с каждым днем жизнь твоя сокращается и ты этого не замечаешь
«Хадис-уль-кудси» Часть 1
Проповеди, собранные из «Хадис-уль-кудси» выдающимся мусульманским ученым, мыслителем и доводом Ислама, Имамом Абу Хамидом аль-Газали (450 г.х. /1059 г. н.э. – 505г.х./1111г. н.э.), да смилуется над ним Аллах,
Хадис-уль-кудси (изречение Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о словах Всевышнего Аллаха).
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убежден в том, что он смертен, но радуется, удивляюсь тому, кто убежден, что будет отчет, но собирает богатство, удивляюсь человеку, который убежден в том, что его ожидает могила, но смеется. Я удивляюсь тому человеку, который убежден в наступлении Судного дня, однако он беззаботен, удивляюсь тому человеку, который убежден в скоротечности мирской жизни, но спокоен. Я удивляюсь тому человеку, у которого знания на языке, а не в сердце, удивляюсь тому человеку, который сверху очищается водой, в то время, как он нечист душой и сердцем. Я удивляюсь тому человеку, который озабочен недостатками других людей и невнимателен к недостаткам своей души, или тому человеку, который знает, что поистине Всевышний Аллах смотрит на него, но не повинуется Ему, и удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрет один, войдет в могилу один, будет давать отчет один, однако он ищет радости в людях. Поистине, нет божества кроме Меня, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и Посланник».
Всевышний Аллах говорит: «Я создал в вас самих и во всем сотворенном доказательства Моей единственности. Нет Мне соучастника во всем сотворенном, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и посланник. Кто не доволен Моим предопределением, не приемлет Мои испытания, не выражает благодарность за Мою Милость и не довольствуется Моим подаянием, то пусть он поклоняется другому богу, если он равен Мне во всем этом.
Кто стал печалиться из-за мирских неурядиц, тот как бы злится на Меня, кто жалуется на беду, тот как бы жалуется на Меня, кто зашел к состоятельному человеку и унизился перед ним из-за его богатства, тот потерял две трети своей веры.
Кто не может смириться с мыслю о смерти (букв. бьет себя по лицу из-за смерти близкого человека), это равносильно тому, что он берет копье, чтобы сражаться со Мной. Кто сломает ветвь на могиле, тот как бы собственноручно разрушил вход Моей Ка‘абы.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь, спокоен; отдаляйся от запретного – и твоя вера станет искренней. Кто откажется от поклепа (гибат), тому откроется Моя Любовь, кто будет сторониться людей, тот спасется от их бед, кто разговаривает мало, у того совершенный ум, кто довольствуется малым, тот полагается на Всевышнего Аллаха.
О сын Адама! Ты не следуешь своим знаниям, но как же ты ищешь знания, которых ты не знаешь? О сын Адама! Ты трудишься на этом свете, как будто не умрешь завтра, и собираешь богатства, как будто будешь жить вечно.
О мирское! Ты избегай человека, жаждущего тебя, стремись к тому, кто избегает тебя, и будь приятен созерцающему тебя».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Кто станет печалиться из-за мирского, тот будет только отдаляться от Аллаха. На этом свете он обретет только трудности, а на Том – только утомление. Всевышний Аллах ниспошлет на его сердце беспокойство, которое не оставит его [сердце] никогда, озабоченность, от которой он не освободится никогда, нужду, от которой он не избавится никогда, и надежды, которые будут его тревожить всегда. О сын Адама! С каждым днем жизнь твоя сокращается, и ты этого не замечаешь. Каждый день Я даю тебе ризк (пропитание), а ты не восхваляешь Меня, малым ты не довольствуешься и многим не насыщаешься.
О сын Адама! Нет ни одного дня, чтобы Я не определял твой удел, и нет ни одной ночи, чтобы ангелы не донесли до Меня твои плохие деяния. Ты питаешься Моими средствами существования и не повинуешься Мне. Ты взываешь ко Мне, и Я тебе отвечаю. Мое добро снисходит к тебе, а зло твое доходит до Меня. Как же хорош твой Попечитель, и как же плох Мой раб. Ты крадешь то, что Я дам тебе, а Я покрываю твои проступки одну за другой. Мне стыдно за тебя, однако ты не стыдишься Меня. Ты забываешь обо Мне и поминаешь других. Ты боишься людей, но не боишься Меня, ты боишься их ненависти и не боишься Моего Гнева».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Не будь тем, кто допускает упущения в покаянии, тем, у кого слишком радужные надежды, тем, кто желает [хорошей] Вечной жизни (Ахира) без совершения благих деяний, и тем, кто придерживается слов поклоняющихся (‘абидин), но совершает деяния лицемеров. Если ему дают, он не довольствуется этим, а когда его лишают [чего-нибудь], он нетерпелив. Он повелевает хорошее, когда сам не выполняет его, запрещает плохое, когда сам не остерегается его. Он любит хороших людей, а сам не является одним из них, ненавидит лицемеров, когда сам один из них.Он говорит то, что не делает сам, и делает то, что не велено ему, он требует выполнять [обещанное], а сам не выполняет его.
О сын Адама! Нет ни одного нового дня, чтобы земля [по которой ты ходишь] не обратилась к тебе словами: «О сын Адама! Ты ходишь по мне, а затем тебя похоронят во мне, на мне ты поддаешься страстям, а во мне тебя будут съедать черви.
О сын Адама! Я вместилище беспокойства и тревоги, я место допросов, я обитель одиночества, темноты и мрака, я место, где обитают змеи и скорпионы, ты обустраивай меня во благо себе, а не разрушай».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я не создал вас, чтобы вы стали многочисленными, не создал, чтобы радоваться вами в одиночестве, и не создал для того, чтобы прибегать за помощью к вам от бессилия в чем-либо, не создал вас для извлечения пользы и для защиты от вреда. Напротив, Я создал вас, чтобы вы поклонялись Мне постоянно, чтобы благодарили, и восхваляли Меня днем и ночью. Если предыдущие и последующие из вас джинны и люди, младшие и старшие, свободные и зависимые соберутся вместе служить Мне, то от этого ни на пылинку не увеличится Мое Царство.
Кто старается усердно, он, поистине, старается за себя. Аллах, безусловно, не нуждается в этом мире. О сын Адама! Подобно тому, как ты будешь ущемлять [других], тебя также будут обижать, как ты будешь относиться [к другим], также будут относиться и к тебе».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! О рабы динаров и дирхемов! Я создал эти дирхемы и динары для вас, чтобы вы с помощью их питались Моими благами, чтобы вы с помощью их носили одежду, которую Я даю, и чтобы вы восхваляли Меня. А вы берете Мою Книгу [Коран] и отбрасываете ее в сторону (не следуете ей). Вы берете динары и дирхемы и ставите их превыше всего. Вы возвышаете ваши дома над Моими домами (мечетями), вы не самые лучшие, вы не свободны, вы рабы мирского. Встреча с вами похожа на встречу с могилами, покрытыми известью, которые внешне выглядят красиво, а изнутри – мерзко и отвратительно. Так и себя вы выставляете перед людьми в лучшем свете и побуждаете любить себя своими слащавыми речами и красивыми поступками, и вы же отдаляетесь от них черствостью ваших сердец и отвратительными состояниями души. О сын Адама! Совершай свои деяния искренне и проси у Меня! Поистине, Я дам тебе больше, чем просят просящие».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я не создал вас напрасно и не создал вас зря, Я не являюсь невнимательным, Я знаю все о вас. Вы никогда не получите то, что есть у Меня, не проявив терпения в том, что вам неприятно ради Моего Довольства. Для вас легче проявлять терпение в повиновении Мне, нежели терпение в ослушании Меня. Вам легче оставить грехи, чем просить у Меня прощение от адских мучений. Страдания на этом свете легче для вас, чем муки на Том.
О сын Адама! Все вы заблудшие, кроме тех, кого Я наставил на истинный путь. Все вы являетесь причиняющими зло, кроме тех, кого Я удержал от его совершения. Вы оставляйте плохое и покайтесь Мне и Я прощу вас. Вы не раскрывайте свои тайны Тому, Кому они не являются тайной».
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Не проклинайте Мои создания, ибо проклятия возвратятся к вам. О сын Адама! Небеса держатся без опор благодаря одному из Моих имен [как Я предписал], а ваши сердца не исправляются даже тысячами наставлений из Моей Книги.
Всевышний Аллах говорит: «О люди! К вам пришло наставление [Коран] от вашего Господа и исцеление ваших сердец [от поразившего их недуга неверия]». Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы кормите только тех, кто кормит вас, и почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет?
Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, му’мины (уверовавшие) это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те которые сохраняют родственные связи даже с теми, кто разорвал их, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые разговаривают даже с тем, кто прекратил с ними общение, и оказывают уважение даже тому, кто их унизил. Поистине, Я самый знающий о вас».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хадисы Кудси
Ты трудишься на этом свете, как будто не умрешь завтра, и собираешь богатства, как будто будешь жить вечно».
«Не будь тем, кто допускает упущения в покаянии, кто желает Вечной жизни в Раю, но не совершает благих деяний. Если ему дают, он не довольствуется этим, а когда его лишают [чего-нибудь], он нетерпелив. Он повелевает хорошее, когда сам не выполняет его, запрещает плохое, когда сам не остерегается его. Он любит хороших людей, а сам не является одним из них, ненавидит лицемеров, когда сам один из них. Он говорит то, что не делает сам, и делает то, что не велено ему, он требует выполнять [обещанное], а сам не выполняет его».
«Есть ли у вас гарантия от смерти? Или есть у вас оправдание от Ада? Или вы убеждены, что спасетесь Раем? Разве существует между вами и Милосердным соглашение о том, что Он будет милосерден к вам? Подобно тому, как ты не найдешь правильного пути без путеводителя, также нет дороги, ведущей в Рай без хороших деяний [они же и введут тебя в Рай]».
«Когда ты думаешь о мирском, вспомни о смерти. Когда намереваешься совершать грехи, вспомни о покаянии. Когда обретешь богатства, вспомни об отчете в Судный день. Когда сядешь поесть, вспомни о голодном. Когда твой нафс (эго) призывает тебя к насилию над слабым, вспомни Могущество Аллаха над тобой».
«Почему вы совершаете добро только тем, кто делает вам добро, и относитесь хорошо только к тем, кто относится к вам хорошо? Почему вы разговариваете только с теми, кто разговаривает с вами? Почему вы почитаете только тех, кто оказывает вам почет? Ни одному из вас не дано преимущества над другим. Поистине, уверовавшие это те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, это те, которые делают добро даже тем, кто причинил им зло, это те, которые прощают даже тех, кто лишил их и отказал им, это те, которые доверяют даже тому, кто их предал, это те, которые оказывают уважение даже тому, кто их унизил».
«Проявить терпение в воздержании от малого количества грехов для тебя легче, нежели терпеть долгие мучения Ада. Твое терпения в повиновении принесет тебе долгий отдых и спокойствие, в котором есть вечное счастье. Кто сильно желает Рай, тот спешит совершать добрые дела, а кто боится Ада, тот воздерживается от зла, кто воздержался от страстей, тот достигает наивысшей степени».
«Тот, кто намеревался совершить доброе дело, но не сделал этого, тому Аллах зачтет его как выполненное добродеяние; а если он намеревался и выполнил свое намерение, Аллах зачтет его (добродеяние) в десятикратном размере, а может и много-много выше. Если же человек намеревался совершить злодеяние, и не сделал этого, Аллах зачтет это как свершившееся добро».
«Знай, Аллах не примет из твоих деяний ничего, кроме того, что было сделано ради Него искренне. Поистине большая радость искренним и честным!»
«Кто поистине познает Аллаха и покорен Ему, тот спасенный; кто познает Истину и последует ей, тот в безопасности; кто познает ложное и остережется его, тот победит».
«Совершай свои деяния искренне и проси у Аллаха! Поистине, Аллах дает тебе больше, чем просят просящие».
«Когда Аллах назначил быть Своему творению, Он (возложил) на Себя (ответственность), записав в Своей Книге: Милость Моя берет верх над гневом Моим».
С каждым днем жизнь твоя сокращается и ты этого не замечаешь
Предисловие
В наше время большинство людей поглощено мирской суетой и проводит жизнь в погоне за благами бренного мира, не задумываясь о смысле жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вследствие этого они оказываются неподготовленными к вечной жизни, и уходят на тот свет без необходимых благих деяний.
Чтобы не оказаться в подобном положении, нам следует провести жизнь, дарованную Всевышним Аллахом, в соответствии с Его велениями и наставлениями.
Несомненно, доброе наставление, оказывает огромное воздействие на души истинно уверовавших людей. Вот почему Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) уделял такое большое внимание этому вопросу. Его сподвижник аль-‘Ибрад бин Сарийа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с наставлением, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз полились слезы, и мы воззвали: «О Посланник Аллаха! Это похоже на увещевание прощающегося, так наставь же нас!» Он ответил: «Вот мое наставление вам: «Бойтесь Всемогущего и Великого Аллаха!»
Мы надеемся, что проповеди, собранные из «Хадис уль-Кудси» [1] выдающимся мусульманским ученым, мыслителем и доводом Ислама, Имамом Абу Хамидом аль-Газали (450 г.х. /1059 г. н.э. – 505г.х./1111г. н.э.), да смилуется над ним Аллах, помогут читателям стать истинно богобоязненными.
Также мы надеемся, что они позволят человеку размышляющему составить цельное и глубокое представление об истинном понимании жизни, к чему и призывает нас Всевышний Аллах. Несомненно, они окажут на верующего большое воздействие и заставят его размышлять о знамениях Аллаха Всевышнего, требовать от самого себя отчет за свои поступки, думать о смерти и о том, что ждет человека в мире вечном, и готовиться к этому. Поэтому, без преувеличения, книгу аль-Газали можно назвать энциклопедией наставлений.
Да поможет нам Аллах понимать Его призыв правильно и искренне следовать ему! Аминь!
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убежден в том, что он смертен, но радуется, удивляюсь тому, кто убежден, что будет отчет, но собирает богатство, удивляюсь человеку, который убежден в том, что его ожидает могила, но смеется.
Я удивляюсь тому человеку, который убежден в наступлении Судного дня,
однако он беззаботен, удивляюсь тому человеку, который убежден в скоротечности мирской жизни, но спокоен.
Я удивляюсь тому человеку, у которого знания на языке, а не в сердце, удивляюсь тому человеку, который сверху очищается водой, в то время, как он нечист душой и сердцем.
Я удивляюсь тому человеку, который озабочен недостатками других людей и невнимателен к недостаткам своей души, или тому человеку, который знает, что поистине Всевышний Аллах смотрит на него, но не повинуется Ему, или удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрет один, войдет в могилу один, будет давать отчет один, однако он ищет радости в людях. Поистине, нет божества кроме Меня, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и посланник».
«Я создал в вас самих и во всем сотворенном. «
Всевышний Аллах говорит: «Я создал в вас самих и во всем сотворенном доказательства Моей единственности. Нет Мне соучастника во всем сотворенном, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и посланник. Кто не доволен Моим предопределением, не приемлет Мои испытания, не выражает благодарность за Мою Милость и не довольствуется Моим подаянием, то пусть он поклоняется другому богу, если он равен Мне во всем этом.
Кто стал печалиться из-за мирских неурядиц, тот как бы злится на Меня, кто жалуется на беду, тот как бы жалуется на Меня, кто зашел к состоятельному человеку и унизился перед ним из-за его богатства, тот потерял две трети своей веры.
«О сын Адама! Довольствуйся малым. »
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь, спокоен; отдаляйся от запретного – и твоя вера станет искренней. Кто откажется от поклепа (гибат), тому откроется Моя Любовь, кто будет сторониться людей, тот спасется от их бед, кто разговаривает мало, у того совершенный ум, кто довольствуется малым, тот полагается на Всевышнего Аллаха.
О сын Адама! Ты не следуешь своим знаниям, но как же ты ищешь знания, которых ты не знаешь? О сын Адама! Ты трудишься на этом свете, как будто не умрешь завтра, и собираешь богатства, как будто будешь жить вечно.
О мирское! Ты избегай человека, жаждущего тебя, стремись к тому, кто избегает тебя, и будь приятен созерцающему тебя».
«О сын Адама! Кто станет печалиться из-за мирского. «
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Не будь тем, кто допускает упущения в покаянии, тем, у кого слишком радужные надежды, тем, кто желает [хорошей] Вечной жизни (Ахира) без совершения благих деяний, и тем, кто придерживается слов поклоняющихся (´абидин), но совершает деяния лицемеров.
Если ему дают, он не довольствуется этим, а когда его лишают [чего-нибудь], он нетерпелив. Он повелевает хорошее, когда сам не выполняет его, запрещает плохое, когда сам не остерегается его. Он любит хороших людей, а сам не является одним из них, ненавидит лицемеров, когда сам один из них.
Он говорит то, что не делает сам, и делает то, что не велено ему, он требует выполнять [обещанное], а сам не выполняет его.
О сын Адама! Нет ни одного нового дня, чтобы земля [по которой ты ходишь] не обратилась к тебе словами: «О сын Адама! Ты ходишь по мне, а затем тебя похоронят во мне, на мне ты поддаешься страстям, а во мне тебя будут съедать черви.
О сын Адама! Я вместилище беспокойства и тревоги, я место допросов, я обитель одиночества, темноты и мрака, я место, где обитают змеи и скорпионы, ты обустраивай меня во благо себе, а не разрушай».
«О сын Адама! Я не создал вас, чтобы вы стали многочисленными.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я не создал вас, чтобы вы стали многочисленными, не создал, чтобы радоваться вами в одиночестве, и не создал для того, чтобы прибегать за помощью к вам от бессилия в чем-либо, не создал вас для извлечения пользы и для защиты от вреда. Напротив, Я создал вас, чтобы вы поклонялись Мне постоянно(4), чтобы благодарили, и восхваляли Меня днем и ночью. Если предыдущие и последующие из вас джинны и люди, младшие и старшие, свободные и зависимые соберутся вместе служить Мне, то от этого ни на пылинку не увеличится Мое Царство.
Кто старается усердно, он, поистине, старается за себя. Аллах, безусловно, не нуждается в этом мире. О сын Адама! Подобно тому, как ты будешь ущемлять [других], тебя также будут обижать, как ты будешь относиться [к другим], также будут относиться и к тебе».
_____________________________________
4 Т.е. жили так, как Я повелеваю, выполняя все наказы и запреты.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! От склонности к мирскому и любви ко Мне в твоем сердце, зависит Мое расположение к тебе.
Поистине Я никогда не объединяю любовь ко Мне и любовь к мирскому в одном сердце.
О сын Адама! Будь набожным, и ты познаешь Меня, голодай, и ты увидишь Меня. Всецело отдавайся поклонению Мне, и дойдешь до Меня. Будь искренним в своих деяниях, Я одарю тебя любовью ко Мне. Посвяти себя поминанию Меня, Я буду поминать тебя перед ангелами.
О сын Адама! В твоем сердце есть все, кроме Аллаха, и ты надеешься не на Аллаха. До каких же пор ты будешь говорить «Аллах Всевышний» и бояться других, а не Его?
Если бы ты познал истину, то не думал бы ни о чем, кроме как об Аллахе, не боялся бы никого, кроме Аллаха, и не прекратил бы твой язык поминать Аллаха, поистине искоренение грехов невозможно лживым раскаянием. Если бы ты боялся адского огня, как боишься бедности, Я обогатил бы тебя уделом оттуда, откуда ты и не надеялся получить его.
О сын Адама! Если бы ты пожелал получить Рай, так же как желаешь мирское, то Я осчастливил бы тебя в обоих мирах. Если бы вы поминали Меня, как поминаете друг друга, ангелы приветствовали бы вас и днем, и ночью. Если бы вы полюбили поклонение Мне, как любите мирское, Я чтил бы вас, как почитал посланников. Не наполняйте ваши сердца любовью к мирскому, ибо его конец близок»
Всевышний Аллах говорит: «Проявить терпение в воздержании от малого количества грехов для тебя легче, нежели терпеть долгие мучения Ада. Поистине его мучения неизбежны? Твое терпения в повиновении принесет тебе долгий отдых и спокойствие, в котором есть вечное счастье.
О сын Адама! Ты должен быть уверенным в том, что Я тебе гарантирую, пока Я не отдам твой удел другому [пока ты жив]. Отрекись от мирского, пока Я не отказался от тебя. Избегай сомнительного, прежде чем не пропадут твои добрые деяния в день Страшного Суда. Наполняй свое сердце поминанием Загробной жизни, так как нет у тебя иного жилища, кроме могилы.
О сын Адама! Кто сильно желает Рай, тот спешит совершать добрые дела, а кто боится Ада, тот воздерживается от зла, кто воздержался от страстей, тот достигает наивысшей степени.
О Муса ибн Имран. Если тебя постигнет беда, в то время как ты не чист, то упрекай за это только себя.
О Муса! Кто не просит совета, тот сожалеет, а тот, кто попросил благословения у Аллаха, тот не сожалеет?.
Всевышний Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: «Кто ищет славу своими деяниями, тот похож на человека, который поднимает воду на своей спине в гору. Хотя он и устанет, но его деяния [Аллах] не примет, подобно тому, как гора соприкасается с водой и не смягчается.
О сын Адама! Знай, Я не приму из твоих деяний ничего, кроме того, что было сделано ради Меня искренне. Поистине большая радость искренним и честным!
О сын Адама! Когда увидишь, что приходит бедность, ты скажи: «Добро пожаловать, признаки праведных людей!» Когда увидишь, что приходит богатство, ты скажи: «Грехи, которые ускорили мучения». Когда увидишь заключенного гостя, ты скажи: «Я прибегаю за помощью к Аллаху от проклятого шайтана!»
Твой удел определен Мною. Ты должен благодарить Меня, и ее польза вернется к тебе, так почему же ты не восхваляешь Меня за то, что Я тебе дарую?
О сын Адама! На тебе лежат три обязанности: закят с твоего имущества, хорошие отношения с родственниками, выполнение обязательств перед своей семьей и гостями.
Если ты не выполнишь то, что Я обязал тебе, Я сделаю твое наказание уроком для всех миров.
О сын Адама! Если не выполнишь обязанности перед своим соседом, как выполняешь долг перед своей семьей, то Я не посмотрю на тебя, не приму твои деяния и не отвечу на твою мольбу.
О сын Адама! Не надейся на подобных себе, а то ты будешь оставлен Мною и поручен им. Не обращайся надменно с Моими созданиями, поистине твое начало происходит из капельки семенной жидкости, и Я вывожу ее из места, откуда выходит моча, из позвоночника мужчин и грудных костей женщин.
Всевышний Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: «О сын Адама! Служи Мне, поистине Я люблю того, кто служит Мне, и Я заставлю Моих рабов служить ему. Поистине, ты не знаешь насколько ты ослушался Меня в своем прошлом, и насколько будешь ослушиваться в будущем. Не забывай обо Мне, поистине Я делаю все, что захочу. Поклоняйся Мне, поистине, ты ничтожный раб, а Я Великий Господь.
Если бы твои друзья и любимые из потомков Адама почувствовали запах твоих грехов и знали бы то, что знаю Я о них, они бы никогда не дружили и не приблизились к тебе. А что будет, если такие грехи будут увеличиваться с каждым днем, а жизнь твоя с момента рождения с каждым днем, все уменьшается и уменьшается.
О сын Адама! Тот человек, у которого разбился корабль и вернулся на доске, будучи окруженным морскими волнами, не подвергся большей беде, чем ты; поэтому отдавай отчет своим грехам и будь осторожным в своих деяниях.
О сын Адама! Я забочусь о твоем благополучии и утаиваю твои грехи, Я не нуждаюсь в тебе, ты же всегда нуждаешься во Мне, но, вместе с тем, ослушиваешься Меня.
О сын Адама! До каких пор ты будешь притворяться? Ты строишь и украшаешь мир, который исчезнет, и разрушаешь Вечную жизнь, которая не исчезнет никогда.
Ты стремишься угождать людям и сильно боишься их гнева.
О сын Адама! Если бы обитатели земли и небес просили бы о прощении твоих грехов, все равно тебе следовало бы плакать за них [грехах], потому что ты не знаешь, в каком состоянии ты встретишься со Мной.
О Муса сын Имрана! Ты слушай, что Я говорю, а Я говорю только Истину: «Ни один из Моих рабов не уверует в Меня в совершенстве, пока от его вреда, угнетения, хитрости, сплетен, притеснения и зависти не будут застрахованы люди.»
О Муса! Ты скажи то, что ниспослано тебе » Истина от вашего Господа, кто хочет, пусть уверует, а кто не хочет, пусть останется неверным?. (Тафсир уль-Джалалайн (сура «Аль-Кахф», аят 29).
Всевышний Аллах, Могущественен Он и Велик, говорит: «О сын Адама! Ты находишься между двумя милостями, и не знаешь, какая из них имеет для тебя большее значение: грехи ли, скрытые от людей или благодарность и красота.
Если бы люди узнали то, что Я знаю о тебе, они даже не приветствовали бы тебя. Намного больше этого данное тебе здоровье, отсутствие нужды в людях, нужда их в тебе и сохранение тебя от их вреда.
Восхваляй Меня и знай цену Моих благ для тебя, очищай свои деяния от показного, запасайся провизией путника, который боится голода и совершай благие деяния под Моим Троном.
О сын Адама! Ваши черствые сердца плачут от ваших деяний, ваши деяния плачут от ваших тел, ваши тела плачут от вашего языка и ваши языки плачут от ваших глаз.
О сын Адама! Мои сокровища никогда не иссякнут. Сколько ты будешь расходовать на других, столько Я буду расходовать на тебя, сколько будешь воздерживаться от расходов, столько и Я буду с тебя удерживать. Твоя скупость в том, что Я даровал тебе, по отношению к нуждающимся является следствием твоего плохого мнения, или боязни обеднеть и от отсутствия твоего доверия ко Мне. В действительности, Я сделал основной чертой твоего характера беспокойство за удел. Когда ты беспокоишься об уделе, Я даю тебе его. Ты расходуй и не будь скупым за данный Мною тебе удел, делясь им с Моими рабами. Я гарантирую тебе возмещение. Я обещаю тебе вознаграждение, так почему же ты сомневаешься в Моей Книге? Кто не верит Моему Обещанию и не верит Моим Пророкам, тот отрицает Мое господство, а кто будет отрицать Мое господство, того Я брошу в Ад лицом вниз?.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Я Аллах, нет божества кроме Меня, так поклоняйся же Мне, и восхваляй Меня, будь благодарным Мне и не будь неблагодарным.
О сын Адама! Кто враждует с тем, кто нуждается в Моей помощи, тот объявил Мне войну.
Мой Гнев усиливается на того, кто притесняет человека, которому нет другого помощника, кроме Меня.
Кто доволен тем, чем Я его наделил, того удел Я сделаю благодатным, и к нему непременно придет мирское, даже против его воли»
Всевышний Аллах говорит: «Я создал в вас самих и во всем сотворенном доказательства Моей единственности. Нет Мне соучастника во всем сотворенном, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) Мой раб и посланник. Кто не доволен Моим предопределением, не приемлет Мои испытания, не выражает благодарность за Мою Милость и не довольствуется Моим подаянием, то пусть он поклоняется другому богу, если он равен Мне во всем этом.
Кто стал печалиться из-за мирских неурядиц, тот как бы злится на Меня, кто жалуется на беду, тот как бы жалуется на Меня, кто зашел к состоятельному человеку и унизился перед ним из-за его богатства, тот потерял две трети своей веры.
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь, спокоен; отдаляйся от запретного – и твоя вера станет искренней. Кто откажется от поклепа и клеветы (гибат), тому откроется Моя Любовь, кто будет сторониться людей, тот спасется от их бед, кто разговаривает мало, у того совершенный ум, кто довольствуется малым, тот полагается на Всевышнего Аллаха.
О сын Адама! Ты не следуешь своим знаниям, но как же ты ищешь знания, которых ты не знаешь? О сын Адама! Ты трудишься на этом свете, как будто не умрешь завтра, и собираешь богатства, как будто будешь жить вечно.
О сын Адама! Нет ни одного дня, чтобы Я не определял твой удел, и нет ни одной ночи, чтобы ангелы не донесли до Меня твои плохие деяния. Ты питаешься Моими средствами существования и не повинуешься Мне. Ты взываешь ко Мне, и Я тебе отвечаю. Мое добро снисходит к тебе, а зло твое доходит до Меня. Как же хорош твой Попечитель, и как же плох Мой раб. Ты крадешь то, что Я дам тебе, а Я покрываю твои проступки одну за другой. Мне стыдно за тебя, однако ты не стыдишься Меня. Ты забываешь обо Мне и поминаешь других. Ты боишься людей, но не боишься Меня, ты боишься их ненависти и не боишься Моего Гнева»
Всевышний Аллах говорит: «О сын Адама! Не будь тем, кто допускает упущения в покаянии, тем, у кого слишком радужные надежды, тем, кто желает [хорошей] Вечной жизни (Ахира) без совершения благих деяний, и тем, кто придерживается слов поклоняющихся (абидин), но совершает деяния лицемеров.
Если ему дают, он не довольствуется этим, а когда его лишают [чего-нибудь], он нетерпелив. Он повелевает хорошее, когда сам не выполняет его, запрещает плохое, когда сам не остерегается его. Он любит хороших людей, а сам не является одним из них, ненавидит лицемеров, когда сам один из них.
Он говорит то, что не делает сам, и делает то, что не велено ему, он требует выполнять [обещанное], а сам не выполняет его.
О сын Адама! Нет ни одного нового дня, чтобы земля [по которой ты ходишь] не обратилась к тебе словами: «О сын Адама! Ты ходишь по мне, а затем тебя похоронят во мне, на мне ты поддаешься страстям, а во мне тебя будут съедать черви. О сын Адама! Я вместилище беспокойства и тревоги, я место допросов, я обитель одиночества, темноты и мрака, я место, где обитают змеи и скорпионы, ты обустраивай меня во благо себе, а не разрушай».