сардарян генри тигранович биография
Как декан МГИМО хотел стать главой МИД Армении. Занимательная история Генри Сардаряна
Конечно, спецслужбы, как в истории Цуркан, отслеживают особо ретивых и пресекают их деятельность в совсем уж запущенных случаях. Но что, если подобный гражданин не пачкается сотрудничеством с иностранными разведками, а действует намного тоньше? Например, занимается подготовкой будущих российских дипломатов в элитнейшем вузе страны?
«Головокружительная» карьера Генри Сардаряна началась с поступления в Международный Институт Управления МГИМО (У) МИД России в пятнадцатилетнем возрасте. Следует отдать должное юному дарованию: с 2007 по 2010 гг. он устойчиво держался в десятке лучших студентов вуза. По отзывам сокурсников, он действительно уделял серьезное внимание учебе, был целеустремленным студентом. Но, думается, не это, а связи отца, Тиграна Сардаряна, помогли ему вместе с дипломом получить место специалиста по учебно-методической работе в родном вузе, а в феврале 2012 года стать штатным преподавателем.
Дальнейший взлет по карьерной лестнице оказался еще более стремительным, до головокружения. Всего через два года Генри Сардарян становится заместителем директора Международного Института Управления, в 2016 году начинает исполнять обязанности директора института, а затем – декана факультета управления и политики МГИМО. В январе этого года Сардаряну удалось избавиться от ненавистной ему приставки «и.о.», и в 29 лет он стал самым молодым деканом факультета в кузнице дипломатических кадров.
Что тут смущает? История высшего образования знает немало людей, ставших преподавателями в совсем юном возрасте. Затвердив теорию и обладая более-менее обширном кругозором, лекции читать не так сложно. Очень многие успешно доживают до седых волос на преподавательской работе, ни разу в глаза не видев предмета своей деятельности.
Но руководство образовательной деятельностью, тем более, в столь сложной области, как международная политика и управление, подразумевает наличие серьезных практических навыков. А здесь у Сардаряна не отмечено никаких достижений. Декан факультета управления и политики МГИМО считается экспертом по Италии (по крайней мере, этой теме посвящена его научная деятельность) и Западной Европе вообще. В этом качестве Генри Сардарян активно и охотно выступает в прессе. Впрочем, как эксперт, он не ограничивается одной темой и с готовностью комментирует все, о чем ни спросят. Но вот закавыка: ни в одном из его выступлений нельзя найти ничего, что не было бы известно любому, кто интересуется внешней политикой.
И в комментариях, и в собственных материалах, Генри Сардарян позиционирует себя как патриота-консерватора. В частности, вот как он приветствовал создание Евразийского Союза: «Заявление Путина о возможности возникновения Евразийского Союза (ЕАС) является не просто логичным и оправданным, но и абсолютно созревшим и необходимым». Что называется – спасибо, просветил. Без него никак не догадались бы.
Очевидно, столь скромный уровень экспертных оценок послужил причиной того, что «вундеркинд и патриот» до сих пор не может похвастаться обилием правительственных наград. Среди его регалий пока значатся лишь жалкая благодарность да загадочная «Правительственная телеграмма главы предвыборного штаба В. Путина Станислава Говорухина «За активное участие в организации и проведении избирательной кампании на должность президента Российской Федерации В. В. Путина»». Карина Цуркан, которая, к гадалке не ходи, тоже притворялась патриоткой России – и та имела больше. У нее даже была медаль за организацию и проведение сочинской Олимпиады.
Поневоле приходится отметить далеко не впечатляющие практические достижения Генри Сардарян. И тем не менее ему доверили руководство факультетом важнейшего высшего учебного заведения. Как так? Вероятно, для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит взглянуть на иную, не парадную сторону жизни новоиспеченного декана. Сам он старается упоминать о ней как можно реже, и более того – прилагает максимум усилий, чтобы о ней знали как можно меньше людей. По крайней мере, большинство критических отзывов о Генри Сардаряне тщательно выпилены из интернета.
Но шила в мешке не утаишь. Можно догадаться, что в Россию «вундеркинд» Генри прибыл из родного Ванадзора (бывший Кировакан) не один, а, как минимум, в компании с папочкой, Тиграном Сардаряном. Удивительно, но ни в одной опубликованной в интернете его биографии не указано место его рождения. Стесняется? Возможно. Зато известно совершенно точно, что, пока сынок грыз гранит науки, отец занялся строительным бизнесом – и весьма успешно, надо заметить. В 2008 году он возглавил компанию «Мособлпромстрой», занимавшуюся, в частности, жилищным строительством в подмосковном Звенигороде. Здесь он и погорел. В 2010 г. в отношении Тиграна Сардаряна было возбужденоуголовное дело по ч. 4 статье 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Президенту компании вменяли в вину то, что он в 2008 г. взял с покупателя предоплату за квартиру в строящемся доме, после чего дом строиться перестал, а деньги испарились.
Вряд ли клиент Сардаряна стал единственным обманутым дольщиком звенигородской новостройки. Однако уголовное дело вскоре тихо испустило дух и количество пострадавших, равно как и полная сумма ущерба, остались неизвестны. Сам же Сардарян-старший на время залег на дно. Но ненадолго. Уже в 2012 году он стал единственным владельцем «Мособлпромстроя», а в 2014 вынырнул в качестве… начальника 9-го отдела Государственного надзора Московской области!
Каким образом человек, подозреваемый в особо крупном мошенничестве смог не только уйти от наказания, но и занять должность, открывающую соблазнительные перспективы для различных афер? Точно ли тут не сыграли свою роль широкие связи в диаспоре (управление Госнадзора по случайному совпадению занимает Артур Гарибян) и крупные денежные суммы?
Но вернемся к нашему герою. Уже в студенческие годы он уделял связям с земляками не меньше внимания, чем учебе, и еще до диплома возглавил армянскую студенческую диаспору МГИМО. Помимо организации совместных чаепитий и продвижения национальной культуры, глава землячества опекает абитуриентов с далекой родины. В МГИМО ходят упорные слухи, что поступить на факультет управления и политики гораздо проще с армянским паспортом, чем с российским. Правда, деньги все равно понадобятся.
Собственно, ликвидации Международного Института Управления и созданию факультета управления и политики МГИМО, где Генри Сардарян сначала трудился исполняющим обязанности директора и декана, а потом стал полновесным деканом, предшествовал коррупционный скандал, связанный, в том числе, с неким вероятно введенным молодым и.о. директора негласным прайсом на поступление.
Ныне недоступный всероссийский интернет-рейтинг преподавателей «Суп студента» оценивал преподавательские способности Сардаряна на жалкую троечку. Зато в комментариях студенты отмечали его любовь к подаркам и делились знаниями о том, сколько следует занести, чтобы получить желаемое.
Прицеливаясь на высокий пост, Генри Сардарян рассуждал в интервью армянскому изданию: «Одним из наших (армянского землячества МГИМО – прим.ред.) приоритетов является продвижение позитивного образа Армении. Нам дан шанс, о котором мы мечтали 600 лет, – построить очаг для всей нации. 20 лет независимости – слишком маленький срок, чтобы делать выводы. Все впереди – победы, благополучие, расцвет нашего государства. Необходимо лишь иметь возможность достойно ответить на вопрос, который задавал себе Андраник (вероятно, имеется в виду армянский политик и военачальник Андраник Озанян – прим.ред.): что я сегодня сделал для Армении?» (конец цитаты).
Жизнь, однако, любит подкидывать сюрпризы. Победивший в апреле этого года ереванский майдан дал Сардаряну-младшему шанс достичь мечты, минуя уровень проректора МГИМО. Его отец, Тигран Сардарян, не только поддерживал и поддерживает контакты с экс-оппозиционером Николом Пашиняном, ставшим премьером страны по итогам переворота, но и, по некоторым данным, давал деньги на «революцию».
Удавшийся переворот вынудил уйти в отставку экс-президента Армении Сержа Саргсяна, но в структурах власти осталось немало людей из его команды. Понятно, что между прежними и новыми чиновниками начались конфликты. Затронула эта проблема и ведомство иностранных дел. Узнав об этом, Сардарян-старший срочно вылетел в Ереван, чтобы убедить нового премьера Пашиняна назначить его сына министром иностранных дел. Поначалу Пашинян отреагировал положительно, и Генри вылетел «на смотрины» вслед за отцом.
Однако кто-то из команды премьера, кто был явно против назначения «киндер-сюрприза», задал вопрос на засыпку «искательному» кандидату в министры иностранных дел: знает ли он Ваге Енгибаряна, в начале двухтысячных возглавлявшего российское консульство в Нью-Йорке. «Конечно, знаю», – радостно откликнулся Генри, и обильно полил грязью сына человека, благодаря которому он почти всего добился в МГИМО. Не моргнув глазом, он поведал о том, что Ваге – прожигатель жизни, тусуется в ночных клубах и ничего не умеет делать. Что ж, в этом весь Генри Сардарян – платит черной неблагодарностью за добро. А ведь отец Ваге – Роберт Енгибарян – был предшественником Сардаряна-младшего, он в течение многих лет возглавлял Международный Институт Управления МГИМО. Благодаря ему, Генри сумел много добиться в родном вузе. Достаточно сказать, что Енгибарян старший был его научным руководителем. Естественно, такой позорный демарш не мог остаться незамеченным, и Пашиняну пришлось сдать назад. Прилетевшему в Ереван Генри предложили лишь утешительный пост замминистра.
Но этот вариант не понравился уже Сардаряну-младшему. По некоторым свидетельствам, похоже, он заявил, что за одну приемную кампанию в МГИМО он соберет больше, чем весь бюджет армянского МИДа и гордо удалился, хлопнув дверью. Учить будущих дипломатов управлению и политике. В том, что студенты, как мы предполагаем, массово несут декану барашков в бумажке, сам он, по своему глубокому убеждению, не виноват. «Массовая коррупция, которая беспокоит людей, возникает из-за отсутствия гражданского самосознания. Люди не готовы бороться за свои права через судебную систему там, где можно отделаться взяткой. Это отношение надо поменять», – со знанием дела пояснял Сардарян одному из изданий. Вряд ли при этом он беспокоился о собственной судьбе, если волна возмущения студентов и их родителей, с которых вымогают деньги, окажется сильнее коррупционных связей и взяток.
Да и о чем речь-то? Люди благодарят своего учителя по доброте душевной, а он не в силах обидеть их отказом. В конце концов, Сардарян ведь не передает секретные сведения странам НАТО. Правда, то, что он, вероятно, преподает студентам уроки взяточничества и кумовства, по всей видимости с младых лет развращая коррупцией будущих дипломатов России – это диверсия пострашнее. Но за это у нас пока наказывают не всех. А случись чего – и Сардарян, как мы предполагаем, всегда сможет укрыться за армянским паспортом.
Сардарян Генри Тигранович
РИНЦ Author ID: 755856
(spin-код: 6329-3944)
Scopus Author ID: 57195264724
Researcher ID (WoS): P-9791-2017
Сардарян Генри Тигранович
21 апреля 2020 по представлению МИД РФ и поддержке Генерального Секретаря ООН А.Гутерриша Генри Сардарян избран представителем РФ в экспертном комитете ООН по государственному управлению.
16.06.2020 избран членом Общественной палаты Российской Федерации.
26.12.2020 избран член-корреспондентом Академии военных наук.
Председатель Ученого совета факультета, член Ученого совета Университета.
24.09.2019 — доктор политических наук. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук в МГУ имени М.В.Ломоносова. Тема: «Западно-христианские идейно-теоретические основы становления и развития республиканизма».
Специальность — 23.00.01 Теория и философия политики, история и методология политической науки.
23.03.2015 — кандидат политических наук. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук в МГИМО МИД России. Тема: «Политические проблемы взаимоотношений регионов с центральной властью в Италии».
Специальность — 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии.
Высшее образование:
В 2010 г. окончил МГИМО МИД России по специальности «Государственное и муниципальное управление»;
С 2010 по 2014 г. — учеба в аспирантуре МГИМО МИД России.
Область научных интересов: политическая философия, политическая теория, государственное управление.
Владение иностранными языками: английский, итальянский
Опыт работы:
C 21.12.2009 г. по 31.08.2010 г. — специалист по учебно-методической работе 1 категории кафедры государственного управления и права Международного института управления;
C 01.09.2011 г. по 30 мая 2012 г. года читал курс лекций «Конституционное право Российской Федерации»;
С 07.02.2012 года — штатный преподаватель кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО (впоследствии — преподаватель, доцент кафедры государственного управления и права);
C 31.03.2014 по 01.09.2016 — заместитель директора Международного института управления МГИМО;
С 01.09.2016 по 31.06.2017 — и.о. декана Факультета государственного управления,
с 01.07.2017 по 21.01.2018 — и.о. декана Факультета управления и политики;
С 22.01.2018 по наст. время — декан Факультета управления и политики (ФУП) МГИМО;
C 01.09.2015 по наст. время — приглашенный профессор Университета г. Мачерата (Италия).
