с каким именем связана жизнь тургенева
Тургенев: биография, личная жизнь и творчество
Портрет Тургенева: Wikipedia / И. Репин
Иван Сергеевич Тургенев, биография которого местами трагична, а порой захватывающая, всю свою жизнь связал с Россией. Он писал о русском народе, надеясь сочинениями изменить жизнь Родины к лучшему. Многие литературоведы называют Тургенева реформатором, а его произведения — глотком чистого воздуха. О победах и поражениях великого автора поговорим подробнее.
Биография Тургенева: детство и юность
Иван Сергеевич Тургенев, биография которого начинается 9 ноября далекого 1818 года, прожил яркую и непростую жизнь. Хоть мальчик родился в старинном дворянском роду, финансовое положение семьи оставляло желать лучшего, как и отношения родителей мальчугана:
Биография Твардовского: жизнь и творчество писателя
К сожалению, пара вместе прожила недолго: когда их сыну Ивану исполнилось 12 лет, отец покинул жену с тремя детьми, продолжив вести разгульный образ жизни. Спустя четыре года Сергей Николаевич скоропостижно скончался, загубив свою молодость, мечты и здоровье.
Иван Тургенев, биография которого начинается в Орле, практически все свое детство провел в родовом имении матери — Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Юные годы озорного мальчугана нельзя назвать счастливыми, и виной тому не только драма в семье Тургеневых, но и характер матери. Если описывать детство Тургенева кратко, то важно остановиться на противоречивости образа Варвары Лутовиновой — образованной, но деспотичной матери и барыне:
Биография Грина: личная жизнь и творчество писателя
Портрет юного Тургенева: Wikipedia / К. Горбунов
Как понимаете, биография Тургенева особенно в ранний период наполнена драматическими событиями и впечатлениями, которые в дальнейшем стали почвой для его произведений. Несколько позже Иван Сергеевич Тургенев красочно воплотит образ Варвары Лутовиновой в персонаже рассказа «Смерть».
Краткая биография Тургенева невозможна без акцента на его образовании. Французский язык длительное время был для Ивана единственным средством общения. В доме даже молились по-французски. Вот где учился Тургенев:
Рахманинов: биография, личная жизнь, творчество композитора
На юность молодого писателя приходится пора его европейских путешествий по Англии, Франции и землям Пруссии, что обогатило кругозор автора и дало ему острые социальные темы будущих произведений.
Иван Тургенев: творческий путь
Жизнь и творчество Тургенева неразрывно связаны. Каждая жизненная ситуация, путешествия, учеба и юные годы под гнетом матери — все это повлияло на становление творческой личности писателя. Вот краткая хронология его литературного пути:
Сергей Жигунов: биография и личная жизнь актера
Бунин: биография, интересные факты о писателе
Иван Тургенев, творчество которого вошло в золотой фонд русской литературы, — признанный реформатор и новатор, меняющий взгляды человека и разрушающий стереотипы.
Иван Тургенев: личная жизнь, последние годы
Личная жизнь Тургенева наполнена драматическими событиями. Провоцировала их пылкая и непостоянная натура писателя.
Первое серьезное увлечение случилось в жизни Тургенева в возрасте 15 лет. Избранницей гения стала Катенька — юная дочь княгини Шаховской и соседка Тургеневых. Но страсть юноши тут же поутихла, когда тот узнал о связи Катеньки с его отцом — прожженным ловеласом.
Возлюбленная Тургенева Полина Виардо: Wikipedia
Это заставило писателя разочароваться в барышнях-аристократках и обратить взор на простолюдинок. Так, следующей дамой сердца Ивана Сергеевича стала белошвейка Авдотья Иванова. Их роман был краткосрочен, но развивался бурно. Результат неравной любви — первая дочь Тургенева Пелагея.
Гончаров: биография, жизнь и творчество писателя
Но настоящей роковой страстью поэта и прозаика стала любовь к испано-французской оперной певице Полине Виардо. Женщина имела совершенно непритязательную внешность, но в моменты выступлений преображалась. Такой увидел ее впервые Тургенев и безвозвратно влюбился на последующие 40 лет.
Роман вызывал осуждение общества, поскольку развивался на глазах у официального мужа Виардо. Тот закрывал глаза на увлечения жены. Последней попыткой сбежать из объятий француженки было новое увлечение уже 61-летнего Ивана Сергеевича — актриса Марина Савина.
Но, к сожалению, роман продлился недолго, и после расставания Тургенев слег с тяжелой болезнью — раком костей позвоночника. 22 августа 1883 году Иван Сергеевич Тургенев скончался, и его тело переправили в Россию.
Биография Есенина: интересные факты, творчество
И в настоящем Тургенев почитается как гений и реформатор, изменивший поэтику романа в России и далеко за ее пределами. С легкой подачи Ивана Сергеевича в обиход вошло понятие «нигилист» и обозначение характера — «тургеневская девушка». В каждый из моментов жизни автор демонстрировал смелость, верность идеалам, любовь к Родине и желание изменить жизнь в лучшую сторону.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Иван Тургенев — биография писателя и дворянина, всю жизнь боровшегося с крепостным правом
Иван Тургенев — краткая биография
Детство Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев появился на свет в Орле в 1818 году в богатой дворянской семье. Но беспечным его детство можно назвать с большой натяжкой. Родители мальчика не особо ладили друг с другом. Отец Тургенева — кавалергард Сергей Николаевич любил азартные игры и прочие офицерские развлечения и женился на Варваре Петровне Лутовиновой исключительно из-за ее богатого приданного. Совместная жизнь пары никак не клеилась, и даже рождение трех сыновей (Иван был вторым) не скрепило семейные узы Тургеневых.
Мать Тургенева
Немалую роль в мировоззрении Тургенева сыграли его взаимоотношения с матушкой. Варвара Петровна была противоречивой натурой – с одной стороны, она была образованной, начитанной, хорошо разбиралась в искусстве, с другой – у нее был деспотичный и властный характер, от которого доставалось всем: и детям, и всем дворовым людям, находившимся в ее подчинении.
Кстати, именно мать стала прототипом деспотичной барыни из повести «Муму». Любовь и забота Варвары Петровны о детях прекрасно уживались вместе с настоящей жестокостью: она била и унижала своих сыновей и слуг, как когда-то били и унижали ее собственные мать и отчим, от которых она сбежала в юности к дядюшке.
В такой среде и формировался характер будущего писателя. Хотя важно отметить, что все эти человеческие страсти кипели на фоне прекрасной среднерусской природы, в которую Тургенев был с детства влюблен. Он рано пристрастился к охоте (это увлечение он пронес через всю жизнь), обожал собак и лошадей и не мыслил своей жизни без прогулок по угодьям и вылазок в лес.
В юности мать пыталась контролировать сына с помощью денег: Иван не стесняясь тратил матушкино состояние на веселую студенческую жизнь, и она стала ограничивать его. Но в итоге их отношения вконец испортились, они долгое время не виделись, и даже на похороны матери писатель решил не приезжать.
Образование в России
Начальное образование Иван получил дома, отчасти благодаря матери, отчасти – гувернерам-французам, отчасти – камердинерам из числа русских дворовых людей. Юноша рос любознательным и смышленым, с детства превосходно знал и русский, и французский языки и уже в 15 лет поступил на словесное отделение Московского университета.
Спустя год семейство Тургеневых вместе с матушкой переехало в Петербург, и Иван перевелся в местный университет на философское отделение. Здесь он расширил круг своих знакомств, влился в литературную среду и начал писать сам. Изначально, он посвящает всего себя поэзии. Не все у него получается сразу: природный талант необходимо было оттачивать, чем юноша самозабвенно и занимается.
Учеба и работа в Европе
Окончив университет, Тургенев отправляется за границу, где серьезно занимается своим образованием: посещает лекции Берлинского университета по истории греческой и римской литературы, а дома сам штурмует грамматику этих древних языков. Эти усилия, приложенные в молодости, позволили писателю в оригинале читать классических авторов и выполнять переводы. Постепенно Иван Сергеевич нарабатывает мастерство и начинает печататься и в России, и за границей. Он ненадолго возвращается на родину, но потом снова уезжает за рубеж.
В целом, можно сказать, что большую часть своей жизни Тургенев провел в Европе, много путешествовал и работал там. Однако его ум и сердце всегда были с Россией, и это легко отследить по его творчеству. Писатель признавался, что свои самые яркие антикрепостнические произведения, вошедшие в сборник «Записки охотника», он написал вдали от родины, так как «не мог дышать одним воздухом с врагом».
Проза Тургенева
Начиная с 50-х годов, Тургенев постепенно переходит к прозе, отражая в романах свое желание видеть Россию продвинутой цивилизованной страной, отказавшейся от ужасных и позорных пережитков прошлого в устройстве общества. Вместе с тем Иван Сергеевич, находясь в 1848 году в Париже, стал очевидцем революционных событий в столице Франции.
С тех пор он напрочь отметал революционный путь общественных преобразований, за что его часто высмеивали более «левые» соотечественники, обвиняя чуть ли не в трусости. Но Тургенев был непреклонен в этом вопросе, ему было одинаково ненавистно любое насилие: как в виде крепостного права, так и в виде убийства людей «во имя свободы». В эти годы выходят его самые известные романы Тургенева:
Писательский успех и признание
Во второй половине жизни Тургенев становится одним из самых передовых, успешных и высокооплачиваемых авторов как в России, так и в Европе. Известно, что Ф.М. Достоевский в одном из писем жаловался, что Тургеневу платят за одну печатную страницу романа 400 рублей, а ему – всего сто. За пределами России творчество Ивана Сергеевича тоже высоко ценилось, на тот момент он был самым читаемым русским автором в Европе.
Он также выполнял переводы русских изданий на французский и немецкий языки, а произведения европейских авторов – на русский. Конец 70-х – начало 80-х годов стали временем настоящего триумфа Тургенева как писателя. Однако в 1882 году резко обостряются его хронические заболевания, и через год он умирает в тяжелейших муках. Позже выяснилось, что у писателя была микросаркома.
Гравюры похорон Тургенева из журнала «Всемирная иллюстрация», опубликованные во время этих событий в Петербурге.
Личная жизнь Тургенева
Полноценной семьи у Тургенева так и не сложилось. У него было несколько бурных романов, когда он чуть было не женился, но до предложения руки и сердца так и не дошло. В итоге самой большой любовью в его жизни стала певица Полина Виардо, на руках которой писатель и умер. У него была единственная дочь Пелагея, которая родилась от связи с крепостной Дуняшей. Девочку сначала воспитывала бабушка, потом Полина Виардо, позднее ее отдали во французский пансион.
Она вышла замуж, родила двоих детей, но и сын, и дочь умерли в молодости, не оставив потомства. На этом род Тургеневых со стороны Ивана Сергеевича прервался.
Основные романы Ивана Тургенева
Основные повести и рассказы Ивана Тургенева
(Здесь вы также можете прочитать краткую биографию Н.В.Гоголя)
200 лет Тургеневу: Высокие отношения родом из дворянского гнезда
9 ноября (по новому стилю) 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев. О феномене дворянских гнезд, из которых явилась великая русская литература XIX века, и о том, как нам читать сегодня Тургенева, одного из самых актуальных классиков, Царьград поговорил с потомственным дворянином, поэтом Константином Кедровым
Дарование Тургенева было такой силы, что созданные им образы оказывались сильнее реальных прототипов. «Тургеневских барышень» в обычной жизни не было, пока о них не написал ценивший все возвышенное Иван Сергеевич. Начитавшись романа «Дворянское гнездо», русские женщины, по примеру его героини, уходили в монахини. Так поступила даже сестра Льва Толстого, Мария Николаевна.
М.Н. Толстая. Фото: www.globallookpress.com
Очарованная в свое время Тургеневым, ради него она ушла от непутевого мужа. Но Иван Сергеевич не принял такой жертвы, пожелав остаться другом, но не возлюбленным. Сестра Толстого тогда повела себя, как неистовая в страстях Анна Каренина, и своими поступками даже вдохновила брата на роман. Но в конце жизни все-таки выбрала путь, придуманный идеалистом Тургеневым, и удалилась в монастырь. Судьба однолюба Ивана Сергеевича навсегда принадлежала другой музе, недостижимой и близкой одновременно.
Тургенев стал первым и непревзойденным мастером словесного пейзажа, все остальные мэтры лишь учились живописать природу у него. Это он назвал наш язык великим и могучим, открыв миру главную тайну русских — чудо нашего слова.
Он написал первые стихи в прозе на русском языке. Он же сочинил новый вечный сюжет для мировой литературы — «Отцы и дети». А это совсем не просто: все романические фабулы известны с древности и пересчитаны литературоведами. Да и «нигилистами» молодых прагматиков стали называть после Тургенева. И это еще не все заслуги Ивана Сергеевича перед словесностью.
Профессор Оксфордского университета, Тургенев открыл русскую литературу Западу: его друзьями были лучшие европейские романисты XIX века: Флобер, Золя, братья Гонкуры, Жорж Санд, Мопассан. Многие из них называли Тургенева своим учителем, включая таких мастеров XX века, как Хемингуэй и Джойс.
Фото: www.globallookpress.com
Русский европеец, либерал, западник. Если бы он только знал, какие смыслы будут вкладывать в эти понятия русские люди XXI века! Совсем не те, что имел в виду один из самых образованных людей своего времени — Тургенев.
Иван Сергеевич всегда занимал позицию очень примиряющую, — рассказал Царьграду доктор философских наук Константин Кедров. — Ему удалось самое сложное: найти золотую середину между западниками и славянофилами. Вот как ему это удалось? Достоевскому, например, не удалось. Даже Толстому не удалось, а Тургеневу удалось. Он — человек очень цивилизованный, хотя сам и посмеивался в образе Павла Кирсанова над чисто внешним проявлением цивилизации со всеми несессерами своего персонажа и походными ваннами.
С детства Иван Тургенев говорил на многих европейских языках. Его маменька, помещица и крепостница Варвара Петровна, дала детям блестящее европейское образование. Это с нее мастер позже напишет столь яркий образ главной героини в повести «Муму». Поэтому-то многие поколения читателей будут считать мать Тургенева именно такой — жестокой изуверкой. В этом вся сила и магия тургеневского слова.
Реальная Варвара Петровна была женщиной непростой судьбы, как сказали бы сейчас. Богатейшая владелица имения Спасское-Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии, она управляла пятью тысячами крепостных душ, не так-то легко доставшимися ей в наследство. В юности Варвара Лутовинова не ужилась с отчимом, воспитывалась в доме своего дяди, от которого впоследствии с большим трудом и многолетними судами получила огромное состояние.
В.П. Тургенева. Фото: www.globallookpress.com
Не блиставшая красотой Варвара Петровна вышла замуж по тем временам довольно поздно, в 26 лет. Главными богатствами ее молодого мужа, кавалергарда Сергея Тургенева, были неотразимая внешность и заслуги в Отечественной войне 1812 года, включая ранение в Бородинской битве. Папенька женился по расчету и маменьке изменял. Поплатились все. Иван Сергеевич никогда не скрывал, что описал одну из страниц семейной драмы в нежной повести «Первая любовь». Предмет обожания 15-летнего Тургенева, 19-летняя поэтесса княжна Екатерина Шаховская, оказалась любовницей отца.
И.С. Тургенев в молодости. Фото: www.globallookpress.com
Современники осуждали Тургенева за то, что писатель предал литературной огласке семейную историю. Он же полагал, что в правде жизни нет ничего дурного. История тончайших взаимных чувств близких ему людей закончилась трагически. Когда их роман открылся, отец вынужден был расстаться с княжной и вскоре умер. Екатерина погибла после родов, спустя год после того, как вышла замуж за другого. Что чувствовала при этом нелюбимая маменька писателя Варвара Петровна, предположить нетрудно, плюс ко всему характер у нее был совсем не сахар. После всех драм руководство огромным хозяйством легло на нее. Нередко она вела себя, как капризная и вздорная правительница: раздавала «министерские портфели» крепостным. А однажды, на что-то осерчав, отменила пасхальные звоны и празднование Пасхи в своем имении.
Своими размышлениями о том, какими красками сегодня рисуют мать Тургенева, поделился потомок дворянского рода Челищевых, поэт, доктор философских наук Константин Кедров.
Для начала давайте попробуем найти счастливую женщину, которой не изменял муж. Ну не получалось у нее, срывалась она. Но сказать, что она Салтычиха — нет, конечно. А как с этими людьми, которые вокруг были, управляться? Это вопрос очень сложный. Эти люди себя показали потом, когда отменили крепостное право: вместо «спасибо» стали грабить и жечь. Я не хочу сказать, что его маменька была хорошей помещицей, нет. Она круто поступала.
Дом-музей И.С. Тургенева в Москве, на Остоженке. Фото: www.globallookpress.com
Уроженец самого настоящего дворянского гнезда Иван Тургенев почувствовал, что эта неповторимая русская цивилизация уходит. И всю силу своего таланта он отдал на то, чтобы запечатлеть уходящую натуру.
«Эта культура дворянских усадеб, с их библиотеками, родовыми церквями, с их упорядоченным особым бытом — это все пытались опорочить и во времена Тургенева, и на протяжении большей части XX века, — продолжил Кедров. – Но если вы сравните жизнь какого-нибудь европейского замка, жизнь поместья во Франции, нигде в мире ничего даже близкого не было. «Дворянские гнезда» стали возможными в силу природных обстоятельств и в силу совершенно гениального указа Петра Третьего «О вольностях дворянства». Фактически был создан класс абсолютно свободных людей: хочешь — служи, хочешь — живи трудами своими, хочешь — будь на госслужбе. При этом дворяне были неразрывно слиты с природой. Они от нее зависели, конечно, но они с ней должны были найти общий лад и общий язык. Конечно, русская литература не появилась бы, если бы не это. И Тургенев, и Толстой, и Пушкин — все они из дворянских усадеб. Это целая утонувшая Атлантида, которую начали грабить сразу с отмены крепостного права. Его, конечно, надо было отменять. Но беда в том, что вдруг выяснилось, что это был неповторимый уклад».
Тонкие чувства, высокие отношения. А уж если любовь, то самая невозможная из невозможных. Известный факт: Иван Сергеевич упал в обморок, как только услышал пение Полины Виардо. Настолько чувствительным к гармонии был слух писателя, что он влюбился в голос. Суперзвезда парижской Итальянской оперы впервые посетила с гастролями Санкт-Петербург осенью 1843 года. 1 ноября ее и услышал Тургенев.
Полин Мишель Фердинанд Гарсиа, по мужу Виардо, происходила из семьи известных артистов. Отец — прославленный тенор, мать в свое время служила украшением мадридской сцены, красавица-сестра — знаменитая оперная дива Мария Малибран. А вот Полину современники красавицей не считали.
П. Виардо. Фото: www.globallookpress.com
Петербургские дамы назвали ее «сажа да кости». Маменька Тургенева, ревнуя сына, в сердцах припечатала: «Проклятая цыганка», признав, впрочем, что та поет отменно.
«Он не мог не влюбиться в голос, — заметил Константин Кедров. — Потому что никто так, как Тургенев, не слышал музыку, речь, интонации. Он — самый тонкий, самый музыкальный писатель из всех прозаиков. Виардо оказалась для него этаким Крысоловом с дудочкой. И он, очарованный, за ней пошел, что неудивительно, ведь он — необычный человек, у него даже мозг самый большой по объему из всех известных на сегодняшний день. Мы к этому писателю относимся как к обычному человеку, но он совершенно необычный».
Иван Сергеевич провел подле ног своей музы 40 лет, вплоть до своей смерти. Все эти годы певица, а позже и знаменитая на всю Европу преподаватель, была супругой Луи Виардо, с которым у Ивана Тургенева установились высокие дружеские отношения. Без ревности со стороны мужчин не обходилось, конечно. Но это были просвещенные творческие натуры, деликатность которых по отношению к чувствам друг друга была беспримерной.
И.С. Тургенев. Фото: www.globallookpress.com
Возможно, именно потому, что довольно большую часть жизни Тургеневу пришлось провести в странствиях по Европе за своей возлюбленной, писатель так остро чувствовал и переживал все русское.
Первое произведение, сделавшее его знаменитым, «Записки охотника», он писал в Куртавнеле, усадьбе Полины Виардо под Парижем, как и многие другие романы, стихи, повести, пьесы, в которых и русское крестьянство, и аристократы представали в возвышенных образах. Он показал русским людям идеал нас самих. И это очень христианский идеал, о чем Тургенев открыто, но тонко и без морализаторства написал в эссе «Христос».
Иван Сергеевич Тургенев — знаменитый мастер русского слова
2018 году во всём мире отмечается 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (09.11.1818 — 03.09.1883), классика русской литературы второй половины XIX века.
24 октября 2017 года на 39-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Организации Объединённых Наций в Париже было принято решение о включении в 2018 году юбилея И.С. Тургенева в Список памятных дат ЮНЕСКО, имеющих значение для всего человечества.
И.С. Тургенев — первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности. Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили известные современники в России, Западной Европе, Америке.
Литературный преемник А.С. Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев заложил основы русского классического романа, явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека.
Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире. К сожалению, в России ни 150-летие А.М. Горького (28.03.1868 —18.06.1936), ни 200-летие И.С. Тургенева, в отличие от предстоящего в декабре 100-летия А.И. Солженицына, так широко не освещается и не отмечается.
В 2018 году были и другие памятные даты, касающиеся знаменитых русских (советских) писателей и поэтов, такие как 110-летие Н.Н. Носова (23.11.1908 — 26.07.1976), 195-летие А.Н. Островского (12.04.1823 —14.06.1886),110-летие И.А. Ефремова (22.04.1908 — 05.10.1972), 125-летие В.В. Маяковского (19.07.1893 —14.04.1930), 100-летие В.Д. Дудинцева (29.07.1918 — 22.07.1998) и другие, которые не стали общественным достоянием, и которые, согласитесь, не заслуживают ни исторического забвения, ни невнимания властей.
Мы продолжаем цикл статей о «Жизни замечательных людей (ЖЗЛ) и эта — об Иване Сергеевиче Тургеневе.
«И.С. Тургенев — один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой».
200-летие со дня рождения И.С. Тургенева в 2018 году — это событие международного масштаба. Произведения И.С. Тургенева известны на всех континентах и переведены на все европейские языки. Его имя входит в плеяду великих классиков XIX века и стоит в одном ряду с А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским.
Тургенев отстаивал права человека, выступал за освобождение крестьян в России от крепостной зависимости, был ярым противником войн, революций и смертной казни. Именно Тургеневу принадлежит термин «нигилизм». Кредо Тургенева в течение всей жизни:
«То, что вечно и нетленно, так это искусство, служащее великой идее и идея, во имя великого дела».
Родные места являлись для Тургенева богатейшим источником, откуда он черпал обильный материал для своего творчества. Тесной связью с ними отмечен весь жизненный и творческий путь писателя. В его творениях мы ищем и находим ответы на многие вопросы бытия.
Краткая биография. Начало жизненного пути
«Одно убеждение вынес я из опыта последних годов: жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь — тяжёлый труд.
Отречение, отречение постоянное — вот её тайный смысл, её разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, вот о чём следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем лучше, тем дальше уйдёшь.
Молодости позволительно так думать; но стыдно тешиться обманом, когда суровое лицо истины глянуло наконец тебе в глаза». (И.С.Тургенев)
Иван Тургенев в возрасте 12 лет. Неизвестный художник. 1830. Государственный литературный музей
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) в Орле. По отцу (Сергей Николаевич, 1793 —1834) принадлежал к старинному дворянскому роду Тургеневых, известному с XV века. По матери (Варвара Петровна, 1788 —1850) — к роду Лутовиновых, восходящему к XVII веку.
Спасское-Лутовиново. Художник Николай Бодаревский
Детство будущего писателя прошло в имении и усадьбе Спасское-Лутовиново близ города Мценска Орловской губернии.
«Рудин», «Дворянское гнездо», «Фауст», «Отцы и дети», «Накануне», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви», стихотворения в прозе — вот далеко не полный перечень тургеневских произведений, история создания которых связана со Спасским-Лутовиновым — родовым имением писателя во Мценском уезде Орловской губернии.
Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя Варвара Петровна происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. В 1830 году отец уходит из семьи и умирает в 1834 году, оставляя троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея.
Мать Тургенева Варвара Петровна правила «подданными» на манер самодержавной государыни — с «полицией» и «министрами», заседавшими в особых «учреждениях» и каждое утро церемонно являвшимися к ней на доклад (об этом — в рассказе «Собственная господская контора», 1881).
Любимое её изречение было «хочу казню, хочу милую». С добродушным от природы и мечтательным сыном она обходилась сурово, желая воспитать в нём «настоящего Лутовинова», но напрасно. Она лишь ранила сердце мальчика, чиня обиды тем из своих «подданных», к кому он успел привязаться (позднее она станет прототипом капризных барынь в повестях Тургенева «Муму», 1852; «Пунин и Бабурин», 1874; и др.).
Вместе с тем Варвара Петровна была женщиной образованной и нечуждой литературным интересам. На наставников для сыновей она не скупилась.
С малых лет Тургенева вывозили за границу, после переезда семейства в Москву в 1827 году обучали лучшие педагоги (среди них — литератор Д.Н. Дубенский, автор исследования о «Слове о полку Игореве», и поэт И.П.Клюшников), и к моменту поступления на словесное отделение философского факультета Московского университета в 1833 году он уже говорил на французском, немецком, английском языках и сочинял стихи.
В 1834 году Тургенев перешёл в Петербургский университет, который окончил в 1837 году со званием «действительного студента» (экзамен на кандидата не выдержал). К этому времени относится первый известный литературный опыт Тургенева — романтическая драма в стихах «Стéно» (1834, опубликованная в 1913 году).
Профессор российской словесности П.А. Плетнёв, которому юноша показал поэму, нашел её слабым подражанием Дж.Байрону, но заметил, что в авторе «что-то есть», и даже напечатал в своём журнале «Современник» два его стихотворения (стихи Тургенева появлялись там и позднее).
Это юношеское сочинение сам автор охарактеризовал как «совершенно нелепое произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». При очевидном сходстве «Стено» с «Манфредом», которого сам Тургенев никогда не отрицал, в поэме обнаруживается последовательное воспроизведение мотивов пьесы «Гамлет» Шекспира.
Тернистый путь в творчество
Творчество Тургенева пришлось на время, следующее за так называемым «золотым веком» русской литературы — литературной эпохой Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. В прозе Тургенева отразился период исторических перемен в российском обществе и государстве, касавшихся прежде всего его социального устройства, политики и идеологии. Поражение в Крымской войне, реформы времени правления императора Александра II, освобождение крестьян, духовные поиски интеллигенции, революционные настроения в обществе были содержанием жизни в России 1840 — 1880-х годов.
Тургенев не принадлежал к числу тех писателей, к кому широкое признание пришло скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому, который после опубликования первого же своего романа — «Бедные люди» — стал знаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева — И.А. Гончаров, В.Д. Григорович — на первых порах были гораздо счастливее его.
Виссарион Белинский
Тургенев начинал своё творчество как поэт: он сочинял стихи с конца 1830-х годов, а в 1843 году опубликовал поэтический сборник. Однако вскоре писатель полностью переключился на прозу.
В 1840-е годы Тургенев был активным участником литературного кружка В.Г. Белинского в Петербурге. На его творчество оказали определённое влияние стилевые черты «натуральной школы», присущие писателям кружка Белинского.
Это проявлялось прежде всего в натуралистическом описании действительности, внешнего мира. Как оригинальный писатель, имеющий свою индивидуальную манеру, творческую и гражданскую позицию, Тургенев впервые выступил в цикле рассказов-очерков «Записки охотника» (1847 — 1852).
Касьян, иллюстрация самого И.С. Тургенева к «Запискам охотника»
В этой книге он показал неизвестную прежде в большой литературе жизнь крестьянства, яркие национальные характеры, жизненную энергию и душу русского человека
В 1838 — 1841 годах он писал мало и очень немногое из написанного находил достойным печати. Каждое из его опубликованных стихотворений было «не хуже» тех, которыми известнейшие стихотворцы (само собой разумеется, Лермонтов, Кольцов, Баратынский из этого числа исключаются) «украшали» страницы литературных журналов; но ни одно из них не привлекало внимания ни читателей, ни критики.
Главная же мысль своеобразного творчества заключалась в указании на «скорби и вопросы» времени. Молодые литераторы тех лет, как и подавляющее большинство читателей «Отечественных записок», где печатались статьи Белинского, хорошо понимали, что в его устах эти слова являются одним из обозначений социальной темы.
Именно в разработке этой темы критик видел залог дальнейших успехов в развитии русской литературы. Без большого риска ошибиться, можно сказать, что всё творчество Тургенева 1840-х годов подчинено было одной, пользуясь термином Станиславского, сверхзадаче — поиску своего решения социальной темы в литературе.
«Записки охотника» — как отражение социальной темы
Аудиокнига «Записки охотника».
В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии искусства и литературы, но и всего общества в целом. Такой книгой стали «Записки охотника». Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов XIX столетия, центром которой был вопрос о крепостничестве, то есть вопрос о судьбе закрепощённого народа.
В 1845 — 1846 годах Тургенев всё ещё не был уверен в своём писательском призвании и даже
«…возымел, — как писал он в своих воспоминаниях, — твёрдое намерение вовсе оставить литературу; только вследствие просьб И.И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м номере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч». (Слова: «Из записок охотника» были придуманы и прибавлены тем же И.И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению.) Успех этого очерка побудил меня написать другие; и я возвратился к литературе».
С выходом в свет каждого нового очерка или рассказа из «Записок охотника» это убеждение укреплялось всё больше и больше. Прежде всего, обращала на себя внимание широта авторского кругозора; Тургенев как будто писал с натуры, но его очерки и рассказы не производили впечатления этюдов или этнографических зарисовок, хотя он и не скупился именно на этнографические и «краеведческие» подробности. Частная жизнь, по-видимому, невымышленных людей обыкновенно даётся у него в системе сопоставлений, которые показывают, что в поле зрения автора — вся Россия в её связях со всем миром. Благодаря этому каждая фигура, каждый эпизод при всей своей индивидуальной непосредственности, а иногда и кажущейся мимолетности или случайности приобретают особую значительность, а содержание той или иной вещи оказывается шире воспроизводимой в ней жизни простых людей.
В «Записках охотника» Тургенев часто прибегал к приёму сопоставления времён — старого и нового. Причём, что бы ни говорили по этому поводу герои — хвалят ли они старые годы или не одобряют, — авторская оценка прошлого ясна: «золотой век» русского дворянства — век Екатерины и Александра — это преимущественно век дворянского разгула, мотовства (стоит только вспомнить забавы и потехи графа А.Г. Орлова-Чесменского, о которых рассказывает однодворец Лука Петрович Овсянников), разврата и наглого самоуправства. Ну а новые, николаевские времена? Как это ни странно, но именно в эту пору казённые борзописцы больше, чем когда бы то ни было, кричали об успехах просвещения, особенно среди помещиков.
Бурмистр. Иллюстрация к «Запискам охотника». 1884.
В рассказе «Бурмистр» как раз и повествуется об одном «просвещённейшем» помещике — об Аркадии Павлыче Пеночкине. Тургенев ничего не оставляет для догадки читателя: личина «просвещённости» сорвана прямо у него на глазах. Собственно говоря, Пеночкин и напяливает-то её только при особых оказиях. Показателен в этом смысле эпизод усмирения «бунта» в Шипиловке:
«Нет, брат, у меня бунтовать не советую… у меня… (Аркадий Павлыч шагнул вперёд, да, вероятно, вспомнил о моём присутствии, отвернулся и положил руки в карманы)».
В этой отвратительной фигуре заключено обобщение огромной силы самоуправства помещиков.
«Записки охотника» неопровержимо убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы общественного строя в России; в этом смысле они ближе всего стоят к «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева. Значение «Записок охотника» в творческой судьбе Тургенева неизмеримо велико. После выхода в свет этой книги он стал общепризнанным творцом русской литературы.
Активное творчество И.С. Тургенева
Последующее десятилетие отмечено высокой активностью творчества Тургенева: начиная с середины 1850-х годов из-под его пера выходят четыре романа и две повести. Всплеск писательской активности Тургенева, безусловно, связан с политическими событиями в России — его произведения того времени были непосредственным откликом на них, а в некоторых случаях даже опережали сами события, точно выражая дух времени.
«И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 15 томах (комплект из 15 книг)»
Таковы романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860). К этому периоду творчества относятся и повести, посвящённые первой любви: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860). В это же время создан и выдающийся роман «Отцы и дети» (1862), в котором Тургенев изобразил русское общество времён эпохальной для России XIX века реформы — отмены крепостного права.
Политические и общественные взгляды писателя
Тургенев считал себя либералом-постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ, приближающих Россию к передовым странам Запада.
Однако на протяжении всего творческого пути он питал симпатию к революционерам-демократам. Неизменное преклонение вызывали у него «сознательно-героические натуры», цельность их характера, отсутствие противоречий между словом и делом, волевой темперамент окрылённых идеей борцов.
Революционеры-демократы — главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне. Один из первых — В.Г. Белинский. В 50 — 60-е годы революционеры-демократы во главе с Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, А.И. Герценом, Н.П. Огарёвым и другими пропагандировали свои идеи на страницах «Современника» и «Колокола». Они сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма. Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму.
Тургенев восхищался их героическими порывами, но в то же время полагал, что они слишком торопят историю, страдают максимализмом и нетерпением. А потому он считал их деятельность трагически обречённой: это верные и доблестные рыцари революционной идеи, но история своим неумолимым ходом превращает их в «рыцарей на час».
В 1859 году Тургенев написал статью под названием «Гамлет и Дон Кихот», которая является ключом к пониманию всех тургеневских героев. Характеризуя тип Гамлета, Тургенев думает о «лишних людях», дворянских героях, под Дон Кихотами же он подразумевает новое поколение общественных деятелей — революционеров-демократов.
Получалось, что Тургенев-писатель постоянно стремился встать над схваткой, примирить враждующие партии, обуздать противоположности. Он отталкивался от любых завершённых и самодовольных систем.
«Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не даётся, которые хотят её за хвост поймать. Система — хвост правды, но правда, как ящерица: оставит хвост, а сама убежит» (письмо 1857 года Тургенева Льву Толстому ).
В тургеневском призыве к терпимости, в тургеневском стремлении «снять» противоречия и крайности непримиримых общественных течений 60 — 70-х годов проявилась обоснованная тревога за судьбы грядущей русской демократии и отечественной культуры. Тургенева тревожила беспочвенность, пугала безоглядность некоторых прогрессивных слоёв русской интеллигенции, готовых рабски следовать за каждой новомодной мыслью, легкомысленно отворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций.
«И отрицаем-то мы не так, как свободный человек, разящий шпагой, — писал он в романе «Дым»,— а как лакей, лупящий кулаком, да ещё, пожалуй, и лупит-то он по господскому приказу».
«В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно, гений культуры, — говорил в 1909 году русский писатель и философ Д.С. Мережковский. — В этом смысле Тургенев, в противоположность великим созидателям и разрушителям, Л. Толстому и Достоевскому,— наш единственный охранитель… ».
«Лишние люди» в изображении Тургенева
Несмотря на то что традиция изображения «лишних людей» возникла до Тургенева (Чацкий А.С. Грибоедова, Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю. Лермонтова, Бельтов А.И. Герцена, Адуев-младший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова), Тургеневу принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей.
Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.
Главный герой «Дневника лишнего человека» отмечен стремлением анализировать все свои эмоции, фиксировать малейшие оттенки состояния собственной души. Подобно шекспировскому Гамлету герой замечает неестественность и натянутость своих размышлений, отсутствие воли:
«Я разбирал самого себя до последней ниточки, сравнивал себя с другими, припоминал малейшие взгляды, улыбки, слова людей… Целые дни проходили в этой мучительной, бесплодной работе».
Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение:
«Только после изгнания моего из дома Ожогиных я мучительно узнал, сколько удовольствия человек может почерпнуть из созерцания своего собственного несчастья».
Несостоятельность апатичных и рефлексирующих персонажей ещё более оттенялась образами цельных и сильных тургеневских героинь.
Итогом размышлений Тургенева о героях рудинского и чулкатуринского типа стала статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859 год) Наименее «гамлетичным» из всех тургеневских «лишних людей» является герой «Дворянского гнезда» Лаврецкий. «Российским Гамлетом» назван в романе «Новь» один из его главных персонажей Алексей Дмитриевич Нежданов.
Одновременно с Тургеневым феномен «лишнего человека» разрабатывал И.А. Гончаров в романе «Обломов» (1859), Н.А. Некрасов — Агарин («Саша», 1856), А.Ф. Писемский и многие другие. Но, в отличие от персонажа Гончарова, герои Тургенева подверглись большей типизации. По мнению советского литературоведа А. Лаврецкого (И.М. Френкеля),
«Если бы у нас из всех источников для изучения 40-х гг. остался один «Рудин» или одно «Дворянское гнездо», то всё же можно было бы установить характер эпохи в её специфических чертах. По «Обломову» мы этого сделать не в состоянии».
Позднее традицию изображения тургеневских «лишних людей» иронически обыграл Антон Павлович Чехов. Персонаж его повести «Дуэль» — Лаевский представляет собой сниженный и пародийный вариант тургеневского «лишнего человека». Он говорит своему приятелю фон Корену:
«Я неудачник, лишний человек».
Фон Корен соглашается с тем, что Лаевский — это «сколок с Рудина». Вместе с тем он отзывается о претензии Лаевского быть «лишним человеком» в издевательском тоне:
«Понимайте так, мол, что не он виноват в том, что казённые пакеты по неделям лежат не распечатанными и что сам он пьёт и других спаивает, а виноваты в этом Онегин, Печорин и Тургенев, выдумавший неудачника и лишнего человека».
Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева.
Но писатель в своих произведениях, помимо социальных тем, тонко и мудро описывает и любовную тему.
Трагическая любовь Ивана Тургенева
«Роман всей жизни» Тургенева длился четыре десятилетия. Биографы Ивана Сергеевича Тургенева до сих пор не сошлись во мнении — был ли писатель в интимной близости с певицей Полиной Виардо или нет. Поговаривали, будто она родила от него сына, по другим слухам — дочь. Но есть и другая версия: их связывали лишь духовные отношения, любовь, но не плотская, а возвышенная, что может быть вполне правдоподобно.
В 1843 году 25-летний Иван Тургенев записал в своём дневнике: «Встреча с Полиной» — и нарисовал рядом крест. Откуда ему тогда было знать, что этот «крест» ему предстоит нести через всю жизнь…
Про неё говорили, что она «потрясающе некрасива», «сажа да кости». Сутулая, с нескладной фигурой, с глазами навыкате и лицом, на которое, по словам художника Ильи Репина, невозможно было смотреть анфас. И в то же время она была наделена грацией, шармом, умом и талантом. Полина Виардо потрясла весь Петербург своим необыкновенным голосом, гастролируя в составе итальянской оперы. Крупные черты лица и неказистая фигура певицы имели значение только в первые мгновения выхода её на сцену: «Некрасива!» Но стоило ей повести огромными чёрными глазами, стоило запеть… «Божественна!» — вздыхали все.
Художник Богомолов так писал о их взаимоотношениях :
«Он был счастлив по-своему, и бахвал тот человек, который подвергал суждению таких двух гениальных личностей, как он и она».
Не случайно упоминает людей, осуждавших Полину, из-за которой русский писатель большую часть своей жизни провёл вне Родины. Эти разговоры, ставшие особенно громкими в момент смерти писателя, заставили Полину, гордую волевую женщину, женщину, произнести:
«Ежели русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что составленное с ним имя Полины Виардо никак не умаляет, а разве возвышает».
Но лучше всяких объяснений этой удивительной любви, длившейся 40 лет, является стихотворение в прозе «Когда меня не будет», написанное за несколько лет до смерти:
«Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего…».
Вашему вниманию видео о Полине Виардо и И.С.Тургеневе: