рублев актеры и роли
Содержание фильма «Андрей Рублев». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Пролог. Монах Эфим готовится к полету на воздушном шаре, несмотря на протест толпы, он совершает это, но, не справившись с управлением, разбивается насмерть.
Проходят годы: Дурочка становится седьмой, русской невестой одного из татар. Данила, по слухам, ушел на север, а Кирилл решает вернуться в Андроников монастырь. После стычки со скоморохом, он признается Андрею, что всегда завидовал его таланту и просит его, чтоб он снова начал творить, но, несмотря на мольбы и уговоры, Рублев не нарушает свой обет.
После Бориска в слезах признается, что отец так и не передал ему секрет, Рублев, ставший свидетелем испытания колокола, нарушает обет молчания и успокаивает юношу: «Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать. Пойдем в Троицу, пойдем вместе».
Заявку на фильм Тарковский подал в 1961 году, то есть до «Иванова детства». Договор был заключен в 1962 году. 18 декабря 1963 года был принят литературный сценарий, а 24 апреля 1964 года он был запущен в режиссерскую разработку. На главную роль предварительно был утвержден Станислав Любшин, однако потом Тарковский сделал выбор в пользу Анатолия Солоницына.
В публикациях разных лет сообщалось о случаях жестокого обращения с животными на съемках. Например, Алиса Аксенова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника, на территории которого работала съемочная группа фильма, утверждала, что на съемках одной из вырезанных сцен была заживо сожжена корова, в другой сцене татарский воин, эпизодическую роль которого играл рабочий Владимирского мясокомбината, рассек на скаку шею лошади. В окончательный вариант фильма вошла сцена, в которой лошадь срывается со стены и падает, ломая при этом ноги.
кадры из фильма «Андрей Рублев»
Другое название: Страсти по Андрею;
Режиссер: Андрей Тарковский;
Сценаристы: Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский;
Оператор: Вадим Юсов;
Композитор: Вячеслав Овчинников;
Художники: Евгений Черняев, Ипполит Новодережкин, Сергей Воронков;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1966-1969;
Премьера: 20 декабря 1971, июнь 1988 (авторский вариант);
Cерий: 2
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Вера!
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных музыкальных фильмов
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Здравствуйте, я ваша тётя!»?
Ко дню учителя: лучшие песни из фильмов про школу!
Журнал
Интересные факты о фильме «Андрей Рублёв»
Какое отношение к фильму имел Василий Ливанов, какие сцены вырезал режиссёр и почему фильм во Франции увидели раньше, чем в СССР.
Идея снять фильм о знаменитом русском иконописце принадлежала актёру Василию Ливанову, который мечтал сыграть роль Рублёва. Мыслями на эту тему он поделился с Андроном Кончаловским, который, в свою очередь, пересказал их Андрею Тарковскому. Режиссёр загорелся и вместе с Кончаловским они пошли в библиотеку за историческими материалами. На их изучение ушло примерно полгода — сценаристы читали про древнерусский быт, ремёсла, государственную политику и судьбы людей. О самом Рублёве информации было мало, поэтому его образ почти полностью был художественным вымыслом.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Василий Ливанов заветную роль так и не получил. Режиссёр хотел снимать Иннокентия Смоктуновского, но тот предпочёл Гамлета. Потом Тарковский думал о Станиславе Любшине, но увидел малоизвестного театрального актёра Анатолия Солоницына и сразу же утвердил на роль. Друзья Тарковского осуждали — раз обещал Ливанову, воспользовался его идеей, так снимай его! — но режиссёр никого не хотел слушать.
