самые сложные гримы актеров
20 безумных примеров самого сложного и долгого грима в кино!
Иногда для роли киноактёрам приходится по многу часов терпеливо ждать, пока гримёры накладывают на их лицо, а то и на всё тело, по нескольку слоёв грима. И всё только для того, чтобы снять крохотный эпизод. В этой подборке вы увидите актеров, дольше всех просидевших в гримёрках.
Брэд Питт, «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Для того, чтобы преобразиться в Бенджамина Баттона, Питту приходилось проводить в кресле гримёра по 5 часов кряду
Джон Матушак, «Балбесы»
Для того, чтобы нанести 15 слоёв грима для этой роли тоже требовалось примерно 5 часов
Майкл Чиклис, «Фантастическая четверка»
Чиклис настоял, чтобы у его персонажа было «настоящее», а не компьютерное лицо и каждый день просиживал в гримёрной по три часа
Джон Траволта, «Лак для волос»
Траволте потребовалось 4 часа в гримёрной и почти 15-килограммовый «толстый» костюм, чтобы превратиться в Эдну Тёрнблад
Дэйв Батиста, «Стражи Галактики»
По 5 часов грима ежедневно и никаких жалоб!
Даг Брэдли, «Восставший из ада»
Чтобы все эти иглы торчали идеально, гримёрам требовалось 6 часов
Рэйф Файнс, «Гарри Поттер»
На создание безносого Волдеморта требовалось не меньше двух с половиной часов
Гвинет Пэлтроу, «Любовь зла»
На превращение в толстушку требовалось 4 часа, плюс Гвинет приходилось носить «толстый» костюм, весивший больше 10 килограммов
Джеффри Голдблюм, “Муха”
Этот жуткий вид гримёры каждый раз творили по пять часов
Николь Кидман, «Часы»
Ради роли Вирджинии Вульф Николь просиживала в кресле гримёра по три часа
Рон Перлман, «Хеллбой»
На создание истинно адского образа уходило по 4 часа
Джон Хёрт, «Человек-слон»
На создание внешнего облика поражённого тяжёлой болезнью человека уходило по 5 часов, причём начинать приходилось в пять утра. Хёрт настолько выматывался, что после каждого съёмочного дня ему необходимо было восстанавливаться хотя бы сутки
Томми Ли Джонс, «Бэтмен навсегда»
Эта двуликость стоила актёру по четыре часа в каждый съёмочный день
Арнольд Шварценеггер, «Терминатор 2: Судный день»
T800 создавался по 5 часов ежедневно
Роберт Инглунд, «Кошмар на улице Вязов»
На превращение Инглунда во Фредди Крюгера уходило по 3 часа
Идрис Эльба, «Звездный путь»
На создание этого инопланетного образа уходило по 4 часа
Марион Котийяр, «Жизнь врозовом цвете»
Портретного сходства с Эдит Пиаф гримёры добивались по 5 часов в день
Джим Кэрри, «Гринч — похититель Рождества»
На превращение Кэрри во вредину Гринча уходило по 8 часов! И это до того, как у актёра начнётся настоящий рабочий день!
Ребекка Ромейн, Люди Икс
На то, чтобы так изуродовать красивую девушку, гримёрам требовалось по 9 часов в день! Гримом было покрыто 60 процентов её тела
Гении маскировки: как сложный грим в отечественном кино менял актеров до неузнаваемости
Кадры из фильмов
Актер-дублер, майор-дублер
В телефильме «ТАСС уполномочен заявить» сотрудник КГБ, загримированный под шпиона (его сыграл Борис Клюев), выходит на связь с агентом. Сделать одного актера похожим на другого так, чтобы родная мать не отличила, задача не из легких. Тем более что преображение происходит на глазах у зрителей. Лицо актера крупным планом показывают в течение двенадцати минут.
На эти двенадцать минут советские зрители буквально прилипали к экрану. Забывали о включенных утюгах и о пельменях на плите — оторваться было невозможно. Сел перед зеркалом один человек, а встал совсем другой!
На самом деле так и было. Гример действительно проявил чудеса профессионализма. Но все же это не совсем честное преображение, а скорей шоу, рассчитанное на «вау»-эффект. В сцене были заняты три человека. Один — актер, он первым садился в кресло, ему сбривали усы. Потом его место занимал майор милиции, у которого нос был похож на нос Бориса Клюева. А затем майора-дублера заменяли на самого Клюева — ему-то не нужно было гримироваться, чтобы походить на самого себя.
