садриддин айни биография дети

Айни, Садриддин

садриддин айни биография дети

Содержание

Биография

Принимал участие в установлении Советской власти в Бухаре. В советское время занимался в основном литературной деятельностью. Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы».

Айни был в числе организаторов Самаркандского государственного университета в 1927 году, который тогда назывался академией.

Основные труды

Садриддин Айни кроме родного таджикского прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на обоих языках. Он внес значительный вклад в литературу обоих народов.

Награды и премии

Память

садриддин айни биография дети

садриддин айни биография дети

садриддин айни биография дети

садриддин айни биография дети

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Айни, Садриддин» в других словарях:

Айни Садриддин — … Википедия

Айни — фамилия. Известные носители: Айни, Мохсен (араб. محسن أحمد العيني‎‎‎‎; родился в 1932 году) северойеменский политик и дипломат. Айни, Садриддин (тадж. Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садриддин Саид Муродзода; 1878 1954) таджикский советский… … Википедия

Садриддин Айни — Айнӣ писатель Дата рождения: 1878 Дата смер … Википедия

Айни — настоящее имя Садриддин Саид Муродзода, (1878 1954), таджикский писатель, учёный. Первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР. Повести; в романе «Дохунда» (опубликован в 1930) и «Рабы» (1934) отражена жизнь таджикского народа на протяжении… … Энциклопедический словарь

АЙНИ — (наст. имя Садриддин Саид Муродзода) (1878 1954) таджикский писатель, ученый, общественный деятель. Первый президент (с 1951) АН Таджикистана. Повести; в романах Дохунда (опубликован 1930) и Рабы (1934) отражены жизнь таджикского народа на… … Большой Энциклопедический словарь

Айни — АЙНИ́ (наст. имя Садриддин Саид Муродзода) (1878–1954), тадж. писатель, учёный. Первый през. (с 1951) АН Тадж. ССР. Повести; в ром. Дохунда (опубл. в 1930) и Рабы (1934) отражена жизнь тадж. народа на протяжении столетия; Воспоминания (кн.… … Биографический словарь

Айни — (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид Муродзода) [15.(27).4.1878, село Соктаре, около г. Гиждувана, 15.7.1954, Душанбе], таджикский советский писатель, учёный, общественный деятель. Первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР;… … Большая советская энциклопедия

Айни — (наст. имя Садриддин Саид Муродзода; 1878–1954) – тадж. писатель, ученый, публицист, обществ. деятель. Первый през. (с 1951) АН Таджикистана. Под пс. Айни начал печататься с 1896. Основоположник тадж. и один из зачинателей узб. сов. лит ры.… … Энциклопедический словарь псевдонимов

Айни — (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид Муродзода) (1878 1954) таджикский писатель, педагог, общественный деятель, д р филологических наук (1948), заслуженный деятель науки Таджикской ССР (1940) и Узбекской ССР (1950), академик и первый… … Педагогический терминологический словарь

САИД-МУРОДЗОДА Садриддин — саид Муродзода Садриддин, см. Айни (см. АЙНИ) … Энциклопедический словарь

Источник

садриддин айни биография дети

Знаменитый писатель Садриддин Айни прошел через изгнание, эмирскую тюрьму и революцию, чтобы сделать народную культуру Таджикистана известной всему миру.

15 апреля исполняется 142 года со дня рождения знаменитого таджикского и узбекского писателя Садриддина Айни. О классиках, даже ушедших многие столетия назад, обычно принято говорить, как о живых. Это справедливо, ведь их творения до сих пор трогают сердца, так же, как и много лет назад.

Иначе и быть не могло – он родился в семье хоть и состоятельного, но крестьянина, а потому не понаслышке знал, какой ценой простые люди добывают кусок хлеба.

В юности судьба не слишком баловала Айни. В 18 лет, потеряв родителей в результате эпидемии холеры, он осел в Бухаре, где начал учебу в местном медресе. Чтобы прокормить себя, он брался практически за любую работу – занимался стиркой белья, уборкой улиц, нанимался прислужником в дом богачей и помощником у бухарских торговцев.

Во время учебы Айни не слишком интересовался шариатским правом и богословием, больше посвящая себя поэзии и словесности. Молодой, чистый сердцем поэт быстро сошелся с просветителями-джадидитами, движением новой исламской интеллигенции, боровшихся за модернизацию общества, социальное равенство и прогресс в Средней Азии.

Но местная знать, чье правление больше походило на дремучий средневековый феодализм, опасалась джадидитов, видя в них угрозу своему отсталому и несправедливому правлению. А потому под выдуманным предлогами, или вовсе без них, старалась изгнать просветителей или вообще посадить их в тюрьму.

Так случилось и с Айни. Его бросили в эмирский зиндан и приговорили к 75 ударам палок. Молодой человек едва пришел в себя после такого наказания, но ему еще повезло – один из его друзей скончался от жестоких побоев.

Не дожидаясь следующего наказания, молодой писатель бежит из Бухары в Самарканд, где он был не так известен, и занимается то работой, то творчеством.

Садриддин Айни горячо приветствовал революцию 1917 года, свержение царя и последующий приход к власти большевиков, в которых он видел людей, способных претворить в жизнь прежние идеалы джадидитов.

Став членом советского правительства в Узбекской ССР (частью которого до 1929 года был Таджикистан) он деятельно принимается за образование и науку. Благодаря его усилиям в 1927 был открыт Самаркандский государственный институт, энергично воплощалась на местах программой всеобщего образования и ликвидация безграмотности.

И именно благодаря трудам Айни среднеазиатская литература вновь стала широко обсуждаема в мировых литературных кругах, возможно, впервые со времен Фирдоуси, Рудаки и Хайяма.

Айни хорошо знал Максима Горького, общался с Юлиусом Фучиком и Абулькасимом Лахути. Его творчество высоко оценивал Самуил Маршак, а французский писатель Луи Арагон сравнивал романы таджикского автора с творчеством Джека Лондона и Редьярда Киплинга.

Хотя Садриддин Айни одинаково хорошо владел и таджикским, и узбекским языками, публикуя заметки в национальных газетах обеих советских республик, большинство своих значимых произведений он написал на таджикском. Его вклад в формирование современной таджикской литературы поистине неоценим.

Более того, именно идейная поддержка Садриддина Айни, обосновавшего уникальность культуры и языка родного народа, помогла Шириншо Шотемуру добиться самостоятельности молодой республики в составе Советского Союза.

Садриддин Айни остался в памяти потомков не только блестящим писателем, но и выдающимся ученым-литературоведом, чья работа «Образцы таджикской литературы», фактически доказала право на самобытность нации в переломные 20-е годы.

А потому сегодня Айни по праву считается одним из «отцов-основателей» республики, заново открывшим миру таджикско-персидскую литературу.

Источник

Легко ли быть внуком Садриддина Айни?

садриддин айни биография дети

Он не любит давать интервью и считает, что лучше всего о человеке судить, да и, в принципе, узнавать, по его делам. А уж точно не по тому, что он сам о себе расскажет. И всё же он согласился поведать нам о личном, о том, что ещё не говорилось в СМИ.

О жизни, бизнесе, призвании и семье поговорили с Ираджем Айни, внуком основоположника современной таджикской литературы Садриддина Айни и сыном известного ученого Камола Айни.

Истинное призвание

Ирадж по первому образованию востоковед. Он окончил арабское отделение восточного факультета Таджикского госуниверситета. Годовую стажировку проходил в йеменском городе Сана. Второе образование – экономическое, позволило выжить в тяжёлые 90-ые годы. Тогда он работал в банке и вёл свой бизнес.

С 2004 года Ирадж начал работать в качестве представителя в турецкой полиграфической компании «Мега принт». Но своё истинное призвание он нашёл спустя пять лет, когда начал самостоятельно заниматься изданием книг.

садриддин айни биография дети

Война, знакомая с детства

Ирадж Айни активно участвует во всех мероприятиях, посвящённых победе в Великой Отечественной Войне. Он считает себя тем поколением, для которого тема памяти и войны является важной, значащей и близкой с детства.

Не смог остаться в стороне от этой темы и сам Ирадж. Совместно с известным историком Гафуром Шерматовым, им была издана первая книга о героях Таджикистана «Война и победа. Таджикистан в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Художественным оформлением книги занималась таджикский дизайнер Юнусова Фарида.

Этот памятный труд удостоился диплома в номинации «Сохранение исторической правды и памяти народа», и стал книгой года на Фестивале национальной книги «Читающий мир», который прошёл в сентябре этого года в Рязани.

20 ноября Ирадж был удостоен юбилейной медали в честь 75-летия Победы за вклад в сохранение памяти о Второй мировой войне. Памятную медаль вручал посол России.

садриддин айни биография дети

Любовь к художественному искусству

Ирадж является владельцем арт-галереи «Мино», которая на протяжении многих лет являлась центром искусства и культуры. В её стенах проводились различные выставки художников, ремесленников, фотографов. Там организовывались концерты, и творческие вечера писателей, и презентации книг.

Художественное искусство, по словам Ираджа, ему близко и интересно. Его мама, Мукаддима Ашрафи была доктором наук и выдающимся специалистом в области восточной миниатюры. Тетя, Лютфия Айни являлась знатоком театра и современного художественного искусства.

Ресторан с французским прононсом

Ещё до пандемии в Le Club выступали многие музыканты от исполнителей шашмакома до эстрадных. Сейчас, в период коронавирусной инфекции, там уже не собираются большими компаниями. Однако ресторан всегда открыт для тех, кто хочет отведать вкусную еду в уютной обстановке и хорошо провести время.

садриддин айни биография дети

Музей и литературный фонд Айни

Пару лет назад в честь 140-летия Садриддина Айни съёмочная группа Азии-Плюс делала сюжет о музее Айни. Тогда, при финансировании ТАЛКО и хукумата района И.Сомони, были проведены работы по реконструкции и реставрации. Сейчас, по словам Ираджа, музей ожидает организацию второго этапа реставрации, о чём было обещано.

Сам музей входит в объединение, состоящее из четырёх литературных музеев: Айни, Лахути, Турсунзаде и Рахими, и состоит на балансе Института языка и литературы Академии наук.

Литературный фонд Айни занимается подготовкой и изданием книг. Он сотрудничает с центрами культуры и науки в Таджикистане и Узбекистане.

Издательский дом Айни был открыт и в России, в котором совместно были изданы такие книги, как «Поэтический букет» С. Есенина на русском и таджикском языках в переводе Лоика Шерали, «Мифы и легенды» М. Горького, куда вошли также малоизвестные легенды о Самарканде. Сборник стихов «Восточные мотивы» А.С. Пушкина также на двух языках, и другие книги по направлению проекта «Диалог культур».

Большую поддержку и содействие в публикациях было оказано Посольством России в Таджикистане в лице посла Игоря Лякина-Фролова.

садриддин айни биография дети

Легко ли быть внуком Айни?

Отец Ираджа много рассказывал сыну историй о жизни устода. Впоследствие они стали народными анекдотами и не раз печатались в прессе. Ирадж рассказал одну из таких:

— У домулло был богбон, садовник, молодой парень, который всегда обращался к нему на «ты». Устод Айни сделал ему замечание, что нехорошо так обращаться к человеку, который намного старше. И спрашивает, понял ли он, и что именно понял? Парень отвечает: «Да, понял. Дигар ман худата шумо мегуям (впредь буду тебя на вы называть)».

Как отмечает сам Ирадж, к сожалению, ему не перешли черты характера знаменитого деда. Садриддин Айни был человеком энциклопедических знаний, очень талантливым и работоспособным.

садриддин айни биография дети

Наследство от отца

Ирадж Айни продолжает хранить память о своём великом дедушке, дело которого начал его отец. Камол Айни посвятил всю свою жизнь продолжению дела знаменитого отца: изучению и пропаганде таджикско-персидской литературы и культуры, публикациям памятников письменности на фарси, дари, таджикском, русском и английском языках, популяризации культурного наследия народов Ирана и Средней Азии.

садриддин айни биография дети

Также Ирадж планирует издать книгу с воспоминаниями своего отца. Личные дневники Камола Айни уже были изданы много лет назад в журнале «Истикбол». Как отмечает Ирадж, публикация книги требует больших финансовых затрат, а во время пандемии и экономического кризиса является очень сложным делом.

Но самое важное наследство от отца, по словам Ираджа, это воспитание, образование любовь к культуре, твёрдость в принятии решений и целеустремлённость. И эти качества ему хотелось бы также передать своим детям и последующим поколениям. Но прежде всего, детям Ирадж оставит изданные книги.

Семья

У Ираджа двое детей. Сыну Озару 22 года. В этом году он заканчивает учёбу в Университете Центральной Азии, и в дальнейшем планирует продолжить учёбу в магистратуре. Двенадцатилетняя дочь Дорис учится в 6 классе, и пока ещё не определилась с будущей профессией.

— То она хочет быть дизайнером интерьера, то архитектором, то врачом, как мечтает мама, то кондитером. В общем, мы с супругой пока не можем точно распознать, к чему больше она тяготеет. Сейчас она усиленно занимается изучением языков, и возможно на следующий год будет понятно, в каком направлении будем двигаться в плане её дальнейшего образования.

садриддин айни биография дети

Супруга Ираджа, Шахло, в настоящее время увлечена своим собственным бизнесом в сфере модной одежды. По словам мужа, всё начиналось, как обычное хобби. Потом увлечение переросло уже в более серьёзное дело, которое сейчас приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное.

— Я вижу на примере своей супруги, как женщина, которая занимается своим любимым делом, может добиться результатов. Все 23 года нашей совместной жизни она умело совмещала свою трудовую деятельность и быт, а также много времени уделяла воспитанию и образованию наших детей.

Источник

Сегодня, 15 апреля, исполняется 142 года со дня рождения знаменитого таджикского и узбекского писателя Садриддина Айни. О классиках, даже ушедших многие столетия назад, обычно принято говорить, как о живых. Это справедливо, ведь их творения до сих пор трогают сердца, так же как и много лет назад.

садриддин айни биография дети

Иначе и быть не могло – он родился в семье хоть и состоятельного, но крестьянина, а потому не понаслышке знал, какой ценой простые люди добывают кусок хлеба.

В юности судьба не слишком баловала Айни. В 18 лет, потеряв родителей в результате эпидемии холеры, он осел в Бухаре, где начал учебу в местном медресе. Чтобы прокормить себя, он брался практически за любую работу – занимался стиркой белья, уборкой улиц, нанимался прислужником в дом богачей и помощником у бухарских торговцев.

Во время учебы Айни не слишком интересовался шариатским правом и богословием, больше посвящая себя поэзии и словесности. Молодой, чистый сердцем поэт быстро сошелся с просветителями-джадидитами, движением новой исламской интеллигенции, боровшихся за модернизацию общества, социальное равенство и прогресс в Средней Азии.

Но местная знать, чье правление больше походило на дремучий средневековый феодализм, опасалась джадидитов, видя в них угрозу своему отсталому и несправедливому правлению. А потому под выдуманным предлогами, или вовсе без них, старалась изгнать просветителей или вообще посадить их в тюрьму.

Так случилось и с Айни. Его бросили в эмирский зиндан и приговорили к 75 ударам палок. Молодой человек едва пришел в себя после такого наказания, но ему еще повезло – один из его друзей скончался от жестоких побоев.

Не дожидаясь следующего наказания, молодой писатель бежит из Бухары в Самарканд, где он был не так известен, и занимается то работой, то творчеством.

садриддин айни биография дети

Садриддин Айни горячо приветствовал революцию 1917 года, свержение царя и последующий приход к власти большевиков, в которых он видел людей, способных претворить в жизнь прежние идеалы джадидитов.

Став членом советского правительства в Узбекской ССР (частью которого до 1929 года был Таджикистан) он деятельно принимается за просвещение и науку. Благодаря его усилиям в 1927 был открыт Самаркандский государственный институт, энергично воплощалась на местах программой всеобщего образования и ликвидация безграмотности.

И именно благодаря трудам Айни среднеазиатская литература вновь стала широко обсуждаема в мировых литературных кругах, возможно, впервые со времен Фирдоуси, Рудаки и Хайяма.

Айни хорошо знал Максима Горького, общался с Юлиусом Фучиком и Абулькасимом Лахути. Его творчество высоко оценивал Самуил Маршак, а французский писатель Луи Арагон сравнивал романы таджикского автора с творчеством Джека Лондона и Редьярда Киплинга.

Хотя Садриддин Айни одинаково хорошо владел и таджикским и узбекским языками, публикуя заметки в национальных газетах обеих советских республик, большинство своих значимых произведений он написал на таджикском. Его вклад в формирование современной таджикской литературы поистине неоценим.

Более того, именно идейная поддержка Садриддина Айни, обосновавшего уникальность культуры и языка родного народа, помогла Шириншо Шотемуру добиться самостоятельности молодой республики в составе Советского Союза.

Источник

Династическое древо Айни

Каждый из нас в своей жизни горит желанием оставить о себе память своим потомкам, либо тому обществу, в котором он провёл свой отрезок жизни. О пройденном им пути в лабиринте многоцветной и разнообразной реальности. Либо о каком-то важном для него факте или моменте, оставившем ему впечатлительные для него воспоминания. Многие пишут мемуары, романы, или произведения в стихотворной форме. А есть люди, которые всю свою сознательную жизнь посвящают сбору монет разных стран, (наука о нумизматике), и другим ценным предметам. Собирает женские украшения из драгоценных металлов, или сбором исторических артефактов. Есть люди, ценящие вещи бытового характера. Они вкладывают свой нажитый капитал в строительство домов, либо в выкуп земель под хозяйственные и иные постройки, к примеру, благотворительность или постройку церкви для верующих людей. Одним словом на недвижимость, которая в дальнейшем обеспечит их потомство всеми благами человеческого бытия. Впрочем, всё это накопительство имеет конечную цель, которая основывается на негласном правиле оставить о себе след. Он укажет на то обстоятельство, в какой степени человек прожил свою жизнь, попусту или с пользой для других. У нас у азиатов бытует не писаное правило. Человек за время бытия обязан посадить дерево, построить дом, родить и воспитать потомство. Однако есть люди, которые принесли обществу более весомый вклад, нежели простые обыватели, занимающиеся накопительством для своего потомства. К примеру, возьмём в основу доказательство такого вектора направленности человеческого труда и мысли. Руководители государств, полководцы, философы, учёные, поэты, писатели, актёры и другие фигуры крупного масштаба, оставившие след в истории человечества. Претворяя свои мысли и задумки в реальность мыслили так. Они считают, что наделены некой божественной силой и сверхъестественной способностью, нежели простые люди. И всё что они делают, считают в конечном итоге, обернётся во благо процветания той общественной формации, в которой они существуют. Принимают решение той задачи возникшей перед ним и обществом, сообразуясь со своими мыслями, обосновывая их своими действиями. Не ставлю перед собой задачу подробно осветить этот аспект деятельности людей, касающиеся действий отрицательного характера сильных мира сего. А затрону в некоторой степени важность положительных черт людей оставивших нам в наследство величайшие труды своих размышлений и доводов. Они целенаправленно освещают путь добросердечия и человеколюбия будущим поколениям землян. Об одной из династий, которая совершенствовала и совершенствует в неком векторе направленность движений в эти прописные истины и каноны человеческого существования. Герой, о котором начну своё повествование, является путеводной звездой для многих поколений народов Средней Азии, и о династии продолживших великие начинания мастера мысли и пера.
Айни.
Значение и величие творческого потенциала Садриддина Айни, призналось во всём мире, как одного из основоположников таджикской современной письменности и реалистического изложения пройденного им пути.
Как сказал великий поэт соцреализма Мирзо-Турсун-заде, “Бывает, что в жизни одного человека как бы воплощена жизнь целого народа, все этапы его развития. Судьба Садриддина Айни счастливо сочетает в себе все этапы борьбы и развития его народа. Жизненный путь Айни, начинавшийся в темном царстве невежества и бесправия, тесно переплетаясь с жизнью его народа, развивается и проходит до светлых, радостных сегодня дней». Авторы в своей работе все время помнили это замечательное выступление Мирзо Турсунзаде — общественно-политического деятеля и крупного художника Востока. Поистине жизнь С. С. Айни и его творчество — это жизнь таджикского народа, это эпоха в развитии народа. Нельзя рассматривать одно вне зависимости от другого. Проследив год за годом 75 лет жизни Айни, мы убедимся, что это и есть рассказ о жизни и судьбе таджиков, повесть о том, как из бесправия и нищеты они вышли к свободной и счастливой жизни, стали частицей советского народа, стали одной из пятнадцати равноправных союзных республик”. Все, что Айни видел, пережил и перечувствовал, все это выхлестнулось в его бессмертных творениях, в его литературном наследии и стало достоянием таджикского народа. Произведения С. Айни переведены на 34 языка народов мира и издавались около 300 раз. Общий тираж их трудно представить. Советские литературоведы считают его крупным философом и поэтом и значительной фигурой XX века. Французские издатели «Воспоминаний» ставят Айни в один ряд с Джеком Лондоном, Киплингом и Максимом Горьким. В 1962 году в Каире на конференции писателей Азии и Африки делегаты — классики литератур Востока почтили память Садриддина Айни наряду с Р. Тагором, Лу Синем, Шахо Хусейном. Величие и значение С. Айни признали все его друзья и недруги, произведения его прочно вошли в сокровищницу мировой литературы, стали достоянием всего человечества. Народы молодых афро-азиатских стран взяли произведения Айни на вооружение, они на конкретных приводимых им примерах учатся избегать ошибок, учатся строительству новой жизни. Очень много общего в конкретно-исторической обстановке и судьбе таджикского народа и молодых государств, только что освободившихся от колониального гнета. И там и здесь были джадиды, и мелкая буржуазия, и басмачество…
Он был трижды награжден орденом Ленина. Изучение влияния творчества Айни на таджикскую литературу — настолько обширно, что его невозможно втиснуть в рамки исследования творческого наследия великого мыслителя той ушедшей в историческую вечность эпохи…

В начале 1918 года Айни написал на мотив «Марсельезы» стихи «Марш свободы». Очень скоро эта песня получила высшую оценку истории — стала народной. Это была первая революционная песня таджиков: она открывала новую эру в тысячелетней таджикской поэзии…
МАРШ СВОБОДЫ
(на мотив «Марсельезы»)
1918 год
О, рабы! Поднимайтесь из праха,
Красным знаменем мир озаря!
Сбросьте иго покорства и страха —
Засияла свободы заря.
Мы рассеем унынье и горе,
Мы неправду развеем, как дым.
Во всемирном безмерном просторе
Справедливость навек утвердим.
Отныне свобода свободна от пут,
Отмщенье царям и эмирам!
Отныне да властвует миром
Лишь труд! Свободный труд!

Венценосцам, проклятым в угоду
Мы гремели цепями века,
Нашу кровь проливали, как воду,
Нашим потом кипела река.
Так пускай же погибнут тираны!
Пусть исчезнет насилье и гнет!
Пусть отныне изведают страны
Единения братского мед.
Отныне свобода свободна от пут,
Отмщенье царям и эмирам!
Отныне да властвует миром
Лишь труд! Великий труд!

Личное знакомство с внуком С. Айни.
С этим, на мой взгляд, многогранно интересным и талантливым человеком, нас судьба свела в сфере моей деятельности в СМИ и по другим не менее важным для меня эпизодам моей жизни. А именно, работая журналистом и публикуясь во многих русскоязычных изданиях Таджикистана, мне приходилось встречаться с людьми разных профессий. С обычными ни чем непримечательными людьми. Которые не обременёны профессиональными и иными узами, касающихся творческих направлений жизнедеятельности. Встречи происходили с пенсионерами, молодёжью, детьми, а также с государственными чиновниками. В процессе рабочего момента посещать мероприятия, имеющие государственное значение, многие посольства, аккредитованные в нашей республике и другие важные мероприятия имеющие значение к теме публикаций в газетах и журналах. Первая встреча и знакомство с Эраджем Айни состоялось в ТОДКС (Таджикское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами). Принимая на добровольных началах активное участие во многих мероприятиях в качестве журналиста, автора-исполнителя собственных сочинений организованных многими общинами находящихся в ведении данной организации. Участвовал в мероприятиях организованных в ТОДКС заместителем директора Мушарафой Шариповой, с ней я был знаком с периода союзного государства. Неоднократно вместе с группой представителей и участниками многих организаций выезжали за пределы столицы и выступали с концертами и другими не менее важными культурно массовыми мероприятиями, в других городах и селениях нашей республики.
В один из весенних дней недели, зайдя в кабинет к Мушарафат Вахидовне, заметил молодого человека сидящего в кресле приятной внешности и открытым взглядом. Муалима, как я почтительно называл Мушарафат Вахидовну, ответив на моё приветствие с улыбкой на лице, представила мне посетителя.
— Молодой человек, довольно известная личность среди интеллигенции нашего города. Зовут его Эрадж, он внук нашего устода Садриддина Айни.
В моих мыслях возник образ, видимый мною с детских лет. В золоченой рамке был изображён образ дядечки в тюбетейке с белыми, как снег усами и бородой. Сразу вспомнилась фраза сказанная Константином Анисимовичем Белоусовым сказанная им ещё в детские года, пролетевшие школе-интернат.
— Это великий мыслитель, с которого начиналась история нового советского государства возникшего на развалинах бухарского эмирата. Республика, которая перешагнув с рабовладельческого строя и миновав стадию капитализма, строила социалистическое равноправное государство.
Кстати сказать, он так увлекал нас своими рассказами на уроках истории, так что ни один ученик из нашего класса на его занятиях не получал отметки в журнале ниже четвёрки. Помню, на его нагрудном накладном кармане пиджака красовался орден Ленина. Великолепно изъясняя урок, он был требователен и к нашим ответам на его вопросы и задания, которые задавал нам на дом. Он очень отличался характером от директора школы. Был добр и улыбчив в противоположность Махкаму Кахорову, который любил провинившихся учеников хватать за ухо и больно выкручивать его. И он тоже был награждён партией и правительством орденом Ленина.
С той поры у меня с Эраджем завязались приятельские отношения, о которых можно написать роман. Но я в краткой форме опишу некоторые эпизоды из наших встреч, которые сыграли лично для меня колоссальную роль в дальнейшей моей судьбе. Первая знаменательная для меня дата состоялась в музее С. Айни, куда меня, как и многих людей имеющих отношение к мероприятию организованному Эраджем в честь 140-летия великого мыслителя востока. Были приглашены гости с Российской Федерации, Узбекистана, Казахстана и других государств бывшего союзного государства и гости из Америки, Франции. А также замечательные люди нашей страны, государственные мужи, поэты, писатели, артисты, певцы и музыканты, в общем, интеллигенция города. Всем участникам были вручены значки с портретом знакомым ещё с детства мне Садриддином Айни, дедом Эраджа Айни. Многие поэты, писатели, выступили с речью затрагивающую великую значимость работ писателя стоящего у истоков образования нашей республики и личности занимающей почёт и уважение в современном мире. Певцы и музыканты тоже внесли свою лепту в это знаменательное торжество. Значимость этого события была отмечена в СМИ и других печатных изданиях.
Другие эпизоды, оставившие в моей памяти важный след, это встречи с замечательными людьми в офисе редакции. В рабочем порядке Эрадж Айни встречался со многими людьми, одним словом нашей передовой интеллигенцией. С художниками, в числе которых известный не только в нашей республике художник, но и далеко за её пределами, великолепным мастером кисти Исуфом Санговым. А также с известными поэтами, писателями, певцами, музыкантами и государственными деятелей. Помню случай, когда мы с ним посетили художественный фонд нашей республики. Этому посещению способствовала полученная им информация от музея открытой улицы в Киеве, где хранятся слепки с лица известных людей в мире. Например, существует коллекция восковых фигур знаменитостей со всего мира. Так вот они по интернету связались с Эраджем и предложили, чтобы слепок с лица Садриддина Айни, тоже бы занял достойное место среди выставленных для обозрения людей посещающие этот музей на Украине. Встретившись в Посольстве Украины с Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины, расположенного в нашей республике, Эрадж договорился о доставке в музей Киева гипсового слепка с лица нашего знаменитого устода Садриддина Айни. В художественном фонде из оригинала слепка из бронзы, хранившегося в музее С. Айни была вылита гипсовая копия. Чрезвычайный Полномочный Посол Украины Василь Серватюк перевёз слепок в Киев, где экспонат занял почётное место среди копий слепков знаменитостей мира. И таких эпизодов масса, о которых можно написать весомую книгу. На мой обыденный взгляд, Эрадж обладает многими качествами деятельного человека. С его активной деятельностью связаны многие аспекты, касающиеся приумножения экспонатов музея его дедушки. Да и не только дедушки, но вдобавок пополняются архивные материалы, касающиеся его родословной, а также других многих известных людей оставивших нам в наследство свои труды. Не только ушедших в историческую давность времени, но и его современников. К примеру, внуком устода открыт филиал музея С. Айни в Рязани. Директором этого филиала является наш современник поэт Алексей Авганов. Этот значимый филиал, открытый под чутким руководством Эраджа Айни принимает посетителей на родине известного в России народного поэта Сергея Есенина. Кстати сказать, книжным издательством, возглавляемым Эраджем, был выпущен в свет сборник стихов на трёх языках знаменитого поэта России. Эрадж Айни, очень деятельный человек, который в совершенстве владеет многими языками. Имеет навыки чтения и перевода многих языков, в числе которых и арабский язык. На мой взгляд, Эрадж Айни достойный продолжатель династии Айни. Его неутомимый и дальновидный, главное профессиональный подход в деле реализации своих творческих планов вполне достижим. Благодаря вдумчивой и кропотливой работе над материалами и задачами, стоящими перед ним он успешно реализует все начинания, претворяя их в жизнь, тем самым вносит весомый вклад как продолжатель трудов своих предков. Благодаря Эраджу, Фариде, Исуфу Сангову и другим моим друзьям я по-иному взглянул на окружающий меня мир. Творческим помощником в работах Эраджа есть ещё один человек, который активно участвует в процессах создания, на мой взгляд, шедевров книжного издательства в нашей республике. Это дизайнер Фарида Юсупова, с которой благодаря Эраджу Айни я знаком со времени первого посещения музея имени Садриддина Айни. Могу кратко выразить своё мнение о Фариде. Она очень грамотный, начитанный человек, отличный собеседник хорошая мать, воспитавшая умную дочь. С ней я вместе со своим внуком Артуром, и группой путешественников побывал во многих интересных местах, колеся пешим ходом по горным тропам Таджикистана. Вот и данный фолиант, над которым идёт полным ходом работа, был задуман и воплощается мною благодаря знакомству с этими замечательными людьми. Происходят события вокруг меня, которые непредсказуемы мною даже во снах. До знакомства с ними я в принципе занимался творческим поиском в музыкальном и литературном векторе действий, даже работал над романом, сборником стихов и песен. Мною уже был завершен первый том моего романа “На рубеже двух веков” и другие работы в музыкальном отношении. Стал анализировать события, происходящие в реальности. Родились мысли, которые дали новый толчок моему литературному творчеству совершенно в ином ракурсе, нежели были ранее. Таким образом, сделал вывод для себя, и он озвучен мною так. “Тебя как личность определяют не твои способности и талант, которым ты от природы наделён, а близкие люди окружающие тебя в твоей судьбе ”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *