Роскосмос у кого акции
Космос на фондовой бирже
В этом посте я планирую рассказать о ряде компаний, которые торгуются на бирже. Все они прямо или косвенно связаны с космической отраслью и гонкой за коммерческие полёты. Так как я уже почти полгода имею акции некоторых компаний, решил написать материал на эту тему. Самое интересное, то что при поиске и подготовки материала я нашёл ни мало новых для себя компаний.
Повторю, то что писал в предыдущем материале.
Я не буду заострять внимания на стоимости акции, т.к. цены меняются постоянно и делать акцент на цене в моменте будет странным решением.
Хочу указать на пару аспектов перед прочтением материала:
В квадратных скобка указан тикер акции [ ].
Все иллюстрации подписаны, так что не бойтесь их открывать)
РКК «Энергия» — разработчик пилотируемых кораблей «Союз» и беспилотных грузовых кораблей «Прогресс». Эти корабли, помимо прочих применений, обеспечивают функционирование МКС и проведение экспериментов её экипажами, включая смену экипажей и обеспечение МКС материальными средствами.
Сейчас, из-за SpaceX у Энергии могут возникнуть серьёзные проблемы в связи с отсутствием контрактов на доставку грузов и экипажа на МКС.
Также коррупция в постройке космодрома «Восточный» является очень важным фактором, о котором не стоит забывать. Ещё не стоит забывать, что вся космическая отрасль Российской Федерации базируется на разработках СССР и ничего кардинально нового не было сконструировано и запущенно в оборот.
Американский оборонный подрядчик специализирующийся на беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Компания проектирует, разрабатывает, производит и поддерживает беспилотные системы для малых самолётов и системы быстрого заряда для электрических промышленных аккумуляторов.
Один из важных проектов это совместный с Soft Bank проект по разработке 5G сети, известный как HAPSMobile.
Аппарат будет представлять собой, визуально, крыло самолета, работающее на энергии солнечных батарей. Им будет возможно управлять удаленно и назначать маршрут, высота полета ожидается на уровне 20км, чтобы не создавать проблем пассажирскому транспорту и более эффективно использовать потенциал солнечных батарей. По оценкам разработчиков один аппарат подобного типа будет способен заменить 1800 классических вышек сотовой связи.
Является американским технологическим производителем аэрокосмической и оборонной продукции и систем.
Проектирует и производит жидкостные ракетные двигатели.
Кроме основного профиля, Rocketdyne занимается развитием систем снабжения электроэнергией и систем управления, в том числе:
Системы будут регулировать мощность, вырабатываемую солнечными батареями, и распределять ее на авионику, тепловые и двигательные системы многоразового космического корабля, а также на полезные нагрузки, требующие электроэнергии.
Boeing на протяжении многих десятилетий является крупнейшей авиакосмической фирмой в США.
В состав корпорации входят два основных производственных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Boeing Integrated Defense Systems (продукция военного назначения и космическая техника). Кроме того, в состав корпорации входят Boeing Capital Corporation (вопросы финансирования проектов), Shared Services Group (инфраструктурная поддержка) и Boeing Engineering, Operations & Technology (разработка, приобретение и внедрение инновационных технологий и процессов).
лично я верю в эту компанию и акции есть в моём портфеле
Американская компания, входящая в Virgin Group Ричарда Брэнсона и планирующая организовывать туристические суборбитальные космические полёты и запуски небольших искусственных спутников. В будущем компания планирует предложить своим клиентам и орбитальные полёты.
Один из пяти произведённых летательных аппаратов SpaceShipTwo «VSS Enterprise» потерпел крушение в 2014 году. На борту было два члена экипажа. Один из пилотов погиб.
Второй аппарат сейчас проходит испытания. Следующее испытание намечено на 13 февраля.
Американская компания, один из крупнейших мировых производителей военной и аэрокосмической техники. Более двух третей доходов от продаж продукции и предоставляемых услуг составляет федеральный клиентский сектор обслуживания военных заказов (без учёта иностранных заказчиков американского вооружения и военной техники). Стабильно входит в десятку крупнейших подрядчиков военно-промышленного комплекса США по объёму заказов.
Так же General Dynamics на протяжении длительного времени работала в кооперации с NASA с целью создания, эксплуатации и совершенствования автоматизированной системы пуска, контроля и орбитальной коррекции космических спутников.
Американская военно-промышленная корпорация, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения, автоматизации почтовых служб и аэропортовой инфраструктуры и логистики.
У корпорации есть отдельная компания Lockheed Martin Space Systems специализирующаяся на космосе.
Заказчики: NASA, NOAA, международные космические агентства.
Продукция: системы наблюдения, исследования Земли и пилотируемых космических полетов.
Космический корабль НАСА «Орион»;
Серия метеорологических спутников NOAA (GOES-R);
Заказчики: различные американские и иностранные коммерческие организации.
Продукция: спутники связи и наблюдения Земли.
Компания разработала ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9, и Falcon Heavy, с самого начала преследуя цель сделать их многоразовыми, а также космический корабль Dragon (выводимый на орбиту теми же Falcon 9), предназначенный для пополнения запасов на МКС.
С 2015 года участвует также в реализации проекта вакуумного поезда Hyperloop.
30 мая 2020 года состоялся первый пилотируемый запуск пассажирской версии корабля Dragon V2, предназначенной для транспортировки астронавтов на МКС.
Так как SpaceX нет на бирже. Я взял Tesla, т.к. на данный момент многие покупают её из-за невозможности инвестировать в SpaceX.
Стоит отметить, что Илон Маск недавно заявлял, что Tesla может стать Tesla Group и объединить в себе все разработки, к которым приложил руку Илон Маск.
Несомненно будет либо IPO, либо объединение в один холдинг.
Американская военно-промышленная компания, работающая в области электроники и информационных технологий, авиакосмической отрасли, судостроении.
Деятельность компании сведена в основные бизнес-группы:
Northrop Grumman Innovation Systems вошла в список компаний, отобранных NASA для разработки и производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну в рамках новой американской лунной программы «Артемида».
Крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности. Airbus Group является второй в мире по величине аэрокосмической компанией (после концерна Boeing). Компания разрабатывает, производит и продаёт гражданские и военные самолёты, ракеты-носители и связанные с ними системы.
Компания один из главных вкладчиков в строительство МКС, а одно из подразделений отвечает за исследовательский модуль «Коламбус» и за создание, и выведение на орбиту первого европейского беспилотного грузового корабля ATV.
Международная промышленная группа, выпускающая информационные системы для авиакосмического, военного и морского применения.
Компания Thales занимает третье место в мире по производству бортовых РЛС и систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Она производит значительную часть компонентов бортового радиоэлектронного оборудования для военной авиации.
Через фирму Elettronica (в которой Thales имеет 33 % акций) поставляется электроника для истребителя Eurofighter Typhoon и вертолета NHI NH9. Системы РЭБ, производимые компанией Thales, включают постановщики помех и оборудование радиотехнической разведки (РТР), а также интегрированные комплексы самозащиты для самолетов и вертолетов.
Фирма производит контейнеры с аппаратурой лазерной подсветки целей (второе место по объёмам продаж после Lockheed Martin), обзорно-прицельные системы для самолетов, кораблей и танков, разведывательные дневные и ночные ТВ-камеры (в том числе в контейнерных вариантах), комплексы оптико-электронного противодействия. 100% этой продукции производится Pilkington Optronics, входящей в состав Thales.
Стоит учитывать, что выпускаемая продукция на 60 % состоит из военной продукции.
Virgin Galactic и еще 4 компании, которые помогут заработать на космосе
«РБК Инвестиции » выбрали пять компаний, которые могут занять значительную долю космического рынка.
Основной бизнес Virgin Galactic — космический туризм, и сейчас она — единственная публичная компания в этом сегменте.
Virgin Galactic еще не запустила ни одного клиента в космос и только проводит тестовые полеты. Однако тут до недавнего времени было не все гладко — в декабре 2020 года вылет космического корабля Virgin Galactic провалился. По данным Bloomberg, в феврале 2021 года компания планировала проверить, удалось ли устранить неполадки бортового компьютера, но тогда полет был отменен. Компания приняла решение «предоставить больше времени для технических проверок». Успешные испытания все-таки состоялись в мае.
По результатам майского теста Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) обновило лицензию Virgin Galactic, разрешив ей полеты в космос с пассажирами на борту. Это значит, что Virgin Galactic сможет провести первый коммерческий полет уже летом.
Boeing построил первую ступень ракеты Saturn V, которая помогла астронавтам «Аполлона-11» отправиться на Луну в 1969 году.
Сейчас компания разрабатывает сверхтяжелую ракету-носитель Space Launch System (cистема космических запусков) — она может стать самой мощной ракетой, когда-либо доставлявшей астронавтов и зонды в дальний космос.
Boeing также разработал капсулу Starliner для доставки астронавтов на МКС и обратно. Однако капсула не смогла выйти на правильную орбиту во время испытательного полета в декабре 2019 года, также была обнаружена «потенциально катастрофическая» проблема с программным обеспечением. Boeing планирует повторить испытательный полет 30 июля.
«Единственная проблема при инвестициях в Boeing — их доля в космосе очень мала. Поэтому коммерческая авиация остается основной для Boeing. Да, сопутствующая тематика про космос присутствует, если она вам нравится — это дополнительный бонус. Но прежде всего инвесторы должны осознавать, в чем основной бизнес компании», — считает ведущий аналитик по международным рынкам «Открытие Брокер» и эксперт «Открытие Research» Алексей Корнилов.
Lockheed Martin — крупнейший в мире подрядчик в области аэрокосмической и оборонной промышленности. На заказы от правительства США приходится около 70% доходов компании, и Lockheed выигрывает от роста оборонного бюджета страны.
У компании долгая космическая история — она участвовала еще в создании космического корабля «Аполлон-11», на котором первый человек долетел до Луны.
Сейчас Lockheed разрабатывает космический аппарат Orion, который сможет доставить астронавтов на лунную орбиту и в дальний космос. Lockheed также производит спутники и космические зонды для NASA. Компания создала компоненты для марсоходов Mars Perseverance и Mars InSight, которые успешно приземлились на планете.
Чтобы усилить аэрокосмический профиль, Lockheed приобретет производителя двигателей Aerojet Rocketdyne.
«Lockheed Martin — это оборонные и космические госзаказы. США разработали космическую стратегию до 2030 года, сейчас также есть проект Artemis («Артемида») — лунная станция. Значит, госзаказы будут и дальше», — говорит генеральный директор УК «Спутник — Управление Капиталом» Александр Лосев.
У Honeywell International прочные позиции в аэрокосмической промышленности, но основные сферы бизнеса — коммерческая авиация и оборона.
Аэрокосмическая отрасль принесла 31% выручки в первом квартале 2021 года. Honeywell — ведущий мировой поставщик интегрированных электронных систем, двигателей и сервисных решений для авиастроителей, авиакомпаний, деловой авиации и авиации общего назначения, военных, космических операций.
Мощь Honeywell в оборонном и космическом бизнесе, поддерживаемая стабильными оборонными бюджетами США, должна содействовать развитию компании в ближайшие кварталы. В 2021 году Honeywell ожидает, что органический рост бизнеса будет стабильным — на уровне 1–5%.
В 2020 году компания запустила SATCOM — самую маленькую и легкую систему спутниковой связи для беспилотных летательных аппаратов.
Компания использует Глобальную систему позиционирования (GPS) и Глобальные навигационные спутниковые системы (GNSS) для определения точного местоположения в реальном времени. Связь компании с космосом можно определить тем, что Trimble выиграет от широкого распространения беспроводной связи, которая скоро будет доступна в любой точке планеты.
Больше интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Падение прибыли «Роскосмоса» в 42 раза объяснили пандемией и переоценкой активов
Консолидированная чистая прибыль госкорпорации по итогам 2020 года составила всего 292,633 млн рублей. Для среднего бизнеса показатель нормальный, но никак не для огромной госкорпорации, в которой работают десятки тысяч людей и которая оказывает многомиллиардные услуги. Показатель крайне неудовлетворительный и на фоне прибыли за 2019 год – тогда она составила 14,501 млрд рублей.
Вместо Дмитрия Рогозина отдуваться за потерю прибыли вышел первый замгендиректора «Роскосмоса» по экономике и финансам Максим Овчинников. С его слов, в госкорпорации всё хорошо и стабильно, а потеря прибыли – лишь «бумажная». Вызвана она «переоценкой находящихся в собственности госкорпорации акций предприятий в процессе их передачи в дочерние холдинги». Раньше они учитывались по номинальной стоимости, а теперь подешевели. Без переоценки чистая прибыль составила бы уже ₽9,8 млрд. С бухгалтерским учётом не поспоришь. Но кто же, если не сам «Роскосмос» виноват в том, что дочерние компании подешевели?
Ещё одна причина ухудшения финансовых показателей – перенос срока исполнения контрактов с зарубежными заказчиками. Это тоже объективный факт. Из-за пандемии единственный крупный частный заказчик пусков ракет – британская компания OneWeb откладывала поставку спутников. Из-за этого «Роскосмос» потерял выручку на ₽25 млрд. Очень серьёзно, но чистая прибыль сократилась из-за этого только на ₽1 млрд. В итоге, если закрыть глаза на потерю стоимости дочерних предприятий, если представить, что никакой пандемии не было, то чистая прибыль «Роскосмоса» могла составить ₽10,8 млрд – на 25% хуже прошлогоднего показателя.
Нашлись свои оправдания и для невыполнения задач в рамках госпрограмм. По федеральной космической программе выполнено только 10 задач из 18, по программе развития спутниковой системы «ГЛОНАСС» выполнены 16 мероприятий из 20, по «Космодромам России» выполнено только 8 мероприятий из 26. А по всем программам вместе взятым выполнены 53 мероприятия из 83 – это лишь 63,9%.
По версии Овчинникова задачи по «ГЛОНАССу» не были выполнены, потому что в этом не было необходимости. Имеющиеся спутники летают и не ломаются. Но ранее «Роскосмос» обещал не только поддерживать существующую группировку спутников, но и работать над повышением точности определения позиции до 1 метра, чтобы конкурировать с GPS. Для этого нужны новые спутники «Глонасс-К». Первый спутник этого поколения был отправлен в 2011 году, второй – в 2014-м, а вот третий задержался до 2020 года. Да и то его запуск переносился трижды. На орбиту предстоит вывести ещё 21 спутник «Глонасс-К», но их нет из-за отсутствия импортных компонентов, которые составляли 80% его начинки. Нет у производителя спутников и монтажно-испытательного комплекса: Главное военно-строительное управление (ГВСУ) №9 так его и не достроило.
Срыв выполнения задач по развитию космодромов Восточный и Плесецк топ-менеджер Роскосмоса объясняет корректировкой сроков в госборонзаказе. Но при этом опускает случаи коррупции на Восточном. Так, например, в октябре 2020 года был арестован директор космического центра «Восточный» Роман Бобков по обвинению в подстрекательстве к злоупотреблению должностными полномочиями и служебному подлогу. Он предлагал военному приёмщику и его жене должности с зарплатой в полмиллиона рублей в месяц за принятие недостроенных объектов.
Финансовые неудачи «Роскосмоса» очевидны. Зато Дмитрий Рогозин не постеснялся задекларировать за 2020 год доход в 83 млн рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2019 году.
«Роскосмос» предложил вернуть своих представителей в советы директоров
«Роскосмос» хочет получить право назначать своих представителей в советы директоров предприятий ракетно-космической отрасли по «золотой акции» от имени государства. Соответствующий законопроект, разработанный госкорпорацией, опубликован на портале проектов нормативных актов.
«Роскосмос» предлагает внести изменения в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Как отметили в пояснительной записке к законопроекту его авторы, раньше представителями государства по специальному праву («золотой акции») в организациях ракетно-космической промышленности назначались работники Федерального космического агентства, которые являлись государственными служащими.
«Золотая акция» — механизм корпоративного права, который позволяет государству контролировать решения советов директоров коммерческих организаций независимо от доли. Он позволяет в том числе накладывать право вето на изменения в уставе, реорганизацию, изменения уставного капитала или сделки.
После упразднения Федерального космического агентства в 2015 году и передачи его функций «Роскосмосу» госкорпорация потеряла возможность назначать своих сотрудников в советы директоров отраслевых предприятий, в отношении которых «Роскосмос» обеспечивает реализацию единой государственной политики, но не является акционером, либо имеет долю участия, не позволяющую оказывать существенное влияние на принимаемые обществами решения.
К таким предприятиям авторы проекта отнесли «Ипромашпром», Уральский институт проектирования промышленных предприятий, машиностроительный завод «Арсенал» и Московский машиностроительный завод «Вымпел».
Госкорпорация «Роскосмос» приобретает активы ЗАО «ПО «Космос» по рыночной цене
«РКК «Энергия» одобрила продажу «ПО «Космос»
На заседании совета директоров ОАО «РКК «Энергия» была одобрена сделка по продаже госкорпорации «Роскосмос» акций ЗАО «Производственное объединение «Космос».
В пресс-релизе, распространенном РКК «Энергия», говорится, что члены Совета директоров компании одобрили сделку по продаже госкорпорации «Роскосмос» ста процентов акций ЗАО «ПО «Космос», а также связанного с функционированием терминала в аэрогавани Внуково-3 имущества, которое в настоящий момент принадлежит ОАО «РКК «Энергия». Там же указано, что цена этих сделок определена анализом, проведенным экспертами аналитического агентства, она является рыночной.
Ожидается, что по завершении данной сделки на базе ЗАО «Производственное объединение «Космос» будет создан системный интегратор авиационного обеспечения предприятий, работающих в ракетно-космической отрасли.
Отметим, что 100% акций ЗАО «ПО «Космос» принадлежат ОАО «РКК «Энергия». Данное Производственное объединение работает в сфере доставки грузов спецназначения на космодромы, а также её деятельность связана с транспортировкой гражданских грузов и пассажирскими перевозками. Компания осуществляет перевозки по России, странам Содружества независимых государств, а также по европейским, азиатским, африканским и ближневосточным маршрутам. «ПО «Космос» работает с 1995 года, Объединение создано на базе летного отряда НПО «Энергия».
Государственная корпорация «Роскосмос» создана 28 декабря 2015 года после упразднения одноименного Федерального космического агентства. В задачу этой корпорации входит реализация государственной стратегии в космической отрасли. Среди функций госкорпорации значится, в частности, использование космодрома Байконур.