Когда против Солоницына высказался худсовет — Тарковский собрал все фотопробы и поехал к специалистам по древнерусскому искусству. Те тоже выбрали Солоницына. Эта ситуация так обидела Ливанова, что они с Тарковским подрались в ресторане ЦДЛ, и от прежней дружбы не осталось и следа.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Роль ученика Андрея Рублёва режиссёр предложил Николаю Бурляеву, которого снимал в своём предыдущем фильме. Бурляев попросил другую роль — колокольного мастера, на которого уже утвердили поэта Сергея Чудакова. Актёр уговаривал Тарковского омолодить героя, ведь его возраст даже в сценарии не указан, но тот не сдавался. Тогда он подговорил оператора и консультанта-искусствоведа одобрить его кандидатуру и попросил кинопробы. На пробах все в один голос говорили о совпадении образа и актёрского таланта, и Бурляева утвердили.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Ключарь Патрикей, которого сыграл Юрий Никулин, был реальным историческим персонажем. Во время нашествия татар он спрятал церковные ценности и даже под пытками не выдал места нахождения сокровищ. Роль для Никулина была тяжелой как морально, так и физически. Когда снимали сцену как татарин обжигал Патрикею лицо — к лицу Никулина аккуратно подносили факел, и следили, чтобы не обжечь актёра на самом деле. Все были так сосредоточены на пламени, что не замечали, что на босые ноги Никулина с факела капает горячая солярка… Тарковский закончил съёмку, подошёл к актёру: «Вы молодец! Вы так натурально кричали, а в глазах была такая настоящая боль. Просто молодец!». Никулин сказал слова, которых не было в сценарии, и показал на ноги в пузырях от ожогов.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Досталось и Николаю Бурляеву. Сцену, где его герой ищет глину, снимали в конце октября, а Бурляеву предстояло бродить под проливным дождём из брандспойтов и съезжать по мокрой земле с горы. Режиссёру потребовалось шесть дублей, только после которых окоченевшего актёра отправили греться в избу… От Анатолия Солоницына, стремящийся к правде режиссёр потребовал на протяжении трёх месяцев ни с кем не разговаривать — по сюжету монах Андрей Рублёв дает обет молчания. Актёр всё это время разговаривал только жестами и потом вспоминал, что с трудом разрабатывал голосовые связки.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Роль дурочки, из-за которой Андрей Рублёв совершает убийство и даёт обет молчания, режиссёр предложил Алле Демидовой. Актрисе роль показалась неприличной, и она отказалась, о чём через несколько лет пожалела. Тогда эту роль сыграла первая жена Тарковского — актриса и режиссёр Ирма Рауш. Роль матери Иисуса сыграла директор картины Тамара Огородникова, которая появилась в эпизодах ещё двух фильмов Тарковского — «Солярис» и «Зеркало»…
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Фильм снимали среди настоящих памятников архитектуры Владимира, Суздаля, Нерли, Пскова, Изборска… Некоторые сцены были сняты на территории Андроникова монастыря в Москве, где жил последние годы Андрей Рублёв. Для съёмок сцены нашествия татар под Изборском отдельно построили вход в храм, а эпизод с летящими гусями снимали у стен Печорского монастыря — чтобы подчеркнуть сумятицу происходящего Андрей Тарковский бросал в кадр ничего не понимающих гусей, которые неловко разлетались в разные стороны.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
С животными было несколько жёстких эпизодов, за которые Тарковский потом долго оправдывался. В одном из кадров горела живая корова, а в другом — с лестницы падала лошадь… Фрагмент съёмочного процесса показали в новостном киножурнале, и на киностудию стали мешками приходить письма с требованиями остановить съёмки, вырезать кадры и не шокировать зрителей. Тарковский написал открытое письмо, в котором рассказал, что на корове горела асбестовая попона, а лошадь была взята на живодерне и в любом случае бы погибла. Позже режиссёр вырезал эти сцены из версии для показа, но в черновой копии они сохранились.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Ролан Быков, который играл Скомороха, рассказывал, как снимали сцену в сарае с его участием. Быков полностью сочинил своего персонажа, сидел в архивах, сам себе поставил скомороший танец, много репетировал и всегда был готов к съёмкам. В сарае все сидели уже долго, а Тарковский на площадке не появлялся, и в чём дело никто не знал… Потом оказалось, что режиссёру не понравился кусочек поля, который виднелся из окна сарая, и он искал технику, чтобы поле красиво перепахали. Только после этого прозвучала команда «мотор!».
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Тарковскому ни один фильм не давался просто. На «Мосфильме» отказались выделять статистов, летние ночи пришлось снимать поздней осенью, произошла внеплановая замена художников, а декорации постоянно ломались.
В конце концов из-за погоды пришлось прервать натурные съёмки и вернуться в павильоны. К тому времени было понятно, что «Андрей Рублёв» выходит за финансовые и временные рамки, а Тарковский ещё планировал снять масштабную Куликовскую битву. Режиссёр пошёл на киностудию с просьбой о выделении денег и продлении сроков производства, но ему сказали, чтобы сокращал материал и выдали минимальную сумму…
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
В августе 1966 года Андрей Тарковский предоставил фильм «Страсти по Андрею» длиной 3 часа 15 минут. Его показали в Доме кино, редакции газеты «Правда» и Центральном комитете КПСС и почти сразу же запретили. В первых двух залах мнения были противоречивые, а в третьем однозначные — партийное руководство считало, что фильм показывает русский народ как дикарей и является антинародным. Картину вернули на доработку, но Тарковский отказался вносить очередные правки и просто перестал ходить на заседания худсовета по поводу своего фильма.
«Андрей Рублёв», к/с «Мосфильм», 1966, реж. А. Тарковский
Так и не выйдя на советские экраны, фильм попал за границу — его выкупил французский бизнесмен русского происхождения и повёз на Каннский кинофестиваль. Госкино пыталось отозвать картину, но бизнесмен на контакт не пошёл. На фестивале фильм показали вне конкурса, и он произвёл неизгладимое впечатление — ему давали наивысшую оценку мастера французского кино и даже министр культуры Франции не остался равнодушным… В СССР фильм разрешили к показу только в 1971 году — он назывался «Андрей Рублёв» и был на полчаса короче. Позже «Андрей Рублёв» вошёл в список 100 лучших фильмов мирового кинематографа.
Андрей Рублёв
« | Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. Что русские. Одна кровь — одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебренников. А на мужика всё новые беды сыпятся: то татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он всё работает и работает. Несёт свой крест смиренно. Не отчаиваясь, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их? | » |
— Андрей Рублёв о Боге и трудности жизни. |
Андрей Рублёв | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | СССР |
Киностудия |
|
Режиссёр | Андрей Тарковский |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1966 г. |
Продолжительность | 175 минут, 205 минут (полная версия) |
В главных ролях: | |
Анатолий Солоницын | Андрей Рублёв |
Николай Бурляев | Бориска |
Иван Лапиков | Кирилл |
Николай Гринько | Даниил Чёрный |
Ирма Рауш | Дурочка |
Николай Сергеев | Феофан Грек |
Юрий Назаров | Великий князь/Малый князь |
Михаил Кононов | Фома |
Нелли Снегина | Марфа |
Ролан Быков | Скоморох |
Юрий Никулин | Патрикей |
Болот Бейшеналиев | Татарский хан |
«Андрей Рублёв» (aka «Страсти по Андрею») — чёрно-белая историческая драма и второй полнометражный фильм Андрея Тарковского, своего рода magnum opus режиссёра (недаром он на него ссылался в «Солярисе» и «Зеркале»). Хоть фильм и основан на биографии иконописца Андрея Рублёва (и частично других гуру иконописи — Феофана Грека и Даниила Чёрного), назвать его байопиком в прямом смысле слова нельзя. О реальном Рублёве известно, довольно мало, и образ на экране больше предоставляет художественный вымысел, а во второй же серии фильма он вообще второстепенный персонаж. Это великое и масштабное полотно — портрет средневековой Руси начала XV века без прикрас и со всеми вытекающими: княжеские междоусобицы, набеги, чума, разорение, жестокость дружинников, подпольное язычество и т. д. (и это ещё до «Игры престолов»!)
Фильм с непростой судьбой: из него вырезали полчаса материала, но всё ровно «положили на полку». Хоть ТИПАЯТАРКОВСКИЙ ещё тут слабо прослеживается, но картина стала началом эпопеи непонимания и противоборства Тарковского с чиновниками из Госкино (ну и заодно со зрителями любящими мейнстрим). Хоть в дальнейшем Тарковскому и давали большие бюджеты, но фильмы выходили только в ограниченном прокате. За рубежом называли гением, а на Родине — халтурщиком. И снять свой следующий фильм Тарковский смог только через 5 лет, им стал «Солярис» (1972), снятый по одноименному роману Станислава Лема — для кого-то вопиющий неканон, а для кого-то один из лучших фантастических фильмов и НАШОТВЕТ буржуазной «Космической одиссеи 2001 года».
Содержание
Сюжет в общих чертах [ править ]
Фильм состоит из восьми новелл и разделен следующим образом:
После того, как трое художников — Андрей Рублёв, Даниил Чёрный и Кирилл уходят из Троице-Сергиевской лавры на поиски работы в других городах, начинается череда их злоключений и проблем: споры и разногласия со своими коллегами, творческий кризис, зависть друг другу, стычка с язычниками, набег татар и т.д.
Основные персонажи [ править ]
Разница между версиями [ править ]
Так как суровый цензурный аппарат советского Госкино любил докапываться до любой мелочи, режиссёрская версия «Рублёва» отличается не только названием («Страсти Христовы по Андрею»), вырезанными и сокращёнными на несколько секунд сценами, но и иными монтажом, дубляжом и даже вступительными титрами (некоторые имена исковерканы, вместо Андрея Михалкова-Кончаловского — Андрон Кончаловский просто). Измененный порядок сцен меняет контекст, ну и переозвученные фразы, конечно, пример: в сокращённой версии звучит «И баб не трясем», а в расширенной, чуть ли не кажется — «И баб не е. ». Ну и монолог Рублёва о Христе слегка отличается.
Сокращённая версия фильма идет 2 ч. 55 мин. режиссёрская версия — 3 ч. 17 мин.