с образцов биография для детей
Сергей Владимирович Образцов
Сергей Образцов родился 22 июня (5 июля по новому стилю) 1901 года в Москве.
В 1918 году окончил реальное училище. Далее работал учителем рисования в детском доме «Улей» у Преображенской заставы.
В том же 1918-м поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет, его педагогами были А.Е. Архипов и В.А. Фаворский.
В 1922-1930 годах работал у Вл. И. Немировича-Данченко актером Музыкальной студии Московского художественного театра, МХАТа 2-го.
16 сентября 1931 года его пригласили в Дом художественного воспитания детей и предложили возглавить Государственный центральный театр кукол. Четыре года театр был бродячим, собственной сцены не имел и ставил ширму где придется. А потом Образцову отдали здание Реалистического театра на площади Маяковского (который объединяли с Камерным).
Центральным театром кукол руководил до конца жизни. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.
С 1948 года театр осуществлял зарубежные гастроли.
Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С.В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный аназиз, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, «анатомии» кукол.
Сергей Образцов в молодости
С 1956 года работал также в кино как сценарист и режиссёр, создатель жанра документального киномонолога. В этом же году на киностудии «Союзмультфильм» вместе с Георгием Натансоном создал полнометражный кукольный мультфильм «Небесное создание».
Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.
С 1935 года вёл педагогическую работу, с 1973 года был профессором ГИТИСа.
Необыкновенный концерт
Сергей Владимирович Образцов умер 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Имя Образцова присвоено Государственному Академическому Центральному театру кукол, которым он руководил 60 лет. Рядом с театром его имени в 2006 году установлен памятник. В доме, где жил и работал С.В. Образцов, открыт Музей-квартира.
С 2012 году один из теплоходов 305 проекта Московского речного пароходства носит имя «Сергей Образцов».
С 2013 года один из самолётов авиакомпании Аэрофлот носит имя «Сергей Образцов».
Личная жизнь Сергея Образцова:
В декабре 1925 года у пары родился сын Алексей.
В 1928 году у них родилась дочь Наталья. Но при родах жена умерла. Это стало большим ударом для Образцова.
Сергей Образцов и первая жена Софья
Первая жена Сергея Образцова с сыном Алексеем
Во втором браке детей не было. Шаганова как могла пыталась заменить мать детям Образцова Алеше и Наташе.
Дочь Наталья окончила ГИТИС, работала в Московском кукольном театре на Спартаковской площади. Затем отец позвал ее к себе, доверил роль Шахерезады Степановны в «Необыкновенном концерте». Еще одной знаменитой работой Натальи Образцовой стал заяц Тепа в «Спокойной ночи, малыши!» (предшественник нынешнего Степашки в 60-70-х годах).
Сын Алексей стал архитектором.
Сергей Владимирович Образцов был заядлым птичником, особую любовь питал к голубям. Держал голубятню, при том что у него была аллергия на птиц.
Фильмография Сергея Образцова:
Озвучивание Сергея Образцова:
Режиссерские работы Сергея Образцова:
Сценарии работы Сергея Образцова:
Награды и звания Сергея Образцова:
Сергей Образцов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Работой Театра Сергея Образцова наслаждались не только советские зрители. Со своим детищем он объехал практически весь мир. А вот о его биографии, карьерном пути, личной жизни известно мало. Кто он и откуда? Чем примечательна его биография? Как он пришел в мир кукол?
Биография Сергея Владимировича Образцова
Будущий мэтр кукольного театрального и эстрадного направления родился 5 июля (22 июня по старому стилю) 1901 года, в Москве, в семействе потомственных дворян. На момент рождения мальчика его отец служил инженером на железной дороге, позже вошел в состав Академии наук СССР. Мама маленького Сережи была педагогом. Кроме него в семье был еще один ребенок – младший сын Борис.
Кем хочет стать, Сергей решил еще в юности, когда мама принесла в дом куклу, одевающуюся на руку. Игра с ней так увлекала мальчика, что это служило предметом жарких споров, а иногда даже становилось причиной наказания сына.
