Родился 28 февраля 1877 года в Харькове. Отец — Эдуард Борткевич. Мать — Софья Казимировна Борткевич, в девичестве Ушинская.
Учился в Харьковском музыкальном училище у А. Ф. Бенша, затем ― в Петербургской консерватории (1896―1899) по классам ван Арка (фортепиано) и Лядова (теория музыки). С 1900 года Борткевич два года совершенствовался в Лейпцигской консерватории у Альфреда Райзенауэра (фортепиано) и Саломона Ядассона (композиция).
В 1904―1914 годах он жил в Берлине, где преподавал в Консерватории Клиндворта-Шарвенки. В это время он был известен как пианист, но гораздо больше ― как композитор, крупнейшим его сочинением этого периода является Первый фортепианный концерт (премьера — 1913, Хуго ван Дален и Блютнер-оркестр). С началом Первой мировой войны Борткевич вернулся в Россию, но в 1919 году эмигрировал, поселился сначала в Константинополе, а в 1922 ― в Вене, где и провёл (с перерывом на пребывание в Берлине в 1928—1933 годах) оставшиеся годы жизни. В поздние годы он продолжал сочинять, несмотря на крайнюю затруднительность своего бытового и финансового положения. Он также перевёл на немецкий язык переписку П. И. Чайковского и Н. Ф. фон Мекк, опубликованную в 1938 году в г. Лейпциге (нем. Die seltsame Liebe Peter Tschaikowsky’s und der Nadjeschda von Meck).
Стиль Борткевича-композитора типичен для романтической традиции русской фортепианной школы: он основывается на искусстве Листа и Шопена, находится под влиянием Чайковского и русского фольклора и практически не затронут музыкальными течениями XX века. Сочинения Борткевича отмечены яркостью и выразительностью мышления, оригинальной мелодией, хорошей оркестровкой. Первый фортепианный концерт перекликается с творчеством Сергея Рахманинова, Второй (для левой руки) стал известен благодаря Паулю Витгенштейну, которому посвящено это сочинение, и который с успехом его исполнял.
Основные сочинения
Наслаждайтесь нотами с командой PianoKafe!
Каждый день мы выполняем огромную работу, чтобы вы наслаждались любимой музыкой в качественной аранжировке.
Борткевич Сергей Эдуардович укр. Борткевич Сергій Едуардович
Сергей Борткевич (1905)
Основная информация
Полное имя
Сергей Эдуардович Борткевич
Биография
Родился 28 февраля 1877 года в Харькове. Отец — Эдуард Борткевич. Мать — Софья Казимировна Борткевич, в девичестве Ушинская.
В 1904―1914 годах он жил в Берлине, где преподавал в Консерватории Клиндворта-Шарвенки. В это время он был известен как пианист, но гораздо больше ― как композитор, крупнейшим его сочинением этого периода является Первый фортепианный концерт (премьера — 1913, Хуго ван Дален и Блютнер-оркестр). С началом Первой мировой войны Борткевич вернулся в Россию, но в 1919 году эмигрировал, поселился сначала в Константинополе, а в 1922 ― в Вене, где и провёл (с перерывом на пребывание в Берлине в 1928—1933 годах) оставшиеся годы жизни. В поздние годы он продолжал сочинять, несмотря на крайнюю затруднительность своего бытового и финансового положения. Он также перевёл на немецкий язык переписку П. И. Чайковского и Н. Ф. фон Мекк, опубликованную в 1938 году в г. Лейпциге (нем. Die seltsame Liebe Peter Tschaikowsky’s und der Nadjeschda von Meck ).
Стиль Борткевича-пианиста типичен для романтической традиции русской фортепианной школы: он основывается на искусстве Листа и Шопена, находится под влиянием Чайковского и русского фольклора и практически не затронут музыкальными течениями XX века. Сочинения Борткевича отмечены яркостью и выразительностью мышления, оригинальной мелодией, хорошей оркестровкой. Первый фортепианный концерт перекликается с творчеством Сергея Рахманинова, Второй (для левой руки) стал известен благодаря Паулю Витгенштейну, которому посвящено это сочинение, и который с успехом его исполнял.
Основные сочинения
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Борткевич, Сергей Эдуардович» в других словарях:
Борткевич — (белор. Барткевіч, польск. Bortkiewicz) белорусская[1] и польская фамилия; образована от имени Бортко ← Бартломей (Варфоломей). Известные носители: Борткевич, Владислав Иосифович (1868 1931) русский экономист и статистик. Борткевич,… … Википедия
Сергей Борткевич — (1905) Сергей Эдуардович Борткевич (28 февраля 1877, Харьков ― 25 октября 1952, Вена) ― русский и украинский пианист и композитор, живший в Австрии. Учился в Харьковском музыкальном училище, затем ― в Петербургской консерватории (1896―1899) по… … Википедия
Борткевич С. Э. — Сергей Эдуардович (16(28) II 1877, Харьков 25 X 1952, Вена) рус. композитор и пианист. В 1896 99 учился в Петерб. консерватории по классу композиции А. К. Лядова (одновременно был студентом юридич. ф та Петерб. ун та), затем в Лейпцигской … Музыкальная энциклопедия
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы — Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия
Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса Б — Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «Б» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия
Лауреаты Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде — Список лауреатов Содержание 1 1975 2 1976 3 1977 4 1978 5 1979 6 … Википедия
На Центральном кладбище Вены, не в особой его части под названием Ehrengräber, где находятся могилы прославленных композиторов, а на обычном кладбищенском месте (группа 30А, ряд 3, могила № 5) захоронен удивительно талантливый и, к сожалению, почти забытый Сергей Борткевич.
Мне кажется, что это упущение городских властей и вы это поймете, послушав его произведения. Во всяком случае пресса отзывалась о Борткевиче как о музыканте с «исключительными артистическими данными», «интеллигентном пианисте и прекрасном виртуозе, обладающем весьма ценным качеством – музыкальной индивидуальностью».
Стиль Борткевича-композитора типичен для романтической традиции русской фортепианной школы: он основывается на искусстве Листа и Шопена, находится под влиянием Чайковского и русского фольклора и практически не затронут музыкальными течениями XX века. Сочинения Борткевича отмечены яркостью и выразительностью мышления, оригинальной мелодией, хорошей оркестровкой. За свою нелегкую жизнь Сергей написал две симфонии, три оркестровые сюиты, оперу «Акробаты», ряд инструментальных концертов, сочинял камерную и вокальную музыку, а также произведения для детей.
Композитор родился 16 (28) февраля 1877 года в Харькове в семье богатого помещика Эдуарда Людвиговича Борткевича и его жены Софьи, в девичестве Ушинской. Его отец, один из самых состоятельных землевладельцев в округе, был родом из дворянской семьи, и его высоко ценили в обществе и в дворянском собрании. Музыкальные способности мальчик унаследовал от своей бабушки Терезы Ушинской, которая не только прекрасно играла на пианино, но и сочиняла фортепианные пьесы. Мать будущего композитора проявила музыкальную одаренность еще ребенком. Она настолько хорошо играла на рояле, что, будучи гимназисткой, удостоилась чести исполнить несколько пьес перед членами царской семьи, когда они посетили Харьков. Софья не стала профессиональным музыкантом, но всегда была в центре музыкальной жизни города: оказывала материальную поддержку харьковскому отделению Русского музыкального общества, при ее активном участии была открыта музыкальная школа и создан постоянный симфонический оркестр. Композитор вспоминал впоследствии: «Еще ребенком меня водили на симфонические концерты и я имел возможность знакомиться с некоторыми выдающимися произведениями музыкального искусства, которые затем исполнялись у нас дома на рояле в четыре руки. Моим счастьем было и то, что я родился и провел свое детство в таком большом городе, как Харьков, бывшем в то время интеллектуальным центром юга России. Многие иностранные деятели искусства концертировали у нас». Любовь к музыке у четвертого ребенка в семье была замечена матерью, которая стала с ним заниматься сама, а потом отдала его в харьковскую музыкальную школу, в класс Ильи Слатина, бывшего в то время директором этого учебного заведения и руководителем симфонического оркестра. Кроме того, Борткевич брал уроки у ученика Альберта Бенша – Луи Брассена, который после окончания Петербургской консерватории открыл в городе класс игры на фортепиано. Особенно впечатлили мальчика два события музыкальной жизни: приезд в Харьков Антона Рубинштейна, который совершал инспекционную поездку по музыкальным школам Российской империи, и концерт Петра Ильича Чайковского, дирижировавшего Харьковским симфоническим оркестром за год до своей смерти. Сергей получил фундаментальное гуманитарное образование, владел несколькими иностранными языками, увлекался искусством античности. Он очень любил оперу и театр, скептически относился к появлению кинематографа и считал, что он не сможет заменить театр. После окончания гимназии 18-летний юноша хотел полностью посвятить себя музыке, но прагматичный Эдуард Борткевич настоял на том, чтобы сын продолжил учебу в университете на юридическом факультете. Тем не менее после окончания учебы в Харьковском музыкальном училище у А. Ф. Бенша Сергей в 1896–1899 годах посещал классы ван Арка (фортепиано) и Лядова (теория музыки) в Петербургской консерватории. С 1900 года Борткевич два года совершенствовался в Лейпцигской консерватории у Альфреда Райзенауэра (фортепиано) и Саломона Ядассона (композиция).
Осенью 1904 года Борткевич переехал в Берлин. Здесь он жил до начала Первой мировой войны, летние же месяцы проводил в России или в путешествиях. В период 1905–1906 годов он преподавал в консерватории Клиндворта-Шарвенки, где познакомился с нидерландским пианистом Гуго ван Даленом, ставшим его близким другом и пропагандистом творчества. Музыкант много выступал в Берлине, Лейпциге, Мюнхене, Вене, Будапеште, Париже, городах Италии и России с программами из произведений различных композиторов (Бетховена, Шумана, Листа, Рубинштейна, Рахманинова и др.), но в дальнейшем решил сосредоточиться на композиции и отныне исполнять только собственные сочинения. В начале это были чисто фортепианные произведения, затем – симфонические. Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война трагически сказалась на судьбе музыканта. Его российское происхождение вызывало подозрения – Борткевича незамедлительно поместили под домашний арест, а впоследствии он был просто вынужден покинуть Германию. Через Швецию и Финляндию Сергей добрался до Петербурга, где ему тут же предложили должность в консерватории. Опасаясь политических беспорядков и посчитав, что в Харькове ему будет спокойнее, музыкант вернулся в родной город. Там Борткевича как будто ждали: собралось большое количество учеников, он давал много концертов. Но спокойная жизнь быстро закончилась: композитор и его престарелая мать были арестованы большевиками (отец умер еще до начала войны) как подозрительные лица. Невероятными усилиями Сергею удалось доказать большевикам, что, как профессор и музыкант, он имеет право заниматься собственным делом. Когда в июне 1919 года под натиском Белой армии большевики отступили и оставили Харьков, Борткевич смог вернуться в свое родовое имение, которое находилось в плачевном состоянии. Проведя там все лето, он привел его в порядок, но остаться не смог и отправился в Крым, где прожил больше года. В ноябре 1920-го композитор, опасаясь преследований, эмигрировал – сначала в Константинополь, где его знали и разрешили выступать с концертами и давать уроки, а потом в Югославию и, наконец, в Австрию. Это было первое пребывание Борткевича в Вене – с 22 июля 1922 до 1928 года (в 1925-м он стал австрийским подданным). С 1929 по 1933 год композитор проживал в Берлине, где был избран первым председателем «Общества музыки и искусства Восточной Европы». Однако в 1933 году стало ясно, что из-за его иностранного происхождения музыкальная карьера Борткевича в Германии не сложится. В декабре 1933 года он вернулся в Вену и обосновался на улице Блехтурмгассе (Blechturmgasse), где прожил до самой смерти. В годы Второй мировой войны и послевоенное время положение музыканта было тяжелым: бывало, что он голодал. Нацистские власти запретили исполнение музыки Борткевича в Германии из-за его российских корней, тем самым композитор потерял почти все доходы от авторских прав. Три раза он едва не лишился жизни из-за бомбежек и обстрелов во время уличных боев, а в первые месяцы после победы музыкант пребывал на грани отчаяния: он стал фактически нищим. Большая часть его произведений, опубликованных немецкими издательствами (Rahter, Litolff, Kistner & Siegel), была уничтожена в результате бомбардировок немецких городов. Осенью 1945 года Борткевич получил должность преподавателя фортепиано в Венской консерватории. Это назначение поправило его финансовое положение. 18 сентября того же года он дал в Вене свой первый послевоенный концерт. В 1946-м Ханс Анквич-Клееховен выступил с инициативой учредить Фонд Борткевича («Общество Борткевича») с целью сохранения и пропаганды творческого наследия композитора. Это стало долгожданным признанием его заслуг и наградой за пережитые им трудности. 1948 год начался для Борткевича успешно. Он наконец получил возможность давать концерты за рубежом и выступил в Праге и Будапеште. Музыкант также принял участие в конкурсе на создание симфонического произведения, приуроченного к началу Олимпийских игр в Англии, и написал Олимпийское скерцо, за которое получил премию. Кроме того, 6 марта 1948 года ему было присвоено ученое звание профессора.
Но в этом же году самочувствие композитора стало ухудшаться и врач Вальтер Здрахаль (Walter Zdrahal) направил его в курортное место Бад Кляйнкирххайм (Bad Kleinkirchheim) для поправки здоровья. Когда Борткевич вернулся в Вену, его ждало плохое известие – он был уволен из консерватории в связи с сокращением штатов. Композитору шел 71 год, а пенсии у него не было. На помощь Борткевичу пришла администрация Вены: ему была назначена почетная пожизненная рента. Казалось бы, все стало налаживаться, но после 1949 года у его супруги Елизаветы вследствие пережитых военных лет появились психические депрессивные расстройства. Сергей жаловался: «Я чувствую, что мои нервы уже тоже на пределе, тем не менее этим летом я буду вынужден остаться в городе, поскольку не могу бросить ее одну. Второй год вынужденных испытаний, которые я должен терпеливо переносить, и, возможно, это мой последний год жизни! Как горько!». В октябре 1952 года композитор лег в больницу на операцию. После нее он не смог оправиться и скончался вечером 25 октября. Борткевич был похоронен 4 ноября 1952 года на Центральном кладбище Вены. Расходы на погребение композитора взял на себя город. На могиле Сергея Борткевича выгравированы следующие слова Ханса Анквича-Клееховена: «Если, согласно Гете, наибольшее счастье детей Земли − быть личностью, то именно это счастье было удовлетворено для Борткевича в высшей степени. Потому что Борткевич был выдающейся личностью и как музыкант, и как человек. Это было заметно даже в его внешности, в его профиле, напоминающем великолепно вылепленные головы скульптур римских императоров, в его прямой осанке и в его внешней суровости, которую он мог скрыть лишь дружелюбной улыбкой, но вряд ли когда-нибудь громким веселым смехом».
Сергей Борткевич — композитор, пианист, педагог. Родился в 1877 году в Харькове. Первые уроки музыки получил от своей матери – Софьи Ушинской. Затем продолжил обучение в харьковской музыкальной школе. Главными музыкальными впечатлениями юного музыканта, как сам впоследствии вспоминал композитор, стал приезд в Харьков Антона Рубинштейна и концерт Петра Чайковского с харьковским симфоническим оркестром.
Музыкальное образование Борткевич продолжил в Санкт-Петербурге: он поступил в консерваторию (класс фортепиано К. Фан-Арк, теория музыки – А. Лядов) и одновременно, по настоянию отца, на юридический факультет Петербургского университета. Революционные события, последовавшая за ними служба в армии и тяжелая болезнь (воспаление легких) не позволили Борткевичу закончить образование в Петербурге, в 1900 году он продолжает свое обучение в Лейпцигской консерватории у ученика Листа Альфреда Рейзенауэра.
После окончания консерватории Борткевич концертирует как пианист по городам Европы и России, в этих концертах он начинает исполнять свои собственные сочинения. Счастливый период обучения в консерватории и начала концертной деятельности сменился для семьи Борткевича тяготами Первой мировой войны и революционных событий: родовое имение Борткевичей под Харьковом было разграблено, музыкант пережил арест сначала в Германии (из-за своего русского происхождения), где находился в момент начала войны, а затем в России. В 1920 году Борткевич с женой покинул родную страну. За границей Борткевич жил несколько лет в Константинополе (1920-1922) и Берлине (1928-1933), большую же часть своей жизни композитор-эмигрант провел в Вене (1922-1928 и 1933-1952), где и скончался на 75-м году жизни.
Творчество Борткевича основывается на русской и западноевропейской традициях. Композитор-романтик, композитор-мелодист, Борткевич состоял в оппозиции к новым авангардным течениям в музыке XX века, продолжил в своем творчестве линию, идущую от музыки П. Чайковского, раннего Скрябина, Рахманинова. С другой стороны, произведения Борткевича напоминают о западноевропейской музыкальной традиции: на композитора оказала влияние музыка Шопена, Листа, Шумана. Наследие Борткевича включает в себя оперу, симфонические произведения, инструментальные концерты, камерно-вокальные и инструментальные сочинения. Основу творчества композитора-пианиста С. Борткевича составляют произведения для фортепиано (концерты для фортепиано оркестром, программные пьесы, сонаты, вальсы, прелюдии, этюды, баллада, роман для фортепиано и т.д.).
Среди фортепианных произведений композитора отдельно можно выделить циклы, посвященные детям. Тема детства представлена в творчестве Борткевича следующими фортепианными опусами:
Op. 14. «Из моего детства». Шесть пьес для фортепиано (1911 г.) Слушайте Aus meiner Kindheit, Op. 14: I. Was die Amme sang — Klaas Trapman на Яндекс.Музыке Слушайте Aus meiner Kindheit, Op. 14: II. Das dunkle Zimmer — Klaas Trapman на Яндекс.Музыке
Op. 21. «Маленький путешественник» (1922 г.)
Op. 30. «Музыкальные картинки по сказкам Андерсена» (1925)
Op. 39. «Детство», 14 легких пьес по книге Л. Толстого (1930) Слушайте Kindheid, Op. 39: V. Katienka und Liubotschka — Klaas Trapman на Яндекс.Музыке Слушайте Kindheid, Op. 39: VI. Kindheit — Klaas Trapman на Яндекс.Музыке
Op. 54. «Марионетки», 9 пьес для фортепиано (1938) Слушайте Marionetten, Op. 54: IV. Tirolerin — Klaas Trapman на Яндекс.Музыке Слушайте Marionetten, Op. 54: II. Der Kosak — Klaas Trapman на Яндекс.Музыке
Op. 68. «Приключения Тома Сойера», 6 пьес для фортепиано (1948)
Сайт о жизни и творчестве композитора С. Борткевича. Sergei Bortkiewicz: his life and music. URL: https://sergeibortkiewicz.com
Резник Анна Леонидовна. Творческий путь и фортепианное наследие С.Э. Борткевича: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: 17.00.02 / [Место защиты: ФГБОУ ВО Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки], 2017
Сергей Борткевич родился 28 февраля 1877 года в Харькове в музыкальной семье. Бабушка будущего композитора Тереза Ушинская не только хорошо музицировала, но и сочиняла небольшие фортепианные пьесы. Мама — урожденная София Ушинская — хорошо играла на фортепиано и страстно любила музыку. Еще будучи гимназисткой она была удостоена чести исполнить несколько пьес в концерте для посетивших Харьков членов царской семьи. Кроме того, София много сделала для развития музыкальной жизни Харькова. Она была активной участницей и возглавляла местное отделение «Императорского русского музыкального общества». Во многом благодаря её активности и инициативе в городе появились музыкальная школа и симфонический оркестр.
Сергей Борткевич, четвертый ребенок в семье, с самого детства рос в мире музыки, и его первым учителем была мама. Игре на фортепиано ребенок обучался у директора музыкальной школы и организатора концертов симфонической музыки Ильи Слатина. Позже учителем Борткевича стал выпускник Петербургской консерватории Альберт Бенч (Albert Bensch), талантливый пианист и педагог, ученик Луиса Брассина (Louis Brassin).
Неизгладимое впечатление на ребенка произвели два великих музыканта: Антон Рубинштейн, в течение двух часов в несравненном, присущем только ему стиле исполнявший собственные произведения на фортепиано, и Петр Чайковский, за год до смерти дирижировавший в Харькове симфоническим оркестром.
Во время учебы в школе Сергею повезло с учителем латыни.Это был талантливый человек, прививший мальчику любовь к античному искусству. Борткевич много читал. Его любимыми авторами были Шекспир, Гёте, Шопенгауер.
18-летний Сергей Борткевич хотел посвятить свою жизнь музыке, но строгий отец не разделял музыкальных увлечений и настоял на продолжении учебы в университете. И хотя Харьков славился своим университетом, Сергей предпочел Санкт-Петербург, где в то время в консерватории преподавали Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Ауэр, Вержбилович, Зюбель, ван Арек, Есипова, Блюменфельд.
Сергей Борткевич поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно в Консерваторию. Теорию у него преподавал Анатолий Лядов, а фортепиано — Карл ван Арек, строгий, но очень уважаемый человек.
Революционные настроения в студенческой среде вынудили власти закрыть университет. Сдать экзамены оказалось невозможным из-за студенческих забастовок. Посещая собрания и митинги, Сергей Борткевич ощутил «двойственность» ситуации и интуитивно почувствовал опасность, которая со временем привела страну к большевизму и огромным страданиям. Он писал: «Как молодой человек с горячей кровью, приветствующий любой прогресс не только в мире искусства, но и в других областях человеческой жизни, как человек с трепетным сердцем, я вскоре заметил с глубочайшей антипатией, что политическое движение «лидеров» в то время было направлено не на созидание, а на разрушение государства. Они хотят разрушить все, совершенно не задумываясь, что нужно сделать для блага страны».
Сергей Борткевич решил оставить университет и до получения разрешения на выезд за границу, поступил волонтером в полк Александра Невского. Он объявил об этом отцу как о свершившемся факте. Однако строгая воинская служба в суровом климате столичного города была губительной для Борткевича. Он часто болел и не раз находился на пороге смерти. Но все закончилось благополучно. Летом 1900 года он вернулся в семейное имение в Артемовку, недалеко от Харькова. Спустя какое-то время решает продолжить музыкальное образование в Германии.
В Лейпциге Сергей Борткевич обучается композиции у Соломона Ядассона (Salomon Jadassohn), а после его смерти — у Карла Пьютти (Karl Piutti). Игре на фортепиано — у Альфреда Рейзенауэра (Alfred Reisenauer). Борткевич писал: «Рейзенауэр был фортепианным гением. Он не нуждался в изнуряющих упражнениях, мастерство приходило к нему как бы само собой. Он очень мало обучал и говорил о технических проблемах. Хотя я и обязан многим своему учителю в том, что касается музыки, позднее я понял, что было бы куда лучше, если бы я поехал в Вену, где под руководством Теодора Лешетицкого (Theodor Leschetizky) мог бы избавиться от некоторой ограниченности техники, которую я пытался преодолеть, руководствуясь лишь инстинктом, и потратил на это очень много времени». (Цитирую по публикации Стивена Кумбса (Stephen Coombs), www2.hyperion- records.co.uk).
Осуществилась детская мечта Сергея Борткевича. Наконец-то он живет в Германии. Ученик Листа Рейзенауэр полюбил своего ученика Сергея Борткевича и часто приглашал к себе домой. Это были незабываемые часы общения с певцом фортепиано. После нескольких успешных выступлений в студенческих концертах Сергей был счастлив предложению сыграть Концерт ля-мажор Ференца Листа в Мюнхене под руководством Феликса Вейнгартена (Felixe Weingarten). В консерватории Борткевич получил Шумановскую премию как лучший студент- исполнитель года и готовился к концерту в Берлине, но болезнь заставила его вернуться в имение родителей. Там он встретился со школьной подругой сестры Елизаветой Гераклитовой. В июле 1904 они поженились. «Теперь я женат. Начался новый период моей жизни»,— отметил Борткевич. С молодой женой он приехал в Берлин, где прожил десять лет. Его первые композиторские опыты завершились не весьма удачно. Сыграв свой Первый фортепианный концерт соч.1, Борткевич уничтожил его ( некоторые фрагменты использованы во Втором фортепианном концерте). Соч.2 не было опубликовано, и только в 1906 Четыре пьесы для фортепиано соч. 3 опубликованы в Лейпциге Даниелем Разером (Daniel Rather), первым, кто разглядел талант молодого композитора.
За эти годы он выступал с концертами не только в Германии, но и в Австро-Венгрии, Италии, России, Франции, преподавал в консерватории Клиндворта-Шарвенко. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Борткевич вместе со многими соотечественниками вынужден был покинуть Берлин, который, как он надеялся, должен был стать его домом на долгие годы.
Перипетии войны и грядущего большевизма были во многом определяющими в судьбе Сергея Борткевича. Для «новой власти» он оставался «буржуем», и его вместе с матерью как-то арестовали революционные матросы. От ареста не спасло даже то, что Борткевич был профессором Народной консерватории. С большим трудом удалось доказать «товарищам», что как профессор и музыкант он имел право заниматься своим ремеслом. В ноябре 1920 года Борткевич эмигрирует. С 20 долларами в кармане он оказывается в Константинополе, где снимает комнату с фортепиано. После перенесенной малярии он играет концерт в американском колледже в Бебеке, его благосклонно принимают американцы и к нему заботливо относятся многие русские эмигранты. Вскоре Борткевич начинает преподавать в Греко-русской консерватории, получает признание в обществе. Через полтора года Борткевич отправляется в Вену.
В Вене Сергей Борткевич пишет Три пьесы для фортепиано и виолончели соч.25, Сонату для скрипки и фортепиано, Концерт №2 для фортепиано с оркестром соч.28 для левой руки (для пианиста Поля Витгенштейна (Paul Wittgenstein), Концерт №3 для фортепиано с оркестром соч.32 «Per aspera ad astra». Премьеры Второго и Третьего концертов состоялись в Вене в 1923 (солист Поль Витгенштейн) и 1927 (солистка — петербургская пианистка Мария Нешеллер). В Вене исполнялись Симфоническая поэма «Отелло» и восточная балетная сюита «Тысяча и одна ночь».
Концерт для скрипки с оркестром впервые прозвучал в 1922 в Праге (солист Фрэнк Смит (Frank Smit), а Виолончельный концерт — в 1923 в Будапеште. За эти годы неоднократно многие пианисты в Европе, Северной и Южной Америке исполняли Первый фортепианный концерт, впервые сыгранный в 1913 в Берлине Гуго ван Даленом (Hugo van Dalen). Известный голландский пианист и композитор Гуго ван Дален (1888 — 1967) в течение многих лет дружил с Сергеем Борткевичем. Они познакомились в 1910, в Берлине, когда Борткевич был профессором консерватории Шарвенко. Борткевич посвятил ван Далену 12 этюдов соч.29. Гуго ван Дален пропагандировал музыку Борткевича (который умер 25 октября 1952 года в Вене, где и похоронен) в Нидерландах на протяжении всей жизни. Много раз с огромным успехом он исполнял Третий фортепианный концерт и Русскую рапсодию. Он помогал Сергею Борткевичу материально в трудные годы его жизни. В Королевской библиотеке в Гааге имеется специальный архив Гуго ван Далена, в котором хранится 270 писем, адресованных ему Сергеем Борткевичем.
После смерти ван Далена в 1967 году популяризатором творчества Сергея Борткевича стала ученица Гуго — Гелен Мулголанд (Helene Mulholland). После ее трагической смерти в июле 2000 года внук ван Далена исполнял на похоронах произведения Сергея Эдуардовича.