савранский покровские ворота актер

Савранский покровские ворота актер

Самым загадочным персонажем в картине “Покровские ворота” стал мотоциклист Савранский, друг Костика. Савранский не произносит в фильме ни одной реплики, а его лицо скрывает мотоциклетный шлем. Тем не менее, все зрители запомнили, что догнать Савранского — это утопия. О том, кто сыграл эту роль, мы хотим рассказать в данной статье.

савранский покровские ворота актер

Москвич Леонид Машков родился в 1942 году. С детства его увлечением стала техника. Школьником он посещал кружок юного автомобилиста. В институте Леонид увлекся мотоциклами, а затем мотоболом (игра в футбол на мотоциклах). В этом виде спорта Леонид достиг серьезных успехов, попав со своей командой в призеры чемпионата Советского Союза.

савранский покровские ворота актер

Еще одним увлечением Леонида Машкова стали съемки в кино в качестве каскадера и актера эпизодов и массовки, что позволило мотоциклисту познакомиться с интересными людьми и заработать неплохие деньги. Леонида Машкова можно увидеть в фильмах “Кин-дза-дза”, “Ребро Адама”, “Конец операции “Резидент”, “Старые клячи”. Но звездным часом для каскадера и его железного друга стал фильм “Покровские ворота” где ему было отведено целых 220 секунд в 10 разных эпизодах.

савранский покровские ворота актер

К сожалению, самые эффектные сцены с Савранским не вошли в фильм из-за того, что режиссеру нужно было уложиться в хронометраж. Это были кадры полета Савранского над Москвой-рекой. А также эпизод, где Савранский эффектно переезжает через трамвайные рельсы прямо перед приближающимся трамваем.

савранский покровские ворота актер

Леонид Машков после выхода фильма “Покровские ворота” продолжал сниматься в кино вплоть до середины 90-х годов. В последние годы жизни каскадер жил в частном доме скромно и незаметно. Из жизни Леонид Вячеславович ушел еще совсем не старым человеком в феврале 2005 года в возрасте 62 лет.

Источник

Раскрыта биография исполнителя легендарной роли Савранского

Кем был Леонид Машков

Уже на протяжении почти сорока лет этого человека вся страна знает по «псевдониму» — фамилии его героя из культового фильма «Покровские ворота». Мы решили приоткрыть завесу тайны над инкогнито самого известного неизвестного артиста советского экрана. Знакомьтесь: неутомимый Савранский.

савранский покровские ворота актер

У этого человека в «Покровских воротах» — роль этакого призрака или «мотокентавра». На протяжении всего фильма его ни разу не называют по имени. Он практически неразлучен со своим «железным конем» и виден в кадре «под маской» — в мотоциклетном шлеме. Он не произносит на протяжении всей двухсерийной киносаги ни единого слова. Наконец, именно благодаря этому своеобразному герою происходит едва ли не ключевой для смысла фильма эпизод: «телепортация» Хоботова и Милочки из 1950-х в 1980-е годы. А сам Савранский при этом на своем мотоцикле уносится с обрыва Воробьевых (впрочем, Ленинских тогда) гор куда-то во вневременное космическое пространство.

Именно поэтому роль и ее исполнитель врезались в память миллионов. Ну а дополнительно сохранить память о нем помогли персонифицированные реплики главных героев фильма: «Догнать Савранского — это утопия!»; «Мой друг Савранский чуть не врезался в самосвал, когда узнал об этой истории»…

Впрочем, говорить о том, что создатели «Покровских ворот» полностью «засекретили» исполнителя роли заядлого мотоциклиста, было бы несправедливо. В титрах к фильму среди прочих мелькает и его фамилия: Л.Машков. Вот только кто же догадается, что это и есть Савранский!

Выйти на след легендарного «мотокентавра» репортеру «МК» помогли состоявшиеся в прошлом встречи с Людмилой Кусаковой, работавшей в съемочной группе «Покровских ворот» художником-постановщиком, а также с известными советскими каскадерами Владимиром Жариковым и Олегом Федуловым.

савранский покровские ворота актер

К сожалению, самого Савранского — актера и профессионального каскадера Леонида Вячеславовича Машкова — уже давно нет в живых: он скончался в начале 2005 года. Однако благодаря рассказам людей, знавших этого человека, удалось восстановить некоторые любопытные эпизоды из его биографии, в том числе и киношной.

Леонид Машков родился 78 лет назад — в марте 1942-го. Жил в стареньком домике в кварталах Мещанских улиц, что рядом с проспектом Мира. В школе стал посещать кружки юных фотографов и автомобилистов. Увлечение моторами продолжилось и в студенческие времена: учась в Институте нефти, Леонид всерьез занялся мотоспортом. Сперва он посещал секцию мотокросса, потом переориентировался на гонки по льду, а дальше занялся таким основательно подзабытым ныне видом спорта, как мотобол. Машков даже был несколько раз призером чемпионата СССР и впоследствии стал работать тренером мотобольной сборной Москвы. В общем, на мотоциклы он подсел основательно. А еще с молодых лет в его жизни появилось кино…

Судя по рассказам его знакомых, сам Леонид Вячеславович за давностью лет даже не мог назвать год, когда он впервые оказался на съемочной площадке. Вспоминал лишь, что было это в студенческие времена: кто-то из приятелей предложил подхалтурить в массовке. Лиха беда начало. Неожиданно в парне проснулась тяга к сценическому действу. В какой-то период он даже продвинулся по карьерной лестнице и перешел из массовки в театральные актеры: стал играть микророли третьего и даже четвертого плана в Театре имени Моссовета. Рассказывал потом, что однажды в одном из эпизодов был партнером по сцене самого Ростислава Плятта!

Впрочем, этот «театральный роман» скоро закончился. Перевесила любовь к мотоциклу, колесной технике. И Машков стал активно сотрудничать с киностудиями, работая на съемках авто- и мотокаскадером. Выполнял проезды, а порой даже и рискованные «пролеты» в отдельных эпизодах. В общей сложности в его послужном каскадерском списке набралось около 90 картин.

Но в некоторых случаях Леониду Машкову режиссеры предлагали не просто исполнить какие-то мимолетные трюки, но и сыграть в картине маленькую роль — человека на мотоцикле или автомобиле. Самой знаменитой, прославившей его на всю страну (хотя и заочно), стала, конечно, роль Савранского в «Покровских воротах».

Теперь уж в подробностях не узнать, как Машков оказался на съемочной площадке этого чудо-фильма. В памяти его знакомых сохранились лишь очень скупые воспоминания самого Леонида Вячеславовича: он числился в картотеке трюкового отдела киностудии, и именно его карточку выбрала сотрудница, занимаясь поисками подходящего человека для съемок в фильме по сценарию Леонида Зорина. Машков почитал сценарий, прикинул свои возможности — и дал согласие. После этого уже окончательное «добро» на превращение актера-каскадера в Савранского после личной встречи с ним дал режиссер-постановщик Михаил Козаков.

савранский покровские ворота актер

Ну а результат всего этого мы прекрасно знаем. Дотошные фанаты «Покровских ворот» даже подсчитали, что Машков-Савранский мелькает в фильме в десяти эпизодах — в общей сложности на протяжении почти 220 секунд. Практически все это время он остается в шлеме, но если очень захотеть, можно выудить из череды кинокадров крошечный кусочек, где «мотокентавр» все-таки запечатлен в тот момент, когда эти «доспехи» не мешают увидеть его лицо.

Минута славы пришла к Машкову во время съемок больничных эпизодов. Снимали на натуре — в просторном парке физкультурного диспансера на улице Чкалова. И тут такое совпадение: именно в этом медучреждении Машкову за несколько месяцев до того делали операцию на поврежденном мениске. Теперь многие врачи и медсестры его узнавали, восхищались его нынешним актерским статусом, даже автографы брали…

Это самый большой машковский плюс в съемочной эпопее «Покровских ворот». А самый большой минус, как считал сам Леонид Вячеславович, — то, что из окончательного варианта картины вырезали большую часть его фантастического полета над долиной Москвы-реки в финале фильма. Эффектными кадрами пришлось пожертвовать при монтаже, чтобы уложиться в выделенный хронометраж.

Из разговора с художником-постановщиком Людмилой Кусаковой (увы, на днях она тоже ушла из жизни) ваш корреспондент узнал о том, как снимали этот полет. Был установлен большой экран, на который проецировали кадры окрестностей Ленинских гор, снятые с высоты, а перед экраном на специальном крепеже находился мотоцикл, как бы подвешенный в воздухе. Заднее колесо вращалось от мотора, а переднее пришлось крутить вручную ассистенту режиссера.

Судя по скупым биографическим справкам, кроме «Покровских ворот» в фильмографии Леонида Машкова еще 7 картин, где он сыграл маленькие эпизодические роли. В числе них — и очень известные ленты: «Кин-дза-дза», «Небеса обетованные», «Старые клячи»…

На съемках одной из картин с Машковым произошел эпизод, который «накликал» Костик из «Покровских ворот». Помните фразу про то, как «Савранский едва не врезался в самосвал»? Так вот, Леониду Вячеславовичу во время одного из дублей «повезло» едва не врезаться в трамвай. По сценарию, в этой сцене его герой должен был прыгнуть на мотоцикле через рельсы перед самой «мордой» катящегося трамвайного вагона. Первые несколько дублей не устроили режиссера: ему казалось, что эффект не тот — трамвай катится слишком далеко от мотоциклиста. «Давай еще раз! Чтоб трамвай был поближе!» Ну и сделали поближе…

Машков потом рассказывал, что, мчась на приличной скрости к месту, где предстояло взлететь с бугорка над рельсами, он в последний момент успел заметить, что вагон от него находится уже в нескольких метрах и быстро надвигается. Тормозить поздно: обязательно врежешься в железный борт. Тогда опытный каскадер прибавил газу — и взмыл на своем мотоцикле перед самым лобовым стеклом трамвая. Думал, что все-таки не избежать столкновения — удара по заднему колесу, и тогда травма гарантирована. Но в итоге все обошлось: трамвай и мотоцикл разминулись в считаных миллиметрах друг от друга.

Самое обидное, что рискованная съемка пропала даром: эффектный эпизод не удалось запечатлеть на пленку, так как операторы ошиблись с установкой режима работы кинокамеры. А уж повторять еще раз никто не рискнул. После машковского «почти тарана», едва не окончившегося трагедией, вся съемочная группа оказалась на грани нервного срыва, и на этом решено было съемочный день вообще завершить.

Источник

«Догнать Савранского — это утопия!»: как каскадер Машков почти таранил трамвай

савранский покровские ворота актер

савранский покровские ворота актер

Несмотря на «невидимость» и «неслышимость» Савранского, он выполняет в фильме ключевую функцию — увозит на своем «железном коне» Хоботова и Людочку прочь от надоевшей Маргариты Павловны и всех остальных, стремящихся помешать их счастью. И сам срывается с обрыва и мчится куда-то вдаль прямо по воздуху: то ли в космические дали, то ли в будущее. Этот дерзкий образ запомнился зрителям. Тем более, что было непонятно: кто играет Савранского? В титрах, правда, была указана фамилия — «Л. Машков», но кто же мог догадаться, кому она принадлежит? Так долгие годы и приходилось всем гадать о личности лихого мотоциклиста. Сегодня мы откроем эту тайну и расскажем, почему «догнать Савранского — это утопия» и почему этот человек долго оставался засекреченным. кстати, и о Рите, прекрасной сотруднице загса, в роли которой выступила Валентина Воилкова, тоже долго ничего не было известно.

Любовь к моторам — с детства

Леонид Машков появился на свет в марте 1942 года. Его семья жила в старом доме неподалеку от столичного Проспекта Мира, на Мещанской улице. Тягу к технике мальчик обнаружил в себе еще школьником: он с удовольствием посещал фотокружок и кружок юных автомобилистов. Звук работающего мотора его завораживал, хотелось слушать его бесконечно. Уже студентом Института нефти Леонид все свое свободное время тратил на мотоциклы: они казались ему более рискованным и захватывающим транспортом, чем автомобили. Ходил в секцию мотокросса, но потом решил, что гонять на мотоцикле по льду еще лучше — и стал участвовать в ледовых гонках. Привлекал его и мотобол — сейчас этот спорт почти забыт, а в Советском Союзе мотобол был довольно популярен. Машков занимал призовые места в чемпионатах, вскоре его пригласили стать тренером московской мотобольной команды.

савранский покровские ворота актер

Массовка в кино и театре

А еще Леонид заинтересовался кино. Сейчас уже трудно проследить, когда именно он впервые снялся в массовке — позвали друзья, подработать. Работа на съемочной площадке неожиданно понравилась парню. Он стал частым гостем в кино, и скоро участвовал уже не в массовках, а в более заметных эпизодах. Мало того — Леонид решил попробовать себя в качестве театрального актера, и некоторое время выходил на сцену Театра имени Моссовета. Конечно, роли ему доставались крошечные, но он был рад.

Как рисковый трюкач попал в «Покровские ворота»

И все же любовь к мотоциклам и автомобилям — «моторам» — победила. Свое призвание Леонид Машков нашел в качестве каскадера: снимался в самых опасных авто- и мототрюках. Ездил на огромной скорости, выполнял лихие виражи, даже «летал» по воздуху на железном коне. Всего он снялся в 90 фильмах, став незаменимым «трюкачом». Режиссеры, оценив его способности, иногда не ограничивались трюком, а поручали Машкову маленькую роль — «человека на мотоцикле». Ну, или в автомобиле. Так он попал в «Покровские ворота» и стал Савранским — получил роль без слов, но по-своему яркую и запоминающуюся. Поначалу его карточку отобрала ассистент режиссера, а потом с Леонидом побеседовал режиссер фильма, Михаил Козаков, и дал свое «добро» на съемки. А мы уже делились с читателями нашими соображениями по поводу главных героев фильма, предлагая проследить их судьбы в будущем.

«Мой друг Савранский»

Фанаты «Покровских ворот» утверждают, что Машков-Савранский появляется на экране в десяти сценах. Не так уж мало для эпизодической роли! Плюс о нем постоянно упоминает Костик: «Мой друг Савранский. ». Везде он в шлеме, так что разглядеть лицо неуловимого Савранского невозможно, разве что волевой подбородок можно увидеть в одном из кадров. Интересно, что, когда снимали эпизоды в больничном парке, Машков неожиданно стал «гвоздем программы»: его узнали сотрудники больницы, в которой незадолго до того каскадеру делали операцию — у него был поврежден мениск. Так что теперь, узнав, что он снимается в кино, к нему подходили врачи и медсестры за автографом. Это было приятно.

Самые эффектные кадры вырезали

А вот необходимость вырезать из фильма финальную сцену его «полета» над Москвой-рекой на мотоцикле очень огорчила актера. Это были очень эффектные кадры, которыми Леонид Вячеславович гордился. Но по времени они выбивались из хронометража, и ими пришлось пожертвовать. Где еще можно увидеть Машкова не в промелькнувшем эпизоде, а в какой-то небольшой роли? Например, в фильмах «Кин-дза-дза», «Старые клячи», «Небеса обетованные».

савранский покровские ворота актер

Как Машков чуть трамвай не протаранил

Кстати, Костик в исполнении Олега Меньшикова, произнося свою знаменитую фразу о том, как Савранский чуть не врезался в самосвал, «накликал» на Машкова похожую ситуацию: однажды на съемках каскадер на мотоцикле едва не протаранил трамвай. Его задачей было «прыгнуть» на железном коне перед самым трамваем, через рельсы. Первые несколько дублей не понравились режиссеру: не так эффектно, как хотелось бы. И он попросил прыгнуть максимально близко к приближающемуся трамваю. Отчаянный Машков выполнил трюк на пределе своих возможностей, пролетев в миллиметрах от «морды» грохочущего транспорта. Риск был огромным: зацепи мотоцикл задними колесами трамвай, серьезной травмы было бы не избежать. Но, к счастью, все обошлось: мастер риска Машков умел просчитывать движение своего железного коня. Это был практически таран, вся съемочная группа чуть не потеряла сознание, наблюдая за невозможным «полетом». Пришлось даже закончить на этом съемочный день — никто уже не мог работать, все находились на грани нервного срыва. К сожалению, на пленке уникальные кадры не сохранились — была какая-то ошибка в работе оператора. Недаром Костик говорил, что «догнать Савранского — это утопия». Такое в самом деле никто не смог бы повторить. В начале 2005 года Леонида Машкова не стало. Но еще не одно поколение будет восхищенно следить за его легендарным «полетом» в финале «Покровских ворот» и повторять фразу, ставшую крылатой: «Догнать Савранского — это утопия!».

Источник

Немного о Савранском.

Савранского никто на улицах и на дорогах не узнает. Весь фильм он в шлеме, и если повезет, на стоп-кадре в одном из эпизодов можно разглядеть лицо.
Его вплетали в повествование как ниточку, связующую эпизоды. Наконец, он — символ, пролетевший сквозь действие на мотоцикле.
В 80-м, когда запускали «Покровские ворота», он был уже известным мотоциклетным каскадером и постановщиком трюков. Другу студента Костика тогда было тридцать восемь. А в 1956-м — четырнадцать. Как ни крути, не вышел годами. Еще одно доказательство, что Савранский для фильма — персонаж мифологический.
Савранский родился в Москве на 3-й Мещанской улице (ныне Щепкина). Жил в одноэтажном деревянном домике. Помнит, как в центре пасли коров. В школе посещал кружок «Фото и авто». В Нефтяном институте увлекся мотоспортом. Занимался кроссом, позже гонками на льду (вы же видели, как лихо он разрезает вместе с Костиком заснеженные московские дороги и дорожки), в университете создал мотобольную команду. И если дворник в «Покровских…» кричит: «Савранский, «3:2!», девушки, «3:2!», то, может, он вовсе и не о футболе кричит.
Савранский не помнит, в каком году пришел в кино. Еще когда учился в институте, кто-то из приятелей затащил на массовые съемки. А потом были малюсенькие роли в театре им. Моссовета. В одном из эпизодов партнером Савранского был Плятт. Савранский стоял на сцене с мечом, со щитом и в колготках. Он изображал римского воина, а Ростислав Янович — еще кого-то там.
Позже Савранский окончательно перешел из актера в киношные технари. У него было 90 «участий» в картинах. Не ролей, а именно участий. Он почти всегда оставался за кадром. Гонял на автомобилях и мотоциклах. Для фильма «Москва слезам не верит» обучал Алентову вождению. В «Ошибке резидента» Жженов ездил на его «Хонде», купленной в комиссионке. Там же (в комиссионке) Савранский помогал Ефремову (для себя) выбрать подержанную «Вольво»…

Он очень правильно отображен в «Покровских воротах». Он действительно не вылезал из седла.
Работал тренером сборной команды Москвы по мотоболу.
Его команда завоевала последнее звание чемпиона СССР по триалу, он — последний чемпион Москвы по фигурному вождению, неоднократный призер чемпионата СССР по мотоболу.
У Савранского никогда не было личного мотоцикла (а зачем?) и сейчас нет.
Недавно купил себе подержанный микроавтобус, чтобы ездить за геркулесом для кроликов.

На студии Горького снимали фильм «Несовершеннолетние». Сюжет такой.
Парень приходит из армии, а тут как раз его маме, которая работала директором школы, подростки бандитской направленности разгромили оранжерею. Дембель идет мстить. Не знаю, кто дрался за дембеля, но Савранский мчался вместо него на мотоцикле к месту сбора хулиганов, чтоб кто-то еще набил им лицо. И в спешке, значит, должен был перелететь через овраг и через пути перед движущимся трамваем.
За время этого короткого путешествия мы могли дважды потерять Савранского. Это было до «Покровских…», в 76-м…
— Чтобы перепрыгнуть через овраг, нужно было делать небольшой разгончик. Я стою, жду очередного дубля между картофельными грядками. Смотрю, сзади несется хороший такой мужичонка с оглоблей наперевес. Видно, хозяин грядок. И уже замахивается. Хорошо как раз дали команду «Мотор».

Машкову здорово досталось за этот фильм.
После съемок вызвал его самый главный досаафовский начальник по Москве, генерал-майор, и говорит:
— А что это ты, Савранский, ДОСААФ позоришь?
— Я не Савранский, я Машков…
— Что это ты, Савранский, в таком затрапезном шлеме снимался?
— Я не Савранский…
— Мы что, тебе нормальный шлем не могли дать?
— Я не Савранский.
(с)Юрий САФРОНОВ

Источник

Савранский покровские ворота актер

Еще одна,пусть короткая,но крайне запоминающаяся роль у Марины Дюжевой. Вся такая противоречивая Анна Адамовна, которая, скорее всего коллега Константина по историческим делам, мучается между своим вожделением к чувственным усладам и литературной деятельностью.

савранский покровские ворота актерПричем герой ее интимных мечтаний именно Костик, к которому она, преодолевая свой стыд рвется словно мотылек на огонь, в страсти снимая с себя шарф и устремляясь за ним в комнату. Но тролль 80-ого левела Константин «Постоянный» Ромин успевает за те 2 минуты 10 секунд, что они пробыли тет-а-тет в его комнате переодеться и вынести стопку книг, говоря о «воздержании», после чего даже привыкшая ко всему добрейшая Алиса Витальевна, сюда по ее взгляду, чуть не выпала в осадок. Про бедного Велюрова и говорить нечего. Это его добило окончательно похлеще «допинга», который он принял чуть ранее и он прилег отдохнуть, не дождавшись свадебного кортежа 🙂

Думаю, в конце концов у Анны Адамовны все будет хорошо. Она быстро встретит того, кто по достоинству сможет оценить ее пусть противоречивую, но такую чувственную натуру.
Продолжение следует.
Приятного времени суток.

ну «мистическим» я его всё же иронически назвал))

действительно, можно наделить Савранского забавным функционалом, соединив в нем черты и Харона и, скажем, Януса))) у него, вон, в ходе фильма три разных мотоцикла дитектид. разумеется, это не ляп, а режиссерский намек в духе Линча: безликий одинокий мотоциклист на шоссе в никуда, всадник апокалипсиса, бесстрашно разрывающий пространственно-временной континуум на своем стальном коне.

на самом же деле его сюжетное присутствие действительно спорно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *