рост алексея смирнова актера
Алексей Смирнов
Алексей Макарович Смирнов. Родился 28 февраля 1920 года в Данилове Ярославской губернии — умер 7 мая 1979 года в Ленинграде. Советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской губернии в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых.
В середине 1920-х семья переселилась в Ленинград. Макар Степанович рано умер, и Анна Ивановна осталась с двумя детьми: кроме старшего сына Алексея был ещё и младший Аркадий.
Жили Смирновы в коммунальной квартире по адресу ул. Петра Лаврова, д. 44.
Ещё в школе Алексей Смирнов начал играть в драмкружке.
В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Там Смирнов успел сыграть всего лишь одну роль — Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари».
В октябре 1940 года был призван в РККА. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Служил химинструктором, а затем командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК.
В составе своего подразделения Алексей Смирнов принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах.
Ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трёх гитлеровцев автоматным огнём, будучи в разведке. Заменив выбывшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника.
Алексей Смирнов на фронте
Во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944 года Смирнов со своим взводом уничтожил миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 солдат противника. Отбив Онацковцы, взвод продвинулся вперёд и 9 марта овладел городом Староконстантинов. В том бою старший сержант Смирнов со взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. За мужество, проявленное в этих боях, Смирнов был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но был награждён менее значимым орденом Красной Звезды.
Через неделю, в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, Смирнов и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 и взяв в плен пятерых. За личное мужество в этих боях Смирнов был удостоен ордена Славы III степени.
В ходе Висло-Одерской операции 17 января 1945 года батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов с тремя красноармейцами атаковал немцев. Алексей Макарович лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению.
22 января 1945 года, во время форсирования реки Одер, Смирнов с расчётом переправили на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, уничтожили две пулемётные точки и до 20 солдат противника. В результате 36-й гвардейский стрелковый полк сумел удержать и расширить плацдарм в районе деревни Эйхенрид, а Смирнов был награждён орденом Славы II степени.
Примечательно, что при своих заслугах Смирнов также руководил в полку художественной самодеятельностью: только в мае—июле 1944 года Смирнов организовал 10 концертов перед аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. Участвуя в смотрах красноармейской художественной самодеятельности, как в 1943-м, так и в 1944-м годах, самодеятельность полка, где служил Смирнов, заняла первое место среди частей дивизии. Алексей Макарович в этот же период представлялся к ордену Красной Звезды, но вместо этого был награждён менее значимой медалью «За боевые заслуги».
Завершить войну в Берлине гвардии старшине Смирнову не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен и после лечения в госпитале был комиссован.
В 1946 году Алексей Смирнов был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Будучи неизвестным, актёр жил бедно: не было ролей в кино и каких-либо значимых ролей в театре, к тому же, Смирнов ухаживал за больной матерью, у которой после гибели Аркадия на фронте развилось психическое заболевание. Алексей Макарович не мог уделять достаточно времени уходу за матерью из-за многочисленных гастролей и в 1952-м году покинул театр, перейдя в «Ленгосэстраду».
Позже внушительная комплекция и простодушная внешность помогли ему выделиться среди других актёров, и режиссёры стали предлагать ему комедийные роли второго плана. Театральной публике полюбились смешные и неуклюжие увальни Смирнова.
В начале 50-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музыкальной комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох». Самого Смирнова амплуа комика тяготило, и актёр мечтал о драматических ролях. В спектакле по пьесе-сказке Николая Адуева «Табачный капитан» он сыграл свою первую полудраматическую роль — Петра I.
К концу 50-х годов Смирнов стал известен и среди кинематографистов. В 1959 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл эпизодическую роль буржуйчика, единственного комедийного героя в серьёзной картине, после чего ему было предложено шесть других ролей.
В фильме «Роман и Франческа», снимавшемся на киностудии имени А. Довженко, Смирнов согласился сняться, только чтобы посмотреть, как после войны был отстроен Киев.
