романтично депрессивный взгляд на жизнь
Романтично депрессивный взгляд на жизнь
Характеризуется пристрастием к «темному» и мрачному восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Естественно, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, это дает понять, что имеется в виду под готическим мировоззрением. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами (любителями смерти), хотя встречаются и более «тяжелые стадии». Характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства). Понятно, что «темное» восприятие мира не является вполне корректным объяснением для такого понятия как готическое мировоззрение. В принципе наличие у индивидуума готического мировоззрения вполне корректное основание, для того чтобы считать его готом, даже если он и не отвечает остальным критериям.
«Темный» имидж человека-гота
Это наиболее часто используемый и распространенный критерий. Наиболее часто встречающиеся виду готов рассмотрены ниже, но в целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, имеют черные волосы, красят ногти и губы в черный цвет и так же подводят глаза. Хотя все эти элементы подходят не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так, разнообразием внешних видов готов они обязаны в первую очередь уже упомянутым артистизму и стремлению к самовыражению. В настоящее время это самый часто используемый критерий. Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, чтобы его можно было кратко описать. Но все же можно обозначить основные особенности готического имиджа.
Готическая одежда, используемая каждым конкретным готом по большей части зависит от общего стиля индивидуума, далее перечислены наиболее распространенные виды.
Брюки, штаны. Разнообразие покроев и тканей от «исторических» панталон (парча, бархат, шелк) до латексных штанов с юбочками. Также штаны изготавливаются из кожи, кожзаменителя, винила, часто используются декоративные элементы в виде шнуровки по бокам, дырок, колец, иногда шнуруются от колен. Существуют как свободного покроя, так и обтягивающие, так называемые лосины, легинсы (из различных материалов, носятся представителями обоих полов).
Камзолы, жакеты. Обычно изготавливаются из парчи, бархата, шелка, женские могут оторачиваться мехом или перьями.
Плащи, накидки. От исторических до стиля модерн. Изготавливаются из бархата, шелка, бывают как односторонние, так и двусторонние, чаще всего с подкладкой другого цвета (алого, фиолетового, черного), иногда бывают с капюшонами.
Верхняя одежда. В странах с суровым климатом используются пальто, шинели, кожаные утепленные плащи, преимущественно черного цвета.
Обувь также как и одежда является непременным атрибутом готического имиджа. Ниже перечислены основные фирмы, занимающиеся производством «готической обуви»
Часто используются шарфы, боа из перьев, черного цвета.
Большую часть аксессуаров у нас достаточно тяжело достать, хотя ошейники и прикольные сумки можно купить в магазине «Маска».
Многие лица женского пола используют «парикообразные» прически в стиле 80-х (обычно неестественных цветов). Иногда делаются сложные прически по мотивам причесок прошлых эпох.
Что стало с готами, эмо и скинами? Реальные истории реальных людей
Ты еще помнишь, как популярны были эмо, готы, скинхеды и другие субкультуры 10 лет назад? Думаешь, все они вымерли? А вот и нет! Мы вспомнили четыре главных молодежных течения России 00-х, нашли их представителей и рассказываем тебе, как они живут сегодня.
История
Готы появились в Великобритании в конце 70-х, когда образовалось несколько групп-первопроходцев в новом музыкальном жанре – готик-роке: Bauhaus, Killing Joke, Gloria Mundi и другие. Поклонники этих бендов перенимали от кумиров разные элементы имиджа. Но поворотным событием в истории субкультуры стало открытие лондонского клуба Batcave («Пещера летучей мыши») – самого готического клуба на свете, который просуществовал с 82-го по 85-й.
Мировоззрение: Романтично-депрессивный взгляд на жизнь.
Дарья Масловская, 22 года
В субкультуру я «влилась» как-то само собой три года назад. На меня никак не влияла моя компания в те времена, да и не могу сказать, что стала готом в один день. Начали привлекать сначала одежда, стиль. Когда стала постарше, начала понимать мысли готов, начала разделять их взгляды. Мне действительно была интересна их позиция. Меня всегда тянуло к этому стилю, еще с самого детства. В одежде меня больше привлекает обычный готический стиль и викторианский. Каждый, на мой взгляд, человек, далекий от готической тематики, всегда ждет от гота чего-то мрачного, темного, мистического. Походы на кладбище также входят в мифы о готах. Готы – самые обычные люди. Они плачут, смеются, переживают. Они не поклоняются сатане (ну, разве что чуточку) и не едят младенцев. Правда, когда я училась в школе и одевалась во все черное с цепями, меня регулярно водили к директору, а учителя даже выдирали мне пирсинг в туалете. Я, конечно, защищалась и даже могла дать обидчику в нос, но, когда поступила на юрфак, все-таки начала одеваться более спокойно, а на работу (я сотовый оператор) хожу в ботинках, брюках и белой рубашке. Но готы – абсолютно нормальные люди, и я призываю всех не бояться и идти с ними на контакт.
История
Эмо, как и готы, пришли из мира музыки. В принципе и эмо-кор, и готик-рок вытекают из панк-рока, и у этих субкультур много общего, но и те и другие просто ненавидят, когда их сравнивают. Главное отличие эмо от готов в том, что первые – ненавидят себя, а вторые – как настоящие нигилисты – окружающий мир. Эмо отличает романтизм, страдания от неразделенной любви и, как ты мог догадаться, повышенная эмоциональность. Вот почему их главные цвета – черный и розовый. Черный – это про одиночество и отверженность, а розовый – про редкие вспышки радости и счастья. Вот они как раз и слушали Tokio Hotel. В 2007-м эмо была самой распространенной субкультурой, а власти РФ даже пытались с этим бороться – 2 июня 2008 года в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых депутаты предлагали всеми силами бороться с эмо и готами, считая, что это неминуемо приводит к детскому суициду.
Мировоззрение: Страдание от неразделенной любви, вечная грусть и одиночество.
Влад Кузевой, 25 лет
Я пришел к тому, что я – эмо, шесть лет назад, потому что всегда знал, что я не такой, как все окружающие меня люди. Я плыву по другому течению. Все думают, что эмо – те, кто всегда плачут и режут руки, но это не так. На деле мы просто очень эмоциональные и не стесняемся этого (но на людях тоже не показываем – все переживаем в себе). Сейчас я учусь на филологическом факультете СПбГУ и одеваюсь так, как хочу. Мне абсолютно все равно, что кому-то не нравятся мои шнурки в шашечку или толстовки с капюшоном, потому что все эти годы окружающие не могут закрыть глаза на ярко выраженные субкультуры и постоянно нас оскорбляют. Чаще всего это что-то вроде: «Пи***асы!» (гомосексуалисты. – Прим. ред.), но я с этим давно свыкся и не обращаю внимания даже на подколы со стороны однокурсников.
Visual Key
В буквальном смысле visual key означает «визуальный стиль». Эта субкультура зародилась в Японии в начале 90-х, когда местный панк-рок смешался с глэм-роком и металлом. Этим движением управляли андрогины – парни в женской одежде, париках и на полном марафете. В России этой субкультурой увлеклись в эпоху рассвета аниме и манги – японских мультиков и комиксов, там почти все персонажи андрогинны.
Павел Иванов, 23 года
Мне кажется, что человека, который в 5–10 классах 10 лет назад не смотрел аниме, найти очень сложно. У меня до сих пор на полке стоят 40 манг (аниме-комиксы. – Прим. ред.) про каких-то школьниц, геев из Токио и мой любимый «Трогательный комплекс» про двухметровую телку и ее мелкого парня. Я по этим комиксам, кстати, научился рисовать: там в конце каждой книжки были самоучители. В общем, вся эта японская культура меня прямо с головой накрыла, и я пошел дальше: записался на курсы японского, начал слушать японский рок и делать какие-то сумасшедшие прически. Правда, косметикой я решил не краситься, это было бы слишком. Даже на мой ярко-рыжий ирокез слишком много внимания обращали. А потом мода на все это начала идти на спад, я нормально постригся, съездил в Японию и как-то переболел этой темой. От былых увлечений остались только отличные навыки рисования и знание языка. Сейчас я учусь на журфаке, у нас есть отделение японского языка, и я периодически занимаюсь вместе с японцами. Это классный опыт, и я во многом благодарен тому моему давнему увлечению их культурой.
Скинхеды
Мировоззрение: Россия для русских.
«Регбист», 30 лет
Вся суть скиновства была как в песне «Жизнь на московских окраинах»: белые вагоны, драки за цвета любимой команды, наточенные пряги, арматура в рукаве, пародирование английской моды и тяжелые ботинки, которые шикарно крушили зубы зверей. Такой кружок славян или игра в «300 спартанцев». У меня есть пара ножевых ранений от антифашистов. У нас всегда была и есть банда, в ней больше 300 человек, которые борются за чистоту и порядок в городе, в котором живут. Но все вышеперечисленное не мешает мне оставаться деятелем искусства – сейчас я снимаю короткометражку о моде. В повседневной жизни «гриндера» не ношу — отдаю предпочтение кроссовкам Kenzo, но все еще считаю, что лучший учитель «чистоте» – это выбитый зуб.
Романтично депрессивный взгляд на жизнь
описание неформального движения и субкультуры на первую половину 2004 года
Введение
Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений.
Однако прямого заимствования субкультуры не произошло.
В настоящее время в Санкт-Петербурге численность и активность готов еще недостаточно велика, чтобы сформировать самостоятельное движение.
Готическое мировоззрение
Характеризуется пристрастием к мрачному восприятию мира.
В целом это романтично-депрессивный взгляд на жизнь.
Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.
Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин (танатофилия) следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (не мертвых и не живых).
В исходном смысле «танатос» не есть стремление к смерти или стремление умереть, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти более развитый у мужчин, чем у женщин, который обслуживает «эрос».
Характерными чертами готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).
GypsyGoth, HippieGoth
Для представителей этого течения характерна одежда мешковатого вида и сложной конструкции, ткани различных цветов (например, бархат темно зеленого, темно красного и синего цвета), множество различных украшений, амулетов.
Одежда:
Женская: Платья сложной конструкции, мешковатые кофты, блузы, чаще всего не черного цвета, но обычно темных оттенков различных цветов.
Мужская: Рубашки с широкими рукавами, свободные штаны.
Обувь: остроносые ботинки.
Прическа женская и мужская: свободно ниспадающие волосы естественного цвета, иногда в волосы вплетаются ленты.
Украшения: чаще деревянные либо камни. Характерны украшения с магическими символами (знаками рун).
Аксессуары: аналогичны аксессуарам, используемым хиппи
Грим: Характерные особенности отсутствуют.
Ассимилированные субкультуры
Готическая субкультура на Западе оказывает заметное влияние на молодежную культуру в целом. Это влияние особенно заметно на примере ряда музыкальных коллективов (в том числе и коммерческих проектов), некоторые характерные черты творчества которых заимствованы из эстетики «готов». Причем сами музыканты себя как «готов» часто не идентифицируют. Подобная ситуация сказывается и на специфике групп поклонников этих музыкальных коллективов: подражая своим кумирам они начинают использовать в одежде помимо «фанской» (фанатов музыкальных групп) атрибутики, также атрибутику характерную только для «готов», и подчас идентифицировать себя с представителями этой субкультуры, не перенимая их норм поведения и специфических социальных институтов.
Химозники
В отличие от всех остальных течений готической субкультуры, Химозники представляют собой некое субкультурное ответвление, более имеющее признаки фанатов музыкальных групп, а не образа жизни. Химозники примкнули к движению готов, часто самоидентифицируя себя как готов, причем вопреки мнению самих готов.
Из-за указанной специфики данного крыла готов, их собственное деление происходит по фанатам конкретных музыкальных групп. Кроме того, в отличие от описаний собственной субкультуры, публикуемой готами, химозникам оказалось более свойственно публиковать различные вариации биографий своих музыкальных групп и их лидеров.
К данному крылу относятся фанаты музыкальных групп «HIM», «Расмус», «69 eyes».
Группа «Расмус» «The Rasmus»
История «The Rasmus» началась в 1994-м году в одной из средних школ Хельсинки. Подростками Лаури, Эйро и Паули заслушивались Metallica и Nirvana, что нашло отражение в их начальном репертуаре. Поначалу у будущих звезд не было никаких далеко идущих планов, и неизвестно, как сложилась бы их дальнейшая судьба, если бы кто-то из учителей не посоветовал ребятам заняться музыкой всерьез – попробовать, например, писать свои песни. Ребята задумались (правда, ненадолго) и уже в следующем году выпустила свой первый сингл, записанный на собственные средства (им довелось даже расклеивать объявления и работать на почте). Демо-запись попала на радио, далее события развивались с ошеломляющей скоростью. Rasmus заинтересовался Warner Finland – местный филиал одного из крупнейших выпускающих лейблов. На нем в мае 1996 и был выпущен дебютный альбом группы, получивший название «Peep» и разошедшийся десятитысячным тиражом, что является огромным показателем для маленькой Финляндии.
Группа «69 eyes»
Группа возникла в 1990 году в Финляндии. В 1999 году начала играть в созданном ею новом стиле, названном goth’n’roll.
В отличие от группы HIM, вокруг которой идут баталии о ее «готичности» или «неготичности», в среде готов сама постановка вопроса о «готичности» группы «69 eyes» считается неуместной.
Некоторые специфические особенности музыкальных интересов
Своеобразным индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами отдельных видов классической симфонической музыки в качестве элемента собственной субкультуры.
Из имеющегося спектра классической музыки наибольшее предпочтение отдается произведениям Баха, Грига, Вагнера, Моцарта, Вивальди, Мессиана. В тоже время отсутствует унифицированный перечень композиторов, рассматриваемых готами как части своей субкультуры. Фиксировались, к примеру, споры о том, насколько «готичен» Вивальди. Имеют место также посещения концертов классической музыки в СПб Филармонии и Капелле.
Наравне с классическими произведениями, в среде готов популярен стиль, именуемый «неоклассик»: «Эленд», последние альбомы группы «Лакримоза».
Наличие специфических черт неагрессивной субкультуры
Самостоятельным атрибутом принадлежности к готам, как к неагрессивной интеллектуализированной субкультуре, является демонстрирование отсутствия накаченных мышц и астенического телосложения у мальчиков.
В данном случае имеет место хорошо видимый внешний атрибут, противопоставляемый значимым аналогичным атрибутам в среде гопников, скинхедов и иных агрессивных формирований.
Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи.
Данные черты субкультуры становятся наиболее наглядны в присутствии представителей агрессивных формирований, с их предпочтениями плотного телосложения, развитой мускулатуры и бычьей шеей.
Роле-половое поведение
В ролеполовом плане имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует, что как раз характерно для хиппи-ориентированного движения.
Особенностью субкультуры готов является то, что там весьма комфортно чувствуют себя именно девочки. В настоящее время в Санкт-Петербурге ощущается сильный дефицит подобных неформальных движений, так как в агрессивных движениях отсутствует равноправие девочек и мальчиков, а в неагрессивных ответвлениях различных движений («анимэшники» и «неагрессивное крыло ролевого сообщества»), в которых также превалируют девочки, комфортность отсутствует в силу ряда специфических причин, характерных именно для данных движений.
В силу указанных факторов, существует большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными условиями именно для девочек.
В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.
Роле-готы
Роле-готы появились за счет прихода готов в места тусовок ролевиков (ст. м. «Черная речка»), либо в места совместных тусовок различных движений (Казанский собор, Малая Садовая ул., дворы Капеллы). Другая составная часть роле-готов появилась за счет изменения самоидентификации части ролевиков.
Данное крыло существенно отличается от западной кальки роле-готов, так как на западе наиболее распространены готы-реконструкторы (энтиквити-готы).
Специфическая атрибутика: Может соответствовать атрибутике любого из ответвлений. Специфическая атрибутика, которая отделяла бы роле-готов по внешним признакам от других крыльев, еще не сложилась.
Панко-готы
При обследовании данной категории готов, впервые с 1992 года, были выявлены группы панков с характерными хиппи-ориентированными признаками, когда только внешняя атрибутика является панковской, а нормы поведения, структура групп и иерархия ее членов является типично хипповской.
Специфическая атрибутика: внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашенные волосы, грим (выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами»), крашеные в черный цвет ногти.
Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.
Готы-вампиры (вамп-готы, вампайер-готы)
На западе – это одно из самых старых направлений готической субкультуры, на данный момент является одним из самых многочисленных.
Основное влияние на возникновение и популяризацию данного крыла готов в Санкт-Петербурге оказал фильм «Голод», «Интервью с вампиром».
Одной из декларируемых черт гота-вампира является бисексуализм. Это может проявляться как в форме деклараций с частичной имитацией феминного типа поведения мальчиками (но не в грубой форме), так и в реальном гомосексуализме. Последний более напоминает транзиторный гомосексуализм, так как часто рассматривается подростками как продолжение дружеских отношений. В этом плане имеются параллели с движением бэггеров.
Другой характерной чертой поведения является демонстративное «кусание в шею». Это своего рода визитная карточка гота-вампира. Укусы бывают от почти незаметных следов зубов на шее, до выступающих на коже капель крови.
Специфическая атрибутика:
Цвета в одежде: преобладание черного и красного.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.
Одежда: В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля, так как на западе существуют готические бутики, а в России одежда шьется в ателье или перешивается из иной одежды.
Для российских готов характерен общий вариант:
Мужская одежда: Шелковые рубашки с поднятым воротником, кожаные штаны, кожаные плащи.
Женская одежда: Длинные платья, стилизованные под старину, более простой вариант – длинные, черные юбки, черные блузы. В 2003 – 2004 годах в категорию вампирской женской одежды вошло большое количество средневековой готической одежды.
Обувь: остроносые ботинки, туфли.
Интернет – готы
Интернет – группа готов (на Западе их называют «сетевыми группами») в Санкт-Петербурге к концу 2003 года составляла не более 70 человек. Персональная идентификация проводилась в период, когда движение готов было отнесено к категории экстремистских формирований. После изменения категорийности движения в конце 2004 года до уровня «неагрессивное» формирование, персональная идентификация была прекращена, в связи с чем, дальнейший подсчет численности группы интернет-готов в Санкт-Петербурге стал приблизительным. К концу 2004 года численность группы оценивается в пару сотен человек.
Возникла в 1996 году, к настоящему времени состоит из лиц 20 – 30 лет. Является виртуальной группой, общение – преимущественно по Интернету. В подобной ситуации виртуальной группой является не территориальное формирование, а все участники переписки на готических сайтах.
Интернет-готы сформировали субкультуру на территории России и Украины. Однако влияние сетевых готов на субкультуру готов в СПб небольшое и продолжает ослабевать со временем.
В 2004 году ориентировочная численность данной группы составляла несколько сотен человек в возрасте 15-30 лет.
Стоит отметить, что именно в данной группе оказался распространен вандализм. Однако вандализмом занимались заезжие московские готы.
Потребление алкоголя и наркотиков
Готы, следуя общемолодежным нормам поведения, весьма активно потребляют алкоголь. Приоритеты отдаются пиву, водке, крепленым винам. Допускается использование спиртосодержащих жидкостей типа аптечной «настойки овса».
Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино.
Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями.
В среде готов не были выявлены токсикоманы, потребляющие ингаляционные наркотики. В тоже время, допускается медикаментозная токсикомания с использованием седативных и успокаивающих препаратов. К примеру, используется димедрол.
Информация о потреблении наркотиков отсутствует. В тоже время, в фольклоре часто с позитивной точки зрения оценивается потребление наркотиков из конопли.
Готы и криминал
На кладбище Александро-Невской лавры были выявлены надписи интернет-готов, нанесенные краской в склепе. Личность нарушителя идентифицирована. Им оказалась жительница Москвы, ранее проживавшая в г. Выборг Ленинградской области.
Группировка немногочисленна, неагрессивна, однако из-за случаев вандализма на кладбищах отнесена к категории экстремистских формирований. В 2003 – 2004 годах повторяемость правонарушений в Санкт-Петербурге не зафиксирована.
Готы и сатанизм
В атрибутике готов большое значение имеет сатанинская атрибутика. Отношение к сатанизму на этом исчерпывается. Сплошной скрининг готов показал, что идеология сатанизма готам в основном не находит отклика. Контакты с дьяволопоклонниками прослежены не были.
Вероятно подобная позиция связана с тем, что в среде готов распространен буддизм, в связи с чем, сатанизм не воспринимается с христианских позиций.
Имели место спорадические контакты с сатано-ролевиками. При проведении в 2004 году сатанинского ритуала «Шабаш» под видом ролевой игры, одной из целей дьяволопоклонников (по показаниям одного из организаторов) было вовлечение готов в свои формирования.
Взаимоотношения с иными молодежными движениями
Готы иногда становятся объектом избиения и ограбления на улицах Санкт-Петербурга.
Роле-готы, находящиеся на ст. метро «Черная речка» часто становятся объектом агрессии экстремистского крыла ролевого сообщества. Данное крыло рассматривает готов как «гото-толчков», то есть как части неагрессивных толкиенистов. Учитывая, что роле-готы заметно выделяются внешним видом из толпы ролевиков, готы часто подвергаются избиению и ограблению со стороны экстремистских группировок «Грибные эльфы» и «Моргиль».
Тусовка готов, некоторое время находившаяся в районе улицы Малая Садовая, летом 2004 года подверглась нападению курсантов милиции.
Окологотические фанские движения
На Западе мощная субкультура готов, перешедшая в категорию базисной, ассимилировала часть фанских сообществ, возникших вокруг музыкальных групп. Ассимиляция не могла завершиться, так как слишком многое что разделяло готов и окологотические фанские движения.
Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге субкультура готов не является базисной, да и сама субкультура еще не полностью сформировалась, рецепция западной готической субкультуры вызвала у нас ряд проблем.
Наиболее крупной такой проблемой является частичная ассимиляция фанских групп, поклонники которых также именуют себя готами. В тоже время, ассимилянты на Западе находятся в подчиненном положении к готической субкультуре. Однако в Петербурге они стали равноправными, и фанские группы могут воздействовать на субкультуру готов в сторону упрощения и размывания.
Химозники
Химозники (химики) – совокупное наименование фанов (фанатов музыкальных групп), декларирующих о своем отношении к «готам».
Исследований в области культурологи о причинах, по которым подобные группы не имеют отношения к готам, выявить не удалось. В среде готов распространено мнение, что произведения этих групп не имеют отношения к готике, а являются «попсой».
К данному крылу относятся фанаты музыкальных групп «HIM», «Расмус», «Evanescence». Эти группы создали музыкальные направления, отнесенные ими к готической культуре: Love metal («HIM»), и др.
Из-за неприятия химозников как части готов, в среде Санкт-Петербургских готов обычно используются уничижительные наименования фанатов группы HIM: «бэбики», «гей-готы» и др.
Примечание:
Так как объектом настоящего исследования является не сами музыкальные группы, а возникающие вокруг них подростково-молодежные формирования фанского или более сложного субкультурного характера, анализ отношений химозников к готам будет производиться не по культурологическим аспектам музыкальных групп, а по социологическим и социально-психологическим аспектам подростково-молодежных формирований.
Химозники – самостоятельное движение
Несмотря на то, что химозники самоидентифицируют себя как «готов», структура их формирований и субкультура сильно отличается от того, что имеется у «готов».
Прежде всего, химозники являются характерными фанатами конкретных музыкальных групп, а не приверженцами какой-либо субкультуры, в том числе и готической. В этом плане они мало отличаются от фанатов Аллы Пугачевой или Киркорова. Подобная картина очень хорошо видна при отслеживании материалов сайтов химозников. Они очень абстрактно воспринимают субкультуру готов, добиваясь признания за собой того же наименования. При этом они ни в коей мере не рассматривают готическую культуры как образ жизни, этику и нормы поведения. Происходит только частичное приятие внешней символики и атрибутики.
При подобных обстоятельствах, различие между готами и химозниками даже большее, чем между андеграундным панком и фанатами панк-рока, или алисоманами и панками.
Готов и химозников можно отнести к разным подростково-молодежным движениям. Отсутствует заметная миграция между этими ответвлениями готов (что обычно характерно для родственных формирований в любых молодежных движениях). Очень заметна разница в культурном, интеллектуальном и образовательном уровне.
Движение химозников при этом, обладает некоей собственной детско-подростковой субкультурой, находящейся где-то между общемолодежной субкультурой и субкультурой готов. Причем ближе именно к общемолодежной субкультуре.
В настоящее время субкультура готов еще не достаточно развита, чтобы спокойно ассимилировать химозников без каких-либо потерь для себя. Более того, из-за примерно соизмеримой численности готов и химозников существует конкуренция, приводящая к размыванию субкультуры готов, восприятию ее в упрощенном, утрированном варианте.
Численность химозников в СПб составляет примерно половину от всех готов.
История развития движения
В Петербурге химозники появились примерно в 1999 году. Тогда движение было самостоятельным движением поклонников группы HIM. Через два года на клубной сцене города стали появляться группы, играющие love metal, которые позиционировали себя как готик рок.
В клубах, на готических пати, начали появляться поклонники love metal, и соответственно большинство из них стали называть себя готами. Помимо своей, характерной только для их движения атрибутики, фанаты HIM стали использовать элементы атрибутики готов.
Взаимоотношения с готами
Готы отнеслись негативно к такому количеству «левых» людей, и для обозначения их как некой формации внутри движения придумали понятие «химозники» (от слова HIM). Учитывая отсутствие собственно названия у данной крыла «готов», название привилось.
На претензии фанатов групп «Расмус» и «Evanescense» именоваться «готами», готы вообще посчитали ниже своего достоинства как-либо реагировать.
Взаимоотношения готов и химозников крайне напряженные. Готы весьма болезненно и несколько надменно реагируют на попытки химозников расширить достаточно интеллектуальную субкультуру за счет фанатских формирований. Однако возникшую проблему нельзя было игнорировать из-за большой численности химозников, соизмеримой с самими готами.
Переругивание перешло в затяжные словесные конфликты в сети Интернет. Физическое противодействие отсутствовало из-за неагрессивности обеих сторон.
Возрастной и роле-половой состав
Средний возрастной состав – от 15 до 18 лет. Минимальный возраст – 14 лет. Редко встречаются лица 19-20 лет. Более взрослый состав обычно отсутствует. Движение неагрессивно, разобщено, иерархия отсутствует. Для движения характерно равноправие полов. Существенное численное превосходство девочек: примерно 1 – 2 мальчика на 10 девочек.
Для обоих полов характерен бисексуализм. Последний вряд ли можно отнести к категории транзиторного гомосексуализма, так как он рассматривается как часть образа жизни, а не случайные факты «дружбы» с близковозрастными знакомыми.
Выводы
1. Нормы поведения, идеология и мораль существующих в Санкт-Петербурге групп готов в настоящее время не входят в противоречие с действующим законодательством.
2. Движение готов в Санкт-Петербурге в настоящее время отсутствует и находится в стадии формирования.
3. Субкультура готов в нынешнем положении может быть отнесена к неагрессивной, социально-безопасной.
4. Группа «Интернет-готов», из-за проявившейся склонности к вандализму, будет в дальнейшем отслеживаться для уточнения наличия склонности к экстремистским проявлениям.
5. Формирования химозников не имеют отношения к субкультуре готов, являясь типичными фанатами музыкальных коллективов типа Аллы Пугачевой или Киркорова, с использованием отдельных внешних атрибутов готов.
6. Субкультура готов является потенциальной базовой субкультурой хиппи-ориентированной направленности. После становления движения готов в одно целое, вероятна ассимиляция в него всего некрофетишистского сообщества. При этом вероятно заметное снижение агрессивности среди существующих некрофетишистских групп.