самурай всю жизнь носит меч

10 Занимательных фактов о самураях

Самураи – это легендарные воины и, пожалуй, самый известный класс людей в древней Японии. Они были благородными бойцами, которые сражались со злом (и друг с другом), вооружённые мечами и закованные в пугающую броню, следуя строгому моральному кодексу, который стоял во главе всей их жизни.

По крайней мере, таково общепринятое представление о них. На самом деле, самураи были гораздо более многогранными и интересными…

Из-за того, что в исторических текстах было относительно мало упоминаний об этих воительницах (традиционная роль японских дворянок заключалась в хранении семейного очага), мы привыкли полагать, что они были всего лишь крошечным меньшинством. Тем не менее, последние исследования показывают, что японские женщины участвовали в боях намного чаще, чем нам сообщают книги по истории. Когда человеческие останки, найденные на месте битвы Сенбон Матсубару (Senbon Matsubaru), произошедшей в 1580 году, были подвергнуты тесту ДНК, 35 из 105 тел были женскими. Исследования на других местах раскопок дали аналогичные результаты.

9. Броня
самурай всю жизнь носит меч
Самым странным в самураях, вероятно, является их странно выглядящая, богато украшенная броня. Однако стоит отметить, что каждая её часть была функциональной. Броня самураев, в отличие от доспехов европейских рыцарей, всегда создавалась с учётом мобильности. Хорошая броня должна была быть прочной, но и достаточно гибкой, чтобы позволить своему владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из лакированных пластин кожи или металла, тщательно связанных друг с другом шнурками из кожи или шелка. Руки были защищены большими, прямоугольными наплечными щитами и лёгкими, бронированными рукавами. Правая рука часто была без рукава для обеспечения возможности максимально лёгкого движения.

Самой странной и самой непонятной частью брони был шлем Кабуто (kabuto), который также играл свою роль. Его чашеобразная часть была сделана из соединённых заклёпками металлических пластин, в то время как лицо и лоб были защищены доспехами, которые привязывались за головой и под шлемом. Самой известной особенностью шлема является подшлемник как у Дарт Вейдера (дизайн шлема Дарта Вейдера был на самом деле навеян шлемом самураев). Он защищал владельца от ударов стрел и мечей, наносимых со всех углов. На многих шлемах также были украшения и присоединяемые части, в том числе усатые, демонические маски Менгу, которые защищали лицо владельца и пугали врага. Кожаная кепка, носимая под шлемом, обеспечивала крайне необходимую подкладку.

Хотя с течением времени броня самураев претерпела значительные изменения, её внешний вид всегда оставался достаточно похожим для неопытного глаза. Она была настолько хорошо сделанной и эффективной, что армия США на самом деле основала первые современные бронежилеты на дизайне брони самураев.

8. Гомосексуализм
самурай всю жизнь носит меч

Не многие знают о том, что самураи были очень раскрепощёнными, когда дело доходило до сексуальных отношений. Так же, как и спартанцы, ещё одна культура воинов, самураи не только принимали присутствие однополых отношения в своей культуре, но и активно поощряли их. Эти отношения, как правило, образовывались между опытными самураями и начинающими, молодыми людьми, которых они тренировали (опять же, очень похоже на культуру спартанцев). Эта практика была известна как вакашудо (wakashudo), «путь молодости», и по найденным свидетельствам через неё проходили все представители класса самураев. На самом деле, вакашудо было таким привычным делом, что дайме, возможно, пришлось бы отвечать на некоторые неудобные вопросы, если бы он отказался участвовать в этой практике.

Хотя вакашудо считалось одним из основополагающих аспектов пути самурая, история предпочла об этом умолчать. Портреты самураев в популярной культуре, представленные режиссером Акиром Куросавой (Akira Kurosawa) и его другом, актёром Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune), также никогда не рассматривали этот аспект.

6. Количество
самурай всю жизнь носит меч
Многие люди думают, что самураи были либо редкими элитными силами (такими как Морские Котики в США или Спецназ в России) или небольшой, строго определённой кастой дворян. Однако на самом деле, самураи были отдельным социальным классом. Изначально слово «самурай» означало «тот, кто служит в непосредственной близости к знати». Со временем термин эволюционировал и стал ассоциироваться с классом буши, в частности со средним и высшим эшелонами солдат.

Это означает, что этих могучих воинов было гораздо больше, чем мы обычно предполагаем. На самом деле, на пике их власти, до 10 процентов населения Японии были самураями. Из-за их большого количества и длительного влияния на историю Японии, говорят, что в каждом японце, живущем на сегодняшний день, есть, по крайней мере, немного самурайской крови.

5. Мода
самурай всю жизнь носит меч
Самураи были рок-звёздами своего времени, и их стиль одежды оказал огромное влияние на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением самых формальных случаев, самураи не одевались вычурно, или чтобы произвести впечатление. Хотя их одежда была тщательно выкроенной, каждый её аспект был разработан в соответствии с их потребностями в качестве воинов.

Самураи одевались для скорости, путешествия и свободы передвижения. Их обычный наряд состоял из шаровар хакама и кимоно или хитатарэ, жилета из двух частей с торчащими наплечниками. Костюм оставлял руки свободными, а жилет хитатарэ можно было быстро сбросить в случае неожиданной атаки. Кимоно обычно делалось из шёлка благодаря его прохладности, приятному ощущению на коже, и внешнему виду. В качестве обуви использовались либо деревянные башмаки или сандалии.

Самой отличительной частью моды самураев, была прическа пучком, которая также была самой широко распространённой. За исключением буддийских монахов (которые бреют головы), люди всех сословий носили прическу пучком на протяжении сотен лет. Привычка совмещать волосы, завязанные в пучок с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости: бритый лоб делал ношение шлема более удобным.

3. Образование
самурай всю жизнь носит меч
Будучи неотъемлемой частью знати своей эпохи, члены класса самураев были гораздо большим, нежели просто воинами. Большинство самураев были очень хорошо образованными. В то время, когда очень немногие европейцы могли читать, уровень грамотности самураев был чрезвычайно высок. Они также получали образование в сфере математики.

В соответствии с Бусидо, самурай должен был стараться улучшить себя различными путями, включая те, которые не связаны с военными действиями. Вот почему класс самураев принимал участие в ряде культурных и художественных обрядов. Поэзия, альпинарии, картины, написанные монохромными чернилами, и чайные церемонии были привычными аспектами культуры самураев. Они также изучали такие предметы, как каллиграфия, литература и флористика.

Более того, благородные самураи, возможно, не были, такими «чистыми», как хотелось бы соревнующейся во всём со всеми Японии. По сравнению со среднестатистическим японцем, члены класса самураев были заметно более волосатыми, и их кожа была светлее. Их профиль, а именно, их переносица была также заметно более европейской. По иронии судьбы, доказательства указывают на то, что на самом деле самураи происходят от этнической группы, называемой айны, считающейся японцами низшей по происхождению, представители которой часто становятся объектами дискриминации.

1. Ритуалы самоубийства
самурай всю жизнь носит меч
Одной из самых страшных вещей в пути самурая является сэппуку (также известное как «харакири»). Это ужасное самоубийство, которое должен был совершить самурай, если он был не в состоянии следовать бусидо или если он был захвачен врагом. Сэппуку было как добровольным, так и использовалось в качестве наказания. В любом случае, это, как правило, считалось как чрезвычайно почетным способом смерти.

