салам масква телепередача актеры
Фильмы и Сериалы 12+
Смотрите сериал «Салам Масква» по вторникам, средам и четвергам с 21 марта в полночь
В центре сюжета «Салам Масква» — многоголосье мигрантов, приехавших в столицу России с самыми разными целями, и сотрудники специального отдела полиции по борьбе с этнической преступностью. Главные герои — два оперативника: дагестанец Рустам и москвич Саня, который, несмотря на ненависть к приезжим, вынужден работать с ним в паре.
Но сериал не только череда расследований преступлений с участием «понаехавших». Взаимоотношения главных героев, их личная жизнь вне работы тоже не останутся без внимания — зрителей ждут закрученные любовные интриги, выбор между честью и долгом и непростая борьба с собственными предрассудками.
Остросоциальный сюжет
Преступный мир московских диаспор, оперативники-националисты, берущие взятки прокуроры, избиения задержанных — криминальный мир мегаполиса показан в сериале без прикрас.
Автор идеи и режиссер-постановщик «Салам Масква» Павел Бардин до прихода в кино успел поработать криминальным журналистом, что помогло максимально честно воспроизвести реальность.
Павел Бардин: «Самые колоритные герои — таджики, чеченцы, дагестанцы, вьетнамцы — периодически танцуют национальные танцы и говорят на родных языках (эти сцены сопровождаются русскими субтитрами), представители, так сказать, титульной нации — порой на чистом матерном».
Если к обсценной лексике в кино отечественный зритель уже привык, фильмы с субтитрами по-прежнему большая редкость.
Не меньшая редкость — откровенный разговор со зрителем о толерантности. Главная мысль сериала проста — добрые, благородные, честные люди могут быть представителями любой национальности, как и последние подлецы и негодяи. Саня и Рустам, несмотря на разницу менталитетов, вынуждены работать вместе и противостоять преступникам, многие из которых для одного из них «свои».
Павел Бардин: «Единственный вариант борьбы с ксенофобией, который есть у меня,— это сделать кино, пытаясь понять проблему через конкретные судьбы».
Егор Москвитин, «Ведомости»: «Наконец, телевидение отходит от сна о СССР и лихих девяностых и начинает взаимодействовать со злободневными темами. В отличие от позитивного ситкома «Дружба народов», в этом сериале миролюбивого мультикультурализма не будет: Константин Эрнст планирует вызвать общество на откровенный разговор о наболевшем».
Павел Бардин: «Просто показать двух классных парней, которые дружат, только один из них, условно говоря, «плохиш», а второй совсем положительный — эта задача меня совсем не привлекала. Интересно было то, что актуально сегодня — про людей из настоящей жизни, про полицию и межнациональные отношения. Для меня главное, чтобы все, что с героями происходит, не было условным, не казалось подвешенным в воздухе. Мы с полной отдачей делали серьезный сериал о том, кто и как живет в нашей стране…»
Первый за долгое время новаторский сериал в криминальной стилистике
Эта мрачная драма помимо острого и даже неудобного сюжета предлагает новаторский, нестандартный подход к криминальному ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто есть кто в сериале «Салам Масква» детективу. В сериале нет громких имен и узнаваемых лиц. Исполнителей главных ролей, Александра Голубкова и Али Алиева, зрители могут помнить по второстепенным ролям в сериалах и фильмах, но основная масса занятых в «Салам Масква» — нераскрученные актеры или вовсе непрофессионалы.
Павел Бардин: «То, что в сериале нет медийных лиц — было моим условием, и со стороны продюсеров я встретил понимание. Известные физиономии нарушили бы достоверность. Медийность тут может только помешать. Главных героев сыграли Александр Голубков и Али Алиев. Сашу я знаю давно по его ролям в Театре на Малой Бронной, уважаю, ценю, бился за него и доволен его работой. Али живет в Чечне, играет в Русском драмтеатре, он очень старательный, подробный артист. Мне кажется, он профессионально вырос за время съемок, как и его герой, — от стеснительного, не слишком уверенного в себе человека до взрослого мужчины, который умеет за себя постоять».
Директор по кастингу Тина Туманишвили отмечает, что сложнее всего дался поиск профессиональных актеров из Таджикистана и Вьетнама. В результате вьетнамцев сыграли буряты, актеры из Тувы и Узбекистана. Актеры три месяца учили вьетнамский язык, чтобы была правильная артикуляция, а озвучивали их вьетнамцы.
Рискнул режиссер и с выбором композитора для фильма — музыку к «Салам Масква» написал Вася Обломов. До этого автор хита «Еду в Магадан» работал над саундтреком к мини-сериалу «Провокатор» с Виталием Хаевым.
Вася Обломов: «Для меня киномузыка стала идеальной работой — никто из посторонних людей меня не дергал, не давал никаких бессмысленных указаний. Паша (Павел Бардин. — прим.ред.) показывал мне серию и излагал свое видение того, что должно в ней происходить с точки зрения музыки, а я потом сидел и сочинял. В процессе работы, когда создаешь что-то по-настоящему интересное, испытываешь именно эмоции, ради которых вообще стоит заниматься творчеством. Было классно».
Вася Обломов не только написал саундтрек, но и попробовал себя в роли актера. По его собственным словам, теперь карьеру на телевидении можно считать удавшейся.
За необычное визуальное решение картины — многие сцены сняты единым кадром, а у зрителя создается впечатление дополнительной, псевдодокументальной достоверности происходящего — отвечал оператор-постановщик Сергей Дандурян. Бардин ему полностью доверяет — «Салам Масква» их третий совместный проект.
Денис Евстигнеев: «В основном снимали в Москве. Объекты все были фактурные — строительный рынок на МКАД, вьетнамский рынок. Но были и очень дорогие объекты. Во время съемок были с этим проблемы, но потом я понял, что Паша был прав — это все видно на экране. Режиссер хотел полного документализма, и в итоге я с ним согласился. Бардину важно было, чтобы правда была в деталях. Был спор по поводу кашемировых джемперов (их специально из Италии привозили), но на экране именно на контрасте эти детали очень важны. Все дорогие машины, которые Паша просил — Bentley и Porsche — все это работает».
Сочетание технических новшеств и нестандартного взгляда на кастинг, музыкальное оформление и съемочный процесс в целом позволило создать по-настоящему современный проект, выбивающийся из череды отечественных детективов. Кинофестиваль дебютов «Движение» отметил «Салам Масква» двумя наградами — за лучшую операторскую работу Сергею Дандуряну и за лучший сценарий Марии Сапрыкиной и Павлу Бардину.
Евгений Ткачев, Кино-театр.ру: «Первая, кажется, приличная полицейская драма на российском ТВ со времен «Улиц разбитых фонарей» (когда они еще не превратились в натужный конвейер) и «Убойной силы»».
Авторская работа Павла Бардина
О чем сериал «Салам Масква». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Трейлер и кадры из сериала. Дата выхода.
21 марта 2017 на Первом канале показ сериала «Салам Масква».
Криминальная социальная драма от режиссера Павла Бардина (снял скандальные фильмы «Россия-88» и «Гоп-стоп», автор сценария к детективному сериалу «Паук»).
Повторный показ ленты «Салам Масква», которая была удостоена наград на Национальном кинофестивале дебютов «Движение»: за лучшую операторскую работу премию получил Сергей Дандурян, за лучший сценарий — Мария Сапрыкина и Павел Бардин. Сериал был хорошо принят российскими кинокритиками, а сам проект назвали самой острой телепремьерой 2016 года.
В проекте задействованы актеры разных национальностей: вьетнамцы, таджики, мегрелы, азербайджанцы, китайцы, армяне, узбеки, молдаване и киргизы. Директор по кастингу Тина Туманишвили отмечала, что сложнее всего было найти в Москве профессиональных актрис из Таджикистана и вьетнамцев. В результате вьетнамцев сыграли буряты, актеры из Тувы и Узбекистана. Актеры три месяца учили вьетнамский язык, чтобы была правильная артикуляция, а озвучивали их вьетнамцы.
Режиссеру Павлу Бардину было важно, чтобы была точность и в наречиях, на которых говорят герои, как они поют и танцуют. По многим вопросам консультантами выступали сами актеры.
По словам продюсера сериала Дениса Евстигнеева, «эта картина – большой эксперимент». То, что в сериале нет медийных лиц, было одним из условий, которые поставил режиссер Бардин, и со стороны продюсеров он встретил понимание.
Авторы показывают, что плохие и хорошие, подлые и благородные люди есть среди всех национальностей. Что бороться надо не с «чужими», не с «этническими преступниками», а с преступностью. С криминалом, не имеющим национальности и мешающем жить и москвичам и тем, кто приезжает в Москву.
Интересно, что идея создать такой проект появилась ещё тогда, когда похожие отделы в полиции ещё не создавались. Так что проект в каком-то смысле предвосхитил свое время.
Во время работы над сериалом были двухмесячная командировка в Дагестан (целая серия и еще несколько отдельных эпизодов сняты в горном селении), съемка на настоящей подпольной вьетнамской фабрике (которую вскоре после этого закрыли), дорогая камера Alexa и супердорогая фильтрующая свет пленка, благодаря которой картинка делается более похожей на киноизображение.
кадры из сериала «Салам Масква»
о сериале «Салам Масква», съемках в Дагестане и реакции зрителей
Каждый четверг, минуя эфир, в онлайн-кинотеатре Первого канала выходят новые эпизоды долгожданного 16-серийного фильма Павла Бардина «Салам Масква». Режиссер рассказал «Афише Daily», как в сериале про межнациональные отношения сочетаются ксенофобия, юмор, бадди-муви и нуар.
— Сериал три года лежал на полке. Почему, думаете, в итоге решили выпустить?
— Надеюсь, просто потому, что хотелось, — и придумали формат, как это можно сделать. Не уверен, что нынешние законы позволяют транслировать все это в эфире.
— Но мат же у вас заглушен.
— ТНТ?
— Может, разве что ТНТ, и то там бы было помягче.
— Вы говорили, что сериал должен вызывать у зрителя раздражение, но мне пока не кажется, что кто-то остро реагирует.
— Я и не думаю, что наше кино может вызвать раздражение у обычного зрителя, разве что только если эстетика фильма противоречит его представлениям о прекрасном. А то раздражение, оно может быть только среди людей крайних взглядов — среди тех, кто защищает какие-то свои позиции, скажем так.
— Проблема ксенофобии у нас почему-то вообще редко обсуждается, причем среди людей с разных сторон. Например, основатель московского центра культуры «Дагестан» Магомед Абдулхабиров заявил Би-би-си, когда они попросили его прокомментировать сериал, что «Россия слишком хрупка, чтобы в ней можно было педалировать тему межнациональных отношений».
— У нас есть традиционная культура замалчивания. Она не является национальным достоянием, но она есть. Идет это, как мне кажется, из политики: вспомнить если Чернобыль и другие катастрофы — мы о них всегда узнавали постфактум. Почему-то всем кажется, что не говорить удобнее, чем говорить, — и я думаю, что это ведет к коллективной травме. Надо обязательно проговаривать проблемы, и тогда будет хотя бы минимальный шанс их коллективно решить. Хотя бы понять, где те точки, с которых нужно начинать переговоры. Есть и второй фактор: любая дискуссия становится бессмысленной, если ты не можешь влиять на ситуацию. И может, это табу на обсуждение проблемы обусловлено тем, что участники социального действия не чувствуют возможности изменить ситуацию вокруг себя.
— Интересно, как работа над сериалом велась с точки зрения соответствия разным национальным традициям. Ну и правдивости того, как работа в полиции устроена. У вас были консультанты?
— Я встречался с несколькими людьми; не могу сказать, что встреч было много, зато — и за это особенная благодарность Денису Евстигнееву — была возможность съездить в Дагестан и провести там несколько дней с погружением в местную действительность. Там уже я много общался с разными людьми, делал пометки для себя. А целенаправленно чтобы понять механизм взаимодействия диаспор и полицейских сообществ, встреч было мало, но мне там скорее нужны были типажи, потому что я в общем механику работы полиции понимаю, она мало поменялась с 1990-х. Когда-то, помню, общался с женой начальника участковых (не в Москве) и спрашивал, как прошла переаттестация, которая как раз тогда была. Говорит, половина прошла, половина не прошла. Спрашиваю, по какому критерию отбор проходил. Она говорит, один вопрос был определяющий: «С нерусских деньги берете?» Кто сказал «Берем», те отсеялись, а те, кто «Только за услуги», остались. В общем, такая ситуация была всегда, коррупция была всегда, формы этой коррупции тоже в целом понятны. Есть только нюансы: появился Следственный комитет, у него какое-то взаимодействие с оперативниками, с прокуратурой, как пробиваются телефонные разговоры. Где-то мы сказали правду, где-то чуть-чуть поднаврали в художественных целях, но в общем, мне кажется, там все скорее ближе к достоверности. Не сказка, но и не совсем реальность.
— Сейчас в западной культуре очень актуален вопрос диверсификации. У нас хоть диалога такого не ведется, но проблема тоже есть: официально государство многонациональное, а актеры все известные белые, причем их немного, они уже всем приелись. А «Салам Масква» показывает громадное количество блестящих актеров, которые вряд ли когда-то получат главную роль из-за своей национальности.
— Это очень крутой вопрос — и оставьте, пожалуйста, эту ремарку, — потому что действительно он у нас практически не обсуждается. Проблема огромная. В Москве я знаю замечательных актеров вроде Юрия Тхагалегова из Театра на Малой Бронной — у него фактура, талант, а ролей в кино нет. В Дагестане мы нашли (и снимали) множество артистов, там пять драматических театров, но кроме КВН, команды «Махачкалинские бродяги», там ничего не снимается. А ребята фактурные, они там выросли, вросли. Это не шоубиз, они не гламурные, они от корней, понимают про жизнь. Когда они у нас снимались, они привносили достоверность не столько в том смысле, что «а давай вот эта салфетка будет не белая, а голубая», — они привносят достоверность ощущением правды своей. И вот такие артисты там есть, и мужчины, и женщины, они готовы работать, но их даже на кастинг в Москву никто не позовет. И я сталкивался с такой продюсерской позицией, что, когда я предлагал какого-то героя сделать грузином, армянином, таджиком и так далее, меня спрашивали: а почему? А вот просто, ничего не объясняя, просто он такой, у него есть женщина, дети, даже акцента может не быть. Но нет, только если это комедия — тогда можно шутки придумать. А просто так нельзя.
— Обычно продюсеры говорят, что это зритель к такому не готов.
— Но мы не узнаем, готов ли зритель, пока не покажем. Это классика маркетинга. Кто бы знал про памперсы, если бы мы ждали от мамаш их рекомендаций? Так бы все и ходили в пеленках. Кто-то говорит, что это даже круто, но я так не считаю. Не хочу ходить в кинопеленках, нельзя снимать бесконечно «Прибытие поезда». Мне еще очень интересно, как народ отреагирует на дагестанскую серию — предпоследнюю, если верно помню. Там в кадре только Дагестан, аварцы, даргинцы, лезгины, табасаранцы и только одно славянское лицо актера Голубкова (да и он — спойлер — не всегда будет узнаваемым). Но мне это кажется интересным хотя бы потому, что в Дагестане ничего такого в больших формах не снимали со времен «Белого солнца пустыни».
— Вы не боялись, что из-за экспозиции, в которой есть русский пьянчуга и бравый дагестанец, многие не станут смотреть дальше?
— Так, по крайней мере, видится первые полчаса.
— Это видится славянам. А для кавказцев Рустам — коррупционер, квартиру у дяди взял, вялый какой-то, отпор дать не может — не мужчина. У них свой достаточно обширный список претензий к герою. Мы видим бревно — смотрите, вот оно какое у нашего, а у ихнего даже соринки не видно. Отлично, вот оно — то самое раздражение. Одни возмущаться будут: «Почему нашего сделали пьяницей?!» А другие: «А наш юнец какой-то, вон там Арслан — нормальный мужик, пусть он полицейским будет. Что, нет у нас таких?!» Конечно, есть. Конечно, есть и трезвый русский полицейский. Но мне кажется, там есть баланс. Видится всем по-разному, но у каждого есть свои слабости. Там же нет абсолютно положительных героев, там есть люди, которые совершают скорее хорошие поступки, а есть те, кто скорее плохие. Но по сути, хороших изначально людей там нет. Вот в этом современное кино заключается.
— Да, помимо национального вопроса «Салам-Москва» — это же еще просто хорошее кино, такое полицейское бадди-муви в духе Шейна Блэка. Я там даже какие-то конкретные отсылки замечал: видимо, вам важно было не просто высказаться про ксенофобию, но и такое кино на российской почве сделать?
— Именно. Там и нуар, и бадди-муви, и полицейская драма, и антиполицейская, и социальное кино, и про национальность, но прежде всего — просто хорошее кино. Чтобы был объемный мир и много героев, за которыми интересно следить, второй-третий планы, личные трагедии и общественные, полный набор человеческих переживаний. Ведь только через это может возникнуть так называемая толерантность. У зрителей появляется терпение досмотреть историю до конца, несмотря даже на то, что бывают двенадцатиминутные сцены, в которых ни одного славянского лица. Вообще, от бадди-муви там только интонация комедийная, но неоднозначность героев важнее, в этом я вижу современную драматургическую форму.
— Этим сериал еще «Прослушку» напоминает: там тоже нет хороших и плохих, она о том, что есть вот система, в которой черные из гетто становятся наркоторговцами, а полицейские их ловят, и чтобы что-то изменить, нужно менять саму систему, но никто этого делать не хочет. У вас похожая мысль.
— Мысль — да, но мы на «Прослушку» не ориентировались. Она с более серьезным лицом, мне этот жанр не так близок, мне нужна была ироничная подложка. В жизни не бывает чистого жанра драмы, всегда есть моменты, когда в драматической ситуации герой смешон, а жизнь — трагифарс. Серьезную, суровую полицейскую драму делать не хотелось. А по юмору и уровню неполиткорректности юмора мы ориентировались скорее на «Массовку» («Extras» Рики Джервиса). А в «Смертельном оружии» — там же герои быстро находят общий язык. Они неочевидные напарники, но мы сразу понимаем, чем все кончится: их конфликт ближе к человеческому, там нет ничего национального — может, у Мела Гибсона в жизни и есть, но на экране точно не читается ненависть ко всем черным, что вот ты, мой напарник, ублюдок, я хочу, чтобы ты уволился из органов, сдал всю свою родню и сдох. Такой точки начала отношений я все-таки не припомню. И у нас конфликт этот только усиливается.
— А на глобальном уровне может работать ваш фильм? Сейчас противостояние разных цивилизаций — христианской и исламской — только острее становится, и никто не понимает, что с этим делать.
Все о сериале Салам «Масква»
Содержание сериала «Салам Масква»
Главные герои сериала «Салам Масква» – Рустам (актер Али Алиев) и Саня (актер Александр Голубков). Они работают операми в московской полиции.
Сериал «Салам Масква». Рустам и Саня.
Рустам по национальности дагестанец, который имеет множество нужных и полезных связей.
Саня – москвич, который очень не любит понаехавших, особенно лиц кавказкой национальности.
Сериал «Салам Масква». Бандиты.
Несмотря на то, что они оба такие разные им приходится вместе работать и ловить преступников, особенно мигрантов, приехавших в Москву из разных кавказских республик, с разными намерениями.
В процессе службы сослуживцы перейдут от расистских колкостей к настоящей мужской дружбе.
Сериал «Салам Масква». День рождения.
В каждой серии сериала «Салам Масква» напарники расследуют новое преступление совершенное представителями разных диаспор – таджикской, дагестанской, вьетнамской и других.
Сериал «Салам Масква». Два мира.
Кроме расследования преступлений зрители сериала «Салам Масква» зрители окунутся в личный мир главных героев – любовных интриг и ломок стереотипов, связанных с собственными предрассудками на национальной почве.
Сериал «Салам Масква». Личная жизнь.
Главные герои сериала — таджики, чеченцы, дагестанцы, вьетнамцы, будут танцевать национальные танцы, разговаривать родных языках (все разговоры на национальных языках дублируются русскими субтитрами), не обойдется в сериале и без русского матерного языка.
Смотрите онлайн сериал «Салам Масква» и наслаждайтесь нравами современной России.
Актеры сериала «Салам Масква»
Александр Голубков (Ребров), Али Алиев (Рустам), Арслан Мурзабеков (Арслан), Магомедарип Сурхатилов (Гаджи), Саера Сафари (Гуля), Дмитрий Цурский (Червоненко), Александра Полевая (Рахиль Григорьевна), Сахат Дурсунов (Ябанжи), Эрик Яралов (Амбарцумян), Алексей Овсянников (Вася), Екатерина Директоренко (Ольга), Олег Мошкаркин (зампрокурора), Петр Баранчеев (Миша), Мария Болтнева (Настя), Марина Орел (Люся), Елизавета Мартинес (Жаклин), Оксана Санькова (Наталья)
Съемочная группасериала «Салам Масква»
Режиссер: Павел Бардин
Главные авторы: Павел Бардин, Мария Сапрыкина
Сценарий: Александр Полозов, Мария Сапрыкина, Андрей Житков, Александр Молчанов
Оператор: Сергей Дандурян
Композитор: Василий Обломов
Производство: Красный квадрат кино, студия русский проект, Россия, 2012
Сериалы«Салам Масква»: Криминальный сериал Павла Бардина о мигрантах
Полиция, бандиты и просто люди
В онлайн-кинотеатре первого канала стартовал новый сериал Павла Бардина «Салам Масква». Весь первый сезон можно купить за 299 рублей — в неделю, правда, появляется только по две серии (по меркам Netflix — неторопливо, по меркам отечественного ТВ — просто подарок). Сериал должен был выйти в эфир три года назад, но несколько лет пролежал на полке из-за осторожности телевизионщиков: в остром сюжете фигурируют и полицейские, и бандиты, и нелегальные мигранты. Рассказываем, почему «Салам Масква» стоит посмотреть и тем, кто ищет хороший российский сериал, и тем, кто просто соскучился по крепким полицейским историям.
Мигранты в официальной картине мира — некая общность без лица, те, о ком принято рассуждать в цифрах, а на государственных каналах говорят в терминах «наплыв» и «принять меры». Любой городской житель ежедневно видит их на улице — или скорее проскальзывает взглядом мимо. В обществе чётко идёт разделение на «нас» и «их», гласно или негласно сопровождающееся вердиктом «понаехали» и «что они тут забыли». Поголовная социальная безграмотность и нетерпимость закрепляются в официальном дискурсе хотя бы потому, что про мигрантов никто не говорит человеческим языком, хотя обесценивать огромную часть общества и не давать ей слова — значит упорно отрицать реальность. Павел Бардин и его сериал «Салам Масква» пытается вывести мигрантский вопрос из тени и демаргинализировать тех, о ком говорить и думать не принято.
Недружелюбие и агрессию по отношению к мигрантам иногда объясняют страхом, как бы парадоксально это ни звучало: мы боимся того, чего не понимаем. Кажется, здесь это работает вне зависимости от национальности и возраста: образ внешнего врага культивируется что на государственном уровне, что в отдельно взятом дворе, отгородившемся шлагбаумами. В случае с мигрантами этот страх удваивается, поскольку уровень непонимания растёт вместе с их числом. Социальные и культурные барьеры — традиции, поведение, язык в конце концов — выливаются в простейший страх «а что это они там обсуждают/задумали?».
Москва — огромный мультикультурный город. На первом курсе лингвистики студенты с удивлением узнают, что на деле слышат вокруг себя десятки разных языков, ведь иностранный для многих — это не только английский, но и, скажем, узбекский. Бардин сразу ломает эту стену непонимания: открывая сериал сценой в Дагестане, он снабжает разговор на аварском субтитрами. «Неожиданно» бандиты говорят о своих бандитских делах — все, в общем, и так подозревали, но знать наверняка всё равно хотелось. В «Салам Масква» есть место самым разным диаспорам, давно ставшим естественной частью города, от таджикской до вьетнамской — и все они становятся чуть ближе, стоит сломать языковой барьер.
Дело начинается в 2011 году. Молодой парень убивает нескольких мужчин в перестрелке на горной дагестанской дороге. Его зовут Рустам, он из большого мафиозного клана. Работает Рустам, тем не менее, полицейским, не видя в этом большого противоречия: он пытается вести честную жизнь в меру своих представлений, помогая и «семье», и тем, кого должен защищать по закону. Год спустя ему достаётся напарник — бывший оперативник Александр Ребров, страшный ксенофоб и алкоголик. Как и полагается в хорошей криминальной драме, Реброва вызывают на службу, чтобы закрыть давний хвост — упечь за решётку криминального авторитета Арслана. Его действия, как круги на воде, задевают всех, от несчастливой парочки копов до совсем простых людей вроде девушки Гули и её непутёвого брата.
Драма Бардина отлично вписывается в традицию бадди-муви, фильмов о напарниках, чьи отношения построены на контрастах. Казалось бы, недостатка в «ментовских сериалах» на российском телевидении нет, но «Салам Масква», конечно, куда больше и лучше. Хотя здесь есть и милиция, и мафия, и нелегалы, это крепкая, хорошо снятая и хорошо сыгранная криминальная история, которой место в одном ряду с «Гоморрой» или «Прослушкой» с поправкой на российские реалии. Сам Бардин говорит, что писал свой сериал с оглядкой на традицию полицейских боевиков, разве что его главные герои куда жёстче по отношению друг к другу, а с другой стороны, повествование не теряет относительно лёгкого тона. Здесь есть место юмору, порой возвращающему шоу куда-то в реалии «Служебного романа» (этому сильно способствует саундтрек Васи Обломова), но это по-своему уместно — режиссёру удаётся найти удачный баланс между «жестью» и жизнью.
Бардина всегда интересовали люди «на обочине»: не важно, скинхеды ли это в «России 88», гопники в «Гоп-стопе» или мигранты в «Салам Масква», он исправно смотрит туда, где у большинства словно бы слепое пятно. Главное, что, обращая на них взор, он видит в них в первую и последнюю очередь людей. А как иначе: чуть стоит включить эмпатию, копнуть поглубже и присмотреться получше, как оказывается, что представитель определённой культуры — это не просто фигура в готовой рамке предрассудков, а личность со своими страхами, проблемами, радостями и надеждами. Бардин очеловечивает всех, никого при этом не оправдывая: и бандитов, и полицейских, и нелегалов. Показывая мир через эту оптику, он отчётливо даёт понять, что здесь не стоит ждать деления на чёрное и белое: всё сложно, люди сложные и выбор перед ними часто стоит непростой. Толерантность по Бардину — это умение вглядеться в человека, не вынося ему предварительного вердикта.
Бардин старался сделать сериал предельно правдоподобным — в частности, изучал фактуру, отправившись в одиночку на Кавказ; затем, уже вместе с командой, проводил кастинг и съёмки в Дагестане. Режиссёр говорит, что хотел сделать всё по-настоящему, без подмены локаций, языков и понятий — не зря главный герой не «дагестанец», а аварец. В интервью Бардин говорит, что, помимо сериальной истории о толерантности, его волнует вполне реальная проблема отсутствия возможностей у актёров из регионов. Многие из сыгравших в шоу — те, кому в Москве обычно не дают ролей, а большинство актёров массовки — обычные жители, либо мигранты, либо, когда действие перемещается в Дагестан, местные жители.
Не стоит забывать, что при всей своей остроте «Салам Масква» идёт в онлайн-кинотеатре Первого канала. Хотя именно федеральный канал показывал не менее острые «Оттепель» и «Школу», было это уже несколько лет назад. Сам сериал тоже уже как три года был готов, но его выход в эфир всё время откладывали — да так, что он вышел даже не в ночное время, а сразу на сайте. Может, это по-своему и хорошо: в 2016 году смотреть стриминговое видео куда проще, чем ловить серию в определённое время. Журналисты, впрочем, отмечают, что из-за этой давности лет «Салам Масква» выглядит памятником немного другим временам.
Но есть и другая проблема. Сериал Бардина будет актуален, пока не возникнет диалога между людьми разного происхождения, и эти времена пока, кажется, в не очень обозримом будущем. Дружба народов, вроде бы унаследованная от СССР, выродилась в напряжённое сосуществование — и остросоциальное, умное и достойно снятое кино вроде «Салам Масква» могло бы, как принято говорить, «заставить аудиторию задуматься». Жаль, что до тех, кого можно было бы переубедить, сериал, так и не попав в федеральный эфир, к сожалению, вряд ли дойдёт.