рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно
Примерные прибавки массы тела и роста у детей первого года жизни
Рост — количественная сторона развития. Этот процесс непрерывен и носит волнообразный характер.
При рождении рост ребенка равен 50 см и к концу первого года жизни он увеличивается в среднем на 50% и достигает 75-80 см, масса тела при этом утраивается. Затем темпы роста несколько снижаются (вплоть до периода полового созревания).
Таким образом, на разных этапах онтогенеза показатели роста меняются с различной скоростью, что свидетельствует о различной интенсивности процессов физического развития детей.
Масса тела здорового ребёнка к 4,5—5 месяцам удваивается, к 10—10,5 месяца утраивается по сравнению с величиной при рождении.
Прибавка в массе за первые 3 месяца составляет 800—1000 г в месяц, затем постепенно снижается к 12 месяцам до 350 г. Поскольку увеличение массы, как правило, бывает большим у детей, имевших меньшую исходную величину при рождении, и меньшим у детей, родившихся крупными, к концу первого года жизни разница в показателях у тех и других детей практически нивелируется.
Возраст, мес | Прибавка массы за месяц, г | Прибавка массы за истекший период, г | Прибавка роста за месяц, см | Прибавка роста за истекший период, см |
1 | 600 | 600 | 3 | 3 |
2 | 800 | 1400 | 3 | 6 |
3 | 800 | 2200 | 2,5 | 8,5 |
4 | 750 | 2950 | 2,5 | 11 |
5 | 700 | 3650 | 2 | 13 |
6 | 650 | 4300 | 2 | 15 |
7 | 600 | 4900 | 2 | 17 |
8 | 550 | 5450 | 2 | 19 |
9 | 500 | 5950 | 1,5 | 20,5 |
10 | 450 | 6400 | 1,5 | 22 |
11 | 400 | 6800 | 1,5 | 23,5 |
12 | 350 | 7150 | 1,5 | 25 |
по данным Московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РСФСР
Как меняется рост и вес малыша в первый год жизни?
Прибавка роста и веса, пожалуй, самая больная тема для мамочек. Столько слез пролито из-за того, что детки не оправдывают каких-то родительских ожиданий. А педиатры призывают родителей успокоиться и наблюдать за общей гармонией развития малыша.
Спокойствие, только спокойствие
Рост и вес – показатели весьма относительные, и о серьезных проблемах со здоровьем могут свидетельствовать лишь очень грубые отклонения. Одним словом, катастрофы встречаются довольно редко. Если малыш хорошо спит, у него стабильный аппетит, он обычно в хорошем настроении, то беспокоиться о его состоянии не стоит. И уж точно не стоит сравнивать своего малыша с соседским – развитие вещь индивидуальная, которая зависит от многих факторов.
Не менее важно и питание малыша. Идеальным питанием является, конечно, грудное молоко, а вот избыток белков, глюкоза, свободные жирные кислоты могут подавлять активность гормона роста. Нужно учитывать, что ребенок может расти неравномерно: то в длину, то в ширину. Часто рост происходит скачками: то вроде бы замер, то вымахал. Иногда отмечается сезонность в росте: весной и летом детки идут активнее в рост, осенью и зимой набирают вес. Еще замечено, что отдаленные сегменты растут быстрее, чем приближенные – проще говоря, стопа растет быстрее, чем голень, а голень – быстрее, чем бедро. Иногда и отмечается асимметрия роста: если право или леворукость у ребенка выражена сильна, то активная половина тела будет расти быстрее.
Педиатрам известен и такой факт, как канализирование роста. Это значит, что если какой-то неблагоприятный фактор сдерживал рост, а потом был устранен, то ребенок начинает расти превышающими темпами. Например, недоношенные и маловесные детки нередко к году опережают своих сверстников по массе тела и росту. Таким образом, довольно много факторов вместе определяют то, какими темпами малыш будет расти и набирать вес.
Примерные ориентиры
Так можно ли хотя бы примерно оценить, нормально ли растет малыш? У педиатров существует множество способов оценки развития ребенка, но все они очень относительны. При оценке по формулам считается, что первые шесть месяцев ребенок должен прибавлять по 600-800 г за месяц, а во втором полугодии – около 400 г в месяц. Считается, что к 4.5-5 месяцам вес должен удвоиться, а к концу года – утроиться. При этом 10% отклонения в ту или иную сторону считаются нормой.
Довольно информативной является оценка ребенка по центильной шкале. Отптимальным считается развитие, которое укладывается в центили 25-75 – это средний коридор, в котором находятся более 50% детей. Многие педиатры используют вот такую табличку для контроля за ростом и весом малыша, однако это усредненные данные, которым многие дети не соответствуют в конкретный месяц, при том, что за год в целом получают близкую к контрольной прибавку в росте и весе.
Месяц | Нарастание массы тела и длины ребенка на первом году жизни | |||
Нарастание массы тела (г) | Нарастание роста (см) | |||
за месяц | за истекший период | за месяц | за истекший период | |
1 | 600 | 600 | 3 | 3 |
2 | 800 | 1400 | 3 | 6 |
3 | 800 | 2200 | 2,5 | 8,5 |
4 | 750 | 2950 | 2,5 | 11 |
5 | 700 | 3650 | 2 | 13 |
6 | 650 | 4300 | 2 | 15 |
7 | 600 | 4900 | 2 | 17 |
8 | 550 | 5450 | 2 | 19 |
9 | 500 | 5950 | 1,5 | 20,5 |
10 | 450 | 6400 | 1,5 | 22 |
11 | 400 | 6800 | 1,5 | 23,5 |
12 | 350 | 7150 | 1,5 | 25 |
Серьезные отклонения в весе, как правило, происходят при наличии веских причин и сопровождаются такими проблемами, как: Причины избыточного веса у детей первого года обычно лежит в области питания. Малыши-искусственники часто являются пухленькими из-за того, что смесь подобрана неправильно. Довольно часто малышу вводят неправильный прикорм или позволяют есть то, что его организму вредно. А бывает и так, что детка даже на грудном молоке отъедается до довольно крупных размеров. У врача это вызовет настороженность. Возможно у ребенка не сформировался контроль за желудочно-кишечным трактом со стороны нервной системы.
Однако отставание в росте и весе в нашем обществе встречаются намного реже, чем излишний вес малыша. В то время, как мамы переживают, что кроха «не набирает», педиатры обеспокоены тем, что малыши-бабушкина радость – пухленькие, в перевязочках – на самом деле не блещут здоровьем и советуют пересмотреть рацион питании и подобрать «финтес-программу», массаж, гимнастику, плавание. В противном случае детке будет тяжело вставать и учиться ходить. К тому же, риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний в подростковом возрасте выше у тех, кто имел избыточный вес до года.
Ростом управляет соматотропный гормон, который вырабатывается гипофизом. Работа этого гормона особенно активна в период с 8 по 25 неделю беременности, а также в первое полугодие жизни малыша. Далее на первом году к управлению ростом подключаются гормоны щитовидной и поджелудочной железы, а также надпочечников. Работой этих органов во многом управляют гены. Однако в организме детки может произойти гормональный сбой. Это становится очевидным, если ребенок остановился в росте на несколько месяцев. Тогда ваш педиатр посоветует обратиться к детскому эндокринологу.
На все эти симптомы педиатр обратит внимание и назначит соответствующее лечение. Но если кроха хорошо развит «интеллектуально», бодр, активен, здоров и жизнерадостен, то это значит, что у него просто такой вариант развития и волноваться по поводу веса не стоит.
Ольга Немцова
Консультант: Ольга Ивановна Ткач,
врач-педиатр Центра Традиционного Акушерства
Рост и вес ребенка: какая прибавка правильная?
Новорожденный и ребенок до года: вес, рост, окружность головы и груди
Мария Тимакова педиатр, канд. мед. наук
Первое, что сообщают счастливые родители своим родным и друзьям, — это пол, рост и вес новорожденного. «Сын родился, 52 см, 3,5 кг», или: «У нас — девочка, 3000 г, 50 см» — это наиболее частые слова, которые говорят по телефону или пишут в смс-сообщениях о своем ребенке. Те же параметры первыми заносит врач в историю здоровья новорожденного. Почему же цифры роста и веса ребенка так важны для врачей и родителей?
Нормальные показатели для новорожденного
Рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди — это основные показатели, с помощью которых врачи оценивают физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша — это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Потом, когда ребенок будет взрослеть, именно опираясь на эти параметры, педиатры будут следить за его состоянием здоровья, давать советы по кормлению, режиму, делать какие-то назначения.
Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться 1 раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.
Что влияет на прибавку веса ребенка
То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. При этом наследственность сказывается в большой степени на росте ребенка — если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. А вот главную роль в прибавке веса играет именно качество питания — правильно питается малыш, значит, и прибавка в весе будет хорошей. И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.
Рост ребенка: прибавка по месяцам
Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46–56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.
Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего — на целых 20–25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.
Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Еще установлено, что ночью дети растут быстрее, чем днем.
Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, — быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.
Помимо роста врачи оценивают и другие параметры новорожденного. Обязательно измеряют окружность его головы и груди. У только что появившегося на свет малыша в среднем окружность головы составляет 34–36 см, а окружность груди — 32–34 см. Окружности груди и головы, как правило, становятся одинаковыми к 4 месяцам жизни. После этого грудь в окружности увеличивается быстрее, чем голова. У годовалого ребенка окружность груди равна примерно 48 см, а окружность головы — приблизительно 46–47 см. Но это только средние цифры: ведь у детей так же, как и у взрослых, разное телосложение, разная форма головы — поэтому возможно небольшое отклонение от среднестатистических цифр.
Вес ребенка: прибавка по месяцам
Вес новорожденного может составлять 2,6–4 кг. Малышей, родившихся с весом больше 4 кг, считают крупными. Это может быть как особенность конституции (у крупных родителей и ребенок будет крупным), так и свидетельство нарушения углеводного обмена у мамы.
Важный факт: масса тела ребенка при выписке из роддома обычно меньше той, с которой он родился, — оба показателя записываются в документах, выдаваемых маме. Не стоит бояться такого «похудения» — это естественный процесс, который называется физиологической потерей веса. Она происходит из-за потери воды через легкие и кожу, усыхания остатка пуповины, выделения мочи и мекония (первородного кала).
Максимальная потеря веса у большинства новорожденных происходит к 3–5-му дню и в норме составляет не более 6–8% от первоначального веса. А уже к 7–10-му дню жизни здоровые дети весят столько же, сколько сразу после рождения. Если ребенок теряет больше указанной нормы или долго не может восстановить потерянные граммы, это может говорить об инфекции или врожденной патологии.
В первый год жизни вес малыша увеличивается больше всего. Есть несколько способов расчета прибавки в весе.
Например, в первом полугодии ребенок должен прибавлять не менее 600–800 г в месяц. К 6 месяцам его вес в норме удваивается. Во втором полугодии жизни темпы набора веса несколько снижаются — он увеличивается на 300–550 г за месяц. Это происходит из-за того, что ребенок становится более подвижным: он уже не просто лежит в кроватке, а активно переворачивается, ползает, садится, встает и начинает ходить. К году вес ребенка должен утроиться по сравнению с первоначальным.
Некоторые мамы очень следят за тем, как их малыш прибавляет в весе. Они готовы взвешивать своего ребенка ежедневно, чуть ли не после каждого кормления, считая, что с каждым приемом пищи вес должен возрастать. Не стоит тратить на это время — вес ребенка, как и рост, увеличивается неравномерно. Не бывает такого, что ежедневно малыш прибавляет среднестатистические граммы: со временем мама заметит, что бывают периоды, когда вес стабилен или увеличивается незначительно, а потом вдруг происходит резкий скачок.
Для контроля достаточно взвешивать ребенка один раз в неделю, желательно в одной и той же одежде. Для взвешивания детей существует два вида весов: механические и электронные. Сегодня электронные весы более удобны в использовании — они легкие, компактные, мобильные. Некоторые модели, автоматически учитывают и вычитают вес пеленки, «запоминают» предыдущие взвешивания, могут показывать динамику изменений веса и даже измерять рост. Если нет возможности приобрести весы, можно обойтись и ежемесячным измерением веса в детской поликлинике.
После первого года жизни темпы прибавки веса (как и роста) значительно снижаются. В обычной жизни ребенок, да и взрослый уже никогда не сможет за один год удвоить или тем более утроить свой вес.
Внимание цифрам: норма прибавки веса
У каждого человека свое представление о здоровье. Так, некоторым родителям (а также бабушкам и дедушкам) кажется, что малыш должен быть этаким упитанным «боровичком». И недостаточный, по их мнению, вес и рост малыша приводит их в смятение.
На самом же деле в наши дни все больше детей с излишней прибавкой в весе, и чаще всего это наблюдается у малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Так, некоторые родители, желая посытнее накормить своего ребенка, делают смесь более концентрированной или увеличивают число кормлений. В результате дети прибавляют в весе больше необходимого, из-за чего многие из них отстают в развитии от своих сверстников — начинают позже переворачиваться, ползать, ходить, чаще болеют, более склонны к аллергическим реакциям.
В такой ситуации надо пересмотреть рацион ребенка: строго соблюдать число и объем кормлений, после введения прикорма больше давать малышу фруктовых и овощных пюре, а каши, сухари, печенье ограничить. Необходимо заниматься с ребенком гимнастикой, создавать ему условия для физической активности. Но не следует впадать в крайности: недостаточная прибавка в весе ребенка тоже не должна оставаться без внимания. Ведь иногда это может быть симптомом какой-то патологии: например, анемии или рахита.
Получая результаты измерения своего малыша, нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста и веса. Нужно учитывать рост и вес при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см и весом 2900 г в 1 год может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально — хорошо, когда в мире есть разнообразие!
Ребенок первого года жизни
Физическое развитие
Никогда ребенок не растет так быстро и не развивается так быстро, как на первом году жизни. Темпы прибавки массы и длины тела, развитие психических и двигательных функций очень индивидуальны, и все же есть определенные ориентиры, которые помогают родителям следить за здоровьем своего малыша.
На первом году жизни ведущими показателями физического развития являются: масса и длина тела, окружность головы, грудной клетки и живота. Особенно важно следить на прибавкой массы и длины тела ребенка.
Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5-5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 мес. В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии- 400-600г.
Для определения веса младенца его взвешивают на специальных детских весах с точностью до 10 граммов. Вначале на весы кладут пеленку, фиксируют ее вес, затем укладывают на нее раздетого ребенка. Для точного определения массы тела из показаний весов вычитается вес пеленки. Взвешивать ребенка надо сначала ежемесячно (на первом месяце, если в этом возникает необходимость, – даже еженедельно), затем – раз в 2 месяца.
Масса тела ребенка первого полугодия жизни в граммах может быть примерно определена, как сумма массы тела при рождении плюс 800 г*число месяцев (800 г – это среднемесячная прибавка). Для второго полугодия примерная нормальная масса тела равна массе тела при рождении плюс средняя прибавка за первое полугодие (800*6=4800)+400г (среднемесячная прибавка)*(возраст в месяцах-6).
Для определения длины тела нужно уложить ребенка на ровную поверхность, например на стол, таким образом, чтобы он касался этой поверхности одновременно лопатками, крестцом и пятками – пальчики ног должны быть расположены вертикально вверх. Пятки и макушку надо прижать, чтобы не смещались, и измерить расстояние между ними.
Следить за ростом окружности головы надо обязательно. Значительное отставание или, наоборот, слишком быстрое увеличение ее окружности, по сравнению с нормой, обычно свидетельствует о неблагополучии. В подобных случаях необходима консультация врача, а иногда и полное медицинское обследование.
При рождении окружность головы в среднем равна 34-36 см. В первые месяцы жизни она растет довольно быстро – за первый месяц увеличивается в среднем на 1,5-2 см темп увеличения окружности головы ребенка до года можно оценить так: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый месяц, недостающий до 6, надо отнять 1,5 см от 43 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 к 43 см к году окружность головы должна равняться 46 см.
В процессе роста черепа изменяются размеры большого и малого родничка. Малый родничок закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой родничок – к году. У некоторых детей этот процесс заканчивается на 2-3 месяца раньше или позже, что считается вариантом нормы.
Для правильного измерения окружности головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылок, а спереди – надбровные дуги.
Рост окружности груди отражает степень развития грудной клетки, ее мышечного слоя и подкожно-жировой клетчатки. При рождении окружность груди равна 32-34 см, что на 1,5-2 см меньше окружности головы. В 4 месяца эти окружности уравниваются, а затем во все периоды детства увеличение грудной клетки опережает рост головы.
Для ориентировочной оценки развития грудной клетки можно использовать следующий расчет: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий до 6 месяцев нужно вычесть 2 см из 45 см, на каждый последующий после 6 месяце – прибавить 0,5 см к 45 см.
Окружность груди измеряют при спокойном состоянии младенца. Сантиметровую ленту при этом накладывают сзади на уровне нижних углов лопаток, а спереди – по нижним краям околососковых кружков.
При измерении окружности живота сантиметровая лента должна проходить по его самому выпуклому месту. Окружность живота в норме несколько меньше окружности груди; если она больше, то это может означать, что ребенок развивается непропорционально и надо поговорить об этом с врачом.
Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, но значительные отклонения от средних показателей должны встревожить родителей, ибо они могут быть обусловлены каким-либо заболеванием. В этом случае необходима консультация врача.
Психомоторное развитие
Первый год жизни ребенка – это период его адаптации к внешнему миру. За эти 12 месяцев ему предстоит пройти огромный путь – научиться сидеть, вставать на ноги, делать первые шаги, произносить первые звуки и слова.
Новые навыки и умения приходят к нему в определенной последовательности, но, конечно, при условии правильного ухода и развивающих занятий.
Ребенок поднимает и удерживает голову. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь, поворачивает голову в сторону звука. Может сжимать и разжимать кулачки, рефлекторно удерживает игрушку, вложенную ему в руку. При виде взрослых улыбается. Начинает больше времени бодрствовать, знакомясь с окружающим миром.
Более устойчиво удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Может переворачиваться со спины на бок. Увеличивает объем движений, но они остаются нескоординированными. Активно следит за движущимся предметом, тянется за игрушкой. На обращения взрослых реагирует радостной улыбкой, появляются смех и гуление, выражающие положительные эмоции.
Не только хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но и приподнимает ее из положения лежа на спине. При поддержке в вертикальном положении более устойчиво упирается ножками. Может сидеть с поддержкой, свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, тянется ручками к различным предметам. Может брать игрушку и подносить ее ко рту. Оживляется, улыбается, смеется, когда с ним играют взрослые.
При поддержке стоит устойчиво на ногах, садится, но удерживать прямо спину еще не может. Пытается поворачиваться с живота на спину. Лежа на спине, хватает себя за стопы и тянет их в рот. Узнает родителей, членов семьи, хорошо улавливает интонации обращенной к нему речи, более эмоционально реагирует на окружающее.
Умеет самостоятельно садится и сидит без поддержки. Может тянуться вперед их положения сидя. Переворачивается в любую сторону. При поддержке за руки встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Может самостоятельно играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую, поднимать упавшую. Начинает лепетать, то есть повторно произносить отдельные слоги «ма», «ба», «на». Для развития этих умений особенно важны общение со взрослыми, обращенная к ребенку речь.
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Самостоятельно может наклоняться и выпрямлять туловище. При опоре встает на колени, а при поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками. Любит прыгать на месте. Хлопает в ладоши и любит бить игрушки одну об другую. Ищет взглядом и находит на привычном месте крупные предметы, которые называют взрослые. Тянется к своему изображению в зеркале.
Держать за перила манежа, кроватки или стул, встает и сам садится. Пробует ходить при поддержке за обе руки. Умеет по желанию разжимать пальцы, любит бросать игрушки на пол. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Становится разнообразнее мимика. Появляется интерес и удивление при виде новой игрушки или незнакомого лица. Отличает знакомых от незнакомых. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость в стремлении достать его. Много играет с игрушками, охотно вступает в контакт со взрослыми.
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, игрушки, собирает мелкие предметы. Выполняет простые пробы: «дай ручку», «помаши рукой – до свидания» и др. ищет упавший предмет, игрушку, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов («нельзя», «дай», «брось», «иди»). Различает цвета, форму игрушек, предметов.
Стоит без опоры, самостоятельно поднимается; может ходить, держась за руку или за коляской. Разглядывает мелкие предметы с любопытством, берет их двумя пальцами, держит цепко игрушку, которая ему особенно понравилась, и не отдает ее. Хорошо подражает движениям взрослых, может выполнять сложные движения: открывает или закрывает крышку коробки, прячет игрушку, мяч.
Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, ходит при поддержке за руку). Находит любимые предметы. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Заметно возрастает координация движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает, рвет бумагу). Переворачивает страницы книги.
Начинает самостоятельно ходить, подходит, если его подзовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Отдает игрушку, если ее у него просят. Выполняет довольно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные игрушки, предметы. Пытается участвовать в одевании, умывании. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.
Зубы и их гигиена
Хорошие зубы – это не только одно из слагаемых красоты, но и залог нормального пищеварения, общего здоровья.
Каждый зуб состоит из коронки (часть зуба, выступающая в полость рта) и корня, который находится в челюсти.
Коронка покрыта эмалью – самой твердой частью человеческого организма (на 96% состоит из минеральных веществ). Основу зуба составляет находящаяся под эмалью менее минерализованная и более мягкая ткань – дентин. Корень покрыт цементом. Внутри зуба расположена пульпа – мягкая ткань, содержащая сосуды и нервы. Пульпа отвечает за питание дентина, эмали и цемента. Эмаль и цемент дополнительно насыщаются минеральными веществами за счет слюны и пародонта – тканей, соединяющих корень зуба с костью челюсти.
Ребенок рождается с зачатками не только молочных, но и постоянных зубов, которые постепенно приходят на смену выпадающим молочным. Описаны случаи, когда ребенок рождался с уже нормально развитыми и здоровыми зубами или они прорезывались в течение первых 30 дней жизни. Но такой феномен встречается редко. Преждевременно прорезавшиеся зубы обычно незрелые, излишне подвижные из-за несформированных корней и быстро выпадают. В этом случае можно попытаться укрепить зубы – современная детская стоматология это позволяет. Есть специальные накладки из мягкой пластмассы, которыми покрывают зубы во время кормления.
Сроки прорезывания молочных зубов
Зубы | Возраст (месяцы) | |
Нижние | Верхние | |
Средние резцы | 4-8 | 6-10 |
Боковые резцы | 7-10 | 8-12 |
Клыки | 16-20 | |
Первые большие коренные зубы | 11-18 | |
Вторые большие коренные зубы | 20-30 |
Сроки прорезывания постоянных зубов
Зубы | Возраст (годы) | |
Нижние | Верхние | |
Средние резцы | 6-7 | 7-8 |
Боковые резцы | 7-8 | 8-9 |
Клыки | 9-11 | 11-12 |
Первые малые коренные зубы | 10-12 | 10-11 |
Вторые малые коренные зубы | 11-13 | 10-12 |
Первые большие коренные зубы | 5,5-7 | |
Вторые большие коренные зубы | 12-13 | 12-14 |
Третьи большие коренные зубы | 17-30 |
По мере роста ребенка формируется и зубочелюстная система. Правильному формированию прикуса у новорожденного способствует грудное вскармливание. Активное сосание способствует тому, что нижняя челюсть постепенно смещается вперед и к моменту прорезывания зубов смыкается с верхней, то есть формируется правильный прикус.
Неправильный прикус – это, прежде всего, нарушение или отсутствие контакта между зубами. Различают три вида неправильного прикуса, которые могут сочетаться и иметь разную степень выраженности. При обычном осмотре эта аномалия определяется по взаиморасположению передних зубов:
Формированию дефектного развития челюстей и неправильного прикуса в раннем возрасте способствуют:
Дети, имеющие аномалии прикуса, из-за отсутствия полноценного контакта между зубами не могут нормально пережевывать пищу, она плохо смачивается слюной, а язык при глотании упирается в губы, в результате чего мышцы рта напрягаются, и все лицо «участвует в глотании».
При отсутствии коррекции дефектов прикуса могут наблюдаться заболевания пищеварительной системы и ранняя потеря зубов, поскольку неадекватная и неравномерная нагрузка на разные зубы при жевании вызывает раздражение, а затем и воспаление тканей, удерживающих их в челюсти (ткани пародонта). Ткань разрушается, зуб расшатывается и выпадает.
Лечением подобных аномалий занимается стоматолог-ортодонт. В настоящее время разработано большое количество методов и аппаратов для изменения прикуса. Используются съемные конструкции, так называемые «ортодонтические пластинки» с винтами и крючками, и несъемные системы, которые укрепляются на зубах и позволяют постепенно перемещать зубы в необходимом направлении (брекет – система). Использование того или другого аппарата определяется врачом по клиническим показаниям.
Несколько общих советов родителям:
О рахите
Рахит довольно часто развивается на первом году жизни ребенка, и родителям надо иметь представление о его первых признаках, профилактике и лечении.
Рахит возникает при недостатке в организме солей кальция, необходимых для роста и развития костей. Причиной этого является дефицит витамина Д.
Под влиянием ультрафиолетовых солнечных лучей в коже образуется предшественник витамина Д, который превращается в витамин Д. Последний повышает всасывание кальция в кишечнике и отложение его в костях (в виде соединения с фосфором). При дефиците витамина Д не происходят отложения солей кальция в растущих костях. Они становятся мягкими и легко деформируются. В результате у ребенка формируются искривление ног, деформации головы и грудной клетки, изменения костей таза (у девочек это в будущем может осложнить течение родов).
Витамина Д в пище мало. Например, в одном литре коровьего молока его в 20 раз меньше суточной потребности ребенка. Исключением является яичный желток, но его дают лишь с 6 месяцев.
Злаки, особенно пшеница, богаты фитином, содержащим фосфор. Фосфор связывает кальций в кишечнике, тем самым, препятствуя его всасыванию. Поэтому дети, которым по 2-3 раза в день дают манную кажу или картофельное пюре, недополучают кальций и могут заболеть рахитом.
Рахит обычно проявляется уже на втором месяце жизни, а у недоношенных детей еще раньше. Ребенок становится раздражительным, хуже спит, у него появляется чрезмерная потливость. Пот вызывает зуд, в частности в области затылка, при этом ребенок крутит головкой, что приводит к облысению затылка.
Врач при осмотре может обнаружить размягчение краев родничка, затылочной кости, уплощение черепа. Если не принять мер, размягчение костей приведет к появлению в нижней части грудной клетки борозды, а затем – к искривлению ног по типу букв «О» и «Х». так называемый «рахитический горб» связан со снижением тонуса мышц спины.
Под влиянием рахита рост костей (особенно ног) замедляется, ребенок может не достичь нормального роста, а пропорции тела окажутся неправильными. О-образные деформации ног в течение 3-4 лет обычно исчезают, Х-образные («стукающиеся коленки») нередко остаются на всю жизнь.
Для профилактики и лечения рахита применяют витамин Д врачи рекомендуют начинать проходить профилактику рахита в возрасте одного месяца, а при недоношенности – с двух недель: детям назначают масляный или водный (что предпочтительнее) раствор витамина Д. во всех случаях и при профилактике, и при лечении рахита- общую дозу и схему введения витамина Д назначает врач.
Возможно индивидуальная повышенная чувствительность к витамину Д. поэтому, если ребенок после нескольких дней применения препарата начинает отказываться от еду, у него появляется тошнота или рвота, необходимо обратиться к врачу.
Летом в солнечные дни ребенок должен принимать воздушные ванны в утренние часы в течение 15-30 минут. Надо помнить, что регулярные прогулки, массаж, гимнастика являются важными мерами профилактики рахита.
Массаж
Его цель – оказать общее благоприятное действие на организм. Однако начинать массаж надо обязательно с разрешения врача, так как существуют некоторые противопоказания к его проведению.
Массаж улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу желудочно-кишечного тракта, способствует формированию ритма сна и бодрствования, поддерживает мышечный тонус, ускоряет моторное развитие, закаляет ребенка.
Важно помнить, что занятия массажем должны доставлять ребенку удовольствие. Если он плачет во время занятий, их надо тут же прекратить, чтобы у него не закрепились отрицательные эмоции: лучше повторить или завершить комплекс через некоторое время.
У большинства детей массаж можно проводить после 2-3 недели жизни.
Место и время проведения массажа
Для того, чтобы массаж был максимально эффективным, должны быть созданы оптимальные внешние условия: комнату надо хорошо проветрить, температура в ней должна быть комфортной.
Проводить массаж надо на твердой, теплой, нескользкой поверхности. Это может быть пеленальный или обычный стол, накрытый байковым одеялом, клеенкой и пеленкой.
Массаж лучше не делать перед ночным сном, проводить его надо не ранее чем через 30-40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивание.
Приемы оздоровительного массажа
Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежными, работают только пальцы и кисть. Этот прием проводится ладонной поверхностью кисти.
Более интенсивное и глубокое поглаживание тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производится одним, двумя или тремя пальцами ладонной поверхностью кисти круговыми движениями. Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, чтобы воздействовать на более глубокие слои кожи.
Прием аналогичен растиранию, но еще более глубоко воздействует на кожу и мышцы. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) производят одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.
Это быстрое, ритмичное сотрясание кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами. Это упражнение очень полезно и для здоровых детей, и для перенесших недавно респираторную инфекцию. Каждое движение стоит повторять не менее 4 раз или кратно четырем (то есть восемь, двенадцать и т.д.) для воспитания чувств ритма.
Упражнения для детей на 3-8-й неделях жизни
Длительность массажа в этот период должна составлять от 5 до 10 минут, более длительные занятия малышу трудно выдержать, он устанет и начнет плакать. Это главный сигнал к прекращению упражнений. Через несколько часов можно снова начать занятия.
Упражнения для детей на 3-м месяце жизни
Упражнения для детей на 4-м месяце жизни
Упражнения для детей на 5-6-м месяцах жизни
Упражнения для детей на 7-9-м месяцах жизни
Длительность занятий в этот период может быть от 15 до 30 минут. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться связь движения со словом. Поэтому надо уже сопровождать все упражнения словами «садись-ложись», «повернись на живот».
Упражнения для детей на 10-12-м месяцах жизни
В этом возрасте многие дети не только хорошо стоят, но и уже начинают ходить. Значит, особое внимание нужно уделять согласованности действий всех мышц – координации движений. С переходом на прямохождение во много раз возрастает нагрузка на позвоночный столб. Поэтому необходимо продолжать массировать мышцы спины и живота.
Режим дня, воспитание и игрушки
Если в первые недели жизни удается установить режим кормления, то он становится стержнем всего суточного ритма, – ребенок всегда в одно и то же время спит, бодрствует, гуляет. Такая ритмичность полезна, прежде всего, самому ребенку, но она упорядочивает и жизнь всей семьи, дает родителям возможность лучше располагать своим временем, больше отдыхать.
Речь идет не о жестком режиме, когда все диктует часовая стрелка. Индивидуальность ребенка, его самочувствие, настроение, изменения метеорологических условий, к которым маленькие дети очень чувствительны, какие-то семейные события могут, конечно, свои коррективы. Но основ ритма все- таки надо придерживаться.
В режим дня обязательно должны входить и прогулки – длительность их постепенно увеличивается. Дневной сон будет крепче, если проводить его на свежем воздухе. Когда ребенок станет старше и будет меньше спать днем, можно гулять на воздухе и в часы бодрствования. Свежий воздух действует на ребенка успокаивающе, улучшается работа многих органов и систем, повышаются общие защитные силы, улучшаются обменные процессы. В коже ребенка под действием солнечного света вырабатывается витамин Д.
Примерный режим дня ребенка первого года жизни
Возраст | |||
1-5 мес | 5-9 мес | Старше 9 мес | |
Кормление | 6.00-6.30 | ||
Бодрствование, туалет | 6.30-7.30 | ||
Сон | 7.30-9.30 | 7.30-10.30 | |
Кормление | 9.30-10.00 | 10.00-10.30 | |
Бодрствование | 10.00-11.00 | 10.30-12.00 | |
Сон | 11.00-13.00 | 12.00-14.00 | |
кормление | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | |
Бодрствование | 13.30-14.30 | 14.30-16.00 | |
Сон | 14.30-16.30 | 16.00-18.00 | — |
Кормление | 16.30-17.00 | 18.00-18.30 | |
Бодрствование | 17.00-18.00 | 18.30-19.30 | |
Сон | 18.00-19.30 | — | |
Купание | 19.30-20.00 | ||
Кормление | 20.00-20.30 | ||
Сон | 20.30-6.00(с перерывом для кормления) | 20.30-6.00 |
На летнюю прогулку надо одевать ребенка легко, чтобы он не перегрелся. Головка должна быть защищена от солнца, надо полностью избегать прямых солнечных лучей, особенно в первые три месяца жизни. Нежная кожа ребенка очень чувствительна, поэтому даже небольшое облучение может повлечь за собой ожог и повышение температуры.
В зимнее время первые прогулки можно совершать при температуре до минус 5°С. Многие дети плохо переносят сильный ветер, туман, мороз или жару. В такие дни можно устроить прогулку в комнате при открытых окнах.
На первом году жизни, как никогда, физическое развитие связано с психическим, с развитием интеллекта. Моторика ребенка — зеркало его психики. Наблюдать за развитием младенца каждый день, отмечать какой-то новый его успех – огромная радость для родителей, дедушек и бабушек.
Главная потребность ребенка, решающее условие его нормального развития – любовь в семье. Нежное прикосновение рук матери, отца, дедушки и бабушки, зрительный контакт с членами семьи, ласковые голоса способствуют созреванию эмоциональной сферы ребенка, укрепляют связь между ребенком и взрослым.
Дети, даже самые маленькие, понимают, что их любят, с их желаниями считаются. В воспитании нет готовых рецептов и решений. Каждый ребенок представляет собой индивидуальность, поэтому не может быть универсальных воспитательных средств. Прежде всего, родители должны научиться понимать своего ребенка и быть достаточно внимательными и терпеливыми — тогда успех обеспечен.
В первые месяцы жизни ребенок особенно нуждается в нежных прикосновениях, поглаживаниях, которые дают не только психологический эффект, но и являются важнейшим стимулятором развития нервной системы. Малыш в этом возрасте узнает голос матери или отца, устанавливает с ними зрительный контакт. Плач и гуление — это «язык» ребенка. Чтобы выразить свое недовольство или боль, он плачет, когда доволен – начинает гулить. Это гуление, как и последующий лепет, надо поддерживать, устраивать перекличку с ребенком, повторяя произносимые им звуки, понемножку усложняя их. Дети реагируют на интонации голоса родителей. С ребенком надо всегда разговаривать, сопровождая словами свои действия (умывание, пеленание, купание). Интонацией можно поощрять действия ребенка или выразить неудовольствие его поведением.
Огромное значение для развития ребенка имеет правильный, соответствующий возрасту подбор игрушек. Они способствуют развитию органов чувств, служат учебным пособием для совершенствования различных навыков, а также средством познания мира. Вначале ребенку нужны игрушки для разглядывания (цветные шары), потом – для ощупывания (такие, которые удобно взять в руку) или для более сложных действий (постукивания, перекладывания, перекатывания). Такие занятия способствуют развитию мелких движений кисти, а эти движения очень важны, они дают мощные стимулы развитию психики, активизируют зоны мозга, ведают речью.
Уже на втором месяце, занимаясь с ребенком, надо вложить ему в ручки удобные для захватывания колечки, потрясти справа и слева от него погремушкой, проверяя и тренируя слух. Полезно давать ему ощупывать мелкие предметы с разной поверхностью – гладкой, ребристой, бугристой.
Примерно на 5 — 6-м месяце с ребенком можно начинать игру в «сороку-ворону», сгибая и разгибая его пальчики, или в прятки, закрывая свое лицо пеленкой или косынкой и открывая его или пряча таким же образом и показывая затем любимую игрушку.
8 месяцев игра ребенка становится все более разнообразной. В его распоряжении должны быть какие-нибудь коробки, мисочки, чтобы он мог складывать туда и вынимать оттуда свои игрушки, открывать и закрывать крышки. Предметы должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить или вдохнуть.
С 10 месяцев малышу надо регулярно показывать книжки с яркими картинками, читая простой текст. Это помогает развивать восприятие речи. Ближе к году ребенок начинает понимать, когда его действия вызывают одобрение, а когда – недовольство окружающих. Родители должны поощрять своих малышей за правильное поведение. Надо помнить, что ребенок всегда должен чувствовать себя любимым, даже если его поступки требуют порицания.
Если малыш настойчиво тянет в рот предмет, которому там не место, надо мягко отвести его руку в сторону, сопровождая это словом «нельзя» и интонацией, и постараться его чем-нибудь отвлечь.
Если ребенок отказывается выполнять то, что ему предлагают, родителям следует проявить терпение и изобретательность, чтобы настоять на своем не травмируя психику маленького упрямца.
К концу первого года жизни малыш способен различать настроения окружающих, и может подражать им. Он уже самостоятельно передвигается по квартире, произносит отдельные слова и многое понимает. Любопытство его безгранично.
Теперь необходимо обеспечить его безопасность – следить, чтобы он не оказался на кухне рядом с плитой, не потянул со стола скатерть вместе со стоящим на ней горячим чайником, чтобы на его пути не попадались мелкие предметы, которые он может проглотить или лекарства. Новые возможности ребенка – новые проблемы для родителей! Но и новые радости!
Одежда и обувь
Механизмы регуляции температуры тела у малыша весьма несовершенны, и воздействие холода уже через несколько минут вызывает их перенапряжение. Внешне это проявляется в появлении «мраморной» окраски кожных покровов, «гусиной кожи», бледности в области носогубного треугольника. Ясно, что такому ребенку холодно и ему нужна более теплая одежда.
Дети отличаются от взрослых более высокой теплопродукцией. Чем меньше ребенок, тем она выше. В связи с этим, одевая ребенка, не нужно ориентироваться только на собственные ощущения. Если одежда взрослого обеспечивает ему тепловой комфорт, то аналогичная одежда у ребенка может вызывать перегревание.
Двигательная активность детей очень высока. При движении уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза. Это также необходимо учитывать при подборе одежды. Она должна обеспечивать возможность активно двигаться и не вызывать перегревания.
температуры не свидетельствует о заболевании и необходимости лечения, а всего лишь говорит о том, что ребенка нужно одеть в более легкую одежду.
Покрой одежды используется самый простой, с минимальным количеством швов. Распашонки и кофточки всегда запахиваются спереди, лучше, если у них не будет воротника, кружевных или других украшений, завязок, карманов и т.д. Пуговицы на кофточках желательно пришивать маленькие и плоские. Ползунки предпочтительнее с широкими бретелями на застежках. Это необходимо для того, чтобы одежда имела минимальное количество складок и грубых выступающих деталей и узлов.
В жаркое время года ребенку ни дома, ни на прогулке не нужна никакая одежда, кроме подгузника и легкой хлопчатобумажной кофточки. При температуре воздуха 20
22°С можно дополнительно надеть хлопчатобумажные трикотажные ползунки.
Осенью и весной во время прогулки домашняя одежда дополняется теплыми ползунками и кофточкой или костюмом-комбинезоном. Очень удобна шапочка-шлем, вязанная из тонкой хлопчатобумажной или шерстяной пряжи с подкладкой из фланели и с пелериной, закрывающей плечи. Шапочка завязывается под подбородком и застегивается на плоские пуговицы. Надевать на малыша головной платок нежелательно, так как он может нарушить кровообращение в области шеи, затрудняет движения, вызывает неприятные ощущения и, как следствие, – беспокойство ребенка или нарушение сна во время прогулки.
Наилучшая одежда в зимнее время для детей в возрасте одного года и старше – комбинезон, максимально обеспечивающий активные движения ребенка и тепловой комфорт. Сохранению тепла способствует отсутствие потоков воздуха под одеждой, что достигается созданием большого количества замкнутых пространств (отдельно для каждой ручки и ножки, туловища), наличием капюшона и манжет на рукавах и штанинах. Верхний слой комбинезона должен изготавливаться из непромокающих тканей.
Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, в первую очередь его стопы, и обеспечить благоприятный микроклимат вокруг стопы, поддержание оптимальной температуры и влажности при любой погоде.
Обувь для детей отличается от взрослой не только размерами, но и конструкцией. Стопа ребенка имеет веерообразную форму: она узкая в области пятки и постепенно расширяется к пальцам. Поэтому обувь для детей должна иметь широкий мыс и, обязательно, надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движению. Для этого используются разные виды крепления: шнуровки, ремни, застежки «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы для детей до семи лет, так как они удерживаются на ноге за счет узкой носочной части и сжимают пальцы, препятствуя нормальному росту и развитию стопы.
Если подошва обуви плохо сгибается или не сгибается вообще, у ребенка может развиться плоскостопие. Но даже ношение обуви с оптимальной гибкостью подошвы может не уберечь ребенка от плоскостопия. Для его профилактики в теплое время года надо дать ребенку возможность ходить босиком по неровной поверхности (трава, песок), что активизирует хватательные движения стопы.
Обязательной деталью детской обуви является каблук. Без каблука шьются только пинетки – обувь для детей самого раннего возраста. Для дошкольников высота каблука колеблется от 5 до 10 мм. Толщина подошвы должна быть от 3 до 5 мм, стелька – из натуральной кожи, желательно наличие супинатора. Обувь для детей любого возраста должна быть легкой.
Летняя обувь может быть сделана из кожи или из различных натуральных текстильных материалов (в том числе, в комбинации с кожей, рогожкой, джинсовой тканью).
Для маленьких детских ножек обувь должна быть с невысокими голенищами, даже в холодное время года. Не следует надевать малышам валенки.
Они плохо гнутся, ограничивая тем самым движения ноги, имеют узкую носовую часть, вогнутую кнаружи подошву без супинатора и каблука, активно впитывают влагу и легко промокают, а калоши или резиновая подошва делают их очень тяжелыми, затрудняя движения ребенка. Кроме того, валенки неудобно надевать и снимать.
Самая подходящая обувь для поздней осени и зимы – невысокие сапожки или ботинки из натуральной кожи или из кожзаменителя, утепленные внутри мехом (лучше натуральным), на толстой подошве, из гибкой пористой резины, которая не промокает, хорошо сохраняет тепло, а также обладает противоскользящими свойствами.