23.03.2018 — избран профессором Академии военных наук.
Преподаваемые дисциплины:
Член редколлегии журнала «Право и управление. XXI век»
Участие в конференциях (за последние годы):
Сардарян Генри Тигранович
РИНЦ Author ID: 755856
(spin-код: 6329-3944)
Scopus Author ID: 57195264724
Researcher ID (WoS): P-9791-2017
Сардарян Генри Тигранович
21 апреля 2020 по представлению МИД РФ и поддержке Генерального Секретаря ООН А.Гутерриша Генри Сардарян избран представителем РФ в экспертном комитете ООН по государственному управлению.
16.06.2020 избран членом Общественной палаты Российской Федерации.
26.12.2020 избран член-корреспондентом Академии военных наук.
Председатель Ученого совета факультета, член Ученого совета Университета.
24.09.2019 — доктор политических наук. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук в МГУ имени М.В.Ломоносова. Тема: «Западно-христианские идейно-теоретические основы становления и развития республиканизма».
Специальность — 23.00.01 Теория и философия политики, история и методология политической науки.
23.03.2015 — кандидат политических наук. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук в МГИМО МИД России. Тема: «Политические проблемы взаимоотношений регионов с центральной властью в Италии».
Специальность — 23.00.02 Политические институты, процессы и технологии.
Высшее образование:
В 2010 г. окончил МГИМО МИД России по специальности «Государственное и муниципальное управление»;
С 2010 по 2014 г. — учеба в аспирантуре МГИМО МИД России.
Область научных интересов: политическая философия, политическая теория, государственное управление.
Владение иностранными языками: английский, итальянский
Опыт работы:
C 21.12.2009 г. по 31.08.2010 г. — специалист по учебно-методической работе 1 категории кафедры государственного управления и права Международного института управления;
C 01.09.2011 г. по 30 мая 2012 г. года читал курс лекций «Конституционное право Российской Федерации»;
С 07.02.2012 года — штатный преподаватель кафедры правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО (впоследствии — преподаватель, доцент кафедры государственного управления и права);
C 31.03.2014 по 01.09.2016 — заместитель директора Международного института управления МГИМО;
С 01.09.2016 по 31.06.2017 — и.о. декана Факультета государственного управления,
с 01.07.2017 по 21.01.2018 — и.о. декана Факультета управления и политики;
С 22.01.2018 по наст. время — декан Факультета управления и политики (ФУП) МГИМО;
C 01.09.2015 по наст. время — приглашенный профессор Университета г. Мачерата (Италия).
23.03.2018 — избран профессором Академии военных наук.
Преподаваемые дисциплины:
Член редколлегии журнала «Право и управление. XXI век»
Участие в конференциях (за последние годы):
Сардарян генри тигранович биография
МГИМО в лицах: Генри Тигранович Сардарян
«Первый – значит лучший» – гласит девиз самого обсуждаемого и молодого факультета МГИМО, входящего во многие рейтинги «лучших». В этом году рубрику «МГИМО в лицах» мы открываем интервью с Генри Тиграновичем Сардаряном – деканом Факультета управления и политики, членом Общественной палаты РФ и представителем России в Комитете ООН по государственному управлению. О том, правда ли на ФУПе студентов заставляют каждое утро бриться, как управлять умными городами и почему активное использование социальных сетей может привести к раздвоению личности – в сегодняшнем интервью для Студенческого союза.
Политика обычно определяется как деятельность государства или же правящей партии. Какое определение дали бы этому термину Вы?
Политическая деятельность предполагает не только управление государством, но также и борьбу за власть, участие в процедурах, позволяющих достичь возможности управлять государством. Определений термина «политики» сейчас сотни, если не тысячи. Я считаю, что в рамках работы нашего факультета политика это прежде всего призвание и не просто борьба за власть, а стремление служить на благо обществу.
Факультет управления и политики включает в себя два компонента: политика и управление. Что подразумевает каждое из них?
Не каждое управление подразумевает политическую деятельность, но и не любая политика включает в себя управление. Это сферы деятельности, предполагающие разную специализацию, но при этом имеющие в своей основе единую сущность.
