самвел айрапетян скрипач биография личная жизнь
Самвел Айрапетян: «Скрипка не имеет границ – и в техническом и в звуковом плане»
Скрипач-виртуоз – о современных аранжировках и скрипках, сделанных своими руками
В Ростове-на-Дону с фантастическим успехом прошел первый концерт гастрольного тура скрипача из Краснодара Самвела Айрапетяна, музыканта, виртуозность которого, как отмечают профессионалы, не самоцель, а способ проникнуть в авторский замысел композитора и донести его до сердец слушателей. Корреспондент don24 поговорил с маэстро о его пути в музыку, наставниках, о жанре «классика в современной обработке», о том, как рождается в его руках «королева оркестра», и о многом другом.
Первый учитель = любовь к инструменту
– Как известно, далеко не все известные нынче музыканты с детства хотели заниматься музыкой. А как все сложилось у вас?
– Я родом из небольшого туркменского города Мары. Мама всегда мечтала, чтобы ее дети стали музыкантами, и не просто музыкантами, а с консерваторским образованием. Так и получилось: все мы музыканты, сейчас третий мой брат заканчивает аспирантуру в Ереванской консерватории.
– Аспирантуру этой консерватории, если не ошибаюсь, закончили и вы. Но это будет потом, но все-таки – с чего все начиналось?
– Я этого не помню, но мама рассказывала, что меня хотели отдать учиться игре на фортепиано. Но меня забраковали, сказав, что руки маленькие. Расстроенная мама на остановке наткнулась на женщину, которая стояла с футляром скрипки. Посмотрите, попросила мама, подойдут ли руки сына для игры на скрипке? «Да, подойдут, – сказала женщина. – У нас как раз из Казани приехал отличный педагог Алексей Ахмедов». Меня отвели к нему, и три-четыре года я ходил к нему заниматься шесть дней в неделю. Он мне привил такую любовь к инструменту, что я не просто ходил – бежал к нему на уроки.
– Многое зависит от первого учителя.
– И я все время говорю: карьера практически всегда зависит от того, привита ли с детства любовь к инструменту. Потом случился развал СССР, в Ашхабаде я закончил училище и поступил в Ереванскую консерваторию, хотя очень хотел поехать учиться в Новосибирск: там очень сильная скрипичная школа. Но, как известно, Туркмения – единственная из среднеазиатских республик, имеющая визовый режим с Россией и странами СНГ. Тогда появилась идея поехать на историческую родину. Так я поступил в одну из старейших консерваторий бывшего СССР – ереванскую, где окончил и аспирантуру.
Отношения с классикой
– На концерте в Ростове вы сыграли то, что называется современной обработкой классики. Что вы под этим подразумеваете? Что такое, с вашей точки зрения, современная обработка?
– Простой пример, который прозвучал в концерте: известная пьеса Эдварда Грига «В пещере горного короля». Мы играем ее вместе с группой RockSoul. Основа, разумеется, остается той же – всем известная тема. Она повторяется во все убыстряющемся темпе, то есть ее развитие идет только в темповом плане и в плане аранжировки оркестра. Мы скрипичную партию несколько утяжелили двойными нотами, октавами, терциями. Добавился барабанный рисунок, а также бас-гитарный, соло-гитарный, то есть элементы современного звучания. Такой же подход – и к Вивальди, и к до-минорной прелюдии Баха. Классика освежена современным ее звучанием. Речь идет об интерпретации классического произведения.
– Вы ломаете привычный образ скрипача-небожителя, строгого мужчины во фраке, а также его способ общения с публикой откуда-то оттуда, из-под небес. У вас манера более демократична. Как вы считаете, сегодня публика тянется к такой манере исполнения или к более академичной? Публика разная на этих концертах?
– Если судить по аплодисментам, по энергетике зала, нельзя сказать, что люди предпочитают то или иное. Думаю, что все зависит от исполнителя. И те, кто приходит послушать камерную музыку, потом идут и на современное исполнение классики тем же скрипачом.
И скрипичный мастер
– Вы играете на скрипке собственного изготовления. Как вы пришли к созданию скрипок? Вроде бы, это другая профессия.
– Я учился в пятом классе, когда мне подарили хорошую скрипку. Дядя Иосиф привез ее из Самарканда, где ему подарил ее мастер Валера. Мне посчастливилось не узнать, что такое советские скрипки, которые делали на мебельных фабриках. Я с детства слышал легенды о скрипках Страдивари, Гварнери, Амати. И всегда было интересно, как и из чего они сделаны. На подаренной скрипке образовалась трещина, и мы поехали в Самарканд к мастеру, но, к сожалению, опоздали – он скончался. Его мама передала нам Валерины заготовки, инструменты, лаки, смолы, я познакомился с его мастерской. Так потихонечку я начал делать скрипки, многое искал по книгам, Интернета тогда не было – это сейчас все там есть. Когда мы переехали в Ереван, я встретил семью Еретянов – династию настоящих мастеров, у которых многому научился. Обучался я и у Степана Тоиляна, он был и скрипичных дел мастер, и философ.
– Сколько же скрипок вы сделали?
– 35, и на одной из них сейчас играют в Ростове, а также в Германии, в США, в странах СНГ. Но самая первая цель – сделать инструмент для себя: ну нет у меня возможности купить Страдивари за шесть миллионов евро! Сейчас у меня инструмент 2013 года, с которым я свыкся. А последнюю скрипку я доделал накануне концерта.
– Традиционный вопрос – о творческих планах.
– Есть задумки авторских произведений, которые нужно будет сделать с группой RockSoul.
– С 2005 года. Играли мы как-то с пианистом, он «взял» некую гармонию, а потом – пошло-пошло. В такие моменты главное – запомнить то, что получается. Тогда, в начале, больше тянуло на романтику. Сейчас хочется этакой виртуозности, сложноповторимого.
– Вы прошли хорошую школу мастерства, которая была выстроена в Советском Союзе и славилась на весь мир. Сегодня она худо-бедно тоже существует, но все-таки чего-то «в этом супе» не хватает. Как вы считаете, чего?
– Не хватает глобальных целей. Прежде всего, у родителей нынешних учеников музыкальных школ. Эти цели какие-то не слишком амбициозные. Ойстрах, Коган, Хейфец, Паганини – мы с детства жили тем, что нужно стремиться к их уровню. Ведь все начинается с подражания: слышишь звук у великих мастеров и пытаешься его воспроизвести. Так доходишь до определенной ступени и понимаешь, что есть ступень еще выше. И так далее: скрипка – это инструмент не имеет границ ни в техническом, ни в звуковом плане.
– Значит, сегодня планок не ставят?
– Ставят, но какие-то уж очень низкие: мой сын будет играть в ресторане. Для меня это дико: ты все детство, когда другие играют в футбол, занимался – и для чего? Чтобы играть на свадьбах? Может быть, это неплохой заработок и почитание в определенных кругах. Но после наших концертов люди записывают своих детей в музыкальные школы.
Солист эстрадно-симфонического оркестра Краснодара, профессиональный скрипач. Репертуар: классика, поп, нон-классика, джаз, кавказская музыка, модерн.
Родился в 1983 году в городе Мары Туркменской ССР. В 1998 году поступил в Ашхабадское музыкальное училище под руководством заслуженного деятеля Туркмении Николая Амирянца. В 2002 году поступил в Ереванскую консерваторию им. Комитаса. После окончания продолжил обучение на заочном отделении в аспирантуре, одновременно работал в губернаторском симфоническом оркестре Иркутской областной филармонии.
С 2010 года – солист государственного эстрадного оркестра Краснодарской филармонии им. Пономаренко.
С 2012 года – солист камерного оркестра ТО «Премьера».
В 2013 году – первый сольный концерт «От классики до модерна».
Самвел Айрапетян: наследник Страдивари
Самвел Айрапетян — в каждой из трех стран, в которых ему довелось жить, покорял сердца зрителей виртуозной игрой на скрипке. «Юг Times» встретился с Самвелом Айрапетяном буквально за месяц до большого сольного концерта с группой Rock Soul, который пройдет 1 марта в ЦКЗ на Красной, 5.
В свои 35 лет скрипач Самвел Айрапетян трижды начинал жизнь с чистого листа. И всегда ему сопутствовал успех. Настоящим триумфом музыканта стал его сольный концерт на Театральной площади кубанской столицы в сентябре прошлого года
Известный кубанский скрипач родился 19 августа 1982 года в городе Мары Туркменской ССР.
— Моя мама очень хотела, чтобы все дети занимались музыкой, — рассказывает маэстро. — К такой карьере нас троих (у меня еще есть два брата помладше) готовили с пеленок. В музыкальную школу родители отправили с шести лет. Выбрали класс фортепиано. Но, к счастью, а тогда — к сожалению, на вступительных экзаменах забраковали из-за слишком, как казалось преподавателям, коротких пальцев.
ИНСТРУМЕНТ В ФУТЛЯРЕ
Со скрипкой помог случай. Как-то на остановке мама Самвела увидела женщину с футляром.
— Мы поинтересовались, что за инструмент у нее с собой, — продолжает скрипач. — Оказалось, скрипка. Новая знакомая рассказала, что в городе сейчас работает очень хороший учитель музыки, которого направили сюда из Казани. Мы тут же отправились к преподавателю.
Так в семь лет Самвел начал постигать великие тайны музыки, учиться азам мастерства под руководством Алексея Ахмедова, привившего мальчику любовь к инструменту.
Самвелу повезло: он попал в хорошие руки. До сих пор вспоминает учителя музыки с особым трепетом.
— Я стараюсь поддерживать отношения со всеми, кто так или иначе оказывал благотворное влияние на мою судьбу, — завершает свой рассказ о первых музыкальных шагах скрипач. — Но, к сожалению, с Алексеем Исхаковичем связь прервалась. Мы с ним расстались в начале 90-х, когда развалился СССР. Мой педагог в силу обстоятельств вынужден был вернуться в Казань.
Самвел рассказывает, что пытался найти учителя музыки в столице Татарстана, где недавно гастролировал, но безуспешно.
ВМЕШАЛАСЬ ПОЛИТИКА
После школы, в 1998 году, Самвел поступил в Ашхабадское музыкальное училище. Учился у заслуженного деятеля искусств Туркмении Николая Амирянца, потрясающего человека и педагога.
Музыкант говорит, что тот слыл настоящим перфекционистом, никогда не был доволен результатами своего труда. Звучание каждой фразы, ноты пытался довести до совершенства. Этому качеству одного из своих наставников скрипач по-доброму завидует.
— Казалось бы, все складывалось хорошо, — продолжает музыкант. — Я должен был поступить в Новосибирскую консерваторию, куда заблаговременно отправил видеозаписи. Это учебное заведение и сегодня славится мощным преподавательским составом. Из его стен вышли такие скрипачи с мировым именем, как Вадим Репин и Максим Венгеров. Но в мою судьбу вмешалась политика: за несколько месяцев до вступительных экзаменов Туркмения ввела визовый режим со всеми странами СНГ. И я оказался в очень сложном положении.
НА ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЕ
И снова его величество случай помог нашему герою. Оркестр консерватории давал концерт в представительстве Армении.
— Мой преподаватель был очень дружен с послом моей исторической родины, — говорит Самвел Айрапетян. — Поэтому, когда задались вопросом, можно ли мне, как армянину, поехать по упрощенной схеме в Армению, чтобы поступить, нам пошли навстречу. И в 2002 году я выдержал вступительные испытания в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса и был зачислен в класс Генриха Самбатяна.
Стипендия у студента была небольшой — около пяти тысяч драм в месяц, или порядка 600 рублей. На эти деньги выжить в Армении было практически невозможно. Самвел достаточно быстро нашел выход из положения.
— Я подрабатывал в кафе, — рассказывает музыкант. — Помогало то, что армянскую музыку изучал с детства, «снимая» записи с аудиопленок. Этот репертуар помогал мне зарабатывать за вечер сумму, равную месячной стипендии. Плюс это была хорошая школа: ведь музыкант в ресторанах должен владеть разными стилями: от народной музыки до классики, джаза и модерна.
Самвел рассказывает, что преподаватели консерватории не поощряли такой вид заработка у студентов, поэтому приходилось сей факт скрывать.
НА БАЙКАЛЕ ВСТРЕТИЛ ЛЮБОВЬ
Скрипач учился на четвертом курсе консерватории, когда ему предложили работу в России.
— Знакомый барабанщик рассказал о том, что в Иркутске открывается ресторан. В новое заведение требовались музыканты. Зарплата хорошая, — рассказывает Самвел о переезде в другую страну. — В 2006 году я сдал экстерном экзамены и отправился на Байкал. Контракт заключили на полгода. Впереди был еще год в Ереванской консерватории.
На новом месте музыкант освоился быстро, параллельно устроившись в оркестр местной филармонии.
— От классического репертуара отступать нельзя, — уверен Айрапетян. — Ведь это — основа основ.
Через пять месяцев произошла встреча, перевернувшая жизнь нашего героя. Он познакомился с женщиной, в которую влюбился с первого взгляда.
— До отъезда в Ереван оставался месяц, я, как обычно, играл в ресторане, когда в заведение ввалилась группа студенток психологического факультета одного из местных вузов, — улыбается Самвел. — Я сразу выделил Наталью из толпы и уже через 15 дней сделал предложение, через месяц сыграли свадьбу и отправились в Ереван — доучиваться.
ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ
В Краснодар семейство Айрапетян переехало в 2010 году.
— После консерватории, в 2007 году, мы вернулись на родину жены в Иркутск, и я сразу подал документы на оформление гражданства, — говорит Самвел. — А через три года решили перебраться в Краснодар, который всегда был одним из культурных центров страны. Я оставил жену и новорожденную дочь Лизу и отправился осваиваться.
С тех пор Самвел добился многого. Родились еще двое детей — дочь Виктория и сын Даниэль.
На профессиональном поприще также все складывалось превосходно. Около двух лет он работал солистом Государственного эстрадного оркестра Краснодарской филармонии имени Г. Ф. Пономаренко, затем Самвела пригласили солировать в камерный струнный «Премьер-оркестр».
За семь лет Самвел дал несколько сольных концертов в Краснодаре. Самый большой состоялся 30 сентября 2017 года на Театральной площади.
Кроме того, скрипач участвует в других музыкальных проектах — в дуэте Bellissimo и мьюзик-бэнде Rock-Soul. Наш герой уже давно стал любимцем местной публики.
ДОРОГА К МЕЧТЕ
У Самвела есть еще одно увлечение. Он мастерит скрипки.
— Всегда было интересно, из чего сделан инструмент, на котором играю, — говорит о своем хобби скрипач. — В юности у меня была скрипка работы мастера Валерия Абрамова из Самарканда. Как-то у нее треснул корпус. Сначала попытался починить ее сам, но быстро понял, что без специальных знаний не смогу. Поэтому мы с отцом отправились к мастеру. Но, к сожалению, не застали его, он умер. Но в его мастерской нам разрешили взять заготовки. Я попробовал, и у меня получилось. С тех пор сделал уже 36 скрипок.
— Я хочу, чтобы как можно больше людей смогли услышать музыку в моем исполнении, — говорит Самвел о своих мечтах. — Хочу показывать свое творчество всему миру, гастролировать, путешествовать, давать концерты в разных городах и странах. Ближайшая цель — 28 концертов в месяц. Сейчас я только на этапе становления.
Владимир Приходько, Юг Times
Айрапетян Самвел (скрипач)
Айрапетян Самвел | |
Samvel Ayrapetyan | |
На английском: | Samvel Ayrapetyan |
Дата рождения: | 19.08.1982 |
Место рождения: | Мары, Туркмения |
Краткая информация: Скрипач-виртуоз,артист, композитор |
Содержание
Биография
Родился в городе Мары.
В 1998 г. поступил в Ашхабадское музыкальное училище под руководством заслуженного деятеля Туркмении Амирянца Николая Артемьевича.
В 2002 г. поступил в Ереванскую консерваторию им. Комитаса. После окончания продолжил обучение на заочном отделении в аспирантуре, одновременно работал в губернаторском симфоническом оркестре Иркутской областной филармонии.
В 2010 г. работал солистом государственного эстрадного оркестра Краснодарской филармонии им. Пономаренко.
В 2011 и 2012 гг. – выступал в составе делегации из Краснодара в международной выставке-ярмарке в немецком городе Карлсруэ.
2014 г. сольный концерт «Весенний шарм».
С 2014г. Самвел стал сотрудничать с эстрадно-симфоническим оркестром Краснодарской Филармонии под управлением Вадима Кузьминского.
2015 г. концерт в Краснодаре.
В 2016 г. был создан мьюзик-бэнд «Rocksoul». В состав группы входят: скрипка Самвел Айрапетян, соло, ритм-гитарист Геннадий Карапетян, барабанщик Радж Резго, бас-гитара Александр Кислов. Годом позже в группу пришел Мхитар Мугдусян, который является не только клавишником, но и композитором, и аранжировщиком.
В апреле 2019 году был приглашен президентом ассоциации Русский Дом в Страсбурге в состав жюри фестиваля «Дорогая моя Русь» Аллой Сизовой, при поддержке консульства Российской Федерации. Конкурс проходил в Павильоне Жозефины в парке Оранжери. В этот же день он выступил с сольным концертом для французской публики.
Выступает сольно и в составе дуэта «Bellissimo» и мьюзик-бэнд «Rock-Soul».
Армянская скрипка России: Самвел Айрапетян
🎻 Айрапетян Самвел родился 19 августа 1982 года в городе Мары, Туркменистан. Там и начал учиться азам скрипичного мастерства в 7 лет, под чутким руководством своего первого педагога Ахмедова Алексея Исхаковича, привившего мальчику любовь к скрипке. После школы, в 1998 году поступил в Ашхабадское музыкальное училище. Учился у заслуженного деятеля Туркмении Николая Артемьевича Амирянца.
🎻 Окончив музыкальное училище, Самвел с 2002 года у чился в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса в Армении, в классе Генриха Амазасповича Самбатяна. Затем продолжил обучение на заочном отделении в аспирантуре, а сам переехал в Сибирь и устроился в Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии.
🎻 В Краснодарский край скрипач переехал в 2010 году. Первые два года являлся солистом Государственного эстрадного оркестра Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко. В 2011 и 2012 годах выступал как участник делегации города Краснодар в международной выставке-ярмарке в немецком городе Карлсруэ.
🎻 Солистом в Камерном струнном «Премьер-оркестре» Айрапетян стал в 2012 году. В следующем году у скрипача состоялся первый сольный концерт «От классики до модерна». Тогда же выпустил музыкальный диск творческого дуэта «Belissimo» с Артемом Пенжояном.
🎻 Сольный концерт «Весенний шарм» состоялся в 2014 году. В Центральном концертном зале сольный концерт с участием эстрадно-симфоническим оркестра краснодарской филармонии под управлением Вадима Кузьминского прошел в 2015 году.
🎻 Репертуар скрипача включает самые актуальные и проникновенные произведения современности. Выступает сольно и в составе дуэта «Bellissimo» и мьюзик-бэнда «Rock-Soul». Айрапетян является Лауреатом Международного конкурса.
Армянская скрипка России: Самвел Айрапетян🎻Айрапетян Самвел родился 19 августа 1982 года в городе Мары, Туркменистан. Там и начал учиться азам скрипичного мастерства в 7 лет, под чутким руководством своего первого педагога Ахмедова Алексея Исхаковича, привившего мальчику любовь к скрипке. После школы, в 1998 году поступил в Ашхабадское музыкальное училище. Учился у заслуженного деятеля Туркмении Николая Артемьевича Амирянца.🎻Окончив музыкальное училище, Самвел с 2002 года учился в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса в Армении, в классе Генриха Амазасповича Самбатяна. Затем продолжил обучение на заочном отделении в аспирантуре, а сам переехал в Сибирь и устроился в Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии.🎻В Краснодарский край скрипач переехал в 2010 году. Первые два года являлся солистом Государственного эстрадного оркестра Краснодарской филармонии имени Г.Ф. Пономаренко. В 2011 и 2012 годах выступал как участник делегации города Краснодар в международной выставке-ярмарке в немецком городе Карлсруэ.🎻Солистом в Камерном струнном «Премьер-оркестре» Айрапетян стал в 2012 году. В следующем году у скрипача состоялся первый сольный концерт «От классики до модерна». Тогда же выпустил музыкальный диск творческого дуэта «Belissimo» с Артемом Пенжояном. 🎻Сольный концерт «Весенний шарм» состоялся в 2014 году. В Центральном концертном зале сольный концерт с участием эстрадно-симфоническим оркестра краснодарской филармонии под управлением Вадима Кузьминского прошел в 2015 году.🎻Репертуар скрипача включает самые актуальные и проникновенные произведения современности. Выступает сольно и в составе дуэта «Bellissimo» и мьюзик-бэнда «Rock-Soul». Айрапетян является Лауреатом Международного конкурса.
Скрипач и композитор Самвел Айрапетян: музыку нужно любить, этим нужно жить
Самвел Айрапетян. Съемка канала «Кубань 24»
В гостях у программы «Факты. Мнение» — скрипач, композитор Самвел Айрапетян.
Его называют кубанским Страдивари и скрипачом-виртуозом. Гостем программы «Факты. Мнение» стал известный музыкант Самвел Айрапетян. Он рассказал, как готовится к сольному концерту и почему стал сам изготавливать музыкальные инструменты.
Авторы: Екатерина Славянская
Главный редактор сетевого
издания:
Адрес электронной почты
редакции:
Сетевое издание «Информационный портал «Кубань 24». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-65744 от 20 мая 2016 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель сетевого издания: ГУП КК «Телерадиокомпания «НТК».
Смотрите выпуски новостей, передачи и авторские программы телеканала «Кубань 24» на YOUTUBE-канале «НТК Эфир».
Все права соблюдены.
При использовании любых материалов сайта обязательна активная гиперссылка на сайт информационного портала «Кубань 24» (kuban24.tv). При перепечатке в неэлектронном виде обязательна текстовая ссылка на источник — информационный портал kuban24.tv.
Использование фото- и видеоматериалов без письменного разрешения не допускается.