рыбченкова л м биография
Выступление на педконференции «Из опыта работы по учебнику Л.М.Рыбченковой»
1 слайд. Ровно 3 года назад мне и моим коллегам из гимназии №88 посчастливилось познакомиться с УМК по русскому языку Лидии Марковны Рыбченковой.
3слайд. В настоящее время существует немало интересных УМК по русскому языку, но в выбранном нами, на наш взгляд, сфокусировано все то необходимое, что может не только научить школьника предмету с учетом ФГОС, но и привить любовь к родному языку.
4 слайд. Вот основные идеи ФГОС, реализованные в новом УМК
Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича:
Направленность на взаимосвязанное развитие мышления, познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности в разных ситуациях общения.
Интеграция знаниевого и компетентностного подходов к представлению учебного материала.
Простота и лаконизм изложения теории.
Ориентация на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Ориентация на активную познавательную деятельность учащихся.
Направленность на индивидуализацию и дифференциацию обучения.
5 слайд. Среди достоинств данного учебника хотелось бы отметить фиксированный формат с системой «всплывающих окон» («Советы помощника», «Из истории языка», «Это интересно»), что позволяет систематизировать учебный материал, а также разнообразные виды учебной деятельности учащихся.
6 слайд. Структура параграфа в основном представлена следующим образом:
Языковой материал для наблюдения.
Теоретические сведения, правила, выводы.
Система тренировочных упражнений (языковых, коммуникативно направленных).
Ряд упражнений представлен в форме тестовых заданий, кроссвордов, таблиц. В овладении же наиболее сложными вопросами по русскому языку помогут опорные таблицы, алгоритмы рассуждения при выборе той или иной орфограммы, различного рода памятки.
Текст и система заданий к нему. После текста даются задания в виде таблицы с разноуровневыми заданиями А (базовый уровень) и Б (повышенный уровень).
Данный УМК также опирается на необходимость обучения учащихся различным видам чтения: ознакомительному, просмотровому, изучающему, поисковому (этому посвящена рубрика «Школа чтения»).
9 слайд. Текст является центральной единицей
системы обучения. Разнообразные упражнения связаны с текстом (извлечение информации, ее переработка и систематизация; пересказ: подробный, выборочный и сжатый; анализ и редактирование текстов различных стилей и жанров; а также самостоятельное создание текстов).
10 слайд. В данном УМК ведется целенаправленная подготовка
к итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ). Проектной деятельности (лингвистические эксперименты, работа в парах, работа в группах) также уделяется достаточное время.
11слайд. Есть, конечно, и свои трудности в использовании УМК Рыбченковой Л.М., связанные с тем, что, например, поурочные разработки на полках специализированных магазинов трудно найти, что, работая над подготовкой к уроку, учитель затрачивает больше времени, чем обычно, но это в основном связано с тем, что педагог сам увлекается решением тех или иных лингвистических задач. Зато решебников по данному УМК тоже крайне мало, в основном в сети Интернет, что придает уверенности в том, что ученик самостоятельно будет выполнять домашнее задание.
Новые УМК: «Не только знать родной язык, но и владеть им»
Формирование этих качеств является одной из важнейших задач, которые реализуются в новом учебно-методическом комплекте по русскому языку, подготовленном в издательстве «Просвещение». Авторы нового УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова, И.Г. Добротина, Т.Н. Роговик.
Работая по новым учебникам, школьники не только научатся грамотно писать на родном языке, правильно и уместно говорить в самых разнообразных жизненных ситуациях, но и овладеют умениями верно понимать мысли других людей, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, выбирать различные стратегии чтения в зависимости от той цели, которую они перед собой ставят, наконец, научатся продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Другими словами, новые учебники обеспечивают существенное продвижение ученика в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Изучение родного русского языка «в действии» обеспечивается реализацией в содержании одного из наиболее перспективных в современной лингводидактике подходов — когнитивно-коммуникативного. Суть этого подхода заключается в максимальной интеграции процесса изучения системы языка и процесса речевого и когнитивного развития ученика.
При таком подходе каждый урок русского языка становится еще и уроком развития речи, совершенствования коммуникативных способностей учащихся, уроком формирования мета-предметных умений и универсальных способов деятельности.
Эта направленность новой линии учебников в немалой степени обеспечивается и поддерживается совершенно новым, необычным для учебников русского родного языка дизайном и форматом (не 60/70×90, как в большинстве существующих учебниках по нашему предмету, а 84×108) страниц. Учебный материал располагается не только в основном поле (теоретический материал и материал для закрепления изученного) страницы-разворота, но и на цветных полях (вся дополнительная информация). В зависимости от содержания параграфа на полях по мере необходимости появляются так называемые «всплывающие окна» (специальные рубрики): «Школа чтения», «Лингвистические игры, задачки», «Советы помощника», «Из истории языка», «Это интересно». «Всплывающие окна» образуют определенную систему навигации по развороту учебника, которая обеспечивает максимально удобное восприятие и использование содержащейся в них информации и способствует организации собственной для каждого ученика, строго не регламентированной траектории овладения учебным материалом. Методическая целесообразность такой организации информационного пространства учебников очевидна еще и потому, что напоминает построение виртуального пространства, хорошо знакомого и освоенного современными школьникам.
Система «всплывающих окон» создает возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала, делает развороты информационно насыщенными.
Рубрики «Это интересно» и «Из истории языка», например, содержат самую разнообразную информацию о языке и закономерностях его использования в разных обстоятельствах общения, знакомят учащихся с ведущими современными теориями о языке, историческом развитии русского языка, сопоставлениями с другими изучаемыми в школе языками, именами ведущих лингвистов прошлого и настоящего. Информация «всплывающих окон», переплетаясь с основным массивом учебных материалов, создаёт насыщенное интеллектуальное пространство, приучающее учащихся наблюдать, анализировать, сопоставлять, группировать, классифицировать языковой материал, прививает вкус к изучению языка, повышает мотивацию к его изучению.
Особое внимание в учебниках уделяется вопросам развития навыков самоорганизации школьника. Для этой цели в содержание учебников введена система «всплывающих подсказок» — рубрика «Советы помощника». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разнообразными видами учебной деятельности.
Особое внимание в учебниках уделяется формированию практических умений в разных видах и типах чтения: поисковом/просмотровом, изучающем, ознакомительном, выразительном чтением вслух. «Всплывающие окна» рубрики «Школа чтения» содержат соответствующие инструкции для организации учебной деятельности ученика при овладении тем или иным видом и типом чтения.
Методический аппарат учебников направлен на овладение учащимися систематическими знаниями по лингвистике и речеведению на основе преимущественно эвристического метода, когда ученики сначала наблюдают, анализируют языковой материал под заданным углом зрения, делают выводы, и только после этого им предлагается ознакомиться с теоретическими сведениями, изложенными в лаконичной, доступной для учащихся форме. Презентация теоретических сведений нацелена не на заучивание определений и правил, а прежде всего на их понимание на основе анализа собственных действий, на основе осознания явлений родного языка.
Учебники отличаются вниманием к словарной работе, к формированию активного и потенциального словаря школьников. По мере необходимости на поля выносятся не только словарные слова с трудным написанием с точки зрения орфографии, но и словарные статьи из орфоэпического, толкового и этимологического словарей.
По-новому в учебниках реализуется дифференцированный и индивидуальный подходы к организации процесса обучения: через систему «всплывающих окон» задаётся уровень освоения теоретического материала, дифференцированные задания А и Б (в табличной форме) предоставляют ученику возможность самостоятельно выбрать задание по уровню сложности. Таким образом, учебные материалы доступны и слабому ученику, и сильному. Используются приемы, развивающие у ученика способность к оценке своих достижений.
Рабочие тетради не только дополняют учебник тренинговыми заданиями по всем темам и разделам, но и предусматривают задания пропедевтического характера, например задания, направленные на овладение таким жизненно важным умением, как способы сжатия текста и др.
Кроме этого, в тетрадях содержится необходимый материал для обеспечения тематического контроля. Поурочные разработки содержат примерные конспекты уроков и методические рекомендации, касающиеся особенностей изучения темы, а также разноуровневый дидактический материал, который дополняет, расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Здесь демонстрируются различные современные технологии организации учебной деятельности: технологии проектной деятельности, технология критического мышления и др. В поурочных разработках даны примеры разнообразных контрольных и проверочных работ, направленных на проверку овладения учащимися всеми видами речевой деятельности.
Уже есть первые отзывы о новом учебнике. Пятиклассники одной из московских школ пишут авторам: «Мы вам очень благодарны за ваш замечательный учебник. С этим учебником русский язык стал очень интересным. Этот учебник очень красочный. Особенно нам нравятся игры и задачки!»; «У вас получился хороший учебник. Упражнения в нем необычны и очень интересны».
Хорошо отзываются о новом учебнике и учителя: они отмечают четкость в представлении теоретического и практического материала, нестандартные задания, способствующие развитию интереса к предмету. К несомненным преимуществам нового УМК учителя относят и тот факт, что на подготовку качественного урока уходит меньше времени. А главное — новый УМК учит не только знать родной язык, но и владеть им.
Все учебники новой линии (5 — 9 классы) получили одобрение Российской академии наук, Российской академии образования и включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.
Кандидат педагогических наук, заведующая отделом филологического образования ФГНУ
(федерального государственного научного учреждения)
Института содержания и методов обучения РАО, доцент
Рыбченкова Лидия Макаровна
Заведуюшая редакцией русского языка издательства «Просвещение»,
заслуженный учитель Российской Федерации
ГДЗ по русскому языку 9 класс Рыбченкова Л.М.
Главной своей задачей девятиклассники видят организацию подготовки к первым в жизни государственным экзаменам. Именно их результаты повлияют на дальнейший процесс обучения. ГДЗ по русскому языку за 9 класс Рыбченкова станет для учеников надежным источником знаний и отличным инструментом для тренировки в преддверии ОГЭ.
Девятый учебный год проходит невероятно быстро, ведь он с самых первых дней имеет насыщенную учебную программу. Помимо того, что ученикам необходимо подытожить все полученные ранее знания по экзаменационным предметам, нужно успешно изучить новые темы.
Родным языком мы пользуемся на ежедневной основе, но это еще не гарантирует высоких результатов на госэкзамене. Лишь усердная работа на уроках и регулярное выполнение практических заданий дают хорошие предпосылки к отличным оценкам. В УМК содержится хороший комплекс упражнений, который поможет закрепить новые знания, а также повторить пройденный ранее материал. Для осуществления ежедневных тренировок будет вполне логичным использовать разработанный к нему сборник готовых домашних заданий.
Что представляет собой онлайн-помощник по русскому языку за 9 класс Рыбченковой
Наличие правильных ответов к заданиям и их лингвистическое обоснование могли бы сделать процесс самоподготовки по русскому языку гораздо более эффективным и удобным. В пособии по русскому языку за 9 класс Рыбченковой есть и то, и другое. Этот онлайн-решебник – не просто возможность списать ответы в тетрадь с домашними заданиями, а реальный способ подтянуть знания по одному из главных школьных предметов. Его основными преимуществами являются:
Исходя из описанных преимуществ, воспользоваться сборником ГДЗ сможет любой будущий выпускник. Занимаясь с ним дома, ученики получают возможности выполнять заданные упражнения и самостоятельно проверять себя, исправлять допущенные ошибки и подмечать свои слабые места, повторять языковые правила, обращаться к подсказкам при затруднениях, организовать тренировку к ОГЭ по предмету.
Регулярное выполнение практических заданий и проверка их с помощью решебника помогут восполнить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся, отточить навыки грамотной письменной речи и прийти на экзамен в полной готовности и уверенности.
ГДЗ по русскому языку 5 класс Рыбченкова новый
ГДЗ учебник Русский язык. 5 класс. ФП. ФГОС Л. М. Рыбченковой, А. В. Глазкова, О. М. Александровой, А. Г. Лисицына новый 2019, 2020. Издательство Просвещение. Серия Русский язык. Рыбченкова (5-11). Состоит из двух частей (1 часть – 159 страниц, 2 часть – 159 страниц).
Владение русским языком является важнейшей частью лингвистического образования учащихся. Изучение русского языка в старших классах невозможно без полного освоения текущей программы, которая предполагает получение основ знаний фонетики, орфографии, графики и орфоэпии. Пятиклассники научатся выделять корень слова, приставки, суффиксы и окончания, находить однокоренные слова и поймут различие однозначных и многозначных слов, познакомятся со служебными частями речи. Раздел Лексикологии поможет школьникам значительно улучшить устную и письменную речь, познакомит с понятиями синонимов, антонимов и омонимов.
Выполнение готовых домашних заданий ГДЗ по одному из сложнейших предметов программы пятого класса может занять большое количество времени, что непременно отразится на качестве подготовки ребёнка по остальным дисциплинам. Наш решебник поможет найти верный ответ на любой вопрос учебного пособия. Родители смогут быстро проверить уровень знаний ребят, что станет особенно актуальным в преддверии предстоящих контрольных работ и экзаменов.
ГДЗ по русскому языку 6 класс Рыбченкова Л.М.
Контроль знаний по предмету
Бывают случаи, когда без «ГДЗ по русскому языку 6 класс Учебник Рыбченкова (Просвещение)» просто не обойтись. А в этом году подобных ситуаций будет предостаточно, особенно по данной дисциплине. Удивительно, что многие школьники с большим трудом усваивают нормы правописания на родном языке, не говоря уже о неточном произношении. Конечно, не последнюю роль в этом играет и поверхностное отношение учителей к разъяснению материала, но также сказываются и слишком большие нагрузки. Стоит удостовериться, что дети уяснили все необходимое:
Только при полном понимании теории можно надеяться на безошибочное выполнение всех сопутствующих заданий. Привить все необходимые навыки учащимся можно и дома, при этом без участия репетиторов и дорогостоящих курсов. Достаточно просто научить ребят правильно пользоваться решебником.
ГДЗ — необходимое подспорье
В сборнике приведены 614 упражнений, а также дополнительные номера по некоторым параграфам. Большим плюсом этого пособия являются подробные разъяснения, которые сопровождают каждое действие. Благодаря им, а также детальным ответам, ученики имеют возможность:
Решебник достаточно многофункционален, если им пользоваться по всем правилам. А вот если над школьниками все же возобладает желание просто списать информацию, то ожидаемого эффекта можно и не получить.
Онлайн-решебник по русскому языку за 6 класс от Рыбченковой — помощь в учебе
Наша речь позволяет выразить огромный спектр эмоций и практически любую мысль. Но для этого необходимо знать и понимать все нюансы. Некоторые учащиеся не могут или не хотят вникать во все аспекты, поэтому они сталкиваются с многочисленными затруднениями. Прежде всего, ошибки наблюдаются в правописании и пунктуации, но также можно отметить, что не все дети учат теорию. «ГДЗ по русскому языку 6 класс Учебник Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. (Просвещение)» поможет совместить все спектры дисциплины в одно целое и на ярких примерах покажет ребятам, как именно надо выполнять то или иное упражнение, как справляться со сложными задачами.