Формальный сэппуку это длинный ритуал, который начинался с торжественного купания. Затем самурая одевали в белые одежды и подавали его любимую еду (так же, как последняя еда людей, приговоренных к смертной казни). После того как он заканчивал есть, на его пустую тарелку клалось лезвие. Он должен был написать предсмертную поэму, традиционный текст танка, в котором он выражал свои последние слова. После того как стихотворение было закончено, он хватал лезвие, обертывал ткань вокруг него (чтобы оно не порезало его руку), и совершал самоубийство. И опять-таки присутствующий при самоубийстве человек, добивал его, отрезая ему голову. Тем не менее, он стремился оставить небольшую полоску плоти впереди, так, чтобы когда голова падала вперёд, она могла остаться в объятиях мертвого самурая. Это так же делалось для того, чтобы голова случайно не отлетела на зрителей, что принесло бы вечный позор помощнику убившего себя самурая.

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! 🙂

Источник

В массовом сознании самураи – это идеальные войны, а также философы, поэты и эстеты. Были ли они действительно представителями военного сословия Японии, к которому их относят? А если нет, то откуда пришел миф об идеальном самурае?

Образ самурая, воина без страха и упрека, готового в любой момент пожертвовать своей жизнью ради своего господина, уже давно очень популярен во всем мире. Любопытно, что согласно разным опросам, на сегодняшний день «самурай-мания» в основном распространена в Европе и США, и в последнюю очередь в Юго-Восточной Азии, в том числе и в самой Японии. В стране восходящего солнца книги и фильмы о самураях стремительно теряют свою популярность, в то время, как успех любого произведения искусства, в котором будут задействованы представители военного сословия Японии, гарантирован.

Многие также считают, что самураи были очень образованными членами средневекового японского общества, они были очень умными и талантливыми поэтами, а также мастерами чайной церемонии. И, наконец, самураи считаются экспертами в бою на мечах, истинными адептами «культа меча».

Все это делает образ самурая, созданный писателями, режиссерами и художниками очень привлекательным. Однако, когда мы предоставим слово историкам, окажется, что все эти представления о воинах средневековой Японии абсолютно не соответствуют действительности, также как и идея благородства среди европейских рыцарей. Тем не менее, каковыми же были реальные японские самураи?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать небольшой экскурс в истории Японии. Впервые это слово появляется в письменных источниках 7-8 века, и происходит от глагола «saburau», что означает «служить». Стоит отметить, что первоначально, те, кого называли самураями, не были воинами, потому что тогда японская армия состояла из крестьянских мирных жителей, при этом, в мирное время армию представляли аристократы, к которым был неприменим этот термин. Однако, эти «военные мирного времени» имели много слуг, которых они называли самураями. В большинстве случаев в их обязанности входила работа на ферме, а также поддержка и сопровождение своего хозяина на различные официальные мероприятия.

Тем не менее, даже в 9 веке, когда стало ясно, что система вербовки не работает, потому что крестьяне старались избегать армии также, как к этому стремится сегодняшняя молодежь, в стране начались создаваться профессиональные воинские части. Особенно активно этот процесс проходил на севере острова Хонсю, где японцы находились в состоянии хронической войны с «варварами» (предки современных айнов). Эти группы были сформированы в основном из самураев. Постепенно они стали профессиональными солдатами.

Впервые самураи проявили себя в качестве таковых в ходе войны между кланами Минамото и Тайра (12 век). После этого, ни один конфликт не решался без их участия. Стоит отметить, что до середины 19 века, когда самураи перестали существовать как класс, эти воины только один раз приняли участие в отражении внешней угрозы (монгольское нашествие 13 века), да и то армия Хубилая Хана была побеждена внезапно разразившимся тайфуном.

Сначала не было четкого отличия между самураями и представителями других классов в Японии. Любой желающий мог присоединиться к «солдатам удачи», в том числе и простой крестьянин. В 15 веке их называли асигару (буквально: «легкие ноги»), при этом они были вооружены только бамбуковыми копьями. Их использовали как пушечное мясо, поэтому жизнь большинства асигару была очень короткой. Те, кому удавалось выжить, становились самураями, и один из них, сын дровосека, смог даже стать фактически правителем Японии. Его звали Тоетоми Хидэеси (Toyotomi Hideyoshi).

Именно в это время, для того, чтобы предотвратить быстрый упадок военного класса, был создан миф о самураях. Знаменитый кодекс чести самураев «Бусидо» вышел на основе литературных произведений Ямамото (Yamamoto) и Юдзана (Yudzana). То есть, говоря другими словами, эти авторы были основателями образа идеального самурая. Тем не менее, семена упали на благодатную почву, и на протяжении четырех столетий их идеальный самурай полностью затмевал реального.

Каковыми же были настоящие самураи? На самом деле, учитывая тот факт, что все крупные сражения были выиграны Японией благодаря предательству, трудно сказать, что лояльность и преданность были главными достоинствами самурая. Во все времена, самурай, который был «то за наших, то за ваших», никогда не осуждался публично, это наоборот, даже поощрялось.

Некоторые кланы даже специально делились на две части, которые поддерживали разные стороны. Таким образом, независимо от того, кто побеждал, они все равно получали свои деньги за службу. Это несколько противоречит идее о том, что самураи служили бескорыстно, из чувства долга. В то время даже некоторые военачальники считали предательство обычным элементом военной стратегии.

Идея мужества самурая была тоже сильно преувеличена. Были случаи, когда огромная армия бросалась убегать по мере приближения врага (к примеру, в сражениях Курихара (Kurihara) и Фуджигава (Fudzigava), 12 век). Фантастическая трусость была показана самураями во время вышеупомянутой войны в Корее, об этом свидетельствуют не только японские, но и корейские, и китайские источники.

Что касается выбора между смертью и позором, то следует отметить, что данный метод решения проблемы был общераспространенным среди всех японцев и не был исключительной привилегией самураев. Эта традиция появилась в Японии вместе с буддизмом. Среди последователей Будды, ритуал самоубийства был чрезвычайно популярным (монах, к примеру, сознательно морил себя голодом, или использовал специальные упражнения для остановки дыхания). В упрощенном виде, это, в конце концов, распространилось по всей Японии, было много случаев, когда самоубийства совершались целыми деревнями в знак протеста против повышения налогов.

Тот факт, что самураи были ценителями красоты, а также поэтами, философами и художниками, вызывает сомнения. В период междоусобных войн представители военного сословия редко жили дольше 25 лет. К этому времени они не могли хорошо научиться читать и писать, не говоря уже о том, чтобы заниматься литературной деятельностью. Конечно, в 17 веке, после того, как войны закончились, их уровень образования резко вырос, но это случилось после того, как они перестали быть воинами.

Таким образом, как мы видим, самураи на самом деле были похожими на рыцарей средневековой Европы. Это были обычные солдаты со всеми своими достоинствами и недостатками. Тем не менее, миф о них был создан красивый, он смог пережить самих самураев на много лет.

Источник

КОДЕКС САМУРАЯ

самурай всю жизнь носит меч

самурай всю жизнь носит меч

Каждый самурай должен помнить о смерти и делать все как в последний раз.
Если самурай помнит о смерти, значит, он готов к встрече с врагом.
Если самурай готов к встрече с врагом — он непобедим.

1. Каждый самурай достоин прихода утра. Если утро не приходит — значит, самурай еще спит.

2. Каждый самурай достоин своего обеда. Если самурая не приглашают к обеду — значит, самурай только окончил завтрак.

4. Каждый самурай должен быть бдителен. Если меч самурая еще в ножнах — значит, враг хитер и ждет часа, чтобы напасть на самурая.

5. Каждый самурай верен своему начальнику. Если начальник делает харакири — самурай должен быть верен своему долгу.

6. Каждый самурай должен вырастить сына. Если жена самурая рожает дочь, значит, дочь самурая должна родить двух сыновей.

8. Каждый самурай должен отвечать за своих крестьян. Если крестьяне не помогут своему самураю — значит, у них будет другой самурай.

9. Каждый самурай должен любить свою Родину. Если самурай изменит Родине — его ждет тоска.

10. Каждый самурай должен быть храбрым. Если самурай бежит с поля боя, значит, он уводит погоню от других самураев.

11. Каждый самурай должен быть жесток к врагам и открыт для друзей. Если самурай пьет саке с врагами, значит, он желает их напоить.

13. Каждый самурай должен в одиночку забраться на Гору. Если никто не видел самурая на Горе, значит, самурай совершил восхождение ночью.

14. Каждый самурай при встрече с самураем должен поклониться первым. Если самурай не поклонился первым, значит, из уважения к другому самураю он предоставил ему право поклониться первым.

15. Каждый самурай сам себе самурай, если рядом нет других самураев.

16. Каждый самурай должен верить своему начальнику и императору. Если самурай им не верит, он должен логически доказать себе их правоту.

17. Жизнь самурая делится на две части: еще не самурай и уже самурай.

18. Каждый самурай должен выглядеть достойно в глазах других самураев. Если самурай не слышит возгласов одобрения, значит, жена самурая надела на него кимоно не по сезону.

19. Каждый самурай должен сам строить свое будущее. Если будущее еще не построено, значит, самурай еще не встретился со своим императором.

20. Каждый самурай должен молиться своему Богу. Если Бог не помогает самураю, значит перерывы между битвами слишком малы, чтобы Бог мог услышать молитвы своего самурая.

21. Каждый самурай должен воспитать ученика. Если ученик превзойдет своего самурая — будут помнить об ученике, а о самурае забудут. Если ученик окажется слабее самурая — скажут, что самурай до старости оставался сильнее молодых самураев.

22. Каждый самурай должен заботиться о своем мече. Если меч самурая не первый год лежит в ножнах, значит, самурай бережет свой меч от напрасных зарубок и зацепин.

23. Каждый самурай должен подавать пример гостеприимства. Если самурай не открывает гостям дверь, значит, он не желает создавать неудобств ранее пришедшим гостям.

25. Каждый самурай должен уметь читать и писать. Если самурай может отличить написанный текст от прочитанного, значит, он может разговаривать с министрами императора на равных.

26. Каждый самурай должен жить для своего императора. Если император умрет, самурай должен вынуть свой меч и во время восхода солнца поймать первые его лучи на клинке своего меча, думая при этом о своем императоре.

27. Каждый самурай должен состоять на довольствии у своего императора. Впрочем, никто его к этому не обязывает.

28. Каждый самурай должен ходить в караул охранять сон своего императора. Если самурай уснет в карауле, его сон может попасть в сон императора, и тогда самураю не сносить головы.

29. Каждый самурай должен по приказу своего императора выступить на войну. Если самурай остался дома, значит, его старые раны не дают ему покоя и он не хочет отбирать победу у молодых самураев.

30. Каждый самурай может быть награжден своим императором. Если император не наградил своего самурая, значит самурай настолько храбр, что об этом и так все знают.

31. Каждый самурай должен чтить традиции самураев. Если самурай не пришел вечером домой, его жена должна знать, что ее самурай в этот час верен традициям самураев.

32. Каждый самурай при встрече с гейшей должен снять меч. Если самурай не снимет меч, то гейша может подумать, что перед ней не самурай, потому что гейша знает, что при встрече с ней каждый самурай должен снять меч.

35. Каждый самурай должен быть честен. Если сказанное самураем не соответствует тому, что знают другие самураи, значит, самураи не знают всей правды.

36. Каждый самурай должен быть сильным. Если самурай уже не может нести свой меч, ему должна помочь жена самурая, иначе другие самураи, занятые уставшим самураем, могут тоже устать.

37. Каждый самурай должен посвятить свою жизнь служению Императору. Если высокое стремление самурая посвятить себя служению Императору разбилось от столкновения с повседневностью и превратилось в заурядное использование служебного положения в корыстных целях, значит, самурай перестал любить своего Императора.

38. Каждый самурай должен быть достоин своего меча, а меч самурая — достоин его врагов. Если самурай машет своим мечом как мухобойкой, значит, в его руках мухобойка.

39. Каждый самурай достоин заката и восхода Солнца. Меч самурая, вложенный в ножны в последних лучах вечернего Солнца, хранит в себе отблеск уходящего дня, принесшего Земле самурая благодать, Императору — доблесть и преданность его самураев, а Поднебесной — почитание ее предков. В утренний час Солнце вновь восстанет над Землей самурая, освящая силу и красоту его Императора, неся благодать его Земле, открывая взоры восхищения Поднебесной. И в тот же миг, с первыми лучами Солнца, самурай достанет меч из вечерних ножен и отраженные в мече вечерние лучи вчерашнего дня встретятся

Источник

САМУРАЙ: ИСТОРИЯ, ЭСТЕТИКА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Слово самурай (侍, также используется слово «буси» (武士)) возникло в дохейанский период. Оно образовано от классического японского глагола saburau, означающего служить или сопровождать. В ранний современный период, а именно в период Азучи-Момояма и в начале периода Эдо конца 16-го и начала 17-го веков, слово сабурай было заменено словом самурай. Однако к тому времени его смысл уже давно изменился.

Слово самурай

В эпоху правления самураев, даже когда владение мечом стало более важным навыком, чем владение копьём и луком, более ранний термин юмитори (лучник) продолжал использоваться как почетный титул опытного воина. Японская стрельба из лука (кюдзюцу) до сих пор прочно ассоциируется с богом войны Хатиманом.

Следующие термины относятся к самураям или самурайской традиции:

Только в период Эдо (1603-1868 гг. Н.э.) для самураев была разработана полностью стандартизированная система статуса и рангов. Было три основных звания:

Летние травы,
Все, что осталось
От мечты солдата.

самурай всю жизнь носит мечДайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из дайто (длинного меча) и сёто (короткого меча).

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

Самураев, возможно, стали чрезмерно романтизировать с 18 века н.э. как воплощение рыцарства и чести, но есть много примеров того, как они проявляли большое мужество и преданность своим хозяевам, в частности, даже совершали ритуальное самоубийство в случае поражения или смерти их господина. Однако война в средневековой Японии была такой же кровавой и бескомпромиссной, как и в любом другом регионе, и деньги часто были основным стимулом в жизни для многих самураев

Оружие

В 15 веке стало популярным копьё яри (槍). Оно вытеснило с поля битвы нагинату, поскольку личная храбрость стала менее важным фактором, а сражения стали более организованными. Атака в строю, конная или спешенная, при использовании копья была более эффективна и давала преимущество перед разрозненными воинами. Например, в битве при Сидзугатаке, где Сибата Кацуие был побежден Тоётоми Хидэёси, тогда известным как Хашиба Хидэёси, семь лучших копейщиков Сидзугатаке (賤 ヶ 岳 七 本 槍) сыграли решающую роль в победе.

Лошади, на которых ездили самураи, были в основном крепкими кисума, местными лошадьми, которые больше походили на крепеньких пони, чем на современных чистокровных лошадей. Они были коренастые, длинноволосые, коротконогие, лохматые создания, их рост в холке в среднем составлял от 120 до 140 см в высоту.

Традиционно считалось, что самураи сражались в основном верхом, действуя как тяжелая кавалерия, и атаковали несчастных пеших солдат. В настоящее время установлено, что они в основном сражались пешком и использовали лошадей для передвижения и лишь изредка нападали на растерянных и отступающих врагов. Битва при Нагасино была одной из немногих битв, в которой самураи предположительно атаковали верхом.

Согласно записям, оставленным португальским миссионером Луишем Фруа, «Мы, европейцы, сражаемся верхом, японцы едут на конях в бой, спешиваются и сражаются пешком».

Доспехи

Самураи низшего сословия, такие как пехотинцы (асигару), носили при себе продуктовый паёк, постельное белье и другое снаряжение, их доспехи были несколько легче и, как правило, менее украшены.

Сасимоно

самурай всю жизнь носит меч

Sashimono — это боевые знамена, которые обычно носили как асигару (простой солдат), так и самураи. Воин-самурай прикреплял свое сасимоно к спине, используя гаттари и Мачи-Уке (скобу) и Даке-но-кото (бамбуковый шест). Военные знамена делали в большом разнообразии форм и размеров из asa (конопляного полотна). Как правило, малый флаг носили асигару или самураи внутри отряда. Флаги среднего размера носили самураи Гашира (командиры подразделения) или самураи, которые должны быть четко идентифицированы (старшие офицеры, командиры и т. д.). Большие флаги кланов обычно носили или закрепляли на хатадае (подставке для знамен), чтобы отметить точки сбора войск или лагеря.

Военное знамя обычно изображало МОН (символ) дайме или самурайского клана, а иногда и боевые характеристики самурайского отряда. Традиционно мон окрашивали с одной стороны, показывая только силуэт мон на обратной стороне знамени. Иногда элитные самураи, которые были достаточно известны или уважаемы, могли иметь свой собственный личный дизайн или имя, изображенное на их личном военном знамени. Сасимоно позволяли легко идентифицировать воинов по клановым ассоциациям во время марша или на поле битвы. Боевые флаги стали популярными в конце периода Сэнгоку (период воюющих государств) с 15-го по начало 17-го века.

Однако очень скоро носить обычные флаги стало «как-то неинтересно». Самураям нужно было выделяться любой ценой, включая внешний вид. Поэтому их сасимоно приобрело совершенно экстравагантный вид. Во-первых, они стали объемными. Но поскольку такого флага быть не могло по определению, то их стали делать из бумаги, перьев и меха. Это могли быть два или три меховых шара на бамбуковом стержне разного цвета, шест с висящими на них молитвенными пластинами эма или фигурой … медведя, журавля. Сашимоно известны в виде «рисового пестика», «якоря», «лампы», «зонтика», «веера», «черепа». То есть фантазия их создателей была поистине безграничной. Причем очень часто самурайский мон был одним, а сасимоно изображало совсем другое.

Происхождение самураев

До периода Хэйан армия в Японии была смоделирована по образцу китайской армии и находилась под прямым командованием императора. В начале периода Хэйан население Японии составляло 5,5 — 6 млн человек. За исключением рабов, трудоспособные мужчины должны были записываться в армию. Этим мужчинам приходилось самим себя обеспечивать. Многие люди дезертировали или отказывались от возвращения в родные места и оседали по дороге домой. Служба рассматривалось как часть налогообложения, но её можно было заменить другими формами налога, например тканью или керамикой. Этих мужчин называли сакимори (防 人), букв. «Защитники», но они не имели отношения к самураям. Руководство ими осуществлял «глава сакимори» (яп. 防人司, сакимори-но-цукаса), который подчинялся главному региональному правительству Западной Японии — Дадзайфу.

В начале Хэйан, в конце 8-го и начале 9-го веков император Камму стремился укрепить и расширить свое правление на севере Хонсю. Армиям, которые он послал, чтобы победить мятежных эмиси, не хватало мотивации и дисциплины, и они не смогли победить боровшихся с оккупантами «варваров». Затем он ввел титул сэйитайсогун (征 夷 大 将軍) или сёгун и начал полагаться на могущественные региональные кланы, чтобы уничтожить Эмиси и захватить их земли. Эти клановые воины, стали излюбленным инструментом императора для подавления сопротивления.

Эмиси, эбису или эдзо (яп. 蝦夷 эмиси, эбису, эдзо, букв. «креветковые варвары», также записывается 毛人, букв. «волосатые люди») — социокультурная этническая группа, которая проживала в северо-восточной Японии — регионах Канто и Тохоку — в течение IV—XII веков. Её представители считаются автохтонами Японского архипелага и потомками культуры Дзёмон. Традиционная историография рассматривает эмиси как прото-айнское сообщество. В течение VII—IX веков японцы захватили весь ареал проживания эмиси, за исключением Хоккайдо. Те из знатных эмиси, которые сдались яматоскому двору и признали власть императора на своих землях, получили прозвище «пленённый» (фусю) и подверглись ассимиляции. Покорённые неоднократно поднимали восстания, которые жестоко подавлялись.

самурай всю жизнь носит меч

В период Хэйан армия императора была распущена, и власть императора постепенно снизилась. Пока император был правителем, могущественные кланы вокруг Киото заняли посты министров, а их родственники купили места сборщиков налогов магистратов. Чтобы выплатить долги и накопить богатство, они часто вводили высокие налоги, и многие фермеры были вынуждены покинуть свои земли.

Шло время. Менее знатные, региональные кланы становились могущественными, предлагая своим подданным более низкие налоги, а также свободу от призыва. Эти кланы вооружились, чтобы бороться с другими кланами за «шоколадные» должности магистратов. Со временем они объединились в вооруженные отряды и стали самураями.

Самураи происходили из гвардейцев императорского дворца, частных охранников, нанятых кланами, и полицейских из Киото и его окрестностей. Многие будущие самураи пришли с равнины Канто и приобрели ценный опыт в походах против племен эмиси (айнов) на севере. В этих битвах воины начали разрабатывать кодекс, который давал им возможность заработать репутацию и повысить свой статус среди своих товарищей и хозяев. Естественно, храбрость на поле битвы была превыше всего, и сложилась традиция, когда самураи выезжали в бой, выкрикивая свое происхождение и прошлые деяния и вызывая любого врага на бой. Позднее эти голосовые заявления будут заменены флагами.

Эти предтечи того, что мы теперь знаем как самураи, имели вооружение оплаченное нанимателем и должны были постоянно тренироваться в боевых искусствах. По этой причине самураи жили в казармах, замках или в собственных частных домах на землях своих хозяев.

Они считались сабурами, слугами, но становилось все более очевидным их преимущество как единственной боеспособной силой в стране. Обещая защиту и приобретая политическое влияние через политические браки, они накапливали власть, в конечном счете превзошли могуществом правящих аристократов, лишь номинально состоя на службе у императора.

Сёгунат Камакура и восстание самураев

Первоначально эти воины были просто наемниками на службе у императора и знатных кланов (kuge). Но постепенно они набирали достаточно власти, чтобы узурпировать власть и установить первое правительство с доминированием самураев.

По мере того как местные кланы собирали силы и ресурсы и заключали союзы друг с другом, они образовывали иерархию, сосредоточенную вокруг tōryō (棟梁, “начальник”). Этот вождь обычно был дальним родственником императора и младшим членом одной из трех благородных семей (Фудзивара, Минамото или Тайра). Хотя изначально их отправляли в провинциальные районы в качестве магистрата на фиксированный четырехлетний срок, торюо отказались вернуться в столицу, когда их срок закончился. Их сыновья унаследовали свои наделы и продолжали возглавлять кланы.

самурай всю жизнь носит меч

Благодаря возрастающей военной и экономической мощи провинциальные кланы в конечном итоге стали новой силой в политике двора. Их участие в восстании Хоген только укрепило их власть. Во время смуты Хогэн решался вопрос о престолонаследии в Японии, а также о контроле над императорами.

Выйдя победителем, Тайра-но Киёмори стал имперским советником, первым воином, достигшим такого уровня. Первый сёгун доминировал в правительстве и низводил власть императора до номинальной. Клан Тайра монополизировали основные государственные посты, что восстановило против них придворную аристократию. К 1180 году Тайра Киёмори стал фактически властелином Японии, а отрёкшийся император Го-Сиракава полностью от него зависел.

Тайра и Минамото снова столкнулись в 1180 году, когда началась война Гэмпей, которая закончилась в 1185 году. Победоносный Минамото-но Ёритомо установил превосходство самураев над аристократами. В 1190 году он посетил Киото и в 1192 году стал сэйи тайсёгуном, основав сёгунат Камакура. Вместо того, чтобы основывать свое правление в столице (Киото), он основал Сёгунат в деревне Камакуре, недалеко от своей главной базы.

В древней Японии так называлась одна из временных военных должностей главнокомандующего (тайсёгуна) армией государства. Сэйи тайсёгуном назначались некоторые полководцы, направленные императором для сражения с «варварами» (эмиси) — племенами нынешних айнов, в те времена заселявших северо-восток страны. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.

Со временем могущественные кланы самураев превратились в воинов-дворян (буке), которые лишь номинально подчинялись придворной аристократии. Когда самураи начали перенимать аристократические обычаи, такие как каллиграфия, поэзия и музыка, некоторые придворные аристократы также начали перенимать боевые самурайские навыки. Несмотря на различные махинации и короткие периоды правления различных императоров, реальная власть находилась в руках сёгуна и самураев.

Сёгунат Асикага и феодальный период

Дзен-буддизм распространился среди самураев в 13 веке и помог сформировать их стандарты поведения, в частности, преодоление страха смерти и убийства. Корни японского буддизма уходят в XII век. Именно тогда как считается, буддийский монах Эйсай, вернувшись из Китая, привёз это учение в Японию (он также привёз в Японию зелёный чай). Принятие дзен сословиями воинов было закономерным. До становления системы сёгуната воины практиковали поклонение господствующему в пределах “священной земли” (дзёдо) – буддийского рая – будде Амида (Амитабха). Одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзен, была его простота. Согласно доктринам дзенсю, “истина Будды” не поддаётся передаче в письменном или устном виде. Достижению желаемого способствует только интуиция, которая посредством созерцания и может привести к постижению “истинного сердца Будды”. Таким образом, простому самураю совершенно не требовалось отягощать свой ум изучением религиозной литературы.

В 13 веке Юань, китайское государство Монгольской империи, дважды вторгалось в Японию. Самураи не привыкшие к боевым действиям в группе еле пережили первое короткое сражение. Однако они были готовы ко второму вторжению, и перебили десятки тысяч плохо организованных монгольских воинов, состоящие из китайцев, корейцев, мусульман – иранцев и арабов и нескольких сот монголов. Современные японские учёные считают, что войска самураев смогли бы отбросить «китаемонгольское иго» и без ураганов «камикадзе«, разметавших корабли с войсками, с «мусульманскими и китайскими» метательными орудиями, новинками самой передовой военной техники того времени (отсутствующими у японцев) и потопивших монгольского главнокомандующего китайца Лю.

Вопросы наследования в первую очередь вызвали семейные распри в самурайском сословии, потому что принцип первородства стал обычной практикой.

Примогениту́ра, или перворо́дство — принцип наследования имущества и титулов от отца к старшему сыну, рожденному в законном браке, исключая при этом младших сыновей, дочерей и иных родственников (при одном условии, при смерти старшего в роду-сына, власть переходила к младшему-сыну)

Чтобы избежать междоусобиц, поощрялось постоянное вторжение на территории соседних самураев, грабежи и захват земель. Ссоры между самураями были постоянной проблемой для периода Камакуры (1185 — 1333) и сёгуната Асикага.

Сэнгоку дзидай («период враждующих государств») ознаменовался в некотором смысле ослаблением самурайской культуры. Достаточно удачливые и смелые люди, рожденные в других социальных слоях, могли иногда становиться де-факто самураями. В этот неспокойный период этика бусидо стала важным фактором контроля и поддержания общественного порядка.

В 15 и 16 веках японская военная тактика и вооружение быстро совершенствовались. Было введено использование большого пехотного отряда, называемого асигару (足 軽, пехотинцы), который был сформирован из простых воинов или ополчения, с нагаяри (長槍) или длинным копьем и в сочетании с кавалерией. Число людей, мобилизованных на войну, обычно исчислялось тысячами, и даже сотнями тысяч.

Аркебузы, или фитильные ружья, были доставлены португальцами в 1543 году. В течение десяти лет японцам удалось научиться самим производить это вооружение. На полях сражений стали играть группы наемников с аркебузами и серийными винтовками. К концу феодальных периодов в Японии существовало несколько сотен тысяч винтовок, и огромные армии численностью более 100 тысяч человек сражались в кровопролитных боях. Самая массовая и самая мощная армия в Европе, испанские армии имели всего несколько тысяч винтовок и могли собрать только армию в 30 тысяч человек. В этот период на историческую сцену вышли кланы Ниндзя, играющие важную роль в военной разведке и диверсиях.

Ниндзя (忍者) или шиноби (忍 び) были людьми в феодальной Японии, обученными для убийств или тайных операций. Согласно легенде, эти наемники стали активными в конце периода Хэйан в горах вокруг Киото, где ниндзя иногда путали с ямабуши (山 伏, буддийские аскеты, в основном из секты Тэндай-сю, живущие отшельниками).

Социальная мобильность человеческих ресурсов была гибкой, поскольку древний режим рухнул, и нарождающимся самураям требовалось поддерживать крупные военные и административные организации в своих зонах влияния. Большинство самурайских семей, доживших до XIX века, возникли именно в эту эпоху. Они объявили себя связанными кровью с одним из четырех древних благородных кланов: Минамото, Тайра, Фудзивара и Татибана. Однако в большинстве случаев трудно доказать, кем были их предки.

Ода, Тоётоми и Токугава

Ода Нобунага был известным правителем области Нагоя (когда-то называемой Овари) и исключительным примером самураев периода Сэнгоку. С детства Нобунага любил диковинные вещи и вёл себя очень странно и эксцентрично, за что получил кличку «большой дурак из Овари». Нобунага был главой могущественного клана Ода и начал войну против других даймё, чтобы объединить Японию в 1560-х годах. Нобунага стал самым могущественным даймё в Японии, свергнув номинально правившего сёгуна Асикага Ёсиаки и распустив сёгунат Асикага в 1573 году.

Он вводил новшества в организации и тактику войны, активно использовал аркебузу, развивал торговлю и промышленность и ценил нововведения

Он завоевал большую часть Хонсю и победил повстанцев Икко-икки к 1580-м годам. Правление Нобунаги было отмечено новаторской военной тактикой, поощрением свободной торговли и реформой гражданского правительства Японии.

Продолжая концентрацию власти, он занялся усмирением буддийских монахов, которые веками разжигали бесплодную борьбу среди населения. Нападая из «святилища» буддийских храмов, они были постоянной головной болью для любых полководцев и даже императора, пытавшихся контролировать их действия. Он совершил сэпуку в 1582 году после предательства одного из своих последователей Акэти Мицухидэ.

Важно отметить, что Тоётоми Хидэёси (см. Ниже) и Токугава Иэясу, создавший сёгунат Токугава, были верными последователями Нобунаги. Хидэёси вырос от безымянного крестьянина до одного из высших генералов при Нобунаге, а Иэясу был другом детства Нобунаги. Хидэёси победил Мицухидэ в течение месяца и отомстив за предательство, и был признан законным преемником Нобунаги

Эти двое были одарены предыдущими достижениями Нобунаги для построения единой Японии. Так появилась поговорка:

«Воссоединение — рисовый пирог; его приготовил Ода. Хашиба придал ему форму. Наконец, только Иэясу попробовал его».
Хашиба — это фамилия, которую использовал Тоётоми Хидэёси, когда был последователем Нобунаги. Японцы считают его вторым «Великим объединителем» страны.

Важно отметить, что различие между самураями и не самураями было настолько неясным, что в течение 16 века большинство взрослых мужчин любого социального класса (даже мелкие фермеры) принадлежали по крайней мере к одной собственной военной организации и участвовали в войнах. Можно сказать, что ситуация «все против всех» длилась столетиями.

Он также провёл ши-но-ко-сю, замораживание классовых различий, жестко разделив воинов, фермеров, ремесленников и торговцев и позволив каждому классу жить в разных районах города или деревни, чтобы способствовать упорядоченному установлению феодального общества. Кроме того, в целях развития транспорта и торговли он проводил кенчи (земельные исследования) и упразднение дорожных контрольно-пропускных пунктов. Поощрял разработку полезных ископаемых.

Полномочные самурайские семьи после 17 века были победителями, которые выбрали последовать Нобунага, Хидэёси и Иэясу. Во время смены режимов происходили крупные сражения, и некоторые побежденные самураи были уничтожены или поглощены населением.

Сёгунат Токугава

После того как Токугава Иэясу объединил Японию, военные услуги самураев стали никому не нужны. Хотя они продолжали тренироваться ежедневно, самураи постепенно превращались из воинов в бюрократов. Пока горожане обогащались, самураи, которым было запрещено заниматься торговлей, оказались в ужасном положении. Для многих самураев мир означал нищету.

Упадок самураев во время реставрации Мэйдзи

Реставрация Мэйдзи, это политическая революция 1868 года, которая привела к окончательному упадку сёгуната Токугава (военного правительства) — таким образом положив конец Периоду Эдо (Токугава) (1603–1867) — и, по крайней мере номинально, возвращение контроля над страной под имперское правление Муцухито (император Мэйдзи). Однако в более широком контексте Реставрация Мэйдзи 1868 года стала ассоциироваться с последующей эрой крупных политических, экономических и социальных изменений — периодом Мэйдзи (1868–1912 гг.), Которая привела к модернизации и Вестернизация страны.

Массовая вестернизация была несколько остановлена в 1880-х годах, когда появилось новое понимание традиционных японских ценностей. Так обстояло дело с развитием современной системы образования, которая, хотя и находилась под влиянием западной теории и практики, подчеркивала традиционные ценности самурайской верности и социальной гармонии. Эти представления были изменены в 1890 году с принятием Императорского рескрипта Об образовании (Kyoiku Chokugo). Та же тенденция преобладала в искусстве и литературе, где сначала имитировались западные стили, а затем было достигнуто более избирательное смешение западных и японских вкусов.

Само реставрационное мероприятие состояло из государственного переворота в древней имперской столице Киото 3 января 1868 года. Последние самураи объявили о свержении Токугава Ёсинобу (последний сёгун), который к концу 1867 г. уже не находился у власти, провозгласил молодого императора правителем Японии. Ёсинобу развязал короткую гражданскую войну, которая закончилась его капитуляцией перед имперскими войсками в июне 1869 года.

Руководителями реставрации были в основном молодые самураи из феодальных владений (ханов), исторически враждебных власти Токугавы, в частности Тёсю на далеком западе Хонсю и Сацума на юге Кюсю. Эти люди были мотивированы растущими внутренними проблемами и угрозой иностранного вторжения.

Последнее беспокойство проистекает из попыток западных держав «открыть» Японию, начиная с 1850-х годов после более чем двухвековой почти изоляции, а также из опасений, что Япония может подвергнуться тому же империалистическому разграблению и уничтожению, которое они наблюдали в соседних странах.

Но сначала столкнулись два даймё, и эти кровавые схватки длились годами. В конце концов они поняли, что необходимо избегать длительной гражданской войны, потому что именно этого ждали иностранные страны-шакалы.

Таким образом, чтобы избежать дальнейшего кровопролития, последний сёгун Токугава Ёсинобу ушел в отставку, тем самым восстановив имперское правление. Некоторые самураи сопротивлялись, здраво полагая, что это был государственный переворот даймё Тёсю и Сацума, которые захватили реальную власть. Революционные изменения, осуществленные лидерами реставрации, действовавшими от имени императора, к середине 1870-х годов столкнулись с растущим сопротивлением, вылившимся в очередные бунты. Крестьяне, недоверчивые к новому режиму и недовольные его аграрной политикой, также участвовали в восстаниях, достигших пика в 1880-х годах.

После окончания боевых действий последовал демонтаж старого феодального режима. Административная реорганизация была в значительной степени завершена к 1871 году, когда владения были официально упразднены и заменены системой префектур, которая остается в силе и по сей день. Император Мэйдзи упразднил право самураев быть единственной вооруженной силой в стране. В том же 1871 г. была сформирована национальная армия, которая через два года была усилена всеобщим законом о воинской повинности. Кроме того, новое правительство проводило политику унификации денежно-кредитной политики и налоговой системы, при этом реформа сельскохозяйственного налогообложения 1873 года стала основным источником доходов. Другой реформой было введение в 1872 году всеобщего образования в стране.

