рост актера сергея столярова
Сергей Столяров
Биография
Сергей Столяров — выдающийся актер, игра которого до сих пор восхищает зрителей и кинокритиков. Сергей Дмитриевич удостоился звания народного артиста РСФСР, а также стал лауреатом Сталинской премии. Однако главной наградой актер всегда считал признание зрителей.
Детство и юность
Биография будущего актера началась в небольшой деревне под названием Беззубово, что под Тулой. Сергей Столяров родился 1 ноября 1911 года. В семье Столяровых росли пятеро детей. С самого детства мальчику пришлось нелегко: отец Сергея Дмитриевича погиб на войне в 1914 году. Семья сильно нуждалась, поэтому маленький Сергей отправился на заработки, едва ему исполнилось пять лет: мальчик пас коров зажиточного соседа.
Актер Сергей Столяров
В 1919 году началась масштабная продразверстка. И без того небогатая семья лишилась запасов на зиму, военные забрали все подчистую. Тогда бабушка Сергея отправила мальчика с четырьмя братьями в Ташкент — в городе было больше возможностей заработать хотя бы на кусок хлеба. Но в Ташкент Сергей не попал. По дороге мальчик заразился тифом и остался в больнице Курска. Братья отправились дальше.
Когда Сергей Столяров поправился, добросердечные врачи и медсестры отправили мальчика в детский дом. Там-то Сергей и познакомился со сценой: один из воспитателей организовал любительский детский театр.
Сергей Столяров в молодости
Мечты о карьере актера манили Сергея, однако суровое время диктовало другие условия. После детского дома Сергей Столяров отправился учиться в московское ремесленное училище, где выбрал специальность машиниста и слесаря.
Окончив учебу, Сергей Дмитриевич устроился работать в железнодорожное депо. Однако мечту о сцене молодой человек не оставил, посвятив свободное время занятиям в театральной студии. Вскоре молодое дарование заметили и пригласили присоединиться к труппе Театра Красной Армии.
Фильмы
Первая роль в кино досталась Сергею Столярову в 1935-м. Молодой человек сыграл летчика в фильме «Аэроград». Эта картина хотя и не принесла актеру славы и известности, но сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Столярова. Сергея Дмитриевича заметил режиссер Григорий Александров и сразу же пригласил талантливого актера на роль в фильме «Цирк».
Сергей Столяров в фильме «Аэроград»
Работа над картиной шла без малого два года. В 1937 году «Цирк» вышел на экраны. Сергей Столяров сыграл главную роль в этом фильме. Зрители восприняли картину с восторгом, а актер стал для кинолюбителей символом истинной мужественности и благородства. Редкие фото Сергея Столярова старались достать все поклонники кинематографа.
Детская мечта Сергея Дмитриевича воплотилась в жизнь, однако счастье актера оказалось омрачено. Сергей Столяров категорически отказался присутствовать на премьерном показе картины, подарившей ему всенародную любовь. Дело в том, что незадолго до этого был расстрелян талантливый оператор Владимир Нильсен. Поводом для казни послужило анонимное донесение. Сыграла роль и «неблагозвучная» фамилия мужчины — в те времена любая мелочь могла стать поводом для обвинения в государственной измене.
Сергей Столяров в фильме «Цирк»
Столяров был шокирован произошедшим и не захотел получать награду правительства. Премьера «Цирка» прошла без главного героя. Спустя некоторое время картина отправилась на всемирный фестиваль киноискусства, в столицу Франции, однако туда уже Столярова не пригласили.
Примечательно, что на том же фестивале впервые была представлена знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Фигуру и лицо рабочего Мухина лепила с Сергея Столярова. Эта скульптура до сих пор является эмблемой «Мосфильма», узнаваемой даже людьми, далекими от мира кино.
Сергей Столяров стал прототипом для скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
В 1943 году Сергея Столярова стали приглашать на роли в детских фильмах. Первым вышел «Кощей Бессмертный», несколькими годами позже появились картины «Садко» и «Илья Муромец». Коллеги Сергея Дмитриевича позже будут вспоминать, что сначала актер боялся выглядеть смешно в образах сказочных героев, однако вскоре буквально сжился со своими персонажами и вновь показал высокий уровень актерского мастерства.
Сергей Столяров в фильме «Садко»
Популярность актера в те годы оказалась феноменальной, Сергея Столярова узнавали на улице, а экранные герои артиста становились кумирами и примером для подражания. На Венецианском кинофестивале картина «Илья Муромец» завоевала первый приз. Однако главного героя снова не оказалось на вручении: на этот раз правительство просто не выпустило лицедея из страны, посчитав неблагонадежным.
Сергей Столяров в фильме «Илья Муромец»
Талант Сергея Столярова проявился не только на экране: актер начал работу над собственным сценарием, посвященным Дмитрию Донскому. Однако закончить начатое Сергею Дмитриевичу помешала болезнь.
Личная жизнь
Личная жизнь Сергея Столярова сложилась счастливо. Жена актера, Ольга Дмитриевна Константинова, также была актрисой, хотя и не настолько успешной.
Сергей Столяров с женой и сыном
Пара воспитывала сына Кирилла. Сергей Дмитриевич оказался примерным семьянином, детдомовское детство научило мужчину ценить домашний уют.
Смерть
В 1968 году Сергей Столяров стал жаловаться на ухудшение самочувствия. У актера начали опухать ноги, начала мучить одышка. Некоторое время Сергей Дмитриевич отмахивался от предложений обратиться к врачу, списывая все на возраст. Однако вскоре мужчина почувствовал себя совсем плохо. Диагноз врачей оказался неутешительным: актеру диагностировали рак. Онкологию позже назовут и причиной смерти Сергея Дмитриевича.
Могила Сергея Столярова
До последнего дня Сергей Столяров работал над собственным сценарием, но закончить работу не успел. В 1969 году актеру прислали бумаги о присвоении звания народного артиста. Сын Сергея Дмитриевича позже будет вспоминать, что отец, уже не встававший с больничной койки, лишь махнул на конверт рукой. Спустя несколько дней, 9 декабря 1969-го, Сергея Столярова не стало.
Актера похоронили на московском Ваганьковском кладбище. Могила Сергея Дмитриевича расположена рядом с последним приютом Владимира Высоцкого, Владислава Листьева, Инги Артамоновой. Творческое же наследие актера будет жить вечно в сердцах поклонников.
Несказочная судьба самого известного богатыря советского кино: Что стало причиной раннего ухода Сергея Столярова
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Никто не мог предположить, что он когда-нибудь станет актером. Сергей Столяров родился в 1911 г. в небольшой деревне Беззубово в многодетной семье лесника. Его отец погиб на войне в 1914 г., и с 5 лет Сергею пришлось помогать семье – он пас коров у зажиточного соседа. В 1919 г., когда началась продразверстка, они лишились всех запасов на зиму, и детей отправили к родственникам в Ташкент, но по дороге туда Сергей заболел тифом и остался в больнице в Курске. А оттуда его забрали в детдом. Там и решилась его дальнейшая судьба – один из педагогов организовал драмкружок, где Сергей часто выступал. О профессиональной карьере актера он тогда не задумывался – окончил ремесленное училище, работал в железнодорожном депо, но продолжал заниматься в театральной студии.
Когда Столярова призвали на военную службу, его распределили в Театр Красной Армии, а в 1934 г. он сыграл свою первую роль в кино. В этом фильме его заметил режиссер Григорий Александров и пригласил его на главную роль в свой фильм «Цирк». После этого актер буквально проснулся знаменитым. Когда его спрашивали об успехе этого фильма, он отвечал: « Ничего я не играл. Просто надел белый свитер. И в руки мне дали красный флаг ». Когда после съемок расстреляли по нелепым обвинениям директора картины Дарского и главного оператора Нильсена, их имена были замазаны в титрах, а Столяров долго не мог понять и поверить в то, что эти люди могли быть «врагами народа». Он отказался прийти на премьерный показ «Цирка». Через время картину отправили на Всемирную выставку в Париж, но Столярова туда не пригласили. И после этого актеру запретили сниматься на «Мосфильме», где он не появлялся вплоть до 1953 г.
Интересно то, что при этом «неблагонадежный» Сергей Столяров стал прообразом мужской фигуры эмблемы киностудии «Мосфильм» – знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Хотя актер специально не позировал для этой работы, но Мухина лепила фигуру Рабочего именно с него.
Долгое время Сергею Столярову не давали играть роли положительных советских героев на «Мосфильме», зато его часто приглашали в киносказки «Союздетфильма», благодаря которым актер и прославился: «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Илья Муромец», «Садко» и др. Последний фильм получил «Серебряного льва» на Международном кинофестивале в Венеции. Актера называли настоящим сказочным русским богатырем. После этого во французском журнале «Синема» опубликовали список звезд мирового кино, среди которых упоминался только один советский актер – Сергей Столяров. А сам он, узнав об этом, говорил: « Да это ерунда. У нас есть Бабочкин, Черкасов, Симонов – вот кто должен быть в этом списке! »
Сын актера Кирилл, который тоже стал актером, говорил об отце: « Отрицательные роли ему как-то не давались. Ему не за что было «зацепиться» внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя. Характерные роли в театре были, а отрицательные – нет. Великим актером он себя никогда не считал… Однако при всей своей положительной внешности он никогда не играл ни начальников, ни секретарей обкомов. С ним трудно было фальшивить. Подкупить его орденом или благами нельзя – значит, Столяров неуправляемый, неизвестно, чего от него ожидать ».
Его популярность тогда была огромной. Однажды в 1953 г. Столярова на улице остановил парень, заявил о том, что он тоже мечтает стать артистом, собирается поступать в театральный, попросил его прослушать и тут же принялся декламировать басню Крылова. Столяров пригласил его к себе в гости и дал несколько советов, как нужно вести себя на экзаменах. Этот парень навсегда запомнил эту встречу и часто рассказывал о ней уже потом, спустя годы, когда стал знаменитым актером Валентином Гафтом.
В 1960-х гг. Столяров снимался мало. И руководство Театра киноактера обвинило его в том, что он не выполняет положенную норму, из-за чего актера уволили. Из-за этого инцидента он сильно переживал, что серьезно подорвало его здоровье. Столяров мечтал снять фильм по собственному сценарию, «Когда расходится туман». Но осуществить эти планы он так и не успел.
В 1968 г. у актера начала опухать нога. Поначалу он не придал этому значения, но она беспокоила его все больше, и он прошел обследование. Врачи обнаружили у него рак. Многие знакомые актера говорили, что его настигла «болезнь от огорчения». Осенью 1969 г. его состояние резко ухудшилось, и 9 декабря Сергей Столяров ушел из жизни в возрасте 58 лет, так и не узнав о том, что спустя несколько дней ему было присвоено звание народного артиста.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сергей Дмитриевич Столяров
Фото Все
Видео Все
Сергей Столяров. Легенды мирового кино
Сергей Столяров: как сын лесника стал одним из ведущих актеров СССР
Легенда кинематографа-Сергей Столяров-любимый «Садко».
Сергей Столяров — биография
Имя актера Сергея Столярова больше знакомо зрителям старшего поколения. Фильмы с его участием навсегда вошли в историю отечественного кинематографа. Он носил звание Народный артист РСФСР и получил Сталинскую премию. Но не это считал главным достижением своей жизни, ему важно было знать, что его знают и любят зрители.
Звездная слава артиста Сергея Столярова началась с картины «Цирк», в которой он сыграл ключевой образ.
Детство и юность
Родился Сергей Столяров в небольшом селе Беззубово недалеко от Тулы. Метрику с его датой рождения потеряли, поэтому он сам считал своим днем рождения 1 ноября 1911 года. Намного позже, уже в 21-м веке усилиями его семьи удалось разыскать записи в церковных книгах, где записано, что правильной датой нужно считать 4 июля по старому календарю или 17 июля по новому.
На фото Сергей Столяров в молодости
Семья мальчика была многодетной, в ней подрастали пятеро детишек. Отец семейства работал лесником, но погиб в Первую мировую. Материальное положение было очень тяжелым, детям пришлось работать с ранних лет. Сережа начал трудиться в пять лет, он подрядился к богатому соседу пасти его коров.
В 1919-м их семья попала под продразверстку, и осталась на зиму без продуктов питания. По настоянию бабушки все братья отправились в Ташкент, где можно было разжиться хоть какой-то едой. Однако до Ташкента Сергей не доехал, в поезде он «подцепил» тиф и попал в одну из курских больниц. Братья не могли дожидаться, пока он выздоровеет, и поехали дальше.
После выписки из больницы Сергею некуда было податься, поэтому врачи похлопотали и его взяли в детский дом.
Мальчик учился с удовольствием, но больше всего ему понравилось репетировать в детском любительском театре, организованном воспитателями.
У Столярова появилась мечта связать свою жизнь с искусством, но у него не было для этого никакой возможности. Нужно было выбирать профессию, которая сможет его прокормить. Сергей решил ехать в Москву, и продолжить обучение в ремесленном училище. После окончания учебы он мог работать слесарем и машинистом.
Трудовая биография Сергея Столярова началась в железнодорожном депо. Но он понимал, что очень хочет на сцену, поэтому старался не пропустить ни одной репетиции в театральной студии, которую вел Алексей Дикий. Его задействовали в нескольких постановках, именно после этого Сергей получил приглашение от Театра Красной Армии и вошел в его труппу.
Фильмы
Кинематографический дебют Сергея Столярова состоялся в 1935 году. Ему доверили роль летчика в картине «Аэроград». После выхода ее на экраны, Столяров не стал известным и популярным актером, но это был первый шаг в удивительный мир кинематографа, который раскрыл перед ним большие возможности. Сергей попал в поле зрения режиссера Григория Александрова, и вскоре тот позвал его на съемочную площадку картины «Цирк».
Сергей Столяров в фильме «Цирк»
В этой ленте ему досталась роль главного героя, съемки длились на протяжении двух лет. На суд зрителей «Цирк» был представлен в 1937-м, и буквально в первые дни после проката Столяров оказался на вершине славы. На него смотрели, как на воплощение мужества и благородства, его фото пытались раздобыть все любители кино.
Слава и почет пришли к артисту одновременно, но счастье омрачилось одним событием. Незадолго до премьеры расстреляли оператора Владимира Нильсена, которого арестовали по ложному обвинению. Ему припомнили и его «несоветскую» фамилию, и это послужило отягчающим обстоятельством при вынесении приговора. Столяров выразил протест против решения суда, и отказался не только прийти на премьеру картины «Цирк», но и получить правительственную награду. Через некоторое время ленту представили на всемирном фестивале киноискусств в Париже, но Столярова в числе приглашенных не оказалось.
Во время работы этого фестиваля скульптор Вера Мухина представила свою новую работу, получившую название «Рабочий и колхозница». Так вот, прообразом ее рабочего послужил именно Столяров. Этот монумент стал впоследствии эмблемой киностудии «Мосфильм», и его знает практически весь мир.
Сергей Столяров в фильме «Садко»
В 1943-м артист впервые снялся в детском кино. Его первой работой стала лента «Кощей Бессмертный», спустя несколько лет на экраны вышли сказки «Садко» и «Илья Муромец». После серьезных работ в кинематографе Столярову поначалу было неуютно в образах сказочных героев, он боялся показаться смешным и нелепым, но сумел органично вжиться в их роли и проявить себя совсем с другой стороны.
Столяров приобрел просто феноменальную популярность, он уже не мог спокойно пройти по улице, его узнавали везде. Лента «Илья Муромец» была представлена на фестивале в Венеции и стала обладателем первого приза. Но Сергей Столяров на этом празднике кинематографии отсутствовал – руководство страны отказало ему в выезде за границу, потому что за ним уже давно закрепилось звание неблагонадежного.
Кроме актерского таланта в Столярове проснулся и талант сценариста. Он решил написать собственный сценарий о Дмитрии Донском, но он так и остался неоконченным – Столярова подкосила болезнь.
Личная жизнь
Свою жену Ольгу Константинову Сергей встретил в театре. Ее предками были богатые купцы, девушка окончила студию Юрия Завадского и тоже была актрисой. Правда ее карьера сложилась не так успешно, как у ее звездного мужа, но это обстоятельство нисколько не омрачало их брак. Влюбленные поженились в 1934 году, а спустя три года у них родился сын, которого родители назвали Кириллом. Он пошел по стопам родителей и тоже стал актером. Женился, и в 1962 году у него родился сын Сергей, названный так в честь своего знаменитого деда. Внук Столярова тоже продолжил актерскую династию, и кроме того выучился на режиссера телевидения. К сожалению, Кирилла Столярова уже нет в живых, он скончался в 2012 году.
Сергей Столяров с женой Ольгой Константиновой
Личная жизнь Сергея Столярова сложилась счастливо, он очень любил свою семью, дорожил семейным уютом, которого ему так не хватало в его детдомовском детстве.
Смерть
Первые признаки ухудшения здоровья Сергей Столяров почувствовал в 1968 году. У него сильно опухали ноги, он задыхался при ходьбе. Но как и все мужчины, даже не хотел слушать о визите к врачу. Артист говорил, что это возраст дает о себе знать, но совсем скоро ему стало намного хуже. Вердикт докторов прозвучал, как приговор – у Столярова обнаружили злокачественную опухоль, лимфосаркому, которая и привела к летальному исходу.
Могила Сергея Столярова
Он продолжал работать над созданием сценария собственного фильма до последней минуты своей жизни, однако он так и остался неоконченным. В 1969-м ему прислали уведомление о присвоении ему звания Народный артист СССР, но Столяров даже не взял в руки заветный конверт. Он умер 9 декабря 1969 года, буквально через несколько дней после присвоения ему почетного звания.
Местом упокоения Сергея Столярова стало Ваганьковское кладбище, рядом с другими знаменитыми людьми – Владимиром Высоцким, Ингой Артамоновой, Владиславом Листьевым.
Артист умер, но его картины остались жить в памяти благодарных поклонников.
Избранная фильмография
Ссылки
Сергей Столяров.
О СЕРГЕЕ СТОЛЯРОВЕ РАССКАЗЫВАЛ В ИНТЕРВЬЮ ЕГО СЫН КИРИЛЛ СТОЛЯРОВ.
Сергей Столяров родился 1 ноября 1911 года в деревне Беззубово Тульской области. Отец его был лесником, в семье было пятеро детей, и жили они очень бедно. В 1914 году, когда началась война с «германцем», рекрутов отбирали от общины, по очереди. Один состоятельный крестьянин предложил за свою очередь избу, корову и лошадь, и Дмитрий Столяров решил, что судьба посылает ему шанс выбиться из нужды. А на войне, может, еще и не убьют. Но погиб почти сразу же, не успев прислать даже письмо с фронта. Потеряв кормильца, семья окончательно обеднела, и маленького Сережу отправили на заработки. На всю жизнь у отца осталась метка с той поры: он пас корову, та дернулась, и веревкой, которая была намотана на руку, ему оторвало фалангу безымянного пальца.
Со своей будущей женой, моей мамой Ольгой Дмитриевной, он познакомился в Театре Армии, она училась у Ю.Завадского. Вместе они прожили всю жизнь в любви и согласии. Отец был бесконечно предан семье. Бывший детдомовец слишком рано усвоил, что такое сиротство и одиночество.
— Фильм «Цирк» был первой кинематографической работой Сергея Столярова?
Несколько дней назад мне подарили монтажные листы немого варианта фильма «Цирк». Очень интересный документ. Выбросили из какого-то музея. Замечательный штампик: «Разрешающее удостоверение, предъявлять по требованию органов репертуарного контроля и НКВД. 27 августа 1936 года». Далее идет описание каждого плана, метраж. И хотя это немой вариант, есть сцена «Колыбельная песня в исполнении народного артиста республики Михоэлса». После убийства Михоэлса сцена, как известно, в 1948 году будет из фильма изъята. Фамилии сценариста нет. Зачеркнут директор картины – Дарский, расстрелянный в 1936-м году. Дальше – главный оператор: замазано имя Владимира Нильсона, тоже расстрелянного вскоре после съемок. Замечательный мастер. Он начинал работать ассистентом у Эйзенштейна. Был оператором фильма «Веселые ребята», где, собственно, и создал знаменитый имидж Любови Орловой.
Когда «Цирк» сдавали кинокомитету, Шумяцкий сказал: «Гриша, это действительно хорошая картина, но поработай еще месяц, и у тебя будет шедевр. Пересними планы Любы». Сергею Столярову, партнеру Орловой, тогда было 24 года. А Любови Петровне на десять лет больше. И Нильсон совершил чудо. Он переснял на заднике все крупные планы фильма. Вы их сейчас ни за что не отличите от первоначальных. Они сняты в тех же ракурсах и в том же настроении. И даже знаменитый финал фильма, когда идет парад на Красной площади и отец спрашивает: «Теперь понимаешь?» – и героиня Орловой отвечает: «Теперь понимаешь!» А потом сделали еще один куплет песни «Широка страна моя родная» и крупный план – Орлова идет со знаменем. Это было снято уже на «Мосфильме» на фоне задника, и герои маршируют на месте. Любовь Петровна здесь совершенно очаровательна.
И вдруг неожиданно Нильсона арестовывают и очень быстро расстреливают. Единственная его «вина» – дружба с тогдашним председателем кинокомитета Шумяцким, который, оказывается, был в это время у чекистов «в разработке». Какой-то разведчик передал, что из самых высших правительственных органов идет утечка информации. Стали выяснять, кто. Постепенно круг сузился, и вышли на Шумяцкого. Когда Нильсона объявили врагом народа, отец отказался в это поверить. Заявил, что этого не может быть. Его не арестовали. Проверили биографию, там все чисто – детский дом, ремесленное училище, паровозный машинист. Но где-то кто-то поставил галочку. И отец до 1953 года на «Мосфильме» больше не снимался. Хотя он был прообразом Рабочего в скульптуре Мухиной «Рабочий и колхозница» – всемирно известной эмблемы «Мосфильма». Он не позировал, но Мухина лепила эту скульптуру именно с него.
Отец был абсолютно свободным человеком, честным и никого не боялся. Им невозможно было управлять в своих интересах.
Премьера фильма – грандиозное событие, которое должно было происходить в Парке культуры и отдыха им. Горького. Из Америки выписали специальную аппаратуру. Открыли летний театр. Расклеили огромные афиши. Но из актеров на афише были названы только две фамилии – Любовь Орлова и Сергей Столяров.
Оскорбленные неуважением артисты МХАТа Массальский и Комиссаров отказались пойти на премьеру. И отец, бывший в то время артистом МХАТа, тоже не пошел. В результате Комиссаров больше никогда не снимался в кино. Блистательный артист МХАТа Массальский после этого случая сыграл только один или два эпизода, и то в конце 1950-х – 1960-х годах.
Отец долгое время снимался только в ролях сказочных героев – в «Руслане и Людмиле», «Василисе Прекрасной», «Кащее Бессмертном», «Илье Муромце», «Садко». Играть положительного советского героя ему не давали.
«Цирк» принес отцу невероятную популярность. Он стал советским «национальным героем». Много позже Станислав Ростоцкий, снимая фильм «А зори здесь тихие», придумывал эпизоды – мечты героинь о мирной счастливой жизни. И у Гали Четвертак – бедной детдомовской девочки – самым счастливым воспоминанием были ее довоенные грезы о прекрасном принце, о необыкновенной сказочной любви. Она берет с собой на фронт фотографию звезды довоенного времени – мечты всех тогдашних девушек Сергея Столярова. И, снимая сцену, где героиня в своих мечтах встречается с кумиром, Ростоцкий предложил мне сыграть Сергея Столярова. Сцена снималась у стен Спасо-Андроникова монастыря, где находится музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. И такой выбор был не случаен. В 1930-е годы во многих монастырях были детские дома или колонии.
Я помню, когда мы ездили на метро (а после триумфа «Цирка» отец продолжал жить в коммуналке, ездил на метро и ходил в тапочках, которые надо было чистить зубным порошком), женщины-контролеры только делали вид, что отрывают для него билет, а на самом деле брали его себе на память.
Отец не просто играл искренних, честных и по-настоящему мужественных людей. Он был таким и в жизни. И люди это чувствовали. В 1953 году отец мне рассказывал о мальчишке, которого встретил на Покровке. Тот, конечно, его узнал и сказал, что тоже хочет быть артистом, начал прямо на улице читать басню Крылова и буквально заразил стремлением добиться своей мечты. Мальчик стал актером и всегда помнил эту встречу. Это был Валентин Гафт.
– А почему ваш фонд переиздал уникальную книгу «Царская охота»? Это имеет какое-то отношение к памяти вашего отца?
– Охота для отца была не просто страстью. Уходить в лес, на природу, в мир настоящей свободы было в 1930-40-е годы жизненной необходимостью. А во время войны охота даже помогала отцу кормить семью. Осенью 1941 года в Алма-Ате, где мы были вместе с «Мосфильмом», у нас украли продуктовые карточки. Тогда отец взял на киностудии винтовку и ушел в горы. Вернулся он через сутки с огромным горным козлом. Половину мы съели, а за другую половину Столяров выменял у Константина Симонова его новую пьесу «Русские люди», которую затем поставил на сцене местного театра. Все сборы от этого спектакля Сергей Столяров отправил в Фонд обороны на танк, который так и назвали – «Русские люди».
И после войны у отца никогда не было никакой собственности, кроме ружья. Часто мы всей семьей выезжали куда-нибудь в область – в Новгородскую, Псковскую, Рязанскую. Жили в брошенных домах, охотились, рыбачили. Отцу постоянно писали простые люди: «Сергей Дмитриевич, приезжайте к нам, у нас такая охота, рыбалка, сеновал!» Везде он был желанным гостем.
– Как складывались отношения Столярова с Григорием Александровым? Я знаю, что была идея снимать продолжение «Цирка», почему она не осуществилась?
– Произошел какой-то конфликт, и это было настолько глубокое переживание, что отец предпочитал никогда об этом не говорить. Уже в 1950-60-е годы отец и Александров встречались на собраниях, различных конференциях, вежливо раскланивались, но ни о какой совместной работе не было и речи. Отношение отца к Григорию Васильевичу были не неприязненное, а скорее иронически-снисходительное. Помню, когда праздновали 50-летие отечественного кинематографа, отец пришел домой и говорит: «Гриша был как Дед Мороз. Столько орденов нацепил!»
Во время войны Александров был уже начальником «Мосфильма». Мог снимать практически все что угодно. Но раньше он брал хороших сценаристов, а тут вдруг сам начал писать. И получалось неважно. Во время войны он хотел снять такой фильм: цирк, где работает героиня Любови Орловой, захвачен, а Мартынов, командир партизанского отряда, ее спасает. Вот такая клюква. Но так ничего и не получилось.
А картина «Цирк» до сих пор идет. Григорий Васильевич ее в свое время переозвучил. В современном варианте фильма я озвучивал отца. Володина – Иван Петрович Рыжов. Любовь Петровна себя озвучила сама.
– Чем, на ваш взгляд, отличаются звезды прошлых лет от сегодняшних кино- и телезнаменитостей?
– Звезды «того» кино работали не ради денег. Жили на маленькие зарплаты. Был один концертный костюм. Это сейчас, хотя можно все купить, на встречу со зрителями выходят в джинсах. А тогда хороший костюм везли на вешалке, переодевались и старались не садиться перед выходом на сцену. На ботинки натягивали носки, чтобы не стерся блеск.
Это было уважение к зрителю. И зритель это понимал. Существовала какая-то взаимная любовь. Андреев, Алейников, Крючков, Переверзев, Бабочкин, Кадочников, Самойлов, Черкасов – это ведь все друзья отца. Они не играли, они так жили – как вся страна. Однажды, когда мы ехали по Крещатику на открытие кинотеатра «Украина», Борис Андреев рассказал мне знаменитую историю: «Вот здесь меня как-то забрали с Петькой Алейниковым». Я говорю: «За что, дядя Боря?» «А мы шли, и там вот в универмаге, в витрине, стоит «спальня образцовая». Ну, какая спальня: шкафчик да кровать. Петька говорит: «Давай отдохнем». Мы взяли урну и разбили стекло. Отдохнули. Забрали в милицию».
