Рынок акций тип конкуренции
Основные виды конкурентов
Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.
Какие они?
Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.
Прямые и косвенные
Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:
Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.
Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:
Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.
Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.
Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.
Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.
Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.
Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).
Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.
Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.
Как их распознать?
В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.
Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.
Возможностей здесь много:
Конкуренты и стратегии
Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:
Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.
Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.
Конкурентные отношения на фондовом рынке
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Конкуренция необходимый элемент рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным. В современной экономической теории различают совершенную и несовершенную внутриотраслевую конкуренцию.
Совершенная (чистая) конкуренция, возникает, если число фирм, предлагающих на рынке однородный продукт, настолько велико, а доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Кроме того, действия продавцов должны быть независимыми. В этом случае для конкурирующих фирм цена является определяемым рыночными силами параметром, который не может контролироваться отдельной фирмой. Кроме того, вступление новых фирм в отрасль не должно встречать каких-либо препятствий и ограничении, т. е. вход и выход из отрасли должен быть абсолютно свободен. Не должно быть барьеров, ограничивающих мобильность ресурсов на рынке, а дифференциации товара или услуги в том, что, создавая свой субрынок, фирма обеспечивает себе определенную стабильность, устойчивый сбыт своей продукции. Поэтому дифференциация — это естественная реакция на конкурентов, т. е. естественное проявление самой конкуренции.
Для фондового рынка, как и для всякого другого рынка, характерно наличие конкурентных отношений между его участниками. А. Смит рассматривал конкуренцию как соперничество между продавцами и покупателями за наиболее выгодные условия продажи и покупки соответственно. И. Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста, — это соперничество между старым и новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации. Такого рода высказывания позволяют определить конкуренцию как соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции.
Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция может приобретать различные формы:
· внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между фирмами, производящими и реализующими одинаковые или взаимозаменяемые товары и услуги, направленное на то, чтобы склонить потребителя к приобретению продукции именно данной фирмы;
· межотраслевая конкуренция — это соперничество между фирмами, принадлежащими различным отраслям, из-за привлекаемых ими финансовых ресурсов.
Внутриотраслевая конкуренция может вестись различными средствами. Различают конкуренцию ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция ведется путем маневрирования ценами в целях наиболее выгодного использования рыночной конъюнктуры. Основное условие успешного ведения конкурентной борьбы с помощью цен — постоянное снижение себестоимости продукции вследствие совершенствования процесса производства.
При неценовой конкуренции используются средства, не имеющие непосредственного отношения к ценам. Сюда относятся формирование уникальных свойств продукции, улучшение ее качества, повышение технической надежности. Выбор наиболее удачной ценовой политики, методов ценообразования имеет большое значение, но постепенно основные усилия фирмы могут переместиться в сферу реализации продукции, где определяется успех сбыта и размер прибыли. Однако основная цель производства — совершенствование продукции. При неценовой конкуренции весь потенциал фирмы направлен в созидательное русло. Результатом неценовой конкуренции может стать дифференциация продукции, т. е. создание фирмой своего субрынка.
Конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правовых и этических норм взаимоотношений с соперниками. Под недобросовестной конкуренцией понимается разного рода шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная реклама, распространение на рынке ложной информации о конкурентах.
Для рассмотрения конкурентных отношений, в которые вступает фирма, необходимо очертить границы рынка, участником которого она является.
К рынку, участником которого является фирма, относится множество товаров-заменителей ее продукции. Для определения этого множества необходимо выявить товары, которые покупатель отвергает при тщательном выборе, принимая решение о приобретении товара, но который он купил бы, если бы цена на реально приобретенный им товар оказалась незначительно выше. При этом пропорциональный рост цен на эти товары не приводит к изменению покупателем решения задачи выбора, так как в этом случае относительные цены на товары остаются неизменными.
Рассмотрение только лишь малого повышения цены, вызвано необходимостью выделить из группы товаров-заменителей только лишь близких заменителей. Однако изменение цены должно быть существенным, чтобы покупатели среагировали на него. Не существует точного определения того, каким должно быть изменение цены.
На практике определение границ рынка, к которому принадлежит фирма, по признаку взаимозаменяемости товаров по потреблению обычно оказывается приблизительным.
В качестве критерия определения товаров-заменителей может быть выбрана перекрестная эластичность спроса по цене, под которой понимается отношение процентного изменения объема спроса на один из сравниваемых товаров при условии изменении цены на другой к процентному изменению этой цены. Товары являются взаимозаменяемыми по потреблению, если перекрестная эластичность спроса между ними положительна. Чем выше положительная перекрестная эластичность спроса по цене между любой парой товаров, тем с большей легкостью покупатели заменяют один товар другим.
Из-за трудностей, связанных с угадыванием возможной реакции покупателей на изменение цены, границы рынка часто определяют либо по заявляемым производителями потребительским свойствам товаров и их функциональному назначению, либо с помощью экспертных оценок потребителей или отраслевых специалистов.
Помимо товарных границ рынка, к которому принадлежит фирма, необходимо правильно определять его географические границы. Если фирма и ее соперники продают свой товар в ограниченном географическом районе, а у потребителей нет возможности воспользоваться внешними источниками предложения этого товара, то под географическими границами рынка можно понимать границы этого района, учитывая только продажи, происходящие в этих пределах. Чаще всего географическое обособление происходит из-за транспортных и таможенных барьеров.
Часто при определении географических границ рынка исследуют динамику цен в различных регионах. Наличие значительной разницы в ценах и отсутствие взаимозависимого их изменения указывает на необходимость отдельно рассматривать рынок в каждом регионе. В случае близкой зависимости динамики цен на товар в различных регионах и минимальной разницы между этими ценами эти региональные рынки можно рассматривать как единый рынок с общими границами.
При наличии ценовой дискриминации тип покупателя может рассматриваться в качестве третьего параметра, определяющего границы рынка. В качестве ценовой дискриминации может рассматриваться продажа товара различным категориям потребителей по разным ценам, вызванная разницей в эластичности их спроса. Это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя и наиболее распространенная. Другая ее форма — нелинейное ценообразование, когда цена, за которую клиент покупает товар, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Примером может быть наличие скидок в зависимости от количества приобретаемой продукции.
Существование границ рынка подразумевает наличие барьеров входа на рынок, т. е. потерь на вхождение. Если барьеры входа на рынок низки, то фирмы являющиеся его участниками, не защищены от конкуренции со стороны новых соперников, которые могут появиться на рынке в любой момент, быстро и масштабно. Если же барьеры входа на рынок высоки, то фирма может не опасаться конкуренции со стороны другой фирмы, не являющейся участником рассматриваемого рынка. Примерами затрат на вхождение являются постановления правительства, затраты на маркетинговые исследования, рекламу и т. д.
Наравне с барьерами входа на рынок существуют внутри рыночные барьеры, ограничивающие мобильность ресурсов на рынке. Например, к внутри рыночным барьерам относится часто реализуемая на практике система долгосрочных соглашений с поставщиками ресурсов, а также любые ограничения доступа к информации о состоянии рынка. На границах рынка внутри рыночные барьеры становятся барьерами входа на рынок.
При рассмотрении конкурентных отношений на российском фондовом рынке его профессиональных участников, оказывающих услуги по ценным бумагам, необходимо разделить по видам предоставляемых ими услуг, фактически сформировав из этих фирм отрасли. Федеральный Закон №39″ФЗ от 01.01.01 г. «О рынке ценных бумаг» ввел в России классификацию профессиональных участников фондового рынка. Во второй главе этого закона указаны семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:
· деятельность по управлению ценными бумагами;
· деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
· деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
· деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Учитывая особую важность информационных услуг на фондовом рынке, к уже перечисленным семи видам деятельности необходимо добавить еще один — информационную деятельность.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» не выделяет предоставление информационных услуг в качестве самостоятельного вида деятельности на рынке ценных бумаг, поэтому ФКЦБ России не выдает лицензий на осуществление этой деятельности. Однако в середине 1998 г. ФКЦБ России в целях повышения информационной прозрачности фондового рынка подписала с ведущими информационными агентствами России договоры о распространении ими финансовой отчетности эмитентов ценных бумаг, систематически собираемых Комиссией, а также отчетов о регистрируемых Комиссией эмиссиях ценных бумаг. За выбранными информационными агентствами закреплено право на продажу данной специализированной информации по фондовому рынку. Таким образом, косвенно ФКЦБ России признала профессиональной деятельность по предоставлению информации на фондовом рынке.
Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера. Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли/продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. В отличие от брокера, который лишь частично принимает на себя риски выполнения участниками операций с ценными бумагами своих обязательств, дилер полностью берет на себя эти риски. Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление от своего имени и за вознаграждение доверительного управления ценными бумагами и денежными ресурсами.
Услуги брокера, дилера и управляющего ценными бумагами являются взаимозаменяемыми по потреблению. Инвестор может предпочесть один из этих видов услуг по ценным бумагам другим, если посчитает, что он готов за разницу в их оплате либо принять на себя дополнительные риски, либо частично снять с себя риски по ценным бумагам.
Брокерская, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами обычно совмещаются профессиональными участниками фондового рынка, так как рассмотренные виды услуг взаимозаменяемы с точки зрения их производства. Не существует технологических барьеров переключения производственных мощностей с производства одного вида услуг на другой. Как показывает практика, в состав фирмы-участника рынка, занимающегося любым из трех рассмотренных видов деятельности, обязательно входят подразделения, осуществляющие как торги и расчеты по ценным бумагам, а также аналитические исследования. Если при предоставлении услуг брокера или дилера профессиональный участник уделяет больше внимания обеспечению процесса торговли и расчетов по ценными бумагами, то при предоставлении услуг управляющего ценными бумагами — обеспечению процесса анализа и прогноза динамики стоимости ценных бумаг. Несмотря на то, что Федеральным законом «О рынке ценных бумаг клиринг определен как самостоятельный вид деятельности, а постановлением ФКЦБ России № 44 от 01.01.01 г. утверждено Временное положение о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в РФ, определяющее требования к клиринговой деятельности и порядок ее государственного регулирования, ФКЦБ России пока не выдано ни одной лицензии на осуществление именно клиринговой деятельности. Для этого необходимо принятие специального Положения о лицензировании соответствующей деятельности. В настоящее время деятельностью по определению взаимных обязательств на российском фондовом рынке занимаются депозитарии, имеющие договора с организаторами торгов на рынке ценных бумаг. Этот вид деятельности является сопутствующим, поэтому невозможно выделить соответствующую ему отдельную отрасль.
Конкурентные отношения между профессиональными участниками российского фондового рынка необходимо рассматривать в рамках следующих отраслей:
· участники торгов по ценным бумагам;
· организаторы торгов по ценным бумагам;
· агентства информации о рынке ценных бумаг.
Клиентами участников торгов по ценным бумагам являются население, иностранные инвесторы и институциональные инвесторы, к которым относятся коммерческие банки, страховые компании, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и фирмы, желающие задействовать временно свободные денежные ресурсы. Конкуренция между участниками торгов по ценным бумагам заключается в способности каждого из них склонить инвесторов воспользоваться услугами именно этого участника.
Географические границы рынка услуг участников торгов по ценным бумагам совпадают с границами региона, со страновыми границами либо полностью отсутствуют. Часто именно по этому признаку различают мелкие, средние и крупные фирмы. Наличие региональных границ характерно только для стран со слаборазвитым фондовым рынком. Национальные границы также постепенно стираются, в результате растущей глобализации фондового рынка.
В качестве основных барьеров входа на рынок услуг участников торгов по ценным бумагам, устанавливаемых ФКЦБ России, можно выделить лимиты на количество сертифицированных специалистов в штате фирмы и размер собственного капитала фирмы.
Можно выделить четыре группы параметров услуг участников торгов по ценным бумагам, определяющих предпочтения их потребителей при выборе фирмы-исполнителя:
· риск неоказания в полном объеме.
Под ценовыми параметрами услуг участника торгов по ценным бумагам понимаются вид базовой суммы для определения размера комиссионного вознаграждения (при брокерском или дилерском обслуживании — это сумма сделки, оборот за торговую сессию или больший период;
при управлении ценными бумагами — это изменение цены портфеля ценных бумаг за период) и методика определения комиссионного вознаграждения в зависимости от размера базовой суммы.
К параметрам, определяющим удобство для клиентов услуг участника торгов по ценным бумагам, относятся широта спектра ценных бумаг, операции с которыми он проводит (для всех видов услуг); период, за который необходимо подать заявку на покупку/продажу ценных бумаг и минимальный размер заявки (если участник торгов осуществляет брокерское или дилерское обслуживание); минимальный и предельный срок договора и минимальные размеры первоначального и последующего вкладов (при управлении ценными бумагами).
Существующая на российском фондовом рынке дифференциация услуг участников торгов по ценным бумагам по профессионализму их оказания может быть проиллюстрирована с помощью рассчитываемого информационным агентством «АК&М» рейтинга профессионализма фирм-участников торгов по ценным бумагам, динамика которого приведена в табл. 2.1. Рейтинг составляется на базе проводимого агентством опроса как клиентов участников торгов по ценным бумагам, так и фирм-конкурентов. Данный рейтинг показывает, что отношение клиентов к услугам различных фирм по критерию профессионализма их оказания меняется ежеквартально. Однако услуги двух фирм: Тройка Диалог и Брансвик Варбург неизменно на протяжении двух лет превосходят по этому критерию услуги других участников торгов по ценным бумагам.
Приведенный рейтинг показывает усредненное отношение к услугам участников торгов по ценным бумагам по критерию профессионализма всех групп инвесторов. Однако это отношение не всегда бывает однородным.
В качестве критерия профессионализма оказания услуг мелким инвесторам, являющимся пайщиками управляемых участниками торгов по ценным бумагам паевых инвестиционных фондов, можно выделить относительное изменение цены пая на текущую дату по сравнению с ценой на базовую дату.
Риск неоказания участником торгов по ценным бумагам предлагаемых им услуг в полном объеме — это неопределенность в отношении выполнения принимаемых этой фирмой на себя обязательств, что может повлечь за собой частичную или полную потерю клиентом денежных ресурсов, инвестированных в ценные бумаги. К рискам неоказания фирмой предлагаемых ею клиентам услуг относятся вероятность ее разорения и вероятность использования привлекаемых для инвестирования в ценные бумаги денежных ресурсов в целях самой фирмы, не совпадающих интересами клиентов и без их согласия.
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №10 «Конкуренция и её виды»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: конкуренция, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, дифференциация продукции, олигополия, монополия, естественная монополия, антимонопольное законодательство.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Конкуренция (в общем понимании) – это соревнование за право получения большей части определённого вида ограниченного ресурса.
Конкуренция производителей – это соревнование фирм за более выгодные условия производства и продажи товаров или услуг. В разных отраслях экономики число продавцов может быть от одного и до очень большого числа.
В зависимости от числа продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, различают два вида конкуренции – совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная. Несовершенная конкуренция представлена следующими типами: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Совершенная конкуренция – рынок, на котором очень много мелких фирм выпускают одинаковую (стандартную, однородную) продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. На рынке совершенной конкуренции продавец вынужден принимать рыночную цену, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения, он является ценополучателем (price-taker).
Число покупателей на этом рынке тоже очень велико. Никто из участников этого типа рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Этот тип рынка – в большей степени теоретическая модель: в реальной жизни почти не существует таких рынков, на которых бы полностью выполнялись такие условия. Примерами могут быть рынки сельскохозяйственных продуктов, рынок рыбы, фондовый рынок (продажа ценных бумаг).
Монополистическая конкуренция – это тип рынка, при котором большое количество небольших фирм производят схожую (но не однородную) продукцию и имеют возможность контролировать цены на неё.
Поднять цену на товар можно, только если ваш товар превосходит товар конкурента. Процесс создания продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией.
Существует несколько способов дифференциации продукции: повышение качества продукции, повышение качества обслуживания покупателей, реклама (с целью проинформировать покупателей об особенностях продукции).
Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть небольшие магазины розничной торговли, цветочные киоски, книги, булочные и др. В реальной жизни это самый распространённый вид рыночной конкуренции.
Олигополия – это тип рынка, который принадлежит нескольким очень крупным фирмам.
В условиях олигополии количество фирм достаточно мало, так как существуют достаточно высокие барьеры для входа в отрасль:
На рынке олигополии ценовая конкуренция менее эффективна: если фирма снизит цену, то остальные поступят так же, в итоге у всех фирм упадут доходы. Цены на продукцию на рынке олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства: лидер отрасли устанавливает свою цену, остальные ему следуют.
На рынке олигополий конкуренция ведётся вокруг потребительских свойств товаров. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. – это реклама олигополий. Рынки услуг мобильной связи – тому яркий пример.
Монополия – это тип рынка, на котором присутствует единственный продавец уникального (не имеющего заменителя) товара. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, он имеет власть устанавливать часто завышенные цены. Чтобы не допустить образования новых монополий, государство проводит антимонопольную политику.
Хотя в некоторых отраслях конкуренция может быть неэффективна: вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте водоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе трубы от разных поставщиков. Такая конкуренция только увеличит наши затраты.
В этих случаях создаются естественные монополии.
Естественная монополия – ситуация, при которой предприятие может выпускать продукцию с меньшими издержками, чем несколько предприятий.
Другими примерами естественных монополий в российской экономике могут быть железнодорожные перевозки, метрополитен.
Кроме того, монополистом считается изобретатель в отношении своего патента; композитор или художник – тот же монополист в отношении авторского права.
Понятие «монополия» содержит два важных момента: продавец единственный, а товар – уникальный, поэтому, используя рыночную власть, монополист устанавливает цены на свою продукцию, то есть является ценоустановителем (price-maker).
Государство проводит антимонопольную политику по ограничению монополистической деятельности. Так, в России существуют законы:
Резюме теоретической части
Конкуренция – это соперничество фирм за более выгодные условия выпуска и реализации товаров или услуг.
Различают типы конкуренции:
1. Совершенная конкуренция – на рынке очень много мелких фирм выпускают однородный продукт и не имеют возможности влиять на его цену.
2. Монополистическая конкуренция – рынок, на котором достаточно большое число мелких компаний выпускают дифференцированную продукцию и частично могут контролировать цены на неё.
3. Олигополия – рынок, принадлежащий нескольким очень крупным компаниям. Число таких фирм незначительно из-за высоких барьеров входа в отрасль.
4. Монополия – рынок, на котором только один продавец уникального (то есть не имеющего заменителя) товара или услуги.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Найдите основные термины, которые вы вспомните или с которыми познакомитесь на уроке.
Рисунок 1 – Найдите термины
Рисунок 2 – Верные термины
2. На рынке услуг мобильной связи области N действует одна крупная компания, других компаний не представлено. Выберите из приведённого списка характеристики этого рынка и выделите их цветом.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Открытые электронные ресурсы по теме урока: