с лагерлеф годы жизни
Сельма Лагерлёф
Об авторе
Сельма Лагерлёф – известная шведская писательница, прозаик, специализирующаяся на сказках.
Сельма появилась на свет 20 ноября 1858 года в родовом поместье Морбакка, Вермланд, в семье отставного военного и школьной учительницы. Живописный край, где родилась девочка, стал одним из самых ярких воспоминаний первых лет ее жизни. К сожалению, на третий день рождения Сельму сразила тяжкая болезнь, из-за которой она оказалась надолго прикованной к постели. Чтобы развлечь девочку, ее бабушка и тетя рассказывали ей множество местных преданий, историй и легенд, которые скрашивали унылые и серые дни. В 1863 году в жизни Сельмы произошла еще одна трагедия: ушла из жизни любимая бабушка. В девять лет Сельме представилась возможность вылечиться, пройдя курс лечения в специализированной клинике Стокгольма, которой она воспользовалась. К сожалению, ее выздоровление совпало с ухудшением финансового положения семьи, поэтому уже в таком нежном возрасте Лагерлёф стала задумываться о выборе профессии. В 23 года девушка против воли отца смогла поступить в стокгольмскую Высшую учительскую семинарию, которую окончила уже через три года. Там она познакомилась с прогрессивными социально-политическими идеями, завела множество друзей и успела добиться первого признания своего творчества. Сразу после выпуска она получила место учительницы в школе для девочек, расположенной на юге страны. В период с 1885 по 1888 год в жизни Лагерлёф произошли еще два трагических события: сначала ушел из жизни ее отец, затем любимое поместье продали за долги.
Сельма Лагерлёф: творчество
Именно эти печальные события заставили Сельму сесть за написание первого романа – «Саги о Йесте Берлинге». В эти годы в литературе начинает проявляться неоромантическое направление, которое идеализировало патриархальную дворянскую жизнь и противопоставляло ее активно развивающейся промышленности. Модная тенденция не обошла стороной и первое произведение Лагерлёф, где она отобразила сказочные истории прошлого и создала настоящий фантастический мир, полный красочных приключений. Примечательно, что роман состоит из нескольких отдельных сюжетов, в основе которых оказались услышанные еще в детстве легенды родных мест.
Вплоть до 1904 года Сельма творила, основываясь на фольклоре и преданиях, переработанный вариант которых основывался на общепризнанных моральных ценностях: любви, доброте и надежде.
Самое известное произведение Лагерлёф – история о чудесном путешествии Нильса с дикими гусями. Стоит отметить, что в книге в непринужденной форме рассказывалось о Швеции, в частности ее культуре, легендах, истории и географии. На пути главного героя встречается множество испытаний, благодаря которым возвращается домой более сильной, доброй и человечной личностью.
Это произведение было признано в Швеции и за ее пределами, также Сельма стала почетным доктором Уппсальского университета, вошла в Шведскую академию и в 1909 году получила Нобелевскую премию за отображение высоких идеалов, прекрасное воображение и духовное воспитание.
Сельма Лагерлеф
Биография
Начало жизни Сельмы Лагерлёф можно изложить при помощи самого короткого в мире рассказа, принадлежащего перу Эрнеста Хемингуэя «Продаются детские башмачки, неношеные». Но писательница, как Феникс, восстала из пепла, преодолела немощь, одиночество и бедность. Произведения шведской гуманистки пережили время и продолжают учить доброте и оптимизму.
Детство и юность
Поздней осенью 1858 года в семье отставного поручика Эрика и преподавательницы Элизабет Лагерлёф родилась девочка, которая через 50 лет первой из женщин удостоилась Нобелевской премии по словесности. Малышка, получившая имя Сельма Оттилия, была «гадким утенком» – с рождения слабенькой, а с 3 лет – парализованной. Но, в отличие от персонажа Андерсена, девочку окружали заботой и лаской. На семейном фото 1872 года именно Сельму, а не здоровых дочек ласково обнимает отец.
Юная Сельма Лагерлёф с семьей
Непростое детство будущей писательницы скрашивали живописная природа Южной Швеции, в которой находилось родовое гнездо Морбакка, предания и легенды. В окружении девочки оказались две чудесные рассказчицы – бабушка и тетушка Нана (Оттилиана), знавшие множество сказок.
Хотя старшая из родственниц скончалась, когда Сельме было всего 5 лет, образ пожилой сказительницы навсегда сохранился в сердце Лагерлёф. В зрелом возрасте писательница поблагодарила Максима Горького за мастерство, с которым литератор в повести «Детство» нарисовал портрет седовласой бабушки-сказочницы.
В 9 лет благодаря усилиям медиков, щедро финансируемых отцом, Сельма стала самостоятельно передвигаться, а в 18 – ходить, опираясь на трость. За годы болезни будущий нобелевский лауреат прочитала сотни книжек и уже в 7-летнем возрасте захотела стать писателем. Первыми произведениями девочки стали маленькие рассказы и пьесы.
В 23 года Сельма поступила в подготовительный колледж, в котором подвергалась насмешкам как хромоножка и переросток. После окончания педагогической семинарии, обучаясь в которой, девушка опубликовала несколько сонетов в феминистическом журнале, Сельма начала работать в женской гимназии, ночи посвящая литературному творчеству.
Ученицы были в восторге от необычной учительницы, умеющей увлекательно рассказывать о трудных понятиях, а начальство, сомневающееся в профессиональной пригодности молодой преподавательницы, донимало девушку проверками.
Портрет Сельмы Лагерлёф
И тут девушке улыбнулась удача: известная газета объявила конкурс на произведение, интересное для читателей, в котором победила сага Лагерлёф. Гонорар за книгу и пожалованная королем стипендия позволили писательнице расстаться с преподаванием, сосредоточившись на литературном труде, и съездить на Святую землю и Апеннинский полуостров.
Книги
Успех произведений Лагерлёф во многом обусловлен усталостью от критического реализма читателей конца 19 века. Писательница возродила в шведской литературе традиции романтизма, умело использовала в творчестве фольклорные мотивы. Жизнь крестьян с радостями и горестями изображалась с теплотой и достоверностью. Сквозной темой книг Лагерлёф являются горечь потери родного очага и радость от его возвращения.
Роман «Иерусалим» с сочувствием рассказывает о шведских фермерах, под влиянием секты переселившихся на берега реки Иордан, чтобы умереть на Святой земле. «Император Португалии» повествует о бедняке, считающем себя монархом и находящем спасение в любви к блудной дочери.
Самым крупным произведением Лагерлёф является сага о роде Лёвеншёльдов, в которой события семейной хроники обусловлены пророчествами и проклятиями. Многие книги писательницы носят автобиографический характер – таковы «Сказка о сказке и другие сказки», «Морбакка», «Мемуары ребенка», «Дневник».
Иллюстрация к сказке Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Шалунишка Нильс в результате волшебства уменьшается в размерах и на спине прибившегося к дикой стае гуся Мартина облетает всю Скандинавию. В ходе путешествия герой совершенствуется и из капризного озорника превращается в доброго и ответственного мальчика, ценящего семью и традиции, уважающего природу и историю родной страны. Черты писательницы отражены в образе хромоногой мудрой гусыни Акки Кнебекайзе.
Сельма Лагерлёф в своем доме в Морбакке
Приключения Нильса хорошо знают в России. С 1912 по 2016 годы выпущено 5 переводов книги, наиболее известная из которых – версия Людмилы Брауде. В советской интерпретации домовой превратился в гнома, исчезли религиозные мотивы и самые кровавые сцены. В 1950 году по мотивам произведения в СССР сняли мультфильм «Заколдованный мальчик».
В 1909 году Лагерлёф удостоилась Нобелевской премии, благодаря которой сумела выкупить Морбакку.
Личная жизнь
Сельма Лагерлёф была верующим человеком. Судьба Спасителя неоднократно вдохновляла литератора на создание произведений, наиболее известные из которых: «Святая ночь», «Чудеса Антихриста», «Роза Христа», «Легенды о Христе». Уважение писательницы к Иисусу основывалась не на боязни, а на любви.
Сельма Лагерлёф и Софи Элькан
Среди увлечений Сельмы, помимо книг и творчества, можно назвать садоводство – в возвращенное с большими усилиями поместье славилось цветами, выращенными писательницей. Цитаты Лагерлёф свидетельствуют об оптимизме женщины.
Личная жизнь литератора долго была тайной. Когда архивы нобелевского лауреата рассекретились, выяснилось, что создательницу Нильса связывали продолжительные любовные отношения с двумя дамами – писательницей Софи Элькан и феминисткой Вальборг Оландер.
Сельма Лагерлёф и Вальборг Оландер
Неизвестно, являлась ли Лагерлёф лесбиянкой от природы, или к необычной ориентации Сельму подтолкнули невозможность вследствие хромоты найти мужа и превращение в ходе борьбы за Морбакку в «главного мужчину в семье».
Смерть
Сельма Лагерлёф, вопреки болезням, преследовавшим в детстве, прожила длинную жизнь, скончавшись в родовом имении в 81 год. Причиной смерти стал перитонит.
В честь нобелевского лауреата названы улицы в Гамбурге и Иерусалиме, присуждается ежегодная шведская премия за лучшее произведение для детей.
Памятник Сельме Лагерлёф
Писательнице и ее литературному сыну установлены памятники: Сельме – в городке Фалун, а Нильсу – в Карлскруне, в котором происходили многие события знаменитой книги, и в Токио. Список экранизаций произведений Лагерлёф включает 39 наименований. В 2008 году биографию писательницы экранизировали – вышел шведский сериал «Selma».
Интересные факты
Цитаты
«Самая мягкая постель не приносит отдохновения тому, кому не спится от горя»
«Людям не всегда нужны советы. Иногда им нужна рука, которая поддержит, ухо, которое выслушает, и сердце, которое поймет»
«Пока можно читать занимательные книги, ни мне, ни кому-либо незачем быть несчастными»
«…Ощущение горя и радости зависит в сущности от самого человека, от того, как он смотрит на вещи».
Сельма Лагерлёф
Фото Все
Видео Все
Сельма Лагерлеф. «Проповедь» / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Сельма Лагерлёф: сказки для взрослых | Курс «Шведская литература: кого надо знать». АУДИО
Сельма Лагерлёф (краткая биография для детей)
Сельма Лагерлеф — биография
Сельма Лагерлеф – знаменитая шведская писательница, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Автор замечательных романов о Нильсе Хольгерссоне, Йосте Берлинге и других героях, получивших мировую известность.
Биография Сельмы Лагерлеф – это удивительная история провинциальной шведской девочки, ставшей одной из самых известных женщин у себя на родине, а позже и во всем мире. Первая женщина, получившая Нобелевскую премию в области литературы, по праву считается символом Швеции, и является предметом гордости своих соотечественников.
Детство и юность
Будущая писательница родилась 20 ноября 1858 года в местечке Лен Вермланд на западе Швеции. В семье военного и учительницы помимо Сельмы подрастало еще пятеро детей: двое сыновей и три дочери, одна из которых умерла в раннем возрасте. Лагерлефы проживали в усадьбе Морбакка, окруженной живописнейшими видами. Родовое гнездышко стало для девочки ярким воспоминанием юных лет, о нем она неоднократно упоминала в своих произведениях. Сочинять Сельма начала рано: вдохновившись книгой «Оцеола, вождь семинолов» Майна Рида, она исписывала своими сказками и стихами блокноты и тетрадки.
Огромное влияние на творчество Лагерлеф оказали местные легенды, пересказанные бабушкой и тетей. В них переплеталось прекрасное и страшное, доброе и злое, мистическое и романтическое, поэтому в книгах писательницы четко прослеживается весь колорит шведского народного фольклора.
Сельма Лагерлеф в юности
В трехлетнем возрасте девочку разбил паралич, после чего малышка долгие годы не покидала стен особняка. Пока родители не купили специальное кресло, Сельму носили по дому на руках. С появлением тележки девочка смогла хоть немного передвигаться самостоятельно.
То, как несчастному ребенку удалось встать на ноги, иначе как чудом не назвать. О своем невероятном исцелении писательница поведала в книге-биографии «Морбакка», изданной уже в зрелом возрасте. Однажды семейство Лагерлеф отправилось отдыхать на морское побережье. Детям показали причаливший к берегу корабль, на котором, по слухам, находилась райская птичка. Семья решила взглянуть, что это за диво.
Не догадываясь о недуге парализованной Сельмы, юнга позвал ее за собой в трюм, где находилась клетка с птицей. Любопытство настолько завладело девочкой, что она забыла обо всем и… пошла! Когда выяснилось, что вместо чудесной птички в клетке сидит чучело, было уже неважно: любимица семьи наконец встала на ноги.
Образование будущая писательница получала на дому, вместе со своими братьями и сестрами. Дети изучали общеобразовательные науки, а также иностранные языки. Вечером члены семьи собирались в гостиной, где по традиции читали вслух различные литературные произведения. Дни рождения каждого из Лагерлефов отмечали любительскими спектаклями, песнями, веселыми розыгрышами.
Сельма Лагерлеф в молодости
В 1867-м Сельма приехала в Стокгольм, чтобы пройти курс лечения от хромоты. Там она узнала о недавно организованных курсах учительниц, где каждая незамужняя женщина могла получить диплом педагога и устроиться на работу. Вопреки воле отца девушка стала слушательницей курсов, по окончанию которых устроилась в школу Ландскруна. Все это время Лагерлеф не переставала писать, заполняя любой попавшийся лист бумаги поэзией и прозой.
Начало творческого пути
Отец Сельмы любил рассказывать своим детям истории, герои которых зачастую становились прототипами произведений писательницы. Был у Лагерлефа-старшего давний приятель – отличный певец, стихотворец, композитор и любимец женщин. Почти всю жизнь он проработал на гувернерской службе, а в старости стал священнослужителем. Его образ четко прослеживается в персонаже из «Саги о Йосте Берлинге», изданной в 1891 году. Еще один прообраз – возлюбленный тети писательницы – пастор, имевший пристрастие к спиртному. Считается, что сам Йоста Берлинг – это и есть отец сочинительницы.
Молодая Сельма Лагерлеф в творческом процессе
Несколько лет автор собирала услышанные истории воедино, но никак не могла решить, в каком именно жанре будет эта книга. Поначалу это были стихи, потом пьеса, далее отдельные новеллы. Но в итоге получился большой роман, объединивший в себе эти истории.
В 1890-м еженедельное издание «Idun» анонсировало начало литературного конкурса на лучшее произведение объемом до ста страниц. По настоянию сестры Лагерлеф едва ли не в последний день отправила свою рукопись в редакцию. Прошло несколько месяцев, и Сельме стали приходить письма от приятельниц с поздравлениями в победе. Оказалось, что ее сочинение коллегия «Idun» признала лучшим. Редакция предложила молодой писательнице опубликовать сначала несколько первых глав, а после готовности романа опубликовать его целиком. Здесь автор столкнулась с трудностями: из-за большой загруженности на работе времени на работу с романом практически не оставалось.
Рождественские каникулы 1890-го писательница провела у одной своей подруги-баронессы, имевшей знакомства во влиятельных кругах. Софи выхлопотала для Сельмы приличную стипендию, благодаря чему женщина смогла оставить работу в школе и полностью погрузиться в творческий процесс.
Сельма Лагерлеф пишет
Вскоре роман был завершен. Критики не спешили однозначно признавать его: было много упреков в экзальтированности и претенциозности. Но были и те, кто распознал в хромой провинциалке настоящего гения и автора, чьими произведениями будут зачитываться миллионы книголюбов.
Хрестоматия
Без сомнений, самый известный персонаж писательницы – это Нильс Хольгерссон. Произведения о нем были изданы на шестидесяти языках и завоевали популярность среди юных читателей по всему миру. Имя главного героя увековечено в названиях германских школ и речных паромов, ему воздвигли несколько памятников на территории Швеции. С 1991 года в оборот выпустили купюру в 20 крон, на одной стороне которой размещен портрет Сельмы, а на другой – изображение ее легендарного Нильса Хольгерссона.
Работая над книгой, автор и не предполагала, что ее популярность выйдет далеко за пределы Швеции. Однако вскоре произведение стало рекордсменом по количеству переводов с шведского на другие языки, и повторить этот успех смогла лишь Астрид Линдгрен со своей «Пеппи Длинныйчулок».
«Удивительное путешествие» по задумке Лагерлеф должно было стать хрестоматийной книгой для первоклашек, изучающих географию. В те годы в школьной программе уже использовали подобный учебник, который порядком устарел. Предполагалось, что новая книга пробудит интерес детей к географии родной страны и воспитает чувство патриотизма. С этой инициативой выступил Альфред Далин, руководитель профсоюза шведских учителей.
Сельма прекрасно понимала, что это ответственная задача, для осуществления которой ей понадобится солидный багаж знаний по географии, ботанике, истории, архитектуре, картографии и еще ряду наук. В 1904 она отправилась в путешествие по тем регионам, о которых планировалось написать в книге. В ходе поездки ей довелось побывать во всех уголках Швеции, побеседовать с сотнями жителей и даже спускаться в шахты рудников.
Сельма Лагерлеф за письменным столом
Когда сведения были собраны, писательница стала размышлять, как же связать воедино разрозненный материал. Обсуждая проект с Далиным, автор призналась, что черпает идеи из «Маугли» Редьярда Киплинга, а также из своих детских воспоминаний. Однажды, еще в Морбакке, домашний гусь примкнул к стае перелетных птиц и улетел с ними в далекое путешествие. Осенью он не просто вернулся сам, но и привел с собой дикую гусыню с выводком. Хозяйка такому возвращению не обрадовалась и приказала зарезать всю гусиную семейку. Вот такая грустная история и стала началом большого образовательно-развлекательного произведения, вышедшего в 1906 году в двух томах.
Лауреат нобелевской премии
Осенью 1909-го Сельма получила неожиданное письмо. В нем сообщалось, что ей присудили Нобелевскую премию в области литературы на сумму 140 тыс. шведских крон. На церемонии вручения, проходившей в Королевской музыкальной академии, писательница оказалась единственной женщиной. На сцене рядом с ней стояли другие номинанты: Теодор Кохер, Вильгельм Оствальд, Фердинанд Браун, Гульельмо Маркони.
Произнося поздравительную речь, шведский ученый в области истории Клас Аннерстедт назвал Сельму великой сказочницей, которой под силу безо всяких войн и подвигов возродить былое величие родной страны.
Нобелевский лауреат Сельма Лагерлеф
Через несколько лет Лагерлеф стала первой женщиной-членом Швейцарской академии. На этой должности Сельма добивалась учреждения стипендий для писательниц, но безуспешно. Устав от противостояния с чиновниками, в 1920-м сказочница основала собственный фонд поддержки женщин-литераторов. Все эти годы она вела активную общественную деятельность, а ближе к началу Первой мировой войны начала выступать против геноцида евреев. Лагерлеф лично участвовала в организации побега поэтессы Нелли Закс из Германии, за что ее книги стали запрещены на территории этой страны.
Во время Первой мировой
Книгу о сумасшедшем отце, внушившем себе мысль о том, что его дочь-проститутка является императрицей Португалии, Лагерлеф задумала еще в 1913-м. Отодвинув все другие дела, писательница полностью погрузилась в работу над романом. Как и во всех произведениях автора, многие персонажи взяты ею из собственного детства.
Действие разворачивается в городке Свартшё. Главный герой – несчастный старик, который потерял рассудок из-за нравственного падения дочери. Это была простая жизненная история, случившаяся где-то в шведской глубинке, поэтому писательница очень переживала о ее актуальности в военное время. В реальной жизни на родине происходили события, затронувшие буквально каждого: выросли цены на хлеб и картофель, не хватало элементарных промышленных товаров, банки не выдавали деньги. В сложившейся ситуации Сельма не была уверена, что судьба одного маленького человека сможет затронуть души читателей.
Сельма Лагерлеф слушает радио
Однако издательство приняло сочинение с восторгом. Единственное – редакция уговорила автора изменить название книги с ее «Шведского короля Лир» на свой вариант «Император Португальский». В 1914-м роман был издан и признан литературными критиками таким же шедевром, как «Иерусалим» и «Сага о Йосте Берлинге».
Цикл о Морбакке
Короткие рассказы о своем детстве Лагерлеф решила объединить в одну большую трилогию. Это произведение стало самой реалистичной работой автора, из которой исследователи почерпнули наибольшее количество фактов ее биографии.
Действие начинается еще до рождения сочинительницы. В первой части идет повествование о старинной усадьбе пастора, ее истории и обитателях. Особняк передавался из поколения в поколение, пока не оказался во владении Лагерлефов. Отец семейства часто прикладывался к бутылке, поэтому с годами хозяйство пришло в упадок. После смерти хозяина в 1885 году управлять делами стал старший брат Сельмы, но наладить прежний порядок ему не удалось. В итоге владения вместе со всем имуществом было продано, что стало ужасной трагедией для маленькой Лагерлеф. Всю жизнь она мечтала вернуть родовое гнездо, и в начале 20-го века ей это удалось. В 1907 году писательница смогла выкупить особняк, а еще через два года, после получения Нобелевской премии, она вернула и прилегающие земли с лесом. С тех пор сочинительница стала жить в Морбакке, где писала свои знаменитые книги и успешно вела хозяйство.
Трилогия стала своего рода «ключиком» к ранее написанным произведениям шведки. Читателю открылись многие герои из реальной жизни Сельмы, ставшие прототипами ее великолепных книг.
