

Что и говорить, сложная рыбья жизнь! Сколько приспособлений необходимо вырабатывать обитателям вод, сколько удивительных ухищрений им приходиться применять, чтобы выжить. Мы с вами смогли поговорить лишь о малой толике проблем, с которыми вынуждены сталкиваться рыбы в их загадочном сумеречном мире. Но даже эта не большая экскурсия к нашим удивительным соседям по планете позволяет известной поговорке «как рыба в воде» придать более глубокий смысл. ( межпредметная связь.)

6.Общая характеристика рыб . (выполним задание в тетради )

Чем же рабы отличаются от других систематических групп?

Рыбы – позвоночные _________________ животные, обитающие ________ и передвигающиеся с помощью ______________.

Их тело состоит из ____________________________.

Кожа покрыта __________________________.

Имеется особый орган чувств ____________________.

Кровеносная система в виде ____ замкнутого круга кровообращения, сердце ________________.

Известно свыше ________ тыс. видов.

Почему рыбу трудно удержать в руках?

Что является паспортом рыбы?

Справедлива ли поговорка «нем как рыба?»

Закрывают ли рыбы глаза, когда спят?

Различают ли рыбы цвет?

Каких рыб можно добыть с лопатой?

В каком направлении следует чистить рыбу?

Заполните лист самоконтроля. Оценки. Спасибо за плодотворную работу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *