рыжаков современник биография личная жизнь
Виктор Рыжаков
Биография
Виктор Рыжаков прославился среди любителей российского искусства не только как артист, он также талантливый режиссер и педагог. Его спектакли с удовольствием посещают тысячи россиян, не менее известны работы мужчины и за рубежом. Рыжаков не единожды самостоятельно придумывал сценарии для спектаклей и проделывал другую сложную работу, за что получил звание заслуженного деятеля искусств и с достоинством его носит.
Детство и юность
Виктор Анатольевич родился весной 1960 года в Хабаровске, где и провел первые годы биографии, его национальность точно неизвестна. В школе Рыжаков учился хорошо, был веселым и беззаботным ребенком. Получив аттестат зрелости, поступил в Дальневосточный институт искусств.
Так как с юных лет он имел тягу к творчеству, погрузившись в студенческую атмосферу, молодой человек с удовольствием осваивал актерство и режиссуру, затем переехал в Москву и поступил в Театральное училище имени Бориса Щукина. Это место тоже не стало последним, где он получал знания и набирался опыта. В молодости Виктор также окончил аспирантуру Российской академии театрального искусства.
Театр
Первая работа Рыжакова как актера состоялась в Московском театре юного зрителя. Его учителями были народные артисты РФ Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Под чутким руководством режиссеров ТЮЗа Виктор раскрылся как актер и режиссер, перенял их мастерство и опыт. Благодаря таланту и своим преподавателям он начал самостоятельно ставить спектакли.
Сначала их показывали только в России, но быстро творчеством Рыжакова заинтересовались и зарубежные театры, которые все чаще приглашали молодого постановщика к себе. Чтобы еще громче заявить о себе, в ранние годы Виктор старался участвовать во всех конкурсах и международных фестивалях, нередко с таких мероприятий его команда возвращалась с победой.
Отточив в достаточной мере мастерство делать интересные зрителю спектакли, мужчина решается на создание первого в России фестиваля театров, который проходил в Лазаревском (недалеко от Сочи). Впервые он взял на себя и руководство столь значимым мероприятием, куда съехались тысячи начинающих и опытных режиссеров и актеров. Фестиваль прошел успешно, что подтолкнуло его завоевывать новые горизонты.
Рыжаков понимал, что в столице театры и так работают стабильно, чего не скажешь о регионах. Поэтому в 1995 году он отправился в Петропавловск-Камчатский и устроился в Театр драмы и комедии на Камчатке художественным руководителем. В этой должности мужчина пробыл следующие 6 лет и сделал большой вклад в развитие искусства, а также создал первый в России попечительский совет для российского театрального общества, который действовал при театре.
Виктор Рыжаков: жена и дети (личная жизнь). Биография
Виктор Рыжаков – актёр, сценарист и режиссер. Он придумал сюжеты для спектаклей, которые смотрят не только в России, но и за рубежом.
Биография
Рыжаков Виктор Анатольевич появился на свет в Хабаровске в 1960 г. После окончания средней школы юноша решил посвятить себя творчеству. Он подал документы в Дальневосточный институт искусств, куда поступил после успешной сдачи экзаменов.
Здесь Рыжаков обучался актёрскому мастерству и режиссуре. После окончания данного учебного заведения молодой человек решил переехать в столицу. Здесь он поступил в ВТУ имени Щукина.
Затем юноша решил продолжить обучение. Он поступил в аспирантуру Академии театрального искусства.
Творчество
Человек искусства не делится с публикой тем, какова у него личная жизнь, есть ли жена, дети. Но про творчество он готов рассказывать бесконечно. После того как не стало руководителя «Современника» Галины Волчек, Виктор Рыжаков возглавил данный театр.
Но в начале своей творческой карьеры Виктор Анатольевич служил в Театре юного зрителя в Москве. Сначала он здесь дебютировал в качестве актера, затем стал режиссировать некоторые постановки.
Они оказались настолько удачными, что их оценили и за рубежом. Рыжакова стали приглашать ставить театральные проекты за границу.
За рубеж юный режиссер ездил не только для организации спектаклей, но и для участия в международных фестивалях. Нередко он побеждал на таких конкурсах.
Театральные проекты
Набравшись опыта, Рыжаков В.А. решил создать Фестиваль театров. Это мероприятие проходило в местечке Лазаревское вблизи Сочи.