«Женитьба забальзамированного»
Георгий Вицин не мог довериться гримеру — гримировался сам. Дело в том, что когда Вицин снимался в фильме «Женитьба Бальзаминова», ему исполнилось 45 лет, а его герою 25.
Тут мало было придумать грим, нужно было иметь осанку и подвижность молодого человека. Целый месяц перед началом съемок актер провел на стадионе, играл в футбол. Придумал образ: подтянутый нос, веснушки, парик — детали, отвлекающие внимание от признаков возраста. Побольше красного в тональный крем, чтобы лицо выглядело более худым…
Это продолжалось часами, съемочная группа изнывала, ожидая, пока Вицин нарисует все свои веснушки. Но результат был достигнут, в роли юноши актер выглядит вполне убедительно. Вспоминая это время, сам Георгий Вицин называл фильм «Женитьба забальзамированного».
Страдания юного Буратино
Детективы, биографии, исторические картины… А в каких еще фильмах бывает сложный грим? В сказках! Исполнитель главной роли в «Приключениях Буратино» Дима Иосифов за время съемок фильма износил сорок пять пенопластовых носов.
Нос Буратино должен был хорошо держаться и при этом быть подвижным. На его приклеивание ежедневно уходило полтора часа. «Деревянному мальчику» пришлось сбрить брови и волосы.
Не легче было и Мальвине. У маленькой артистки Тани Проценко тогда как раз выпадали молочные зубы. Пришлось девочке ездить к стоматологу и вставлять фарфоровые протезы. Лицо Мальвины покрывали глянцевой пудрой, выщипывали и высветляли брови, приклеивали голубые ресницы, прикрепляли парик.
«На красавицу Ягу наглядеться не могу»
Многих сказочных персонажей сыграл Георгий Милляр, его даже называли «заслуженная Баба Яга Советского Союза». Навыки гримирования у Милляра были с ранней юности: он подрабатывал в театре бутафором и, так как знал все роли наизусть, однажды заменил заболевшую Золушку.
В фильмах режиссера-сказочника Александра Роу актер переиграл всю возможную нечисть. Он сам предложил взять его на роль Бабы Яги, сказал — никакая женщина не позволит себя так уродовать и не получится такой страшной.
По теперешним временам грим Бабы Яги довольно простой. Но в 1930-е годы, когда Георгий Милляр начал сниматься, арсенал гримеров был невелик. Перед каждой съемкой артиста преображали по шесть часов, однажды сожгли ему лицо перекисью водорода, а в другой раз «Баба Яга» сама обожглась, съезжая с печи по желобу.
А вот для роли Кащея Бессмертного особо гримироваться не пришлось. Милляр только что перенес тяжелую болезнь, весил сорок килограммов и выглядел пугающе — что от него и требовалось. К тому же, оказался похож на Гитлера, это только способствовало популярности фильма, вышедшего в 1944 году.
В списках не значится
Самая громкая история, связанная с гримом в новом российском кино, — конечно, «Высоцкий. Спасибо, что живой». Интрига сохранялась не только до выхода фильма, но и после премьеры. Зрители гадали: кто играет Высоцкого? Его сын? Никому не известный двойник? Силиконовая кукла? Виртуальная фигура?
Кажется, даже съемочная группа не в курсе. Рассказывают, что загримированный актер приходит на площадку первым и уходит последним, его никто не видит. И в документах фамилия артиста не значится, написано просто «Высоцкий»…
Планировалось, что Владимира Высоцкого действительно сыграет его сын. Но Никита выше и крепче отца. Роль отдали Сергею Безрукову, он похожей комплекции. А как сделать лицо актера похожим на лицо его героя?
Для этого использовали высокотехнологичный силиконово-пластиковый грим и компьютерные технологии. Создали маску-робот — для работы понадобились слепок с посмертной маски Высоцкого и более пятисот фотографий. Каждый день Сергея Безрукова 4-6 часов гримировали и часа полтора разгримировывали. Работавший с ним художник гример, по условиям контракта, не имел права раскрывать личность артиста.
самый сложный и долгий грим в истории кино
Некоторым киноактёрам приходится по многу часов терпеливо ждать, пока гримёры накладывают на их лицо, а то и на всё тело, по нескольку слоёв грима. И всё только для того, чтобы снять крохотный эпизод. В этой подборке вы увидите несколько примеров :
Брэд Питт, «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Для того, чтобы преобразиться в Бенджамина Баттона, Питту приходилось проводить в кресле гримёра по 5 часов кряду
Джон Матушак, «Балбесы»
Для того, чтобы нанести 15 слоёв грима для этой роли тоже требовалось примерно 5 часов
Майкл Чиклис, «Фантастическая четверка»
Чиклис настоял,чтобы у его персонажа было «настоящее», а не компьютерное лицо и каждый день просиживал в гримёрной по три часа
Джон Траволта, «Лак для волос»
Траволте потребовалось 4 часа в гримёрной и почти 15-килограммовый «толстый» костюм, чтобы превратиться в Эдну Тёрнблад
Дэйв Батиста, «Стражи Галактики»
По 5 часов грима ежедневно и никаких жалоб!
Даг Брэдли, «Восставший из ада»
Чтобы все эти иглы торчали идеально, гримёрам требовалось 6 часов
Рэйф Файнс, «Гарри Поттер»
На создание безносого Волдеморта требовалось не меньше двух с половиной часов
Гвинет Пэлтроу, «Любовь зла»
На превращение в толстушку требовалось 4 часа, плюс Гвинет приходилось носить «толстый» костюм, весивший больше 10 килограммов
Джеффри Голдблюм, “Муха”
Этот жуткий вид гримёры каждый раз творили по пять часов
Николь Кидман, «Часы»
Ради роли Вирджинии Вульф Николь просиживала в кресле гримёра по три часа
Рон Перлман, «Хеллбой»
На создание истинно адского образа уходило по 4 часа
Джон Хёрт, «Человек-слон»
На создание внешнего облика поражённого тяжёлой болезнью человека уходило по 5 часов, причём начинать приходилось в пять утра. Хёрт настолько выматывался, что после каждого съёмочного дня ему необходимо было восстанавливаться хотя бы сутки
Томми Ли Джонс, «Бэтмен навсегда»
Эта двуликость стоила актёру по четыре часа в каждый съёмочный день
Арнольд Шварценеггер, «Терминатор 2: Судный день»
T800 создавался по 5 часов ежедневно
Роберт Инглунд, «Кошмар на улице Вязов»
На превращение Инглунда во Фредди Крюгера уходило по 3 часа
Идрис Эльба, «Звездный путь»
На создание этого инопланетного образа уходило по 4 часа
Марион Котийяр, «Жизнь врозовом цвете»
Портретного сходства с Эдит Пиаф гримёры добивались по 5 часов в день
Джим Кэрри, «Гринч — похититель Рождества»
На превращение Кэрри во вредину Гринча уходило по 8 часов! И это до того, как у актёра начнётся настоящий рабочий день!
На то, чтобы так изуродовать красивую девушку, гримёрам требовалось по 9 часов в день! Гримом было покрыто 60 процентов её тела
Полное перевоплощение: 10 актеров, которых нельзя узнать в гриме
Питер Мейхью — Чубакка
Огромный, заросший густой бурой шерстью гуманоид Чубакка — один из самых запоминающихся персонажей космической саги «Звездные войны». Он одновременно похож на обезьяну и собаку: частично образ срисован с Индианы — собаки Джорджа Лукаса породы аляскинский маламут. Костюм Чубакки сделан из смеси шерсти кролика и яка на мохеровой основе. К третьему эпизоду в костюм встроили систему охлаждения: из-за перегрева маска отставала от лица Мейхью и глаза Чуи выглядели неестественно.
Питер Мейхью не единственный Чубакка в истории «Звездных войн»: в 2015 году его сменил финн Йонас Суотамо. В «Пробуждении силы» актеры делили роль, а в «Последних джедаях» Мейхью лишь консультировал коллегу.
Владимир Фурдик — Король Ночи
Роль Короля Ночи в «Игре престолов» исполнили два актера. В четвертом и пятом сезонах предводителя Белых ходоков сыграл британо-американский актер Ричард Брейк, а затем — словацкий каскадер Владимир Фурдик. Устрашающий грим был настолько хорош, что о замене не догадались даже фанаты. До того как стать Королем Ночи, Фурдик дважды появлялся в GOT в эпизодических ролях: он сыграл одного из Первых людей и Белого ходока, которого Джон Сноу убивает клинком из валирийской стали.
В 2018 года накануне Хэллоуина студия HBO разместила на YouTube ролик с инструкцией, как загримироваться под самого жуткого персонажа «Игры престолов». «Самое сложное в образе — не моргать», — отметил в интервью Entertainment Weekly Владимир Фурдик.
Холли Берри — от Иокасты до Овидия
Актриса играла шестерых персонажей разных рас, эпох и пола. Среди них темнокожая татуированная рабыня на табачной плантации и зеленоглазая еврейка-блондинка (для этой роли гримерам пришлось изменить форму носа актрисы). Наиболее узнаваема Холли Берри в образе журналистки 1970 годов, где ее внешность дополнена только лохматым париком, и Провидицы из постапокалиптической колонии, которая общается с окружающими при помощи проводов, прикрепленных к ее лицу и волосам.
Самый сложной задачей для актрисы и гримеров оказалась роль жутковатого хирурга — этот образ напугал ее маленькую дочь. С лова Берри цитирует Entertainment Weekly: «Однажды я показалась ей в этом костюме, и сначала он ей показался странным, в первую очередь из-за глаза. Потом я сказала: «Привет, дорогая!», и девочка едва не потеряла сознание. Она до сих пор вспоминает, как ее напугал мой голос, исходивший из тела мужчины».
Кейт Бланшетт — 13 манифестантов
В фильме «Манифесто» Кейт Бланшетт сыграла сразу 13 персонажей, в том числе бездомного бородатого мужчину, вдову на похоронах, панк-рокера, безумную многодетную мать, учительницу, ведущую новостей и шахтера. Чтобы продумать все образы, у визажиста Мораг Росс, стилиста Массимо Гаттабруси и художника по костюмам Бины Диагелер было два дня.
По словам Росс, значительную часть небольшого бюджета на грим она потратила на зубы. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что у героев Бланшетт они выглядят по-разному. Эта деталь позволяет сильно изменить облик актера. Так, у хореографа — зубы курильщика, у бездомного — гнилые, у ведущей новостей — идеальные. «В один из дней Кейт должна была сыграть бездомного и ведущую новостей, — вспоминает режиссер фильма Джулиан Розефельдт. — Она провела в гримерке шесть часов и еще долго не выходила из образа. Она даже обедала в костюме бездомного бородача».
Билл Скарсгард — Пеннивайз
Один из самых страшных клоунов на киноэкране — Пеннивайз, персонаж романа Стивена Кинга «Оно», по которому были сняты два фильма — в 1990 и 2017 годах. В последнем из них роль монстра исполнил шведский актер Билл Скарсгард. Он вспоминает: «Наблюдать за тем, как появляется образ Пеннивайза, было жутко. Я не до конца представлял себе, как выглядит персонаж. Поэтому смотрел в зеркало и гримасничал, пытаясь увидеть, каким он будет».
Режиссер Андрес Мускетти предложил использовать обычный белый грим и отказаться от накладного клоунского носа. Дополнительный эффект дала физиология Скарсгарда: в состоянии напряжения его зрачки направлены в разные стороны. По словам актера, на съемочной площадке он должен был постоянно сохранять концентрацию.
Хелена Бонем Картер — Ари
Беллатриса Лестрейндж, Фея-крестная, Червонная королева — сложно представить, что актриса, известная экстравагантными ролями, долго не могла уйти от образа элегантной красавицы. Все изменила роль обезьяны Ари в фильме Тима Бертона «Планета обезьян».
Как вспоминает актриса, съемочный день начинался в 7:00, поэтому она вставала в 3:00, чтобы успеть загримироваться. Пить приходилось через соломинку, но даже для этого сначала надо было снять огромные накладные зубы. Обед превращался в кошмар: по словам Картер, актеры пользовались зеркальцами, чтобы аккуратно донести еду до рта и не испортить грим.
Джонни Депп — Уйати Балджер
Еще один актер, которого привычно видеть в странных сказочных образах, однако роль гангстера Уайти Балджера, скорее, исключение. Узнать актера в «Черной мессе» даже сложнее, чем в «Фантастических тварях» или «Алисе в Зазеркалье». Создатели фильма добились максимального сходства Деппа с настоящим Джеймсом «Уайти» Балджером. Для этого художники по спецэффектам отсканировали голову актера и изготовили силиконовые накладки на лоб и нос. Хань Транс, специалист по волосам, вручную выстраивала тысячи волос в линию прически и бровей, после чего наступала очередь парика с проседью, который нужно было подогнать точно по выстроенной линии и полностью скрыть темные волосы Деппа.
Рон Перлман и Дэвид Харбор — Хеллбой
Художник по спецэффектам Джейк Гарбер вспоминает, что на съемках фильма 2004 года гримировал Рона Перлмана 86 раз. На то, чтобы превратить актера в Хеллбоя, у художника уходило два с половиной часа. Начинали они обычно за четыре часа до съемок, поскольку Гарбер хотел дать Перлману возможность размяться, перекусить и выпить кофе. Процесс состоял из нескольких этапов. Сначала под пластиковую шапочку убирали волосы. Поверх нее крепился шлем с рогами. После этого Гарбер гримировал лицо актера целиком, кроме нижней губы — ее не трогали до последнего момента, чтобы тот мог есть и пить. В финале Джейк подкрашивал Рона. «Нельзя сказать, что Хеллбой просто красный, — говорит художник. — Я использовал пять дополнительных оттенков и растушевывал их, чтобы персонаж не выглядел как игрушка». После этого наклеивали волосы, бороду и бакенбарды, добавляли вставные челюсти и контактные линзы. И наконец, крепили каменную руку Судьбы. «От Перлмана оставались только веки», — добавляет Гарбер.
Съемочная группа нового фильма о Хеллбое, который вышел в российской прокат 11 апреля, изменила облик героя. Создатели картины хотели воспроизвести персонажа максимально близко к образу в комиксе. По словам гримеров, они использовали «усиленную версию Хеллбоя: у него более тяжелая челюсть, массивные брови, яркие желтые глаза и огромные рога». В результате актер Дэвид Харбор тоже абсолютно неузнаваем.
Дэн Стивенс — Чудовище
Узнать, что за образом Чудовища скрывается Дэн Стивенс, можно только по его имени в афише. Съемки «Красавицы и чудовища» шли в два этапа. Сначала снимали тело монстра — при помощи костюма для захвата движения. Обычно в других фильмах на этом работа с технологией заканчивалась. Но для Стивенса это была только половина задачи. Создатели картины решили передать не только движения, но и мимику Чудовища, поэтому лицо актера снимали отдельно. На втором этапе Дэн воссоздавал уже готовые эпизоды, чтобы при помощи датчиков оживить лицо персонажа. «Приходилось вспоминать сцены, которые сыграны одну или две недели назад, и снимать их не двигаясь, только за счет мимики», — говорит Стивенс. Режиссер Билл Кондон признался, что был впечатлен работой актера с этой технологией.
Джейкоб Тремблей — Август «Огги» Пулман
Юный канадский актер Джейкоб Тремблей в фильме «Чудо» сыграл мальчика с синдромом Тричера-Коллинза — генетическим заболеванием, при котором сильно деформировано лицо. Художник по спецэффектам Арьен Туйтен рассказывает, насколько сложной оказалась задача гримеров. «Когда работаешь над фантастическими фильмами, какие-то неточности могут сойти с рук. Но если речь идет о чем-то реальном, как в истории с Джейкобом, — ошибиться нельзя». Лицо персонажа было изготовлено из силикона — это первый фильм, где образ маленького актера полностью зависит от грима. Туйтен отмечал, что сначала не был уверен, справится ли с этим девятилетний актер, но тот выполнил задачу.
Для эффекта опущенных глаз Туйтен и его команда создали накладку для шеи и подбородка из углеродного волокна, где спрятали провода. Такая конструкция позволяла изменять лицо на время съемок и давать мальчику отдохнуть в перерывах. Образ дополнял парик, поскольку дети с синдромом Тричера-Коллинза обычно отращивают волосы, чтобы прикрыть слаборазвитые уши. Кроме того, на съемках использовались контактные линзы, которые делают нижнюю часть глаза белой. В 2019 году Арьен Туйтен получил премию «Оскар» за лучший грим и прически в фильме «Чудо».