русская певица и актриса крепостная крестьянка ставшая женой графа н п шереметева
История любви. Шереметев и Прасковья Жемчугова
Н.И.Аргунов. Портрет актрисы Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, 1803
Много написано об этой большой и светлой любви.Мне хотелось познакомиться с подробностями этой почти сказочной истории.Возможно вам тоже будет интересно.
Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем.
Шереметев также вписал свое имя в историю отечественной культуры как выдающийся театральный антрепренер, создатель одного из лучших театров в России. В Кускове, в своем имении, граф учредил домашний театр, в котором обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных.
Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России.
На его представления стекался весь цвет московской публики, и содержатели частных антреприз часто даже жаловались городскому начальству, что Кусковский театр отбивает у них аудиторию.
Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене Жемчугова). Она родилась в 1758 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в Параше (уменьшительная форма имени Прасковья) необыкновенные артистические способности.
Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов.
В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.
Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы «Самнитские браки» Гретри – зал заходился в общем рыдании.
Даже Император Павел, до болезненности не любивший выезжать из своего Михайловского замка, несколько раз покидал Петербург только для того, чтобы послушать ее удивительное пение. Со временем среди ее постоянных поклонников окажутся и последний польский король Станислав II Понятовский, и австрийский эрцгерцог — император Священной Римской империи Иосиф II, и шведский король Густав III, и многие другие знатные особы. Первый ошеломительный успех пришел к Прасковье Жемчуговой в самом начале 1780-х.
Она спела главную партию в опере Гретри «Браки самнитян». Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе прекрасной и мужественной девушки, бесстрашно боровшейся за свое право на счастье. Этот образ во многих чертах отражал жизненную драму самой Прасковьи Жемчуговой, ведь личная судьба крепостной актрисы была непростой и драматичной.
В 1773 году после четырехлетнего путешествия граф вернулся в Россию и посетил Кусково. Управляющий крепостным театром представил ему молодых талантливых воспитанниц и среди них граф впервые увидел юную и прекрасную Парашу Жемчугову. Впечатление его было незабываемым: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен» — написал он в одном из писем. Любовь с первого взгляда в скором времени сделалась постоянной и единственной страстью Николая Петровича. Завидный жених (после смерти отца ему досталось громадное наследство: 200 тысяч крепостных, многочисленные имения — чуть ли не миллион десятин земли), Шереметев будет упорно отвергать самых родовитых московских невест.
Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф раз и навсегда для себя решит: «Никогда и ни на ком, кроме Прасковьи, не женюсь». Условности и понятие о дворянской чести и достоинстве не давали Шереметеву возможности жениться на Жемчуговой, их брак был предельно невозможен, он — обер-гофмаршал императорского Двора, она — его крепостная, да еще и актриса!
Прасковья была под стать Шереметеву. Да, прекрасное музыкальное образование, блестящее владение иностранными языками, внешнее изящество и светлая красота… Но разве дело в этом? Тождественность душ – вот первопричина глубокой страсти графа и горячей взаимности крепостной актрисы. Гармоничная, тонкая, щедрая – Жемчугова была слеплена из того же, графского, материала. И только по земным законам стояла ниже его.
Шереметев дал обет – если уж он не может жениться на возлюбленной, он не женится ни на ком. После смерти отца Николай Петрович открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке.
Все знали об их отношениях – никто не осуждал. В те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных распространялись повсеместно. А заподозрить Прасковью Жемчугову в каком-либо корыстном интересе было бы почти кощунственно – настолько непорочным был весь ее образ.
Однако в 1797 году, после того, как графу было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора и ему пришлось переехать в Петербург, высшее общество разволновалось. Баснословно богатому Шереметеву исполнилось 37 лет, он был холост, да к тому же сердечен и хорош собой. Завиднейшая партия! Только отчего-то светские увеселения ему неинтересны, а в петербургском доме он живет с крепостной актриской! Это в Кускове Прасковью возносили на Олимп – в расчетливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.
А между тем, граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Северные ветры Петербурга подорвали ее здоровье – Прасковья потеряла великолепный голос. К тому же, у нее обострился наследственный туберкулез. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова оставалась простой содержанкой – и горечь этого положения убивала ее.
Воспользовавшись государевой благосклонностью (и присочинив легенду о Прасковье Ковалевской из рода польских шляхтичей!), Николай Петрович удостоился во всех смыслах царского подарка – Александр I подписал специальный эдикт, дававший право графу Шереметеву жениться на Прасковье Жемчуговой.
3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына, наследника несметных шереметьевских богатств. Шереметев немедленно изолировал ребенка, чтобы предотвратить возможность заражения его туберкулезом. Матери лишь издали показывали сына.
Шереметьев собрал самых знаменитых врачей, ничего не жалел, но коварная болезнь оказалась сильней. 23 февраля 1803 года Прасковья Ивановна скончалась. Похороны тоже были почти тайными, в последний путь знаменитую актрису провожали в основном крепостные актеры, ее товарищи по сцене. Среди провожающих был архитектор Джакомо Кваренги, который преклонялся перед ее выдающимся дарованием.
Похоронена Прасковья Ивановна в Александро-Невской лавре, на могильной плите эпитафия:
Храм добродетели душа ее была,
Мир, благочестие и вера в ней жила,
В ней чистая любовь,
В ней дружба обитала.
Шереметев сделал из спальни Прасковьи Ивановны мемориальную комнату, завещав не прикасаться к сей комнате и блюсти ее как святыню.
По завещанию Прасковьи Ивановны Шереметевой были определены пособия для неимущих невест, для нуждающихся ремесленников и их семей, определялись также средства на выкуп должников из тюрем и на погребение бедны В память о любимой жене граф Шереметев построил в Москве Странноприимный дом.(ныне – НИИ им. Склифосовского).
Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома — в виде античного саркофага с надписью на французском языке:
«Я верю, что ее ускользающая тень
Блуждает вокруг и сегодня,
Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ
Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно. «
Граф пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.
Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь бедным. А между тем сам он был крайне скромен в оценке собственных заслуг и равнодушно относился к придворным званиям, называя себя «простым добрым человеком». В мемуарах очевидца мы читаем: «…Хоронили в простом гробу известного своей благотворительностью графа Н.П.Шереметева. По воле усопшего, все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, примерное его званию и большому богатству, были розданы бедным».
Девиз дворянского рода Шереметевых гласил «Бог сохраняет все». Сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события вековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества.
«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел
я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять
Преступная страсть 14-летней актрисы и графа Шереметева
Их история была на устах у всех современников. Крепостная актриса Параша Горбунова, ставшая пусть тайной, но законной супругой богатейшего графа Российской империи. Она рано умерла, но сумела за короткий отрезок своей жизни изменить десятки других судеб, в том числе своего влиятельного супруга.
Жизнь крепостных актеров никогда не сравнится с тем богемным существованием, что царит в XXI веке. При Екатерине II деятелями искусства могли даже торговать. В «Санкт-Петербургских ведомостях» можно было увидеть объявление: «Продается живописец».
Граф Алексей Разумовский однажды продал музыкантов оркестра, всю группу из 50 человек, целиком. Цена одной головы – 800 рублей. Талантливый художник Василий Тропинин, состоящий крепостным при графе Моркове, красил изгороди, колодцы, а порой обслуживал господина за столом как лакей. А если говорить об «актрисках», то для богатых сословий они были просто гаремом, где можно было выбрать в наложницы любую деву.
Глубоко испорченный счастием
В то же время жил Николай Петрович Шереметев. Внук Петра I и богатейший помещик России XVIII века.
Шереметьев безумно любил театр, сам выступал преподавателем актерского мастерства. Порой с виолончелью его можно было увидеть в оркестре среди своих музыкантов.
Так в имении Шереметевых, Кусково, появился самый престижный в стране крепостной театр.
Портрет графа Николая Петровича Шереметева, худ. Иван
Аргунов 1801-1803 гг. wikimedia
Ярославская сирена
А где-то в глубинке, в Ярославской губернии, развивалась в это время другая жизнь. В семье крепостного пьяницы-кузнеца 20 (31-го по новому стилю) июля 1768 года родилась девочка с сильным, глубоким, пронзительным голосом. Обладательница уникального сопрано Параша Горбунова попала на воспитание Марфы Михайловны Долгорукой.
Девочка не была красавицей, но притягивала к себе внимание, словно сирена. Современники писали о ее внешности, что, несмотря на неправильный овал лица, особой силой обладали ее глаза – «сильные и нежные». Худенькая, болезненная, хрупкая, она не выделялась из стайки прочих актрис – ровно до того момента, пока не раздавался ее голос.
Овдовевшая княгиня Долгорукая занялась воспитанием юного дарования: для обучения пению вызвали саму Елизавету Семеновну Сандунову, знаменитую русскую актрису и певицу; девочку также обучили итальянскому и французскому языку, игре на клавесине и арфе.
Параша Горбунова взяла фамилию Ковалева, образованную от ремесла своего отца, коваля (кузнеца). Скоро она стала ведущей актрисой театра. Если нужно было сыграть крестьянку, которая страдала от социального неравенства, или героиню с сильным духом, которая побеждает несправедливость, то знали: лучше Ковалевой никто не сделает. Пораженная игрой девушки, Екатерина II в 1787 году подарила ей перстень с бриллиантом, сняв украшение прямо со своей руки.
Так родилась прима театра Прасковья Жемчугова. Фамилию вчерашней Горбуновой-Ковалевой сочинил сам барин. В один день он взял список актрис и сменил им всем фамилии: «Бирюзова», «Гранатова», «Жемчугова». Прежде было как-то некрасиво: Шлыкова, Ковалева.
Прасковья была не просто мелодичным и стройным живым инструментом. Трудно было не заметить под маской роли саму ее личность: помимо доброты, зрители без труда распознавали в ней «твердость воли и силу натуры». Драматизм, который она вкладывала в своих героев, имел глубокие корни в ее личной судьбе – талантливой, образованной, умной женщины, которая не могла освободить себя от пут рабыни, очередной, возможно, фаворитки господина.
Не женюсь ни на ком, кроме нее!
В какой момент Параша стала близка с Шереметевым, по сей день точно не установлено. Но в народе ходило такое сочинение, как «Песня Кусковской крестьянки Параши Кузнецовой-Горбуновой», которую сложила, возможно, сама Жемчугова. В тексте говорилось о встрече «при лужке» красивого барина с девушкой-крестьянкой. Если под «лужком» подразумевать сцену театра, то песня становилась полным описанием романа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой.
Девушка целиком завладела сердцем богатого князя. Вокруг Николая Петровича вилось немало девиц с приданым и родословной, но он ни на кого даже не смотрел, дав себе клятву жениться либо на Прасковье, либо никогда.
Она изменила его мир. По просьбе любимой граф Шереметев начал строить богадельню и бесплатную больницу. В то же время были составлены планы на настоящую барскую городскую усадьбу с церковью, парком и садом.
Старый граф Петр Шереметев скончался в 1788 году. У сына остались более двухсот тысяч крестьян и огромные богатства. Неподготовленный к такой внезапно свалившейся на него ответственности, Николай Петрович начал пить и гулять. Лишь один человек смог остановить графа – Жемчугова. Молоденькая и хрупкая с виду звезда сцены внезапно для всех проявила мужской характер, сумела не только спасти театр, но и вытащить любимого из запоев.
Дом, в котором сыграли тайную свадьбу граф Шереметев и
Прасковья Ковалева. wikimedia
Развал труппы
Судьба театра решилась еще в 1797 году, когда у Жемчуговой стал пропадать голос. Супруг не стал тянуть и закрыл заведение. Прасковье он дал вольную. В один из осенних дней 1801 года, наконец, случилось хоть и тайное, но венчание давно сложившейся пары. Взошедший на престол император Павел I, давний друг Николая Шереметева, взял на себя ответственность в благословении графа и крепостной актрисы. После супруги перебрались в Санкт-Петербург.
Актерскую труппу по указу Шереметева «распределили»: мужчины стали обычными швейцарами, лакеями, конторщиками, а девушек срочно выдали замуж за простых крестьян. Ни один человек из шедеврального театра Шереметева не стал обладателем вольной и не продолжил карьеру в качестве актера.
Единственный наследник
3 февраля 1803 года у уже популярной актрисы Прасковьи Жемчуговой и ее мужа появился ребенок, после чего женщина сильно заболела. День и ночь пребывала она в тревоге, что младенца похитят. Охваченная паникой, она требовала от мужа, чтобы у дверей детской стояли стражники. То не было горячкой молодой мамаши: Жемчугова знала, какая судьба уготована «бастардам» – рожденным у богатого сословия детям от крепостных девиц. Ребенка отдают неизвестной крестьянке подальше от родных земель, и вскоре они либо погибают, либо, не зная рода своего, становятся одним из крепостных.
Не исключено, что так поступали с другими детьми Параши от графа Николая Петровича Шереметева. Но только теперь она стала беспокоиться об этом, так как ее брак с графом был пусть тайным, но все-таки законным. Дмитрий, несмотря на козни и противодействие родни Шереметева, был единственным наследником графа. Так после и случилось, но тайная графиня об этом не узнала. Спустя 20 дней после рождения долгожданного дитя любви Параша умерла.
Сделал ли брак с графом счастливой Прасковью? Казалось, что нет. Шереметев писал тогда, что они вместе из-за «двадцатилетней привычки друг к другу». Как бы то ни было, Шереметев посвятил всего себя ее памяти. Занялся благотворительностью, не посещал на балы. Спустя шесть лет он умер. Его похоронили в простом гробу рядом с супругой, а все деньги, которые могли пойти на пышные поминки, он завещал раздать бедным.
Жемчугова, Прасковья Ивановна
Прасковья Ивановна Ковалёва
Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева [1] (31 июля 1768, деревня Березники Ярославской губернии — 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) — русская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.
Содержание
Биография
Родилась 31 июля 1768 года в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне Большесельского района Ярославской области) в семье Ивана Степановича Горбунова (впоследствии Кузнецова или Ковалёва), крепостного кузнеца Шереметевых. В семь лет взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, в подмосковную усадьбу Шереметевых, — у девочки были хорошие музыкальные способности, и её готовили для Кусковского крепостного театра, где она дебютировала в июне 1779 года в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы», а уже со следующего сезона ей доверяют и главные роли.
Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Спектакль «Браки Самнитян», где она сыграла свою лучшую роль, посещали Екатерина II и Станислав Понятовский. В 1797 году Павел I, пожаловав хозяину театра графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, потребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.
В 1798 году Николай Шереметев даёт вольную всей семье Ковалёвых и Прасковье Ивановне, а 6 ноября 1801 года венчается с ней тайным браком в Москве в церкви Николая Чудотворца близь Старого Каменного моста. По приказу Шереметева создается легенда о происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. В метрической записи о венчании невеста графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская», без уточнения сословного статуса. 3 февраля 1803 года она родила сына Дмитрия, но беременность и роды подорвали её здоровье — Прасковья Жемчугова умерла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге.
В память о жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, где в наши дни размещается Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.
«Вечор поздно из лесочку»
Роли в театре
Память о Жемчуговой
Топонимика
В честь П. И. Жемчуговой названа улица на востоке Москвы, в районе Вешняки Восточного административного округа — Аллея Жемчуговой.
Литература
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Жемчугова, Прасковья Ивановна» в других словарях:
Жемчугова Прасковья Ивановна — Жемчугова (настоящая фамилия Ковалёва) Прасковья Ивановна [20(31).7.1768, деревня Березино Ярославской губернии, 23.2(7.3).1803, Петербург], русская актриса, певица (сопрано). Крепостная графа Н. П. Шереметева, Ж. семи лет была взята в барский… … Большая советская энциклопедия
ЖЕМЧУГОВА Прасковья Ивановна — ЖЕМЧУГОВА (наст. фам. Ковалева) Прасковья Ивановна (1768 1803) российская актриса, певица (сопрано). До 1798 крепостная. С 1779 выступала в театре Шереметевых. С 1801 жена графа Н. П. Шереметьева … Большой Энциклопедический словарь
Жемчугова, Прасковья Ивановна — ЖЕМЧУГОВА (настоящая фамилия Ковалева) Прасковья Ивановна (1768 1803), крепостная актриса, певица (сопрано). С 1779 выступала в театре Шереметевых; с 1801 жена графа Н.П. Шереметева. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Жемчугова, Прасковья Ивановна — (сцен. псевд.; наст. фам. Ковалева; по мужу графиня Шереметева) [20(31).7.1768, д. Березино, ныне Ярослав. обл. 23.2(7.3).1803, Петербург] арт. оперы (лирико драм. сопрано) и драмы. Род. в семье крепостного кузнеца, в семилетнем возрасте была… … Большая биографическая энциклопедия
Жемчугова Прасковья Ивановна — Параша Жемчугова Имя при рождении: Прасковья Ивановна Ковалёва Дата рождения: 31 июля 1768 Место рождения … Википедия
Жемчугова Прасковья Ивановна — (настоящая фамилия Ковалёва) (1768, деревня Березина Ярославской губернии 1803, Петербург), актриса и певица домашнего крепостного театра графов П.Б. и Н.П. Шереметевых. Родилась в семье дворового кузнеца, с 7 лет жила и воспитывалась в… … Москва (энциклопедия)
Жемчугова Прасковья Ивановна — настоящая фамилия Ковалёва (1768 1803), русская актриса, певица (сопрано). До 1798 крепостная. С 1779 выступала в театре Шереметевых. С 1801 жена графа Н. П. Шереметева … Энциклопедический словарь
Жемчугова Прасковья Ивановна — (наст. фам. Ковалева; 1768–1803) – рус. актриса, певица. Крепостная певица, Ж. только в 1798 получила вольную. В 1801 стала законной женой графа Н.П. Шереметева. В обширном репертуаре Ж. выделились партии трагедийного жанра. Участв. в исполнении… … Энциклопедический словарь псевдонимов
КОВАЛЕВА (Жемчугова) Прасковья Ивановна — (1768 1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким … Русская история
КОВАЛЕВА <(Жемчугова) >Прасковья Ивановна — (1768 1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким … Русская история
Верность любви. Почему граф Шереметьев женился на своей крепостной
Любовь – одна, настоящая, и на всю жизнь — разве не этого хотят все люди? И когда встречаешь такое чувство, никакие силы на свете не заставят от него отказаться. Граф Николай Шереметьев отказываться от своей настоящей любви к своей крепостной девушке не стал, да и не хотел. И это была настоящая история Золушки, которая встретила своего Принца, вышла за него замуж и жила счастливо – но, к сожалению, недолго.
Паша Ковалева
Прасковья Ковалева, дочь горбатого кузнеца, первого на деревне пьяницы, была взята в графский дом в восемь лет. Она чудесно пела, а у Шереметьевых доживала свой век княгиня Марфа Долгорукая, которая уважала хорошее пение.
Княгиня полюбила сообразительную глазастенькую девочку и занялась ее образованием. В 12 лет Прасковья прекрасно болтала на итальянском и французском, играла на клавесине и арфе, а ее манерам могла позавидовать любая благородная барышня. Одни завидовали Прасковье, другие ее жалели: сколько уже было таких историй, умирает благодетельница, а живую игрушку – на скотный двор, да замуж за крепостного мужика, а уж он из нее быстро барскую дурь выбьет.
Так бы, скорее всего, и было, но тут в родное имение из долгого путешествия по Европе вернулся молодой граф Николай Шереметьев. Как и Прасковья, он любил книги, любил музыку и вообще искусство; есть даже свидетельства о том, что в Европе он встречался с Моцартом и даже помогал ему в какой-то затруднительной ситуации. Граф решил реформировать домашний театр своего отца, где играли крепостные крестьяне, и вывести его на мировой уровень.
Он быстро понял, что Прасковья может стать настоящей звездой. Ее голос звенел в его душе серебряным колокольчиком – даже в Европе он такого не слышал. Прасковье дали звучный псевдоним – Жемчугова.
Женюсь только на ней!
Он сам не заметил, как без памяти полюбил юную актрису. Когда девочке было 16 лет, он написал в одном своем письме:
Это был настоящий бунт против общественной морали. В ХVIII веке жениться на крепостной, и кому – одному из самых завидных женихов России, богатому, знатному, образованному! И к тому же его театр в имении Кусково и правда стал греметь на весь мир.
Граф сам подбирал репертуар, лично курировал репетиции. Вся знать от императора до митрополита рвалась посмотреть эти спектакли. А Параша была в этом театре примой, несравненной, единственной. Граф называл ее Пташкой за ее прекрасный голос, но кроме прекрасного сопрано девушка обладала неподдельным талантом драматической актрисы. Самые тонкие ценители театра приходили в восторг от ее игры.
В Петербурге
Когда старый граф умер, Николай построил для своей любимой прекрасный дом в парке и они стали жить в нем вместе. Счастье, пусть и не одобряемое обществом – но оно у них было. Но вскоре граф получил титул обергофмаршала императорского двора, он вместе с Прасковьей переехал в столицу, и тихая жизнь закончилась. Изменилось все. В Кускове Прасковья была королевой и звездой, в Петербурге она была никем.
Кому-то было смешно, что такой завидный жених – 37 лет, богат, красив, умен – влюблен в свою служанку и верен ей, но в основном все бесились от этого. Особенно злились родственники графа – такой позор!
Шереметьев не замечал всех этих разговоров и презрительных взглядов. Ему было не до того. Прасковья тяжело перенесла переезд, она не могла жить в мокром петербургском климате, болела. Наследственный туберкулез обострился, девушка все время кашляла, и главное, она потеряла свой волшебный голос. Она уже не была крепостной, граф давно дал ей вольную, но – кем она была? Содержанкой? Прасковью это мучило, графа тоже. К счастью, Александру Первому очень нравился граф, и он сделал ему невероятный по тем временам подарок: разрешил жениться на Прасковье Жемчуговой.
И потом граф особо не распространялся о том, что женат – Прасковью в обществе все равно не приняли бы, и он не хотел для нее такого испытания. Даже родственники ничего не знали. Племянники считали себя наследниками графа и мысленно примеривались к его богатству. Когда через два года после венчания у Шереметьевых родился сын и прямой наследник, скрывать правду стало уже нельзя. Анна Шереметьева писала в мемуарах:
Сохраняет все
Больная Прасковья не перенесла родов, и на двадцатый день после рождения сына умерла. Граф пережил ее на шесть лет, и остаток жизни он провел так, как хотела его жена: помогал бедным, занимался воспитанием сына, создал благотворительный фонд, который выдавал приданное бедным невестам.
Император признал сына Прасковьи законным наследником Дмитрия. Мальчик получил все состояние, титул и герб с девизом: «Бог сохраняет всё».
Памятью же и признанием народным стало сохранение песни, авторство которой традиционно приписывают бывшей крепостной: «Вечор поздно из лесочку, я коров домой гнала. » В ней лирическая героиня описывает встречу с будущим мужем, который говорит ей, что не для того она рождена, чтобы в крестьянках ходить. И еще целое столетие не было русского уголка, где бы песня не была популярна и любима.