После возвращения земель и населения Императору в июле 1869 года Императорское правительство Японии добилось ликвидации отношений «господин — слуга» между региональными правителями даймё и зависимыми от них самураями. Власть сформировала из последних новое сословие знати сидзоку (1869—1947).

Для заработка часть аристократов стали учёными, преподавателями, политиками, администраторами, военными или полицейскими. Некоторые из них стали лидерами в своём роде занятий. Однако большинство занялось коммерцией и быстро обанкротились. В стране даже появилось выражение «торговать как аристократ» (яп. 士族の商法). Из-за бедности много аристократов попрошайничали или занимались разбоем на дорогах. Часть сидзоку поднимала восстания, самым мощным из которых было Сацумское в 1877 году, а другая часть приняла активное участие в общественно-политическом движении за свободу и народные права, а также демократизацию страны.

Реставрация Мэйдзи

В ответ на разнообразные народные выступления правительство выпустило заявление в 1881 году, пообещав принять конституцию к 1890 году. В 1885 году была сформирована кабинетная система, а в 1886 году началась работа над конституцией. Наконец, в 1889 году конституция Мэйдзи, подаренная народу императором, была официально обнародована. Он учредил двухпалатный парламент, названный Diet. Первый сейм был созван в следующем, 1890 году.

Определяя, каким должен быть современный японец, члены правительства Мэйдзи решили пойти по стопам Великобритании и Германии. Императорские японские армии были основаны на мобилизованном населении, но многие самураи вызвались стать солдатами, а многие продвинулись, чтобы получить офицерское образование. Эти добровольцы были высоко мотивированы и много тренировались. Японская империя выиграла китайско-японскую войну (1894 г.) и русско-японскую войну (1904 г.), и можно предположить, что эти добровольцы и офицеры стояли за этими победами.

Хотя экономика все еще зависела от сельского хозяйства, индустриализация была основной целью правительства, которое направляло развитие стратегических отраслей промышленности, транспорта и связи. Первая железная дорога была построена в 1872 году, а к 1890 году в стране было более 2250 км железных дорог.

К началу 20 века цели Реставрации Мэйдзи в основном были достигнуты. Япония была на пути к превращению в современную промышленно-развитую страну. Неравноправные договоры, которые предоставляли иностранным державам судебные и экономические привилегии через экстерриториальность, были пересмотрены в 1894 году.

Смерть императора Мэйдзи в 1912 году ознаменовала конец периода, хотя некоторые из важных лидеров Мэйдзи продолжали оставаться старшими государственными деятелями (генро) при новом режиме (1912–26) императора Тайсё.

Самураи и их влияние на культуру Японии

На протяжении более чем 800 лет самураи демонстрировали и учили чести, долгу и служению, которые остаются в японском обществе и по сей день. Самураи помогли заложить основы японской культуры. Они придерживались ценностей и морали, которые держались много лет, удивительно, что они держались за них так долго. Если бы не самурайское влияние, Япония, возможно, не имела бы таких точных взглядов на то, как им жить сейчас. Самураи — очень важная часть японской культуры.

Культура самураев варьировалась от спартанской культуры под влиянием дзен-буддизма до экстравагантной культуры в стиле Кано. Дзен смог повлиять на самурайский кодекс и дополнить его. Благодаря этим воинам процветали практики дзэн, такие как чайные церемонии и хайку (поэзия). Сегодня люди в Японии по-прежнему пишут хайку и практикуют искусство каллиграфии. Все современные семейные, философские и духовные традиции имеют корни в самурайской культуре.

Со временем многие самураи начали изучать такие науки, как археология, ботаника и литература. Самураи также переписывали и изучали иностранную литературу, исторические книги и записи. Занимались научными исследованиями, часто используя (делая) переводы голландских книг. Самые просвещённые шли в народ, и учили фермеров сажать овощи, такие как картофель и батат, которые оставались равнодушными к импортным овощам.

Гардероб и причёски

Воины-самураи очень тщательно укладывали свои волосы, которые они стягивали в пучок, называемый «чомагэ». Во время войны воины-самураи брили макушки голов, что уменьшало жар под их тяжелыми шлемами, и носили прямые волосы по бокам. Когда на них не было шлемов, они стягивали волосы сбоку и сзади в пучок.

Стиль одежды самурая был очень важен и указывал на статус. Диковинные, красочные узоры считались нескромными и тщеславными. Хотя дети самураев одевались ярко, после церемонии их совершеннолетия они становились более сдержанными. Верхнее кимоно сшито из шёлка и окрашено в синий, чёрный, тёмно-зелёный, коричневый или серый цвет. Бакуфу постоянно призывало самураев выглядеть строго и скромно, не кичится своим богатством, так что постепенно самураи привыкли выбирать одежду тёмных цветов.

самурай всю жизнь носит меч

Повседневной одеждой самурая было кимоно, обычно состоящее из внешнего и внутреннего слоя. Обычно сшитое из шелка, качество кимоно зависело от дохода и статуса самурая. Под кимоно воин носил набедренную повязку.

За пределами дома самурай носил костюм из двух частей, называемый «камишимо» поверх кимоно. Верхняя часть была безрукавкой с преувеличенными плечами. На нижней части тела самураи носили широкие струящиеся штаны, называемые «хакама». Ближе к концу эпохи Эдо в обычай вошли серые хакама в тонкую чёрную полоску, но вообще они могли быть разных цветов, чаще всего немного светлее цвета кимоно.

Путешествуя, они надевали поверх кимоно пальто с длинными рукавами. Мужское кимоно может быть длинной до щиколоток в том случае если больше ничего не одевается, и укороченным, немного ниже колена (если планируется одеть хакама). Кимоно завязывается на пояс — оби у мужчин он более короткий и узкий чем у женщин.

Самурай, отправлявшийся в город ради удовольствия, мог прятать лицо под шляпой (часто в форме корзины), чтобы его не узнали на случай, если он нарушит какие-либо правила.

Самурайские имена

Самурай обычно был назван комбинация из двух иероглифов, одного, взятые из имени его отца или деда и нового кандзи, иногда данного его лордом. В течение своей жизни самурай мог рассчитывать на то, что его будут знать под разными именами. Иногда сбивая с толку историка, эта традиция производила несметное количество имён для любого известного самурая. Каждое имя несло в себе определенное значение, как мы увидим в следующем, кратком обзоре этой темы.

Многие самураи выбрали имена, фонетически похожие на имена известных предков, чтобы почтить их славу и достичь такой же славы. При рождении самураю давали имя, под которым он был известен до церемонии достижения совершеннолетия. Иногда их выбирали так, чтобы они казались случайными или просто фантазией.

В хорошо известном примере первого, Такэда Сингэн был рожден Кацучийо, или «1000 побед в преемственности», или просто «Победа навсегда». По традиции старший сын в семье был известен как «Таро», второй — «Дзиро», а третий — «Сабуро». (Поклонники фильмов Акиры Куросавы, возможно, помнят, что это соглашение применялось в фильме «Ран»). Эти фамильные имена могли сохраниться даже во взрослой жизни самурая, особенно когда его отец все еще был у власти.

Гэмпуку или гэмбуку — исторический японский ритуал совершеннолетия. Самурай обычно получал свое «первое» взрослое имя по случаю наступления церемонии Гэмпуку (обычно проводимой на 14- м году жизни).

Большинство самураев имели второе имя и даже использовали титул как часть своего имени. Ода Нобунага официально назывался «Ода Коузукэносуке Овариноками Нобунага» (織田 上 総 介 尾 張守信 長), а сокращённо «Ода Коузукэносукэ» или «Ода Овариноками».

Многие самураи — как даймё, так и вассалы — приняв монашество и обрив голову принимали буддийские имена. В практике Японии, характерной для середины — конца 16-го века, самураи, принявшие христианство, крестились с западным именем. Конечно, сегодня они редко используются в отношении какой-либо конкретной фигуры, но не были редкостью. Некоторые из них, в том числе Отомо Сорин, прошли путь от мирянина до буддийского монаха, затем к христианину, а иногда и обратно к буддийскому монаху.

Иногда самурай мог называться провинцией, которой он «владел», в результате почетного титула «лорд…».

Последним именем, которое принимал самурай, было его посмертное имя, данное ему после смерти — по сути, имя духа, в некоторых случаях означало его обожествление как великого героя. Это имя использовалось в церемониях и обрядах поклонения предкам.

Брак

Брак самурая обычно устраивался кем-то с таким же или более высоким рангом, чем сочетавшиеся в браке. В то время как для самураев высших рангов это было важно, поскольку у большинства из них было мало возможностей встретить женщину, для самураев низшего ранга это все же было формальностью. Для большинство самураев был возможен брак с простолюдинкой (за хорошее приданое).

До того, как моногамия была законодательно введена в период Мэйдзи, наложничество было обычным явлением среди знати. Любовницы (и не одна) тоже были обычным делом, но высокопоставленными самураями строго контролировалось их социальное происхождение.

Во многих случаях к таким отношениям относились как к браку. Когда девушка была простолюдинкой, к родственникам отправлялся посыльный, который приносил деньги на помолвку или записки об освобождении от уплаты налогов и просил одобрения родителей. Многие родители с радостью принимали это почётное предложение. Если у любовницы рождался сын, он мог стать самураем.

Развод, как для мужчин, так и для женщин, был редким случаем, но с одобрения начальника это было возможно. Важной причиной была неспособность женщины произвести на свет сына, но можно было легко провести усыновление, и это тоже было довольно распространенным явлением. Самурай мог развестись и по личным причинам, но этого старались избежать, что бы не наносить оскорбления человеку устроившему этот брак. При разводе самураю приходилось возвращать приданое, и это часто предотвращало развод. У некоторых богатых торговцев дочери выходили замуж за самураев, чтобы списать самурайский долг и улучшить свои позиции.

Наследование

Следующим лидером клана становился старший сын предыдущего вождя. Если его старший сын скончался до наследования, старший сын старшего сына становился следующим лидером клана. Если у старшего сына не было детей, следующим лидером становился второй сын. Иногда эти правила нарушались по просьбе бывшего лидера. Когда следующий лидер был слишком молод или неопытен, братья и слуги предыдущего лидера действовали как опекуны, пока наследник не вырастал. Разделение владений было популярным в периоды Камакура и Асикага, но позже стало менее популярным, так как часто приводило к ослаблению позиций клана.

Многие самураи меняли свои кланы. Они делали это по многим причинам. Первая и главная причина в том, что многие кланы хотели преемника с выдающимися боевыми способностями и навыками, даже если это означало отказ от сыновей предыдущего лидера. Еще лучше, если этот преемник был из более знатного клана. Хотя это должно было быть одобрено сёгунатом или даймё в период Эдо, таких случаев было много. Когда предыдущий лидер умирал без сына, но с дочерью, было обычным делом принимать самураев из другого клана и женить на наследнице.

Многочисленные любовницы, болезни и войны вызывали проблемы с преемственностью. Иногда это приводило к упадку, распаду и, в конечном итоге, уничтожению всего клана. Было предпринято несколько шагов, чтобы этого не произошло. Усыновление было одним шагом, а другой назывался kōkaku(понижение в должности), когда многочисленным сыновьям давали новые клановые имена, и они становились вассалами своего старшего брата. Так избавлялись от лишних претендентов и дробления наследства. Некоторые самураи даже стали торговцами или фермерами из-за кокаку.

Философия

Философии буддизма и дзэн, в меньшей степени конфуцианства, оказали влияние на культуру самураев, а также на синто. Медитация стала важным учением, предложив способ успокоить ум. Буддийская концепция реинкарнации и возрождения побудила самураев отказаться от пыток и ненужных убийств. Некоторые самураи стали буддийскими монахами, осознав, насколько бесплодны их убийства.

Бусидо, кодифицированный в период Эдо, был «путем самураев», однако его обманчивая простота привела к бесчисленным спорам по поводу его интерпретации. Практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев — «Хагакурэ», «Сокрытое в листве» Ямамото Цунэтомо, представляет собой культовое руководство для самураев. «Хагакурэ» — это трактат о бусидо — кодексе чести самурая. Оно провозглашает бусидо как «Путь смерти», или «жизнь так, как будто ты уже мёртв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент, во имя сохранения чести (воинской чести).

В заключительной главе («Праздный вечерний разговор») изложены четыре заповеди самураев господина Набэсима:

Когда труд был опубликован, он вызвал много критики со стороны современников за строгие и обезличенные интерпретации:

Если лорд ошибается, например, если он приказал устроить резню мирных жителей, должен ли простой самурайсоблюдать лояльность к резне в соответствии с приказом, или он должен соблюдать порядочность, чтобы позволить мирным жителям уйти невредимым? Если у мужчины были больные родители, но он совершил непоправимую ошибку, должен ли он защищать свою честь, совершая сэппуку, или он должен проявить храбрость, живя с бесчестием и заботясь о своих родителях?

Дело «47 Ронинов» вызвало споры о праведности их действий и о том, как следует применять бусидо. Они бросили вызов сёгуну взяв дело мести в свои руки, но одновременно это был акт чести и верности своему погибшему господину. В конце концов, их действия были признаны честными, но нелояльными по отношению к бусидо. Это сделало их преступниками сохранивших совесть и право на сэппуку.

Сюдо́ (яп. 衆道 сю:до:) — традиционные японские гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей. Были распространены в самурайской среде со средних веков до XIX века.

Объяснение судо (衆 道) в Хагакурэ было весьма спорным даже в то время, когда такая практика была обычным явлением. Он освещает один из методов платонической любви самураев, который иногда представлял собой гомосексуальные отношения между опытным и начинающим самураем. Несмотря на то, что в, то время это не считалось преступлением и не было строго запрещено религией, некоторые самураи пользовались своей сексуальной привлекательностью. Большинство нормальных самураев считало, что продвигаться по служебной лестнице нужно благодаря способностям и навыкам, а не заднице.

Самая известная книга этого периода по кендзюцу (剣 術, фехтование) («Книга пяти колец» Миямото Мусаси, 1643). Книга, однако, сосредоточена не только на японском фехтовании, но и на правильном духе фехтовальщика и на способах развития характера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *