самое страшное в жизни это быть успокоенным
Самое страшное в жизни это быть успокоенным
Кульчицкий М. В. Рубеж
И тогда, читая и перечитывая этих поэтов, нельзя было не почувствовать, насколько они жизнерадостнее, светлее многих нашумевших в те годы молодых поэтов, где «я» выпячивалось и звучало чаще эгоистично. У их довоенных предшественников в стихах тревога, предчувствие близкой войны. И это чувствовалось во всем, о чем бы они ни писали, даже в самых интимных любовных стихах Готовность к самопожертвованию подымала, как крылья, эту поэзию. Пожалуй, точнее других выразил это молодой поэт Михаил Кульчицкий в своих знаменитых теперь строках:
Написано а вернее, набросано все это твердой рукой в канун войны. Последняя дата — 23 января 1941 года, — и строки эти обжигают своей мобилизационной готовностью встать за дело революции, за дело мира, которому грозит опасность. В этом была главная суть. И при всей исключительной любви его к поэзии, ревнивой и острой, поэзия как бы отходила у поэта на второй план, хоть поэт и не отделял ее от того, чем жила страна и жил он сам. Страсть осмыслить и выразить Родину с ее тогдашней мечтой о всемирной революции, которая снова перед войной обострилась, как в самом начале Советской власти, в девятнадцатом году, с нескрываемой ненавистью к обывательщине, ко всякого рода мещанству, ко всем «гадам», что путаются в ногах.
Отсюда гордость, сознание того, что мы при всей еще нашей небогатости духовно богаче всех на свете:
И наивность, горячность и не по годам умность — все потому берет за живое, что в нем глубокая, трепетная вера, ни тени сомнения в высоком предопределении своего поколения, своего Отечества.
Он и в стихах все тот же, хотя всюду вроде бы разный. Еще не сложившийся как поэт, еще в его интонациях очень дает себя знать, как видно, самый любимый его поэт Владимир Маяковский, где-то — Хлебников, может, отчасти и Багрицкий. Но характер есть, и он у Кульчицкого резко очерчен: порывистый, страстный, резко угловатый. И в то же время чувствуешь под всем этим его дружескую, порывистую нежность.
Интересно, что поэты, с которыми он близок по Литературному институту и по московскому поэтическому братству, очень разные и в то же время удивительные единомышленники. Они еще не сложились, но их не спутаешь друг с другом. Задатки самобытности налицо. Даже там, где они пишут об одном и том же, чувствуются разные литературные школы. Главное — в неповторимости присущих им индивидуальностей.
Среди них, думается, больше других обладал таким внутренним своеобразием Михаил Кульчицкий. В нем скрестилось несколько кровей, славянских и других, он как бы и этим подчеркивал свою интернациональность. В нем сказывалось его интеллигентное начало: отец был офицером, сам издал несколько стихотворных книг. Он был, судя по всему, патриотом своей Родины.
Боевой, решительный, собранный в одном порыве, Михаил Кульчицкий от своего поколения взял романтическую взвихренность. Его «мучила любовь боев за коммуну». И он не шел, а бросался в эти бои. Сам рослый, крупный, и по духовности, по своим идеалам, ненавидящий фронду, беззаветно любящий свое юное братство:
Широта, четко определенная, строго очерченная, размах любви именно к такой, а не иной России, родине братства всех народов Земли, огромная, беспокойная цель — отсюда и
С первых дней войны Михаил Кульчицкий, как и его сверстники, рвался на фронт. И он добился своего — был послан на передовую…
Так мало известно о его гибели. Так мало известно о том, писал ли он между боями, удавалось ли ему отдаваться самому любимому там, на передовой. И есть ли еще что, кроме немногих этих военных строк, сохранились ли, и у кого и где его военные тетрадки. Не мог он не носить их с собой, не записывать в них то, что так рвалось из сердца в те опасные и суровые дни.
Но и по тому, что есть, что известно, сразу бросается в глаза, как подобраннее, как строже, сдержаннее стал он на фронте, как стих его словно бы стал в строй, готовый в разведку, подтянулся, стал деловитее и проще, а вместе с тем и сложнее:
135 лет назад. К юбилею Григория Котовского
На похоронах Г. И. Котовского
Внутренняя часть мавзолея Г. И. Котовского, где находится гроб с телом красного командира, оформлена очень просто
Убийца Котовского получил по советскому суду лишь 10 лет заключения, но бывшие котовцы в 1930 году казнили его самосудом, отомстив так за своего командира. Их не стали за это наказывать
Немного стихов об имениннике:
Самое страшное в мире —
Это быть успокоенным.
Славлю Котовского разум,
Который за час перед казнью
Тело своё гранёное
Японской гимнастикой мучил.
(Михаил Кульчицкий, 1939).
Где широкая дорога,
Вольный плёс днестровский,
Кличет у Попова лога
Командир Котовский.
Он долину озирает
Командирским взглядом.
Жеребец под ним сверкает
Белым рафинадом.
Ходит ветер над возами,
Широкий, бойцовский,
Казакует пред бойцами
Григорий Котовский.
Над конём играет шашка
Проливною силой,
Сбита красная фуражка
На бритый затылок.
(Эдуард Багрицкий, 1926)
И советский диафильм для детей о Г. И. Котовском:
ТЕМА УРОКА. Литература периода Великой Отечественной войны.
Самое страшное в мире – это быть успокоенным.
обучающие: познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны, с жизнью и творчеством Михаила Кульчицкого; продолжить работу над умением отбирать нужную информацию для составления сочинения-рассуждения;
развивающие: формировать навыки исследовательской деятельности; развивать представление о долге, мужестве, патриотизме, как слагаемых красоты человека; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;
воспитывающие: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; воспитывать умение соотносить идейно-нравственные и эстетические ценности лирического произведения со своим личным опытом; воспитывать чувство сопереживания, любовь к музыке.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеопроектор, раздаточный материал, памятка «Как писать сочинение-рассуждение», портрет Михаила Кульчицкого
ТИП УРОКА: урок внеклассного чтения
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
УЧИТЕЛЬ. У нас сегодня непростой урок. Это урок не только новых знаний и впечатлений, но и урок мужества, урок нравственности. Сегодня мы продолжаем знакомиться с новыми именами героев-фронтовиков, не вернувшихся с поля боя. А достичь положительного результата нам помогут три принципа: СОТРУДНИЧЕСТВО, СОТВОРЧЕСТВО и ВЗАИМНЫЙ ПОИСК.
До ГИА осталось полтора года. Каждый из вас, опираясь на свой читательский и жизненный опыт, должен будет написать сочинение. Сегодня на уроке мы не только продолжим работу над созданием сочинений, ни и соединим ваши знания, полученные на уроках русского языка, литературы и истории.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
УЧИТЕЛЬ. Когда речь заходит о поэтическом поколении начала 40-х годов прошлого века, мы привычно повторяем «ушли не долюбив», «ушли не досказав»… Но верны ли эти определения по отношению к красивым 22-ух летним парням, которые погибли во время Великой Отечественной войны? Конечно, мало кому из них довелось вкусить настоящей любви, семейных радостей, да и при жизни стихи молодых поэтов не печатали. Тем не менее, это было сильное поколение.
Составление ассоциативного ряда
УЧИТЕЛЬ. Война! Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (боль, страх, кровь, жертвы, победа, героизм…)
УЧИТЕЛЬ. Обратимся к эпиграфу урока
Для него, быть может, утро не наступит. Для других, чтоб не посмело угасать.
УЧИТЕЛЬ. Отвечает ли эпиграф вашим представлениям о войне? Почему?
УЧИТЕЛЬ. Свеча, которую мы сейчас зажгли, символизирует неугасающую духовную энергию. Сегодня это пламя станет символом Вечного огня, вечной памяти тех, кто погиб в годы войны, тех, кого мы помним сами и научим помнить своих детей.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
УЧИТЕЛЬ. Тема сегодняшнего урока «Самое страшное в мире – это быть успокоенным». При подготовке вам было дано опережающее задание: создать 4-ре творческие группы, рассказать о погибших поэтах, обратиться к биографии Михаила Кульчицкого, ответить в конце урока на главный вопрос: самое страшное в мире – это быть успокоенным?
ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ ТЕМУ УРОКА.
УЧИТЕЛЬ. Для создания сочинения-эссе вы можете воспользоваться Памяткой, также вам необходимо в течение урока делать пометки, записывать тезисы, которые вы прочитаете в конце урока.
УЧЕНИК. Когда умирает человек, во всем мире убавляется тепла. Когда уходят из жизни миллионы, как это было в годы войны, становится очень холодно. Может быть, поэтому зимы 41 – 45 годов были очень суровыми, по-настоящему лютыми. Но когда мы вспоминаем погибших в ту страшную войну, мы принимаем боль тех лет в свое сердце, чтобы попытаться сохранить тепло в мире.
ГРУППА «ВОЕННЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ»
УЧЕНИК. Война затянула в свой огненный водоворот все народы Советского Союза. Представители поэзии били врага кто штыком, кто пером. В братских могилах рядом с русскими поэтами Уткиным, Стрельченко, Лапиным покоятся украинцы Гаврилюк, Герасименко, литовец Монтьила, евреи Росин, Капштейн, татары Джалиль и Карим, грузин Геловани, армянин Гурян. Этот список можно продолжать бесконечно.
УЧЕНИК. Слово на войне часто стоило жизни. Зато и звучало оно так громко, вопреки старинной поговорке: «Когда говорят пушки, музы молчат».
УЧЕНИК. Муса Джалиль погиб в 1944 году в возрасте 38-ми лет.
Я знаю: грозный голос громовой
Народа в каждом выстреле звучит.
Я знаю, что опорою за мной
Страна непобедимая стоит.
УЧЕНИКИ (сценка 3 чел.)
— Уткин Иосиф Павлович.
— Год и место рождения?
— 1903, 13 мая, Дальний Восток.
— Родители строили Кибастусскую железную дорогу.
— С 8-ми лет учился в начальном училище. Проучился 7-мь лет и был исключен из класса за плохое поведение и вольномыслие. Уже позже, в 1927 году, окончил институт журналистики.
— До войны печатались?
— Да, начал печататься в 1922 году, а через пять лет вышла моя первая книга стихов.
— Как попали на фронт?
— В 1941 году ушел добровольцем и через несколько месяцев был ранен. После излечения отправился на фронт в качестве военного корреспондента.
— О чем писали на фронте?
— Стихи мои призывают к мщению, клеймят позором фашистских убийц. Воспевают мужество, стойкость, преданность Родине:
Давно мы из дома. Огни наших комнат
за дымом войны не видны.
Но тот, кого любят, но тот, кого помнят, —
как дома и в дыме войны!
УЧИТЕЛЬ. В Волгограде, на Мамаевом кургане в Пантеоне Славы, среди имен, кто отстаивал Сталинград, есть и имя Михаила Кульчицкого. Он относится к счастливому и трагическому поколению мечтателей и поэтов. Его имя могло стать гордостью литературы. Но помешала война. Михаилу минуло 20-ть, когда прогремели ее залпы. Из институтской аудитории шагнул он в окопы и в бессмертие.
УЧЕНИК. Имя Михаила Кульчицкого малоизвестное. Перед вами автограф одного из самых знаменитых стихотворений «Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник». Этот автограф хранится в одной из московских библиотек. Это стихотворение о войне. Написал его поэт за три недели до гибели. И когда в литературных кругах упоминают имя Кульчицкого, вспоминают именно это произведение. И у многих сложилось мнение, что Михаил – автор одного стихотворения. Но это не так. И чтобы убедиться в этом, давайте вернемся в прошлый век, в 1919-ый год.
УЧЕНИК. Михаил Кульчицкий родился в Харькове. Закончил десятилетку в школе № 30, которая существует до сих пор. Обучался на украинском языке, а стихи писал на русском. Друзья дали Михаилу прозвище «куля», что в переводе на русский – «пуля». Какое прозаическое пророчество! Именно пуля оборвала жизнь 23-ех летнего юноши под Сталинградом.
УЧЕНИК. Еще учась в школе, Кульчицкий мечтает стать поэтом. Часами просиживает в библиотеке. И в 20-ти летнем возрасте поступает в Литературный институт в Москве. Там он удивляет и преподавателей, и своих сокурсников широтой и глубиной поэтического слова.
УЧЕНИК. Сохранился личный дневник Михаила. Еще школьником он написал: «Надо, чтобы слова весили, пахли, обжигали, фразы должны быть крепкими, как спирт… Стал выписывать из Киплинга и не мог остановиться… Да, из настоящих стихов нельзя выбирать цитаты».
УЧЕНИК. Немного позже, уже студент, Михаил Кульчицкий заносит следующую запись: «Каждый день по одному стихотворению. В строчках и сюжете; читать произведения только с очищенным карандашом». Это записи человека, который профессионально относился к своему делу.
УЧИТЕЛЬ. Обратимся непосредственно к стихотворениям поэта. Вы выбрали понравившийся стих. Объясните, чем он привлек ваше внимание, чем пришелся по душе.
УЧЕНИК. Мы выбрали стихотворение «Будни» (под музыку «Журавли»)
Мы стоим с тобою у окна,
Смотрим мы на город предрассветный.
Улица в снегу, как сон, мутна,
Но в снегу мы видим взгляд ответный.
Этот взгляд немеркнущих огней
Города, лежащего под нами,
Он живет и ночью, как ручей,
Что течет, невидимый, под льдами.
Думаю о дне, что к нам плывет
От востока, по маршруту станций.
Принесет на крыльях самолет
Новый день, как снег на крыльев глянце.
УЧЕНИК. Это стихотворение поразило нас своей задушевностью и простотой изображения. Мы видим город будущего. Особенно красивы последние строки, в которых звучат темы веры в прекрасное будущее и любви к Родине.
УЧИТЕЛЬ. Такими словами поэт описал Москву – этот огромный и красивый город. Город-мечта, где хочется побывать каждому. И эта мечта у Кульчицкого сбылась. Город открыл свою душу Михаилу, и тот не остался в долгу.
Товарищ Кульчицкого, литературовед Михаил Черняков, вспоминал: «Когда в комнату входил Кульчицкий, будто открыли форточку: атмосфера сразу свежела. В нем было ощущение пружины, заведенной надолго – может быть на 100 лет, на 200 лет».
Не получилось… Не состоялась долгая, плодотворная жизнь… Вот Михаил уже на фронте. И не понаслышке знает, что такое война. Обратимся к дневнику поэта.
УЧЕНИК. Михаил пишет: «Февраль только что начался, но стоит настоящая весна. Боже мой, во что превратились дороги! Грязь… Всюду грязь… Огромная… Жирная… А оттепель все нарастает. Грузовики врастают в грязь по радиатор. Вот тут-то и познали мы вполне солдатский труд. Грязь хватала нас за ноги своими липкими ладонями, приставала к подошвам. Путь мы считали не километрами, а пролетами между телеграфными столбами…»
УЧИТЕЛЬ. Под таким впечатлением появляется на свет знаменитое стихотворение «Мечтатель, фантазер, лентяй, завистник». Сегодня – это не только стихотворение, а музыкальное произведение группы «Песняры».
Видеоролик. «Песняры». «Война – совсем не фейерверк»
УЧИТЕЛЬ. Незадолго до войны в 1939 году Михаил Кульчицкий написал стихотворение «Самое страшное в мире – это быть успокоенным». В нем он выразил свое понимание жизни. А натолкнул поэта создать это стихотворение следующий факт. Соседа по парте Егорова не приняли в военную школу. Он близорук. Врача в кабинете не было минут 20-ть, и тот выучил наизусть третий, мелкий ряд таблицы. И правым глазом все ответил, а левым – выучить забыл. Врач был в ярости. Кричал на Егорова и выгнал из кабинета.
УЧИТЕЛЬ. Обращаюсь к группе теоретиков. Как вы объясните слово УСПОКОЕННЫЙ?
УЧЕНИК. В толковом словаре Ожегова сказано, что УСПОКОЕННЫЙ – слабый, утихший, то есть прекративший начатую деятельность, утративший активность в достижении чего-либо.
УЧИТЕЛЬ. А как вы понимаете, что значит «быть успокоенным»? (проявлять беспечное спокойствие; перестать быть активным; стать довольным достигнутым; перестать реагировать на события; воспринимать все как должное; смириться со всем, что происходит вокруг; жить по принципу: меня это не касается; перестать волноваться, вмешиваться в происходящее; быть всем довольным; быть безучастным; ни во что не вмешиваться).
УЧИТЕЛЬ. Прослушайте стихотворение и определите его тему и идею.
Самое страшное в мире – Это быть успокоенным. Славлю солдат революции, (анафора) Мечтающих над строфою, Распиливающих деревья, Падающих на пулемет! (метафора, эпитет)
— Назовите идею (прославление смелости и мужества людей разных возрастов и званий)
— Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? (тревогу)
— Каким вы видите образ лирического героя? (целеустремленным, рассуждающим над главным вопросом: что важно в жизни)
— Какие выразительные средства использует автор в стихотворении?
— Давайте сделаем вывод. Что хотел сказать поэт своим читателям этим стихотворением? (Человек должен бороться за жизнь до последней минуты; поэт прославляет народ в трудные минуты жизни; прославляет людей, жертвующих собой ради жизни других).
УЧИТЕЛЬ. Недолгая оказалась жизнь этого замечательного юноши. Всмотритесь в это доброе, открытое лицо. Ему суждено было прожить всего 23,5 года. Но за это время он добился многого. Он остался в нашей памяти не только талантливым поэтом, но и защитником Родины.
Да, поколению 40-ых не хотелось умирать. Они ушли на войну молодыми, но так и не состарились. И сейчас они всматриваются в нас издалека: какие мы? Не погрязли ли в беспамятстве? Помним ли мы свои корни? Помним ли мы их?
Давайте вернемся в настоящее. Поэтическое наследие поэтов-фронтовиков, в частности М. Кульчицкого, заслуживает нашей памяти.
В 1991 году вышел в свет сборник его стихов и стал редкостью. А новый сборник, дополненный письмами и фотографиями, который может полнее раскрыть личность этого талантливого человека, наверное, еще долгие годы не появится на свет Божий по финансовым причинам.
Несколько раньше, в 1989 году, в результате усилий ряда общественных организаций, в День города была установлена мемориальная доска в переулке Ващенковского, 2, на доме, где родился и вырос поэт. Но барельеф провисел всего 10 лет.
Одни варвары украли бронзовую голову поэта, другие – купили, третьи – расплющили, ведь деньги – превыше всего, а четвертые – равнодушно проходили мимо этого дома. Поэт Евгений Евтушенко приложил немало усилий, чтобы доска была восстановлена. А в 2014 году памятная доска снова была украдена вандалами. И две дырки от штырей напоминают о том, что здание когда-то вошло в историю.
Еще в 1988 году перед городской комиссией был поставлен вопрос о переименовании одной из улиц Харькова в улицу имени Кульчицкого: тут находится 30-я школа, в которой учился поэт. Набережную переименовали, но как-то безлико – Харьковская. А имя Кульчицкого так и не появилось на карте города. И, судя по всему, не скоро появится. А перед нами так и остался вопрос: самое страшное в мире – это быть успокоенным?
УЧИТЕЛЬ. Давайте обратимся к вашим тезисам, которые вы записали в течение урока.
УЧИТЕЛЬ. У А. С. Пушкина в « Борисе Годунове» есть такие строки-заклинания:
Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…
Судьбу страны, судьбу ее сыновей мы должны знать, помнить и передать эту память по эстафете времени. И пусть пока правда не торжествует над именем М. Кульчицкого на его исторической родине, я очень рада, что мы сегодня совершили путешествие в мир поэзии военных лет, услышали новые имена, познакомились со стихотворениями навсегда молодых поэтов.
Сегодня на урока я узнал…
Самый интересный момент урока…
Я встретился с трудностями при…
Знания, полученные на уроке, будут мне необходимы при..
Я сегодня понял, что…
Написать сочинение-эссе на одну из предложенных тем:
Какие мысли и чувства вызывает лирика военных лет?
Строка, оборванная пулей.
Быть успокоенным…Как вы оцениваете такие поступки?
Как писать сочинение-рассуждение
Вдуматься в название.
Подобрать 2-3 убедительных аргумента на эту тему.
Сослаться на художественную литературу (указать автора, название, образ, но не пересказывать), привести пример (цитата).
Можно привести исторический факт или случай из жизни.
Записать вывод (не более двух предложений).
Использовать слова: «я думаю», «я считаю», «я надеюсь».
Привести высказывания великих людей.
Можно использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения, цитаты из песен, фильмов.
Как быть спокойным в любой ситуации без валерьянки: 7 проверенных способов
«Спокойствие, только спокойствие» – жизненный девиз Карлсона звучит не по-детски мудро.
Держать себя в руках, когда проблемы сыплются на вашу голову как из рога изобилия, чрезвычайно сложно!
Как оставаться спокойным в любой ситуации? Научиться контролировать свои эмоции и сберечь нервные клетки?
Контроль над эмоциями – это не полет на Марс и не задачка по ядерной физике.
Регулировать свое внутреннее состояние может каждый человек. Это особенно важно, если:
О вреде стресса
«Нервные клетки не восстанавливаются» – помните эту чудо-рекламу?
А ведь многие бежали в аптеку, думая: «У меня же работа – сплошной стресс, а вдруг мои клетки вымрут как мамонты?».
Спасибо ученым, которые доказали, что нейроны мозга удивительно живучие.
Они не только способны к регенерации, но и при необходимости берут на себя функции павших товарищей. Куда опаснее жить в постоянном стрессе.
В стрессовой ситуации начинается усиленное выделение гормона кортизола. Организм переходит в режим выживания, человек просто не может адекватно воспринимать происходящее и принимать рациональные решения.
К нервному и агрессивному человеку не знаешь, с какой стороны подойти, чтобы не убило.
Скептики могут сказать: «Ну и что? Все нервничают… Вы видели сотрудника, который бы в ярости бегал за шефом с топором? Нет? Значит, все нормально».
Но ведь изменения в поведении – это только верхушка айсберга.
Как вам такая перспектива?
Лучший способ помочь организму – стать спокойным. Сколько времени на это уйдет – зависит от вашего старания и особенностей темперамента.
Флегматики получили маленький бонус от природы – уравновешенность, им легче подавлять ярость и агрессию.
Представителям других типов (особенно холерикам) предстоит серьезная работа.
Как быть спокойным и не терять самообладания: 7 лучших способов
1. Сосчитать до 100. Пока вы будете вспоминать последовательность цифр – успеете немного успокоиться и не спровоцировать конфликт.
Представьте ситуацию: вы на совещании, и коллеге не понравилась ваша презентация.
В вашей душе вскипает праведный гнев: «Да я на нее неделю потратила. Как он смеет критиковать мой шедевр?».
Вы даете волю своему гневу и наживаете персонального врага. А ведь если абстрагироваться от эмоций, можно понять: он просто высказал свою точку зрения. Эта нехитрая практика поможет вам стать спокойным человеком.
2. Контролировать мимику и жесты. Да, шеф разозлил вас своими нотациями: руки сжимаются в кулаки, глаза мечут молнии, а на язык так и просятся язвительные фразы.
А теперь подумайте вот о чем: эмоционально неуравновешенным человеком очень легко управлять.
За вспышкой почти всегда следует стыд и чувство вины – на них можно играть, как на скрипке.
Вы выйдете из себя, наговорите лишнего, а в наказание получите порцию дополнительной работы. Разве вам это нужно?
Самый простой способ быть спокойным – научиться направлять свои мысли в мирное русло.
В реальности начальник шипит на вас, как разъяренная змея, а в мечтах вы сидите на берегу моря и любуетесь закатом. Умиротворяющая картина, правда?
Высший пилотаж – это когда вы выслушиваете критику с нейтральным выражением лица, а в мечтах уже наказали злобного шефа всеми способами.
Поверьте, орудия пыток испанской инквизиции очень разнообразны!
3. Меняйте тему разговора. Психология утверждает, что метод отлично срабатывает с людьми, которые выедают мозг чайной ложечкой.
