ряннель тойво васильевич биография
Тойво Ряннель: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Биография
Родился Ряннель Тойво Васильевич в Ленинградской области в 1921 году. Его родители были родом из Финляндии, в село Тозерово они пришли в поисках лучшей жизни. Трудолюбивые крестьяне укрепились на новой земле и пустили корни, однако ненадолго – в тридцатых годах Ряннелей раскулачили и отправили в Сибирь.
Тойво тогда было девять лет, и он хорошо запомнил тот ужас, который творился в его семье – им дали два часа, чтобы собраться и уехать в чужой край на вечное поселение. В Сибири они жили в Удерейском районе, севернее Ангары. Но не вся семья уцелела: младший брат умер от туберкулеза, а старший был расстрелян за поэму о Сталине.
Мальчиком Тойво чем мог помогал родителям: рано утром он ходил на реку, чтобы наловить рыбы отцу на завтрак. Или ходил в лес собирать корни и орехи – благо сибирская земля щедра на такие дары.
Среднюю школу Ряннель окончил в Южно-Енисейске. Ему удалось уцелеть в той мясорубке и даже поступить в Омское художественное училище, которое он успешно окончил. Как только юноша понял, что у него есть талант к рисованию, он полюбил Сибирь всей душой. И начал рисовать пейзажи, в которыю вложил все свои чувства и любование этой суровой красотой.
Но перед этим было испытание войной и тяжелой работой. Когда началась война в 1941 году, он уехал домой, чтобы поддержать родителей. Недолго поработав в школе, будущий художник устроился рабочим в геологическую партию. С красками и кистями в рюкзаке он прошагал многие километры по тайге, делая сотни этюдов.
Карьера художника
Позже его полотна назовут эпическими, а он просто вкладывал в каждую работу частичку своей души и своего отношения к ставшей родной Сибири. Его картины «Рождение Енисея», «Сердце Саян», «Горные кедры» и другие стали художественной летописью жизни сибиряков, которые покоряли суровую землю.
В одном интервью Тойво Васильевич рассказал, как впервые со школьной экскурсией попал в Третьяковскую галерею и увидел картины великих мастеров. Они произвели на него ошеломляющее впечатление и он подумал, что никогда не сможет так передать то, что он видит в родной Сибири. Поддержка преподавателя училища помогла преодолеть этот шок.
И сейчас его полотна размещены в разных галереях, начиная с районных и заканчивая самыми известными государственными, а также в частных коллекциях по всему миру. Теперь это уже классика русской живописи.
Картины Ряннеля участвовали в выставках по всему Советскому Союзу, и его вклад в искусство был оценен в 1948 году: Тойво Васильевича приняли в Союз художников СССР.
Реабилитация
В 1993 году семья Ряннелей была полностью реабилитирована, и Тойво получил возможность поехать на свою историческую родину. С тех пор он живет в Хельсинки.
Что касается поэтического творчества – сам Ряннель считает его лишь дополнением к своей жизни. Он говорит, что живопись и поэзия – это как одно целое для него. Хотя кистью и красками выразить чувства у него получается гораздо лучше. А слова еще надо подбирать.
Художник Тойво Ряннель прожил девяносто лет. Он умер в 2012 году, похоронен в городе Вантаа.
МОУ Машуковская СОШ
РУКОВОДИТЕЛЬ: ЗАХАРЦОВ М.Г.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ, ПЕДАГОГ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АВТОР: КОЖАРСКИЙ Р. 8 КЛАСС
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД» 2009 ГОД
Тойво Васильевич Ряннель родился в 1921 году в деревне Тозерово под Петроградом, в семье крестьянина-финна.
Не по доброй воле оказался маленький Тойво далеко от земли предков, но так уж сложилась его судьба, что Сибирь стала для него не только второй родиной, но и неиссякаемым источником творческого вдохновения. Какие бы драмы не подстерегали его, он никогда не терял оптимизма, не терял надежды. Не случайно, наверное, имя «Тойво» в переводе на русский язык означает «надежда». А ведь так легко было прийти в отчаяние!
Высылка русских финнов из Ленинградской области проводилась в несколько этапов. Первые наглухо закрытые поезда ушли на Кольский полуостров в 1930 году. Когда Тойво исполнилось десять лет, в апреле 1931 года, семья Ряннелей была с корнями оторвана от родной земли и под надзором конвоиров покатила в сторону Сибири в товарных вагонах. Восемнадцать суток до Красноярска. Дальше — баржами по Енисею, а затем по Ангаре в Удерейский район Красноярского края до Мотыгино. Там, в таёжном краю, “где золото роют в горах”, Тойво начал свой нелёгкий путь как в жизни, так и в искусстве. С этого времени вся его жизнь, а затем и творчество связаны с Сибирью. Как говорит сам Тойво Васильевич, за три-четыре года пересадили и расстреляли местную интеллигенцию, разрушению подвергли не только церкви, но и кладбища, были сожжены учебники и рассеяны библиотеки.
Депортирована была семья в Красноярский край в наш Мотыгинский (тогда Удерейский) район. Тойво учился в Южно-Енисейской политехнической школе. Тойво ходил в школу, которая находилась в шести километрах от поселка. В «актированные дни», то есть когда столбик термометра опускался ниже отметки — 45°С и рабочих не выводили на строительные объекты, он рисовал много портретов по просьбам переселенцев. К рисованию приобщил его старший брат Эйко, который неплохо рисовал сам. Он показал младшему брату несколько приемов. Портреты были, конечно, детскими, часто даже шаржированными, но накапливался опыт. И эти навыки очень пригодились ему в будущем, особенно когда Тойво перешел на творческую работу.
Такое, конечно, не забывается. Но душа будущего художника не озлобилась, не ожесточилась. Во многом, как он сам вспоминал, из-за того, что ему встречались в основном люди хорошие. Он полюбил Сибирь. Полюбил суровую красоту ее природы и постепенно сам начал чувствовать себя настоящим сибиряком.
На фронт не попал по пятому пункту. Дважды просился на фронт, но получал отказы. Вернувшись, домой, стал преподавать в школе, в которой учился. Детям спецпереселенцев разрешалось работать только в организациях, не имеющих военного значения. Хотя унизительный статус спецпереселенца очень долго мешал ему быть полноправным гражданином. Так, в 1945 году из-за этого не удалось поступить в Ленинградскую академию художеств. Только творчество спасло от обид и унижений. Он был верен призванию, которое ощутил в себе с ранних лет.
В саянской тайге. 1994
До сих пор хранятся в душе художника воспоминания о самых ранних впечатлениях пробудивших в нем жажду творчества: морозный вечер на лесной заимке на берегу Ладоги, заяц заглядывает в окно, и пятилетний Тойво торопливо рисует этого зайца… Позднее, уже в Удерейской тайге, живя в рабочем бараке, юный художник. Чтоб порадовать работяг, нарисовал серию их портретов и развесил эти рисунки по стенам. Это была первая его выставка. После этой «выставки» мальчик заметил, что соседи по бараку признали его талант и даже матерится, стали меньше…
Портрет В.П. Астафьева. 1985
Мечта стать настоящим художником его преследовала, не давала спать. На школьном конкурсе рисунков по мотивам пушкинских стихотворений Ряннель получил первую премию – однотомник великого поэта. А на краевой выставке детского творчества он был удостоен первой премии за картину «Папанинская льдина».
Бывая в Красноярске, Тойво жадно всматривался в картины Сурикова, выставленные в музеях. Неизгладимое впечатление на него произвело посещение Третьяковской галереи во время первой поездки в Москву в 1937 году. Этой поездкой он был награжден за отличную учебу.
Кроме таланта живописца открылся талант поэта. В 1937 году юноша Ряннель писал о судьбе своего народа вот такие стихи, которые не то что печатать, но даже показывать было нельзя:
Какая дьявольская сила
Их гонит строем в никуда
В полях безропотной России
Они исчезнут навсегда.
Запоминай, мой друг свидетель,
Какие страшные дела
Идут – бредут на белом свете,
И бьют навзрыд колокола.
И неужели воля божья
Благословила этот ад,
Где свет свободе не поможет
И к правде нет пути назад?
Позднее, когда Ряннель учился в Омском художественном училище и когда уже стал профессиональным художником и был принят в творческий сою, ему не раз еще приходилось страдать от своей «второсортности». Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. Начались таежные будни. И здесь опять пригодились навыки рисования — участвовал в составлении карт золотоносных районов Сибири. В течение многих месяцев, складывавшихся в годы, шагал он по таежным увалам, помня, что он не только геодезист, а и художник, и, быть может, в первую очередь художник. В его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Развиваясь, меняясь с годами, художник остался верен реализму, который многим сегодня кажется устаревшим. Его упорное следование традициям русской реалистической живописи всегда было искренним и органичным. И ныне, несмотря ни на что, он по-прежнему остается реалистом. В 1947 году Тойво Васильевич Ряннель становится членом Союза художников. Важным и памятным для Ряннеля был год 1948-й. Его активное выступление на межобластной выставке и на очередной краевой, посвященной 100-летию В. И. Сурикова, было высоко оценено зрителями и художественной общественностью. Ряннель был принят в члены Союза художников СССР. А в 1959 г. состоялась персональная выставка более 200 работ художника. Творческие успехи, которых достиг Т. В. Ряннель впервые же годы, не снизили энергии поисков, не “усыпили” его. Чтобы шире познакомиться с краем, его природой, людьми, он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр”. В месте своего рождения Енисей напоминает водопад, который, разбиваясь в брызги о порожистые камни, стремительно несет свои воды меж скалистых берегов. Под волнующим впечатлением верхнеенисейского водопада Тойво Васильевич Ряннель сочинил вот такое прекрасное стихотворение:
В таежной дали непролазной,
Где сказкой кажется заря,
В кругу богов мы правим праздник
Рождения богатыря.
Салют! И троекратный выстрел
Встречает громом водопад,
Гудит, гудит на горной выси
Лавинным грохотом раскат.
Вот так, торжественно и просто,
Бросая брызги в облака,
Здесь набирается упорства
В борьбе рожденная река.
В каком порыве постоянном,
С какою собранностью всей
Штурмует гордые Саяны
Неукротимый Енисей!
В 1950 – 1960-е годы Тойво Ряннель сложился как яркий, оригинальный художник. В эти годы он создает свои самые знаменитые эпические полотна: «Рождение Енисея», «Тропа великанов», «Сердце Саян», «Горные кедры». Растет и ширится его слава, он становится известным далеко за пределами края.
В 1960 году состоялась первая, настоящая персональная выставка художника.
Осень на Каче
Рождение Енисея
Ряннеля называют «певцом Сибири», «мастером сибирского пейзажа», картины его восхищают зрителей и искусствоведов своей поэтичностью, красочностью, монументальностью. Его романтические «Кедры» стали своеобразным символом красноярской школы пейзажа. Многие из его работ воспринимаются как живописные поэмы, легенды.
В 1993 году состоялась гражданская реабилитация художника. В 1995 году по приглашению президента Финляндии, Тойво Васильевич переезжает туда на постоянное место жительства.
Саяны. Цветущие жарки. 1994
Я сибиряк, рожден в России,
Привязан я к ее судьбе,
Но предков край земною силой
Перетянул меня к себе.
И вот я гражданин Вселенной
Без малой родины моей –
Большой планеты
Вечный пленник,
Приговорен любовью к ней…
На его картинах можно увидеть пейзажи разных стран – и Сибири, и Швеции, и Финляндии. Появились и итальянские и немецкие пейзажи. В Финляндии у Ряннеля было уже несколько выставок, которые пользовались большим успехом. В Финляндии он не только занимается живописью, участвует в выставках, но и издает книги, является членом финского ПЕН-клуба. Там же участвует в издании журнала на русско языке «Иные берега». Ряннель не только художник, признанный во всем мире, но интересный поэт и своеобразный писатель, хотя и не считает себя таковым. О своей трудной и вместе с тем полной приключений жизни, наполненной встречами с интересными людьми и творческими взлетами, Тойво Васильевич написал очень любопытные воспоминания: «Мой черный ангел» (Красноярск, 1996), «Незваный гость» (Красноярск, 1998). В его душе живопись и поэзия жили всегда рядом. «. В авторской редакции в Красноярске опубликовано несколько сборников его стихов: «Капля в море» (1996), «Сверкнула пламенем жар-птица» (1997), «Рождение Енисея» (1998). В 1999 вышла в свет своеобразная антология, названная «Круг посвящений», где собраны «под одной крышей» статьи о художнике, стихи, посвященные Ряннелю и его творчеству Завершают антологию стихи, посвященные художником своим добрым друзьям. В 1970 году издан альбом акварелей Тойво Васильевича «Улуг-Хем, Енисей, Ионесси». В 1991 году в городе Любляна (Словения) на русском языке была издана большая, богато иллюстрированная цветными репродукциями картин и акварелей монография о его творчестве Тойво Васильевич много поколесил по белу свету с выставками своих работ, мольбертом и блокнотом. И везде оставил добрую память о великолепии сибирской природы.
В голосе Тойво Ряннеля звучат нотки национальной гордости, когда он рассказывает о том, какая Финляндия богатая, чистая и благоустроенная страна, как там борются за экологию, как бережно расходуют природные ресурсы. В его генах тоже заложено это любовное, бережное отношение к земле, к природе, ко всему живому.
С болью и горечью говорит он о захлестнувшем Финляндию и Россию мутном потоке вульгарной «попсы», дешевого китча, об американизации мировой культуры. Он считает, что нравственное состояние общества сейчас находится в упадке. Это касается и культуры и искусства.
Его дочь – Лариса Тойвовна Ряннель – ветеран редакции газеты «Красноярский рабочий». Практически вся ее жизнь прошла в редакции главной краевой газеты Красноярья. У Ларисы Тойвовны большая, дружная семья, симпатичные внуки, долгое время она является верным помощником своего отца – народного художника России Тойво Васильевича Ряннеля. Благодаря стараниям дочери организуются замечательные выставки картин в разных уголках края, да и далеко за его пределами.
Мана. Первый снег. 1986
Впрочем, в будущее России художник смотрит с присущим ему оптимизмом. Как считает Ряннель, главное – это не поддаваться унию, быть верным своему призванию и работать, работать, работать.
Использованные материалы:
1. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 1. Под ред. Рукша Г.Л. К., 1989.
2. Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск З. Сост. Быконя Г.Ф. К., 1995.
3. Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края. Книга 1. К. «Издательские проекты», 2004.
4. Материалы Мотыгинского краеведческого музея.
5. «Красноярье: пять веков истории». Красноярск «Платина» 2006
6. К. Попов «Виновным себя не признал». К., «Амальгама» 2001
7. Cто знаменитых красноярцев. К., «Издательские проекты» 2005
Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.
Ряннель Тойво Васильевич
Работы Тойво Ряннеля хранятся во многих музеях России, частных коллекциях Японии, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции и Финляндии.
Народный художник РСФСР (1991), почетный академик Российской академии художеств (2010).
Тойво Васильевич Ряннель родился в 1921 г. в деревне Тозерово Петроградской губернии. Умер в 2012 г. в Хельсинки.
Родителями Тойво Васильевича были финны-ингерманландцы, которые в 1930-х гг. в числе других народов были подвергнуты репрессиям и высланы из родных мест. Уже в 1931 г. семья Ряннелей — родители и четверо детей — была заброшена в Сибирь. Они обосновались в Удерейском (ныне Мотыгинском) районе Красноярского края.
Тойво Васильевич учился в Южно-Енисейской политехнической школе, после окончания которой в 1939 г. по особому разрешению спецкомендатуры поступил в Омское художественное училище. С началом войны он оставил учебу и вернулся к родителям. Сначала он преподавал рисование в местной школе, а затем стал работать в геологической партии техником-геодезистом. В его рюкзаке всегда были краски, карандаш, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Зарисовки из этих поездок стали материалом для его первых картин. После войны Ряннель привез свои работы в Красноярск, где показал их на восьмой краевой художественной выставке в 1946 г. Это были небольшие, написанные маслом этюды «Август в тайге», «Река Сухой Пит», «В долине Вангаша», «Охотничья избушка», «Усть-Питское» и другие зарисовки мест, где художнику пришлось побывать с геологической экспедицией.
В 1947 г. Ряннель участвовал на межобластной художественной выставке в Новосибирске, посвященной 30-летию Октября. Его пейзажи «Утро в заповеднике», «Копьева грива», «Охотничья избушка» имели успех, и он был принят в Союз художников СССР.
Главное место в творчестве Тойво Ряннеля прочно занял пейзаж. Он много путешествовал по Красноярскому краю, понимал и любил его природу — побывал на Таймыре, в низовьях Енисея, в Саянах, в Туве, а позднее и в Хакасии, на Кузнецком Алатау. В результате этих поездок у художника накопился богатый материал для целого ряда больших полотен. Ряннель написал несколько работ, посвященных великой сибирской реке: «Енисей. Белая ночь», «Енисей. Восход луны», «Енисей. Порог Дар-Ужур», «Енисей. Казачинский порог», «Енисей у Курейки».
С 1966 г. на выставках стали появляться работы Ряннеля на тему масштабных преобразований красноярской природы: «Красноярское море», «Плотина Красноярской ГЭС», «Дивногорск. Набережная», триптих «Над Енисеем», позднее — «Саяно-Шушенская ГЭС», «Хантайская ГЭС», «Перекрытие Енисея».
С 1965 г. персональные выставки Тойво Ряннеля проходили не только в Красноярске, но и в Омске, Барнауле, Краснодаре, Новосибирске, Москве, Нальчике и Грозном. В восьмидесятые годы его работы выставлялись в Англии, Швеции, Норвегии, Франции и Словении.
Работы Тойво Ряннеля хранятся во многих музеях России, частных коллекциях Японии, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции и Финляндии. Более ста его картин находятся в фондах Красноярского государственного художественного музея им. В. И. Сурикова.
В 1991 г. Тойво Васильевич стал народным художником РСФСР. А в 1993 г. указом президента России произошла долгожданная гражданская реабилитация художника. В 1995 г. он вместе с семьей переехал на свою историческую Родину — в Финляндию. Тем не менее он не забыл своей любви к Сибири и регулярно приезжал в Красноярск. Так, в 2001 г. в Красноярске прошла выставка, посвященная 80-летию художника. В 2010 г. Тойво Васильевич был избран почетным академиком Российской академии художеств.
Тойво Ряннель был и членом Союза российских писателей. Он является автором поэтических сборников «Роса на солнце», «Сверкнула пламенем Жар-птица», «Тропа через век», книги воспоминаний о детстве и юности «Мой черный ангел» и еще одной автобиографической книги — «Незваный гость».
Тойво Ряннель
Искусство пейзажа в Сибири невозможно представить без того вклада, который внес в него живописец Тойво Ряннель. В 2016 году ему исполнилось бы 95 лет, в нынешнем же — пятилетие с его кончины.
Тойво Васильевич Ряннель родился 25 октября 1921 г. в деревне Тозерово Ленинградской области в крестьянской семье, предки его были уроженцами области Саво в Финляндии. Дом, построенный отцом, стоял за околицей деревни среди полей и перелесков, через вершины елей просматривалось Ладожское озеро, от которого доносился гул прибоя. Родство с привольной природой, проявившееся впоследствии в его живописном и поэтическом творчестве, вошло в жизнь будущего художника с детских лет. Отец Тойво, Василий Федорович Ряннель, сам любил искусство, в свободное время вырезал детям деревянные игрушки в духе народного примитива, старший брат Эйно рисовал акварельными красками.
В 1931 г. семья Ряннель была выслана в Сибирь. В товарных вагонах с двухъярусными нарами восемнадцать суток ехали до Красноярска, затем на баржах по Енисею и Ангаре добирались до Мотыгина. Десятилетним подростком Тойво наравне со взрослыми работал в бригаде строителей. Здесь же он, проучившийся два класса в финской школе, снова пошел в первый класс. Поначалу учеба давалась трудно, он плохо говорил и писал по-русски, но был настойчив и терпелив. В свободные часы на обрывках бумаги и ненужных газетах рисовал все, что видел вокруг. Первая выставка Тойво Ряннеля была устроена на бревенчатой стене барака. Он волновался и робел, не зная, как воспримут рабочие его наивные рисунки, но реакция зрителей была самая благоприятная. Мальчишку зауважали и даже стали меньше материться в его присутствии. В этот день Тойво Ряннель поверил в полезность своего труда, почувствовал поддержку и понимание со стороны взрослых.
Пятнадцатилетним подростком в составе экскурсии для отличников школы Ряннелю посчастливилось в 1936 г. посетить Москву. Увиденные в залах Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств картины, знакомые по репродукциям и открыткам, стали для него настоящим потрясением. Показанная на выставке детского творчества в Красноярске композиция «Папанинская льдина» была удостоена премии в 50 рублей и напечатана в молодежной газете, а юному автору посоветовали учиться на художника.
В 1939 г. Ряннель поступил в Омское художественное училище, как в обиходе называли Художественно-промышленный техникум имени М. А. Врубеля. В те годы это было лучшее в Сибири профессиональное учебное заведение в области изобразительного искусства. Здесь учились многие художники, ставшие впоследствии ведущими мастерами в своих городах. В техникуме был сильный преподавательский состав, хорошая библиотека и музей, где имелись произведения Александра Бенуа, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Ивана Айвазовского и других великих русских художников. В Омске, тогда одном из крупнейших промышленных и культурных центров Сибири, была оживленная и разнообразная художественная жизнь. Проводились выставки и дискуссии по проблемам творчества, литературные вечера, работали два профессиональных театра, художественный музей. Соперничать с имевшими предварительную профессиональную подготовку городскими абитуриентами учившемуся преимущественно по статьям в журнале «Юный художник» Тойво было нелегко. Невозможно передать словами радость, которую он испытал, увидев свою фамилию в списке принятых. Учился Ряннель с большим старанием, в своей группе выделялся эрудицией, хорошо ориентировался в вопросах истории искусства, много писал и рисовал с натуры. Резкая смена «таежной» жизни на городскую обострила впечатления, дала обильную пищу для развития творческих способностей.
Неожиданно все изменилось. В 1941 г., почти сразу после начала Отечественной войны, техникум имени Врубеля закрыли. На фронт не взяли по «пятому пункту». Ряннель вернулся в Южно-Енисейск, два года работал учителем рисования в школе, в которой когда-то учился сам. Дела на педагогическом поприще шли хорошо. Но, вкусив в училище сладкий плод творческого труда, Тойво хотел целиком посвятить себя воспеванию природы, ее торжественной красоты, могущества рек, величия горных хребтов, безмерных пространств тайги. Поэтому с большим удовлетворением он принял приглашение работать картографом в Енисейской топогеодезической экспедиции, что позволяло наблюдать природу в любое время суток и в различных состояниях. Ряннель рисовал, писал маслом и акварелью. Ночевки в палатке, разговоры у костра, зори и закаты, повседневное вживание в предметный мир своих будущих произведений — так романтично и вдохновенно начинался долгий и наполненный открытиями творческий путь художника.
Новая страница в биографии молодого живописца открылась с его приездом в Красноярск в 1946 г. Период этот — решающий в жизненной судьбе Ряннеля. В первые послевоенные годы Красноярская творческая организация, возглавляемая молодым графиком Рудольфом Руйгой, как бы заново формировалась. Уезжали в родные места художники, эвакуированные в Красноярск из западных районов страны, возвращались домой фронтовики, появлялась талантливая молодежь. Ядро организации составляли старейшие: Дмитрий Каратанов, Андрей Лекаренко, Георгий Лавров, Ксения Матвеева, Карл Вальдман. Ряннель сразу включился в творческую и общественную работу, подружился с Каратановым и Лекаренко, внимательно присматривался к их профессиональным приемам в работе над этюдом, эскизом, картиной. Близкое знакомство с Каратановым, хранителем и продолжателем реалистических традиций своего учителя В. И. Сурикова, не могло не повлиять на Ряннеля. Данью уважения молодого художника к Каратанову и его творчеству была написанная им краткая монография о творчестве Дмитрия Иннокентьевича (Красноярск, 1948) — первое исследование о большом сибирском художнике. В 1946 г. Ряннель показал свои первые работы, изображающие виды мест, где художник побывал с геодезической партией, на краевой художественной выставке, посвященной тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова, а в 1948-м был принят в Союз художников СССР. Его первая персональная выставка прошла в Красноярске в 1965-м, с этого момента и до 2001 г. персональные выставки сибирского мастера пейзажа видели зрители Омска и Барнаула, Краснодара и Новосибирска, Москвы и Грозного. Тойво Васильевич участвовал во всех городских, краевых, зональных и республиканских выставках, а с 1992 г. показывал свои работы на выставках в Великобритании, Словении, Финляндии, Германии, Франции и других странах.
Выход своему литературному дару Ряннель дал, обратившись к прозе и публицистике. В периодической печати стали публиковаться его очерки на различные житейские и творческие темы, рассказы о встречах с интересными людьми — первооткрывателями, строителями, оленеводами и рыбаками Севера. В 1948 г. он принял участие в поэтическом сборнике «Слово земляков». В 1969-м был издан альбом-очерк «Улугхем — Енисей — Ионесси», где Тойво Ряннель выступил как автор и текста, и акварельных и графических иллюстраций. Ряннель никогда не стремился к славе и почестям, и то и другое пришло к нему как закономерный результат неустанной и честной работы. В 1974 г. он был удостоен почетного звания заслуженного художника РСФСР, а в 1991-м — звания народного художника России. С 1999 г. Ряннель — академик Петровской академии наук и искусств, с 2010 г. — почетный член Российской академии художеств. В 1995 г., через два года после гражданской реабилитации российских финнов, подвергшихся репрессиям в 1930—1940 гг., Ряннель с семьей переехал на постоянное жительство в Финляндию.
С самых первых шагов в искусстве Ряннель показал себя художником зорким, наблюдательным, целеустремленным и вдумчивым. Это делает его пейзажи человечными, современными. Пишет Ряннель быстро, умеет добиться точности при передаче фактуры, материальной сущности предметов, гармоничного сочетания тонов. С точки зрения технического исполнения многие вещи написаны легко, артистично. Не каждому художнику удается в такой степени довести работу до завершенности, сохранив при этом настроение мотива, чистоту и свежесть красок. Творческие успехи, которых достиг Ряннель в первые годы, не снизили энергии поисков, он ставил перед собой все более сложные задачи. У него появилось естественное желание шире познакомиться с краем, соседними областями, их природой, ощутить биение пульса жизни. Он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау. Многие из этих путешествий были сложными, трудными, опасными. Походы совершались и в места, где редко бывал человек. Ряннель увлекал многих художников края в эти далекие смелые походы: к истокам Енисея, на его водопады и пороги, на саянские хребты и перевалы. Интересными в творческом плане были для Ряннеля поездки в Таджикистан, на побережье Черного моря. Когда появилась возможность выезжать за границу, появились этюды, написанные в Ливане, Египте, Алжире, на Кипре. Выразительны пейзажи, выполненные в Голландии, особой поэтичностью отличаются акварели, написанные в Финляндии. Художник отмечал красоту и своеобразие природы этих стран, но самой большой любовью всегда оставалась Сибирь. Родная сибирская природа для него — неисчерпаемый источник глубоких переживаний и открытий. В своем творчестве Ряннель лишь изредка обращался к портрету и бытовой живописи, главным для него всегда был пейзаж. Он любил его самозабвенно и верил в возможность этого жанра пробуждать в людях высокие эстетические чувства и настоящий патриотизм. Честный и чистый.