Мы готовим государственных служащих, и я считаю это своей самой важной задачей. Все три направления подготовки факультета («Государственное и муниципальное управление», «Политология» и «Международные отношения») готовят из наших студентов не просто харизматичных, талантливых, профессиональных лидеров и руководителей – они готовят их в первую очередь для службы государству.
Что выделяет студента ФУПа среди других мгимовцев?
Когда первокурсники только приходят к нам, в них достаточно быстро запускается процесс трансформации. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы они были лидерами в полном смысле этого слова. Как показывают американские исследования, истинного лидера на 70% определяют его soft skills: стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение принимать решения в конкурентных условиях, работать в команде. Теория политики, конституционное право и прочее – лишь 30%. Для того, чтобы добиться развития soft skills, необходимо уже сейчас ставить студента в тяжелые условия. Очень большое внимание мы уделяем внеучебной деятельности студентов: всем факультетом ходим на футбольные матчи, посещаем музыкальные выступления – всегда даем своим студентам почувствовать себя в центре внимания и получить поддержку.
При этом наши студенты всегда находятся в условиях, требующих высокой ответственности. Если они пропускают хотя бы одно занятие – нужно, как того требует государственная служба, немедленно отчитаться в очень формальной форме. Студенты ФУПа с первого курса находятся в том трудовом режиме, который предполагает государственная служба.
Говорят, что ФУП – факультет, который строже всех в МГИМО следит за внешним видом студентов. Почему такое внимание уделяется тому, какая, например, щетина у студента?
Во-первых, мы хотим, чтобы наши студенты воспринимали себя как будущие руководители нашего государства – и чтобы они так же воспринимались в глазах других людей. Мне с трудом представляется, что будущие лидеры России – хипстеры с бородой, в толстовке и рваных джинсах и стаканчиком кофе в руках. Во-вторых, мне очень запомнилась одна история, которую рассказывал один офицер: успех в его жизни начался с того, что он каждое утро заправлял кровать. Это дисциплина. В-третьих, половину занятий у наших студентов ведут практикующие специалисты, представители государственной власти – а для них неопрятный внешний вид недопустим. Наконец, в-четвертых, на нашем факультете обучаются очень красивые девушки: мне кажется, парни должны им соответствовать.
Кем был придуман девиз факультета «Первый – значит лучший»?
Девиз придумал проректор МГИМО по общим вопросам Артем Владимирович Мальгин. На протяжении первого года после объединения факультетов все статьи о нас выходили с заголовками «ФУП впервые…, ФУП – первый факультет, который…». Летом должно было выйти мое интервью в рамках приемной кампании, и Артем Владимирович написал, что оно выйдет под интересным заголовком и что этот заголовок мне обязательно понравится. Через несколько часов на главной странице появилось мое интервью под заголовком «Первый – значит лучший».
Этот девиз очень гармонично вписался в общий брендинг факультета (хэштеги, слоганы, символика) и стал настоящим лозунгом.
Один из ключевых принципов брендинга факультета – активное ведение социальных сетей. Кто этим занимается?
За присутствие нашего факультета в Интернет-пространстве отвечают наши студенты. Мы есть везде: ВКонтакте, Instagram, Facebook, YouTube. Кажется, нас нет только на «Одноклассниках»…
У нас есть разные форматы работы, многие из них предполагают вовлечение подписчиков. Например, когда ежегодно первого сентября в МГИМО приезжает Сергей Викторович Лавров, мы устраиваем розыгрыш билетов среди первокурсников – первые, скажем, 53 студента, опубликовавшие у себя пост о том, как они рады, что поступили в МГИМО, получают шанс попасть на встречу с министром иностранных дел России.
В условиях пандемии мы активизировали нашу деятельность в Интернете: День открытых дверей факультета в режиме онлайн за один день посетили 6 тысяч человек, в то время как самый большой зал в МГИМО вмещает в себя лишь 700.
В программе факультета множество предметов, так или иначе связанных с политикой: история международных отношений, политология, геополитика и многое другое. Но можно ли научить студента быть политиком? Или это набор врожденных качеств?
Научить человека быть политиком, как и журналистом достаточно сложно. Можно и нужно дать студенту набор навыков и квалификацию для того, чтобы он успешно справлялся с этой ролью и чтобы его деятельность приносила пользу обществу. У нас действительно множество дисциплин, так или иначе связанных с политикой – теория политики, публичная политика, политические технологии. Это все одна сфера, но дисциплины очень конкретные, позволяющие студентам не только сформироваться личностями с базовой научной подготовкой, но и овладеть набором практических навыков. В нашем переменчивом мире, подверженном острым кризисам, особенно важно, чтобы у власти стояли люди, обладающие не только знаниями, но и умеющие разговаривать с населением и отвечать на его запросы.
Если бы Вы сами сейчас выбирали программу для обучения в бакалавриате, то что бы Вы выбрали?
Я бы поступал на госуправление – по сути, это та программа, которую я сам и окончил. Но у меня в этом смысле раздвоение личности (только в хорошем смысле): я окончил госуправление в специалитете, стал кандидатом, а затем доктором политических наук. Сочетание политологии и госуправления сложное, но, тем не менее, очень интересное.
Факультет предлагает магистерские программы, которые считаются уникальными в России – в частности, программу «Управление умными городами» «Российская газета» включила в список 10-ти самых перспективных программ высшего образования России. В чем заключаются ее особенности и каковы перспективы ее выпускников на рынке труда?
Мы изначально хотели подойти к обучению государственному управлению по-новому. Мы искали ту сферу, где не было никого, кроме нас, – и которая при этом была нужна России и реализовалась с международным участием. Для себя мы определили «Умные города» как один из центров нашего развития. Это системы, которые наиболее развиты в Южной Корее, а в России, к сожалению, только зарождаются.
Мы долгое время ждали ответа от Кореи, но не сдавались и не бросали эту идею. Ключевым событием стало прохождение аккредитации – мы стали членами канадского фонда New Cities Foundation, участвовавшего в разработке таких передовых городов как Дубай, Сеул. Кроме нас в этот фонд входит только Массачусетский институт технологий.
С помощью фонда мы связались с Yonsei University (Сеул) и начали тесное сотрудничество. Была создана магистерская программа двойного диплома, и пятеро наших студентов сейчас находятся в Сеуле, проходят практику в местной мэрии, изучают, как строить современные жилые комплексы, как посредством автоматического управления убрать с улиц дорожные пробки, как сочетать инновации и экологию – словом, изучают те идеи, которые помогут человеку максимально комфортно жить в городе.
Москва – один из мировых центров развития умных технологий. Наш город, активно сотрудничая со сферой бизнеса, генерирует такие технологии, которых нет даже в более развитых городах. Нам не хватает только стратегии и концептуализации – созданием этого займутся выпускники нашей программы.
Факультет в целом очень тесно сотрудничает с другими странами – и особенно с Италией. Чем обусловлен выбор именно этой страны?
Есть объективная причина: Италия – дружественная для России страна. Мы уверены в безопасности наших студентов; нам важно, чтобы программа была доступна для широкого круга учащихся, а не только дня тех, кто сможет заплатить за нее около 40 тысяч евро в семестр. В России итальянское образование, к сожалению, очень недооценено. А ведь первые университеты мира возникли именно там! Такие университеты очень «международны». Наши студенты хоть и учатся в Италии, но каждый день они общаются с другими обучающимися из десятков стран.
И, буду честен, есть и субъективная сторона вопроса: наше теплое отношение к Италии. Любая международная программа – двусторонний процесс. Мы должны быть готовы принять итальянских студентов у нас. В Италии интерес к России ненормально высокий! В разных университетах возникают центры русистики, студенты изучают русский язык и искренне заинтересованы в изучении культуры нашей страны.
В этом году мы также открываем французскую и австрийскую программу. Но мы больше не выбираем страну наугад: среди наших студентов проводится специальный опрос, позволяющий нам понять, какие страны, университеты и программы сейчас востребованы.
Несколько недель назад в рамках круглого стола Общественной палаты РФ при Вашем участии обсуждалась проблема продвижения российских образовательных программ за рубежом. С какими вызовами мы сталкиваемся в этой сфере?
Это было уже второе заседание за месяц. Первое мы посвятили международным рейтингам, а второе – экспорту российского образования. Это, безусловно, взаимосвязанные вопросы, потому что сейчас все наше образование заточено под международные рейтинги. И в первую очередь необходимо ответить на вопрос: а нужно ли нам вообще расти в международных рейтингах? Уже в ходе первого заседания мы пришли к выводу, что эти рейтинги никаким образом не способствуют росту экспорта образования. Сам факт, что этот рейтинг издается частной компанией в Великобритании, вызывает много вопросов и сомнений – он не международный.
Но в чем же тогда дело, если не в рейтингах? Ответ прост: в трудностях, которые испытывают иностранные студенты, приезжая в Россию. Очень сложно получить визу, статус иностранного студента приравнивается к статусу трудового мигранта – в первую очередь надо решать эти проблемы, а не мобилизовать все ресурсы на рост в британском рейтинге.
Как изменилась жизнь факультета в связи с пандемией коронавируса? В частности, уменьшилось ли количество иностранных студентов и студентов, выбравших программы двойного диплома?
На число студентов это никак не повлияло; мы опасались, что студентов-магистрантов, выбирающих магистерскую программу двойного диплома, станет меньше, но нет. В Италию наших студентов пустили; для них в визовом центре выделили отдельный день – они успешно решили вопросы с документами, улетели, провели 2 недели на карантине и уже сейчас вышли на учебу.
Жизнь факультета изменилась, но незначительно: мы достаточно легко перешли на дистанционное обучение. Сразу же после совещания с ректором я вернулся и сказал своим сотрудникам, что у нас есть ровно час. Ключевыми условиями выбора платформы для дистанционного образования стали доступность, легкость в установке и регистрации и отсутствие необходимости за нее платить: мое главное условие – чтобы ни университет, ни кто-либо из преподавателей или студентов не потратили на дистанционное обучение ни копейки. Мы подобрали подходящий вариант, и за сутки вся наша образовательная система перешла в онлайн-формат.
Но самое обидное: коронавирус испортил две важнейшие церемонии – вручения студенческих билетов и дипломов.
Как Вы считаете: какие перспективы у дистанционного обучения в будущем? Будет ли следующее поколение также посещать университеты или, наоборот, учиться онлайн?
Онлайн никогда не сможет заменить очное обучение. Я выступаю категорически против даже любых обсуждений этого. Университет – это в первую очередь место для социализации. Здесь мы обретаем дух, становимся частью большой семьи МГИМО – как это сделать, сидя дома в пижаме?
Не так давно Вы были избраны представителем РФ в Комитете ООН по государственному управлению. С какими вызовами и проблемами сталкивается этот Комитет? В чем заключаются результаты его деятельности?
Основная задача Комитета – разрабатывать рекомендации и высказывать свою позицию в отношении необходимых реформ и изменений для достижения целей устойчивого развития ООН к 2030 году. Во время ежегодного пленарного заседания выносится повестка, проходит обсуждение, по результатам которого пишется заключение, оно, в свою очередь, направляется в соответствующие органы ООН и государствам-членам организации.
Во время пандемии наше заседание, как и все массовые мероприятия, проходило в онлайн-режиме. Я обратил внимание своих коллег на то, что без Интернета мы бы попросту не справились со сложившейся ситуацией. Заставить многие миллионы оставаться дома помог именно Интернет. Таким образом, стало очевидно, что Интернет обладает статусом права человека – и если у человека нет права на доступ к нему, он оказывается ущемлен в других своих правах.
Если Интернет рассматривать как право человека, то разумно ли как-то ограничивать человека в его использовании? Речь, в частности, об увольнениях учителей за публикации фотографий с отпуска на море или отчислений студентов за какие-либо размещенные посты.
Очень важно быть осознанным в своем поведении в социальных сетях. Сегодня это не просто хобби человека, а самое настоящее шизофреническое раздвоение личности – многие люди маниакально зависимы от своих публикаций в соцсетях, у них нет грани между жизнью реальной и жизнью в Интернете.
Страница же по определению не может быть личной, потому что находится в публичном доступе.
Интернет-пространство требует огромной ответственности. В первую очередь, как мне кажется, необходима привязка к одному человеку одного аккаунта с верификацией его данных. Это бы в первую очередь обезопасило Интернет-пространство.
Я же использую социальные сети для продвижения, и это дает гораздо больший результат, чем любые газеты или телевизионные эфиры. А для личного общения всегда есть реальные встречи и реальная жизнь, поэтому персональных аккаунтов у меня нет.
Многие специалисты, среди которых в том числе и преподаватели МГИМО, уверены, что мир сейчас находится в состоянии крайней депрессии. Как Вы сами определяете нынешнюю ситуацию и что каждый из нас может сделать, чтобы ее улучшить?
Мир сегодня очень разный. Я сторонник цивилизационного подхода развития и считаю, что разные регионы мира развиваются по-разному: нельзя утверждать, что африканская и европейская цивилизации сейчас находятся в одном состоянии. Абсолютно очевидно одно: мир сейчас переживает острую стадию кризиса. Парадигма «либеральной деревни», подразумевающая, что все будут жить в одинаковых условиях, с треском провалилась. А на смену этой парадигме не пришло ничего – и мы таким образом находимся в процессе трансформации, который еще далеко не завершен. Философы, столетия потратившие на борьбу с любыми формами трансцендентности и сводившие все к личности, привели нас к плачевному результату – те политические и социальные институты, которые долгое время считались незыблемыми, сейчас трещат по швам; яркий пример этому – американская политическая система. В последние десятилетия США позиционировали себя как государство, отстаивающее права меньшинств – а сейчас они этими меньшинствами изнутри уничтожаются.
В то время как народы Запада галопом летят к постмодерну, в исламском мире Турция превращает церкви в мечети, в африканских странах в отношении белого населения совершаются акты насилия со стороны черного населения; мир находится в настолько разных эпохах, что говорить о каком-то едином состоянии просто невозможно.
Какое место в этом нестабильном мире занимает Россия?
У нас сейчас складывается очень интересный исторический период, когда мы начинаем переосмысливать не просто собственную политическую систему, а вообще понятие государственности. За тридцать лет в нашей стране произошел процесс, который в других странах занимал столетия. За сутки у нас распалась одна государственность, на ее обломках мы попытались построить другую, либеральную по западной модели, а она, в свою очередь, достаточно быстро переформировалась в более привычную нам систему со значительной ролью главы государства.
Сейчас мы на уровне Конституции сделали попытку заявить о том, что у России иные идейно-теоретически основы государства, чем у западных стран. Мы прописали собственное отношение к такому институту, как семья – в условиях, когда в параллельной реальности обсуждаются всевозможные вариации понятия «семья», допускается, что она может включать в себя не просто «родителя один» и «родителя два», а пять человек разных или одинаковых полов – на конституционном уровне России было необходимо заявить, что мы не являемся частью этой парадигмы развития. Такое заявление важно с точки зрения не только внутренней, но и внешней политики.
Что ждет наше поколение? В каком состоянии получим Россию мы?
У нас уже сложились достаточно сильные институты государственности; наш государственный аппарат работает, и свою эффективность он доказал даже в условиях пандемии. Из ситуации, сложившейся в связи с коронавирусом, наша страна вышла с меньшими потерями, чем большинство наиболее развитых стран мира – и это не говоря уже о странах третьего мира.
У нас есть вооруженные силы, которыми можно гордиться. У нас есть отдельные отрасли, которые развиваются стремительно и совершенно по-новому. Когда в нашу страну приезжают иностранцы, они удивляются, как слаженно работает система онлайн-банков, вызова такси, доставки продуктов – в контексте «уберизации» мы шагнули гораздо дальше, чем другие страны нашей планеты. На западе эти технологии, возможно, более развиты, но в плане доступности нам нет равных.
Хотим мы этого или нет, но мир находится в процессе глобализации, в результате которого стираются многие границы – например, в информационной сфере. Но, безусловно, есть и те сферы (образование, промышленность), в которых государство должно ориентироваться на собственные, национальные интересы и быть в состоянии их отстаивать.
Текст: Елена Тимофеева, 4МЖ
Пресс-служба Студенческого союза МГИМО
Посмотрите также:
Сегодняшний герой рубрики #мгимо_в_лицах — российский политолог, историк, публицист и профессор кафедры сравнительной политологии Елена Пономарева. О мечте поехать в Антарктиду, любви к Кубе и секретах тайм-менеджмента…
Сегодняшний герой рубрики #мгимо_в_лицах — российский политолог, историк, публицист и профессор кафедры сравнительной политологии Елена Пономарева. О мечте поехать в Антарктиду, любви к Кубе и секретах тайм-менеджмента…
Многие студенческие инициативы остались бы лишь мечтами без Эндаумента МГИМО. Сегодня в рамках рубрики #мгимо_в_лицах представляем вам интервью с Мариной Петровой – директором Фонда развития…
О том, как начать заниматься научной деятельностью, все успевать и отличить русского студента от американского, нам рассказал новый герой рубрики #мгимо_в_лицах доцент кафедры сравнительной политологии,…