русские обладатели оскара актеры
Наши люди на премии «Оскар»
«Оскар» – пожалуй, самая известная кинопремия в мире. Вопрос в том, насколько «Оскар» доступен для представителей других стран? Мы задались целью вспомнить русские (русскоязычные) фильмы, удостоившиеся этой премии, а также отечественных звезд, получивших статуэтку.
Русские кинокартины и звезды – лауреаты премии «Оскар»
История этой кинопремии началась в 1920-х годах. Первую награду вручал президент премии – актер Дуглас Фэрбенкс. Позже премия претерпела изменения: вместо одной награды появилось 12. Премии разделялись по категориям: «лучший фильм года», «лучший актер первого плана», «лучшая актриса первого плана», «лучший режиссер» и т. д. В итоге, количество наград увеличилось до 24-х.
Оскароносный российский кинематограф
Российский кинематограф, конечно, не смог завоевать такого успеха, как Франция или Италия. Были и грустные случаи: например, Владимира Меньшова и Сергея Бондарчука просто не пустили на церемонию вручения награды. Об этом и других любопытных случаях мы расскажем ниже.
woman.forumdaily.com
Интересные факты
Голливудские звезды с русскими корнями
Русские корни имели многие известные голливудские звезды: Сидни Поллак, Питер Устинов, Юл Брюннер («Великолепная семерка»). Устинов, в частности, претендовал на «Оскар» в 1960-м и 1964-м годах.
В 1956-м награду завоевал Юл Бриннер – актер, родом из Владивостока. Самый удивительный факт, пожалуй, касается Хелен Миррен, настоящая фамилия которой – Миронова. 1986 год ознаменовался получением премии и для Евгения Мамута – аниматора, эмигрировавшего в США из Харькова.
promipool.de
Список русскоязычных фильмов, удостоенных «Оскара»
Оскароносные советские фильмы
В эпоху Советского Союза «Оскар» еще не приобрел нынешнего влияния в мире кино. Куда большее влияние было, к примеру, у «Золотой пальмовой ветви» (Каннский кинофестиваль). Тем не менее, получение «Оскара» обрадовало Сергея Бондарчука и Владимира Меньшова. Режиссеры хотели поехать в США и лично получить награду, но им не позволили покинуть страну. Госкино и КГБ запретили киношникам выезжать из Союза. Вместо Бондарчука и Меньшова «Оскар» получал представитель советского посольства в США. Павел Чухрай тоже не приехал забрать свою награду. Впрочем, режиссер и о самом присуждении премии узнал гораздо позже. Примечательно, что собственноручно принять статуэтку смогла исполнительница роли Наташи Ростовой – Людмила Савельева.
gettyimages.de
Кто из русских звезд все же прошелся по красной дорожке?
Повезло попасть на вручение «Оскара», в частности, Никите Михалкову. Режиссер получил высокий приз за «Утомленных солнцем». По красной дорожке прошлась и дочь Михалкова – Надежда.
cdni.rbth.com
После Михалкова «Оскар» лично получал Александр Петров – известный автор анимационных фильмов. В 2015-м году на красную дорожку попал Андрей Звягинцев. Фильм режиссера – «Левиафан» – получил изрядный резонанс. В 2015-м в Голливуде оказалось много представителей русского бомонда: Александр Родянский (продюсер), Марина Ким (телеведущая), Светлана Меткина (актриса), Анастасия Шубская (модель). Звягинцев – это прорыв в российском кинематографе. Последний настолько же громкий фильм, как «Левиафан», потрясал мир в 1995-м году – это была кинокартина Никиты Михалкова («Утомленные солнцем»).
i.insider.com
После 2015-го российские звезды не радовали своим присутствием красную дорожку. Исключение составила Ирина Шейк – модель, встречавшаяся с голливудским актером Брэдли Купером. Ирина не может похвастаться заслугами в кино, однако модель прославилась ухоженной внешностью и хорошим вкусом к одежде.
i.dailymail.co.uk
Если наши люди получают заветную статуэтку не так часто, как хотелось бы, то западные звезды плотно держат свои позиции. Уже известны лауреаты премии 2020-го года. И, конечно, не в последнюю очередь нас интересует, в чем появились голливудские идолы на красной дорожке! А Вам понравилась церемония вручения «Оскара» в этом году?
Русские на «Оскаре»: наши победы и поражения
В этом году российский фильм снова номинирован на «Оскар»: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева поборется за награду в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Последний раз в этой номинации мы выигрывали 23 года назад — тогда заветная статуэтка досталось «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова. В преддверии главной киноночи года взвешиваем шансы на успех и вспоминаем победы и поражения прошлых лет.
«Разгром немецких войск под Москвой», «Оскар-1943»
Первый «Оскар» нам принес вовсе не художественный фильм, а документальный: награда досталась кинолетописи, фиксирующей один из самых драматичных моментов Великой Отечественной войны — наступление немцев на Москву и яростное сопротивление Советской армии.
Неудивительно, что она удостоилась «Оскара». В американском прокате, кстати, фильм был переозвучен и перемонтирован, а также получил другое название — «Москва наносит ответный удар» (Moscow Strikes Back).
«Баллада о солдате», «Оскар-1962»
И снова киноакадемики не смогли пройти мимо военной темы, только на этот раз в художественном воплощении: военная драма о солдате Алеше Скворцове, который берет увольнительную и едет повидать мать, чтобы потом снова уйти на фронт, в тот год покорила мир.
Но на «Оскар» фильм Григория Чухрая претендовал не в категории «Лучший иностранный фильм», а, пожалуй, в более престижной номинации — «Лучший оригинальный сценарий».
Правда, сам Чухрай узнал об этом только годы спустя. Несмотря на то что фильм завоевал множество международных наград, в том числе и в Каннах, успешно прошел в зарубежном прокате и был обласкан критиками и зрителями во всем мире, советские власти встретили его прохладно — и просто не сообщили режиссеру о номинации. А жаль.
«Война и мир», «Оскар-1969»
И снова война, но теперь уже 1812 года. Экранизация классического романа Льва Толстого, произведения, давно ставшего за рубежом символом России и одной из первых ассоциаций с ней (наряду с водкой, икрой, балалайками и медведями — все это, кстати, можно найти и на страницах романа), обернулась настоящим триумфом для режиссера Сергея Бондарчука.
Да, киноведы были недовольны — ругали за дословное следование книге, недостоверность, консерватизм, бедный киноязык… Но это у нас, а на Западе картину приняли восторженно — даже «Игре престолов» не снился такой успех. Фильм, в котором снялись ведущие советские звезды, собрал ворох наград, в том числе и «Золотой глобус». На «Оскаре» у других картин на иностранном языке просто не было шансов. Получать награду вышла сама Наташа Ростова — актриса Людмила Савельева. А вот Бондарчук на церемонию не приехал — вовсю снимал другой фильм.
Людмила Савельева на премии «Оскар-1969»
«Братья Карамазовы», «Оскар-1970»
Еще одну номинацию на «Оскар» нам принес другой русский классик — Федор Достоевский. За плечами Ивана Пырьева на тот момент уже было несколько экранизаций романов писателя, в том числе и классический «Идиот» с Юрием Яковлевым в роли князя Мышкина, но к программному роману писателя «Братья Карамазовы» режиссер подступился только в конце жизненного пути. Поразительный факт: и для писателя, и для режиссера это произведение стало последним — Достоевский умер спустя два месяца после публикации романа, а Пырьев скончался во время съемок, так что актерам пришлось самим заканчивать третью серию. Кстати, и по сей день эти роли считаются одними из лучших в карьере Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова и Андрея Мягкова.
Фильм получил международное признание и был номинирован на «Оскар», однако в тот год победа досталась не «Братьям». Не можем не отметить, что сейчас, конечно, Пырьеву — советскому Харви Вайнштейну, за которым закрепилась дурная слава (режиссер не давал прохода молодым актрисам, а в случае отказа преграждал им дорогу в кино), — номинация бы и не светила.
Советский двухсерийный фильм Игоря Таланкина о жизни и судьбе великого русского композитора Петра Чайковского получил сразу две номинации на «Оскар» — «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший саундтрек», но не выиграл ни в одной.
Зрительский успех тоже был так себе: творческие искания создателя «Щелкунчика» и несостоявшаяся история любви с Надеждой фон Мекк интересовали не многих. А ведь будь в фильме хоть что-то про гомосексуальную сторону жизни Чайковского, то все, как поется в одной известной песне, «возможно, могло быть иначе».
«. А зори здесь тихие», «Оскар-1973»
. зато успех получился громким: пусть драма о девушках, которым вместо счастливой семейной жизни на долю выпала война, и не получила своего «Оскара», зрителей во всем мире она просто покорила.
Особенно сильно фильм фронтовика Станислава Ростоцкого про нежных и отважных зенитчиц полюбился в Китае, где даже сняли сериал по мотивам картины. В 2015 году вышел ремейк и у нас.
«Дерсу Узала», «Оскар-1976»
Второй художественный «Оскар» СССР разделил с Японией: формально производство фильма было нашим, но снимал картину японский режиссер Акира Куросава со своим же оператором, бессменным Асакадзу Накаи. Фильм стал для Куросавы первым и последним, снятым не на японском языке.
«Изменить» стране режиссера заставила история исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева, который во время своих экспедиций по тайге тесно подружился с «лесным человеком» по имени Дерсу Узала.
«Белый Бим Черное Ухо», «Оскар-1979»
Непонятно, как можно считать «Хатико» самым грустным фильмом всех времен и народов, если есть «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого про собаку, замученную людьми.
Трагическая и пронзительная история шотландского сеттера, на долю которого выпали сплошные несчастья, не могла не растрогать киноакадемиков, но все же в номинации уступила фильму про холокост («Вся жизнь впереди»). Зато картину до сих пор хорошо знают и любят во всем мире.
«Москва слезам не верит», «Оскар-1981»
А вот Владимир Меньшов не поверил, что его фильм выиграл: режиссер был невыездным и на церемонию не поехал, а о победе ему сообщили 1 апреля, так что новость он воспринял как розыгрыш.
Зря: фильм, в центре которого была история сильной самодостаточной женщины, той самой self-made woman, не мог не понравиться киноакадемикам. Ну а про всенародный успех картины в Советском Союзе, фразы, ушедшие в народ, и миллионы женщин, влюбившихся в Гошу (чьи жизненные принципы сегодня, конечно, вызывают вопросы), и говорить нечего!
«Частная жизнь», «Оскар-1983»
И режиссера Юлия Райзмана, и Михаила Ульянова, сыгравшего главную роль, номинация на «Оскар» удивила — мало кто предполагал, что страдания вышедшего на пенсию героя сталинской закалки, который отдал жизнь заводу, а не своей семье, окажутся понятны западному зрителю. Но общечеловеческая проблематика картины сделала ее фаворитом среди критиков: «Оскар» фильму не достался, зато успех ждал на Венецианском кинофестивале и других киносмотрах.
«Военно-полевой роман», «Оскар-1985»
Говорят, что в тот год у пронзительного фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» не было соперников по кинематографической линии — только по политической. Награда в итоге и досталась картине «Диагональ слона» с явным антисоветским настроением.
Но сердца зрителей и критиков все равно были на стороне фронтовика Саши и санитарки Любы, чью жизнь и историю любви война разделила на до и после.
«Очи черные», «Оскар-1988»
А здесь история, противоположная той, что случилась с фильмом «Дерсу Узала»: хотя снимал мелодраму о любви иностранца к русской красавице наш Никита Михалков, а Советский Союз участвовал в производстве картины наравне с Италией, на международные награды лента «Очи черные» выдвигалась все-таки именно как итальянская.
Впрочем, на «Оскаре» номинацию получил не сам фильм, а сыгравший главную роль Марчелло Мастроянни, который претендовал на звание лучшего актера. Победа досталась другому, зато актер получил приз Каннского фестиваля.
«Урга — территория любви», «Оскар-1993»
Вторая оскаровская номинация в фильмографии Никиты Михалкова, но на этот раз уже от России. Ироничная история о монгольской паре, которая по китайским законам больше иметь детей не может, но на законы эти внимания не обращает и продолжает заниматься любовью, нашла признание на Западе. «Оскар» фильму в итоге не достался, а вот главный приз Венецианского кинофестиваля — да.
«Утомленные солнцем», «Оскар-1995»
С третьего раза удача Никите Михалкову улыбнулась — драма об одном жарком дне 36-го года, который перемалывает жизнь комдива Котова и его семьи, стала для режиссера настоящим прорывом на международной арене. И дело оказалось даже не в любимой на Западе теме тоталитарного режима, а в том, как сочно, густо и безжалостно это было снято — в реалиях сталинского режима разворачивалась настоящая античная трагедия.
У соперников «Утомленных солнцем» в тот год на «Оскаре» не было шансов — уверенная победа в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«Кавказский пленник», «Оскар-1997»
Не только фильмы Михалкова часто оказывались на «Оскаре», но и картины с участием его любимого актера Олега Меньшикова. В 1997 году чести представлять Россию на премии удостоилась лента Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» с актуальной для того времени историей про Чечню, пленников, культурные и социальные различия — вольной интерпретацией классического рассказа Льва Толстого.
Увы, картина, в которой Меньшиков и Бодров-младший сыграли одни из лучших своих ролей, осталась без награды киноакадемиков.
Сын режиссера «Баллады о солдате» Григория Чухрая, Павел Чухрай, тоже добрался до «Оскара» — с фильмом о послевоенной жизни СССР. История харизматичного вора Толяна, который выдает себя за военного и обольщает доверчивую Катю и ее маленького сына, была полна разоблачительной риторики против советской власти, что, конечно, не могло не понравиться киноакадемикам.
Кстати, в тот год среди номинантов была еще одна российская работа, но анимационная — «Русалка» Александра Петрова, представленная в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».
Этот фильм Россия снимала совместно с несколькими другими странами, но на «Оскаре» в 2000 году картина представляла Францию. Режиссер был французский (Режис Варнье), а вот история — нашей: советский репатриант Алексей Головин (Олег Меньшиков) после Второй мировой войны возвращается на родину вместе с женой-француженкой и сталкивается с суровой действительностью тоталитарного сталинского режима.
Но выиграл в тот год Педро Альмодовар с лентой «Все о моей матери».
В России судебную драму Никиты Михалкова о 12 присяжных, решающих судьбу 18-летнего юноши, обвиняемого в убийстве отчима, критики обласкали, а вот с «Оскара» фильм уезжал несолоно хлебавши. Оно и понятно — уж слишком амбициозным был замысел: оригинальный американский фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», которым вдохновлялся Никита Сергеевич, в США имеет статус культового.
«Старик и море», «Оскар-2000»
Крупная победа ярославского мультипликатора Александра Петрова и всей российской анимации в целом. Фильм «Старик и море», снятый по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выиграл награду в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».
Это была уже третья номинация на «Оскар» Петрова (после «Коровы» в 1990-м и «Русалки» в 1998-м) — и первая победа. В 2008 году работа художника «Моя любовь» снова получила номинацию, но победу не одержала.
«Старик и море»
«Моя любовь»
Суровая драма Андрея Звягинцева «Левиафан» о неприкаянной жизни в российской глубинке — с водкой, нищетой, безысходностью, всесильными и жестокими чиновниками — достигла невероятных успехов в международном прокате. Фильм был восторженно принят в Каннах, а после взял «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», чего с российскими фильмами не бывало со времен «Войны и мира». Увы, «Оскар» картине не покорился.
Похоже, Андрей Звягинцев претендует на лавры Никиты Михалкова, который на данный момент является рекордсменом среди отечественных режиссеров по количеству номинаций на «Оскар». У «Нелюбви», собравшей множество наград на самых разных фестивалях (в том числе и в Каннах) и ставшей настоящим событием не только в российском кинематографе, но и мировом, — серьезные шансы на победу.
Обычная, на первый взгляд, семейная драма, которая приводит к чудовищной трагедии, не оставила равнодушным никого — настолько безжалостно режиссер препарирует человеческую натуру.
В ночь с 4 на 5 марта SPLETNIK.RU в режиме онлайн проведет текстовую трансляцию церемонии вручения премии «Оскар» — ищите на нашем сайте все самые интересные подробности мероприятия!
А в нашей группе «ВКонтакте» прямо сейчас идет оскаровская неделя: колонки кинокритиков, забавные видео, опросы, подборки лучших образов — все, что нужно знать об «Оскаре»! Присоединяйтесь!
Наши люди: русские звезды на премии «Оскар» в разные годы
Номинации на кинопремию «Оскар» российские, а точнее, тогда еще советские, фильмы получали с 1943 года. Первым лауреатом стала лента «Разгром немецких войск под Москвой» в номинации «лучший документальный фильм». Режиссер картины Илья Копалин на саму премию не приехал.
Затем больше двадцати лет нашу страну не номинировали. Но «Оскар» нам все же достался. Актриса русского происхождения Лилия Кедрова взяла премию, как «лучшая актриса второго плана», снявшись в картине «Грек Зорба» (да, это греческий фильм, но награду все-таки получила русская артистка, что не может не радовать).
В 1969 году награду за «лучший фильм на иностранном языке» получил Сергей Бондарчук и его «Война и мир». За заветной статуэткой вышла исполнительница главной роли Людмила Савельева, самого режиссера на премии не было.
Не смог за наградой приехать и Владимир Меньшов, который выиграл «Оскар» со своей лентой «Москва слезам не верит». Режиссера не выпустили в США сотрудники КГБ, и вместо него статуэтку получал сотрудник советского посольства.
Пройтись по красной дорожке и сказать со сцены благодарственную речь смог Никита Михалков. Он взял «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем». Кстати, на сцену режиссер вышел вместе со своей дочкой Надеждой Михалковой.
В разные годы на «Оскар» номинировали Сергея Бодрова-старшего, Павла Чухрая, Зазу Урушадзе и (опять!) Никиту Михалкова. Никто из них так и не получил заветный «Оскар», да и на саму премию мало кому удалось приехать.
Исключение составил режиссер Александр Петров, который в 2000 году выиграл в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».
По красной дорожке в 2015 году прошелся режиссер Андрей Звягинцев. В тот год у нашей страны была уверенность, что лента «Левиафан» непременно победит. Отсюда на самой церемонии присутствовало много российского бомонда, как причастных к созданию фильма, вроде Александра Роднянского (продюсер «Левиафана»), так и не очень — на премии была телеведущая Марина Ким, актриса Светлана Меткина, модель Анастасия Шубская.
А кто же из русских прошелся по красной дорожке после 2015 года? Разве только модель Ирина Шейк, которая попала на «Оскар» благодаря своему тогдашнему кавалеру Брэдли Куперу, но не из-за заслуг в кино.
Русская шестерка: какие отечественные фильмы получали «Оскар»
16 мая, ровно 89 лет назад, В США состоялась первая церемония вручения «Оскара». Тогда фильмы были представлены в 10 номинациях, и до 1934 года вручение проходило один раз в два года. Первым лучшим фильмом стала картина «Крылья» Уильяма Уэллмана, а специального приза был удостоен Чарли Чаплин за «Цирк».
Но сегодня редакция портала Москва 24 решила вспомнить российские фильмы, которые в свое время были отмечены «Оскаром».
Фото: портал Москва 24
«Разгром немецких войск под Москвой», 1942
Леонид Варламов и Илья Копалин
Первым лауреатом «Оскара» от СССР стал документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».
Картину о боях начали снимать по решению Сталина. В ноябре 1941 года были определены два режиссера: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съемках участвовали пятнадцать фронтовых операторов.
Для показа в США фильм был переозвучен. Кроме того, название фильма изменили на Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»).
«Война и мир», 1968
Первым советским художественным фильмом, завоевавшим «Оскар», стала экранизация романа «Война и мир» Льва Толстого. Режиссер – Сергей Бондарчук.
Это одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. А создание фильма заняло около шести лет.
«Дерсу Узала», 1975
Акира Куросава (совместное производство СССР и Японии)
Советско-японская картина Акиры Куросавы, созданная в 1975 году по мотивам произведений Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала», также получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
В феврале 1971 года советский режиссер Сергей Герасимов во время визита в Японию предложил Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссер предложение принял. Некоторые сцены снимались в Москве на территории бывшего села Волынского. На создание фильма было затрачено четыре миллиона долларов.
Правда, лента вызвала негативную реакцию в КНР: критики усмотрели в сюжете попытку использовать литературу для пропаганды экспансионистской политики советских ревизионистов.
«Москва слезам не верит», 1981
Третьим русским режиссером, получившим «Оскар», стал Владимир Меньшов и его фильм «Москва слезам не верит». Эта картина просто не могла остаться без внимания киноакадемии: в 1980 году лента стала лидером проката в СССР, ее посмотрели около 90 миллионов зрителей.
Правда, по началу критики картину восприняли неоднозначно: одни уповали на то, что мелодрама играет на низменных чувствах зрителей, другие и вовсе заклеймили фильм «излишне упадническим».
Для самого режиссера новость, что его фильм стал лучшим среди иностранных картин, была неожиданностью. О том, что он получил престижную премию, Меньшов узнал из программы «Время». Кстати, он сам и команда создателей не приехали на церемонию вручения «Оскара». Как объяснял сам режиссер, тогда он просто не мог попасть в Лос-Анджелес, поскольку был «невыездным». Вместо него статуэтку получил атташе по вопросам культуры посольства СССР в США.
«Утомленные солнцем», 1994
Лауреат премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», картина Никиты Михалкова была создана при поддержке французской студии и, как и «Дерсу Узала», считается совместным производством двух стран.
Название картины отсылает к популярному в 1930 годы танго «Утомленное солнце», которое неоднократно звучит в фильме.
Кстати, картина Никиты Михалкова настолько сильно впечатлила британского драматурга Питера Флэннери, что он написал одноименную пьесу для лондонского Королевского национального театра.
«Старик и море», 1999
Снимок с видео YouTube/MsAntonen
Мультипликационный фильм режиссера Александра Петрова по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя был удостоен премии Американской киноакадемии в 2000 году. Кроме того, он стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.
Труд мультипликатора сильно отличается от труда кинематографиста. Петров работал в уникальной технике «ожившей живописи»: он рисовал на стекле масляными красками, и не только кистью, но и пальцами.