Рыжаков Виктор Анатольевич
На фестиваль приехало несколько десятков опытных актеров и режиссеров. Мероприятиепрошло весьма успешно. Вдохновлённый этим, режиссер решил пойти еще дальше. Он изучил вопрос того, что в регионах театральная жизнь развита не так, как в столице. Поэтому Виктор Анатольевич в 1995 г. круто изменил свою жизнь и уехал на Камчатку. Здесь он стал художественным руководителем Театра драмы и комедии.
Ещё при этом храме искусства режиссер создал Театральный попечительский совет – первый в России.
Биография и личная жизнь Виктора Рыжакова многим ещё неизвестна. Но творческие наработки этого режиссера всё больше на виду. Так, вместе с группой Камчатского театра он создал проект, с которым коллектив участвовал в зарубежных и отечественных фестивалях.
Все вышеперечисленные заслуги Рыжакова были учтены, вскоре ему присвоили звание профессора в области режиссуры и актерства. С этого времени одарённый человек стал ещё и преподавателем студии при МХАТе. В столицу он приехал после того как уволился из Камчатского театра, в котором работал на протяжении 6 лет.
Ещё Рыжаков В.А. помогал молодым режиссерам набраться опыта. Для этого он создал проект «Новая драма». Здесь начинающие режиссеры могли реализовать свои идеи.
В 2013 г. Виктор Анатольевич стал директором Театрально-культурного центра им. Мейерхольда. А через год режиссеру было присуждено высокое звание, так он стал заслуженным деятелем искусств России.
Рыжаков Виктор Анатольевич
За большой вклад, который он внёс в развитие творчества страны, Рыжакова много раз награждали премиями.
Личная жизнь
Как говорилось выше, Рыжаков В.А. предпочитает не касаться этого вопроса. По добытой информации ясно, что у него есть семья, жена, дети. Но пока известно только об одном ребенке – это девочка.
Современность
В 2016 году Виктор Анатольевич возглавил театральную компанию под названием «Июльансамбль», стал её художественным руководителем. Здесь под его крылом работают студенты, которые раньше учились у Рыжакова, а теперь стали настоящими артистами.
Рыжаков Виктор Анатольевич
Виктор Анатольевич не останавливается на достигнутом. Он продолжает развивать театральное искусство, участвует в конкурсах, фестивалях, в новых проектах.
В начале 2020 года стало известно, что режиссер ушёл из ТКЦ имени Мейерхольда, так как его назначили художественным руководителем театра «Современник».
Театральные работы
Тем, кому интересно ознакомиться с перечнем наиболее глобальных спектаклей Рыжакова Виктора Анатольевича, будет интересна следующая информация. В 2002 году он поставил спектакль «Кислород», затем были такие режиссерские работы в театре, как: «Бытиё № 2», «С любимыми не расставайтесь», «Июль», «Парикмахерша».
В 2011 году Рыжаков поставил «Пять вечеров». Через 3 года состоялась премьера спектакля «Пьяные». Затем последовали такие работы, как: «Саша. Вынеси мусор», «Иранская конференция» и другие.
Сейчас Рыжаков В.А. продолжает работать сценаристом, режиссером и руководителем театра.
Скандал с Гармашем и слухи о расколе. Как назначение Виктора Рыжакова на место Галины Волчек повлияло на «Современник»
Споры о том, кто возглавит театр после Галины Волчек, ходили еще при жизни драматурга. Виктор Рыжаков принял пост худрука в начале января, но уже через несколько месяцев стало ясно, что далеко не все в «Современнике» одобрили его кандидатуру.
В 1970-м Олег Ефремов поставил труппу перед фактом: он переходил во МХАТ. Сперва осиротевшим «Современником» управлял худсовет, но через два года коллектив избрал нового руководителя — Галину Волчек. Все проголосовали за нее, лишь один человек оказался против — сама Галина Борисовна. Тем не менее решение обжалованию не подлежало, так что пришлось смириться с участью и взять на себя ответственность. «И плакала, и отказывалась. А мои товарищи говорили: «Галя, мы будем тебе помогать, не бойся». Вот я и не боюсь, уже 46 лет», — вспоминала Волчек в свой 85-й день рождения.
С обязанностями она справлялась прекрасно: лично поставила 40 спектаклей, которым рукоплескала не только российская, но и иностранная публика, стала первым советским режиссером, приглашенным в США, заслужила прозвище «железной леди», буквально прорвавшей «железный занавес». Волчек не боялась рисковать, и ее любовь к экспериментам открыла дорогу многим молодым режиссерам.
Еще четыре года назад, когда Галину Борисовну госпитализировали с осложнениями после гриппа, а затем в звездных кругах заговорили об ее серьезных проблемах с легкими, в воздухе повис немой вопрос: кто же заменит режиссера на посту худрука, если случится худшее? Неизбежное произошло 26 декабря 2019-го — Галина Волчек скончалась после долгой болезни. В годовщину смерти вспоминаем, кто претендовал, а кто в итоге занял кресло легенды театра.
Слухи, ходившие еще при жизни Волчек
В 2016-м в интервью Ксении Собчак Галина Волчек заявила, что передала бы эстафету руководителю Александринского театра Валерию Фокину, который на протяжении 15 лет сотрудничал с «Современником». Вот только Фокин был не в курсе планов Волчек. «Для меня важно не кресло и стол, а театр — живой или мертвый, и как я в нем работаю. Это во-первых. А во-вторых, мы с Галиной Борисовной на эту тему пока не говорили», — сообщил он «СтарХиту».
В театре же тогда ходили слухи о том, что новым худруком непременно станет Чулпан Хаматова. Дело в том, что Волчек выбрала Чулпан в качестве заместителя, переложив на нее часть организационных вопросов. А вот сплетням о назначении Хаматовой своей преемницей Галина Борисовна просила не верить.
«Чулпан же не режиссер. При всей моей невероятной любви к актрисе Хаматовой — вряд ли это возможно, — поясняла Галина Волчек. — К тому же она и сейчас постоянно раздваивается — одна ее половинка в профессии, другая — в общественной деятельности, к которой я отношусь с огромным уважением. А для того, чтобы руководить театром, нужно забыть и откинуть все».
В то время как раз шел ремонт здания «Современника» на Чистых прудах, так что помощь Хаматовой в решении этой проблемы оказалась как нельзя кстати. Кроме того, артистка отвечала за изготовление декораций и организацию гастролей театра, оставаясь при этом его ведущей актрисой. Так что замечание Волчек о занятости Чулпан было весьма разумным.
Подковерные игры или пустые сплетни?
За год до смерти на вопросы о преемнике Галина Волчек отвечала пространно. «Это должно случиться совершенно органично, как со мной, — когда потребуется, коллектив сам выберет лидера. Хорошие традиции не надо нарушать», — уверяла режиссер.
Конкретных имен Галина Борисовна так и не назвала, поэтому обсуждение кандидатур на вакантное место худрука «Современника» разгорелось еще до ее похорон. Среди претендентов фигурировали все та же Чулпан Хаматова, Марина Неелова, Сергей Газаров, Виктор Рыжаков и Сергей Гармаш. Какие шансы были у каждого из них?
С Хаматовой все уже понятно: на высокую должность она не претендовала, будучи занята как артистка и как учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь». Марина Неелова также оставалась одной из ведущих актрис «Современника» и иных карьерных устремлений не имела. Посвященные театральной жизни Telegram-каналы подмечали, что имя Нееловой вообще оказалось в списке кандидатов в худруки «для массовки».
А вот дальше сложнее: Сергей Газаров пять лет играл в «Табакерке», организовал свою частную кинокомпанию, а с конца 90-х стал главным режиссером драмтеатра Армена Джигарханяна. Очевидно, что артист проявил себя и как талантливый актер, и как успешный постановщик, так что, в принципе, все шансы возглавить «Современник» у него имелись. Однако творческая судьба Сергея Ишхановича сложилась иначе — после смерти Джигарханяна он получил пост худрука его театра.
Переходим к самому интересному: поговаривали, что занять место Волчек намеревался Сергей Гармаш, хотя сам актер всегда подобные домыслы опровергал. Однако стоило только Виктору Рыжакову вступить в должность худрука, как Гармаш со скандалом покинул «Современник», которому служил 36 лет.
К этому мы еще вернемся, а пока остановимся на том, почему именно Рыжаков получил престижный пост. Актерский опыт он приобрел в московском ТЮЗе, преподавал в Школе-студии МХАТ, что немаловажно, так как в «Современнике» привлечение молодежи к работе приветствовалось. Худруком Виктор Анатольевич до нового назначения успел побывать дважды: в Театре драмы и комедии на Камчатке и в процветающем столичном ЦИМе. И, пожалуй, главное — Виктор Рыжаков заслужил репутацию блестящего режиссера, с одной стороны, уважающего традиции, с другой — ценящего авангард и современную драматургию.
Добавим к этому списку незапятнанную репутацию и получим фигуру, которая в общем-то должна восприниматься с симпатией большинством актеров. Кроме того, уже после назначения Рыжакова в театральных кругах шептались, что оказывается, сама Волчек неофициально называла его достойным преемником. Также поговаривали, что Виктора Анатольевича поддерживали Евгений Миронов, Александр Калягин, Юлия Пересильд и многие другие уважаемые артисты.