С Павлом Кадочниковым.
Борис Андреевич Бабочкин и в жизни был Чапаевым. Уважение народа не давало ему права быть подхалимом. Он, имевший награды, признанный властями, всю жизнь был с ними в конфронтации. В 1937 году в театр приходил с корзинкой с вещами. На случай, если в тюрьму заберут.
Сейчас возвращается интерес к фильмам из той эпохи. Вот сказки, в которых снимался отец, – на все времена. Кроме огромного мастерства, с которым они сделаны, они говорят о вечных идеалах. Фильм «Садко» получил первую премию на кинофестивале в Венеции. И это во время «холодной войны»! И по правилам фестиваля его стали показывать во всех странах. В Америке фильм показывали в переделанном виде. Начинающий режиссер Фрэнсис Коппола, обожавший Эйзенштейна и вообще советское кино, переделал фильм «Садко» в «Фантастические приключения Синдбада». Отрезал финал фильма. Тот самый, где говорится, что счастье в родной стороне. Но мы ведь тоже резали и переделывали их фильмы в своем прокате.
После «Садко» вышел номер французского журнала «Синемон» со списком звезд мирового кино – Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд, Бастер Китон, Роберт Тейлор, Гарри Купер. А из советских артистов звездой был назван один отец: «Суперзвезда Сергей Столяров». Он к этому относился с юмором. Говорил: «Да это ерунда. У нас есть Бабочкин, Черкасов, Симонов – вот кто должен быть в этом списке».
– Когда он впервые попал за границу?
– Как раз с фильмом «Садко». Отец вместе с делегацией поехал в Аргентину и даже попал на прием к президенту страны Хуану Перону. На прием полагалось идти во фраке, которого у Столярова не было, и он надел вышитую русскую рубаху и пиджак песочного цвета. Произвел фурор среди дам. Перон даже спросил, сколько стоит отцова рубаха. Отец ответил, что она не продается.
В 1950-х годах Столяров снялся еще в двух известных фильмах. В 1956 году на экраны вышел первый советский широкоформатный фильм «Илья Муромец», в котором он сыграл роль Алеши Поповича. Фильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса – в нем участвовало 106 тысяч солдат-статистов и 1100 лошадей. В 1957 году в «Тайне двух океанов» отец сыграл роль капитана подводной лодки.
В 1960-е годы Столяров снимался очень мало. Именно малая занятость в кино позволила руководителям Театра киноактера, где он работал, выдвинуть против Столярова обвинение, что он не выполняет положенную норму. За это его уволили из театра. Этот скандал подорвал его здоровье, вскоре он серьезно заболел. В последний год жизни отец был увлечен идеей фильма по собственному сценарию, «Когда расходится туман». Но снять его он уже не успел.
Он умер 9 декабря 1969 года. Я попросил скульптора Вячеслава Клыкова сделать отцу памятник. Клыков сказал, что ему нужен двухметровый белый камень: отец был очень светлым человеком. Я перевернул всю Москву и на Покровке, недалеко от того дома, где много лет жила наша семья, нашел огромный белый доломит от разобранной старинной пристройки или часовенки XVI века.
Вот этот камень и стоит на могиле отца.
ПОСТСКРИПТУМ.
Валентин Гафт рассказывал о Сергее Столярове: «У меня как раз все началось именно с улицы. Я жил в Сокольниках и часто ходил в парк: зимой на каток, летом просто гулять. И вот иду как-то, смотрю, а навстречу идет знаменитый киноартист Сергей Столяров, который играл в «Цирке» и «Садко». Красавец, русский богатырь. Я преодолел смущение, подошел к нему и говорю: «Дяденька, не могли бы вы меня прослушать, я в театральный поступать собираюсь». Только я встал в позу и собрался читать стихотворение, как Столяров меня остановил и говорит: «Ну, зачем же здесь? Приходите ко мне домой, я вас послушаю». Я чуть в обморок не упал! Я ходил к Сергею Дмитриевичу домой, готовил с ним стихотворение, прозу и басню для конкурсного прослушивания. Басня, помню, была «Любопытный». Это где «слона-то я и не приметил».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов