садриддин айни биография на русском языке
Айни, Садриддин
Содержание
Биография
Принимал участие в установлении Советской власти в Бухаре. В советское время занимался в основном литературной деятельностью. Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы».
Айни был в числе организаторов Самаркандского государственного университета в 1927 году, который тогда назывался академией.
Основные труды
Садриддин Айни кроме родного таджикского прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на обоих языках. Он внес значительный вклад в литературу обоих народов.
Награды и премии
Память
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Айни, Садриддин» в других словарях:
Айни Садриддин — … Википедия
Айни — фамилия. Известные носители: Айни, Мохсен (араб. محسن أحمد العيني; родился в 1932 году) северойеменский политик и дипломат. Айни, Садриддин (тадж. Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садриддин Саид Муродзода; 1878 1954) таджикский советский… … Википедия
Садриддин Айни — Айнӣ писатель Дата рождения: 1878 Дата смер … Википедия
Айни — настоящее имя Садриддин Саид Муродзода, (1878 1954), таджикский писатель, учёный. Первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР. Повести; в романе «Дохунда» (опубликован в 1930) и «Рабы» (1934) отражена жизнь таджикского народа на протяжении… … Энциклопедический словарь
АЙНИ — (наст. имя Садриддин Саид Муродзода) (1878 1954) таджикский писатель, ученый, общественный деятель. Первый президент (с 1951) АН Таджикистана. Повести; в романах Дохунда (опубликован 1930) и Рабы (1934) отражены жизнь таджикского народа на… … Большой Энциклопедический словарь
Айни — АЙНИ́ (наст. имя Садриддин Саид Муродзода) (18781954), тадж. писатель, учёный. Первый през. (с 1951) АН Тадж. ССР. Повести; в ром. Дохунда (опубл. в 1930) и Рабы (1934) отражена жизнь тадж. народа на протяжении столетия; Воспоминания (кн.… … Биографический словарь
Айни — (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид Муродзода) [15.(27).4.1878, село Соктаре, около г. Гиждувана, 15.7.1954, Душанбе], таджикский советский писатель, учёный, общественный деятель. Первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР;… … Большая советская энциклопедия
Айни — (наст. имя Садриддин Саид Муродзода; 1878–1954) – тадж. писатель, ученый, публицист, обществ. деятель. Первый през. (с 1951) АН Таджикистана. Под пс. Айни начал печататься с 1896. Основоположник тадж. и один из зачинателей узб. сов. лит ры.… … Энциклопедический словарь псевдонимов
Айни — (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид Муродзода) (1878 1954) таджикский писатель, педагог, общественный деятель, д р филологических наук (1948), заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1940) и Узбекской ССР (1950), академик и первый… … Педагогический терминологический словарь
САИД-МУРОДЗОДА Садриддин — саид Муродзода Садриддин, см. Айни (см. АЙНИ) … Энциклопедический словарь
Деятели Узбекистана
На сайте «Деятели Узбекистана» представлена информация об известных людях, внёсших вклад в развитие Узбекистана. Сайт является просветительским, научно-популярным и познавательным.
Садриддин Айни
День рождения: 1878 год
Дата смерти: 15 Июля 1954 год
Место рождения: Бухара
Направления: Литературоведы, Писатели, Поэты
Биография
В 1889 году Садриддин, во время эпидемии оспы, потерял дядю, отца и мать. Старший брат Мухиддин был муллой в другой деревне, и одиннадцатилетнему мальчику пришлось заботиться о младших братьях, став главой семьи. Он одевал, обувал братьев, готовил, продавал на базаре, возделывал землю. В 1890 году Шариф-джон-махдум помог ему поехать в Бухару, где он учился в медресе Мир-Араб.
Садриддин больше, чем книгами, изучаемыми в медресе, интересовался стихами. В начале 1892 года Шариф-джон-махдум пригласил его жить к себе. В этом доме встречались люди, близкие к литературе и искусству, беседовали, читали стихи. В то время он и сам начал писать стихи, подписывая их различными псевдонимами. Псевдоним «Айни» он взял в 1896 году. Уже к 1905 году стал известным поэтом, его стихи входили в антологию. В то время он организует общество «Просвещение», пишет учебники для «новометодных» (светских) школ.
Его освободили русские. Один из его братьев, Сироджиддин, был казнен по приказу эмира, другой, Мухиддин, убит басмачами. Садриддин Айни сочувствовал большевикам, писал революционные песни, ставшие популярными, помогал подготовке революционного выступления в Бухаре.
Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы». Заслуженный деятель наук Таджикской ССР (1940), почетный член Академии наук Узбекской ССР (1949), доктор филологических наук (1949) С 1951 года первый президент Академии наук Таджикской ССР. Первый лауреат Государственной премии Таджикистана (1950).
Садриддин Айни кроме родного таджикского прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на обоих языках. Он внес значительный вклад в литературу обоих народов.
Его основные труды: «Одина» (опубликован в 1924), «Дохунда» (опубликован в 1930), «Рабы» (1934), «Смерть ростовщика» (1939) «Воспоминания» («Бухара») (1949—1954). Повесть «Одина» считается началом новой таджикской литературы.
Писатель Д. Икрами говорил «Все мы вышли из „Одины“..» «Дохунда» знаменует дальнейшее развитие автора в русле соцреализма. Если Одина пассивный герой, то Дохунда активный участник революции. «Рабы» — первый таджикский роман, рисующий жизнь Средней Азии от начала XIX века до 30-х годов XX века. В «Смерти ростовщика» создан колоритный образ ханжи и скряги Кори Ишкамба, сравнимый с Плюшкиным, Иудушкой Головлёвым, Гобсеком, и в то же время имеющий национальные таджикские черты. «Воспоминания» представляют по существу собрание новелл о детстве, юности автора и дают широкую картину жизни бухарского общества на рубеже веков. Они получили высокою оценку таких писателей, как Леонид Леонов, Константин Федин, а также в Иране. Высоко оценивали творчество устоза также Самуил Маршак, Антанас Венцлова. Луи Арагон сравнивал его с Джеком Лондоном и Киплингом. На Каирской конференции писателей Азии и Африки 1962 году он поставлен в один ряд с такими классиками востока как Рабиндранат Тагор, Лу Синь, Таха Хусейн. Произведение Айни переведены на русский, украинский, белорусский, литовский, польский, чешский, французский, урду. Автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии.
Работал над составлением антологии «Образцы таджикской литературы», включавшей в себя лучшие образцы поэзии, начиная от Рудаки и до начала XX века. Этим изданием Айни доказывал существование самостоятельной таджикской нации, её истории и культуры в своём споре с пантюркистами. Сам писатель говорил, что «произведение на основе исторических фактов сорвало завесу с происков и домогательств пантюркистов и наложило на них печать молчания…». На этой почве у него был конфликт с Файзуллой Ходжаевым. Пантюркизм имел в начале двадцатых годов поддержку сверху, так как СССР был заинтересован в хороших отношениях с кемалистской Турцией. Это не значит, что Айни не принял Советской власти. Хотя такие обвинения в его адрес и выдвигались, например Н. И. Бухариным.
Айни участник вскрытия гробницы Тамерлана в 1941 году, а также могилы основоположника классической поэзии фарси Рудаки. Встречался со Сталиным, Максимом Горьким, Якубом Коласом, Юлиусом Фучиком.
Садриддин Айни умер 15 июля 1954 года в Сталинабаде, нынешнем Душанбе.
Родился таджикский писатель Садриддин Айни
Садриддин Айни родился года в кишлаке Бухарского ханства в крестьянской семье. В 1890 г. во время эпидемии холеры почти одновременно умерли его отец и мать. Садриддин уехал из родного кишлака в Бухару и поступил и медресе, традиционное для мусульманских стран учебное заведение религиозного типа. Учась, в медресе, он зарабатывал на жизнь стиркой, прислуживанием в богатых домах, уборкой, студенческих келий.
Он вступил на путь просветительской деятельности — принимал активное участие в организации первых в Бухаре новометодных школ для таджикских детей, писалдля них учебники, стихи, рассказы, утверждая в противовес религиозному мусульманскому богословию пользу светских знаний.
Во время Первой Мировой войны Айни опубликовал в периодической печати статьи, пропагандирующие просветительские идеи. Преследование властей вынудило Айни в 1915-1916 гг. скрываться вне Бухары. В апреле 1917 г. Айни был наказан 75-ю палочными ударами и брошен в тюрьму. Вместе с другими политическими заключенными был освобожден из тюрьмы русскими революционными солдатами и после двухмесячного лечения в госпитале в Кагане переехал на постоянное жительство в Самарканд.
Писатель принимал активное участие в создании первых советских школ, писал листовки и прокламации с призывами к трудящимся Бухары. Также он сотрудничал с первыми советскими периодическими изданиями на таджикском и узбекском языках. Через некоторое время после создания Бухарской Народной Республики его избрали членом ЦИК республики, а после создания Таджикской АССР Айни в течение ряда лет работал в Таджикском представительстве в Самарканде, в самаркандском отделении Таджикского государственного издательства. С созданием в 1929 г. Таджикской Советской Социалистической Республики он был избран членом ЦИК Таджикской ССР.
В 1934 г. на I Всесоюзном съезде писателей Айни стал членом Правления Союза писателей СССР. В 1940 г. Айни за большие заслуги в области литературоведения получает звание заслуженного деятеля науки Таджикской ССР. В 1943 г. он избирался почетным членом Академии наук Узбекской ССР, а позже ему присваивается звание заслуженного деятеля науки Узбекской ССР. В 1951 г. Айни избрался первым президентом организовавшейся Академии наук Таджикской ССР. В 1950 г. удостаивался Государственной премии СССР за первые две части «Воспоминаний» (на русском языке вышли под названием «Бухара»).
Садриддин Айни скончался 15 июля 1954 г. в городе Душанбе.
Сегодня, 15 апреля, исполняется 142 года со дня рождения знаменитого таджикского и узбекского писателя Садриддина Айни. О классиках, даже ушедших многие столетия назад, обычно принято говорить, как о живых. Это справедливо, ведь их творения до сих пор трогают сердца, так же как и много лет назад.
Иначе и быть не могло – он родился в семье хоть и состоятельного, но крестьянина, а потому не понаслышке знал, какой ценой простые люди добывают кусок хлеба.
В юности судьба не слишком баловала Айни. В 18 лет, потеряв родителей в результате эпидемии холеры, он осел в Бухаре, где начал учебу в местном медресе. Чтобы прокормить себя, он брался практически за любую работу – занимался стиркой белья, уборкой улиц, нанимался прислужником в дом богачей и помощником у бухарских торговцев.
Во время учебы Айни не слишком интересовался шариатским правом и богословием, больше посвящая себя поэзии и словесности. Молодой, чистый сердцем поэт быстро сошелся с просветителями-джадидитами, движением новой исламской интеллигенции, боровшихся за модернизацию общества, социальное равенство и прогресс в Средней Азии.
Но местная знать, чье правление больше походило на дремучий средневековый феодализм, опасалась джадидитов, видя в них угрозу своему отсталому и несправедливому правлению. А потому под выдуманным предлогами, или вовсе без них, старалась изгнать просветителей или вообще посадить их в тюрьму.
Так случилось и с Айни. Его бросили в эмирский зиндан и приговорили к 75 ударам палок. Молодой человек едва пришел в себя после такого наказания, но ему еще повезло – один из его друзей скончался от жестоких побоев.
Не дожидаясь следующего наказания, молодой писатель бежит из Бухары в Самарканд, где он был не так известен, и занимается то работой, то творчеством.
Садриддин Айни горячо приветствовал революцию 1917 года, свержение царя и последующий приход к власти большевиков, в которых он видел людей, способных претворить в жизнь прежние идеалы джадидитов.
Став членом советского правительства в Узбекской ССР (частью которого до 1929 года был Таджикистан) он деятельно принимается за просвещение и науку. Благодаря его усилиям в 1927 был открыт Самаркандский государственный институт, энергично воплощалась на местах программой всеобщего образования и ликвидация безграмотности.
И именно благодаря трудам Айни среднеазиатская литература вновь стала широко обсуждаема в мировых литературных кругах, возможно, впервые со времен Фирдоуси, Рудаки и Хайяма.
Айни хорошо знал Максима Горького, общался с Юлиусом Фучиком и Абулькасимом Лахути. Его творчество высоко оценивал Самуил Маршак, а французский писатель Луи Арагон сравнивал романы таджикского автора с творчеством Джека Лондона и Редьярда Киплинга.
Хотя Садриддин Айни одинаково хорошо владел и таджикским и узбекским языками, публикуя заметки в национальных газетах обеих советских республик, большинство своих значимых произведений он написал на таджикском. Его вклад в формирование современной таджикской литературы поистине неоценим.
Более того, именно идейная поддержка Садриддина Айни, обосновавшего уникальность культуры и языка родного народа, помогла Шириншо Шотемуру добиться самостоятельности молодой республики в составе Советского Союза.
Знаменитый писатель Садриддин Айни прошел через изгнание, эмирскую тюрьму и революцию, чтобы сделать народную культуру Таджикистана известной всему миру.
15 апреля исполняется 142 года со дня рождения знаменитого таджикского и узбекского писателя Садриддина Айни. О классиках, даже ушедших многие столетия назад, обычно принято говорить, как о живых. Это справедливо, ведь их творения до сих пор трогают сердца, так же, как и много лет назад.
Иначе и быть не могло – он родился в семье хоть и состоятельного, но крестьянина, а потому не понаслышке знал, какой ценой простые люди добывают кусок хлеба.
В юности судьба не слишком баловала Айни. В 18 лет, потеряв родителей в результате эпидемии холеры, он осел в Бухаре, где начал учебу в местном медресе. Чтобы прокормить себя, он брался практически за любую работу – занимался стиркой белья, уборкой улиц, нанимался прислужником в дом богачей и помощником у бухарских торговцев.
Во время учебы Айни не слишком интересовался шариатским правом и богословием, больше посвящая себя поэзии и словесности. Молодой, чистый сердцем поэт быстро сошелся с просветителями-джадидитами, движением новой исламской интеллигенции, боровшихся за модернизацию общества, социальное равенство и прогресс в Средней Азии.
Но местная знать, чье правление больше походило на дремучий средневековый феодализм, опасалась джадидитов, видя в них угрозу своему отсталому и несправедливому правлению. А потому под выдуманным предлогами, или вовсе без них, старалась изгнать просветителей или вообще посадить их в тюрьму.
Так случилось и с Айни. Его бросили в эмирский зиндан и приговорили к 75 ударам палок. Молодой человек едва пришел в себя после такого наказания, но ему еще повезло – один из его друзей скончался от жестоких побоев.
Не дожидаясь следующего наказания, молодой писатель бежит из Бухары в Самарканд, где он был не так известен, и занимается то работой, то творчеством.
Садриддин Айни горячо приветствовал революцию 1917 года, свержение царя и последующий приход к власти большевиков, в которых он видел людей, способных претворить в жизнь прежние идеалы джадидитов.
Став членом советского правительства в Узбекской ССР (частью которого до 1929 года был Таджикистан) он деятельно принимается за образование и науку. Благодаря его усилиям в 1927 был открыт Самаркандский государственный институт, энергично воплощалась на местах программой всеобщего образования и ликвидация безграмотности.
И именно благодаря трудам Айни среднеазиатская литература вновь стала широко обсуждаема в мировых литературных кругах, возможно, впервые со времен Фирдоуси, Рудаки и Хайяма.
Айни хорошо знал Максима Горького, общался с Юлиусом Фучиком и Абулькасимом Лахути. Его творчество высоко оценивал Самуил Маршак, а французский писатель Луи Арагон сравнивал романы таджикского автора с творчеством Джека Лондона и Редьярда Киплинга.
Хотя Садриддин Айни одинаково хорошо владел и таджикским, и узбекским языками, публикуя заметки в национальных газетах обеих советских республик, большинство своих значимых произведений он написал на таджикском. Его вклад в формирование современной таджикской литературы поистине неоценим.
Более того, именно идейная поддержка Садриддина Айни, обосновавшего уникальность культуры и языка родного народа, помогла Шириншо Шотемуру добиться самостоятельности молодой республики в составе Советского Союза.
Садриддин Айни остался в памяти потомков не только блестящим писателем, но и выдающимся ученым-литературоведом, чья работа «Образцы таджикской литературы», фактически доказала право на самобытность нации в переломные 20-е годы.
А потому сегодня Айни по праву считается одним из «отцов-основателей» республики, заново открывшим миру таджикско-персидскую литературу.