«Кандидатура Виктора Рыжакова, с моей точки зрения, наиболее правильная, — заявлял Валерий Фокин. — Я всячески ее поддерживал и раньше, когда были только какие-то первые разговоры на эту тему. Я знаю его не просто как человека одаренного, но и склонного к современному искусству, к эксперименту. Это все то, что, на мой взгляд, нужно этому театру, который должен думать и возвращать себе имя «Современника» сегодняшнего дня».
Скандал с Гармашем и сплетни о внутреннем расколе в театре
Официально должность худрука перешла к Рыжакову 4 января. Конечно, редко бывает так, чтоб только назначенный начальник нравился абсолютно всем в коллективе, да и поговорку про новую метлу не стоит забывать. Но что такого успел сделать Виктор Анатольевич, (особенно с учетом, что вскоре после его прихода начался период самоизоляции) раз в июле Сергей Гармаш решился покинуть родной театр?
«Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Катастрофичным для будущего театра. Оно было принято подковерно, еще при жизни Галины Борисовны. Подписано буквально на крышке гроба. Это сделали московские власти. Видимо, чего-то боялись. Возможно, даже слухов о том, что я претендую на роль худрука. Говорю вам ответственно: это не так», — заявил актер в открытом письме, адресованном членам труппы.
По словам Гармаша, кабинет Волчек был разрушен мгновенно. А одной из главных причин своего ухода из «Современника» артист назвал решение Рыжакова снять несколько конкурентоспособных спектаклей и заменить их собственными, сделанными со студентами. Особенно актера возмутил новый онлайн-проект «Диалоги Современника. Война и мир»: часть прозвучавших там высказываний звезда окрестил кощунством и преступлением против патриотизма.
«Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, литература, на которой вырос, и моя память. Молодых артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их обнародовали от лица театра. А когда часть из вас возмутилась, вам просто закрыли рот, апеллируя к каким-то мнениям, внутри которых как аргумент были и суждения чиновников, осуществивших назначение», — сетовал Гармаш.
Впервые заявление об уходе из «Современника» актер озвучил на ежегодном собрании труппы перед открытием сезона. Правда, раньше подобные обсуждения проходили публично, и видео можно было даже найти в Интернете. Но то было при Волчек, а Рыжаков устроил встречу за закрытыми дверями. Вероятная причина такой таинственности — необходимость решить ряд острых вопросов, например, сокращение гардеробщиков и билетеров, многие из которых верно служили театру десятилетиями. «Разве можно увольнять людей с большим стажем и маленькими зарплатами в такой тяжелый период — в пандемию?» — удивилась на собрании заслуженная артистка РФ Елена Миллиоти.
По словам инсайдеров, Рыжаков холодно ответил, что решение продиктовано экономическими соображениями. И это не единственный пункт, по поводу которого возмущались актеры. Так, кумовство в театральной среде никогда не приветствовалось, а Виктор Анатольевич вскоре после назначения представил свою дочь как специалиста по соцсетям…
Но можем ли мы заявлять, что в «Современнике» зреет внутренний конфликт? Со стороны это не слишком заметно, ведь многие артисты после поступка Гармаша встали на сторону худрука. Так, Марина Неелова заключила, что уход коллеги связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, а не с творческими декларациями.
«Традиция — это не застывшая форма, а разумная эволюция, — рассуждала актриса. — Именно это, как мне кажется, пытается привнести в театр Виктор Рыжаков, который как главный режиссер сформулировал свою позицию, построив многогранный, интересный репертуар на три года вперед! Итак, дорогие артисты, давайте работать, а не разглагольствовать на тему защиты и «спасения театра».
Поддержала Рыжакова и Чулпан Хаматова, отметив, что если б она лично не была согласна с его видением развития «Современника», то тоже непременно бы уволилась. Впрочем, не осуждала актриса и Гармаша, который, по ее мнению, поступил честно и пошел своим путем. Лия Ахеджакова и Алена Бабенко в свою очередь заявили, что Сергей Леонидович сгущает краски, и никакого раскола в театре нет.
Станет Виктор Рыжаков продолжателем дела Галины Борисовны или же устроит революцию? Пока этот вопрос остается открытым. Среди последних новостей — уход из «Современника» Игоря Попова. По информации Telegram-канала «Закулиска», Рыжаков видит на месте нового директора Артема Мазура, работавшего ранее в театре имени Пушкина. В актерских кругах мнение о менеджерских способностях Мазура сложилось нелестное. Остается лишь надеяться, что грядущие рокировки не навредят внутренней кухне детища Галины Волчек.
Виктор Рыжаков. Портрет охотника на снегу
У Виктора Рыжакова в кабинете что-то вроде большой фрески от пола до потолка картины Брейгеля «Охотники на снегу». Как он сам мне объяснил, это подарок. Друзья заказали в Италии точную копию картины на специальной ткани. И теперь, когда входишь к Рыжакову в кабинет, первым делом утыкаешься взглядом в зимний пейзаж с зеленым замерзшим прудом, зимним небом и маленькими фигурками людей, скользящими по льду.
Я, конечно, не слишком вглядывался, но мне показалось, что, кроме брейгелевских «Охотников», ничего в бывшем кабинете Галины Волчек сильно не изменилось. Та же мебель, тот же серый нейтральный колер стен, выбранный когда-то невесткой Волчек, известным декоратором-дизайнером Катей Гердт. И тот же черно-белый портрет молодых Галины Борисовны и Олега Ефремова, который здесь был всегда.
На самом деле это довольно странное чувство — приходить в дом, где ты хорошо знал бывших хозяев, где еще ощущается их присутствие, но где своим ходом идет совсем другая новая жизнь, звучат другие голоса, мелькают незнакомые лица.
Так случилось, что приход Виктора Рыжакова на место худрука «Современника» совпал с долгожданным переездом в только что отремонтированное здание на Чистых прудах и круглой юбилейной датой — 65 лет со дня основания театра. Большие репертуарные и другие планы по проведению юбилейных торжеств, как и полагается, подпортил карантин: от чего-то пришлось вообще отказаться, что-то перенести на более отдаленные сроки. Тем не менее большую выставку «Современник. Начало» в МОММе открыли, документальный проект-оммаж «Вечно живые. История в лицах», посвященный рождению театра, поставили, несколько громких премьер сыграли. Да много еще чего успели. И, конечно же, не обошлось без скандала, попавшего в заголовки главных новостей: спектакль «Современника» «Первый хлеб» по пьесе молодого драматурга Рината Ташимовавдруг оказался в центре пристального внимания Следственного комитета и православной общественности.
Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Даниил Примак
Театр, который долгие годы умело лавировал между безопасным мейнстримом и откровенной коммерцией, вдруг очутился на заминированной территории современного искусства и новой литературы. Была ли это случайность или роковое стечение обстоятельств? Или это программный и осознанный выбор? Есть ли у самого Виктора Рыжакова враги, заинтересованные в его смещении и намеренно старающиеся накалить ситуацию вокруг «Современника»?
Виктор Анатольевич не из тех людей, кого легко загнать в угол. Да и не было у меня такой цели. Он сидит напротив меня на краю длинного дивана вполоборота. Будто хочет немного отстраниться, уйти от моих слишком настырных и прямых вопросов. Иногда смотрит глазами растерянного водителя, который заехал куда-то не туда и сейчас пытается выбраться. Но при этом я понимаю, что он старается быть максимально искренним.
В своих спектаклях он постоянно занят поисками единственно точного слова, правильной интонации. Для него всегда невероятно важен сам драматургический текст. Это основа театрального бытия его спектаклей. И все главные его режиссерские удачи связаны именно с новой драматургией, и чаще всего — с пьесами Ивана Вырыпаева, чьим главным интерпретатором он по сегодняшний день и является.
Репетиция спектакля «Вечно живые» Фото: Даниил Примак
С любимыми не расставайтесь
Как раз накануне нашей встречи Виктор вернулся из Петербурга с театрального фестиваля «Пять вечеров», посвященного драматургу Александру Володину, фигуре знаковой и в судьбе «Современника», и в истории отечественного театра, и, как выясняется, в жизни самого Рыжакова. Нет, они не были друзьями. Слишком большая разница в возрасте. Но жизнь их свела в начале 90-х, когда еще совсем молодой Рыжаков перед тем, как уехать от своих наставников Яновской и Гинкаса на Камчатку, чтобы попробовать строить первый в своей жизни театр, выбрал для постановки в театре Пушкина знаменитую пьесу Александра Володина «Старшая сестра». Почему-то тогда ему показалось, что из всех именно эта пьеса самая важная на свете.
Но пьеса была слишком заезженной, как старая виниловая пластинка. И ее захотелось почему-то непременно пересобрать, перевернуть. И перепридумать новый финал, чтобы она снова засверкала, запела всей обжигающей своей пронзительной настоящестью. Сам Володин был не против и согласился начать переписывать пьесу. И даже показалось, что в какой-то момент загорелся этой идеей. В течение месяца Рыжаков почти ежедневно, как на работу, приходил к нему в съемную квартиру на Малой Грузинской (Володин жил тогда в Москве), где повторялся один и тот же ритуал: вначале разговоры обо всем на свете, потом долгие волнующие размышления о давних и недавних событиях жизни. Потом как-то сама собой возникала бутылка водки из недр володинского дивана и следовало неизменное учтивое предложение: «Вы же не будете против?»
Рыжаков не отказывался, но и не притрагивался к налитой стопке. Пил Володин один, как всегда, почти не пьянея. Аккурат к двум часам дня заканчивалось содержимое бутылки и время аудиенции. Дальше начинались дела, которые нельзя было ни отложить, ни перенести. И так до следующего раза. «Старшую сестру» они так и не переписали.
— Если сейчас вы меня спросите, что же рассказывал Володин, я не перескажу, не вспомню. Наверное, у меня так память устроена: никогда не запоминаю рассказываемых историй. Но про что и как он говорил — помню, это ворвалось в мое сердце с неповторимой интонацией Александра Моисеевича. У меня было ощущение, будто в его присутствии я почему-то взрослею или точно как-то меняюсь, становлюсь лучше как будто. Спросите меня, каким он мне запомнился? Мне сразу почему-то вспоминается его нос. Сам Володин хрупкий, подвижный, а нос такой монументальный, основательный. Он буквально притягивал к себе. На самом деле Володин начался для меня даже не с нашей встречи, а много раньше, с гастрольного спектакля Ленинградского театра им. Ленинского комсомола по володинской пьесе «С любимыми не расставайтесь». Главную роль играла Лариса Малеванная. Мне было 13 лет. Это был первый раз в жизни, когда я вдруг без видимой на то причины заплакал. Тогда еще я не только не знал, но даже и не задумывался, кем стану в будущей жизни. Мечтал непременно летать, но на чем и где — тогда было не важно. Наша семья была совсем не артистическая, папа серьезно занимался наукой, мама — студентами. И тем не менее именно тогда что-то оборвалось у меня внутри, чем-то показалось особенным это место, театр.
Кто знает, но, может, с финального крика героини: «Я скучаю по тебе, Митя!», несущегося из беспросветной тьмы отчаянья и одиночества, и началась подлинная творческая биография Виктора Рыжакова? Так или иначе, когда он узнает, что Володин умер, первым его порывом будет что-то предпринять, собрать вместе тех, кому дорога память об Александре Моисеевиче, кто любил его пьесы, кому было необходимо сохранить особенную нежную мелодию его слов и чувств, продолжавшую жить и пульсировать в его текстах.
Из этого порыва родился питерский фестиваль «Пять вечеров», который в этом году прошел уже 17-й раз. Вместе с театральным критиком Мариной Дмитревской, основательницей Петербургского театрального журнала, и собранной немногочисленной, но дружной командой Рыжакову удалось то, что редко у кого получается даже при наличии щедрых спонсоров и богатых бюджетов. Они фактически сами сочинили идеальную модель «бедного братства», где всем находится место — и молодым, и старым, и новаторам, и традиционалистам. Где никто не будет обойден вниманием и обижен, хотя после каждого спектакля режиссера и его актеров всегда ждет строгий, нелицеприятный критический разбор. Без дежурных комплиментов и обычного политеса. Все пять фестивальных вечеров как одно нескончаемое объятие, осененное лукавой и грустной улыбкой Володина.
Великий грузин Резо Габриадзе, друг фестиваля и невольный свидетель организационных мучений, однажды отозвал Рыжакова в сторону и тихо спросил: «А скажи, Виктор, зачем тебе это все нужно?» Тот почему-то не нашелся, что ответить. По трезвому размышлению, разумеется, ни славы, ни денег «Пять вечеров» ему не приносили. И даже наоборот, с каждым разом отнимали все больше и больше сил. Но спустя какое-то время Резо вдруг без всякого повода, встретившись глазами с Рыжаковым, торжественно заявил уже при всех: «А я понял, зачем тебе это надо». И, подняв палец вверх, произнес: «Чтоб не прерывалась связь времен!»
Репетиция спектакля «Собрание сочинений» Фото: Даниил Примак
Квартирный вопрос Марины Нееловой
Собственно, само назначение и приход Виктора Рыжакова в «Современник» тоже можно рассматривать как попытку восстановить связь театра с сегодняшним днем. Логичное развитие великой театральной истории, начавшейся с программного заклинания «С любимыми не расставайтесь!» и продолженной отчаянным призывом шестидесятников «Спешите делать добро!». Именно так назывался спектакль, где Виктор Рыжаков впервые увидел Марину Неелову. Это был уже «Современник» нашей юности, начала 80-х годов. Модный театр раскрученных звезд, на спектакли которого все стремились попасть, а билеты считались ходовым дефицитом.
Конечно, это уже был другой «Современник». Но если у театра бывает душа, то она продолжала непостижимым образом сиять в глазах и улыбке своей первой и лучшей актрисы Марины Нееловой. Рубеж 70–80-х годов — это ее время, ее звездный час. Неелову обожали, ей подражали, в нее влюблялись. Она была нарасхват.
— Хорошо помню, в 1976 году, когда я посмотрел «Спешите делать добро», у меня возникло необоримое желание дождаться после спектакля эту девчонку и хотя бы одним пальцем до нее дотронуться. Ничего подобного раньше у меня не было. А тут я увидел на сцене удивительное, ни на кого не похожее нежнейшее беззащитное существо, которое искал всю жизнь. Разумеется, ничего такого я себе тогда не позволил, но в памяти осталось какое-то острое ощущение потери. Неужели я больше никогда ее не увижу? Прошли годы, и Марина Мстиславовна с друзьями пришла на мой спектакль «Солнечная линия» в Центр им. Мейерхольда. Спектакль ей очень понравился. Она даже заглянула к нам за кулисы. Мы долго сидели разговаривали, она первой предложила: а давайте что-нибудь такое же придумаем, давайте вместе пофантазируем. И опять должны были пройти несколько лет, прежде чем это случилось. Первый спектакль в «Современнике» «Собрание сочинений» по пьесе Евгения Гришковца именно поэтому и должен был состояться — чтобы мы наконец-то встретились и чтобы вместе начали фантазировать. Начался отсчет нового времени. Для меня эта история про ту самую девочку из «Спешите делать добро», которая всю жизнь прожила в той огромной московской квартире. И вот теперь пришло другое время, время, когда необходимо съезжать с этой громадной опустевшей квартиры. Не буду скрывать, для нас обоих это была непростая работа. Со многим из того, что мне казалось интересным в этой истории и даже очень важным, Марина не соглашалась, многое не принимала или почему-то даже не хотела понимать. Всматривалась, вслушивалась. Она из тех глубоких актрис и настоящих яростных спорщиц, которым надо получить от режиссера ответы на все свои вопросы и, главное, не словами. Вот только после этого она могла полностью включиться в игру.
Репетиция спектакля «Собрание сочинений» Фото: Даниил Примак
Спектакль «Собрание сочинений» — про жизнь, которая никому не нужна, как эти самые многотомные собрания сочинений, которых никто больше не читает. И выбросить жалко, и дальше держать бессмысленно. Что-то подобное по отношению уже не к книгам, а к себе самой ощущает и героиня Марины Нееловой. Да, у нее неплохие, любящие дети, которые по первому ее зову готовы сорваться и прилететь. Но они заняты собой и своими заботами. По большому счету им нет дела до одиночества стареющей мамы, которая после смерти их отца тщетно пытается заполнить пустоту вокруг себя. При этом Неелова решительно избегает всякой мелодрамы. Ее интонации подчеркнуто будничны, как и мужская клетчатая рубашка с подтяжками, в которых она проходит весь первый акт. Она нигде не выжимает слезу. Но эта ее невозмутимая бесслезность впечатляет гораздо больше, чем любые актерские истерики и трюки. Понятно, что той жизни, когда она была молода, счастлива и любима, больше никогда не будет. А что же будет? Что впереди?
Репетиция спектакля «Вечно живые» Фото: Даниил Примак
Прошлое в будущем
На этот вопрос Виктор Рыжаков попытался ответить в своем программном заявлении перед началом юбилейного сезона — Future in the past («Будущее в прошлом»). Настало время разбора старых книг и документов, время понять, почему именно «Современнику» суждено было так многое изменить в сознании целого поколения. Почему этот театр так много значил в оттепельное время и что из этого прошлого можно взять в сегодняшний день.
Этим летом было совершено паломничество в Муром, где живет один из старейших актеров «Современника» первого призыва Владимир Петрович Заманский. Ему в этом году исполнилось 95 лет. Вместе со своей женой Натальей Ивановной Климовой они давно ушли от суетного мира. Долгие годы жили при монастыре, где по-прежнему каждый день начинается со службы в шесть тридцать утра.
— Виктор Петрович рассказывал нам о первых семи годах жизни театра. Еще даже не театра, а студии. О той одержимости и чувстве единства, которое ими тогда владело. О том, как все, и зрители, и актеры, становились частью какой-то другой реальности, которая их захватывала. Недаром они все время хотели коснуться друг друга. Для них это было важно. Как будто давало особую энергию. Невероятно, именно этого заряда хватило на целых 65 лет. При этом Заманский очень самокритично говорил о себе и актерских возможностях основного состава будущего «Современника». Было лишь три божественно одаренных актера — Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев и Лиля Толмачева. Все остальные — обычные «середняки».
Первым десяти годам в жизни театра посвящена и выставка «Современник. Начало», развернувшаяся в Музее современного искусства. По сути, там была предпринята попытка скрестить современное искусство и старые театральные документы. Но от серых полов и белых стен (художник Алексей Трегубов), казалось, веяло какой-то больничной бедностью и грустью. Как будто все самое важное куда-то унесли или успели продать. Остались только эти просроченные удостоверения, скромные черно-белые фотографии и обрывки несовершенных аудиозаписей, по которым мало о чем можно догадаться.
Сам Виктор Рыжаков считает, что ему и создателям выставки «Начало», при всем благополучии проекта, как будто чего-то не хватило. Не хватило, чтобы она стала по-настоящему выдающимся событием. Он вообще всегда готов признавать свои ошибки и критиковать себя первым. Вот и в истории со спектаклем «Первый хлеб», вокруг которого разгорелся скандал с разными опасными обвинениями, он склонен винить прежде всего себя самого.
Но ведь пьесу приняла труппа «Современника», допытываюсь я. Приняла, подтверждает Рыжаков. И она понравилась большинству актеров? Понравилась, устало кивает он. Причем особенно актерам старшего поколения. И Людмила Крылова, и Лия Ахеджакова, и Виктор Тульчинский горячо поддержали идею постановки. К тому же до «Современника» пьеса Рината Ташимова шла на многих российских сценах. И там обошлось без возмущенных писем в инстанции и публичных проклятий.
Почему же именно на премьеру «Современника» так ополчились и «Офицеры России», и активисты разных движений, и православная общественность? У Рыжакова нет версий на этот счет. Он не склонен кого-то обвинять или подозревать. Может, нам что-то не до конца удалось, не хватило тонкости и внимания к тексту, рассуждает он. Значит, не нашли еще ту точную интонацию, которая могла бы быть услышанной каждым зрителем, а не обидеть или оскорбить кого-то.
— У меня и сейчас нет сомнений в выборе пьесы. Это глубокая и пронзительная история, которая попадает в самое сердце. И если этого со всеми не происходит и у кого-то вызывает даже злое неприятие, значит, мы тоже виноваты. Значит, чего-то не хватило, чтобы спектакль стал откровением. Злоба — это ведь как ржавчина, она разъедает душу. Мне всегда хочется помочь таким людям. Уверен, что никто не хотел бы жить, задыхаясь от ненависти. Всем хочется счастья, всем хочется быть кем-то понятым и любимым. И «Первый хлеб» про то, как нам всем этого чувства не хватает. А почему любовь не случается? Может, потому, что мы слишком нетерпимы, торопимся, спешим сказать «нет»: не стану, не буду, не хочу. Слово «да» как будто выпало из нашего обихода. Ведь, чтобы понять или принять человека таким, как он есть, его надо вначале услышать. «Да» — это всего лишь согласие на внимание, но именно на него нас не хватает. Мы все чего-то боимся, торопимся убежать друг от друга. А надо чуть-чуть потерпеть. Как в природе, надо подождать, когда слякоть и грязь сойдут, и тогда все увидят красоту, которая в мире разлита. Так и с Человеком. Его нужно услышать, разглядеть.
Сцена из спектакля «Первый хлеб» Фото: Даниил Примак
Родительский день
Один из ключевых эпизодов в спектакле «Первый хлеб» — сцена на кладбище, где у героини Лии Ахеджаковой длинный монолог, обращенный к могилам, в том числе и героя войны. По странному совпадению местом действия нового полнометражного художественного фильма Виктора Рыжакова «День мертвых» («Родительский день»), стали кладбищенские погосты, которые раз в год объезжает мать (ее роль играет Агриппина Стеклова) со своим великовозрастным сыном (Александр Паль).