рсв при закрытии ип в 2021 году код периода пример
Рсв при закрытии ип в 2021 году код периода пример
Дата публикации 01.06.2021
При прекращении деятельности ИП в мае 2021 года в расчете 6-НДФЛ хотели указать на титульном листе код отчетного периода 52 «Полугодие при реорганизации (ликвидации) организации». Но в программе это поле недоступно. Как заполнить поле «Отчетный период (код)» на титульном листе расчета при прекращении деятельности ИП?
В поле «Отчетный период (код)» на титульном листе расчета 6-НДФЛ при прекращении деятельности ИП указывается значение «34 (год)».
В Приложении № 1 к приказу ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@ приведены ликвидационные коды для организаций – 51; 52; 53; 90:
21 | 1-й квартал |
31 | полугодие |
33 | девять месяцев |
34 | год |
51 | 1-й квартал при реорганизации (ликвидации) организации |
52 | полугодие при реорганизации (ликвидации) организации |
53 | девять месяцев при реорганизации (ликвидации) организации |
90 | год при реорганизации (ликвидации) организации |
Для ИП специальных кодов при прекращении деятельности не предусмотрено.
Организация – это юридическое лицо. Понятие и условия ликвидации юридических лиц приведены в ст. 61 ГК РФ. Организация в результате ликвидации перестает существовать. Применять термин «ликвидация» для ИП некорректно, поскольку индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, его нельзя ликвидировать.
Для ИП есть специальный термин – прекращение деятельности. Нормы о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП приведены в статье 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Каких-либо отдельных разъяснений со стороны ФНС России по поводу указания на титульном листе расчета 6-НДФЛ кода отчетного периода при прекращении деятельности в качестве ИП не было.
Таким образом, применяется общая норма, в силу которой при заполнении показателя «Отчетный период (код)» в расчете 6-НДФЛ при прекращении деятельности ИП следует указывать значение «34 (год)».
Новый РСВ в 2021 году
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!
Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе
Расскажем, как корректно составить новый отчет по РСВ и заполнить его без ошибок.
Кто сдает РСВ
Для начала определимся, кто обязан сдавать расчет. Его должны представить все юрлица и предприниматели с сотрудниками. Подразделения сдают форму, если они сами начисляют зарплату и перечисляют взносы. Соответственно, расчет требуется от всех страхователей, у которых работают застрахованные лица. Основные группы застрахованных лиц:
Даже если деятельность на предприятии в течение отчетного периода не велась, расчет все равно представляется в ИФНС. Если выплаты физлицам не производились, движений по счетам не было, то в ИФНС отправляется нулевой отчет.
Если численность физлиц, которые получали выплаты и иные вознаграждения в отчетном периоде, более 10 человек (обратите внимание, численность учитывается за весь отчетный период, а не по фактическому наличию сотрудников на момент подготовки и сдачи отчета), то, согласно п. 10 ст. 431 НК РФ, такая организация должна представить расчет в электронном виде и отправить его по интернету. Работодатели с количеством персонала 10 человек или меньше могут представить отчет на бумаге.
РСВ за 2020 год
Начиная с отчета за 2020 год форма расчета изменится. Обновление действующей формы утверждено приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751. В новом бланке на титульном листе появился показатель «Среднесписочная численность», а старый ежегодный отчет о среднесписочной численности отменили.
Также дополнили и обновили коды тарифов и категорий застрахованных лиц. В приложения добавили коды, которые уже применялись с первого полугодия 2020 года субъектами МСП и пострадавшим бизнесом.
Добавились и коды для IT-сферы — разработчиков электроники и электронных продуктов. Также для них ввели специальное приложение № 5.1 к разделу 1, но оно начинает действовать с расчета за первый квартал. В отчете за 2020 год надо последний раз заполнить приложение № 5 к разделу 1.
Расчет за 2020 год заполните по итогам всего года — с 1 января по 30 декабря. Налоговая будет ждать его до 1 февраля 2021 года.
Имейте в виду, что день сдачи отчета определяется по-разному:
Бланк заполнения утвержден приказом ФНС от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. Порядок заполнения отчета стандартный. Укажите на титульном листе верный код отчетного периода — «34» за год и «90» — при реорганизации или ликвидации. В поле «Календарный год» укажите год, за период которого представляете расчет — 2020.
РСВ за 1 квартал 2021 года
Расчет по страховым взносам сдается ежеквартально и включает информацию, представленную нарастающим итогом. То есть РСВ за первый квартал включает все данные с 1 января по 31 марта. Срок сдачи отчета в 2021-м году — до 30 апреля.
Порядок заполнения отчета за 1 квартал стандартный. Не забудьте указать на титульном листе верный код отчетного периода — «21» за 1 квартал и «51» — за 1 квартал при реорганизации или ликвидации. В случае снятия с учета ИП (главы КФХ) — код «83».
РСВ за 2 квартал 2021 года
Расчет по страховым взносам за второй квартал включает данные с 1 января по 30 июня 2021 года. Сдать расчёт нужно до 2 августа 2021 года.
РСВ за 2 квартал нужно сдать по форме, утвержденной ФНС от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@. На титульном листе не забудьте указать верный код отчетного периода — «31» для полугодия. При реорганизации или ликвидации — код «52». При снятии с учета ИП (главы КФХ) — «84».
РСВ за 3 квартал 2021 года
В РСВ за 3 квартал включаются данные за 9 месяцев 2020 года — с 1 января по 30 сентября. Сдать отчет нужно до 1 ноября.
Пока приказ с обновлением формы не вступил силу, готовимся заполнять расчет за 3 квартал 2020 года в соответствии с приказом ФНС от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.
Код отчетного периода для 3 квартала или 9 месяцев 2020 года — «33». При реорганизации или ликвидации — код «53». При снятии с учета ИП (главы КФХ) — «85».
Заполнение формы РСВ
Первый шаг. Оформляем титульный лист
В графе «период» укажите код периода. Код можно взять в Приложении №3 к Порядку заполнения РСВ.
Код ИФНС указывается в графе «Представляется в налоговый орган (код)». В этом поле следует указать код своего подразделения. Уточнить код можно через официальный сервис на сайте nalog.ru.
В поле «Код места представления» укажите цифры, которые указывают на то, кто и в какую налоговую предоставляет отчет. ИФНС ранее утвердила коды, с которыми можно ознакомиться в Приложении №4 к Порядку, утв. Приказом ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@.
В подразделе «Название» необходимо указать название организации — так, как оно указано в учредительных документах. Сокращения не допускаются. Индивидуальным предпринимателям нужно указать полные ФИО. Слова разделяются между собой одной свободной ячейкой.
В новом поле «Среднесписочная численность» указывайте среднесписочную численность за отчетный и расчетные периоды. Рассчитывать показатель нужно по правилам из указаний по заполнению формы № П-4, утвержденных приказом Росстата от 27.11.2019 № 711.
В графе «Код вида экономической деятельности» укажите код основного вида деятельности из ОКВЭД2. Проверьте данные! В конце титульного листа ставится дата и подпись уполномоченного лица.
Второй шаг. Вносим данные по сотрудникам
Чтобы избежать ошибок при заполнении и корректно внести все сведения, рекомендуем при заполнении бланка сначала сформировать расчет по каждому получателю выплат, который застрахован в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, следующим шагом будет заполнение данных персонифицированного учета по каждому сотруднику в разделе 3.
В подразделе 3.1 записываем данные о получателе выплат и вознаграждений: ИНН, ФИО, СНИЛС, дату рождения, данные паспорта.
В подразделе 3.2.1 не отражайте выплаты, которые облагаются взносами по доптарифу. В графе 130 заглавными буквами укажите код категории застрахованного лица из приложения 7 к порядку заполнения. С отчета за 2020 год появились новые коды:
В графах 140 укажите сумму выплат за каждый месяц из последних трех месяцев периода, в графе 150 — базу для расчета пенсионных взносов в пределах лимита, в графе 160 — выплаты по договорам ГПХ, а в графе 70 — общую сумму страховых взносов.
В подразделе 3.2.2 укажите выплаты, по которым пенсионные взносы начислялись по дополнительным тарифам.
Третий шаг. Заполняем приложения к разделу 1
Кому и как заполнить приложения к разделу 1
РСВ для пониженных тарифов по страховым взносам
Начиная с 1 апреля 2020 года, каждый месяц смотрите, превышают ли выплаты работнику федеральный МРОТ, установленный на начало расчетного периода. Если он превышен, то на сумму сверх МРОТ взносы начисляются по пониженным тарифам: 10% на ОПС, 0% на ВНиМ, 5% на ОМС. Эти тарифы действуют на сумму выплат и до предельной величины, и сверх нее.
Разберёмся, как считать взносы по новым правилам, на примере взносов за июнь:
В РСВ отразите, что применяете пониженный тариф. Для этого в приложениях 1 и 2 к первому разделу используйте код тарифа «20», а в разделе 3 используйте специальные коды категории застрахованных лиц: МС, ВЖМС, ВПМС (письмо ФНС от 07.04.2020 № БС-4-11/5850@).
Но учитывайте, что если в расчёте есть приложение с кодом «20», то обязательно должно быть и приложение с кодом «01». А также если в разделе 3 физического лица есть подраздел 3.2.1 с кодом «МС», то обязательно должен присутствовать подраздел 3.2.1 с кодом «НР». В подразделе «НР» находятся выплаты в пределах МРОТ, а с кодом «МС» — выплаты сверх МРОТ. Аналогично с кодами 01 и 20.
РСВ для нулевых тарифов по страховым взносам
Даже при том условии, что взносы платить не придется, расчет сдать все же нужно. О применении нулевого тарифа работодатели смогут заявить через сдачу полугодового РСВ с нулевыми начислениями за II квартал. Если вы уже сдали расчёт и указали в нём суммы за апрель-июнь, заполните новый экземпляр по инструкции и сдайте как уточнёнку (информация ФНС России от 10.07.2020).
Отличия в заполнении появляются в приложениях 1 и 2 к разделу 1 и разделе 3.
В первом разделе оба приложения заполните в двух экземплярах — для стандартного и нулевого тарифа. В экземпляре со стандартным кодом «01» укажите данные по выплатам и взносам за первый квартал. В графах 2, 3 и 4 проставьте нули, данные из них будут в отдельном экземпляре.
Для тарифа 0% укажите код тарифа плательщика «21». Покажите в экземплярах приложений с этим кодом только начисления за II квартал — в общей сумме и по месяцам. В строке 060 Заполните все 4 поля нулями, так как за второй квартал взносы начислены по тарифу 0 %.
Раздел 3 заполняйте в общем порядке — он будет в единственном экземпляре. Единственное изменение — коды категории застрахованного лица: КВ, ВПКВ и ВЖКВ. В строках, где вы обычно указываете взносы, поставьте нули.
Корректировка расчета
Сделайте корректировку РСВ если:
То, что расчет является корректирующим, нужно указать в поле “Номер корректировки” титульного листа. Так, при сдаче первичного отчета в этом поле указывается значение “0—”, а при подаче корректировки значение указывается цифрами “1—”, “2—” и так далее по порядку.
Если корректирующий отчет подан в течение 30 дней после отчетного периода, то есть в стандартные сроки для сдачи этого отчета, датой сдачи отчета считается дата подачи корректировки. Если же налоговой инспекцией обнаружены ошибки, то на пересдачу отчета у вас есть 5 рабочих дней после получения извещения по электронной почте или 10 рабочих дней, начиная с даты отправки бумажного уведомления. Отчет считается сданным, если все изменения и корректировка выполнены в указанный срок.
Ответственность за несвоевременно сданный отчет
При нарушении сроков сдачи расчета налоговая инспекция может оштрафовать юрлицо или ИП на 5% от суммы взносов, подлежащих перечислению. Проценты начисляются за каждый месяц просрочки, включая день подачи расчета. При этом итоговая сумма штрафа будет не меньше 1000 рублей, но и не больше 30% суммы. Штраф уплачивается пропорционально каждому виду взносов на отдельные КБК. Например, если компания платит пенсионные взносы по ставке 22%, а штраф составил 1000 рублей, в пенсионный фонд нужно заплатить 733,33 рубля (22%/30% × 1000 рублей). Остальная сумма перераспределится между ФСС и ФОМС.
Если взносы посчитаны верно, но неправильно указаны персональные данные, штрафа не избежать. Если же налоговая инспекция обнаружит расхождения в суммах, то при начислении меньшей суммы штраф будет исчисляться с разницы между уже уплаченными взносами и недоимкой. С этой разницы и взимаются 5%, которые идут на уплату штрафа.
Сдавайте РСВ с помощью бухгалтерского онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия. Все формы в сервисе актуальны, отчет формируется автоматически на основе данных по зарплате и проходит форматно-логическую проверку перед отправкой в налоговую. Избавьтесь от рутины, легко ведите учет, начисляйте зарплату и отправляйте отчетность с помощью Контур.Бухгалтерии. Первый 5 дней работы в сервисе — бесплатно для всех новых пользователей.
Сдача отчетности при закрытии ИП
Закрытие ИП может быть выполнено по многим причинам. Ликвидация компании проводится по желанию самого предпринимателя, в соответствии с вынесенным судебной инстанцией решением или в процессе признания ИП банкротом. Сдача отчетности при закрытии ИП — обязательный этап. Важно соблюсти все нюансы, чтобы избежать проблем в дальнейшем. Многие также принимают решение о прекращении деятельности в качестве ИП, чтобы перейти в статус самозанятого.
Как подготовиться к закрытию ИП
Наличие заявления о закрытии ИП по форме Р26001 является обязательным условием, чтобы прекратить деятельность. Лишь после этого получится обзавестись уведомлением о снятии с учета индивидуального предпринимателя. По окончании описанной процедуры разрешается закрыть ИП и сняться с учета ИФНС.
Перед тем как переходить к заполнению документа, надлежит внести пошлину за закрытие ИП в сумме 160 рублей (по состоянию на 2021 год). При наличии в штате работников нужно позаботиться об их уведомлении о факте прекращения деятельности компании минимум за 2 месяца. Сделать это рекомендовано в письменном формате. В противном случае действие расценивается как нарушение трудового законодательства.
Подача заявления в налоговый орган осуществляется в бумажном или цифровом виде. Во втором случае требуется наличие собственной ЭЦП. Заявление рассматривается на протяжении 5 рабочих дней с даты подачи. Понадобится обязательно сдать налоговую декларацию, даже если показатели в ней нулевые.
До 2013 года требовалось также приложить справку из Пенсионного фонда о том, что ИП не имеет долгов перед ПФР. Однако теперь это не является обязательным к выполнению требованием. Налоговая инспекция самостоятельно отправляет запрос в ПФР.
Сдача отчетности существенно упрощается благодаря веб-сервису Астрал Отчет 5.0.
Как действует налоговая при закрытии ИП
Налоговая инспекция 5 суток отводит на проверку документации, после чего добавляет в ЕГРИП запись о том, что деятельность компании прекращается. ИП получает соответствующее свидетельство вместе с выпиской из ЕГРИП. При отсутствии в штате сотрудников налоговый орган сдает данные в ПФР о снятии ИП с регистрационного учета. У фонда есть 5 суток на то, чтобы снять компанию с учета.
Сдача отчетности при закрытии ИП
Закрытие ИП сопряжено со сдачей отчетности в различные инстанции. В налоговую инспекцию требуется сдать:
Важно ответственно отнестись к вопросу соблюдения сроков.
Декларацию по УСН требуется подать до 25-го числа того месяца, который идет в ЕГРИП записи о ликвидации ИП.
Декларацию по ОСНО нужно успеть подать в следующие после внесения сроки: по НДФЛ — в течение 5 суток с момента прекращения деятельности, отчет по НДС — в стандартном порядке, то есть до наступления 25-го числа следующего месяца.
С патентной системой все проще: отчетность сдавать попросту не нужно.
А вот декларацию по ЕСХН надлежит успеть подать до 25-го числа месяца, наступившего после даты внесения в ЕГРИП записи о ликвидации индивидуального предпринимателя.
Нужно помнить и о сдаче отчетов в ПФР и ФСС. В указанные фонды требуется подать такую отчетность:
Закрытие ИП становится возможным лишь после отправки ряда бумаг. Нужно сдавать индивидуальные сведения по каждому сотруднику в соответствии с формой АДВ-1, не забыв добавить СНИЛС. Также в перечень обязательных для сдачи документов входят СЗВ-М, СЗВ-ТД, ДСВ-3, СЗВ-СТАЖ.
Закрытие ИП без сотрудников
Сдача отчетности при закрытии ИП становится существенно проще, если в штате не имеется сотрудников. В таком случае можно обойтись подачей заявления по форме Р26001 и уплатой государственной пошлины в размере 160 рублей. Однако второе условие необязательно к выполнению при отправке документации в цифровом формате. Это касается также МФЦ и нотариуса. Желательно представить бумагу, свидетельствующую о подаче сведений в ПФР.
При этом отправить заявление разрешается до погашения задолженностей по индивидуальному предпринимательству. Получив официальное уведомление о прекращении деятельности, понадобится позаботиться о погашении долгов за 15 суток.
Бланк заявления по форме Р26001
Закрытие ИП с сотрудниками
Если ИП работал с наемными сотрудниками в штате, процедура закрытия становится несколько сложнее. Требуется действовать по следующей схеме.
Сначала нужно решить вопрос с работниками. Это касается расчетов, а также подачи отчетов и уплаты взносов за каждого из них. По каждому из сотрудников должен быть подготовлен пакет бумаг. Требуется издать приказ о прекращении трудового договора, потом вносится запись в трудовые книжки по аналогии со сделанной в приказе. Следующий шаг — добавление записи в личную карточку работника. Требуется представить ее для ознакомления самому сотруднику с последующей простановкой подписи. В день увольнения каждый работник должен получить комплект документации: СЗВ-СТАЖ, справку 2-НДФЛ, СТД-Р, трудовую книжку. Важно также своевременно начислить сотрудникам заработную плату, компенсацию за неиспользованные отпускные дни.
Потом нужно снять с учета кассовую технику. Дальше решается вопрос с контрагентами и прочие дела.
Что еще нужно сделать при закрытии ИП
Сдача отчетности — далеко не весь список обязательных действий при закрытии ИП. Чтобы завершить процедуру ликвидации, понадобится выполнить следующие действия:
Весь необходимый функционал для работы с отчетами во время прекращения деятельности ИП содержится в 1С-Отчетность. С ее помощью можно выполнить необходимые действия максимально просто и быстро.
Как отразить закрытие ИП в 1С
При работе в программе 1С закрытие ИП может быть отражено следующим образом. Нужно перейти в разделе «Главное» в пункт «Налоги и отчеты», здесь выбрать «Страховые взносы (ИП)». Именно тут понадобится снять отметку с пункта под названием «ПФР и ФФОМС». Также надлежит обозначить дату, следующую за днем публикации в ЕГРИП данных о прекращении деятельности как индивидуальный предприниматель, нажать ОК.
Если ИП планирует сменить статус на самозанятый, нужно в этом же пункте выбрать «Система налогообложения» и поставить отметку напротив пункта «Налог на профессиональный доход». Обязательно ввести дату сдачи в ФНС заявления о постановке на учет как плательщика НПД.
Обязательства после закрытия ИП
Прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает от ответственности перед кредиторами. Статья 24 ГК РФ гласит, что гражданину придется отвечать по обязательствам имеющимся имуществом. Это означает, что все долги будут взыскиваться как с физлица — с помощью судебной инстанции или посредством процедуры банкротства. Второй вариант также избирается в ситуации, когда должник не платит на протяжении 3 месяцев. Однако в этом случае 5 лет будет запрещено вести бизнес, в некоторых случаях закрывается и выезд за рубеж. По итогу судебного разбирательства может быть вынесено решение: мировое соглашение, реструктуризация имеющегося долга либо реализация имущества.
Важно исполнить обязательства и перед ПФР. ИП является работодателем для себя, так что нужно вовремя вносить страховые взносы за время пребывания в статусе индивидуального предпринимателя. Оплатить задолженность перед Пенсионным фондом потребуется и после закрытия ИП.
Основные ошибки при закрытии ИП
Процедура закрытия ИП подразумевает выполнение внушительного перечня действий. Нужно рассчитать сотрудников, сдать отчеты в ФНС и пр. При этом есть риск допустить ошибки. Наиболее распространены следующие:
Решившие прекратить деятельность индивидуальные предприниматели должны правильно действовать. Это касается и корректного расторжения трудовых отношений с сотрудниками. При отсутствии задолженностей, своевременной уплате взносов и налоговых отчислений процедура закрытия ИП занимает в пределах от нескольких суток до календарного месяца.
Как закрыть ИП в 2021 году: пошаговая инструкция
Перед предпринимателями, решившими прекратить свою деятельность, стоит несколько задач. Если у них есть сотрудники, то им нужно правильно расторгнуть трудовые отношения с ними, чтобы избежать судебных тяжб. Кроме того, важно сохранить документацию и разобраться с обязательствами по налогам.
В числе основных причин закрытия ИП не только добровольное решение предпринимателя, решение суда о принудительной ликвидации ИП или признание предпринимателя банкротом. В последнее время ИП все чаще присматриваются к специальному налоговому режиму для самозанятых — налогу на профессиональный доход. Если их доход не превышает 2,4 млн в год, то они решают закрыть ИП и перейти в статус официальных самозанятых.
Типичные ошибки при закрытии ИП
При закрытии ИП важно многое учесть: рассчитать сотрудников, сдать налоговую отчетность, разобраться с кассой и навести порядок в документах. А если у вас есть работники, то процедура усложнится.
Но иногда предприниматели допускают некоторые ошибки.
1. Игнорирование необходимости сдачи налоговой отчетности
Некоторые предприниматели, закрыв ИП до окончания отчетного периода, забывают сдать налоговую отчетность. При ликвидации ИП возникает обязанность уплатить налоги в течение 15 дней.
2. Нарушение требования о снятии с учета контрольно-кассового аппарата
Кассовый аппарат, который использует предприниматель, следует снять с учета до подачи заявления о закрытии ИП.
3. Уничтожение документации
Многие считают, что после закрытия ИП можно избавиться от документации. Но законодательство обязывает всю бухгалтерскую и налоговую документацию хранить в течение четырех лет (п. 8 ст. 23 НК РФ). Это обезопасит вас от возможных недоразумений и поможет разрешить спорные ситуации в случае проверок со стороны контролирующих органов.
Сроки хранения кадровой документации гораздо дольше — это десятки лет. Она включает в себя трудовые договоры, приказы работодателя о приеме, увольнении работников, личные дела, личные карточки работников (в том числе временных), лицевые счета или расчетные ведомости по начислению заработной платы.
Как закрыть ИП без сотрудников
Процедура прекращения деятельности ИП состоит из нескольких этапов, но она значительно сокращается и упрощается, если вы не являетесь работодателем и не используете в работе онлайн-кассу.
ИП без сотрудников нужно представить в налоговую:
Способы отправки документов для закрытия ИП могут быть разными: по почте с объявленной ценностью и описью вложения, через МФЦ, на сайте ФНС или через портал госуслуг.
Этапы закрытия ИП с сотрудниками
Остановимся на пошаговой инструкции для закрытия ИП со всеми необходимыми документами и бланками, которые вам могут понадобиться.
1. Выполните свой долг работодателя — разберитесь с сотрудниками, если они у вас есть
Это значит, что вам нужно рассчитать их, а также сдать отчетность и заплатить за них взносы.
Уведомление службы занятости
Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I, о предстоящем сокращении сотрудников нужно в письменном виде предупредить службу занятости — за две недели (по месту жительства ИП).
Установленной формы такого уведомления нет, поэтому оно составляется в произвольной форме. При этом есть целый перечень обязательных сведений о сокращаемых сотрудниках, которые должны быть в нем указаны:
Можно отталкиваться от такой формы уведомления.
