розенбаум еще одна попрощалась жизнь
Александр Розенбаум Уже прошло лет 20 после свадеб
Текст песни «Александр Розенбаум — Уже прошло лет 20 после свадеб»
Am Dm7 Dm6
Уже прошло лет тридцать после детства,
G7E-9 Am
Уже душою всё трудней раздеться,
F H7E7
Уже всё чаще хочется гулять
GmA7Dm7
Не за столом, а старым тихим парком,
G7 GmA7
В котором в сентябре уже не жарко,
Dm E7F
Где молодости листья не сулят,
Dm E7Am
Где молодости листья не сулят.
Dm7 G7 C+7Am7 Dm7
В дом наш как-то туча забрела
G7 C+7Am7 Dm7
И стекла со стекла.
G7 C+7 Hm7
Мы свои дожди переживём,
E7 Am
Я да ты, вдвоём.
Уже прошло лет двадцать после школы,
И мир моих друзей уже не молод,
Не обошли нас беды стороной.
Но ночь темна, а день, как прежде, светел,
Растут у нас и вырастают дети,
Пусть наша осень станет их весной.
Уже прошло лет десять после свадеб,
Уже не мчимся в гости на ночь глядя,
И бабушек приходим навестить
На день рожденья раз, и раз в день смерти,
А в третий раз, когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть.
Уже прошло полжизни после свадеб,
Друзья, не расходитесь, Бога ради,
Уже нам в семьях не до перемен.
И пусть порой бывает очень туго,
Но всё же попривыкли мы друг к другу,
Оставим Мельпомене горечь сцен,
Давайте не стесняться старых стен.
В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживём,
Я да ты, вдвоём.
Роман с Бабкиной и три года тюрьмы за любовь: Александр Розенбаум отмечает 70-летие
Родители
Родился Александр Розенбаум 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников Первого Медицинского института. Отец Яков Шмарьевич Розенбаум учился на врача-уролога, кем потом и работал, позже став главным врачом городской больницы. Мать Софья Семеновна Миляева — акушер-гинеколог. После обучения шесть лет супруги работали в Восточном Казахстане, где у них родился еще один сын Владимир, потом вернулись в Ленинград. Там Александр окончил школу с углубленным изучением английского, а также музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки.
Врач в четвертом поколении
Позже будущий певец учился в Ленинграде в Первом медицинском институте, откуда был исключен. В армию Розенбаума не взяли из-за плохого зрения и через год он восстановился на учебе и пошел работать в больницу.
Получив диплом анестезиолога-реаниматолога, он перешел работать на скорую.
«Поступить после школы в мед для меня было так же естественно, как для сына кадрового офицера оказаться в военном училище. Продолжение династии в таких семьях — нормальное явление.
В разные годы я, правда, мечтал быть и геологом, и профессиональным охотником, хотел быть поближе к природе и животным, но, когда пришло время определяться с профессией, совершенно осознанно отнес документы в медицинский», — вспоминал артист.
Музыка и политика
Свои первые песни Розенбаум написал в 1968 году для студенческих капустников, позже выступал в составе групп «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых» и «Пульс».
Началом сольной карьеры он считает выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Ф. Э. Дзержинского. В 80-ые певец посещал с концертами советских солдат в Афганистане.
С 2003 по 2007 год был депутатом ГД РФ от партии «Единая Россия».
Украина
В 2014 году артист принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королевского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооруженных Сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны.
А в декабре 2015 года Розенбаума включили в черный список Украины как лицо, угрожающего национальной безопасности страны. Сам музыкант спокойно отреагировал на это решение, заявив, что приличному человеку не прилично не быть в этом списке.
Семья
Впервые в брак Розенбаум вступил еще в начале обучения в институте, но студенческий союз не выдержал и года. Спустя буквально несколько месяцев после развода будущий музыкант женился на другой своей однокурснице — рентгенологе Елене Савшинской.
Позже в семье родилась единственная дочь Розенбаума — Анна. Она по стопам родни не пошла и предпочла профессию переводчика, а замуж вышла за бизнесмена Тиберио Чаки. В их семье родилось четверо сыновей.
Роман с Надеждой Бабкиной
Сам Розенбаум, как человек семейный, никогда не подтверждал слухов о близких отношениях с коллегой по сцене Надеждой Бабкиной, а вот она молчать не стала, заявив, что их связывало нечто большее, чем работа.
«Мы с Сашей в хороших отношениях, улыбаемся друг другу, но каждый молчит о своем. Не все, конечно, мы говорим вслух. Я не хочу ему поляну портить. Но почему я должна стесняться, что у нас был не только творческий союз, но и нежное отношение друг к другу?» — рассказала однажды исполнительница.
Три года тюрьмы за любовь к Розенбауму
Большая поклонница творчества Александра Розенбаума 50-летняя капитан третьего ранга Наталья Вострикова появилась в жизни артиста в 90-ых, когда договорилась об организации его концерта в своей воинской части.
Известно, что последующие 13 лет женщина плотно общалась с кумиром: организовывала ему выступления, куда ездила вместе с бардом.
«Мы с ним дружили, и были периоды, когда, так скажу… не просто дружили», — намекала на близость со звездой Наталья.
«Но мы ведь взрослые люди, это все вполне естественно. И никто никаких претензий друг к другу не имел. Я старалась ему во всем помогать, он эту помощь принимал», — рассказала женщина в одном из интервью.
Однако позже Розенбаум прекратил с ней общение, и тогда Вострикова стала активно пытаться искать с ним встречи. Однако вместо разговора получилось судебное разбирательство: певец обратился в суд, где фанатку приговорили к трем годам заключения по статье «Вымогательство».
По словам певца, она требовала с него денег за якобы имеющиеся у нее его откровенные снимки.
Слухи о том, что у Розенбаума рак, появились в 2018 году, тогда певец Иосиф Кобзон рассказал о посещении бардом онкологической клиники. Сам исполнитель слухи отверг, то же самое он сделал позже, когда в 2019-м в новостных лентах появилась информация о перенесенной им операции.
В третий раз оправдываться музыканту пришлось совсем недавно после снимка, где Розенбаум выглядит нездоровым.
«Ну что, ребята, посмотрите, как я осунулся, как мне тяжело, как я борюсь с раком мозга. И вообще не знаю, мне сегодня 120 отжимать от груди или 110? Я не въезжаю», — сказал бард.
Поздравление от Путина
Певцу исполнилось 70, однако он не прекращает гастрольной деятельности, график артиста расписан на многие недели вперед.
С юбилеем артиста поздравил президент России Владимир Путин, который отметил его талант как исполнителя, поэта и композитора.
«Вы внесли большой, плодотворный вклад в развитие лучших традиций отечественного эстрадного искусства. Ваши авторские песни любят за искренность и глубину, за особую, доверительную интонацию», — говорится в письме, опубликованном на сайте Кремля.
муз. Розенбаум А. Я. / сл. Розенбаум А. Я.
Уже прошло лет тридцать после детства,
Уже душою все трудней раздеться,
Уже все чаще хочется гулять
Не за столом, а старым тихим парком,
В котором в сентябре уже не жарко,
Где молодости листья не сулят,
Где молодости листья не сулят.
В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживем,
Я да ты, вдвоем.
Уже прошло лет двадцать после школы,
И мир моих друзей уже не молод,
Не обошли нас беды стороной.
Но ночь темна, а день, как прежде, светел,
Растут у нас и вырастают дети,
Пусть наша осень станет их весной,
Пусть наша осень станет их весной.
Уже прошло лет десять после свадеб,
Уже не мчимся в гости на ночь глядя,
И бабушек приходим навестить
На день рожденья раз, и раз в день смерти,
А в третий раз, когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть,
Желание внучатами побыть.
Уже прошло полжизни после свадеб,
Друзья, не расходитесь, Бога ради,
Уже нам в семьях не до перемен.
Но пусть порой бывает очень туго,
Но все же попривыкли мы друг к другу,
Оставим Мельпомене1 горечь сцен,
Давайте не стесняться старых стен.
В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживем,
Я да ты, вдвоем.
Мы свои дожди переживем,
Я да ты, вдвоем.
Я да ты, вдвоем.
А. Розенбаум Уже прошло лет 30 после детства
Текст песни «А. Розенбаум — Уже прошло лет 30 после детства»
Am Dm7 Dm6
Уже прошло лет тридцать после детства,
G7E-9 Am
Уже душою всё трудней раздеться,
F H7E7
Уже всё чаще хочется гулять
GmA7Dm7
Не за столом, а старым тихим парком,
G7 GmA7
В котором в сентябре уже не жарко,
Dm E7F
Где молодости листья не сулят,
Dm E7Am
Где молодости листья не сулят.
Dm7 G7 C+7Am7 Dm7
В дом наш как-то туча забрела
G7 C+7Am7 Dm7
И стекла со стекла.
G7 C+7 Hm7
Мы свои дожди переживём,
E7 Am
Я да ты, вдвоём.
Уже прошло лет двадцать после школы,
И мир моих друзей уже не молод,
Не обошли нас беды стороной.
Но ночь темна, а день, как прежде, светел,
Растут у нас и вырастают дети,
Пусть наша осень станет их весной.
Уже прошло лет десять после свадеб,
Уже не мчимся в гости на ночь глядя,
И бабушек приходим навестить
На день рожденья раз, и раз в день смерти,
А в третий раз, когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть.
Уже прошло полжизни после свадеб,
Друзья, не расходитесь, Бога ради,
Уже нам в семьях не до перемен.
И пусть порой бывает очень туго,
Но всё же попривыкли мы друг к другу,
Оставим Мельпомене горечь сцен,
Давайте не стесняться старых стен.
В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживём,
Я да ты, вдвоём.
Александр РОЗЕНБАУМ: «Роман с Пугачевой? Глубочайшая симпатия, едва не переросшая в роман, была. Роман с Бабкиной? No comment, без комментариев»
«ГУРУ? НЕТ, ТАК КРУТО Я НИКОГДА О СЕБЕ НЕ ДУМАЛ»
— Михаил Задорнов однажды сказал, что на песнях Розенбаума родилось, выросло и уехало не одно поколение. Для миллионов людей на всем постсоветском пространстве вы стали эдаким гуру. Интересно, как вы чувствуете себя в этой роли?
— Я просто знаю, что должен быть ответствен за свои слова, потому что для немалого количества людей они не пустой звук. Гуру. Нет, так круто я никогда о себе не думал. Когда человек начинает воображать, что он для кого-то гуру, ему надо уходить на пенсию или сдаваться в психиатрическую лечебницу.
— Тем не менее один ваш земляк назвал себя отцом русского рока.
Саша Розенбаум (справа) с мамой и братом |
— В общем, ни его отцом, ни дедушкой вы себя не считаете?
— Кстати, о тех, кто под стол пешком ходил. Я помню, как в 83-м году впервые услышал ваши записи. Далеко не лучшего качества, полуподпольные, сделанные, видимо, в домашней студии, они произвели на меня колоссальное впечатление. Позже, с кем бы я ни говорил, все признавались, что песни Розенбаума вызвали у них душевное потрясение. Скажите, а как вам тогда в подполье жилось? Вы ощущали себя запрещенным, понимали, что никогда не станете знаменитым?
Розенбаум и братья Жемчужные |
— Хорошо сказали: профессиональное диссидентство.
— Да, в Советском Союзе были люди, которые «работали» диссидентами. Для того времени это нормально, но я, зная плюсы и какие-то минусы своей страны, всегда был настроен достаточно патриотично.
— И как вам это объясняли?
— А никак! Говорили: «Возьми псевдоним».
— Нет, не хотел. Потом так получилось, что, в общем, он мне был и не нужен. Меня уже знали по кассетам, по слухам, по частным выступлениям.
— Когда же вы впервые ощутили прорыв, поняли, что вышли на совершенно другую орбиту?
— Был один случай, по-моему, в 83-м году, в пустыне Кызылкум. Есть такой город Учкудук.
— Кстати (смеется), их там отродясь не существовало, это всего лишь красивая легенда. Просто однажды ансамбль «Ялла» с Фарухом Закировым приехал на гастроли в Кызылкум. Ночью в Учкудуке они написали песню «Три колодца», затем исполнили, и она стала всесоюзным шлягером. После чего власти Учкудука поставили перед въездом в город монумент из трех колодцев. Вот как иногда бывает!
Жена и дочь |
Так вот, в Кызылкуме мы летели на вертолете вдоль водовода и увидели внизу стойбище. Там были три-четыре чабана, с полсотни верблюдов и несколько собак. Когда мы опустились, хозяева к нам подрулили, и мой товарищ из местных сказал им: «Познакомьтесь, это наш гость из Ленинграда, Розенбаум». Теперь представь: чабан, для которого Бухара была такой же столицей, как для нас Нью-Йорк, а Нью-Йорк чем-то, наверное, венерианским, вдруг заулыбался: «Александр?! У меня пИленка есть». В тот момент я впервые почувствовал: что-то в моей жизни сдвинулось. Это из разряда: проснулся знаменитым.
— Я помню 87-й год, ваше первое выступление в «Останкино», показанное по Центральному телевидению. Кстати, как вы туда прорвались?
«ПОСМОТРИ НА ДЯДЮ,
МАЛЬЧИК, ДЯДЯ АРТИСТ.
НУ СБЫЛАСЬ ТВОЯ МЕЧТА,
НО КАК ЖЕ ХОЧЕТСЯ ВНИЗ. «
— К тому времени вы уже наверняка знали, что во всех ресторанах поют ваши песни, что они звучат в такси и из окон заводских, студенческих общежитий. Звездной болезнью не заболели?
— Вы не кокетничаете?
— Абсолютно! Просто я не хочу ее замечать, хотя и знаю, что она есть. Вот сегодня, в выходной день, я вышел на Крещатик.
— А как же вдохновение, творческие муки?
— Как вы поете: «Посмотри на дядю, мальчик, дядя артист.
— (Подхватывает). ну сбылась твоя мечта, но как же хочется вниз». Нет, это не кокетство! Как же хочется вернуться туда, в дом пятиэтажный, погонять с пацанами в футбол.
— Лет 15 назад, когда перестройка достигла своего апогея, вы рассказывали мне, что разные политические партии и группы зазывают вас в депутаты. Вы тогда отказались, посчитав, что это не ваше и, вообще, творческому человеку в парламент идти ни к чему. Прошло время, и вы изменили мнение. Почему?
— Когда-нибудь я расскажу тебе эту леденящую душу историю подробнее, но сейчас о другом. Все-таки мои товарищи по партии.
-. как профессионал!
— Плюс помогает жизненный опыт.
— А почему вы захотели их снять?
— Потому что в перспективе Невского проспекта люди должны видеть шпиль Адмиралтейства и небо, а не рекламу очередного автомобиля «лексус» или какого-то казино «Красный лапоть».
— Конкретные люди, которые повесили эти щиты, ничего не имели против?
— Конкретные люди, с которыми я абсолютно конкретно поговорил, пошли разуму и городскому патриотизму навстречу.
Если хочешь что-то получить, надо уметь отдавать. Нельзя все время грести в карманы: рано или поздно они лопнут и все высыплется. Да, не только эти люди, но и город что-то в коммерческом плане потерял.
-. но зато шпиль виден!
«ПРИЕХАВ В ДРУЖЕСТВЕННУЮ БАНДУ НА ПЛОВ, МИНУТЫ ЧЕРЕЗ ТРИ МЫ ПРОТРЕЗВЕЛИ»
— Тем не менее, Александр Яковлевич, ваш коллега по эстраде и по Комитету культуры Государственной Думы России Иосиф Кобзон.
-. сказал: «Саша втянулся, ему нравится. Приходит на заседания в красивом костюме, с папочкой, раскладывает документы. Настоящий, понимаешь, депутат Думы».
— Ну извините: сегодня у вас все-таки есть коллеги, есть обязательства перед партией. По-моему, вы променяли внутреннюю независимость на.
— (Прерывает). Обязательства у меня только перед моей совестью. Конечно, перед мамой и папой, перед детьми и внуками, перед самим собой, перед страной у меня, офицера запаса, который в свое время принес присягу на верность родине, они есть, но перед партией мои обязательства очень относительны. Если она мне скажет, что это черное, а я вижу красное, если мне будут твердить, что это желтое, а я вижу зеленое.
Я никому не обещал говорить на желтое «белое!», и мои коллеги по партии это знают и понимают.
— Правда ли, что с Путиным вы на ты?
— Не хотите на этот вопрос отвечать, так и скажите, но я же знаю, что вы с ним дружите, вместе справляете дни рождения, с его семьей встречаете Новый год.
— Ну, предположим, на Новый год он меня не звал, а на несколько дней рождения (не на все, мы люди занятые) приглашал. И в Чечню я с ним летал, но не скажу, что мы друзья-приятели. По моей терминологии, хорошие знакомые.
— Жизненный опыт не подсказывает вам, что от власти надо держаться подальше?
— Он твердит мне это уже на протяжении многих лет. Хочешь, как на духу? Я понял одну вещь: нельзя подпадать под обаяние власти.
— Хотя иногда очень хочется?
«Всю свою жизнь я стараюсь ежедневно работать» |
— Кто был последним представителем высшей власти, под чье обаяние вы рисковали попасть?
— Знаешь, я властных людей вижу с утра до вечера и президента, в общем-то, хорошо знаю.
— На днях рождения он такой же, каким мы видим его по телевизору?
— Чуть-чуть другой. Понимаешь, даже я в своем положении полностью расслабиться могу только в крайне ограниченном, очень узком кругу людей, с самыми близкими членами моей семьи. Ну а тем более президент. Думаю, он нигде не расслабляется до конца, и это не зависит от того, хороший он или плохой, хочет этого или не хочет. Президент любой страны, который постоянно у людей на виду, уже не может быть самим собой, разве что в какие-то редкие моменты.
— Вы, знаю, любитель острых ощущений, экстремальных ситуаций, неоднократно бывали в Афганистане.
«В Афганистане, в Черном Тюльпане, с водкой в стакане. « |
— Когда-то вы мне обмолвились, что в одну из поездок в Афганистан ходили в гости к дружественной банде. Я попросил: «Ну, расскажите», а вы: «Нет. Пусть хоть лет 10 пройдет». Уже прошло.
— Что значит «дружественная банда»? Это понятие военное. Было такое в Афганистане, когда по взаимной договоренности с тем или иным полевым командиром они к тебе не идут, а ты платишь им тем же.
— Хорошим пловом душманы вас встретили?
— Замечательным, только. Вот как ты думаешь, мы в трезвом состоянии были?
— А какие детали запомнились?
— Вкусный плов, темные дувалы и большие-пребольшие бороды.
— Сейчас, вспоминая это, как вы считаете: нужно вам было туда ехать?
— Нет, однозначно. Никому бы этого не посоветовал.
«Я НЕ ЧЛЕН КЛУБА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ. Я ДОКТОР!»
— Вы вот о трезвом состоянии заговорили. Я знаю, что вы, как и многие другие известные люди, имели проблемы с алкоголем. Думаю, только человек, который не боится показаться слабым, может во всеуслышание признаться, что у него эти проблемы были и он их поборол.
— И в один прекрасный день вы сказали себе, что больны алкоголизмом?
— Да, я понимал, что эта штука меня настигла.
— По каким признакам?
— А это правда, что однажды в Австралии вы впали на почве любви к выпивке в кому?
— Это правда, что однажды вы заключили с Иосифом Давыдовичем Кобзоном пари? Он якобы сказал: «Если не будешь пить пять лет, с меня 10 тысяч долларов».
— (Удивленно). Откуда ты знаешь сумму?
— Я даже знаю, что он вам ее выплатил, а вы половину вернули: мол, пару раз было.
— Было так: он дал мне то, что пообещал. Я взял, но предварительно сказал ему, что за эти пять лет дважды уговор немножко нарушил, даже назвал, когда это произошло. Дима, моей дочери исполнилось 18 лет, ну как я мог не выпить чуть-чуть в день ее совершеннолетия? Конечно, как честный человек, я не мог этого скрыть. Иосиф улыбнулся и сказал, что ему об этом доложили, но ему тем более приятно. В принципе, пари я проиграл, но он правильно понял, что все-таки выиграл, потому что эти чуть-чуть в дальнейшем погоды не сделали.
— Обычно артисты, которые именуют себя звездами, очень любят выставлять свою личную жизнь на всеобщее обсуждение. Вы этого никогда не делали.
— Общественность знает, что у вас есть жена, что вы ее очень любите. Тем не менее о встрече с артистом вашего уровня, хотя бы краткосрочной, мечтают тысячи приятных во всех отношениях особ. Скажите, по силам ли такому человеку, как вы, сохранить единственной жене верность?
— Отвечу тебе честно: это сложно!
— Дима, ну мы же взрослые мужчины! У каждого есть по этому поводу какие-то мысли, рецепты. Все слышали идеальную историю про двух голубков, которые в 18 лет поженились, до 78-ми были друг другу верны и умерли в один день, но в реальной жизни об этом можно только мечтать.
— Вы как доктор в такие истории не верите?
— Верю. И думаю, что они есть.
— Что по поводу кочевой жизни артиста думает ваша жена?
— Моя жена живет со мной почти 30 лет.
— За эти годы в семье случались скандалы, истерики, битье посуды?
— Истерик было очень мало, битья посуды тоже, а вот скандалы были и будут еще. Как же без них?
— (Пауза). Романа как такового у нас не случилось, но глубочайшая симпатия, едва не переросшая в роман. Да, была!
— Что это за период был?
— В истории советской эстрады он назывался «розенбум». По-моему, 1986-1987 годы.
— (Пауза). С Надеждой Георгиевной мы общались. И с большой симпатией друг к другу относимся.
— А насчет романа что скажете?
— Какого романа? О чем ты? Что ты под этим подразумеваешь, скажи?
— Близкие отношения, включая интимные.
— Это без комментариев! Разве может мужчина, если он мужчина, говорить на эту тему во всеуслышание?
— Но почему же при упоминании фамилии Розенбаум Надежда Георгиевна начинает плакать и явно вспоминает что-то хорошее?
— И замечательно, что вспоминает хорошее, а не плохое. Она женщина, поэтому начинает плакать, а я мужчина и говорю: «Понятия о романе с Бабкиной не имею. Nо сomment, не знаю».
— И то все мне не спеть. Да и что лучше: «Черный тюльпан» или «Вальс-бостон»? «Нинка, как картинка, с фраером гребет» или «Кандальная»?
— Как вы сегодня пишете?
— Это для вас процесс мучительный? Вы свои песни высиживаете или они появляются моментально?
— Скажу так: всю свою жизнь я стараюсь работать ежедневно. Утром сажусь за стол или инструмент и, если минут через 20 чувствую, что не пошло, поцелую на прощание гитару и займусь чем-нибудь другим. Но если у меня идет перка, пару-тройку песен в день могу написать.
— «Перка» идет, когда вы немножко употребите или она возможна и без этого?
— Дима, я уже 150 лет не выпиваю один. Исключено!
— А многие творческие люди говорят, что именно в этом состоянии.
— (Перебивает). Бывало у меня в этом состоянии, бывало, но, честно говоря, несоизмеримо больше песен написано в состоянии абсолютной трезвости. Нет, мозг все-таки должен быть чистым.
— У вас не бывает иногда ощущения, что это не мозг ваш работает, а просто кто-то надиктовывает мелодию и стихотворные строки свыше?
— Конечно, конечно! Я даже знаю, чувствую, когда Он это делает. Например, когда пишу практически без правок.
— Зачем же для этого чистый мозг?
— Пропитанный алкоголем, он просто не услышит, не воспримет тот посыл Высшего Разума, о котором мы говорим.
— Какие особенно известные, классические, так сказать, песни вы сочинили в состоянии подогрева?
— Да разве ж я помню? Хотя нет, могу сказать. «Одинокий волк» написал, когда тупо сидел с авторучкой и с бутылкой водки в Иркутске.
— Вы параллельно пишете и музыку, и стихи?
— Никогда не думали, какая из песен наиболее полно отражает вашу сущность?
— Очень многие, почти все.
— И вы считаете себя одиноким волком?
— Вам нравится ваше нынешнее состояние, положение, греет душу ощущение того, что сегодня у вас есть?
— Когда-то я вас спросил, о чем вы сожалеете. Вы сказали: о том, что Бог не дал второго ребенка. Вы по-прежнему так думаете?
— Что же вам помешало его завести?
— Вы заботливый отец?
— (Вздыхает). В той мере, в которой могу. По сравнению с другими отцами я очень мало своего ребенка видел.
— Тем не менее вы уже дважды дедушка. Думаю, рождение внуков вызвало у вас куда больше эмоций, чем когда-то отцовство.
«МИТЯЕВ ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО СВЕРНУТЬ ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ В ТРУБОЧКУ И ЗАСУНУТЬ ШУФУТИНСКОМУ В ОДНО МЕСТО»
— В 90-м году в Советский Союз впервые приехал Михаил Шуфутинский, сделавший себе имя на ваших песнях. Тогда же он объяснял мне, что когда первый раз их услышал, попытался что-то узнать об авторе. Ему сказали: какой-то там врач «скорой помощи» из Питера, и он на готовом уже диске сделал наложение: «Спасибо, Саша Розенбаум, далекий незнакомый друг».
— Эту строчку он спел в песне «Толстый фраер».
-. а в ответ вы заочно ему передали: «Тамбовский волк тебе товарищ».
— Это случилось много позже, а сразу, после того как услышал его записи, по-человечески был рад. Любой автор в том моем положении был бы счастлив узнать, что его песни исполняют, что в США их аранжируют, тиражируют, слушают другие люди. Кто бы это ни делал! Ну кто такой тогда Шуфутинский был? Его же никто не знал, и вдруг приходят сюда эти песни в шикарном аранжементе. Я радовался!
— Какая же черная кошка между вами пробежала?
Какое Шуфутинский имел право нигде не упоминать автора? В своей книжке он пишет: «Я дал Митяеву тысячу долларов». Да Олег может свернуть их в трубочку и засунуть ему в одно место. Митяев вправе был сделать это тогда и тем более сегодня. Разве о тысяче долларов речь? Нет, смысл претензий в том, что, ничтоже сумняшеся, никому и никогда не объявляя авторов, Михаил Захарович делал себе имя на чужих произведениях. Вот и все!
Ну ты представь, если завтра я спою песни Александры Николаевны Пахмутовой и не скажу, кто их написал. Да у меня один чужой куплет есть:
Марк Шнейдер был маркшейдер,
Тогда была зима.
И Сима в эту зиму
Пришла к нему сама.
— Представляю себе ваше состояние.
Теперь другой случай. Пишу песню «Восьмиклинка», которую посвящаю своему папе Якову Шмарьевичу Розенбауму. А на пластинке у Шуфутинского «Восьмиклинка» посвящается какому-то Якову Захаровичу. Не моему отцу, а его дяде или кому-то еще! Его. Это норма?
Завелся чуть-чуть. Извините, граждане, но сами понимаете.
— (С хитрой улыбкой). Сейчас так все перемешалось, что я даже понятия не имею, кто из них криминальный, а кто государственный. Черт его знает!
— Но у вас же есть песня «Воры в законе». «А воры законные люди очень милые. Ну все мои знакомые, а многие любимые. «.
— Да, я дружил с Отари Витальевичем Квантришвили и очень скорблю без него на этой земле. Был ли он криминальным авторитетом? Не знаю.
— На чем эта дружба основывалась?
— Хотя было бы, наверное, интересно.
Я проехал 55 зон. На крайней своей зоне, в одной из областей России, был неделю назад.
— Вы выступаете перед заключенными или просто общаетесь с ними?
— И выступаю, и общаюсь.
— Как они вас принимают?
— Шикарно! Я, кстати, всегда говорю им: «Граждане осужденные! Люди на воле думают, что для вас я пою какой-то особый репертуар. Хочу сказать, что никогда этого не было и не будет. Более того, сейчас мы вместе с вами над вольными людьми посмеемся. Они считают, у вас самая любимая песня «Гоп-стоп».
-. или «Фраер, толстый фраер».
— Дима, половина сегодняшнего племени не знает, что такое фраер, а те, кто знают, гораздо больше любят «Вальс-бостон», или «Уже прошло лет 30 после детства», или какую-то другую песню о нормальной жизни. Ее им так не хватает за решеткой и так не хватало на воле, когда они росли либо в неблагополучных семьях, либо в каких-то ужасных условиях.
— Зачем же вы едете в зоны? Понятно, что не за деньгами. За ощущениями?
— Возвращаясь к вашему творчеству. Чем-то вас явно привлекает воровская, блатная романтика.
— Я бы не сказал, что сегодня она такая уж воровская. Давай говорить так: есть негодяи, подонки, уроды, и есть люди с определенным, так сказать, складом мышления, которых сейчас практически уже не осталось. Читая Бабеля, мы с тобой волей-неволей симпатизируем Бене Крику. Когда пьяный Савка Буцис врывается в лавку и в запарке убивает Мугинштейна, Беня его наказывает и обеспечивает маме Мугинштейна пожизненный пансион. Хоронят ошибочно убиенного всей Одессой за казенный счет с белыми розами и транспарантами. Это и есть понятие, а девять десятых людей, о которых сегодня говорят: «Он живет по понятиям», понятия не имеют, что это, в общем-то, 10 библейских заповедей.
— Вы по понятиям живете?
— Так (смеется), мы сейчас читателей напугаем.
Да, я живу по понятиям: стараюсь не обижать слабых, помогать нуждающимся, делать свою работу честно, не обманывая при этом людей. Я никому не ставлю подножки и тем более не вытираю об кого-то ноги. Да, у меня бывают ошибки, но я их всегда признаю. Самое большое мужество нужно, чтобы признать свои ошибки и извиниться за них.
— При жизни Шолохова в советской литературе не утихали споры: как мог молодой человек 26 лет от роду написать «Тихий Дон»? Проведу параллель: как молодой человек из добропорядочной интеллигентной еврейской семьи врачей мог написать знаменитый одесский цикл?
— А казачьи песни? Почему я сегодня, в возрасте почти 54 лет, верю в то, что «Тихий Дон» написал Шолохов? Был бы критиком, может, и сомневался бы, но как автор, до 25 лет написавший почти все свои одесские и казачьи песни, я истово верю сегодня в Высший Разум и Провидение.
Думаю, Шолохову это диктовал Высший Разум, через него изложил какие-то свои мысли. Сегодня я и сам на месте критиков засомневался бы, что пацан написал «Гоп-стоп», «Есаула», «Казачью». Благо я не только знаю это жестко и твердо, но и могу предъявить черновики.
— Сегодня вы представляете, что это могло быть с вами?
На улице Гороховой ажиотаж,
Урицкий всю ЧК вооружает.
Все потому, что в Питер
В свой гастрольный вояж
С Одессы-мамы урки приезжают.
А было это летом, восемнадцатый год.
Убили Мишку в Питере с нагана.
На сходке порешили отомстить за него
Ребята загорелые с лимана.
Майданщик, Молдаван
и толстая Кармен.
«Вечером пойду на улицу Садовую, где, чуть не доходя до Крещатика, живет мой лучший друг». Александр Яковлевич рассказал Дмитрию Гордону ну очень смешной анекдот |
. Ну и так далее. Скажи, ну откуда этот Майданщик взялся? И вдруг пошло-пошло:
— Сколько вам лет было?
— И это было написано практически без правки.
— А почему ты думаешь, что я не пробовал. Вот пару дней назад сочинил очень хорошую песню про Сусуман, хотя она сделана совершенно в другом ключе.
— А вы помните, какие песни родились в Киеве?
— Вы мне когда-то сказали, что если бы не Питер, жили бы в Киеве.
— Вы бы хотели приобрести здесь какую-то недвижимость: квартиру, дом?
— Александр Яковлевич, сегодня вы чувствуете себя циником или все-таки романтиком?
Иногда мне говорят: «Александр Яковлевич, вы всем нравитесь, а это нехорошо». Чушь собачья! Никогда не писал сегодня для солдат, а завтра для уголовников, вчера для членов бюро обкома партии, а послезавтра для пионеров. Всегда писал так, как думаю, слышу и чувствую. «Вальс-бостон» любят все и «Утиную охоту» тоже, потому что все мы на инстинктивном уровне одинаковы. О-ди-на-ко-вы!
Дим, а можно прочту стихотворение, которое написал, переезжая из Тернополя в Ивано-Франковск? Под Винницей в селе Селище Гниваньского района я провел много-много дней, и все, что я видел, проезжая, из окна машины, так мне напомнило мое детство, мою украинскую жизнь. Во многом меня формировала Украина, во многом. Деревенская, настоящая. Пожалуй, этим стихотворением я попрощаюсь:
— Александр Яковлевич, я вас очень люблю и счастлив от сознания того, что вы у нас были, есть, будете, и этого уже не отнять.