История Лёвеншёльдов
Вдохновение для написания этой трилогии писательница почерпнула в дневниках пастора Эстенберга. Сам священник – прототип главного персонажа в двух последних частях цикла. Как писала сама Сельма, это абсолютно реальная история, действие которой происходило в середине 19-го века.
Поссорившись с невестой, пастор взял в жены бедную девушку из Далекарлии, после чего разгневанные родители лишили его наследства. Позже героя заманила в свои сети некрасивая, но весьма предприимчивая женщина, но в итоге он скончался на руках у своей супруги. После его смерти вдова вернулась в родные края и стала вполне успешной особой.
Своим приятельницам автор признавалась, что пишет эту книгу ради денег: на предстоящее Рождество она хотела сделать близким хорошие подарки. Знакомый редактор уговорил Лагерлеф отложить роман, а вместо этого закончить повесть «Кольцо генерала». Автор к совету прислушалась, и вскоре произведение увидело свет. Повесть опубликовал еженедельный журнал «Бонниер», читатели которого новинкой остались довольны. Самой же писательнице «сырой и недоделанный» текст вовсе не нравился, поэтому она продолжила его дорабатывать. В итоге повесть переросла в роман «Перстень Лёвеншёльдов», который стал первой частью знаменитой трилогии.
В 1925-м Сельме удалось поработать достаточно продуктивно: она завершила вторую часть трилогии, которую назвала «Шарлотта Лёвеншёльд». Обе части имели невероятный успех и бойко продавались, поэтому у писательницы была возможность спокойно работать над продолжением. Параллельно в прокат вышли экранизации ее произведений «Император Португальский» и «Иерусалим», принесшие шведке огромные гонорары.
Лагерлеф была счастлива и надеялась, что все последующие годы будут не менее успешными. Однако 1926 года показал совсем другое: Сельма стала писать в несколько раз медленнее, начатые произведения никак не удавалось довести до конца. Последнюю часть трилогии о Лёвеншёльдах автор закончила лишь к весне 1928-го.
Личная жизнь
Лагерлеф была очень набожным человеком. Образ Иисуса Христа появлялся в таких ее произведениях, как «Святая ночь», «Легенды о Христе», «Роза Христа», «Чудеса Антихриста». По свидетельствам современников, писательница искренне любила Спасителя.
Усадьба Сельмы Лагерлеф
Когда шведка с огромным трудом вернула родное поместье, она страстно увлеклась садоводством. Слава о выращенных ею великолепных цветах распространилась далеко за пределы усадьбы.
Сельма Лагерлеф с Софи Элькан
Долгое время историки предпочитали не касаться темы сексуальной ориентации шведки. Однако сейчас доподлинно известно, что сочинительница питала нежные чувства к двум женщинам – феминистке Вальборг Оландер и писательнице Софи Элькан. Сейчас архивы сказочницы хорошо изучены, но до сих пор непонятно, была ли она лесбиянкой от рождения. Многие исследователи считают, что нетрадиционная ориентация Сельмы связана с ее одинокой личной жизнью из-за физического недостатка – хромоты.
Последние годы и смерть
В середине 1930-х сочинительница работала буквально на разрыв: она заключила несколько контрактов с кинокомпаниями и театрами, которые ждали от нее новых произведений. В 1935-м Лагерлеф много времени проводила в клиниках и санаториях, но и там продолжала много работать над своими творениями. В частности, она закончила пьесу по своему роману «Сага о Йосте Берлинге», премьера которого состоялась весной 1936 года.
Через два года Сельма вновь вернулась к циклу о Лёвеншёльдах. Она подняла все свои рукописи и разобрала архивы, пытаясь начать четвертую часть трилогии. Но проблемы со здоровьем сделали работу невозможной, и пришлось эту идею отложить. В конце 1939-го сочинительница принялась за биографию своей подруги Софи Элькан, которая на тот момент уже покинула бренный мир. Лагерлеф собрала письма из своей с ней переписки, свидетельства ее друзей и начала работу.
Сельма умерла 16 марта 1940 года в своем родовом поместье Морбакка. Любимой миллионами шведской писательнице был 81 год.
Через несколько лет после смерти писательницы ее дом открыли для посетителей. С первых же дней в Морбакку хлынули толпы поклонников, желавших воочию увидеть места, так увлекательно описанные Лагерлеф в ее книгах. Поток туристов в знаменитое поместье не иссяк и по сей день, хотя путь сюда не является самым простым.