Если тема разговора вас зацепила за живое и уже хочется убивать – поверните разговор в менее волнующее русло.
Популярный способ – «я сообщения». Чтобы не нагрубить собеседнику скажите: «Знаете, я считаю, что мы не сойдемся во мнениях. Давайте лучше обсудим…»
Устав компании, вчерашнюю серию «Великолепного века», существование инопланетян – да что угодно, лишь бы отвлечь внимание от проблемного вопроса.
4. Отвлекайтесь. Даже уверенным в себе людям нужна передышка. Многие люди считают, что чем больше думаешь о проблеме – тем быстрее она решится.
На самом деле, вы все глубже увязаете в болоте стресса и депрессии. Нужно срочно отвлечься и сосредоточиться на чем-то хорошем.
Встреча с друзьями, отдых на природе, легкий и приятный фильм, игры с домашним питомцем – это позитивные эмоции, которых вам сейчас так не хватает.
Если девушка злится или обижается – купите ей пирожных или ведерко мороженого, да побольше!
Метод противоречивый: на пару часов такого «лекарства» хватит, но учтите: в набранных килограммах и лишних сантиметрах на талии винить будут того, кто лакомство принес.
Важно твердо запомнить: седативные препараты, алкоголь, еда – не панацея.
5. Техники расслабления. Чтобы не раздражаться по пустякам не нужно с младенчества практиковать йогу или познать дзен – выучите базовые расслабляющие и дыхательные техники.
Популярно йогическое дыхание: вдох на четыре счета и такой же глубокий выдох. После чего задержите воздух на 20-30 секунд.
Медитируйте 10-15 минут в день. Просто сядьте в удобную позу, включите расслабляющую музыку и прислушайтесь к своим ощущениям.
Подумайте, где бы вы сейчас хотели оказаться: на вершине горы, возле моря, на лесной поляне?
Представьте картину до мелочей и удерживайте перед глазами, пока не почувствуете умиротворение и спокойствие.
Многим помогает ароматерапия. Для нервной системы полезны масла апельсина, лаванды, бергамота, иланг-иланга, мяты, можжевельника, мелиссы, сандалового дерева.
6. Посмотрите на проблему с другой стороны. Непредвзято и без эмоций. Научитесь переживать неприятности самостоятельно.
Предположим, вы поссорились с мужем. Ваша позиция понятна: «Он – скотина неблагодарная, я – белая и пушистая».
Не торопитесь звонить лучшей подруге и жаловаться. Вы-то потом благоверного простите, а у нее неприятный осадок останется.
Нужно нести ответственность за свои поступки и слова. «Виноват кто угодно, но не я» – это позиция слабой личности. Сильные не боятся признавать свои ошибки и становятся еще сильнее.
7. Насущные потребности. Если очень хочется поскандалить – добро пожаловать в мир спорта.
Забег на три-четыре километра быстро избавит от желания убивать, а силовые тренировки помогут выбросить из головы дурные мысли.
Некоторые дамы на месте боксерской груши представляют обидчика – и усердно мстят ему кулаками. Знаете, помогает!
В какой-то степени спорт – это тоже стресс для организма, но контролируемый! Кроме того, это отличная возможность сохранить отменное здоровье и фигуру.
Более того, выползая из спортзала, вы будете мечтать о горячей ванне или мягком диване, а не строить коварные планы мести.
Легкий массаж, расслабляющая ванна, полноценный восьмичасовой сон – это простые средства нормализации гормонального фона и профилактики стресса.
Важно следить и за своим питанием. Серотонин, гормон счастья, вырабатывается не только мозгом, но и кишечником. Чтобы вы не испытывали недостатка в позитивных эмоциях, в рацион следует включить орехи, семечки, цельнозерновые крупы, овощи и фрукты.
А вот любителей кофе диета не порадует: потребление этого напитка нужно ограничить до двух чашек в день.
Если вы привыкли заглушать волнение кофе или сигаретами – ищите более полезные альтернативы.
Подведем итоги
Чтобы успокоиться и не нервничать, стоит испробовать следующие методы:
А что помогает вам держать эмоции под контролем?