Санъаткор 1942 йили Душанбеда туғилган, кейинчалик Тошкент театр ва рассомчилик институтида таҳсил олган.
Кинодаги илк ролини ҳам Ўзбекистонда, талабалик даврида ижро этган.
Аммо режиссёр Комил Ёрматовнинг «Нодирабегим» фильмида атоқли ўзбек сўфий шоираси Нодирабегим ролини ижро этиши ортидан Сайрам Исаева ўзбек кино мухлисларига жуда яхши танилади.
Санъаткорнинг бир суҳбатида эслатишича, «Нодирабегим образидан сўнг ўзбек кинорежиссёрлари уни тез-тез бош ролларга таклиф эта бошлашади».
Шу асно актриса ўзбек адабиёти ва тарихида из қолдирган атоқли аёллар образларини ярата бошлаган.
Би-би-си: Сайрам опа, муштарийларимиз сизга дунёнинг турли бурчакларидан мактуб йўллашган. Саволларнинг аксарияти кино ва театр саҳнасидаги ижодий фаолиятингиз билан боғлиқ. Сизга илк саволимиз Ҳиндистондан, Ҳакимжон Каримовдан. Ўқувчимиз энг аввало, «Сайрам опа, кино саноати ривожланиши ва миллий руҳни фильмларга жо қилиб, муваффақиятга эришишда Марказий Осиё мамлакатларининг қай бири етакчилик қилмоқда?» деб сўраяпти. Марҳамат:
Сайрам Исаева: Ҳакимжон, менимча, ҳар бир давлат санъат соҳасидаги имкониятига қараб етакчилик қилмоқда. Мен улардан бирини алоҳида ажратиб кўрсатмаган бўлардим. Марказий Осиё мамлакатлари ҳар бирининг ўз ривожланиш даражаси, президентларининг кўрсатаётган дастаги, кино санъатига бўлган муҳаббатига қараб санъат соҳасининг ушбу муҳим кўриниши ривожланиб бормоқда. Агар Тожикистонни оладиган бўлсак, мустақиллик ортидан биз ҳали тожик киносини яратишни бошлаганимизча йўқ. Шўро даврида даҳо режиссёр Борис Кимёгаров тожик киносини жаҳон даражасига кўтарган бўлса, ҳозир бирорта ҳам мукаммал яратилган бадиий фильм йўқ, деб айтган бўлардим. Ўзбекистон эса, МДҲнинг бошқа давлатлари билан солиштирганда яхши мавқеда. Улар ўз киностудияларида рисоладагидек бадиий фильмлар яратишмоқда, тужжорий кино саноати, телевидениеси ҳам яхши ривожланган. Балки Марказий Осиё давлатлари орасида энг яхши кино, менинг назаримда, ўзбекларники бўлса керак.
Би-би-си: Сайрам опа, Ҳакимжон яна «Марказий Осиё давлатларида яратилган фильмлар жаҳон экранларига чиқмоқдами, бу борада ўзбек киноси қандай ютуқ ёки камчиликларга юз тутмоқда?» деб сўраганлар. Бунга нима дейсиз?:
Сайрам Исаева: Агар умуман олиб айтадиган бўлсак, чиқаётган бўлиши мумкин. Бироқ бу каби фильмларнинг сони шу даражада озки, биз уларни деярли кўрмаймиз, бу ҳақда эшитмаймиз ёки бирор ерда ўқимаймиз. Қанақадир фестивалларда иштирок этаётган бўлиши мумкин. Лекин бу каби фестивалларни машҳурлари деб бўлмайди. Жаҳон экранларига чиқиш учун эса, ҳар бир Марказий Осиё давлати кино санъати ва ушбу соҳада меҳнат қилаётган кадрларга алоҳида эътибор қаратиши, жаҳон меъёрларига мос ҳақиқий кино яратиши лозим.
Би-би-си: Ўзининг талаба эканини айтган бошқа бир муштариймиз эса, «Сайрам опа, сиз мен ҳурмат қилган таниқли санъаткорлардан бирисиз, сиз жуда кўп актрисалар ўйнашни истайдиган ролларда ўйнагансиз, барча ролларингиз ичида сизга энг ёққани қайси бўлган ва нима учун?» деб қизиққанлар, марҳамат:
Сайрам Исаева: Ҳақиқатда ҳам мен бахтли актрисаман, чунки мен “Тожикфильм” да бўлгани каби, “Ўзбекфильм”да ҳам кўплаб тарихий образларни яратганман. “Тожикфильм”да ҳар бир актриса ўйнашни орзу қилган ва тожикларнинг Жанна д’Арки бўлган Гурдофарид ролини ижро этганман. “Ўзбекфильм”да эса, машҳур шоира Нодирабегим, Майсара ва ажойиб Ўзбек-ойимларнинг образларини яратганман. Мана шу образлардан бирортасини энг зўри, деб алоҳида ажратиб, кўрсата олмайман. Уларнинг барчаси бир-бирига буткул қарама-қарши бўлган характерлардир. Аёл сўзидан бошқа уларни бир-бирига боғлаб турувчи бирор бир умумий жиҳатлари йўқ. Шунинг учун ҳам шу тўрт образ менинг кино фаолиятимдаги энг қадрли образлардир.