Предупреждение работников о предстоящем увольнении
Важно, чтобы с уведомлением каждый сотрудник был ознакомлен под подпись.
В трудовых договорах с работниками могут быть прописаны не только сроки предупреждения об увольнении, но и основания и размеры выходного пособия и других компенсационных выплат в случае прекращения трудового договора. Если все эти пункты указаны в документе, то вы обязаны их соблюдать.
По словам Кирилла Кузнецова, управляющего партнера юридического агентства «ЭКВИ», если трудовой договор не содержит сведений о сроках предупреждения об увольнении, то ИП не обязан соблюдать двухмесячный срок уведомления работника, как это установлено для работодателей-организаций.
По каждому сотруднику нужно подготовить документы:
По письменному заявлению сотрудника вы обязаны выдать ему заверенные копии документов, связанных с трудовой деятельностью.
Отчитайтесь за сотрудников, заплатите за них взносы
Для этого вам нужно отправить формы документов в налоговую, ФСС и ПФР.
Налоговая инспекция должна получить от вас РСВ и 6-НДФЛ. ФСС — форму 4-ФСС. А ПФР — формы СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.
После сдачи отчетов необходимо в течение 15 дней уплатить за сотрудников страховые взносы, которые вы насчитали в РСВ и 4-ФСС.
Заявление о снятии с учета в качестве работодателя подается в ФСС только после того, как уволен последний работник (бланк заявления можно скачать на сайте ФСС). Срок снятия — в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления.
Важно помнить, что факт снятия страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в ФСС.
2. Не забудьте снять с учета ККТ
Чтобы снять с учета онлайн-кассу при закрытии ИП, нужно подать заявление в ФНС (Приказ ФНС РФ от 29.05.2017 N ММВ-7-20/484@). Это можно сделать лично в налоговой, через интернет — на сайте ФНС, а также в личном кабинете оператора фискальных данных.
Если вы являетесь пользователем Контур.ОФД, ознакомьтесь с подробной инструкцией о том, как снять кассу с учета.
3. Урегулируйте все вопросы с контрагентами
Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ», обращает внимание на то, что перед закрытием ИП, помимо сдачи отчетности, прекращения трудовых отношений с работниками и снятия с учета кассовой техники, обязательно нужно прекратить договорные отношения с контрагентами, выплатить им собственные долги и взыскать с них долги, которые они должны ИП.
Отношения с контрагентами регулируют различные договоры, как обуславливающие деятельность предпринимателя, например, договор аренды, договор обслуживания техники, договор поставки канцелярских принадлежностей, так и договоры, заключенные с контрагентами по непосредственной деятельности предпринимателя.
Эксперт рекомендует все договоры, которые прекращающий свою деятельность ИП не хочет «брать» с собой, расторгнуть перед закрытием предпринимательства.
Необходимо выплатить контрагентам собственные долги и взыскать с них долги, которые должны ИП. Как известно, после закрытия ИП все его долги остаются на физическом лице (бывшем ИП). Когда кредитор готов подождать, не обязательно гасить долг перед закрытием. Но вместе с тем взыскать собственные долги еще в момент работы ИП — это обязательное мероприятие (хотя бы потому, что в этом случае большинство споров будут рассматриваться в арбитражном суде, который гораздо компетентнее в спорах, вытекающих из экономических правоотношений).
4. Уничтожьте печать (при ее наличии)
Законодательство РФ не обязывает ИП иметь печать. Тем не менее ИП никто не запрещает ее иметь.
Только стоит помнить, что после закрытия ИП печать теряет свою юридическую силу, ведь ИП, обозначенный на печати, уже фактически не существует. Поэтому лучше уничтожить печать, чтобы исключить риски ее неправомерного использования третьими лицами.
Важный момент: уничтожение печати оформляется актом, который свидетельствует комиссия. Она может состоять из любых лиц: родственников, знакомых.
5. Подготовьте необходимый пакет документов для закрытия ИП
Его нужно будет направить в ту налоговую, где осуществлялась регистрация ИП.
Какие именно документы потребуются:
Если вы это не сделаете, то территориальный орган сам сделает эту работу за вас: направит налоговой необходимую информацию в электронном виде в рамках межведомственного обмена.
Способы подачи документов в ФНС
Сейчас доступно несколько способов — вы можете выбрать любой удобный:
Для формирования документов в электронном виде потребуется квалифицированная электронная подпись.
Инспекция, приняв документы, выдаст (или направит) в ответ расписку в их получении.
Какие документы вы получите от ФНС
С момента получения документов у налоговой есть 5 дней на то, чтобы закрыть ИП. Но это если с вашим пакетом документов всё в порядке.
По факту процедуры вы получите уведомление о снятии с учета и лист записи ЕГРИП.
Обязательства после утраты статуса ИП
Даже утратив статус ИП, вы, как физлицо, продолжаете нести обязательства, взятые на себя во время ведения бизнеса, то есть над вами продолжают висеть долги — их не стоит оставлять непогашенными.
Если при закрытии ИП выяснится, что есть задолженность перед Пенсионным фондом, то ее надо оплатить, так как по закону ИП несет ответственность по долгам и после закрытия.
Кроме того, надо понимать, что ИП — сам себе работодатель, поэтому обязанность обеспечивать себе пенсию и медицинское страхование ложится на него. Предприниматель обязан вносить страховые взносы за себя все то время, пока он имеет статус субъекта предпринимательской деятельности.
Кирилл Кузнецов
Управляющий партнер юридического агентства «ЭКВИ»
6. Разберитесь с отчетностью
Если вы применяете «упрощенку», то вы не можете не подать декларацию. Это нужно сделать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета.
ИП на ЕНВД подают декларацию не позднее 20 числа первого месяца, следующего за месяцем закрытия ИП.
Если вы являетесь пользователем Эльбы, то сервис поможет вам сдать декларацию по УСН или ЕНВД и посчитает страховые взносы после закрытия ИП.
ИП на ОСН подают 3-НДФЛ (в течение 5 дней после внесения записи о закрытии ИП) и декларацию по НДС (до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором закрылся ИП).
По страховым взносам нужно отчитаться в течение 15 дней после остановки деятельности. Фиксированная часть взносов уменьшится пропорционально дням существования ИП — ее можно посчитать с помощью калькулятора взносов. Нужно будет заплатить дополнительный 1 % пенсионных взносов от суммы, на которую полученный доход превысил 300 000 руб.
7. Закройте расчетный счет
Чтобы разобраться с расчетным счетом, заполните заявление по форме, выданной в банке, который открыл счет.
Часто возникают вопросы о том, можно ли не закрывать расчетный счет в связи с прекращением деятельности ИП. Эксперты в большинстве своем сходятся во мнении, что лучше все-таки закрыть, чтобы избежать претензий со стороны банка и налоговых органов.
Когда нужна помощь юриста в закрытии ИП
По словам Антона Толмачева, управляющего партнера компании «ЮрПартнерЪ», помощь специалиста особенно необходима при закрытии ИП с большими оборотами.
Юрист может оградить как от банальных ошибок, например, неправильно заполненного заявления (в этом случае ФНС откажет в закрытии), так и от более серьезных — если перед закрытием не предпринять необходимых действий по увольнению сотрудников, по снятию с регистрации ККТ.
Эксперт предупреждает, что в этом случае ФНС не только откажет в закрытии, но и может организовать проверку деятельности ИП, а сотрудники, с которыми перед закрытием не прекратили трудовые отношения по всем правилам трудового законодательства, смогут обратиться в суд.
Как закрыть ИП в пандемию
В период пандемии могут вводиться различные ограничения, которые делают невозможным посещение налоговых органов.
В этом случае заявления о прекращении деятельности по
Приложение N 10. Форма N P26001 "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя" (форма по КНД 1112512)
Приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистраци.
В качестве способа представления заявления нужно указать: «В электронном виде без использования электронной подписи заявителя (заявителей)».
К заявлению прилагаются:
Также нужно будет уплатить в электронном виде пошлину (160 руб.).
Дальнейшее личное взаимодействие с налоговым органом не потребуется.
Налоговый орган даст ответ в течение пяти рабочих дней и направит документы на указанный электронный адрес.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.