В 1961 году, когда Алексей Смирнов стал актёром киностудии «Ленфильм», на экраны страны вышли сразу два фильма с его участием. И комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», где Смирнов сыграл матроса Кныша, и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, где Смирнов перевоплотился в атамана запорожских казаков, посла к Екатерине II, были хорошо приняты публикой.
Всесоюзную известность Алексею Смирнову принесли роли в картинах Леонида Гайдая. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» Смирнов сыграл роль Билла Дрисколла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь похищением детей.
Алексей Смирнов в фильме «Деловые люди»
Фильм, состоящий из трёх отдельных новелл, был прекрасно воспринят зрителем, причём во многом благодаря «Вождю краснокожих», где помимо Смирнова участвовали ещё Георгий Вицин и Серёжа Тихонов. После этой роли Смирнов оказался широко востребован режиссёрами, которые помимо таланта перевоплощения ценили цепкий ум и покладистость актёра: Смирнов не только понимал все режиссёрские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, будь то падения, купание в ледяной воде или непосредственный контакт с дикими животными.
В 1964 году Смирнов снялся в «Зайчике» у Леонида Быкова, который впоследствии стал его близким другом, и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».
Наиболее известной ролью Алексея Смирнова стал великовозрастный хулиган и тунеядец Федя из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны, и в последующие годы он многократно демонстрировался по телевидению. Реплики Феди «Влип, очкарик!», «А компот?!», «Кто не работает, тот ест. Учись, студент!» и многие другие стали частью советского и российского фольклора.
Алексей Смирнов в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Алексей Смирнов в фильме «Свадьба в Малиновке»
Во всех этих фильмах он выступал в комедийных ролях, но, как и в театре, актёр мечтал играть драматические роли. Долгое время ему отказывали, и лишь в 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика». Работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, и в итоге массовый зритель этот фильм так и не увидел.
В 1968 году режиссёры Алексей Швачко и Игорь Самборский, зная о фронтовых заслугах актёра, пригласили его в свой фильм «Разведчики», где Смирнов сыграл роль увальня-повара, который упрашивает взять его в разведку и жертвует жизнью, прикрывая отход товарищей.
В том же фильме снялся и Леонид Быков, которого Смирнов считал одним из своих преданных друзей и с которым ранее работал на съёмках фильма «Зайчик». В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни «старики»», где Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов — его механика. Леонид Быков сам выступил режиссёром и настоял на утверждении Смирнова на роль Макарыча.
Фильм был восторженно принят зрителями, а образ Макарыча впервые по-настоящему высветил способность Смирнова играть драматические роли, но, как с горечью замечал сам актёр: «Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра».
Алексей Смирнов в фильме «В бой идут одни «старики»»
По словам Владимира Талашко, сыгравшего в «стариках» роль Скворцова, в первый день съемок, во время репетиции финальной сцены у могилы, Смирнов схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней Смирнов вернулся и сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру», после чего Леонид Быков оставил в картине тот дубль.
Кроме того, Смирнов часто уезжал со съемок в Ленинград, где давал эстрадные концерты. В одной из поездок автобус «Ленфильма», в котором ехал актёр, попал в аварию и перевернулся. Смирнов, спасая молодую актрису, сильно повредил ноги и потом хромал на протяжение почти всего съемочного процесса. При этом, по словам Талашко, он не унывал — шутил, опекал молодежь, кормил бутербродами коллег.
В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино, — во время съёмок он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья, — и нередкое злоупотребление алкоголем. Это значительно осложнило его профессиональную деятельность, Смирнов даже не смог в 1977 году сняться в кинокартине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал.
Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром», где артист сыграл фокусника по фамилии Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами. Мать актёра к тому времени находилась в доме для престарелых и из-за прогрессирующей болезни не узнавала сына, от чего тот очень страдал.
12 апреля 1979 года Смирнов узнал о смерти Леонида Быкова, который накануне погиб в автокатастрофе. Шокированный известием, актёр, по данным некоторых источников, ушёл в запой. В 20-х числах апреля того же года он был госпитализирован в Мариинскую больницу. Доктора диагностировали у Смирнова ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких и выраженную одышку. За две недели пребывания Смирнова в больнице его никто не навестил, но зато актёр пользовался большой популярностью у персонала, и ему всячески пытались угодить, в том числе бегая по его просьбе за алкоголем.
7 мая, в день выписки, Алексей Смирнов скончался.
По словам лечащего врача Алексея Смирнова, роковой стала бутылка коньяка, которую актёр выпил тайком от врачей в день выписки, что привело к разрыву сердца.
Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила).
Могила Алексея Смирнова
Впоследствии стало известно, что он хотел быть похоронен под вальс «На сопках Маньчжурии», но так как последние несколько лет актёр вел крайне замкнутый образ жизни, во время похорон об этом никто не знал.
В память об актере 14 сентября 2011 года по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Фурштатская, д. 44 была открыта мемориальная доска.
В 2011 году в Харькове был установлен памятник Алексею Смирнову в роли механика Макарыча из фильма «В бой идут одни «старики»».
Также в память об актёре были сняты следующие документальные фильмы: «Чтобы помнили — Алексей Смирнов» (1997), «Его знали только в лицо. Трагедия комика» (2004), «Две славы солдата и актёра» (2004), «Две славы Алексея Смирнова» (2009), «Острова. Алексей Смирнов» (Телеканал «Культура», 2012).
Алексей Смирнов
Рост Алексея Смирнова: 186 сантиметров.
Личная жизнь Алексея Смирнова:
В виду тяжелой контузии, полученной в бою, Смирнов потерял возможность иметь детей. Поэтому вернувшись с фронта, он отказал своей возлюбленной в продолжении отношений. Об истинной причине она узнала лишь много лет спустя.
Наиболее близким человеком для артиста осталась его мать — Анна Ивановна (скончалась в 1981 году, похоронена рядом с сыном), которую, по словам коллег, Смирнов «боготворил». Он до конца жизни прожил с матерью в старой коммуналке, не сумев получить отдельную квартиру, несмотря на свою известность и боевые награды. Актёр не любил вспоминать о войне, поэтому об этих наградах знали немногие.
Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, но сильно комплексовал по поводу своей внешности и мужского недуга.
В начале 50-х годов артист, по данным некоторых источников, придя к выводу, что жену ему не найти, решил усыновить ребёнка. Дети очень любили Алексея Смирнова, и он отвечал им взаимностью. Например, Виктор Косых, исполнитель главной роли в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всё время находилось множество детей, для которых он с удовольствием мастерил различные игрушки из дерева.
Актёр также приносил собственноручно изготовленные игрушки в дом-интернат для детей-инвалидов, который часто посещал. Там он обратил внимание на Ваню — замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Смирнов попытался усыновить ребёнка, но ему это не удалось.
Будучи одиноким (с однополчанами Смирнов по неизвестным причинам не поддерживал связи), актёр увлекался чтением: дома он собрал большую библиотеку и на съёмках «Айболита-66» удивил коллег знанием японской поэзии.
Другим увлечением Смирнова было коллекционирование различных насекомых и пресмыкающихся, которых он хранил дома в заспиртованном или засушенном виде. Кроме того, артист собирал газетные и журнальные вырезки о себе, но таковых было очень немного: первое большое интервью с ним в прессе было опубликовано в ленинградской газете «Смена» в 1970-м году.
Фильмография Алексея Смирнова:
последнее обновление информации: 23.03.2021
Алексей Андреевич Смирнов
Алексей Андреевич Смирнов. Родился 9 июля 1991 года в Москве. Российский актер, режиссер. Сын актера и режиссера Андрея Смирнова и актрисы Елены Прудниковой.
Алексей Смирнов родился 9 июля 1991 года в Москве в актерской семье.
Принимал участие в других проектах: «А на съемках в фильме моей сестры Дуни «Отцы и дети» самым любимым занятием у меня было вставать спозаранку, варить кофе и будить Фенечку (актрису Катю Вилкову) с чашечкой в руках. Я чувствовал себя значимым, даря ей с утра хорошее настроение».
Тем не менее, отец не хотел для него кинематографической карьеры, он видел Алексея ученым, математиком или композитором. Алексей занимался востоковедением, изучил китайский язык. Но в итоге все-таки решил стать режиссером.
В 2015 году окончил ВГИК, режиссерский факультет, мастерская Сергей Соловьева. Дипломной работой была короткометражка «Алмазная кожура».
В 2017 году как режиссер представил сериал «Садовое кольцо» по сценарию Анны Козловой и Валерия Тодоровского. Сериал на остросоциальную тему повествует о жизни москвичей, живущих в пределах Садового кольца.
Алексей Смирнов в фильме «История одного назначения»
Рост Алексея Смирнова: 185 сантиметров.
Личная жизнь Алексея Смирнова:
Женат. Супругу зовут Татьяна, она выпускница Щукинского училища. Поженились в 2011 году.
О своей жене Алексей говорил: «Вообще я жутко против всех ранних браков, но с Таней я просто не мог иначе. Я очень хотел говорить про нее «моя жена». мое восхищение ею только растет».
Фильмография Алексея Смирнова:
Режиссерские работы Алексея Смирнова:
Алексей Смирнов
Имя: Алексей Смирнов (Aleksei Smirnov)
Отчество: Макарович
День рождения: 28 февраля 1920
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: г. Данилов, Ярославская обл.
Дата смерти: 7 мая 1979 (59 лет)
Причина смерти: узнать сердечно-сосудистое заболевание
Где похоронен: узнать Санкт-Петербург, Южное кладбище
Карьера: актер
Фото: Алексей Смирнов
Видео: Алексей Смирнов
Биография Алексея Смирнова
Детство и юность: Данилов – Ленинград
Первенец Алёша родился зимой 1920 года в семье Анны и Макара Смирновых, проживавших в небольшом городе Данилове в Ярославской области (на тот момент еще губернии). Чуть позже родился его младший брат Аркадий, а вскоре все семейство переехало в Ленинград, где отцу предоставили комнату в коммунальной квартире и работу.
Случилось несчастье: Макар Степанович умер. Анна устроилась на работу, детей отдала в детский сад на пятидневку. Через год Алексей пошел в школу №12 Смольнинского района. Для него самой большой радостью были часы, когда он мог заниматься в драматическом кружке.
Мальчик участвовал в представлении «Пушкинский маскарад», играл в спектаклях «Фауст», «Ревизор», «Горе от ума». В музее школы, которая сейчас носит номер 163, сохранилась фотография, на которой Алексея запечатлели в образе Фамусова.
Неудивительно, что Смирнов мечтал и дальше блистать на сцене, поэтому поступил в студию при Театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году. Его приняли в труппу этого же театра, и он впервые вышел на подмостки как профессиональный актер в роли Черного Орла из оперетты «Роз-Мари».
Война
За героизм и мужество на полях сражений Алексей Смирнов был удостоен одиннадцати высоких наград Еще четыре не получил – они были заменены на более низкие по рангу. Но сам артист никогда не распространялся о своих военных подвигах, орденах и медалях. Он даже не встречался с оставшимися в живых однополчанами.
Театр музыкальной комедии
Вернувшись в Ленинград, Алексей Макарович узнал о смерти младшего брата. Следом начала болеть мама, а в театре каких-либо значительных ролей фронтовику не давали. Да и не любил Смирнов козырять своими боевыми заслугами, не умел просить за себя. Они так и продолжали жить с Анной Ивановной в коммунальной квартире. С гастролей артист привозил все, что зарабатывал, умудряясь жить на одни суточные.
О том, что в труппе театра рядом с ними играет герой войны, коллеги узнали случайно, на гастролях в Капустином Яру. Труппа приехала выступать перед высшими военными чинами. В первый день их приезда на глазах у изумленных артистов к Смирнову подошел сам маршал Жуков и поздоровался с ним за руку, пообещав прийти на спектакль, в котором тот играл.
Но и этот факт не помог Алексею Макаровичу сменить амплуа добродушного и комичного увальня, в образе которого он появлялся в опереттах «Девичий переполох» Юрия Милютина и «Вольный ветер» Исаака Дунаевского, на что-нибудь более героическое. Лишь в спектакле «Табачный капитан» Николая Адуева Смирнов появился в драматической роли Петра Великого.
Роли в кино
Личная жизнь Алексея Смирнова
Когда она выходила замуж, Смирнов инкогнито оставил под ее дверью букет с поздравительной открытой. Об истинной причине расставания Лидия узнала много лет спустя.
По словам окружающих, Смирнов всегда очень хотел создать семью, усыновить ребенка из детдома. Однажды познакомился с вдовой с двумя детьми, но женщину страшило его пристрастие к алкоголю, и они расстались. Актер так и продолжал жить с матерью, которую боготворил. Но в последние годы жизни Анна Ивановна из-за болезни перестала его узнавать, и Алексею пришлось отдать ее в специальный дом престарелых, из-за чего он корил себя и все чаще обращался к бутылке.
Смирнов посещал детские дома, подружился с мальчиком-инвалидом, которого хотел усыновить. Но актеру, одинокому, живущему в коммуналке, не позволили забрать ребенка. И все же он продолжал приходить к детям, дарил им деревянные игрушки, вырезанные им самим, покупал фрукты и конфеты.
Он много читал, собирал редкие книги, завел коллекцию насекомых. Коллег иногда поражал глубокими познаниями в литературе. К примеру, Илья Рутберг вспоминал, с каким вдохновением читал Алексей Макарович стихи японских поэтов, сидя на берегу моря.
Алексей Смирнов
Биография
Алексей Смирнов — советский актер, мастер эпизода, который прославился как исполнитель в комедийном амплуа. Ему посчастливилось сотрудничать с мэтрами отечественного кинематографа Юрием Озеровым, Леонидом Гайдаем, Леонидом Быковым, Роланом Быковым. Не все зрители догадывались, что за его добродушной улыбкой скрывается тяжелая судьба, которая принесла ему множество испытаний и потерь.
Детство и юность
Алексей Смирнов родился в Ярославской области, в городке Данилове. У его родителей Анны Ивановны и Макара Степановича был также младший сын Аркадий. Когда Леше исполнилось 6 лет, семья перебралась в Ленинград, но там их застало горе: неожиданно скончался глава семейства, и матери пришлось одной растить двух мальчишек. До конца жизни Алексей Смирнов прожил в той коммунальной квартире, которую получил еще его отец.
Алексей Смирнов в молодости На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в.
В школьные годы мальчик посещал кружок драмы. Участие в постановочных сценках настолько увлекало его, что сразу после школы Смирнов отправился учиться в студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году и сразу стал актером этого театра. Но на сцене Музкомедии успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари», так как был призван на срочную службу, где его и застала война. Алексей Смирнов служил командиром огневого взвода, а позднее — артиллерийской батареи.
На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в тыл врага. Благодаря его персональным действиям было уничтожен ряд подразделений противника, освобожден город Староконстантинов, а также захвачена деревня Эйхенрид.
Не раз Алексей Макарович совершал подвиги: для того чтобы воодушевить боевых товарищей, в одиночку бросался в атаку на 4 десятка фашистов; вырывался из окружения во время разведки, причем захватывая в плен солдат противника; на себе переправлял через реку миномет.
За доблесть Алексей Смирнов был награжден орденом Красной Звезды, дважды — орденом Славы, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но об этих наградах в последующие годы предпочитал не распространяться, считая, что делал то же самое, что и другие защитники Отечества. Великую победу актер встретил в звании гвардии старшина, но уже в запасе: во время одного сражения он был контужен и впоследствии комиссован.
Театр
После войны он вернулся в родную Музкомедию. В молодости ему доставались малозначительные персонажи в спектаклях, отчего актер испытывал чувство творческой неудовлетворенности. К тому же маленькие заработки не позволяли ему обеспечивать достойный быт. Во время гастролей Алексей Макарович умудрялся жить на одни суточные, которых не хватало на нормальное питание. Всю зарплату он отдавал матери, которая уже в те времена нуждалась в лечении.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Три толстяка»)
Актер не рассказывал коллегам о совершенных на войне подвигах, хотя их было немало. Труппа театра узнала о геройском прошлом Смирнова случайно, благодаря его встрече с маршалом Георгием Жуковым. Дело было на гастролях в Капустином Яру, где отдыхали военные. Генерал лично поздоровался с Алексеем Макаровичем на глазах у его коллег и пообещал артисту прибыть на спектакль, в котором тот играл.
Со временем публика запомнила внушительную комплекцию Смирнова (рост артиста составлял 186 см) и стала требовать новых появлений в образе добродушного увальня. Но мужчину такое амплуа тяготило: внутренне он был драматическим актером, а вовсе не комиком. Но единственная некомедийная роль в театре досталась ему в постановке «Табачный капитан», где он вышел на сцену как царь Петр I.
Алексей Смирнов в театре (кадр из фильма-спектакля «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика»)
Многие из окружения Алексея Макаровича подтверждали, что артист обладал уникальным тембром голоса — у него был глубокий грудной бас. Вокалистов, владеющих такими способностями, были единицы, поэтому исполнителю неоднократно предлагали сменить профессию. Но Смирнов так и остался драматическим артистом.
Фильмы
В кино Алексей Смирнов появился уже знаменитым актером благодаря участию в спектаклях. Сначала его попробовали в эпизоде военной драмы «Балтийская слава», затем дали единственную комедийную роль буржуя в серьезном фильме «Кочубей». После этой работы предложения посыпались на актера.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Полосатый рейс»)
Не всегда он выбирал картины из-за хорошего сценария или сотрудничества с опытными коллегами. Например, в мелодраме «Роман и Франческа» Смирнов захотел участвовать, чтобы посмотреть на восстановленный Киев, в котором бывал во время войны. Первыми «народными» ролями Алексея Макаровича были матрос Кныш из «Полосатого рейса» и атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Публика с восторгом встречала его появление на экране.
Самую большую любовь зрителей принесли Смирнову фильмы великого режиссера Леонида Гайдая. Киноновелла «Вождь краснокожих» и особенно «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» сделали его всенародным любимцем. Зрители цитировали персонажей Смирнова, как будто это были настоящие люди, а не экранные герои.
Алексей Смирнов (кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)
А режиссеры встали в очередь за популярным актером, так как стало повсеместно известно, что Алексей Смирнов не только требовательный к себе профессионал, но и очень послушный исполнитель, готовый беспрекословно купаться в ледяной воде, контактировать с дикими животными, падать с высоты и выполнять любые требования руководителей кинофильмов.
Сам актер считал по-настоящему «своим» режиссером только Леонида Быкова, с которым у него к тому же завязалась крепкая дружба. Вместе они поработали в комедии «Зайчик», героической картине «Разведчики», а затем в военной драме «В бой идут одни “старики”», которую Быков не представлял себе без участия Смирнова.
Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)
Режиссеру пришлось натуральным образом бороться за товарища с Министерством культуры. Эта работа по праву считается жемчужиной фильмографии артиста. Благодаря роли механика Макарыча в этом фильме Алексей Смирнов открылся зрителю как незаурядный драматический актер, а финальная сцена у могилы остается одним из самых драматических эпизодов в советском кинематографе.
Личная жизнь
Алексей Смирнов никогда не был женат. Перед самой войной он сделал предложение своей возлюбленной Лидии Масловой. Но так как из-за контузии, полученной на фронте, актер не смог впоследствии иметь детей, он, скрыв настоящую причину, разорвал помолвку.
Впоследствии актер пытался наладить личную жизнь и одно время подыскивал себе будущую жену среди знакомых, но делал это неумело. К тому же Смирнов страшно комплексовал из-за своей внешности. В середине 70-х он пытался построить отношения с женщиной, которая одна воспитывала двоих детей, но из-за пристрастия к алкоголю не смог удержать ее рядом.
До конца жизни Алексей жил в коммунальной квартирке и ухаживал за больной матерью, страдавшей тяжелым психическим недугом. Болезнь развилась у Анны Ивановны после гибели на фронте младшего сына Аркадия. В последние годы жизни женщина уже никого не узнавала, ее пришлось определить в дом престарелых. Алексей Макарович переживал эту ситуацию болезненно.
Документальный фильм «Алексей Смирнов. Его знали только в лицо. Трагедия комика»Артист мечтал о детях, даже хотел усыновить ребенка-инвалида, на протяжении 10 лет он навещал в интернате мальчика, страдающего сердечной недостаточностью. Но ему не позволили взять ребенка под опеку власть имущие. Тем не менее Смирнов не переставал общаться с детьми-сиротами и дарил ребятам из детских домов собственноручно сделанные игрушки, которые искусно вырезал из дерева.
Актер увлекался коллекционированием. У него была обширная библиотека редких книг, большое количество высушенных насекомых и заспиртованных пресмыкающихся, а также альбом с вырезками из прессы о самом себе.
Смерть
Алексей Смирнов вел замкнутый образ жизни. К этому привели усилившаяся болезнь матери, собственное ухудшение здоровья, а также начинавшаяся зависимость от алкоголя. Скончался актер 7 мая 1979 года. Существует несколько версий того, что именно привело к трагическому финалу жизни 59-летнего Алексея Смирнова.
По официальной версии, он находился в больнице из-за ишемической болезни сердца и в течение 2 недель восстанавливал здоровье. В день выписки он узнал, что в автокатастрофе погиб его друг Леонид Быков. Эта новость стала сильным ударом для актера, который он не выдержал.
По другой информации, он попал в больницу как раз после известия о гибели Быкова и не пережил этой трагедии. Третья версия исходит от главврача больницы и говорит о том, что актер втайне от докторов решил помянуть друга, и выпитая рюмка коньяка стала для него фатальной.
Похороны Алексея Смирнова состоялись в ставшем родным ему Санкт-Петербурге. Его могила расположена на Южном кладбище, там же похоронена мать, которая скончалась двумя годами позже. На памятной доске размещено фото артиста в образе механика Макарыча. Позднее стало известно, что актер хотел, чтобы на его похоронах прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии». Но из-за закрытого образа жизни артиста об этой просьбе узнали не сразу.
Долгие годы память об актере хранилась только в кинолентах с его участием. О нем не писали в газетах, могила не посещалась.
Только в 21-м веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове. Экспозиция представляет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма «В бой идут одни “старики”». А в Санкт-Петербурге в 2011 году появилась мемориальная доска. В новом тысячелетии были сняты документальные ленты о жизни актера, одна из них — «Острова. Алексей Смирнов» вышла в 2012 году.
В память об Алексее Макаровиче был создан персональный сайт, на котором собраны все документальные материалы об артисте, размещены его военные фотографии. Здесь же представлены интересные факты из биографии звезды экрана, воспоминания его коллег и друзей.