Би-би-си: Бошқа бир ўқувчимиз эса, «Ҳурматли Сайрам Исаева, сиз Ўзбекистонда жуда кўп забардаст ролларни ижро этгансиз, ўзингиз тожикистонлик актриса бўла туриб, Ўзбекистонда қандай қилиб бу каби катта ютуққа эришгансиз?» деб савол йўллаганлар:
Сайрам Исаева: Мен 4 йил севимли Ўзбекистонда, Тошкент Театр ва рассомчилик институтида таҳсил олганман. Ҳали талабалик пайтимдаёқ мени ўйнаш учун ролларга таклиф этишган. Мен, мени ёқтириб, дастаклаб, мендек тожик актрисасига катта саҳнага чиқиш имконини берган ўзбеклар, ўзбек санъати, ўзбекистонлик режиссёр ва актёрлардан чексиз миннатдорман. Албатта рақобат бўлган. Бироқ санъатда рақобатсиз ҳеч нарса қилиб бўлмайди ва бу дўстона рақобат эди.
Би-би-си: Сайрам опа, мана сиз кинода мумтоз ўзбек шоираси Нодирабегим, сўнгроқ зукко Майсара, яқинда эса, «Ўтган кунлар»да Ўзбек ойим ролларини ижро этдингиз. Улардан бири муҳим тарихий шахс бўлса, бошқаси мумтоз ўзбек аёлининг қиёфасини акс эттиради. Кинода тарихий ва мумтоз ўзбек аёлларининг образларини акс эттирганда ўзингизни қандай ҳис этасиз?
Сайрам Исаева: Мумтоз ёки тарихий бўлишидан қатъи назар, ҳар бир актриса ўйнаётган ҳар бир роли учун ич-ичдан қайғуради. Масалан, ўзим ҳам шу образни ярата оламанми, йўқми деб роса ташвиш чекаман. Ҳатто машқ жараёнида ҳам шундай бўлган. Бироқ либосни кийиб, ўша образнинг қиёфасига киргач, бутунлай ўзгариб, айтаётган сўзларим, қилаётган ҳаракатларим, кечинмаларим, шерикларим ва атрофимдаги шарт-шароитнинг ичига кириб кетаман. Сўзсиз, у ёки бу ҳолатни яратиш қийин кечган саҳналар ҳам бўлган. Масалан, Нодирабегим образини ўйнаганимда бу қаҳрамонимнинг ёши билан боғлиқ эди. Чунки аввалида 25 ёшли Нодирабегим сўнггида 60-65 ёшли зукко аёлга айланади. Мана шу ўтиш ҳолатини акс эттириш қийин бўлган. Бироқ узоқ муддатлик тайёргарлик, қайғуришлар ва қаҳрамонимнинг руҳига кира билиш орқали ана шу образларни яратишга муваффақ бўлганман.
Би-би-си: Сайрам опа, мана собиқ Шўролар Иттифоқи қулаши ортидан бизнинг кино санъатимиз ҳам кўп томонлама ўзгаришларга юз тутди. Йўналиши деймизми ёки сюжети деймизми. Бугунги кинонинг сизга нимаси ёқадию нимаси ёқмайди?
Сайрам Исаева: Менга ёққан томони шундаки, инсонларнинг тақдирлари ҳақида кўпроқ фильмлар яратила бошланди. Бироқ бу каби фильмларда ҳаёт шафқатсиз қилиб кўрсатилгани боис уларни қизиқарли деб бўлмайди. Фильмларни томоша қила туриб, уларнинг қанчалик ибтидоий экани ва бунга ўхшаш ҳолатлар сизга таниш экани, уларга аллақачон гувоҳ бўлганингизга иймон келтирасиз. Шундай экан, бу каби фильмларни фақат номига яратилган фильмлар, деб аташ тўғрироқ бўлади. Нимагадир ҳақиқий ҳаёт сценарийларда акс этмайди. Қизиқарли сценарийлар йўқ. Шундай бўлгач, фильмлар ҳам ўртамиёна бўлади. Шунинг учун ҳам бундай фильмлар, дейлик, МДҲ доирасидан ташқарига чиқа олмайди.
Би-би-си: Англиядан Жасурбек эса, «Сайрам опа, сизни расмингиздан танидим. «Майсаранинг саргузашти»да ўйнагансиз. Нима сабабки, сиз Тошкентда эмас, Хўжандда яшаяпсиз? Яъники, пойтахтда санъаткор учун имкониятлар катта эмасми?” деб сўраган:
Сайрам Исаева:Нима учун Тошкентда яшамаслигим саволига келсак, мени Тожикистон Маданият вазирлиги таҳсил олишга юборган. Ўқишни тугатгач, биз опам Майрам Исаева билан Лоҳутий номидаги академик театрда ишлашимиз керак эди. Ўша пайтда мавжуд бўлган тартиб-қоидаларга кўра эса, Маданият вазирлиги таҳсилини битирган талабаларни ўзи лозим деб кўрган театрга ишлаш учун юборарди. Шундай қилиб, бизни Хўжанддаги А.С. Пушкин номидаги мусиқали драма ва комедия театрига ишга жўнатишди. Икки йил ишлаб бергандан сўнг биз турмуш ўртоғим билан Лоҳутий театрига ишга ўтишимиз керак эди, лекин қўйиб юборишмади. Сўнгра отам ҳам, “Агар сизларга театр, жамоа, шаҳар ёқса, маслаҳатим –дарахт фақат бир жойда яхши ўсади, олтин лойда ҳам ярақлайди, вилоят театрида ишлаяпман деб ўйламанглар! “ деб айтдилар. Нодирабегим образини яратаётган пайтимда зукко режиссёр Комил Ёрматов ҳам худди шундай маслаҳат бергандилар. Шундай қилиб мен, жуда қобилиятли актриса Хўжанд шаҳрида ишлаш учун қолдим. Бироқ Тошкентда ишлаш учун кўплаб таклифлар ҳам бўлганди.
Би-би-си: Муштариймиз яна, “Марказий осиёлик санъат усталари орасида ҳамкорлик негадир узилиб кетаяпти. Буни қандай мустаҳкамлаш керак? Балки сиёсатчилар ҳаракат қилишлари керакдир. ” деб сўраган. Бунга нима дейсиз?
Сайрам Исаева: Бу энг ажойиб, бироқ шу билан бирга жавоб бериш қийин бўлган саволдир. Биласизми, мен чегаралар, тўсиқлар, виза, чегаранинг нариги тарафида туриб, сизни қарши олиши учун қандайдир вакилни кутиб туриш деган нарсалар нималигини билмасдим. Буларнинг барчаси эса, бизга ўхшаган ижод одамларида фожеавий акс этмоқда. Фестиваллар бўларди, ўзаро гастролларга, меҳмонларга борардик. Тез-тез учрашиб турардик. Ҳозир эса, деярли учрашмаймиз. Тошкентни, дўстларимни қанчалик соғинганимни билсангиз эди. Алоқаларимиз узилиб бораяпти. Буларнинг барчаси қачон ниҳоя топишини билмайман. Санъат ва спорт учун бирор бир чегара бўлмаслиги керак. Бу борада қандайдир чоралар кўрилаётгандек. Бироқ уларнинг самараси кўринмайди. Бирор бир спектакль билан Ўзбекистонга бориш, уларни ҳам Тожикистонга таклиф қилиш, бизни ажратиб турган занжирларни пароканда қилиш, ҳеч бўлмаганда санъат учун чегараларни бузиб ташлашни қанчалар исташимни билсангиз эди.
Би-би-си: Англиядан бошқа бир мухлисингиз эса, “Сиз мана тожикистонликсиз, Ўзбекистонни ҳам ўз Ватанингиз деб ҳис этасизми? Чунки Ўзбек киносида кўп ролларни ўйнагансиз. Агар сизда шундай имкон бўлса, ўзбек ва тожик президентларидан нималарни сўраган бўлардингиз?” деб қизиққан:
Сайрам Исаева: Албатта, Ўзбекистонни Ватаним деб ҳисоблайман. Чунки у ерда тўрт йил таҳсил олдим. Қанчадан-қанча ўртоқларим бор. Мен ўқиган институтнинг ўзини бемалол дўстлик институти деб атаса бўларди. У ерда қозоқ, қирғиз, туркман, уйғур, тожик. талабалари сабоқ олишарди. Мен тўрт йил ўзбек нонини едим, ҳали ҳам хат ёзишиб турган қанча устозларим бор. Институтни тугатганимизнинг 5, 10 йилликларини бирга нишонлаганмиз. Табиийки, Ўзбекистон ҳам менинг Ватаним, Тошкент ҳам севимли шаҳримдир. Мен Ўзбекистон ва Тожикистон президентларидан музокаралар столига ўтириб, ҳеч бўлмаганда санъат ва спорт учун йўлларни очиб қўйишларини сўрардим.
Би-би-си: Сайрам опа, энг сўнггида ўзингиз энг ёқтирган режиссёр, фильм ва образга ҳам тўхталиб ўтсангиз.
Сайрам Исаева: Ушбу саволга жавоб беришдан аввал шу нарсани айтиб ўтмоқчиманки, Ўзбекистонда бўлмаганимга ҳам 7 йил бўлди. Сўнгги бор “Зумрад ва Қиммат” фильмида суратга тушганман. Шу билан ўзбек киносидаги тақдирим якун топган. Чунки Тожикистондан ортиқ актёрларни таклиф этмай қўйишди. Агар “Тожикфильм” ўзбек актёр ва актрисаларини таклиф этса, бундан “Тожикфильм” ҳам, тожик киноси ҳам, режиссёрлар ва ҳамкорликда иш олиб борган актёрлар ҳам фойда кўрган бўлишарди ва аксинча. Бу жуда афсусланарли ҳолат. Мен ёқтирган режиссёрлар жуда ҳам кўп. “Ўзбекфильмда”да яратган ролларим бир-бирига ўхшамагани каби, режиссёрлар ҳам худди шундай. Мен Комил Ёрматов, Элёр Эшмуҳаммедов, Али Ҳамроев, Мелис Абзалов. каби кўплаб даҳо режиссёрлар билан бирга ишлаганман. Лекин энг севимли режиссёрим Комил Ёрматовдир. “Тожикфильм”да эса, Борис Кимёгаровдир. Борис Кимёгаровнинг “Рустам ва Сухроб” фильмида Гурдофарид, Комил Ёрматовнинг фильмида эса, Нодирабегим менга энг ёққан образлардир.
Би-би-си: Сайрам опа, мазмунли суҳбатингиз учун сизга жуда ҳам катта раҳмат. Агар муштарийларимизга бирор бир тилакларингиз бўлса, марҳамат, микрофонимиз очиқ:
Сайрам Исаева: Мен ўз вақтини аямай, менга савол йўллаганлари учун барча мухлисларимга ташаккурларимни айтмоқчиман. Улар менга берган саволларга қанчалик кўнгилдагидек жавоб бера олган-олмаганимни билмайман. Лекин мен уларнинг доимо бахтли бўлишлари, ҳамиша тинчлик бўлишини, фақат овозимизни эшитмай, бир-биримиз билан дийдорлашиб юришимизни тилаб қолардим. Тақдир ҳаммамизни ҳар тарафга сочиб юборди. Бироқ бунга қарамай, бир-биримизни доимо ёдда тутишимиз, севишимиз, қадрлашимиз, меҳр-оқибатли бўлишимиз, қаерда бўлишимиздан қатъиназар, бахтли бўлишимизнинг тилакдошиман.
Би-би-си: Катта раҳмат, Сизга ҳам шахсий ва ижодий ҳаётингизда улкан муваффақиятлар ёр бўлсин.
СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ (1983) — «СЕМЕЙНЫЕ ТАЙНЫ», СССР, Таджикфильм, 1983, цв., 88 мин. Киноповесть. По повести М. Акобирова «Зрелость». Глава большой семьи мечтает о том, чтобы жить своим кланом и с каждым годом становиться богаче. Все, кроме зятя и его брата Даврона,… … Энциклопедия кино
СКАЗАНИЕ О РУСТАМЕ — «СКАЗАНИЕ О РУСТАМЕ», СССР, Таджикфильм, 1971, цв., 245 мин. Кинодилогия: «Сказание о Рустаме», «Рустам и Сухраб». Фильм сказка. По поэме А.Фирдоуси «Шах Наме». В основе экранизации таджикский эпос «Шах Наме» дастаны о подвигах богатыря Рустама,… … Энциклопедия кино
БЕЛЫЕ, БЕЛЫЕ АИСТЫ — «БЕЛЫЕ, БЕЛЫЕ АИСТЫ», СССР, Узбекфильм, 1966, ч/б, 89 мин. Социальная мелодрама. Действие киноповести происходит в маленьком узбекском кишлаке. По воле родителей юная Малика выходит замуж за нелюбимого человека. Встретив первую любовь, Малика… … Энциклопедия кино
ВОСТОЧНАЯ ПЛУТОВКА — «ВОСТОЧНАЯ ПЛУТОВКА», СССР, Узбекфильм, 1989, цв., 83 мин. Музыкальная комедия. По пьесе Ниязи «Проделки Майсары». Трое преуспевающих друзей Кадиев, Аглямов и Досмат смотрят исторический видеофильм и по ходу событий, разварачивающихся на экране … Энциклопедия кино
ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ — «ВСТРЕЧИ И РАССТАВАНИЯ», СССР, Узбекфильм, 1973, цв., 88 мин. Социально психологическая драма. Узбекский юноша Рустам, второй пилот вертолета, участвует в строительстве высоковольтной линии в Альпах. Однажды в Западной Германии, куда он был… … Энциклопедия кино
ДВЕ ГЛАВЫ ИЗ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ — ДВЕ ГЛАВЫ ИЗ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ, СССР, Мосфильм, 1983, цв., 96 мин. Мелодрама. Перед отъездом в СССР западногерманский журналист встречается с отцом, который был в 1922 году в России, где встретил, полюбил и навсегда потерял русскую девушку… … Энциклопедия кино
ДОМ ПОД ЖАРКИМ СОЛНЦЕМ — «ДОМ ПОД ЖАРКИМ СОЛНЦЕМ», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1977, цв., 82 мин. Психологическая мелодрама. Эркин работает бригадиром строителем. Работа ему нравится, герой борется за качество, не терпит халтуры и, в конце концов, в свои двадцать с небольшим лет… … Энциклопедия кино
КАКИЕ НАШИ ГОДЫ — «КАКИЕ НАШИ ГОДЫ!», СССР, УЗБЕКФИЛЬМ, 1980, цв., 79 мин. Молодежная драма. Добрый весельчак Таш и Назар, настойчиво желающий утвердиться в жизни, работают шоферами на дальних рейсах. Продвижение по службе любой ценой приводит второго к невольному … Энциклопедия кино
Королева TikTok: как 20-летняя таджичка заработала миллионы рублей и завоевала миллионы подписчиков в соцсетях
Forbes продолжает серию материалов о «тиктокерах» — блогерах, которые стали известными благодаря китайской соцсети TikTok. Нашим первым героем был белорус Алексей Савко. На очереди — Дина Саева, самый популярный русскоязычный «тиктокер» прямо сейчас.
Дина Саева родилась в небогатой религиозной семье. Несмотря на строгие нравы, родители не стали мешать ее карьере блогера — заработок от рекламы в соцсетях помогал дочери обеспечивать себя. Национальный колорит — танцы под музыку народов Центральной Азии и Кавказа — стали «фишкой» Саевой и помогли привлечь подписчиков сначала в Instagram, а потом и в TikTok, где Дина «выстрелила» и к концу лета 2019-го обрела статус самого популярного русскоязычного пользователя. На рекламе других блогеров, например, Егора Крида, и интеграциях с крупными брендами масштаба Coca-Cola, Samsung и Dolce&Gabbana Саева, по данным Forbes, менее чем за год заработала 10 млн рублей.
Forbes узнал, как 20-летняя таджичка стала королевой российского сегмента TikTok и почему ей приходится ходить по улицам с охранником.
Нежеланная гостья
Дина Саева (настоящее имя Мадина Басаева) родилась в столице Таджикистана Душанбе в канун 2000 года в семье водителя такси и повара. «Воспитывалась я со своими сестрами и братьями в строгости (в семье четверо детей, Дина старшая. — прим. Forbes). У меня религиозные родители», — рассказывает блогер в интервью Forbes.
В начале 2000-х Басаевым после почти десяти лет подготовки удалось получить российское гражданство. «Подавали все документы, проходили инстанции. Не без проблем, конечно, но по итогу получили», — вспоминает Дина. Семья переехала в Екатеринбург. По словам блогера, родители рассчитывали, что в России детям будет лучше, чем в Таджикистане, где «дома не было даже стола и занимались на полу».
В первое время Басаевы испытывали трудности с деньгами и жильем. Квартирная хозяйка невзлюбила гостей из Центральной Азии и выгнала семью на улицу. Отец Дины в то время подрабатывал охранником на дискотеках. С понедельника по четверг, когда танцев не было, жена и дети ночевали в том же помещении — спали прямо на полу. Выходные проводили в ИКЕА, потому что «некуда было идти», ночевали у знакомых.
«Если я начну баловать себя, меня никто не поймет, ведь я не из такой семьи»
Спустя несколько лет жизни в таких экстремальных условиях родителям, по словам Саевой, все же удалось скопить денег и купить в ипотеку квартиру. После смерти отца летом прошлого года кредит погашает Дина, она же обеспечивает всю семью. «Мама называет меня «наш кормилец», — признается блогер.
Звезда из McDonald’s
Несмотря на строгое воспитание, Дина выступала на всех школьных праздниках, вела концерты. Родители поддерживали ее увлечение сценой, но настаивали, чтобы дочь получила «более серьезное» образование — акушера-гинеколога или юриста. «У меня не было выбора», — констатирует Дина. Она поступила в Уральский финансово-юридический колледж на юриста.
От скучных занятий тяга к актерству только обострилась. Как и многие подростки, Саева увлеклась социальными сетями и в 2015 году зарегистрировалась в Instagram. Выкладывала фото и танцы на камеру: шевелила губами в такт исполнителю (это называется липсинк — от англ. lip sync — «синхронизация губ», исполнение песни под фонограмму. — прим. Forbes) и жестами обыгрывала тексты песен: например, на слове love изображала ладонями сердце, а на слове cry — имитировала плач.
Незамысловатый контент быстро нашел свою аудиторию: за год на аккаунт подписались 40 000 человек. Блог быстро стал для Саевой чем-то большим, чем хобби: реклама косметики и аксессуаров (например, хиджабов) вскоре начала приносить доход, поначалу скромный — по 3000-6000 рублей в месяц.
Этих денег не хватало, чтобы снять с родителей необходимость поддерживать дочь финансово. Тогда в 16 Дина устроилась в McDonald’s, где подрабатывала по четыре часа в день в свободное от учебы время. «Иногда меня узнавали за плитой, фотографировали и отправляли фото со словами, что было приятно меня увидеть. Например, писали: «Заказал картошку из-за тебя», — вспоминает Саева. Подработка приносила по 400 рублей в день. В совокупности Дина научилась зарабатывать ровно столько, чтобы не зависеть от родителей.
«Капитан хайпа»
«Фишкой» Дины стали танцы под национальные песни: «Я ввела тренд снимать видео под аутентичные песни разных народностей: русские, дагестанские, таджикские, аварские». Ролики распространялись по интернету — в сообществах во «ВКонтакте» и на YouTube — с заголовками вроде «Таджичка красиво поет» и «Таджичка красиво танцует».
Саева поначалу даже не поспевала за вирусным эффектом. Например, одно из видео в 2017 году за сутки набрало почти 10 000 просмотров безо всякой спланированной маркетинговой поддержки. «Я не была капитаном своего корабля хайпа. В день могло подписаться по 15 000-20 000 человек. Для меня это было шоком», — уверяет Дина. Так или иначе, ставка на национальный колорит сработала: за пару месяцев блогер набрала около 400 000 подписчиков в Instagram.
«Я просто снимала ролики, которые нравились мне. Видимо, этим они и зацепили других»
Вскоре с ней связался свадебный салон Sanremo позвал ее в Дагестан, где живет большая часть аудитории Дины, для съемок в рекламе свадебных платьев. «Я подумала: «Почему бы и нет?» — вспоминает блогер. О решении она за день до вылета предупредила мать. Родители боялись за 17-летнюю дочь, но доверились ей и не стали удерживать. В итоге те съемки принесли Дине около 90 000 рублей.
Через пять месяцев Саева бросила учебу в колледже и перебралась в Москву.
Курс на TikTok
В Москве Дина продолжила осваивать соцсети уже с задачей превратить их в основной источник собственного дохода: «Порой меня посещали мысли, что Instagram может умереть, а я останусь без диплома». Когда после резкого старта рост подписчиков на платформе замедлился, Саева решила диверсифицировать каналы дистрибуции своего контента и в 2018-м всерьез взялась за развитие заведенного двумя годами ранее аккаунта в любимой соцсети подростков — приложении TikTok.
За четыре года этот сервис — разработка китайской компании ByteDance — стал популярным в 150 странах мира, включая Россию. Основная аудитория — тинейджеры: 40% пользователей моложе 18 лет. В совокупности приложение скачали 1,5 млрд раз, что позволило TikTok обойти по популярности Facebook и Instagram.
По мнению Кристины Еремеевой, руководителя пресс-службы TikTok в России, рост популярности платформы связан с тем, что современная аудитория предпочитает короткий контент — ролики от 15 до 60 секунд. В отличие от Instagram и других соцсетей, новая площадка анализирует предпочтения пользователей и показывает персонализированный контент — тот, который пользователю с большой вероятностью понравится. «В противовес миру соцсетей, TikTok позволяет показать моменты из реальной жизни и творчески выразить себя. Процесс создания и редактирования видео происходит в приложении, нет необходимости использовать какое-либо оборудование или сторонние видеоредакторы», — описывает разницу Еремеева.
«Самое страшное было, когда мне присылали фотографию моей квартиры и подъезда, угрожая меня убить»
Сначала блогер просто смотрела видео других пользователей. Русскоязычных звезд на платформе тогда почти не было, так что в ее ленте подписок были в основном американцы.
Дина научилась быстро перенимать западные тренды и вкусы: начали снимать юмористические видео с другими блогерами, челленджи (конкурсы-испытания), сценки из фильмов. Репертуар полнился и танцами под треки зарубежных исполнителей, а также «фокусами» с монтажом: например, когда по взмаху ладони на Дине меняется макияж или раз в секунду — одежда. «Есть социальные видео, есть поучительные, но они сняты не ради того, чтобы пробить слезу в зрителе, а для мотивации их на добрые поступки», – рассказывает блогер. В роликах она поднимает вечные темы вроде ревности, безответной любви и предательства и напоминает о мелочах, которые делают мир добрее, например, о том, что можно поделиться зонтом в дождь.
По словам Саевой, толчком для взлета ее популярности послужило знакомство с московскими блогерами, в особенности с Рахимом Абрамовым (5,8 млн подписчиков в Instagram, 6 млн — в TikTok), который регулярно появляется в ее роликах и с которым подписчики Дины приписывают ей роман. «Полноценным блогером я себя почувствовала, когда начала снимать совместные видео с Рахимом», — рассказывает она. В совместных роликах молодые люди часто изображали влюбленную пару, дурачились на камеру, путешествовали. Публично они называют друг друга друзьями. Абрамов отказался от комментариев Forbes.
Реклама для зумеров
Саева уверяет, что не вкладывала денег в рекламу, а ее аудитория увеличилась органически. Единственным каналом продвижения был взаимный пиар с другими блогерами: Дина в роликах рассказывала о профилях коллег в обмен на ответную рекламу. Такие видео встречаются и сейчас: Саева снимается с «тиктокерами» Даней Милохиным (@danya_milokhin, 1,9 млн подписчиков), Чаной (@chanderland, 526 000 подписчиков), Анной Калашник (@hahadetka, 3,2 млн подписчиков) и Региной (@regsem, 2,1 млн подписчиков).
Привлечь остальных подписчиков, по словам Дины, помогли рекомендательные алгоритмы TikTok, которые в первую очередь и отличают приложение от Musical.ly. Технологии анализируют поведение пользователя: каких блогеров он чаще смотрит, какой тип контента досматривает до конца, что чаще лайкает, комментирует, пересылает, — и предлагают зрителям похожие ролики, неважно, подписан пользователь на авторов этих видео или нет. «С появлением рекомендаций на видео стало появляться по 600 000 лайков, появилось вдохновение и стимул «пилить» еще больше видео и заниматься творчеством. Меня это замотивировало», — рассказывает Саева.
Летом 2019 года она начала сотрудничать с продюсерским центром ПЦ, который первым в России сфокусировался на TikTok. «Дина одна из первых, с кем мы познакомились, еще до создания ПЦ. Тогда наша команда развивала TikTok в России, и мы общались со всеми растущими блогерами на платформе. Когда мы стали подписывать «тиктокеров», то Дина не сразу пришла к нам, а одна из самых последних из давних знакомых», — вспоминает основатель ПЦ Рустем Богданов. Стороны заключили контракт на пять лет.
Команда центра подсказывает резидентам, как улучшать контент, и приводит крупных рекламодателей. Богданов уверяет, что в подаче Дины ничего менять не пришлось: «Она очень хорошо чувствует то, что станет популярным, — активно мониторит американский TikTok и берет оттуда. Она хорошо прочувствовала все детали виральности. Дина — лицо российского TikTok».
По словам Дины, одна рекламная интеграция стоит от 260 000 рублей, продвижение песни артиста — съемка 15-секундного ролика под его трек — 110 000. По словам Михаила Карпушина, директора по маркетингу платформы GetBlogger, комиссия агентства может составлять 20-50%. В 2019-м рекламные контракты в TikTok принесли Саевой, по ее словам, 1,8 млн рублей выручки. При этом свой совокупный доход от рекламы с учетом Instagram, коммерческих съемок для брендов и других направлений блогер за тот же период оценивает в 10 млн рублей.
В TikTok Дина рекламировала, в частности, газировку Sprite — вместе с другими резидентами ПЦ она запустила челлендж «Свежий ответ», который призывает давать отпор хейтерам в соцсетях и недоброжелателям в жизни. Также Саева сняла ролик в стиле фильма ужасов про новую черную газировку Fanta. По словам менеджера по работе с медиа и инфлюенсерами на проектах Coca-Cola Дианы Халиловой, для этой кампании организаторы выбирали блогеров по двум параметрам: креативная концепция должна была органично вписаться в авторский контент, а вовлечение аудитории через просмотры, лайки и комментарии должно было быть «высокого уровня». Саева подошла по всем критериям. «Многие бренды в портфолио Coca-Cola все чаще обращаются к TikTok. И далеко не потому, что это активно продвигаемое приложение. К нему виден органический интерес молодой аудитории, которая является частью ДНК Fanta и Sprite. То, с какой скоростью зарождаются новые тренды и форматы в приложении, позволяет брендам чувствовать себя максимально раскованно в креативном смысле», — объясняет Халилова.
«Она хорошо прочувствовала все детали виральности. Дина — лицо российского TikTok»
Саева снималась и в рекламном минисериале сервиса для знакомств Badoo, в котором обыгрывалась неловкость первых свиданий и трудность новых отношений. Также блогер поддержала производителя гигиенических средств Kotex в акции #вместемыможемвсе, направленной на поддержку женщин. «Kotex в коммуникации делает фокус на молодых активных девушек и всегда ищет новые способы построения контакта с потребительницами, поэтому мы давно начали присматриваться к возможностям TikTok. Это не просто трендовая площадка, это новая реальность поколения Z, новая модель потребления контента. Если бренд хочет быть релевантным для молодой аудитории, он не может игнорировать эту платформу», — говорит Ксения Сизова, старший бренд-менеджер Kotex. По ее словам, Дины не было в изначальной подборке блогеров, которую рекомендовало агентство Sputniki, но сотрудники Kotex настояли, чтобы в число лиц кампании включили любимую ими Саеву, и не прогадали. Ролик набрал 1,8 млн просмотров, и компания осталась довольна сотрудничеством. По тому же принципу — из любви к Саевой, а не только из расчета на ее аудиторию — Дине заказал рекламу московский салон красоты Ti Feris Beauty.
Саева рекламирует не только товары и услуги массового спроса, но и люксовые бренды: например, она заключила договор с Dolce&Gabbana и посетила февральский показ на Неделе моды в Милане. Там блогер примерила платье из новой коллекции и протестировала косметику. «Появление TikTok-блогеров на Неделе моды в Нью-Йорке вызвало широкий резонанс в СМИ. Для «люкса» размещение на платформе — это не только эффективный инструмент привлечения новой аудитории, но и прямой доступ к молодому поколению, работа с которым уже с ранних лет формирует лояльность к бренду», — рассуждает о новом феномене Александр Шумский, президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
Двуликая слава
К августу 2019-го на аккаунт Саевой подписались около 4 млн пользователей, и она официально стала самым популярным русскоговорящим «тиктокером». По мнению Еремеевой из TikTok, рост популярности связан с тем, что Дина снялась в клипе Егора Крида на песню Love is и начала записывать с артистом другие совместные ролики (сама Дина отрицает решающее влияние этого сотрудничества на свою популярность). После этого исполнитель неоднократно появлялся в ее роликах для TikTok — он тоже сотрудничает с продюсерским центром ПЦ, через который и познакомился с Саевой. По словам Дины, с Кридом она сотрудничает бесплатно: «Я не брала с него ни копейки, а просто говорила: «Егор, пошли снимать». И мы шли».
К марту 2020-го число подписчиков Саевой выросло до 7,2 млн. Блогер уверяет, что ее ролики смотрят не только подростки, но и люди постарше. Больше всего зрителей из России — 24%, следом идут граждане Индии — 7%, по 5% зрителей из США, Казахстана и Саудовской Аравии. Дина регулярно общается с подписчиками. Однажды даже устроила пикник в парке в Дербенте в честь своего дня рождения, на который пришли 170 человек.
«Я не брала с Егора Крида ни копейки, а просто говорила: «Пошли снимать». И мы шли»
В комментариях к ее постам появились фразы вроде: «Ты предала нашу религию. Не хочется, чтобы такая красота в аду горела!», «Как не стыдно, позор своих предков», «О Аллах, до чего докатился мир и вы с ними». По словам Саевой, три остросоциальных видео на тему отношений в восточных семьях «ушли в стол» — Дина боится за свою безопасность.
Гонка героев
Саева признается, что на старте снимала ролики, когда «было настроение». Сейчас ей приходится производить контент каждый день и выкладывать по 4-5 видео, чтобы конкурировать за внимание зрителей с другими блогерами: «Порой, когда нужно было делать ролики со сложной механикой ручной съемки, руки так уставали держать перед собой телефон, что я не могла поднять их. Это была полноценная работа, словно поход в офис или спортзал». Снимать видео на одну и ту же тематику Дине быстро надоедает, поэтому она записалась на различные кружки: на танцы, где учится популярным движениям из TikTok, на вокал, английский язык, актерское мастерство и фитнес. «Если не быть разнообразной – потеряешь себя», — объясняет блогер.
По ее словам, она сама пишет сценарии, снимает и монтирует видео. В команде Дины работают два менеджера, рекламный директор, помощник и водитель-охранник. Периодически блогер привлекает профессиональных операторов и визажистов. Ежемесячные расходы и доходы варьируются в зависимости от загрузки. В феврале Саева потратила около 300 000 рублей. «Большую часть заработанных денег я вкладываю в контент, потому что знаю, что это вернется и принесет еще больше подписчиков. Если я начну баловать себя, меня никто не поймет, ведь я не из такой семьи. Деньги — это не цель, а средство к ее достижению», — говорит Дина.
Съемки проходят в московской студии Дины на улице Правды. Это просторный павильон с минимум мебели и высокими потолками. Там каждую неделю Саева проводит «ламповые субботы» — бесплатные встречи, где собираются начинающие блогеры: @mershv (147 000 подписчиков), @mzeene (341 000), @ne_opoznanniy (836 000), @yahochusspat (329 000) и другие. Дина уверена, что общение с опытными позитивными коллегами идет на пользу: во время встреч блогеры снимают по десять видео за раз. Кроме контента, «ламповые субботы» помогают собирать обратную связь и улучшать блог. «Возможно, Дина говорит о пуле своих блогеров, которых она подпишет и будет продавать другим рекламным и блогерским агентствам, брендам или в продюсерские центры», — допускает Богданов из ПЦ.
Три видео на тему отношений в восточных семьях «ушли в стол» — Дина боится за свою безопасность
Дина действительно планирует со временем открыть продюсерский центр и продвигать артистов, которые не знакомы с TikTok: «Хочу, чтобы в этом офисе, который кажется пустым, собралась отличная команда из профессионалов, которые могли бы помогать и развивать TikTok. Мы разработаем план и сможем помочь набрать популярность тем, кто этого хочет». Богданов из ПЦ отмечает, что идея Саевой — это не полноценный продюсерский центр, а «блогерское агентство, не более».
По ее словам, она уже продвигает на платформе поп-звезд – того же Крида и Юлианну Караулову: «Его аккаунт [Крида] я продвинула до 2 млн подписчиков, а ее — до 400 000». Дина, по собственному утверждению, также ведет переговоры о сотрудничестве с певицами Еленой Темниковой и Нюшей, ведущей Дарьей Клюкиной и моделью Викторией Одинцовой. «Хотим идти в ногу со временем», — объясняет интерес к TikTok Клюкина. С Темниковой Саева уже выпустила несколько роликов: в них блогер и певица угадывали песни и подшучивали друг над другом.
«Это только начало», — улыбается Дина, комментируя свою нарастающую активность на платформе. О рецепте собственного успеха она рассуждает скромно: «В первую очередь, [на мою популярность в TikTok повлияла] конечно же, удача. Еще к причинам популярности можно отнести удачно выбранные время и место, то есть площадку и контент. Если людям что-то нравится, они будут делиться этим. Я просто честно снимала ролики, которые нравились мне. Видимо, именно этим они и зацепили других».