Тем не менее, Сергей сумел отстоять свою позицию, после гимназии поступил в Высшую художественно-театральную мастерскую, на курс живописи. Он знал, что именно искусство станет его призванием, и не ошибся в этом. Более того, именно куклы принесли ему его первый доход. Еще учась в гимназии, мальчик увлекался их изготовлением. Его работы с удовольствием покупали друзья семьи, а потом и их знакомые.
Творчество Сергея Образцова
В 1922 году Сергей Владимирович стал членом труппы Московского художественного театра. Там он отслужил 8 лет, затем перешел в МХАТ-2, где ему доверяли более сложные, острохарактерные роли. Но основным его призванием и страстью так и остались куклы. С ними он начал выступать раньше, чем вышел на сцену театра в качестве актера – в 1920 году.
Через несколько лет о нем, как о кукольнике-пародисте, уже говорила вся Москва. Острые, сатирические номера, разбивающие в пух и прах пошлость, надменность и другие пороки общества, были по нраву многим. На представления Сергея Образцова с куклами публика «текла рекой».
В 1931 году Сергей Владимирович добился разрешения властей на открытие собственного театра. Так появился Центральный театр кукол и целое направление искусства. Своим детищем Образцов руководил до самой своей кончины, до 1992 года.
В творческой копилке Образцова и его театра более 70 кукольных постановок для зрителей разных возрастов. С 1935 года Сергей Владимирович начал делиться своим талантом и навыками с юными актерами – преподавал в ГИТИСе. В 1976 году он возглавил Международный союз кукольников.
Фильмография и режиссерский труд Сергея Владимировича Образцова
Этот уникальный человек, талант «с большой буквы» занимался не только своим театром и своими куклами. В качестве режиссера он снял более 20 документальных проектов и фильмов-спектаклей, в том числе и 1 анимационную картину. Для трех из них он сам написал сценарии – «Небесное создание», «Необыкновенный концерт», «Наша Чукоккала». В фильме «Небесное создание» Образцов сам читал закадровый текст автора.
У Сергея Владимировича была огромная коллекция экзотических кукол. Можно смело сказать, что именно они были для него самыми близкими «людьми». О них он написал почти 10 книг, которые печатались и в СССР, и за рубежом.
Образцов является создателем авторской методики работы с куклами. Именно он придумал систему, благодаря которой актер-кукловод стал не просто безликим участником процесса, а его полноправным звеном. «По Образцову» обучались и обучаются сейчас новые поколения его последователей. Через много лет после его кончины дело Сергея Владимировича не просто живет, а еще и развивается.
Личная жизнь Сергея Образцова
Мэтр кукольного театра был женат дважды, у него остались двое детей и внуки. Первой супругой Сергея Владимировича стала учительница из детского дома «Улей» Софья Семеновна Смыслова. С ней он прожил 9 лет, с 1919 до 1928 года. В браке родился сын Алексей, затем дочь Наталья. После вторых родов женщина скончалась. Чем занимался или занимается сын Образцова неизвестно, а вот его дочь и его внучка продолжили дело Сергея Владимировича. Наталья Сергеевна была актрисой Центрального театра кукол, а внучка Екатерина, дочь Наталья, возглавила его и стал его режиссером.
Второй женой Сергея Владимировича стала актриса Ольга Шаганова. На ней режиссер-кукольник женился через 3 года после смерти своей первой супруги, в 1931 году. Общих детей у пары не было, но Ольга Александровна заменила детям Образцова от первого брака мать. А еще супругов объединяла любовь к животным. Много лет в семье прожила собака дог по имени Муза.
На момент кончины Сергею Владимировичу был 91 год. До последнего дня он оставался активным, работал, с удовольствием общался с молодыми актерами. Он сам шутил о том, что может побороть все – болезни, невзгоды, трудности, но справиться со старостью не в силах.
Дело Сергея Образцова, его театр, живет и развивается. В память об основателе, в 2008 году рядом с театром был установлен памятник. Кроме этого, на доме, где провел большую часть своей жизни Образцов, весит мемориальная доска, открыт его музей-квартира, где можно увидеть его знаменитую и уникальную коллекцию кукол, в том числе и ручного изготовления.
Презентация о личности С.В. Образцова и о театре, носящем его имя.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кукольный волшебник «Он сам изобрёл свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов». Корней чуковский
Чтобы сделать куклу участником сценического действия, Сергей Образцов придавал ей движение, голос, собственные интонации, характер. Невидимый зрительному залу, он чудесным образом сливался с куклой. Кукла начинала жить: двигаться, разговаривать, петь, сердиться, или смеяться. Она становилась доброй или злой, благородной или хвастливой, глупой или хитрой — становилась человеческим образом. Трудное и тонкое искусство «очеловечивания» куклы нашло в театре Образцова великолепных мастеров.
Советский и российский актёр и режиссёр театра кукол, театральный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1971). Лауреат Ленинской (1984) и Сталинской премии второй степени (1946). Сергей Образцов родился 22 июня (5 июля по новому стилю) 1901 года в Москве.
Сергей Владимирович Образцов не пошёл по стопам отца, известного инженера, чьим именем названа одна из столичных улиц, а получил театральное образование в студии МХАТ и вышел на эстраду, исполняя пародийные репризы с куклами.
В 1918 году окончил реальное училище. Далее работал учителем рисования в детском доме «Улей» у Преображенской заставы. В том же 1918-м поступил во ВХУТЕМАС на живописный факультет, его педагогами были А.Е. Архипов и В.А. Фаворский. В 1922-1930 годах работал у Вл. И. Немировича-Данченко актером Музыкальной студии Московского художественного театра, МХАТа 2-го. В 1920 году впервые начал выступления с театральными куклами. К середине 1930-х годов он приобрел известность как эстрадный артист, ставящий номера с куклами в пародийном стиле «романсов с куклами
Чтобы сделать куклу участником сценического действия, Сергей Образцов придавал ей движение, голос, собственные интонации, характер. Невидимый зрительному залу, он чудесным образом сливался с куклой. Кукла начинала жить: двигаться, разговаривать, петь, сердиться, или смеяться. Она становилась доброй или злой, благородной или хвастливой, глупой или хитрой — становилась человеческим образом.
С первого дня основания Академического Центрального театра кукол при Центральном Доме художественного воспитания детей – 16 сентября 1931 года – его возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, литератор Сергей Владимирович Образцов. Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали творческим экспериментам небольшого коллектива из 12 человек. Зрители ежегодно знакомились с двумя-тремя новыми постановками молодого театра.
16 сентября 1931 года его пригласили в Дом художественного воспитания детей и предложили возглавить Государственный центральный театр кукол. Четыре года театр был бродячим, собственной сцены не имел.
У театра не было стационарного помещения, спектакли показывали в школах, клубах, больницах и даже во дворах. Для перевозки декораций и прочих вещей приобрели мерина по имени Картер, купили телегу и наняли кучера. Позже их заменил автомобиль[4
16 сентября 1931 г. 85 лет назад В Москве создан Государственный академический Центральный театр кукол (ныне – имени С.В. Образцова)
Все спектакли 1930-х годов ставились для детей. В 1940 году поставлен первый спектакль для взрослых – «Волшебная лампа Алладина», где впервые применены тростевые куклы.
До старости лет Сергей Владимирович щедро отдавал созданному им великолепному театру свой неугасимый талант режиссера, художника, выдумщика, организатора. Все новые постановки, зрители — и дети, и взрослые — принимали с огромным удовольствием, с неизменным успехом шли и прежние спектакли. Театр процветал. Источник: https://fishki.net/1587099-obrazcov-sergej-vladimirovich.html © Fishki.net
Сергей Образцов скончался 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Образцов выпустил 15 книг, почти все они посвящены искусству)
А лучшим памятником С. В. Образцову всегда был и есть детский восторг, и взрослый смех! Вот таким человеком был Сергей Владимирович Образцов, человек даривший людям море любви и добра, человек, который всю жизнь играл в куклы..
Образцов постоянно искал новые формы в кукольном театре, новые решения в конструировании и кукол и ширмы, необходимой в кукольном театре, создавал новые декорации и т.д. А самое главное, Образцов таким образом поднимал искусство актера-кукольника на новую высоту, который становился полноправным действующим лицом в спектакле, а не только «подсобным» рабочим в нем.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Цель:Ознакомить детей с деятельностью кукольного актера-Образцова С.В.
Номер материала: ДБ-401183
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год
Время чтения: 1 минута
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сергей Образцов
Биография
Он играл в куклы до последнего дня своей жизни. В руках мастера безвольные игрушки оживали, пели, танцевали и выступали на сцене. Публика боготворила его представления. Со своим театром советский актер Сергей Образцов объездил почти весь мир, повсюду встречая восторженные аплодисменты.
Детство и юность
Образцов Сергей Владимирович появился на свет 22 июня (5 июля по новому стилю) 1901 года в столице России. Члены его семьи русской национальности являлись потомственными дворянами. Отец Владимир Николаевич работал инженером железных дорог и был ученым человеком. Он входил в состав Академии наук Советского Союза.
Мужчина 2 года подряд становился лауреатом Сталинской премии (в 1942 и 1943 годах). Образцов-старший заслужил всероссийское признание после того, как во время начала Великой Отечественной войны подарил самолет модели ЯК-1 герою СССР Александру Лавренову. Мать Сергея была преподавательницей. У будущего актера также был младший брат Борис, работающий ученым-зоологом.
Несмотря на то, что родители юноши мечтали о получении сыном высшего образования, Сергей осознанно и самостоятельно сделал выбор в пользу училища. После этого он поступил в Высшую художественно-театральную мастерскую на живописный факультет.
Образцов впоследствии с успехом окончил Высшую художественную театральную мастерскую, где являлся учеником В. А. Фаворского и А. Е. Архипова. Далее Сергей стал студентом студии столичного Художественного театра и в 1922 году присоединился к актерскому составу МХАТа-2, работая у народного артиста СССР и одного из основателей театра В. И. Немировича-Данченко.
Творчество
В музыкальной студии мужчина выступал вплоть до 1930 года. Первое его представление с театральными куклами состоялось 10 годами раньше. За это время Образцов успел приобрести популярность в качестве эстрадного артиста, ставившего спектакли в комедийном стиле «романсов с куклами».
Спектакль «Необыкновенный концерт» Театра кукол Сергея ОбразцоваКроме того, он сочинил и самостоятельно реализовал на сцене несколько постановок в жанре водевиль. В своих пародиях Сергей обличал пошлость и обывательское мещанство, характерные некоторым известным эстрадным артистам.
Центральный театр кукол сыграл огромную роль в творческой биографии мужчины, он руководил заведением до самой своей смерти. Сергей Владимирович внес немалый вклад в разработку методики и теории, а также в определение жанровых особенностей кукольного театра.
Необыкновенный театр. Как Сергей Образцов влюбил весь мир в своих кукол
В пять лет он понял, что кукла может быть живой, а спустя пару десятилетий убедил в этом всех. Его спектаклям рукоплескали и на домашних представлениях, которые Образцов устраивал для родных, и в театрах разных стран мира. Зрители плакали, смеялись, негодовали и приходили в восторг независимо от возраста, как дети. Все дело в любви, которая началась еще в детстве и продолжалась всю жизнь.
О художнике, создателе и бессменном руководителе Театра кукол, актере, режиссере и педагоге — в материале mos.ru.
Острохарактерный актер
Однажды мама купила пятилетнему Сереже Образцову в магазине японских товаров на Кузнецком Мосту смешную куклу: маленькая головка с дырочкой внизу для пальца и халатик, похожий на перчатку. Она была похожа на обычную игрушку, но стоило надеть ее на руку, как начиналось волшебство. Игрушка оживала, она могла помахать рукой, кивнуть, расхохотаться, заплакать или пуститься в пляс.
«Звали куклу Би-ба-бо, а я звал ее Бибабошка и очень любил. Прошло детство, кукольная головка потерялась, остался только халатик», — позже писал Образцов в своей книжке-картинке для детей «Всю жизнь я играю в куклы» (1983).
Родители Сергея Образцова — инженер-железнодорожник и учительница — мечтали, чтобы у сына была серьезная профессия. Но папе и маме пришлось смириться — сын решил стать художником. После Реального училища К.П. Воскресенского он поступил на живописный (а потом и графический) факультет ВХУТЕМАС, учился у Абрама Архипова и Владимира Фаворского.
А потом он стал актером. Первым местом работы Образцова стала музыкальная студия МХТ (сейчас это Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Там он проработал восемь лет. Потом шесть лет — во МХАТ-II. Роли в основном исполнял комические, острохарактерные.
В 1923 году Владимир Немирович-Данченко выпустил спектакль «Лисистрата» по одноименной комедии Аристофана. Сюжет — женщины отказываются жить с мужчинами, пока те не прекратят все войны, и берут власть в свои руки — был практически на злобу дня: 1920-е в России стали временем, когда женщина обрела голос. Главную роль играла прима Ольга Бакланова, художник Исаак Рабинович создал прекрасные авангардные декорации, Рейнгольд Глиэр написал музыку. Но некоторые зрители вновь и вновь приходили в театр, чтобы увидеть в первую очередь смешного Предводителя стариков и послушать, как он переругивается с женщинами.
Его сыграл молодой актер Сергей Образцов, уже немного известный в Москве, правда, в другом качестве.
Первые куклы
Работать с куклами он начал еще во время учебы во ВХУТЕМАС в 1920 году. Началось все не совсем творчески — просто катастрофически не хватало денег.
Образцов и несколько его друзей решили заняться изготовлением кукол, чтобы продавать их по небольшой цене. Затея провалилась: игрушки не пользовались спросом. Зато Образцов смастерил тряпичную перчаточную куклу Негритенка, которая осталась с ним на долгое время. Он стал придумывать про нее разные истории и смешить небольшими представлениями окружающих.
Сначала это были домашние постановки, для которых он пробовал делать разных кукол, а потом начал выступать на творческих вечерах, концертах. Со временем у публики появились любимцы — зрители неизменно требовали выхода своего любимого Негритенка.
В 1928 году он смастерил из папье-маше своего Тяпу — любимую куклу с лицом удивленного малыша. «Самый старый живой ребенок в мире», — говорил он о Тяпе спустя десятилетия. С ним Образцов не расставался до конца жизни: Тяпа ездил с ним на все гастроли.
Театр кукол
В мае 1930 года в Москве прошла Всероссийская конференция работников кукольных театров. Именно на ней было принято решение о создании Главного центрального театра кукол. Предполагалось, что он станет базой для организации сети подобных театров в СССР. Возглавить театр предложили Сергею Образцову, который уже успел стать известным актером-кукольником. Поначалу Образцов смутился: он не знал ничего о том, как управлять театром, сколько нужно актеров, как правильно их набирать. Что делать с финансовой стороной вопроса, тоже не представлял.
Театр был создан в 1931-м. Однако целых четыре года у него не было своего дома: репетировали в Доме художественного воспитания детей, играли на разных площадках, используя переносную ширму. В 1936-м театру выделили здание на площади Маяковского (сейчас Триумфальная). Первым спектаклем на новой сцене стал «Кот в сапогах». Через год здесь открыли свою библиотеку и первый в стране Музей театральных кукол. Туда попадали куклы, отыгравшие свое.
Постепенно Образцов находил талантливых драматургов, которые писали пьесы специально для нового театра. К пьесам были свои требования: например, нельзя писать длинные монологи — сыграть такое с куклами очень сложно. Образцов очень любил шутливые пародии, высмеивающие мещанство и пошлость: «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Хабанера».
Одним из самых частых гостей театра был Иосиф Сталин. Он настолько любил юмор и находчивость Образцова, его мастерство, что не раз приглашал его в Кремль. Однажды Сталин опоздал на представление, и его любимая «Хабанера» уже прошла. Тогда он попросил Образцова вернуться на сцену и показать номер еще раз. Похвалы и аплодисментов не жалел.
«Волшебная лампа Аладдина»
В 1940-м в театре поставили легендарный спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет. В нем впервые в стране использовали тростевые куклы — настоящее новшество. Трехметровый джинн Кашкаш — самая большая кукла театра. Над ним вместе с Образцовым работал главный художник Борис Тузлуков. Они долго думали, как выполнить джинна, чтобы он выглядел волшебно и таинственно. Было много вариантов, это постоянно обсуждали, идеи менялись, пока однажды Тузлуков не принес куклу, которую мастерил втайне от всех.
Голову джинна он поместил на центральную трехметровую палку-трость, две другие трости представляли собой руки. Его телом из подсвечивающейся пурпурной ткани управляли три актера. В голове куклы сделали механизм, позволяющий ей шевелить усами и ушами, открывать и закрывать глаза и рот, опускать брови.
Вскоре и кукла, и сама постановка прославились на всю страну. Спектакль был рассчитан скорее на подростков и взрослых — малыши боялись страшного джинна.
Военное время
В годы Великой Отечественной войны Сергей Образцов создал 16 концертных бригад, которые выступали на фронте. Солдатам показывали «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и другие постановки. Сам Образцов в костюме Пьеро выступал с куклой «Муссолини». Представления устраивали и для мирных жителей в Поволжье, Сибири, Казахстане. В 1946 году Сергея Образцова наградили Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Необыкновенный концерт
Послевоенное время ознаменовалось для театра появлением еще одного спектакля-легенды, задуманного Образцовым до войны. Речь идет о пародийном ревю «Необыкновенный концерт» (1946), который вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самое популярное представление. Его сыграли больше 10 тысяч раз в разных странах мира.
Главный персонаж — бесподобный конферансье Эдуард Апломбов. Не поднимая томных век на публику, он заставляет ее плакать от смеха. Первым исполнителем этой роли стал Зиновий Гердт — именно его голос сделал Апломбова незабываемым.
Получился этот персонаж почти случайно. Работая над «Необыкновенным концертом», Образцов в шутку подумал: «А почему бы нам не сделать куклу-конферансье?» Его поддержали. Прототипом героя стал известнейший конферансье тех лет Михаил Гаркави.
Как в случае с любой пародией, не обошлось и без обид: многие артисты стали узнавать в героях себя. Министерство культуры СССР вообще не хотело, чтобы спектакль показывали, — якобы он принижает советскую эстраду. Делать было нечего, Образцов переделал несколько номеров. Название, кстати, тоже менялось: было и «Обыкновенный концерт», и «Концерт кукол».
В 1968-м спектакль вышел в новой редакции. «Необыкновенный концерт» — до сих пор визитная карточка и один из самых популярных спектаклей Театра кукол имени Сергея Образцова.
Всемирная известность
В 1955 году Сергей Владимирович стал членом-корреспондентом Берлинской академии искусств, затем пробовал себя в качестве сценариста и режиссера документальных фильмов и телеспектаклей. Одна из самых известных его работ — «Небесное создание», сделанная на киностудии «Союзмультфильм».
Он продолжал ставить спектакли и вести преподавательскую деятельность — работать в ГИТИСе начал еще в 1935 году (в 1973-м стал профессором института).
Между тем к его театру стала присматриваться Европа, а потом и США — спектакли показали и там. Зарубежных зрителей в первую очередь подкупала манера общения Образцова с залом.
В 1970 году Театру кукол дали новое здание — на Садовой-Самотечной улице. Надо сказать, и артистам, и их руководителю было жалко уезжать из старого дома, но выбора не оставалось: надо расширяться. К тому же здание требовало основательного ремонта. Новый, специально построенный для театра дом Образцов попросил украсить необычным часовым механизмом: каждый час в нем кричит петух, а из домика на фасаде под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка сказочного персонажа. В полдень из своих дверок одновременно выходят 12 кукол.
А в 1976-м Образцову предложили стать президентом Международного союза кукольников и совета центра этой организации. В этой должности он пробыл восемь лет, затем стал почетным президентом.
Звание академического театр получил в 1981-м. К этому времени и он сам, и куклы превратились в звезд, которым рукоплескали Софи Лорен, Индира Ганди, Ив Монтан и многие другие известные личности.
Образцов-писатель
А еще Сергей Владимирович писал книги. Он говорил в них о режиссерской и актерской работе, о мастерстве обращения с куклами и о секретах их изготовления. Он кропотливо исследовал свои собственные удачи и поражения.
«Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья», — считал он.
Он написал книги «По ступенькам памяти», «Моя Кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Актер с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств» и другие. В последней он размышляет о том, как все виды искусств сочетаются между собой и дополняют друг друга.
Большое место в его размышлениях занимали куклы и отношение к ним. Вот как он писал во вступлении к книге «Моя профессия»:
«Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить ту же почетную ношу, ту же обязанность быть действительно нужными людям, какая лежит на плечах большого искусства, тогда я не хочу ни писать о куклах, ни заниматься этим искусством, потому что в таком случае оно превращается либо в детскую забаву, либо в эстетское оригинальничанье взрослых».